Научная статья на тему 'Региональные проблемы системы здравоохранения в условиях модернизации (по материалам Республики Бурятия)'

Региональные проблемы системы здравоохранения в условиях модернизации (по материалам Республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
778
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ОТРАСЛЬ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / РОЖДАЕМОСТЬ / СМЕРТНОСТЬ / МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ / HEALTH CARE / MODERNIZATION / REPUBLIC OF BURYATIA / MINISTRY OF HEALTH / BRANCH / MEDICAL CARE / INCIDENCE / BIRTH RATE / MORTALITY / HEALTH CARE WORKFORCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Башкуева Елена Юрьевна

В статье представлен анализ проблем системы здравоохранения Республики Бурятия - приграничного региона Восточной Сибири, для которого характерны низкая плотность населения, экономическая депрессия, обусловленная «байкальским фактором», невысокий уровень жизни населения. Рассматриваются организационно-управленческие, материально- технические, медико-демографические, кадровые проблемы региональной системы здравоохранения, предложены меры по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional problems of health system in the conditions of modernization (on materials of the Republic of Buryatia)

The analysis of problems of health system of the Republic of Buryatia the border region of Eastern Siberia characterized by low population density, the economic depression caused by "the Baikal factor", a low standard of living of the population is presented in article. Organizational and administrative, material, medico-demographic, personnel problems of regional health system are considered, measures for their decision are offered.

Текст научной работы на тему «Региональные проблемы системы здравоохранения в условиях модернизации (по материалам Республики Бурятия)»

УДК 614.2

Башкуева Е.Ю. Bashkueva E.Yu.

Региональные проблемы системы здравоохранения в условиях модернизации (по материалам Республики Бурятия)

Regional problems of health system in the conditions of modernization (on materials of the Republic of Buryatia)

В статье представлен анализ проблем системы здравоохранения Республики Бурятия — приграничного региона Восточной Сибири, для которого характерны низкая плотность населения, экономическая депрессия, обусловленная «байкальским фактором», невысокий уровень жизни населения. Рассматриваются организационно-управленческие, материально-технические, медико-демографические, кадровые проблемы региональной системы здравоохранения, предложены меры по их решению.

Ключевые слова : здравоохранение, модернизация, Республика Бурятия, министерство здравоохранения, отрасль, медицинская помощь,

заболеваемость, рождаемость, смертность, медицинские кадры

The analysis of problems of health system of the Republic of Buryatia — the border region of Eastern Siberia characterized by low population density, the economic depression caused by "the Baikal factor", a low standard of living of the population is presented in article. Organizational and administrative, material, medico-demographic, personnel problems of regional health system are considered, measures for their decision are offered.

Key words : health care, modernization, Republic of Buryatia, Ministry of Health, branch, medical care, incidence, birth rate, mortality, health care workforce

Проблемы модернизации здравоохранения и совершенствования системы его управления в настоящее время в значительной степени актуальны. Кризис российской системы здравоохранения как важнейшей социально-экономической отрасли обусловлен сразу несколькими факторами: неэффективной работой органов управления, нерациональным использованием финансовых, материальных и кадровых ресурсов в условиях их хронического дефицита. В связи с этим необходим комплексный анализ системы здравоохранения как на федеральном (макро), так и на региональном (мезо) уровнях. Российские учёные различных специальностей уделяют достаточное внимание проблемам модернизации систем здравоохранения различных уровней [1; 2; 3], однако эта работа ведётся не во всех субъектах РФ.

В данной статье рассматриваются региональные проблемы системы здравоохранения Республики Бурятия (далее — РБ) — приграничного региона Восточной Сибири, для которого характерны низкая плотность

БАШКУЕВА Елена Юрьевна, к.и.н., младший научный сотрудник Бурятского научного центра СО РАН (г. Улан-Удэ).

населения, экономическая депрессия, обусловленная экологическими ограничениями («байкальский фактор»), дотационность местного бюджета, низкий уровень жизни населения, безработица.

