Научная статья на тему 'Региональные особенности социально-психологической адаптации семей военнослужащих'

Региональные особенности социально-психологической адаптации семей военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
260
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / THE SOCIAL STATUS OF A SERVICEMAN / ПРАВА И СВОБОДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / THE RIGHTS AND FREEDOMS OF SERVICEMEN / ОБРАЗ ЖИЗНИ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / THE WAY OF LIFE OF MILITARY FAMILIES / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кулумбегова Луиза Александровна

В статье анализируются особенности и перспективные направления социально-психологической адаптации семей военнослужащих к условиям гарнизонной жизни, раскрываются понятия «социальный статус военнослужащего», «права и свободы военнослужащих», «образ жизни семей военнослужащих». Автор исследует социальные проблемы военнослужащих и их семей в гарнизонах, расположенных в городах и селах Республики Южная Осетия с учетом специфических характеристик данного региона как социального пространства с нестабильной общественно-политической обстановкой. В качестве значимых факторов успешного осуществления социально-психологической адаптации в статье рассматриваются профессиональная, материальная и семейно-бытовая составляющие, которые сопровождают все периоды адаптации и предопределяют весь ее ход и конечный результат. Результаты успешности адаптации определяются уровнем сбалансированного соотношения между потребностями членов семей военнослужащих и требованиями нового социального пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кулумбегова Луиза Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FAMILIES OF SERVICEMEN

The article analyzes the features and perspective directions of the socio-psychological adaptation of families of servicemen to the conditions of garrison life, the notions «the social status of a serviceman», «the rights and freedoms of servicemen», and the «way of life of families of servicemen» are disclosed. The author examines the social problems of servicemen and their families in garrisons located in the cities and villages of the Republic of South Ossetia, taking into account the specific characteristics of this region as a social space with an unstable socio-political situation. As important factors for the successful implementation of socio-psychological adaptation, the article considers professional, material and family-household components that accompany all periods of adaptation and predetermine its entire course and end result. The results of successful adaptation are determined by the level of a balanced balance between the needs of family members of servicemen and the requirements of the new social space.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности социально-психологической адаптации семей военнослужащих»

7. Юсупов И.М. Экспресс-диагностика эмпатии // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. - Л.: Изд. Санкт-Петербургского ун-та, 1997. - С. 37-43.

Психология

УДК 159.9+316.6

аспирант кафедры социальной психологии Кулумбегова Луиза Александровна

Северо-Осетинский государственный педагогический институт (г. Владикавказ)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СЕМЕЙ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. В статье анализируются особенности и перспективные направления социально-психологической адаптации семей военнослужащих к условиям гарнизонной жизни, раскрываются понятия «социальный статус военнослужащего», «права и свободы военнослужащих», «образ жизни семей военнослужащих». Автор исследует социальные проблемы военнослужащих и их семей в гарнизонах, расположенных в городах и селах Республики Южная Осетия с учетом специфических характеристик данного региона как социального пространства с нестабильной общественно-политической обстановкой. В качестве значимых факторов успешного осуществления социально-психологической адаптации в статье рассматриваются профессиональная, материальная и семейно-бытовая составляющие, которые сопровождают все периоды адаптации и предопределяют весь ее ход и конечный результат. Результаты успешности адаптации определяются уровнем сбалансированного соотношения между потребностями членов семей военнослужащих и требованиями нового социального пространства.

Ключевые слова: социальный статус военнослужащего, права и свободы военнослужащих, образ жизни семей военнослужащих, социально-психологическая адаптация.

Annotation. The article analyzes the features and perspective directions of the socio-psychological adaptation of families of servicemen to the conditions of garrison life, the notions «the social status of a serviceman», «the rights and freedoms of servicemen», and the «way of life of families of servicemen» are disclosed. The author examines the social problems of servicemen and their families in garrisons located in the cities and villages of the Republic of South Ossetia, taking into account the specific characteristics of this region as a social space with an unstable sociopolitical situation. As important factors for the successful implementation of socio-psychological adaptation, the article considers professional, material and family-household components that accompany all periods of adaptation and predetermine its entire course and end result. The results of successful adaptation are determined by the level of a balanced balance between the needs of family members of servicemen and the requirements of the new social space.

