Научная статья на тему 'Региональные технологические платформы в инновационном развитии территории'

Региональные технологические платформы в инновационном развитии территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
453
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КЛАСТЕРЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ (РТП) / ПРОЕКТЫ РТП / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / CLUSTERS / REGIONAL TECHNOLOGY PLATFORMS (RTP) RTP PROJECTS / GLOBAL PROJECTS / COMMERCIALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куимов В. В., Куимов А. О., Толстой Д. А.

Современный период, определяемый как переход к постиндустриальному типу развития, усиленный быстрыми темпами глобализации экономики и ее кризисными проявлениями, побуждает как Россию в целом, так и ее регионы искать новые возможности для укрепления инновационных позиций своей экономики и ее конкурентоспособности на внутреннем и мировых рынках и повышения жизненного уровня населения. Одной из таких возможностей выступает сетевое взаимодействие предприятий бизнеса, власти, науки и образования в рамках производственно-территориальных кластеров или технологических платформ, позволяющее полнее концентрировать ресурсы на перспективных направлениях, получать экономический результат и его синергетический эффект. Анализируются факторы инновационного развития в Красноярском крае, особенности и отдельные преимущества. Обоснована необходимость и возможность деятельности региональных технологических платформ (РТП) как формата соединения ресурсов бизнеса, территории, общественных структур и власти. Показаны общие векторы развития европейских, российских и региональных платформ. Раскрывается практика организации взаимодействия субъектов инновационного развития в рамках технологических платформ, в том числе роль и место общественно-профессиональных структур, на примере ассоциации «Сибирский научно-образовательный консорциум». Показаны формы объединения РТП и реальные проекты, реализуемые в кооперационном взаимодействии. Наиболее плодотворно региональные технологические платформы проявляют себя на направлении информационно-телекоммуникационных и космических технологий для инновационного развития Сибири как составная часть аналогичной федеральной технологической платформы. На основе анализа рассматривается стратегический вектор инновационного развития региона как включение основных отраслей экономики в реализацию глобальных проектов Азия-Сибирь-Европа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куимов В. В., Куимов А. О., Толстой Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL TECHNOLOGY PLATFORMS OF THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF TERRITORIES

The modern period, defined as the transition to a post-industrial type of development, enhanced rapid globalization of the economy and its crisis manifestations encourages as Russia as a whole and its regions seek new opportunities to strengthen the innovative products of its economy and its competitiveness in domestic and global markets and increase living standards. One of these possibilities is networking business enterprises, government, science and education in the framework of production and regional clusters or regional technological platforms, enabling better to concentrate resources on promising directions to obtain economic results and its synergistic effect. The paper analyzes the factors of innovative development in the Krasnoyarsk region, features and individual advantages. The necessity and the possibility of activity regional technology platforms as a connection format business resources, territory, public bodies and authorities are considered. The general direction of development of European, Russian and regional platforms is shown. It expands the practice of interaction of subjects of innovative development of the technology platforms, including the role and place of social and professional structures on the example of the Association “Siberian Research and Education Consortium”. RTP forms of association and real projects in cooperative interaction are shown. The most fruitful regional technology platforms manifest themselves in the direction of information and telecommunication technologies and space for innovative development of Siberia, as part of the same federal technology platform. On the basis of the analysis a strategic vector of innovative development of the region as the inclusion of the major industries in the global project Asia-Sibir-Evropa is considered.

Текст научной работы на тему «Региональные технологические платформы в инновационном развитии территории»

УДК 338.242.2

Вестник СибГАУ Т. 16, № 4. С. 1029-1037

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ

В. В. Куимов1 , А. О. Куимов1, Д. А. Толстой2

1Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79 2Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 E-mail: kuimov1945@mail.ru

Современный период, определяемый как переход к постиндустриальному типу развития, усиленный быстрыми темпами глобализации экономики и ее кризисными проявлениями, побуждает как Россию в целом, так и ее регионы искать новые возможности для укрепления инновационных позиций своей экономики и ее конкурентоспособности на внутреннем и мировых рынках и повышения жизненного уровня населения. Одной из таких возможностей выступает сетевое взаимодействие предприятий бизнеса, власти, науки и образования в рамках производственно-территориальных кластеров или технологических платформ, позволяющее полнее концентрировать ресурсы на перспективных направлениях, получать экономический результат и его синерге-тический эффект.

Анализируются факторы инновационного развития в Красноярском крае, особенности и отдельные преимущества. Обоснована необходимость и возможность деятельности региональных технологических платформ (РТП) как формата соединения ресурсов бизнеса, территории, общественных структур и власти. Показаны общие векторы развития европейских, российских и региональных платформ. Раскрывается практика организации взаимодействия субъектов инновационного развития в рамках технологических платформ, в том числе роль и место общественно-профессиональных структур, на примере ассоциации «Сибирский научно-образовательный консорциум». Показаны формы объединения РТП и реальные проекты, реализуемые в кооперационном взаимодействии. Наиболее плодотворно региональные технологические платформы проявляют себя на направлении информационно-телекоммуникационных и космических технологий для инновационного развития Сибири как составная часть аналогичной федеральной технологической платформы. На основе анализа рассматривается стратегический вектор инновационного развития региона как включение основных отраслей экономики в реализацию глобальных проектов Азия-Сибирь-Европа.