Информационную базу исследования составляют статистические данные Росстата, Бурятстата, Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Сибирский окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» (ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России), ведомственные отчётные данные Министерства здравоохранения РБ, Территориального органа (ТО) Росздравнадзора по РБ и материалы полуформализованного интервью на тему «Проблемы модернизации сельского здравоохранения РБ» (N=15), проведённого 2014 г. в ходе экспедиционного обследования Баргузинского района РБ.

Государственное управление системой здравоохранения

Республики Бурятия

В рассматриваемом регионе исполнительным органом государственной власти республики, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области здравоохранения, является министерство здравоохранения РБ, организованное в 1923 г. Сегодня в состав министерства входит 3 комитета, 8 отделов и 1 сектор.

Рисунок 1.

Структура Министерства здравоохранения Республики Бурятия

Источник: сайт министерства здравоохранения Республики Бурятия

Государственное управление системой здравоохранения РБ осуществляется Минздравом РБ в тесном взаимодействии с другими федеральными и республиканскими органами исполнительной власти: ТО Росздравнадзора по РБ, ТО Роспотребнадзора по РБ, Территориальным отделением Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) по РБ, Территориальным отделением Фонда социального страхования (ФСС) по РБ, Главным бюро медико-социальной экспертизы по Республике Бурятия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и другими организациями. Для координации работы по

управлению системой здравоохранения РБ действуют межведомственные комиссии разного направления и уровней.

Анализ ведомственных отчётных материалов государственных органов управления здравоохранением РБ показал, что изъянами действующей модели управления здравоохранением республики следует считать:

♦ гипертрофированность бюрократического аппарата, осуществляющего управление здравоохранением региона;

♦ приверженность руководителей как государственных органов исполнительной власти, так и руководителей республиканских ЛПУ традиционным, устаревшим принципам организации управления, что обусловлено низкой долей управленцев, прошедших обучение или переподготовку по направлению «общественное здоровье и организация здравоохранения», «государственное и муниципальное управление» и т.д.;

♦ недостаточная прозрачность работы государственных учреждений здравоохранения РБ — при регулярном обновлении сайтов их отчётность предоставлена несвоевременно и в ограниченном объёме.

♦ Для повышения информированности населения о своей деятельности государственным учреждениям здравоохранения РБ необходимо: своевременно и в достаточном объёме обновлять отчётные данные о своей деятельности на сайтах учреждений; в общественные советы при государственных органах управления здравоохранением вводить представителей сельских районов (активистов ТОС, старост и т.п.), а также научной общественности.

Организация медицинской помощи в условиях модернизации

и низкой плотности населения

В Республике Бурятия крупномасштабная модернизация системы здравоохранения началась с 2006 г., отправной точкой чего стала реализация федерального приоритетного национального проекта «Здоровье». С целью повышения доступности медицинской помощи и повышения эффективности медицинских услуг в 2013 г. разработаны и приняты 2 важных государственных стратегических документа: государственная программа «Развитие здравоохранения Республики Бурятия на 2013— 2017 годы и на период до 2020 года» и «Дорожная карта» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Бурятия».

Всего по состоянию на 01.01.2015 г. в республике функционируют 66 лечебно-профилактических учреждений (юридических лиц), в том числе 22 — в сельских районах республики, 21 — в г. Улан-Удэ и 23 республиканских учреждения, находящихся в государственной собственности. Кроме того, на территории республики функционируют негосударственные учреждения здравоохранения ОАО "Российские железные дороги", федеральные казённые учреждения здравоохранения МВД РФ по Республике Бурятия, Министерства обороны РФ, УФСИН по Республике Бурятия.

В настоящее время в Бурятии, как и во многих других субъектах федерации, формируется модель здравоохранения с одноканальной системой финансирования, с трёхуровневой системой оказания медицинской помощи, которая предусматривает более высокий уровень специализированной помощи населению на последующем этапе по сравнению с предыдущим.