Keywords: the social status of a serviceman, the rights and freedoms of servicemen, the way of life of military families, socio-psychological adaptation.

Введение. Проблема адаптации военнослужащих уже многие годы является чрезвычайно актуальной, но в стратегических программах развития Российской Федерации она стала рассматриваться в конце прошлого столетия, где основной акцент делался на их социальную адаптацию в условиях гражданской жизни. Особую значимость в последние годы приобретает вопрос социально-психологической адаптации военнослужащих, поскольку шло активное участие в военных действиях на территории Северного Кавказа, в частности в Южной Осетии.

В научно-теоретических исследованиях проблемам социально-психологической адаптации посвящены работы известных ученых: К.А. Абульхановой-Славской [1], П.Г. Белкина [3], Е.Б. Каныгина [8], М.В. Климкиной [8], А.Г. Маклакова [8], О.М. Луговая [12], О.П. Пузикова [8], С.Л. Рубинштейна [16] и др. В работах перечисленных исследователей социально-психологическая адаптация анализируется как системный процесс эффективной организации взаимодействия человека с социальной средой, направленный на развитие личности в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности. При этом показателями социально-психологической адаптированности выступают не только выживаемость человека и определение места в социально-профессиональной сфере (А.Г. Маклаков), но и состояние психического здоровья, способность развиваться в соответствии со своим личностным потенциалом, субъективная самооценка и др. [14].

Формулировка цели статьи. Отмечая ценность исследований вышеперечисленных ученых, необходимо подчеркнуть, что в них рассматриваются общие вопросы адаптации, которые представляют, несомненно, неоспоримый вклад в психологическую теорию и практику. Нам же предстоит рассмотрение социально-психологической адаптации семей военнослужащих в современных условиях на примере конкретного региона, а именно, на примере Республики Южной Осетии.

Изложение основного материала статьи. Республика Южная Осетия - это социальное пространство, где у коренного народа сложился свой неповторимый образ жизни, стиль семейных отношений, межнационального общения, социокультурный стереотип. Нетрудно установить и характер того влияния, которое сказывается на семье военнослужащего и способствует выработке у нее часто непредсказуемых жизненных позиций, ориентиров. Семье военнослужащего в Южной Осетии свойственны все те слабости, которые присущи семье вообще. Однако есть нечто особенное, присущее непосредственно ему. Очевидно, что нестабильность общественно-политической обстановки современного периода в республике Южная Осетия - необычный спад в социально-экономической и других сферах, связанный не только с грузино-осетинским конфликтом, но и с социально-экономическими и социально-политическими трансформациями, глубоким общим кризисом, проявляющимся в сфере потребительского рынка, разбалансировании экономики, упадке интеграционных процессов, разрыве экономических связей с ближним и дальним зарубежьем, инфляции, резком снижении производимой продукции и товарооборота, господстве «теневой» экономики и т.д. Все это становится причиной дефицита духовности, резкого спада уровня и качества жизни населения в республике, пренебрежения элементарными нормами нравственности, что самым непосредственным образом сказывается на всем населении региона, в том числе и на членов семьи военнослужащих.

Для более объективного определения характеристики и современного состояния республики Южная Осетия рассмотрим его функционирование в историческом аспекте. В исследованиях ученых (В.П. Джиоева [5], Г.Р. Козаева [10], Н.В. Кокоева [11]) мы находим данные о том, что «...Республика Южная Осетия

расположена в восточной части южных склонов Центрального Кавказа. Ежегодно для работы на рынках и стройках в Южную Осетию прибывают десятки переселенцев. Процесс адаптации к сложным социально-бытовым условиям в Южной Осетии для переселенцев чрезвычайно болезненный».

«Анализ социальных проблем военнослужащих и их семей предполагает рассмотрение таких факторов, как «воинская служба и ее специфика», «социальный статус военнослужащего», «права и свободы военнослужащих», «образ жизни семей военнослужащих» и т.д. Без учета этих факторов невозможно получить достоверную информацию о социальных проблемах армейской среды, понять ее социальные механизмы, сущность и специфические особенности, а, следовательно, определить и сущностные характеристики рассматриваемой социальной группы как объекта деятельности социального работника» [11].