Ключевые слова: инновационное развитие, кластеры, региональные технологические платформы (РТП), проекты РТП, глобальные проекты, коммерциализация.

Vestnik SibGAU Vol. 16, No. 4, P. 1029-1037

REGIONAL TECHNOLOGY PLATFORMS OF THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF TERRITORIES

V. V. Kuimov1*, A. O. Kuimov1 , D. A. Tolstoy2

1Siberian Federal University 79, Svobodny Аv., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation 2Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev 89, Ada Lebedevs St., Krasnoyarsk, 6600049, Russian Federation E-mail:kuimov1945@mail.ru

The modern period, defined as the transition to a post-industrial type of development, enhanced rapid globalization of the economy and its crisis manifestations encourages as Russia as a whole and its regions seek new opportunities to strengthen the innovative products of its economy and its competitiveness in domestic and global markets and increase living standards. One of these possibilities is networking business enterprises, government, science and education in the framework of production and regional clusters or regional technological platforms, enabling better to concentrate resources on promising directions to obtain economic results and its synergistic effect.

The paper analyzes the factors of innovative development in the Krasnoyarsk region, features and individual advantages. The necessity and the possibility of activity regional technology platforms as a connection format business

resources, territory, public bodies and authorities are considered. The general direction of development of European, Russian and regional platforms is shown. It expands the practice of interaction of subjects of innovative development of the technology platforms, including the role and place of social and professional structures on the example of the Association "Siberian Research and Education Consortium". RTP forms of association and real projects in cooperative interaction are shown. The most fruitful regional technology platforms manifest themselves in the direction of information and telecommunication technologies and space for innovative development of Siberia, as part of the same federal technology platform. On the basis of the analysis a strategic vector of innovative development of the region as the inclusion of the major industries in the global project Asia—Sibir—Evropa is considered.

Keywords: innovative development, clusters, regional technology platforms (RTP) RTP projects, global projects, commercialization.

Введение. Для России, и особенно ее комплексно развитых территорий, практика сосредоточения ресурсов является не новой. Еще в период государственных совнархозов в отдельных территориях, в том числе в Красноярском крае, была сформирована взаимно связанная структура предприятий от разработки сырья до конечного продукта, что в настоящее время может характеризоваться как система промышленных кластеров. Так, на основе одного из главных ресурсов -леса были сформированы цепочки предприятий: заготовка, первичная переработка, глубокая переработка, получение целлюлозы, спирта, производство порохов, шин, химических волокон, искусственного шелка, тканей, бумаги и др. Аналогичные территориально-производственные комплексы были и оправдали себя и на многих других направлениях экономики [1].

Поиск новых возможностей взаимодействия для достижения лучшего результата продолжается в форматах территориальных кластеров, что характерно для ряда регионов России, в практике бюджетного проектирования предусмотрено формирование федеральных и региональных целевых программ, отраслевых программ и др. Непосредственно бизнес ищет возможности взаимодействия путем формирования вертикально интегрированных холдингов и других структур или сетевого взаимодействия. Одним из форматов координации ресурсов стали федеральные технологические платформы (ФТП), а затем в отдельных случаях, как в Красноярском крае, региональные технологические платформы (РТП).

Структура экономики региона и формирование региональных технологических платформ. Для Красноярского края характерным остается комплексное многоотраслевое развитие его отдельных территорий и одновременно моноразвитие отдельных территорий [2]. Так, норильский промышленный район в основном развивает производство цветных металлов -медь, никель, драгоценные и редкоземельные металлы. Для северных территорий характерны очаговые

вахтовые поселки нефтегазоразведки и добычи, отдельные поселения местных народов, ведущих охотничий промысел и рыбную ловлю. Средний Север края (Лесосибирск, Енисейск, Нижнее Приангарье) -заготовка и переработка леса, формирование предприятий по добычи сырья и его первичной переработки. Здесь есть необходимая инфраструктура: Богучан-ская ГЭС, железная и автомобильные дороги [1]. В центре региона сосредоточены высокотехнологичные предприятия оборонного и космического профиля, энергетики, организации науки и образования. В процессе экономических преобразований и приватизации значительная группа предприятий региона вошли в крупные российские или транснациональные корпорации (РУСАЛ, СУЭК, «Балтика» и др.), интересы их развития соотносятся с корпоративной стратегией и слабо связаны с интересами территории размещения. В результате промышленные предприятия региона практически не связаны с технологической цепочкой этих корпораций, не поставляют сюда свою продукцию, слабо связаны с их обслуживанием. Даже продукты питания в основном поставляются в норильский промышленный район, в районы нефтеразведки и добычи из других территорий, в том числе из-за рубежа. Принятые против России санкции и наши ответные меры создают возможность разворота этих крупных корпораций к сотрудничеству с предприятиями региона. В целом инновационные продукты и услуги в регионе и России слабо представлены (табл. 1).