Следует отметить, что 2013 год стал первым годом, когда здравоохранение республики стало единым — 43 муниципальных учреждений перешли в государственную собственность. В полномочия министерства

здравоохранения вошла организация оказания медицинской помощи на всей территории республики. Сегодня структурные преобразования системы здравоохранения республики осуществляются на основе организации трёхуровневой системы оказания медицинской помощи с переходом от принципов районирования оказания медицинской помощи к принципу зонирования территории республики с формированием 7 больничных округов (табл. 1).

Таблица 1. Список больничных округов Республики Бурятия

№ п.п. Больничные округа Население Районы РБ

1. Северобайкальский округ 51 160 Северобайкальский, Муйский

2. Северо-Восточный округ 62 166 Баунтовский, Еравнинский, Хоринский, Кижингинский

3. Западный округ 86 991 Окинский, Тункинский, Кабанский

4. Южный округ 140 179 Закаменский, Джидинский, Селенгинский, Кяхтинский

5. Центральный округ 62 166 г. Улан-Удэ, Иволгинский, Прибайкальский, Заиграевский, Тарбагатайский

6. Восточный округ 49 326 Бичурский, Мухоршибирский

7. Северный округ 37 955 Курумканский, Баргузинский

Источник: ведомственные данные Министерства здравоохранения Республики Бурятия

Вместе с тем, после передачи здравоохранения в ведение республики, муниципалитеты потеряли рычаги влияния на медиков, что отражается на снижении качества здравоохранения по различным направлениям — ввиду отсутствия согласованности действий по предупреждению социально-значимых заболеваний, невозможности разработки самостоятельных муниципальных программ по медицинскому направлению (туберкулёз, энцефалит, ВИЧ), нерациональной работы по планированию сети учреждений здравоохранения.

Особую проблему представляет планирование сети учреждений здравоохранения в районах с дисперсным проживанием, плотность населения в которых не превышает 1,4 человек на 1 кв. км. Представляет определённый научный интерес процесс оптимизации сети ЛПУ Республики Бурятия и сети фельдшерских, акушерских и других пунктов Министерства здравоохранения Республики Бурятия в разрезе районов республики. По отчётным данным Минздрава РБ, оптимизация республиканских ЛПУ в рассматриваемый период реформирования системы здравоохранения проводилась с учётом эффективности деятельности учреждений. Для Республики Бурятия характерны следующие изменения структуры и состава сети ЛПУ:

♦ увеличение числа врачебных амбулаторий (ВА) — учреждений, оказывающих первичную врачебную медико-санитарную помощь;

♦ сокращение фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) - учреждений, оказывающих доврачебную медицинскую помощь;

♦ сокращение участковых больниц — учреждений, оказывающих стационарную и амбулаторную помощи.

Таблица 2. Число круглосуточных коек по Республике Бурятия за 2008 - 2012 гг.

