Региональные проблемы экономики, прогнозирования и управления
В.И. Лоскутов
Финансовый факультет МГТУ, кафедра экономической теории и отраслевой экономики
Аннотация. Описаны проблемы, изучаемые в последние годы профессорско-преподавательским персоналом экономических кафедр МГТУ в рамках госбюджетных научно-исследовательских работ, раскрывается содержания основных работ, их результаты и научные выводы.
Abstract. The paper contains the brief report concerning the problems having been researched by the MSTU economical chairs recent years. The author has presented the content of the basic works, its results and scientific conclusions.
1. Введение
Региональные проблемы экономики, в том числе проблемы прогнозирования и управления, являются предметом постоянного внимания экономистов МГТУ. В настоящее время экономические кафедры нашего вуза осуществляют следующие основные долгосрочные научно-исследовательские работы:
• Экономико-финансовое и правовое сопровождение деятельности предприятия (кафедра бухгалтерского учета и аудита, руководитель Кибиткин А.И.);
• Новые подходы к стратегическому, инновационному и инвестиционному менеджменту (кафедра менеджмента и маркетинга, руководитель Чечурина М.Н.);
• Разработка систем качества на предприятиях (кафедра менеджмента и маркетинга, руководитель Медко Е.К.);
• Проблемы регулирования экономических, демографических и социальных процессов в регионе (кафедра экономики и управления, руководитель Савельева С.Б.).
Содержание госбюджетных работ по мере их выполнения излагается в статьях, тезисах международных и университетских научно-технических конференций. В рамках темы, разрабатываемой кафедрой бухгалтерского учета и аудита, была защищена кандидатская диссертация С.С. Смирновой, А.И. Кибиткиным подготовлена докторская диссертация и опубликована монография "Устойчивость сложных экономических систем в условиях рынка", зарегистрирована авторская программа в Российском агентстве по патентам и товарным знакам "Построение прогнозов, планов и сценариев развития организации".
Понятно, что особое внимание в научных исследованиях традиционно уделяется экономическим проблемам рыбной отрасли. В текущем году была завершена работа, выполнявшаяся профессором М.Н. Чечуриной и старшим преподавателем Н.Г. Спириной, "Маркетинговые исследования в различных отраслях народного хозяйства". В рамках этой темы была разработана методика исследования регионального рынка рыбопродукции. На основании этой методики был исследован потребительский рынок рыбопродукции г. Мурманска с целью обеспечения эффективного планирования ассортимента продукции рыбоперерабатывающими предприятиями региона. Материалы исследования докладывались на технико-экономических советах ЗАО "Севрыба", на симпозиуме "Инрыбпром-2000" и международной конференции "Состояние и перспективы развития рынка рыбных товаров Северного и Северо-Западного регионов России". Результаты исследования получили высокую оценку и были рекомендованы к практическому использованию для маркетинговых исследований.
Кафедрой экономики только что закончена большая исследовательская работа "Развитие рыбохозяйственного комплекса Северного бассейна до 2005 г.: анализ и обоснование стратегии", которая явилась продолжением работы над проектом развития Мурманского рыбохозяйственного комплекса, выполненной в 1996 г. сотрудниками кафедры экономики в тесном сотрудничестве с учеными института экономики Кольского филиала РАН.
2. Современные проблемы рыбной отрасли
Очевидно, нет смысла в данном случае подробно излагать цифры, характеризующие состояние рыбной промышленности. Всем известно, что рыбная промышленность в целом находится в тяжелом, а
береговая рыбообрабатывающая отрасль просто в бедственном положении. Проблемы отрасли, в сущности, идентичны проблемам всех других отраслей и порождены общими факторами непродуманной и безответственной экономической политики центральной власти.
Под влиянием проведенных в стране хаотических реформ в отрасли накопились собственные проблемы, основными из которых являются:
1) разорванные внутриотраслевые взаимосвязи и отсутствие координации работы предприятий добывающей и обрабатывающей подотраслей;
2) сокращение российского промысла в экономических зонах других стран и открытой части Мирового океана;
3) высокий уровень физического и морального износа флота и других основных средств;
4) преобладание сырьевой направленности в экспорте рыбных товаров.