Результаты инновационной активности предприятий и организаций Красноярского края аналогичны средним показателям по России, и, несмотря на принимаемые усилия и активное развитие структур, инновационное развитие отраслей идет медленно.

Как показывают исследования, существенно отличаются по уровню инновационной активности предприятия и организации по формам собственности и видам деятельности (табл. 2).

Таблица 1

Инновационные товары и услуги в РФ в 2010-2012 гг.

Показатели инновационной деятельности 2010 г. 2012 г.

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций 9,3 9,9

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг 4,9 7,8

Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг 1,5 1,8

Удельный вес организаций, имевших научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения, в общем числе организаций 10,2 10,9

Таблица 2

Инновационная активность организаций по формам собственности за 2012 год

Вид собственности Сводный уровень По типам инноваций

Технологические Маркетинговые Организационные

Государственная федеральная 18,1 16,9 3,0 4,9

Государственная региональная 5,8 4,7 0,7 1,7

Муниципальная 3,1 2,5 0,3 0,7

Частная 11,5 10,2 2,3 3,3

Смешанная с государственной собственностью 19,4 17,4 3,5 6,3

Государственных корпораций 36,6 34,8 5,6 13,0

Для сравнения использованы показатели по предприятиям отраслей, наиболее характерных для Красноярского края: добывающие, обрабатывающие производства; производство и распределение энергии, газа, воды; связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий; научные исследования и разработки; предоставление прочих видов услуг. Во всех случаях предприятия регионального и особенно муниципального уровня существенно отстают от аналогичных федеральных или смешанной собственности, и особенно от предприятий государственных корпораций. В целом крайне мало маркетинговых и организационных инноваций. Это при том, что за период с 2007 по 2014 годы на инновационные инфраструктуры государством было потрачено 684,4 млрд руб. федерального и регионального бюджетов. При этом значительные государственные расходы не были поддержаны запланированными объемами внебюджетного финансирования, а рост затрат не сопровождался соответствующим ростом доходов от деятельности объектов инновационной инфраструктуры и увеличением их вклада в экономику [5, с. 4].

В мире чаще всего применяется «спиральный» подход формирования инновационных систем, на основе открытых блоков развития науки, образования, бизнеса, власти и общества. Для этого поддерживаются формирования:

- «организаций-гибридов» - институты развития, предпринимательские университеты, МИПы, исследовательские корпорации и др.;

- каналов обмена - интерфейсы, обеспечивающие обмен и получение информации, капитала, людей, знаний, опыта;

- участников-«акторов» - предпринимательские организации, ассоциации, союзы и др. в форме кластеров, технологических платформ, консорциумов.

На этой основе ускоряется процесс получения конечных инновационных результатов - новых продуктов, технологий, цепочки стоимости, виды деятельности, услуг.

На этом фоне развитие форматов, позволяющих вне зависимости от отраслевой и корпоративной принадлежности объединять ресурсы на заинтересованных для региона, предприятий и организаций направлениях, становится значимым важным элементом взаимодействия и достижения синергетического результата. Особое внимание должно быть направлено на предприятия региональной и муниципальной собственности.

В современной практике для реализации инновационного направления развития используется широкий спектр инструментов (табл. 3).

В резюме отчета о деятельности проектного офиса ОАО «РВК» и Минэкономразвития «Повестка развития инновационной инфраструктуры в Российской Федерации», в Приложении № 3 «Виды объектов инновационной инфраструктуры в Российской Федерации (краткий глоссарий)» [5, с. 22] авторы выделяют 35 видов (терминов) инновационных инфраструктур, в том числе на основе распоряжений Правительства РФ даются два определения технологическим платформам:

- коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства и гражданского общества), а также на усовершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития [6];

- организационные формы реализации государственно-частного партнерства и инструмент осуществления научно-технической и инновационной политики в приоритетных направлениях технологической модернизации региональной экономики [7].

Следует отметить, что приведенные определения технологических платформ отражают только форму ее проявления. Здесь нет отражения их связи с текущим и стратегическим планированием и бюджетированием как в Федерации, так и в регионах. Следует учесть, что используемые в практике долгосрочные целевые программы, отраслевые программы, федеральные целевые и другие формы стратегического развития практически не рассматриваются и не включены в общую систему бюджетирования.

