УДК 37.013
© Т.В. Амельченко Региональные тенденции развития социального образования
В статье представлены различные точки зрения на понятие «социальное образование», тенденции развития социального образования в мировом образовательном пространстве и в России, а также выделяются региональные тенденции развития социального образования, обусловленные особенностями развития российских регионов.
Ключевые слова: социальное образование, тенденции развития социального образования, региональная социальная политика, профессиональная компетентность работника социальной сферы.
T.V Amelchenko
Regional trends in the development of social education
The article presents various views on social education, on trends in the development of social education in the world educational space and in Russia, as well as the regional trends of social education development are highlighted, due to the peculiarities of the development of Russian regions.
Keywords: social education, development trends of social education, regional social policy, professional competence of social workers.
В настоящее время создается современная модель социальной работы в России как результат многолетнего научно-практического поиска, в процессе которого изучался и анализировался отечественный и зарубежный опыт, создавались наиболее приемлемые для современной социальной ситуации квалификационные и этические стандарты этой профессии.
Гуманистически ориентированные преобразования социальной сферы потребовали большого количества квалифицированных специалистов нового - социального - профиля, что обусловило появление социального образования как инновационного ресурса общества, как особого направления профессионального образования. «... смыслом, целью и содержанием функционирования всей образовательной системы является развитие личности. Соединить это в состоянии лишь социальное образование...» [2].
Анализ и обобщение различных трактовок понятия «социальное образование» позволяют отметить, что под социальным образованием к началу XXI века стали понимать:
- развитие и саморазвитие личности специалиста, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях реформируемого общества (В .А. Сла-стенин);
- формирование и воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, смысложизненных ориентаций, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа, а также массового социального просвещения, социального воспита-
ния широких слоев населения, формирование у них умения жить в условиях взаимодействия в социуме (С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Е.И. Холостова и др.);
- процесс или результат обучения (подготовки) человека для последующей самореализации в обществе, в социальной среде его жизнедеятельности (Л.В. Мардахаев, В.А. Никитин, П.Д. Павленок);
- профильную систему образования, включающую преемственно взаимосвязанные компоненты содержания общего образования, специальности и направления подготовки разных уровней профессионального образования; реализующие их учебные заведения и органы управления, структурно и функционально сориентированные на потребности социальной сферы (В .И. Жуков);
- подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук;
подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание (В.Г. Бочарова, В.И. Жуков, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.И. Курбатов, Л.В. Мардахаев, В.А. Никитин, П.Д. Павленок, В.А. Сластенин, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова и др.).
Обращаясь к социальному образованию как профессиональному образованию работников социальной сферы, необходимо отметить его направленность на инновационное изменение среды и региональной инфраструктуры, участие в становлении гражданского общества (В.Н. Яр-ская), формирование у будущих специалистов адекватных представлений о процессах, проис-
ходящих в современном мире, подготовку специалистов, готовых к разработке и апробации технологий социальной интеграции личности в общество, к социальному прогнозированию, проектированию и моделированию социальных процессов и ситуаций, к экспертизе проектов в социальной сфере.
Социальное образование как самоорганизующаяся система испытывает на себе влияние законов, функционирующих в обществе и определяющих свое собственное внутрисистемное развитие. Исследование путей эффективного управления процессом развития социального образования и квазипрофессиональной деятельности будущего работника социальной сферы должно быть, таким образом, направлено на выявление основных тенденций этого развития. Тенденция выражает определенный порядок причинной, устойчивой связи между структурно-содержательными и функциональными компонентами социального образования, отражает многообразие их взаимодействия и отношений. Степень приближения тенденции к закономерностям и законам определяется ее устойчивостью, систематичностью, повторяемостью.
В мировом образовательном пространстве и в развитии образования в России необходимо выделить ведущие тенденции развития социального образования:
- гуманистической направленности социального образования;
- антропологической обоснованности социального образования;
- реализации культурологического подхода и возрастания значимости общечеловеческих ценностей в социальном образовании;
- усиления интеграционных и междисциплинарных связей в социальном образовании;
- тенденции, связанной с нарастанием кризисных явлений в социуме и высокой динамикой социальных процессов в микросреде;
- детерминации формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы региональными социально-экономическими условиями [1].