В современном обществе изучение малых групп считается одним из актуальных проблем, так как она представляет социальную микросреду, оказывающую непосредственное воздействие на человека. По мнению ряда исследователей (П.Г. Белкин [3], М.В. Климкина [9], Д. Майерс [13], С.Л. Рубинштейн [16] и др.), «малая группа представляет собой некое сообщество, в котором реализуются определенные общественные связи, и которые, в то же время опосредованы совместной деятельностью. Эмоциональные отношения между членами группы могут влиять на групповую активность, что приводит часто к разделению группы на подгруппы, формированию внутренней структуры межличностных отношений в группе». Исследователями выделяются три основных направления в изучении малых групп: социометрическое (Дж. Морено), социологическое (Э. Майо), школа «групповой динамики» (К. Левин). Неоднозначность определения дефиниции «малая группа» породила и неоднозначность их классификации. Различаются классификации по продолжительности функционирования, степени простора контакта, способу вхождения субъекта и т.д. Распространение получили следующие разделения групп: формальные и неформальные группы, первичные и вторичные группы, референтные и группы членства. Анализ и систематизация таких сообществ позволяет наиболее полно раскрыть картину повседневности, рассмотреть жизнь человека. Примером малой группы выступают жители военных городков и гарнизонов.

Военные гарнизоны на территории Республики Южная Осетия не являются исключением. В них стратегия поведения человека выстраивается в соответствии с представлениями об окружающих его людях. Характерными особенностями гарнизонной жизни являются: ограниченность социального пространства (В.В. Девятко) [4]; отсутствие доминантных установок на приспособление к изменившимся условиям жизни (О.М. Луговая) [12]; частичная утрата идентичности (Е.В. Есаулова) [6]; тревога и неопределенность жизненных перспектив. Достаточно тесные взаимоотношения в военном гарнизоне приводят, с одной стороны, к сплоченности жителей, а с другой, к образованию отдельных сообществ в военной среде, например женских. По этой причине предметом нашего исследования стали, главным образом, женщины и дети в военных гарнизонах.

Сегодня, когда женщины, имея возможность наравне с мужчинами делать карьеру, участвовать в общественной жизни, оказались перед сложным выбором между семейными приоритетами и собственными потребностями в самореализации [2]. Общеизвестно, что жена офицера, являясь лицом гражданским, тем не менее, испытывает на себе все «тяготы и лишения воинской службы» (А.С. Земляная) [7], которые зачастую для нее выражаются в отсутствии возможности роста в профессиональном и культурном плане, а также общей неудовлетворенности жизнью.

На территории военных гарнизонов города Цхинвал и поселка Знаур республики Южная Осетия положение женщин в целом, также зависит от отношения к их мужьям-офицерам, и в рамках жилой части гарнизона женщины образовывают относительно самостоятельное сообщество со своей собственной иерархией и организацией жизнедеятельности. Эти и другие вопросы представляют большой исследовательский интерес к изучению и анализу данной проблемы.

Наше исследование началось в апреле 2014 г. Выборка составила 20 женщин - жен офицеров от 25 до 45 лет и позволила выявить особенности их жизненных историй. По их мнению, ни одна другая мужская профессия не оказывает такое влияние на положение женщины в обществе, как профессия военного. С одной стороны, само словосочетание «жена военного» - это всего лишь определение семейного положения женщины, и о муже здесь сказано больше, чем о самой женщине. Но с другой стороны, за этим определением стоит целый пласт специфических представлений, жена военного - самостоятельный женский статус не только в рамках военного сообщества, но и гражданского. Большинство опрошенных женщин в вышеназванных военных гарнизонах считают, что за статусом «жена офицера» стоит целый пласт представлений, относящийся к некому обобщенному образу. В ходе исследования нами был охвачен достаточно большой период времени. В результате мы смогли отметить определенные изменения, которые произошли в повседневной жизни военных гарнизонов. Все респонденты, участвовавшие в исследовании, имели высшее образование. Нами было выявлено, что женщины, преимущественно, имели педагогическое, медицинское или экономическое образование.