ЛПУ Число сметных коек

2008 2009 2010 2011 2012

Баргузинский 212 188 182 142 139

Баунтовский 94 91 81 78 66

Бичурский 163 163 163 130 125

Джидинский 195 165 157 157 150

Еравнинский 123 123 103 103 100

Заиграевский 357 337 306 306 306

Закаменский 233 233 157 157 157

Иволгинский 105 417 85 85 85

Кабанский 417 93 405 380 380

Кижингинский 120 95 93 75 75

Курумканский 105 264 95 95 95

Кяхтинский 274 183 244 244 239

Муйский 95 42 95 95 72

Мухоршибирский 201 164 158 158 158

Окинский 47 106 42 42 42

Прибайкальский 164 286 164 130 130

С-Байкальский 130 130 106 106 106

Селенгинский 286 74 286 242 216

Тарбагатайский 74 135 72 74 74

Тункинский 153 85 130 130 130

Хоринский 170 95 130 115 115

Итого по районам 3718 3469 3254 3044 2960

г. Улан-Удэ 1668 1682 1698 1697 1685

Республ. учрежд. 2972 2997 3025 2994 3080

Итого по РБ МЗ 8358 8148 7977 7735 7725

Источник: ведомственные данные Министерства здравоохранения Республики Бурятия

Так, в 2008 г. 8 маломощных участковых больниц реорганизованы во врачебные амбулатории с дневным стационаром, за 5 лет число участковых больниц сократилось с 27 до 7 , а врачебных амбулаторий — увеличилось с 78 до 100. Численность городских больниц и диспансеров за анализируемый период фактически не изменилась.

Коечный фонд стационарных учреждений составляет 7725 коек. В результате проведённой в течение 5 лет реорганизации круглосуточный коечный фонд сократился на 12,5% (2007 г. - 8833 койки), в то же время увеличилась мощность дневных стационаров всех типов и составила 1011 коек, из них в поликлиниках - 939 (92,9%).

По данным табл. 2, число круглосуточных коек в больничных учреждениях по районам Республики Бурятия с 2008 по 2012 гг. сократилось на 20%, при этом наибольшее сокращение зафиксировано в Зака-

Таблица 3. Койки основных специальностей и обеспеченность ими населения Республики Бурятия

(система Минздрава)

Профиль коек 2008 2010 2012

Абс. число на 10000 нас Абс. число на 10000 нас Абс. число на 10000 нас

РБ РФ РБ РФ РБ РФ

Терапевтические 1659 17,6 19,9 1456 15,1 18,7 1446 14,9 18,6

Хирургические 1262 13,0 16,2 1282 13,2 16,8 1240 12,8 16,2

Онкологические 170 1,76 2,7 180 1,8 2,7 185 1,9 2,91

Инфекционных больных 454 4,7 5,1 454 4,6 4,8 425 4,4 4,56

Из них детские 185 8,2 13,0 210 9,2 12,7 176 7,5 12,0

Для детей (все профили) 1795 79,9 59,0 1734 75,7 53,2 1574 67,5 65,3

Из них педиатрических (соматических) 782 34,8 702 30,6 23,9 678 29,0 24,6

Неврологические (взр) 358 3,7 5,3 366 3,7 5,1 318 3,3 5,23

Для беременных и рожениц 675 25,5 20,7 676 26,3 21,1 646 25,5 20,8

Гинекологические 459 11,5 9,0 440 11,1 8,4 381 7,48 7,79

Туберкулезные 670 6,9 5,4 678 6,9 5,2 673 6,9 4,97

Из них для детей 40 1,8 2,5 40 1,75 2,6 25 1,1 2,5

Психиатрические 790 8,2 11,0 760 7,8 10,6 760 7,8 10,24

Наркологические 80 0,83 1,9 80 0,82 1,8 80 0,82 1,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Офтальмологические (взр) 55 0,57 1,7 66 0,68 1,7 67 0,69 1,51

Отоларингологические (взр) 73 0,75 1,4 70 0,72 1,3 72 0,74 1,25

Дерматологические (взр) 45 0,46 1,2 22 0,23 1,1 22 0,23 0,97

Источник: ведомственные данные Министерства здравоохранения Республики Бурятия

менском, Баргузинском и Селенгинском районах. Не изменилось число коек только в Тарбагатайском районе.

По данным табл. 3, обеспеченность койками основных специальностей в Республике Бурятия ниже общероссийских показателей, за исключением коек для детей (все профили) и для беременных и рожениц, а также коек для туберкулёзных больных (как взрослых, так и детей). В целом с 2008 по 2012 г. койки основных специальностей сократились практически по всем профилям, за исключением онкологических, туберкулёзных и офтальмологических коек. При этом наибольшее сокращение зафиксировано по профилям «терапевтические» и «для детей (все профили)».

Анализ изменения сети ФАП в разрезе районов Республики Бурятия за 2008-2012 гг. показал, что и процесс оптимизации затронул и этот слой ЛПУ (табл. 4).