Последняя выделенная тенденция обусловлена тем, что в настоящее время регион становится элементом не только экономической или географической дифференциации, но универсальной единицей в системе территориальной организации общества. Высокая значимость территориальной общности для политического, социально-экономического и социокультурного развития человека, с одной стороны, и существенное влияние регионов всех уровней на локаль-
ные, внутригосударственные, международные и глобальные процессы - с другой, способствуют обоснованию того, что региональная политика имеет доминирующее влияние на социализацию личности и способствует определению стратегических направлений в подготовке работников социальной сферы, призванных решать проблемы социальной помощи определенным слоям населения региона.
Исследования регионального подхода к профессиональной подготовке работников социальной сферы единичны и еще не получили широкого распространения. Однако имеется ряд исследований, которые рассматривают данную проблему (Ю.Ф. Абрамов, Т.С. Базарова, Б.Д. Беспарточный, Ж.Ю. Брук, С.И. Григорьев. Л.Г. Гуслякова, Д.Ц. Дугарова, М.Б. Лига, И.А. Маланов, Г.В. Мухаметзянова, Ф.Ш. Мухамет-зянова, М.Н. Очиров и др.).
Региональные особенности профессиональной подготовки работников социальной сферы (гео-графо-демографические, социально-экономические, этно-культурологические) определяют структуру и содержание их профессиональной подготовки в вузе, формирование их профессиональной компетентности, что должно успешно обеспечивать социальную работу с населением региона, позволит разработать региональные социальные технологии, приемы организации и проведения социальной работы с различными слоями населения.
Цель статьи - определить региональные тенденции развития социального образования и формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы.
Анализ литературных источников по проблемам социально-экономического развития российских регионов и организации социальной защиты населения в них необходимо дополнить результатами опытно-экспериментального лон-гитюдного исследования (2002-2007 гг., 20072012 гг.). С целью анализа необходимости этно-региональной составляющей в формировании профессиональной компетентности работника социальной сферы было проведено анкетирование, в котором приняли участие студенты Забайкальского государственного университета, среди которых были русские, буряты и др. (рис. 1).
Результаты анкетирования свидетельствуют, что в целом студенты знают, что живут в полиэтническом регионе, поэтому данные по 1-3 вопросам анкеты различаются незначительно (80 и 85%; 95 и 95%; 87,6 и 90%).
На 5-й вопрос: «Владеете ли Вы языками на-
родов, проживающих на территории Забайкалья?» ответили «да» 12,3 и 16%, в основном это студенты-буряты, которые владеют русским языком.
Затруднения вызвали вопросы, связанные со знанием традиций, обычаев других этносов -47,6 и 68%; с готовностью будущих работников гибко изменять свое поведение при взаимодействии с представителями иных этнокультурных
Проведенный анализ, обоснование сущности этнорегиональной специфики формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы в совокупности определили утверждение возможности и необходимости целенаправленного ресурсно-технологического обеспечения данного процесса за счет актуализации потенциала, ресурсов образовательно-профессионального пространства региона.
Исследование процесса профессиональной подготовки работника социальной сферы позволило выделить региональные тенденции развития социального образования, рассматривая их как особенное и единичное по отношению к общим тенденциям развития образования в мире и в России.
Региональная тенденция, включая в себя то общее, что есть в развитии социального образования, его гуманистическую направленность, антропологическую обоснованность, культуро-логичность и аксиологичность и т.п., указывает на частные, конкретные, особенные проявления социальных отношений, взаимодействий с учетом региональной специфики.
Обращение к категориям: общее, особенное, единичное позволяет выделить инвариантные и вариативные компоненты в социальном образо-
групп (76,9% и 89%); со знанием региональных социальных учреждений - 72,3 и 100%; с ориентацией в региональных социальных проблемах -67,6 и 100%. Стопроцентные ответы характерны для студентов, обучающихся на этапе 2007-2012 гг. после проведения формирующего эксперимента, целенаправленной работы по содержанию этнорегиональной составляющей.