Красноярский край - один из регионов в России, где идет постоянный поиск путей перевода экономики на инновационный путь. В 2008 году в регионе принят закон Красноярского края от 10.07.2008 г. № 6-2000 «О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края [8], в 2011 году указом Губернатора края утверждена Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020» [9]. Стратегия определяет цели, задачи и направления развития инновационной деятельности в Красноярском крае

и отражает основные положения проекта «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». На их основе в регионе нашли развитие региональные технологические платформы по основным направлениям развития экономики края.

В настоящий момент, с разным уровнем успешности в крае сформированы 11 региональных технологических платформ, которые утверждены на Совете по инновационному развитию при Губернаторе края. Красноярские РТП в совокупности объединяют 134 промышленных, научных, образовательных организаций по ключевым направлениям экономики региона: информационно-телекоммуникационные и космические технологии; энергетика, энергоэффективность и энергосбережение; инновационные технологии лесного комплекса; машиностроения; строительного комплекса; металлургии; химического и нефтегазового комплекса; освоения месторождений твердых полезных ископаемых; трансляционная медицина; продовольственная безопасность; образовательные инно-

Механизмы работы с ко1 в инновационной сре

вационные технологии. Региональные технологические платформы сосредоточены на 52 направлениях и представлены в формате 62 комплексных проектов [10]. На этом этапе развития непосредственными координаторами по формированию и работы РТП выступили университеты и институты в тесном сотрудничестве с наукой, и прежде всего институты КНЦ СО РАН, руководители ведущих предприятий региона, союзы промышленников, предпринимателей, машиностроителей, строителей, малого и среднего бизнеса. Активно участвовали в формировании РТП отраслевые министерства правительства региона. Инструментом соорганизации усилий заинтересованных сторон по развитию РТП как значимой составляющей всей инновационной сети региона стала ассоциация «Сибирский научно-образовательный консорциум». Она учреждена всеми заинтересованными сторонами инновационного процесса, отражает их интересы и выступает за комплексный подход к развитию (рис. 1).

Таблица 3

^рационными проектами Красноярского края

Механизмы Направления Оценка использования

Регион Муниципалитеты Отрасли

Технологические платформы + - +, - 11 РТП, слабая реализация проектов РТП

Инновационные кластеры + - + Сформирован Железногорский инновационный кластер

Консорциумы (пром-кластеры) - + + Реально существуют, формально не оформлены

Профсообщества (союзы, ассоциации) + + + Одна из активных сторон инновационного развития

Конференции поставщиков + + + Практикуют отдельные предприятия и регион по отдельным товарам

Инновационная инфраструктура + +, - Развивается краевая, Красноярска и Желез-ногорска, в других тер. МИЦы

Ассоциации + - - Более 15

Рис. 1. Региональные технологические платформы Красноярского края и ассоциация «Сибирский научно-образовательный консорциум»

Ключевыми задачами ассоциации «СПОК» является содействие расширению и развитию сегмента инновационной экономики Красноярского края на основе эффективной кооперации и интеграции участников региональной инновационной системы (РИС), формирование экспертного сообщества и креативного класса, обеспечивающих региону стратегические роли в новой мировой экономике.

Можно считать, что РТП могут быть эффективной формой организации частно-государственного партнерства, основой формирования промышленных кластеров и координации использования ресурсов для развития важнейших направлений экономики региона.

В крае наряду с РТП реализуются 53 долгосрочных, 16 ведомственных (отраслевых) целевых программ. Большинство этих программ направлены на решение конкретных задач отрасли. К таким относятся: отраслевая программа «Развитие лесного комплекса Красноярского края на 2015-2017 годы» [11], отраслевая программа «Развитие транспорта Красноярского края на 2015-2017 годы» [12], долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Красноярском крае на 2010-2012 годы и на период до 2020 года»; «Развитие системы здравоохранения Красноярского края на 2013-2015 годы» и ряд других целевых и отраслевых программ.

Взаимодействие в рамках РТП осуществляется на основе постоянной координации работы Совета по инновационному развитию при Губернаторе Красноярского края, отраслевых министерства и агентства региона, правлений РТП, Совета ректоров Красноярского края, ассоциации «СПОК».

Для сравнения направлений инновационного развития, на которых сосредоточены современные формы реализации государственно-частного партнерства, сравним перечень и направления инновационных усилий европейских, российских и краевых региональных платформ (табл. 4).

Проведенное сравнение европейских технологических платформ, технологических платформ в РФ и региональных технологических платформ Красноярского края (табл. 4) показывает, что региональные платформы сформированы на ведущих технологических направлениях современного развития. Они отражают общеевропейские и российские тенденции. Одновременно можно выделить особенность всего комплекса РТП региона - они предусматривают более комплексный вариант взаимодействия, прежде всего за счет активного участия вузов, и, соответственно, формирование вокруг РТП и для их реализации проектов нового образовательного пространства, в том числе сетевых научно-образовательных кластеров с активным участием в них студентов, аспирантов, докторантов, групп университетов, и подготовительный этап - сотрудничество со школами, прежде всего производственными и естественно-научными классами, совместная работа с начальным и среднепрофес-сиональным образованием.