3. Основные выводы работ по рыбной отрасли Северного бассейна
Основные выводы, сделанные в процессе разработки проекта развития Мурманского рыбообрабатывающего комплекса, заключались в том, что в интересах рыбной промышленности и общества в целом:
во-первых, нельзя допускать однобокого развития рыбодобывающих предприятий, в условиях отставания и тем более разрушения береговой рыбообрабатывающей отрасли и сбыта;
во-вторых, нельзя ликвидировать звено оптовой торговли;
в-третьих, никоим образом нельзя выпускать из-под контроля государства использование его безусловной собственности - водных биоресурсов.
В настоящее время эти положения стали, можно сказать, общим местом. Наряду со многими другими рекомендациями проекта они вошли в план Администрации Мурманской области. О необходимости их реализации все чаще говорят даже руководители предприятий, которые еще недавно отвергали их.
Так, в настоящее время многие судовладельцы считают целесообразным создать общий сбытовой орган, нечто наподобие бывшего "Севрыбсбыта", который освободил бы их от выполнения этой сложной специфичной функции. Что же касается права государственной собственности на природные ресурсы, то его признают уже практически все, кроме, что совершенно понятно, работников добывающих флотов, особенно тех, в которых даже матросы имеют возможность получать до 20 тысяч рублей в месяц, при среднемесячной оплате труда на береговых рыбообрабатывающих предприятиях, не достигающей и 2 тысяч.
В то время, как доля заработной платы в цене продукции на российских предприятиях не составляет и 15 %, на предприятиях, имеющих наибольший доступ к природным ресурсам, она достигает 30 %. Такого разрыва в оплате труда в разных отраслях промышленности, как в России, нет нигде в мире. В США, например, совокупные выплаты на одного занятого в добывающей отрасли превышают соответствующие выплаты работникам обрабатывающей отрасли всего в 1,3 раза, но не в 10 раз.
Вряд ли существуют аргументы, способные убедить руководителей добывающих флотов, что заработки, столь значительно превышающие среднеотраслевые, являются результатами не их организаторских способностей и не особо сложного, тяжелого или квалифицированного труда их работников, а того, что рента за пользование природными ресурсами, которая является государственной собственностью, благодаря особой близости к чиновникам Госкомрыболовства находится пока в их распоряжении. Но по этому поводу государство и не должно спорить с руководителями негосударственных предприятий, оно должно просто отнять у них монопольное право на распоряжение государственной рентой в частных интересах.
О том, что совершившаяся 8 лет назад политика огульной приватизации, которая на деле превратилась в политику обогащения немногих частных лиц за счет большей части общества, является ошибочной и даже преступной, говорить здесь нет смысла. Об этом еще не раз скажут другие люди и в другом месте. Наша задача найти пути выхода из создавшегося положения.
4. Основные пути вывода рыбной отрасли из кризиса
Прежде всего следует напомнить тот общеизвестный факт, что господствующей тенденцией капитала, с тех пор как он появился на сцене истории, является его усиливающаяся интеграция, которая проявляется, среди многого прочего, в организационном и юридическом слиянии мелких частных предприятий, превращении их во все более крупные объединения. В XIX в. на основе этой тенденции безо всякого вмешательства государства и даже вопреки его противодействию возникли картели, синдикаты, тресты, комбинаты. К настоящему времени объединения изначально частных предприятий
еще более выросли, достигнув уровня концернов, конгломератов, холдингов и других форм централизации и концентрации капитала.
Вопреки этой объективной экономической закономерности, в нашей стране на протяжении десяти последних лет политическими и правовыми средствами насаждается процесс дезинтеграции производства. Навязывается ошибочное представление о роли малых предприятий в системе современной экономики. Делаются попытки доказать, что малые предприятия во всех случаях эффективнее крупных. Это далеко не так. Общеизвестно, что в сегодняшнем мире на долю мелкого бизнеса приходится 95 % всех наличных предприятий, а в обрабатывающей промышленности Японии даже 99 %, но в общем выпуске продукции они обеспечивают едва 50 %.