Таблица 4. Число фельдшерских, акушерских и других пунктов Министерства здравоохранения Республики Бурятия в разрезе районов за 2005 - 2012 гг.

2005 2008 2010 2012 2012 г. к 2005 г., %

Всего по республике 359 348 344 336 93,6

г. Улан-Удэ с подчиненными ему населенными пунктами - - - - -

Баргузинский 20 20 21 21 105

Баунтовский 6 7 7 7 116

Бичурский 30 24 23 23 76,6

Джидинский 22 22 20 20 91

Еравнинский 13 13 13 13 100

Заиграевский 25 23 22 21 84

Закаменский 19 20 20 20 105

Иволгинский 12 10 10 10 83

Кабанский 38 39 39 38 100

Курумканский 5 7 7 7 140

Кяхтинский 29 29 31 30 103

Муйский 1 1 1 1 100

Мухоршибирский 17 19 17 15 88

Окинский 8 8 8 8 100

Прибайкальский 22 19 19 18 81

Северо-Байкальский 5 6 6 6 120

Селенгинский 17 17 15 15 88

Тарбагатайский 15 15 15 15 88

Тункинский 22 18 18 16 73

Хоринский 21 20 21 21 100

Источник: ведомственные данные Министерства здравоохранения Республики Бурятия

Выявлена значимость фактора дисперсности населения, проявляющаяся в следующем:

♦ увеличение численности ФАП в отдельных северных районах РБ (Баунтовский, Курумканский, Северо-Байкальский), для которых характерна высокая дисперсность населения;

♦ сокращение численности фельдшерско-акушерских пунктов в пригородных районах республики (Заиграевский, Иволгинский, Тарба-гатайский) с относительно высокой плотностью населения;

♦ сокращение численности ФАП в промышленно развитых районах Бурятии (Селенгинский, Бичурский, Джидинский) с относительно высокой плотностью населения.

♦ По данным табл. 4 общее количество ФАПов за анализируемый период сократилось на 23 единицы. При этом, в Еравнинском, Кабан-ском, Муйском, Окинском и Хоринском районах число ФАПов за анализируемый период не изменилось. Существенное снижение числа ФАПов отмечается в Бичурском, Заиграевском, Прибайкальском, Тункинском, Мухоршибирском районах. Вместе с тем, закрытие ФАП может быть связано с его перепрофилированием во врачебную амбулаторию (ВА). Так, в 2012 г. в Заиграевском районе в ВА был перепрофилирован Новооно-хойский ФАП, в Мухоршибирском районе — Хонхолойский и Шаралдай-ский ФАПы, в Прибайкальском — Гремячинский, в Тункинском — Зун-Муринский и Хулырский. Для повышения эффективности работы сети районных ЛПУ нередки и обратные процессы — перепрофилирование ВА в ФАП. Так, например, в 2010 г. в Баргузинском районе из Уринской ВА в связи с длительным отсутствием врача был создан Уринский ФАП, а в Хоринском районе — из Удинской ВА — Удинский ФАП.

Следует отметить, что оптимизация сети учреждений здравоохранения может иметь негативную общественную оценку, как со стороны экспертов, так и со стороны населения. Например, в ходе экспедиционного обследования Баргузинского района Республики Бурятия в марте т.г. проведены экспертные интервью со специалистами учреждений здравоохранения, в ходе которых процесс оптимизации районной сети учреждений здравоохранений был подвергнут жёсткой критике. В рамках оптимизации системы здравоохранения в Баргузинском районе в 2011 г. закрыты 2 участковые больницы — в с. Баянгол и с. Улюн, сокращено 40 коек круглосуточного пребывания, в дальнейшем они были перепрофилированы во врачебные амбулатории с дневными стационарами (на 20 коек). Часть экспертов указали на то, что в экстренных случаях больным целесообразнее ехать на лечение в соседний Курумканский район, где организация стационарной медицинской помощи находится на более высоком уровне ввиду большей обеспеченности врачами. В настоящее время здание Баянгольской больницы полностью законсервировано и пришло в негодность: вздулись полы, разморожена система отопления. Восстановление больницы потребует больших денежных средств. Принцип, по которому строятся новые ФАП также не понятен как экспертам, так и простым жителям, их строительство не согласовывалось с администрацией района и местными жителями. Так, в селе Малое Уро Баргузинского района построен новый ФАП, в котором так и остаётся открытой вакансия терапевта.