В регионе сложилась структура взаимодействия участников РТП (рис. 2).

Оценки результативности деятельности РТП достаточно противоречивы, и разными авторами отмечаются их различные стороны. Так, анализируя табл. 4, мы отмечаем их высокую транспарентность с направлениями развития в мире, Европе и России. Генеральный директор Российской корпорации интеллектуальной собственности (РПИИИС) профессор В. П. Лопатин приводит сравнение одного из направлений РТП и показывает существенное отставание региональной инновационной структуры по результатам интеллектуальной продукции от соответствующих результатов. Более того, автор показывает сокращение научных и научно-исследовательских организаций в крае на фоне их роста в Сибирском федеральном округе, где в большинстве регионов (кроме Повосибирска и Томска) условия для их развития можно оценивать более низкими, чем в крае [13] (табл. 5).

Таблица 4

Основные направления европейских, российских и красноярских региональных платформ

Приоритетные области ТП в ЕС - 36 ТП РФ - 31 РТП региона - 11

Медицинские и биотехнологии 2 3 1

Информационно-коммуникационные технологии 2 2 2

Фотоника 1 2 -

Авиакосмические технологии 3 3 2

Ядерно-радиационные технологии 1 3 -

Энергетика 6 3 2

Технологии транспорта 3 2 -

Технологии металлургии и новых материалов 2 2 2

Добыча полезных ресурсов и нефтегазопереработка 1 3 2

Электронное машиностроение 4 4 1

Промышленные технологии строительства 3 1 1

Сельское хозяйство, пищевая промышленность 1 1 1

Лесное хозяйство и лесопереработка -

Экологическое развитие 2 1

Рис. 2. Взаимодействие субъектов РТП в научно-исследовательском, технологическом и образовательном пространстве

Рынок интеллектуальной собственности в региональной инновационной системе

Таблица 5

№ п/п Показатели Новосибирская область (2014 г.) Красноярский край (2013 г.)

1 Общие расходы на НИОКР, млн руб. 19300 (17 %) 11700 /31000

2 Кол-во организаций в проведении НИОКР/ кол-во исследователей 430/21368 53/6300

3 Научный потенциал 1632 д-ра наук, 3780 канд. наук, 3216 асп., 117000 студ. 554 д-ра наук, 2046 канд. наук, 1990 асп., 62611 студ.

4 Результаты интеллектуальной деятельности 970 патентов, 6397 НП, 86 ПЭВМ, 7 БД, 28 ноу-хау 624 патента, 4712 НП, 298 ПЭВМ, 18 БД, 12 ноу-хау

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Нематериальные активы 344 млн руб. в том числе казна - 0,4 млн руб. (105 объектов) 3,5 млн руб. (576 объектов учета)

Важные выводы делает М. С. Липецкая, директор фонда ЦСР «Северо-Запад» в докладе «Подходы к проектированию региональной инновационной структуры Красноярского края» [14]. Она показывает, что в настоящее время практически все организации РИС малоактивны и не видят единых целей. Сторонниками изменений являются университеты, НИИ, институты публичного администрирования (власти). При дальнейшем развитии РИС активность в развитии инноваций перейдет к технологическому бизнесу, а современные инициаторы сохранят активное участие.

Исходя из приведенных анализов, всем участникам региональной инновационной структуры необходимы глубокие изменения как форм, так и содержания работы.

Новый вызов инновационной инфраструктуре региона. Работа на новом этапе по обеспечению инновационного развития экономики региона требует учета глубоких изменений, которые произошли в по-

литическом и экономическом направлениях. В условиях принятых санкций против РФ и наших ответных мер значение коммерциализации и выпуска продукции на основе проектов РТП существенно возросло. По ряду направлений это стало важным фактором развития и сохранения стабильности. Так, в агропромышленном комплексе региона появились новые возможности для производства качественной продукции и выхода на рынки региона и страны. Существенно возросли ожидания сельхозпроизводителей по новым технологиям в животноводстве и полеводстве. Особое значение имеет скоординированная работа по формированию современных систем переработки и логистики. На этом фоне группой ученых прорабатываются возможности комплексного развития территорий края на основе кооперации и интеграции ресурсов и создания региональных оптово-логистических центров [15; 16].