вании и в формировании профессиональной компетентности работника социальной сферы. Так, характеризуя образовательно-профессиональное пространство в общем, можно отметить наличие взаимодействия в социальной сфере в рамках практического аспекта, определенного госстандартом образования. В рамках региональной специфики характер взаимодействия в социальной сфере может быть определен сетевым взаимодействием и социальным партнерством, насыщенными и обогащенными регионально-этнической составляющей. Содержательный компонент формирования профессиональной компетентности инвариантно представлен компетенциями, соответствующими госстандарту образования, а как особенное и вариативное может быть представлено в нем отражением регионально-этнических особенностей социальной действительности в регионе. Операционно-деятельностный компонент в особенном проявляется через региональные технологии социальной работы. Категории общего, особенного и единичного требуют определения соотношения общечеловеческого, национального и индивидуального в отборе содержания образования, его направленности на формирование этнических эталонов, ментальных характеристик, индивиду-
120%
?
у 0%
123456789 10 11
Количество вопросов
Рис. 1. Результаты анкетирования по этнорегиональной составляющей
альных склонностей и способностей личности.
Таким образом, на основе соотношения единичного, особенного и общего выстраивается наше представление о взаимосвязи региональных и общих тенденций развития социального образования, а знание взаимосвязи общего, особенного и единичного является необходимым условием теоретической и практической деятельности.
В спектре всех рассмотренных аспектов нами выделены следующие региональные тенденции развития социального образования и формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы в нем.
1. Формирование национально-регионального компонента в структуре содержания социального образования.
Основу содержания данного компонента должно составлять признание этнокультурной самобытности и народных традиций в регионе, понимание культурной значимости своеобразия своего региона, которое проявляется в кросс-культурной восприимчивости, в огромном исто-рико-социальном опыте совместного проживания и сотрудничества народов и этнических групп региона. «...изучение дисциплин национально-регионального компонента должно вести не только к знанию его содержания, но и к пониманию его человеческого смысла, к признанию ценностного значения» [5, с. 97].
2. Формирование профессиональной компетентности работника социальной сферы, ориентированной на жизнедеятельность людей, проживающих в полиэтническом регионе в условиях трансграничья.
Проективная деятельность специалистов социальной сферы связана с произведением запланированных изменений в социуме. Ее объектами становятся многообразные явления и процессы, происходящие в этой действительности. К ним относятся социальные системы разного масштаба и их отдельные компоненты, социальные процессы и их отдельные компоненты, социальная среда, система социально-педагогических отношений, социально-педагогические ситуации.
3. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в формировании профессиональной компетентности работника социальной сферы.
Под «сетевым взаимодействием» мы понимаем возникновение партнерских отношений между отдельными социально-экономическими субъектами, в основе которых лежат следующие основные положения сотрудничества:
- общее информационно-деятельностное пространство, обеспечивающее возможность свободно обмениваться информацией о своей деятельности с другими участникам сети;
- общий интерес, совместно реализуемая идея, которые могут повысить эффективность функционирования каждого из сетевых партнеров;
- ресурсы носят взаимодополняющий характер, необходимый для решения общих профессиональных задач;
- возможность совместной деятельности участников сети, коллективной поддержки и оценки своей инициативы, возможность участия в определении общей цели, системы ценностей, средств и технологий совместной деятельности;
- определенные институциональные рамки взаимодействия: форма сетевого «общения», каналы взаимодействия, наличие или отсутствие формализации отношений (подписание договоров о сотрудничестве и др.).
4. Интенсификация и оптимизация процесса формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы.
Мера интенсификации - усиление целенаправленности образовательно-профессионального процесса. В контексте исследуемого феномена это означает обучение целеполаганию, усиление внимания к педагогическому стимулированию самообразовательной деятельности студента при реализации процесса формирования профессиональной компетентности, создание условий для интенсивного формирования профессиональных компетенций, развитие интегративных личностных качеств. Оптимальный результат - не идеальный, а максимально возможный в конкретной педагогической ситуации. Меры оптимизации: комплексное решение целей формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы, выделение приоритетов развития и саморазвития студента, осознанный отбор целесообразных и продуктивных способов решения задач профессиональной подготовки работника социальной сферы, создание соответствующих педагогических условий.