В ходе исследования большой интерес для нас представляла закономерность «работа мужа - работа жены». Результаты исследования нам позволили составить примерную статистику. Оказалось, что более 45% офицерских жен устроились на работу в городских учреждениях, за пределами военного гарнизона учителями, медицинскими работниками, а также в сфере социального обслуживания [11]. У жен военнослужащих в гарнизонах Южной Осетии проявлялись относительно разные ценности и приоритеты. Идентичность жены офицера у них формируется через осознание самоутверждения. Это касается, в первую очередь, достижений мужа, в том числе. В ходе наблюдения мы выявили, что женщины в гарнизонах занимаются преимущественно организацией быта, воспитанием детей.

Более молодые женщины в гарнизоне ключевыми моментами жизни жены офицера считают «ранний выход замуж, рождение детей, постоянные переезды, ежедневное преодоление трудностей, связанных с отдаленностью гарнизонов от их родных городов, бедная инфраструктура районного центра п. Знаур». Многие молодые женщины жаловались на отсутствие детских и молодежных развлекательных центров.

Тем временем в столице Республики Южная Осетия городе Цхинвал на территории военного городка Министерства обороны России состоялось торжественное открытие культурно-досугового центра и нового многофункционального спортивного комплекса. Переданный в эксплуатацию культурно-досуговый центр включает киноконцертный зал на 400 мест, парикмахерскую, бильярдную комнату, музей боевой славы воинской части, библиотеку и другие объекты соцкультбыта, предназначенные для военнослужащих базы и

членов их семей. В спортивно-оздоровительном комплексе оборудованы помещения с современными тренажерами, залы для занятий рукопашным боем, гимнастикой и игровыми видами спорта.

Известно, что в жизни любой женщины немаловажное место занимает ребенок. В жизни военного гарнизона ребенок является условием вовлечения женщины в круг общения. По словам гарнизонных женщин «круг общения состоит из других женщин, имеющих детей», каких в военных гарнизонах большинство. Анализ опыта социально-педагогической и психологической работы в школе п. Знаур Южной Осетии с детьми военнослужащих выявил ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги: отдаленность некоторых военных гарнизонов от культурных и исторических центров; невозможность организации разнообразного досуга военнослужащих и их семей; перенос стилей общения в воинских частях на межличностные отношения; трудности в процессе межличностного общения внутри многонациональной группы; повышенная тревожность вследствие специфических условий службы. Социализация детей военнослужащих, проживающих в военном гарнизоне, предъявляет к школе особые требования. Как известно, в различных учебных заведениях существуют свои особые методы и приемы воспитания обучающихся. В данной связи актуальным считается комплексное изучение социальных и психологических факторов, влияющих на социализацию данной категории детей, а также решение проблемы их социально-психологической адаптации в целом, и адаптации к учебному процессу, в частности. Поэтому, при разработке концепций социальной работы школ, расположенных вблизи военных гарнизонов Южной Осетии, педагоги вносят в план работы мероприятия, направленные на преодоление этих проблем.

Выводы. В целом, процесс социально-психологической адаптации семей военнослужащих в условиях гарнизонной жизни чрезвычайно динамичен, и его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и т.д. Успешная социально-психологическая адаптация военнослужащих и их семей обусловлена, прежде всего, высоким уровнем их нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, хорошими личностными адаптационными способностями к изменяющимся условиям жизнедеятельности.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Амирханов Р.Р., Губин В.А. Проблема адаптации участников боевых действий к мирным условиям жизни // Научные труды аспирантов и докторантов. М., 2005. Вып. 7. С. 62-76.

3. Белкин П.Г. Социально-психологические факторы адаптации молодого специалиста в научном коллективе: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М.: МГУ, 2001. 23 с.

4. Девятко В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными: дис. ... канд. псих. наук. М.: ВПА, 2001. 241 с.

5. Джиоева В.П. Концепт народ в югоосетинском политическом дискурсе и способы его языковой репрезентации // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. №2 (26). С. 80-85.