Малые предприятия, безусловно, нужны и важны, поскольку существуют многочисленные индивидуальные потребности людей на продукты и услуги, которые производить в большом количестве невыгодно, так как спрос на них невелик. Это прежде всего розничная торговля, бытовые услуги, ремонтные работы, в рыбной промышленности - прибрежный промысел, рыборазведение и рыбообработка, рассчитанная на местный рынок.
В настоящее время в рыбной отрасли вполне определенно прослеживается потребность руководителей небольших предприятий к интеграции с другими предприятиями в разных формах. Одной из таких форм вскоре могут стать рыбохозяйственные объединения с замкнутым циклом "добыча - обработка - реализация". Администрация Мурманской области считает создание такой формы приоритетной для возрождения береговой рыбообработки. Практические попытки к этому также предпринимаются, например, руководителем ОАО "Мурманский рыбокомбинат" М.И. Зубом, но ожидать значительных успехов в этом деле без поддержки государства вряд ли возможно.
Другим направлением объединения небольших предприятий является создание разного рода союзов. В Мурманске уже давно и успешно действует Союз рыбопромышленников. В настоящее время создана некоммерческая Ассоциация рыбодобывающих предприятий, идет процесс создания подобной ассоциации береговыми рыбообрабатывающими предприятиями.
Третьей формой объединения предприятий являются холдинги, которые в настоящее время образуются во всем мире под воздействием законов рыночной конкуренции.
Нет никаких сомнений, что такого рода союзы, ассоциации, холдинги и другие формы объединений будут развиваться по законам рынка, независимо от степени государственного вмешательства в этот процесс. Но столь же несомненно, что если государство будет стоять в стороне от этого естественного процесса, то до образования современных совершенных форм экономической интеграции предприятий пройдут десятилетия, а поскольку процесс концентрации и централизации производства продолжает осуществляться и на Западе, то мы будем обречены всегда оставаться в разряде отстающих рыночных стран. В связи с этим представляется настоятельно необходимым ускорить процесс слияния предприятий, объективно тяготеющих к этому, целенаправленной поддержкой государства.
5. Анализ существующих методов борьбы за выживаемость предприятий отрасли
В настоящее время, борясь за выживание в условиях разрыва прежних технологических связей, береговые рыбообрабатывающие предприятия решают свои проблемы тремя основными путями:
• применением сблокированных квот;
• экспериментальным использованием бербоут-чартерных судов;
• приобретением собственных судов.
Анализ многолетнего опыта таких путей развития показывает, что использование бербоут-чартерных судов для обеспечения береговых обрабатывающих предприятий сырьем является наименее эффективным вариантом, который нельзя считать перспективным. Недостатки этого варианта заключаются в том, что,
во-первых, законодательное освобождение владельцев бербоут-чартерных судов от оплаты таможенных пошлин является лишним стимулом для дальнейшего развития добывающего флота таким способом, что противоречит интересам развития отечественной судостроительной промышленности;
во-вторых, создание в рыбном порту режима таможенного склада только для того, чтобы принимать бербоут-чартерные суда, неэффективно экономически;
в-третьих, бербоут-чартерные суда типа "Мурман-2" слишком высокопроизводительны, а типа "Севрыба-2" специализированы на выпуске высококачественной готовой продукции, чтобы работать в варианте поставщиков сырья для сравнительно маломощных береговых рыбообрабатывающих предприятий.
Мы были всегда последовательными противниками разработанной и частично реализованной концепции ЗАО "Севрыба", согласно которой до 2005 г. 400 единиц старого флота намеревались
заменить на 85-90 судов нового поколения. Мы доказывали, что рост производительности труда в рамках добывающей подотрасли приведет к огромной безработице в регионе, полному разрушению береговой рыбообработки и отраслевой инфраструктуры, а тем самым и отрасли в целом.
К сожалению, идея этого так называемого "датского проекта" отвечала материальным интересам слишком многих руководителей самых высоких инстанций, чтобы ее реализацию можно было остановить научными аргументами.