Сегодня приоритетным направлением работы Министерства здравоохранения Республики Бурятия и республиканских ЛПУ является расширение объёмов и видов оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи в ЛПУ республики. Вместе с тем, на наш взгляд, разработанную схему планирования системы здравоохранения Республики Бурятия и проведённую оптимизацию сети ЛПУ целесообразно подвергнуть тщательному социолого-экономическому

анализу с учётом экономической эффективности, провести дополнительные расчёты по влиянию оптимизации сети ЛПУ РБ на демографическую и миграционную ситуацию.

Материально-техническая база

В рамках модернизации отрасли постоянно укрепляется материально-техническая база медицинских организаций, проводится капитальный ремонт учреждений здравоохранения и их строительство. Однако доля учреждений, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта, по-прежнему высока и составляет 45%. Все объекты здравоохранения РБ необходимо привести в соответствие с санитарными и противопожарными нормами. В большинстве ЛПУ РБ требуется обновление медицинского оборудования с обязательным соблюдением принципа унификации оснащения медицинских организаций. Существенным сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. Необходима масштабная компьютеризация всех сельских учреждений здравоохранения, их подключение к сети Интернет.

На наш взгляд, Министерству здравоохранения РБ целесообразно активизировать работу по укреплению государственно-частного партнёрства, привлечению в отрасль крупных частных инвесторов для модернизации отрасли, обслуживания и эксплуатации инфраструктуры ЛПУ РБ.

Медико-демографическая ситуация

Медико-демографическая ситуация в Республике Бурятия имеет следующие особенности:

Рождаемость в РБ за истёкшие 5 лет повысилась незначительно, коэффициент рождаемости в 2013 г. составил 17,6 на 1000 жителей. Тем не менее, рождаемость в республике остаётся высокой и превышает среднероссийский уровень в 1, 3 раза (2013 г.), Республика Бурятия является одним из лидеров по рождаемости среди субъектов СФО.

Повышению рождаемости во многом способствовало введение с 2007 г. такой форма государственной поддержки российских семей, как материнский (семейный капитал), а также предпринятые меры по обеспечению доступности специализированной медицинской помощи бесплодным супружеским парам (направление в федеральные центры на ЭКО).

В республике отмечается тенденция к снижению общей смертности, коэффициент смертности с 2009 по 2013 гг. снизился на 10%. Показатель младенческой смертности за 2013 год составил 8,8 на 1000 родившихся живыми, что превышает показатель 2012 года (7,3) и равен среднероссийскому показателю. По сравнению с 2009 г. этот показатель снизился незначительно. По данным Минздрава РБ, рост показателя младенческой смертности в 2013 г. отмечен в 9 районах республики. Наиболее высокая смертность детей до 1 года в Прибайкальском, Окин-ском, Бичурском, г. Северобайкальске и Иволгинском районах. Не допущена младенческая смертность в Курумканском, Муйском районах.

В республике значительно снизился показатель материнской смертности. По данным Минздрава РБ, в 2013 г. материнская смертность зарегистрирована в г. Улан-Удэ (1 случай) и Заиграевском районе (1 случай), составила 11,9 на 1000 родившихся живыми (табл. 5).