6. Есаулова Е.В. К проблеме социально психологической адаптации офицеров Российской Армии //Сборник трудов молодых ученых. Кемерово, 2003. Вып.З. С. 147-148.

7. Земляная А.С. Социально-психологическая адаптация семей военнослужащих к условиям гарнизонной жизни: автореф. Дис. ... канд. псих. наук. М., 2010. 22 с.

8. Климкина М.В. Маклаков А.Г. Каныгин Е.Б., Пузиков О.П. Профессиональная и социально-психологическая адаптация военнослужащего в коллективе // Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 149-154.

9. Климкина М.В. О специфике современных проблем социальной адаптации // Проблемы обществоведения: Материалы V межрегион, науч. конф. аспирантов и соискателей. Красноярск,

2014. С. 70-76.

10. Козаева Г.Р. Формирование инновационного образовательного пространства в системе среднего профессионального образования Республики Южная Осетия // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. №3. С. 31-34.

11. Кулумбегова Л.А., Кокоева Н.В. К вопросу о психологических особенностях этнического статуса беженцев // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014. №2. С. 125-128.

12. Луговая О.М. Педагогические условия формирования профессиональной готовности специалистов по социальной работе с военнослужащими: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М, 2004. 21 с.

13. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. 688 с. (Серия "Мастера психологии")

14. Маклаков А.Г. Адаптация как перспективное направление фундаментальных психологических исследований // Актуальные проблемы современной психологии. СПб,2003. Вып. 1. С. 8-21

15. Морозов И.К. Форма правления Республики Южная Осетия // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № 7. С. 1-5.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, Серия: Мастера психологии.

2015. 713 с.

17. Согомонян А.С. Культура межнационального общения в воинских коллективах вузов на современном этапе строительства ВС РФ: дис. ... канд. соц. наук. Краснодар. 2015. 180 с.

18. Чермных Н.А. Адаптация военнослужащих срочной службы // Сибирский медицинский журнал (г. Томск). 2011. Т. 26. № 81. С. 273-274.

19. Эриксон Э. Г. Детство и общество /пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеев. СПб.: Летний сад, 2000. 248 с.

Психология

УДК: 159.9

доктор психологических наук, профессор Медведева Елена Алексеевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ИСКУССТВО КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ДИСКУРС В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Раскрываются междисциплинарные возможности искусства (педагогические, психологические, психотерапевтические, социокультурные) в сопровождении личности детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве.

Ключевые слова: искусство, междисциплинарный подход, сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. The interdisciplinary possibilities of art (pedagogical, psychological, psychotherapeutic, sociocultural) are disclosed, accompanied by the personality of children with disabilities in the educational space.

Keywords: art, interdisciplinary approach, support, children with disabilities.

Введение. Сегодня специальная психология и педагогика в поиске средств эффективности сопровождения в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательном пространстве все больше обращается к средствам искусства, поскольку оно обладает уникальной культурогенной способностью к интеграции всех видов человеческой деятельности (познавательной, коммуникативной, художественно-творческой и др.), а также создает возможность комплексного воздействия на ребенка, наглядно-образного познания мира, приобщения к общечеловеческим ценностям, формирования нравственно-гуманистических основ, коррекции и компенсации вторичных отклонений в развитии личности детей данной категории, их социокультурного становления.

Отечественные ученые, медики, психологи (В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский, А.И.Граборов, В.П.Кащенко, И.Р.Тарханов и др.) отмечали особую роль разных видов художественной деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной и др.) в развитии психических функций и активизации творческих проявлений ребенка с разными отклонениями развития. Положительное влияние искусства на развитие детей с разными вариантами дизонтогенеза в системе психолого-педагогической помощи подтверждается рядом современных исследований: на познавательные процессы (О.В.Боровик, О.П.Гаврилушкина, И.А.Грошенков, И.В.Евтушенко, Е.А.Екжанова, Г.В.Кузнецова, В.А.Кручинин, Е.А.Медведева, С.М.Миловская, М.Ю.Рау, Е.А.Сошина, Е.З.Яхнина и др.), на социокультурное становление личности детей данной категории, «врастание» их в культуру и раскрытие индивидуальности (Е.А.Медведева, И.Б.Ильина, Ж.И.Журавлева,

A.С.Павлова), развития личности в дополнительном образовании (Е.А.Медведева, А.С.Павлова).