При поддержке Комитета по рыболовству РФ в мае 1995 г. ЗАО "Севрыба" заключило контракт на строительство 4-х траулеров-фабрик на верфи "Орсков" в Дании. Под их строительство с одобрения и разрешения Роскомрыболовства были выделены сырьевые ресурсы квотируемых объектов в объемах, обеспечивающих рентабельную работу судов. Согласно договору, подписанному в апреле 1996 г., Роскомрыболовство обязалось выделять каждому из четырех судов квот на вылов 5800 т трески и 1800 т пикши ежегодно на период действия бербоут-чартерного соглашения.
Как и следовало ожидать, такого щедрого подарка иностранным компаниям, финансирующим проект, не могла обеспечить ни скудеющая природа Баренцева моря, ни конкурирующие флота, которые не собирались самоликвидироваться в угоду проекту ЗАО "Севрыба". Поэтому фактически в 1999 г. траулеру "Севрыба-2" была выделена квота только 3311 т трески и пикши, т.е. лишь 44 % от договора. При таком обеспечении бербоут-чартерных судов сырьевыми ресурсами рыбная отрасль вместо ожидаемой прибыли обречена в течение всего срока службы судов работать на своих кредиторов и оставаться при этом их неоплатным должником.
6. Наиболее эффективный вариант вывода рыбной отрасли из кризиса
Проведенный анализ показывает, что наиболее эффективным вариантом является использование в качестве поставщиков сырья средних и малых добывающих судов, которые могут находиться либо в собственности рыбообрабатывающих предприятий, либо работать в варианте сблокированных квот. Себестоимость поставки рыбопродукции донных пород в Мурманск небольшими судами составляет всего 7 рублей на килограмм, после обработки на рыбозаводе она возрастает до 10 рублей. Розничная цена предложения при правильной организации сбыта может составить 15, максимум 17 рублей за килограмм, тогда как сейчас розничные цены на разделанную треску достигают 50-60 рублей и более.
Впечатляет и разница в ценах изготовления рыбопродукции береговыми предприятиями Мурманска из сырья, поставляемого небольшими отечественными судами, по сравнению с ценой производства современными судами зарубежной постройки. Так, например, себестоимость обезличенной продукции, выпускаемой судами типа "Севрыба-2" составляет не менее 2,65 $, или 75 руб., за килограмм, в том числе 45 руб. производство потрошеной обезглавленной рыбы и 104 руб. филе. В розничных ценах при 50 % суммарной оптовой и розничной накидки это составит 68 и 156 руб. соответственно.
В качестве примеров работы обрабатывающих предприятий с собственными судами можно назвать мурманский "Норд-вест". В Эстонии, в Таллинне, успешно работает АО "Масеко", бывший в советское время рыбокомбинатом, который имеет в своем составе суда, обеспечивающие береговую обработку достаточным количеством сырья.
Последние исследования, проведенные экономистами МГТУ, показали, что оптимальным решением для развития береговой обработки и тем самым рыбной промышленности в целом остается объединение интересов добывающих и обрабатывающих предприятий на основе сблокированных квот и синдицирование таких добывающе-обрабатывающих объединений, т.е. создание общих для них органов сбыта рыбопродукции.
Разумеется, речь не идет о воссоздании дореформенной структуры Северного бассейна. Принципами создания рыбохозяйственных объединений "добыча - обработка - реализация" должны стать, во-первых, сохранение конкурентной рыночной среды, во-вторых, заинтересованность в этом самих объединяющихся предприятий.
7. Основные условия обеспечения эффективной работы береговых рыбообрабатывающих предприятий
Подытожим сказанное. Совершенно очевидно, что для эффективной работы береговых рыбообрабатывающих предприятий необходимы два условия: 1) стабильные регулярные поставки сырья и 2) создание общего органа сбыта рыбопродукции для нескольких небольших добывающих и обрабатывающих предприятий.