5. Сбалансированность социокультурных, исторических, этнических оснований социальной защиты и особенностей развития регионального менталитета.
Многообразие социальных проблем, заказы социальных служб, связанные с социально-региональной проблематикой, определяют широкий спектр научных направлений выпускающей кафедры, разрабатываемых тем студенческих курсовых и выпускных квалификацион-
ных работ. Работа над проектами потребовала от студентов обоснования актуальности рассматриваемой проблемы, анализа современной ситуации в городе и крае в целом, теоретического обсуждения проблемы, обобщения отечественного и зарубежного опыта в решении выделенных проблем, выбора оптимальных и эффективных методов решения проблемы, а также прогнозирования предполагаемых результатов.
Выделенные региональные тенденции рас-
сматриваются как социально-профессиональная реальность, развивающаяся по своим закономерностям, обусловленным спецификой конкретного региона, его традициями, культурой, этнической и конфессиональной структурой социально-культурной действительности (И.А. Маланов) и обогащают содержание образовательно-профессионального пространства формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы.
Литература
1. Амельченко Т.В. Тенденции развития социально-педагогического образования // Российский научный журнал. -2009. - № 3. - С. 8-13.
2. Беспарточный Б.Д. Институционализация социального образования в России: региональные особенности: автореф. дис. ... д-ра соц. наук. - М., 2007. - 36 с.
3. Гуслякова Л.Г. Формирование системы профессионального социального образования в российском обществе во второй половине XX-XXI в.: избр. труды. - Барнаул, 2004. - 244 с.
4. Жуков В. И. Сущность и функции социального образования. - М.: Изд-во МГСУ, 2001.
5. Маланов И.А. Опыт регионализации содержания вузовского образования // Вестник БГУ. - 2010. - № 1. - С.95-98.
6. Мардахаев Л. В. Содержательно-дидактическая модель высшего социального образования педагогической ориентации // Социальная работа: теория, технология, образование. - 1997. - № 1.
7. Сластенин В.А. О моделировании содержания высшего социального образования // Социальная работа: теория, технология, образование. - 1997. - № 1.
Амельченко Татьяна Васильевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, Забайкальский государственный университет, академик Академии социального образования, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. г. Чита, e-mail: [email protected]
Amelchenko Tatyana Vasilievna, candidate of pedagogical sciences, professor, department of social policy, Zabaikalsky State University, academician, Academy of Social Education, corresponding member, International Academy of Sciences of Pedagogical Education. Chita.
УДК 378.4(517.3)
© Алимаа
Инновационные процессы в системе монгольского высшего образования: состояние, проблемы и перспективы сотрудничества
В статье обоснована актуальность инноваций в монгольском высшем образовании, участия в международных научных мероприятиях, указаны проблемы, которые необходимо решать для повышения уровня подготовки специалистов.
Ключевые слова: педагогические инновации, международное сотрудничество, мультикультурное образовательное пространство, проблемное обучение, компетентностный подход, контекстное обучение.
Alimaa
Innovative processes in the system of the Mongolian higher education: state, problems and prospects of cooperation
In the article the urgency of innovations in the Mongolian higher education and participation in international scientific events has been grounded, the problems are determined, which are necessary to be solved for raising the level of experts training.
Keywords: pedagogical innovations, international cooperation, multicultural educational space, problem education, competence approach, education context.
В монгольской системе высшего образования происходят интенсивные изменения, связанные с ее открытостью и активным взаимодействием с зарубежными университетами, как западными, так и восточными.
Проникают и получают реализацию идеи за-
падной гуманистической психологии: теория самоактуализации А. Маслоу, личностно-направленная психопедагогика К. Роджерса, аксиологическая теория Э. Фромма и др.
Основные педагогические инновации приходят из России, Германии, Польши, Японии и