Существенно изменились условия в каждой технологической платформе в условиях санкций,

и особенно в связи с поиском возможностей российской экономики по участию в реализации глобальных мегапроектов, инициированных как Китаем, так и содружеством стран в рамках БРИКС и ШОС. В мегапроекте «Повый шелковый путь» смогут участвовать до 60 стран из четырех континентов Земли с общим числом жителей, составляющих более половины населения планеты. Этот проект вносит существенные изменения и в сибирскую транспортную инфраструктуру. Продолжится развитие Транссибирской магистрали, ее второй ветки БАМ - Дальний Восток, развитие газопровода «Сила Сибири» позволит поставлять газ на территорию региона и других регионов Сибири. Развитие Северного морского пути и его приполярной трассы создает возможности развития ряда территорий края. Па этом фоне РТП машиностроительного, энергетического, информационно-космического, металлургического и ряда других направлений имеют возможность включиться в реализацию крупнейших проектов по импортозаме-щению для нефтегазовых предприятий, предприятий цветной металлургии, добычи полезных ископаемых, глубокой переработки леса, поставки отдельных изделий на эти проекты, развития продовольственного направления «Зеленая продукция Сибири» и др.

Существенно возрастает роль научно-образовательной составляющей каждой РТП. Для новых производств требуются высококвалифицированные специалисты, которых следует готовить с прицелом на их участие в реализации мегапроектов. Это означает, что следует уделить внимание восточным языкам, изучению практик ведения бизнеса, планирования, инвестирования, согласованию стандартов этих стран с российскими и др. От согласованных усилий университетов и научно-образовательных организаций -участников РТП региона будет зависеть возможность приглашения обучения в регионе студентов, магистров и аспирантов из стран-участников мегапроектов по востребованным экономикой их стран направлениям. Желательно развитие межуниверситетских исследований, сетевых форм обучения и др.

Современные направления совершенствования деятельности РТП в условиях глобальных проектов должны сосредоточиться:

- на выборе целевых рынков на волне нового развития;

- формировании инновационной инфраструктуры интегрированной средой;

- ставке на активность предприятий-лидеров и их поддержку;

- формировании инновационных комплексов на основе кооперации и интеграции ресурсов - производства, переработки, реализации;

- открытости зарубежным партнерам и развитии внешних рынков сибирской продукции;

- глубокой маркетинговой работе на новых рынках;

- переоформлении на новые цели большинства проектов, реализуемых в РТП.

Первостепенное значение приобретает развитие новых региональных, межрегиональных и международных рынков как в пределах ЕАЭС, так и прежде

всего на рынках стран пояса «нового шелкового пути» и др.

Для обеспечения кооперации, налаживания коммуникационных межотраслевых связей, для организации деятельности РТП, в том числе в новом формате сооучастия в мегапроектах Азия-Сибирь-Европа (АСЕ), существенным является функция координатора РТП. В роли интегратора и координатора деятельности РТП в регионе выступает ассоциация «Сибирский научно-образовательный консорциум» (СПОК).

Ключевыми стратегическими направлениями деятельности консорциума как составной части общей региональной инновационной структуры региона могут быть:

- участие консорциума в социально-экономических программах и проектах Красноярского края; в формате РТП обеспечение кооперации ресурсов на инновационных проектах региона и вхождение в глобальные проекты - транссибирский транспортный коридор, «новый шелковый путь», Севморпуть, взаимодействие по реализации проектов стран ШОС и БРИКС;

- организация коммуникационной площадки, обеспечивающей представительство заинтересованных сторон, между бизнесом, наукой, образовательными организациями и властью с целью содействия в выработке и актуализации мероприятий по развитию инновационной среды края, реализации проектов по организации кооперационных и интеграционных форм частно-государственного партнерства;

- организационное, коммуникационное и ресурсное обеспечение решения задач подготовки кадров для региональной инновационной системы края на основе межуровневой интеграции образовательных организаций, экспертное сопровождение вопросов интеграции общего, профессионального и высшего образования, развитие интернационализации системы образования региона;

- всесторонняя поддержка талантов на всех уровнях обучения и квалифицированных специалистов на основе включенности в бизнес-процессы, содействие формированию экономической активности, креативных сообществ и креативного класса в целом в регионе под инновационную экономику, оператор краевого проекта «Политехническая школа», развитие сети инженерных, специализированных классов.

Для эффективной реализации инновационной политики в регионе необходимо:

- наделение функциональными полномочиями профильных министерств края по поддержке и реализации инновационных проектов, в том числе проектов РТП, включению базовых проектов в отраслевые долгосрочные целевые программы, оказанию содействия (лоббированию) их вхождения в программы РФ;

- дополнить функциональные обязанности министров и руководителей агентств и их заместителей в части ответственности развития инновационной составляющей экономики по отраслям, реализации проектов в рамках технологических кластеров и РТП, сформировать показатели инновационного развития отраслей;

Таблица 6

Оценка готовности Красноярского края к получению поддержки инновационных проектов

№ п/п Условия для получения поддержки Паличие или отсутствие этих условий в регионе

1 Обеспечение создания и развития объектов инновационной инфраструктуры КЗ № 6-2000, 2008 г., Стратегия «Инновационный Красноярск -2020», 11 РТП

2 Развитие коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности Слабое развитие. Коммерциализация отдельных проектов

3 Стимулирование производства инновационной продукции Пе определяются виды инновационной продукции, нет госзаказа