Законы экономического развития дают основание утверждать, что такие условия рано или поздно могут возникнуть сами собой в результате конкурентной борьбы и поглощения слабого капитала
сильным. Однако такая модель развития не самая эффективная и чревата тем, что сильный капитал может оказаться иностранным. Общественные интересы требуют, чтобы государство приняло меры к управлению этим процессом. Меры эти должны носить, разумеется, не административный, а экономический характер.
Содержание экономических методов государственного регулирования достаточно хорошо известно и не требует дополнительных исследований. Наиболее эффективным из возможных способов обеспечения рыбообрабатывающих предприятий сырьем является создание заинтересованности в этом добывающих предприятий посредством уже применяющихся сблокированных квот. Процесс синдицирования предприятий может стимулироваться проведением целенаправленной бюджетной, налоговой и кредитной политики.
Главным препятствием к реализации как этих, так и любых других конкретных мер государственного регулирования являются недостатки самого государственного механизма: отсутствие экономических инструментов управления рыночными отношениями, тех самых "правил игры", о которых пишется во всех учебниках по рыночной экономике и создание которых является прямой обязанностью государственного аппарата. Для этого у аппарата власти на всем протяжении рыночных реформ, возможно, недоставало знания, умения управлять рынком экономическими методами, но главное, у него отсутствовали желание и воля применять эти методы. Метание от предоставления предприятиям полной свободы действий к чрезмерным административным ограничениям - наиболее характерный метод работы этого аппарата государственного управления, который, очевидно, отражал метод работы первого российского Президента. Есть надежда, что новый Президент придаст государственному аппарату и необходимую волю, и необходимое желание овладеть экономическими методами управления.
Известно, что, для того, чтобы управлять каким-либо объектом, надо, как минимум, обладать достаточной информацией об этом объекте. Что же мы видим на самом деле? Ни одна из структур государственного управления от Госкомитета по рыболовству до региональных и местных органов власти не только не имеет информации об экономической эффективности тех или иных вариантов развития отрасли, но и не стремится к этому. Хуже того, самая важная исходная информация об издержках производства и реализации продукции возведена в ранг коммерческой тайны, что служит основным фактором безответственности хозяйственных руководителей и стимулирует их к осуществлению полукриминальных и вполне криминальных операций.
В недостатки аппарата государственной власти упирается и самая сложная проблема - проблема отсутствия финансов для вывода рыбной отрасли из кризиса. Мы уже пять лет подряд повторяем, что реальным источником финансирования реализации государственных задач является собственность на природные ресурсы. То, что до сих пор доходы от этой собственности получают частные лица, является преступлением, ослабляющим экономическую и политическую мощь государства.
Пора обратить особое внимание на тот пока еще малоизвестный факт, что в России, в отличие от многих других стран, основной вклад в чистую прибыль народного хозяйства вносит не труд и не капитал, а рента. На долю ренты от использования природных ресурсов приходится 75 % общего прироста совокупного дохода России. Всего за счет ренты Россия получает 45-60 млрд долларов дохода в год. Как раз на эту величину отличается фактическая прибыль, обнаруживаемая методами научного анализа, проведенного институтом экономики РАН, от той, которая официально отражается в статистических отчетах.
Приведенные общероссийские данные полностью подтверждаются расчетами по рыбной промышленности. По данным, неоднократно озвученным в печати, в том числе председателем Госкомрыболовства Ю.П. Синельником, из-за недостатков, присущих нынешней системе использования рыбных ресурсов, страна недополучает в год до 700 млн долларов дохода, в том числе более 200 млн теряет государственный бюджет. Но и в этих огромных цифрах учтены далеко не все потери российского общества и государственной казны, которые имеют место по причине ослабления рычагов государственного управления сырьевыми ресурсами рыбной отрасли.
В 1996 г. в выполненной экономистами нашего вуза работе было показано, что рыбодобывающие предприятия, получая бесплатную квоту на вылов сырья и реализуя на экспорт выработанную из него продукцию, получают тем самым в свое распоряжение значительный рентный доход. Этот рентный доход, который, по сути, должен служить экономическим инструментом государственного управления рыбной отраслью, превращается в прибыль частных рыбодобывающих предприятий-экспортеров. В Мурманской области он составляет до 100-120 млн долларов, т.е. по современному курсу 3-3,5 млрд рублей. Расчет вместе с предложениями по комплексному развитию рыбохозяйственной отрасли Мурманской области был в 1996 г. представлен Мурманской областной администрации и Госкомрыболовству, но не вызвал с их стороны заинтересованной реакции.