Изложение основного материала статьи. В настоящее время использование искусства в развитии и

коррекции личностной незрелости ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве прослеживается несколько направлений, которые объединены общей целью - социализацией такого ребенка: педагогическое, психологическое, психотерапевтическое, социокультурное.

Первое - педагогическое направление. На значимость искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной педагогики прошлого, изучавшие детей с различной аномалией (О.Декроли, Ж.Демор, Э.Сеген). В нашей стране практическое использование музыки, движений, «лечебной ритмики», изобразительной деятельности, как средства развития и коррекции имеющихся отклонений у детей началось в начале ХХ века.

В работах целого ряда дефектологов, психологов, педагогов показаны положительные результаты использования искусства в коррекционном процессе: с детьми глухими, слабослышащими (Л.Я.Брозело, Н.П.Збруева, А.М.Кыштымова, И.Н.Мусатов, З.Е.Пунина, Н.А.Рау, Е.Ф.Рау); страдающими афазией (В.А.Гринер, Ю.А.Флоренская); с заиканием (В.А.Гринер, Н.С.Самойленко и др.). Авторы подчеркивают как значимость общепедагогического, эстетического влияния музыки, ритма на ребенка с отклонениями развития, так и возможности коррекции имеющихся отклонений в моторике, памяти, внимания. В работах И.Н.Мусатова, Е.Ф.Рау, Е.Ф.Шершневой, Г.И.Яшунской показано влияние музыки на развитие речи и движения, разработаны дидактические подходы к развитию мотивационной устойчивости к музыкальной деятельности, умению создавать музыкально-двигательные образы, согласовывать движения с музыкой.

Изучение влияния музыки и движения на детей с разными отклонениями в развитии Г.В.Волковой, О.П.Гаврилушкиной, Л.В.Глубоковой, А.С.Карголицкой, Г.В.Коротковой, А.В.Кручининым,

B.С.Ляпидевским, Е.А.Медведевой, Н.И.Сладковой, О.С.Стерник, Н.А.Туговой, Г.Р.Шашкиной, Б.И.Шостак, В.А.Эркман, Е.З.Яхниной и др. показало возможности данных видов искусства как реабилитационной методики в системе воспитания и обучения детей с нарушением речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, задержкой психического развития.

В настоящее время ученые все больше указывают на возможности искусства и художественной деятельности в развитии детей с проблемами психической организации, тем самым подтверждая идею «воспитания посредством искусства», получившую распространение в начале ХХ века.

Современные педагогически направленные исследования связаны с изучением влияния отдельных видов художественной деятельности на коррекцию различной недостаточности в когнитивной, эмоционально-волевой, моторной сферах у ребенка с разными вариантами дизонтогенеза: с нарушением слуха (Л.В.Глубокова, Е.Л.Гончарова, А.С.Кагарлицкая, Г.В.Короткова, И.Н.Мусатов, Е.Ф.Рау, Н.И.Сладкова, Е.А.Сошина, Е.Ф.Шершнева, Е.З.Яхнина, Г.И.Яшунская и др.); с нарушением речи (Г.А.Волкова, Т.В.Волосовец, Ю.Ф.Гаркуша, В.С.Ляпидевский, Н.В.Марковина, Н.А.Тугова, Г.Р.Шашкина, В.А.Эркмани др.); зрения (В.З.Кантор, А.В.Кручинин, Л.И. Плаксина и др.); с задержкой психического развития и умственной недостаточностью (О.В.Боровик, О.П.Гаврилушкина, И.А.Грошенков, И.В.Евтушенко, Е.А.Екжанова, И.М. Еремина, Т.В.Кузьмичева, Е.А.Медведева, С.М.Миловская и др.), с нарушением опорно-двигательного аппарата (Г.В.Кузнецова, О.С.Стерник и др.), с аутичными детьми (О.С.Никольская и др.). Раскрывая коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с вариантами дизонтогенеза, ученые отмечают, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.