4 Реализация программ инновационного развития Программы сосредоточены на формировании субъектов РИС, а не на продуктах

5 Популяризация инновационной деятельности Слабое развитие. Только на днях науки края и фестивале «Школьная наука»

6 Реализация программ и проектов инновационного развития территорий Железногорский кластер, субъекты РИС в Красноярске, МИЦы в территориях

7 Поддержка образовательных программ Пачало формирования промышленных и естественно-научных классов, профессий в СПО

8 Развитие системы финансирования инновационной деятельности Субсидии субъектам РИС, гранты отдельным разработчикам. В отраслях отсутствует анализ инновационных продуктов

9 Поддержка внешнеэкономической деятельности В связи с инновационными товарами и услугами поддержки нет

- внести соответствующие изменения в закон Красноярского края от 1 декабря 2011 года № 13-6629 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Красноярском крае» (Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края, 22 декабря 2011 года, № 68 (509)), определив функциональные обязанности министерств и ведомств, дополнить перечень субъектов инновационного развития новыми составляющими, в том числе региональными технологическими платформами, ассоциацией «СПОК», Железногорским инновационным кластером. Включить проекты РТП в целевые программы и программный бюджет края, определить возможности субсидирования реальных проектов (предложения по дополнению закона сформированы);

- создание условий для заказа в рамках государственных и муниципальных закупок инновационной продукции и услуг региональных производителей не менее 15 % от общих сумм закупок, что позволит стимулировать производство инновационных продуктов [15; 16].

В 2015 и последующие годы регионы, претендующие на федеральную поддержку пилотных инновационных кластеров, должны продемонстрировать комплексный подход к поддержке инноваций. Проанализируем готовность региона к такому развитию (табл. 6).

Заключение. Из проведенного анализа видно, что региональные технологические платформы как одна из форм кооперации ресурсов бизнеса, общества и власти для реализации инновационных задач региона формируют базу для сбалансированного развития, но требуют еще значительных усилий по формированию законодательной базы, соорганизации деятельности. По большинству параметров регион должен усилить свою работу и получить возможность активно сотрудничать с федеральными структурами по обеспечению своего инновационного развития и вхождению в глобальные проекты, что и должно ежедневно реализовываться всеми участниками инновационного процесса.

Библиографические ссылки

1. Шадрин А. И. Комплексное развитие региона / под науч. ред. И. А. Ильина ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2011. 268 с.

2. Хилл Ф., Гэдди К. Сибирское бремя: Просчеты советского планирования и будущее России : пер. с англ. М. : Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007. 328 с.

3. Индикаторы инновационной деятельности : стат. сб. / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М., 2014. 472 с. Разд. 1.

4. Индикаторы инновационной деятельности : стат. сб. / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М., 2014. 472 с. Разд. 2.6.

5. Повестка развития инновационной инфраструктуры в Российской Федерации / А. Е. Шабрин [и др.] // Резюме отчета о деятельности проектного офиса ОАО «РИК» и Минэкономразвития России по развитию объектов инновационной инфраструктуры за период 08.2014-06.2015: ротапринт / Центр стратегического развития. СПб. 2015. 25 с.

6. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р [Электронный ресурс]. URL. http://www.docs.cntd.ru> document/902317973.

7. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 06.09.2011 № 1540-р [Электронный ресурс]. URL. http://www.docs.cntd.ru>document/902311321.

8. О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края : закон Красноярского края от 10.07.2008 г. № 6-2000 [Электронный ресурс]. URL. http://www.docs.cntd.ru>document/985015773.

9. Об утверждении Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020» : указ Губернатора

Красноярского края [Электронный ресурс]. URL. http://www.docs.cntd.ru>document/985024710.

10. Текущий архив ассоциации «СПОК» за 2014— 2015 гг.

11. Об утверждении отраслевой программы «Развитие лесного комплекса Красноярского края на 2015-2017 годы» : распоряжение Правительства Красноярского края от 9 октября 2014 г. № 772-Р [Электронный ресурс]. URL. http://www.base.garant.ru/ 29905706/#ixzz3lgGcPxs0.

12. Об утверждении отраслевой программы «Развитие транспорта Красноярского края на 2015-2017 годы» : распоряжение Правительства Красноярского края от 09.10.2014 № 773-р [Электронный ресурс]. URL. http://www.base.garant.ru/29905706/#ixzz3lgGcPxs0.

13. Лопатин В. П. Управление интеллектуальной собственностью в региональной инновационной системе Красноярского края : доклад РПИИИС [Электронный ресурс]. URL. http://www.rniiis.ru. Слайд 18.

14. Липецкая М. С. Подходы к проектированию региональной инновационной структуры Красноярского края : доклад ЦСР «Северо-Запад» // Текущий архив ассоциации «СПОК».