Так, относительно высокий естественный прирост отмечается в г. Улан-Удэ, Иволгинском, Джидинском, Кижингинском районах. Стабильная демографическая ситуация наблюдается в Хоринском, Прибай-

Таблица 5. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, младенческой и материнской смертности в РБ, РФ и СФО

2009 2011 2012 2013

И Ь © СФО И Ь © СФО И Ь © Ь СФО И Ь © Ь СФО

Рождаемость 17,4 13,4 14,0 16,9 12,6 14,1 17,4 13,3 15,0 17,6 13,3 15,0

Общая смертность 13,0 14,2 13,9 12,6 13,5 13,8 12,3 13,3 13,7 11,8 13,3 13,8

Естественный прирост 4,4 -1,8 0,1 4,3 -0,9 0,3 5,1 0,0 +1,3 5,8 0,0 1,2

Младенческая смертность 9,0 8,2 9,2 8,4 7,3 7,8 8,6 8,6 9.4 8,8

Материнская смертность 41,8 22,0 29,5 12,3 16,2 17,3 6,0 11,5 12,8 11,9

Источник: составлено автором

кальском районах, г. Северобайкальске. Отрицательная убыль населения отмечена в Кабанском районе. Что касается ситуации в районах с дисперсным населением, то ситуация следующая: положительная динамика отмечается в Еравнинском районе. Нестабильная ситуация с тенденцией к снижению коэффициента естественного прироста отмечена в северных Баунтовском, Муйском, Баргузинском районах.

Установлено, что за последнее десятилетие заболеваемость населения РБ постоянно растёт, что связано, с одной стороны, с ростом доли пожилого населения, проведением массовых диспансерных осмотров, с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, а с другой стороны, с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний. Рост заболеваемости населения за 10 лет составил 12%. Ведущее место занимают болезни органов дыхания, кровообращения, глаз, пищеварения, костно-мышечной системы и травмы. Первичная заболеваемость в районах республики с дисперсным фактором имеет тенденцию к снижению. Лишь в Курумкан-ском районе отмечена тенденция к увеличению числа случаев с впервые установленным диагнозом. В близлежащих к г. Улан-Удэ Заиграевском, Иволгинском, Прибайкальском районах отмечено увеличение первичной заболеваемости населения.

Напряжённая ситуация с ростом заболеваемости населения РБ требует дополнительных научно-организационных разработок, в связи с чем Министерству здравоохранения РБ и подведомственному ему Республиканскому медико-аналитическому центру (МИАЦ) предлагаем провести углублённый анализ состояния заболеваемости населения РБ с учётом дисперсного фактора, прогнозную оценку заболеваемости на ближайшие и отдалённые перспективы, а также картографирование заболеваемости населения РБ с использованием современных ГИС-технологий, что необходимо для дальнейшей разработки стратегии развития системы здравоохранения РБ.

Кадровое обеспечение

Ключевой проблемой, до сих пор не получившей кардинального решения, является недостаточная обеспеченность отрасли квалифици-

Таблица 6. Естественный прирост, убыль населения районов Республики Бурятия за 2008-2012 годы.

2008 2009 2010 2011 2012

Республика Бурятия 3424 4263 4145 4208 4942

г. Улан-Удэ 1000 1613 1565 1591 2211

г. Северобайкальск 99 131 100 99 106

Баргузинский 112 28 58 63 96

Баунтовский эвенкийский 40 -5 24 41 17

Бичурский 42 13 28 -4 28

Джидинский 284 315 275 267 315

Еравнинский 90 144 127 132 147

Заиграевский 157 134 88 100 192

Закаменский 222 161 190 261 206

Иволгинский 273 371 315 345 395

Кабанский -80 50 -53 60 -73

Кижингинский 163 212 197 204 183

Курумканский 126 87 91 116 118

Кяхтинский 307 260 265 225 150

Муйский 68 72 96 40 26

Мухоршибирский 33 35 63 71 157

Окинский 59 85 80 84 65

Прибайкальский 59 85 80 84 65

Северо-Байкальский 46 16 -4 4 1

Селенгинский 99 180 167 177 173

Тарбагатайский -7 -11 45 16 23

Тункинский 84 167 174 123 177

Хоринский 148 160 148 152 152

Источник: данные Бурятстата

рованным персоналом. Несмотря на ежегодный приток кадров в региональное здравоохранение, обеспеченность врачами остаётся ниже средне федеративных на 29,5 %, а СФО — на 33% (табл. 7).