8. Заключение
Проведенные исследования и приобретенный опыт позволяют сделать вывод, что пора переходить от исследования вопроса, что делать для восстановления разрушенной рыбной промышленности, к вопросу, как делать, как осуществить на практике найденные решения. Этот вопрос не может быть решен помимо прямого участия органов областного и федерального управления, поскольку основные задачи заключаются в том, чтобы
• предоставить рыбообрабатывающим предприятиям сблокированные квоты в объеме, достаточном для их эффективной работы;
• стимулировать слияние добывающих и обрабатывающих предприятий в объединения с единым циклом "добыча - обработка - реализация";
• в целях обеспечения проводимых мероприятий финансовыми ресурсами установить порядок платности квот на сырье ценных пород, продукция из которых реализуется судовладельцами за рубежом.
Чтобы эти задачи могли быть успешно решены, необходимо:
• наличие утвержденного Госкомрыболовством Положения о сблокированных квотах;
• наличие и применение Методики управления процессом реформирования налоговыми, бюджетными, кредитными и другими экономическими методами;
• наличие федерального Фонда и Фондов субъектов РФ, образуемых за счет рентного дохода от реализации квот.
Это предполагает разработку ряда методических материалов и положений, в частности необходимо:
• совместно со специалистами Госкомрыболовства, администраций субъектов РФ, ВНИЭРХ и КФ РАН разработать и представить на утверждение в Правительство РФ Положение о распределении квот, в том числе сблокированных квот, и об условиях предоставления квот пользователям РФ на платной основе;
• разработать проекты Положения о бассейновом научно-промысловом совете, Положения о территориальном рыбохозяйственном совете и Положения об использовании финансовых средств субъекта РФ, направляемых в соответствии с Законом РФ "О рыболовстве" на охрану, воспроизводство водных биоресурсов и государственную поддержку рыбохозяйственной деятельности организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ;
• в целях повышения уровня управления рыбной отраслью в субъектах РФ силами специалистов органов государственной власти, научных и научно-исследовательских организаций обеспечить систематический анализ эффективности работы добывающих и обрабатывающих предприятий.
Если мероприятия по созданию комплексов "добыча - обработка - реализация" могут быть реализованы автономно в Мурманской области, то предложения о порядке осуществления платного квотирования и использования вырученных финансовых средств могут дать настоящий эффект только при непосредственном участии Госкомрыболовства и ВНИЭРХ как его головного экономического института.
Известно, что с 1996 г. в Государственной Думе рассматривается проект закона "О рыболовстве". В текущем году предполагается новое рассмотрение этого закона во втором чтении. Однако и в последнем варианте проекта закона отсутствует требование упорядочения самой главной и самой болезненной для всех проблемы - проблемы распределения квот. На протяжении всего периода реформ неупорядоченность этой проблемы является основным источником неразберихи, проволочек с выдачей разрешений на лов, скандалов, интриг и коррупции, наносящих гигантский социальный и экономический ущерб государству.
В частности, самый эффективный способ обеспечения рыбным сырьем береговых рыбообрабатывающих предприятий - сблокированные квоты - на протяжении многих лет применяется настолько непрофессионально, с такими нарушениями элементарных норм рыночных взаимоотношений, что только дискредитирует его. Остается также в подвешенном состоянии безусловно справедливое требование установления платности квот на вылов рыбного сырья, экспортируемого добывающими судами за границу.
Такое положение вещей требует объединения усилий специалистов МГТУ, ВНИЭРХ, Мурманской областной администрации, Кольского филиала РАН и Госкомрыболовства в общем деле разработки и реализации комплексной программы развития рыбной промышленности. Мы, экономисты Мурманского государственного технического университета, призываем их к этому и, со своей стороны, ведем работу в этом направлении.