15. Куимов В. В. Региональные платформы и кластеры - профессионально-общественные структуры поддержки инновационного развития в Красноярском крае // Траектории реформирования российской экономики : материалы Междунар. эконом. симпозиума, посвященного 50-летию экономического факультета ТГУ. Томск, 2014. С. 301-305.

16. Куимов В. В., Щербенко Е. В. Продовольственный рынок Сибири: возможно ли экспортировать в страны Азиатско-Тихоокеанского региона? // Журнал Сибирского федерального университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2015. Т. 8, № Supplement. С. 166-179.

References

1. Shadrin A. I. Kompleksnoe razvitie regiona [Integrated development of the region] Krasnoiarsk, Krasnoiar. gos. ped. un-t im. V. P. Astafeva Publ., 2011, 268 p.

2. Fiona Hill, Clifford Gaddi. Sibirian Curse: How Communist Planers Left Russia Out in the Cold. 2007, 328 p.

3. [Indicators of innovative activity: 2014]. Statisticheskii sbornik. [Statistical Yearbook]. Moscow, Nazional'nyi issledovatel'skii universitet "Vysshaia shkola ekonomiki" Publ., 2014, P. 16.

4. [Indicators of innovative activity: 2014]. Statisticheskii sbornik. [Statistical Yearbook]. Moscow, Nazional'nyi issledovatel'skii universitet "Vysshaia shkola ekonomiki" Publ., 2014, P. 63.

5. Shabrin A. E., Kuznezov E. B., Kniaginin V. N., Gusev A. N. et al. [The agenda of innovation infrastructure development in the Russian Federation]. Reziume otcheta o deiatel'nosti Proektnogo ofisa OAO "RIK" I Minekonomrazvitiia Rossii po razvitiiu ob"ektov innovatsionnoi infrastruktury za period 08.2014-06.2015. [A summary of the activities of the Project Office of "RIC" and the Russian Ministry of Economic

Development for the development of innovation infrastructure facilities during the period 08.201406.2015]. St.Peterburg, Tsentr strategicheskogo razvitiia Publ., 2015, 25 p.

6. Order of the RF Government of 08.12.2011 № 2227-r "On approval of the Strategy of innovative development of the Russian Federation until 2020" (In Russ.).

7. Order of the RF Government of 06.09.2011 № 1540-r "On approval of the Strategy of socio-economic development of the Central Federal District until 2020" (In Russ.).

8. Law of Krasnoyarsk Krai of 10.07.2008 № 6-2000 "On state support of scientific, technical and innovative activity in the Krasnoyarsk Territory" (In Russ.).

9. Decree of the Governor of the Krasnoyarsk Territory "On Approval of the" Strategy of innovative development of the Krasnoyarsk Territory for the period up to 2020 "Innovation Region - 2020" (In Russ.).

10. The current archive of the Association "Snok for

2014-2015 GG" (In Russ.).

11. Order of the Government of Krasnoyarsk Territory on October 9, 2014 N 772-P On approval of the sectoral program "Development of Forestry of the Krasnoyarsk Territory in the years 2015-2017" (In Russ.). Available at: http://base.garant.ru/29905706/ #ixzz3lgGcPxs0.

12. Order of the Government of Krasnoyarsk Krai of 09.10.2014 N 773-p On approval of the sectoral program "Development of Transport Krasnoyarsk Territory for

2015-2017" (In Russ.). Available at: http://base.garant.ru/ 29905706/#ixzz3lgGcPxs0.

13. Lopatin V. N. Doklal RNIIIS "Upravlenie intellektual'noi sobstvennost'iu v regional 'noi innovatsionnoi sisteme Krasnoiarskogo kraia". [Report NSRIIP "Management of intellectual property in the regional innovation system of the Krasnoyarsk Territory"] (In Russ.). Available at: http:// rniiis.ru.

14. Lipezkaia M. S. Doklad TsSR "Severo-Zapad" "Podkhody k proektirovaniyu regional'noy innovat-sionnoy struktury Krasnoyarskogo kraya". [Report of the CSR "North-West" "Approach to the design of the regional innovation structure of the Krasnoyarsk Territory"]. The current archive of the Association "Snok". 2015, P. 152 (In Russ.).

15. Kuimov V. V. [Regional platforms and clusters, public-professional structure of support of innovative development in the Krasnoyarsk Territory]. Materialu Mezhdunarodnogo ekonomicheskogo simpoziuma, posviashchennogo 50-letiiu ekonomicheskogo fakul'teta TGU "Traektorii reformirovaniia rossiiskoi ekonomiki" [Proceedings of the International economic symposium "Trajectories of reforming the Russian economy"]. Tomsk, 2014, P. 301-305 (In Russ.).

16. Kuimov V. V, Shcherbenko E. V. [The food market of Siberia: Is it possible to export to the Asia-Pacific region]. Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. Seriia: Gumanitarnue nauki. 2015, Vol. 8, P. 166-179 (In Russ.).

© KyHMOB B. B., KyHMOB A. O., Tohctoh fl. A., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.