Низкая социальная привлекательность работы в здравоохранении является сдерживающим фактором кадрового развития отрасли.

Реализация федеральной программы «Земский доктор» в РБ позволила дополнительно направить и закрепить на последующие 5 лет в сельском здравоохранении 475 молодых специалистов. Негативным последствием реализации данной программы является резкий отток кадров из лечебных учреждений г. Улан-Удэ. Большинство участников программы приобретает на выделенные деньги жильё в г. Улан-Удэ и рассматривает сельское здравоохранение как полигон для повышения квалификации и материального обогащения.

Среди сельских районов наиболее обеспечены врачами Баунтов-ский, Окинский, Курумканский районы, имеющие низкую плотность населения. Наименьшие показатели по обеспеченности в Селенгинском,

Таблица 7. Численность медицинского персонала Республики Бурятия.

Категория специалистов Годы

2009 2010 2011 2012 2013

Врачи 3085 3073 8972 9009 9325

Средний медицинский персонал 8941 8931 3195 3258 3356

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: ведомственные статистические данные Министерства здравоохранения Республики Бурятия

Кяхтинском, Закаменском районах обусловлены тем, что в них расположены города, которые не участвуют в программе «Земский доктор».

На наш взгляд, Министерству здравоохранения РБ в целях решения кадрового вопроса целесообразно возродить систему распределения выпускников медицинских образовательных учреждений.

Заключение

Таким образом, анализ текущей ситуации состояния системы здравоохранения РБ показал, что Министерству здравоохранения РБ и подведомственным организациям предстоит большая кропотливая работа по решению всех существующих проблем. Это, в свою очередь, позволит повысить качество и доступность оказываемой населению медицинской помощи. Для повышения эффективности проводимых мероприятий по модернизации отрасли необходим постоянный мониторинг статистических показателей, анализ отчётных материалов органов управления здравоохранением и проведение независимых социологических исследований — анкетирования населения и медицинских кадров с целью углублённого выявления проблем модернизации регионального здравоохранения.

Литература

1. Башкуева Е.Ю. Проблемы сельского здравоохранения Республики Бурятия (по материалам экспедиционного обследования Баргузинского района) // Материалы Международной научной конференции («Байкальская встреча») «Проблемы евразийства и интеллигенция». г. Улан-Удэ, 2014. С. 250-256.

2. Гареева И.А. Региональная модель организации медицинской помощи в современной системе здравоохранения // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 4. С. 136-140.

3. Овечкина Т.Д. Стратегические подходы к управлению здравоохранением Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в современных социально-экономических условиях. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ugrariu.ru/ upload/files/infocenter/izdat/files/32.pdf (дата обращения: 05.12.2014 г.).

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Bashkueva E.YU. Problemy sel'skogo zdravookhraneniya Respubliki Buryatiya (po materialam ehkspeditsionnogo obsledovaniya Barguzinskogo rajona) // Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii («Bajkal'skaya vstrecha») «Problemy evrazijstva i intelligentsiya». g. Ulan-Udeh, 2014. S. 250-256.

2. Gareeva I.A. Regional'naya model' organizatsii meditsinskoj pomoshhi v sovremennoj sisteme zdravookhraneniya // Sotsial'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke. 2013. № 4. S. 136-140.

3. Ovechkina T.D. Strategicheskie podkhody k upravleniyu zdravookhraneniem KHanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga-YUgry v sovremennykh sotsial'no-ehkonomicheskikh usloviyakh. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.ugrariu. ru/upload/files/infocenter/izdat/files/32.pdf (data obrashheniya: 05.12.2014 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.