РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Т.Х. СОЗАЕВА,
кандидат экономических наук, доцент Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия
В настоящее время социально-экономические различия между регионами Российской Федерации продолжают нарастать. При этом как относительно благополучные, так и наиболее проблемные из них присутствуют во всех макрорегионах. Южный федеральный округ не является в этом отношении исключением: анализ социально-экономических показателей позволяет выявить тот факт, что на Юге России расположены и лидеры, и аутсайдеры.
В состав Южного федерального округа, охватывающего территорию площадью 589,2 тыс. кв. км, из числа субъектов Российской Федерации включены республики: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия-Алания, Чеченская; Красно-
дарский и Ставропольский края; Астраханская, Волгоградская и Ростовская области. По размерам территории округ занимает 6-е место и по численности населения — 3-е место (после Центрального и Приволжского федеральных округов).
По данным переписи населения 2002 г. (табл. 1), численность постоянного населения округа составила 22 907 тыс. чел., в том числе городского — 13 166 тыс. чел. — 57,5% и сельского - 9 741 тыс. чел. -42,5%.
Плотность населения Южного федерального округа на 1 кв. км составляет около 39 чел. Сеть городских поселений региона включает 133 города, 134 поселка городского типа, сельские администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа и органы местного самоуправления) - 3 070 [5].
Таблица 1
Численность постоянного населения Южного федерального округа по данным переписи населения 2002 г. (тыс. чел.)
Субъекты ЮФО Все население Городское население Сельское население
Всего В том числе
мужчин женщин
ЮФО 22 907 10 743 12 164 13 166 9 741
Республика Адыгея 447 208 239 235 212
Республика Дагестан 2 577 1 242 1 335 1 103 1 474
Республика Ингушетия 467 218 249 198 269
Кабардино-Балкарская республика 902 423 479 510 392
Республика Калмыкия 292 140 152 129 163
Карачаево-Черкесская республика 440 206 234 194 246
Республика СО-Алания 710 336 374 465 245
Чеченская Республика 1 104 533 571 373 731
Краснодарский край 5 125 2 383 2 742 2 740 2 385
Ставропольский край 2 735 1 280 1 455 1 531 1 204
Астраханская область 1 005 473 532 680 325
Волгоградская область 2 699 1 256 1 443 2 030 669
Ростовская область 4 404 2 045 2 359 2 978 1 426
Источник:Вопросы статистики, № 1, 2004, с. 12.
Как видно, в Южном федеральном округе численность женщин на 1 ООО мужчин составляет 1 133, а доля городского населения составляет 57,3% из общего числа населения.
Увеличение численности населения округа на 1,4 млн чел. (с 21,5 млн чел в 2001 г. до 22,9 млн чел в 2003 г.) обусловлено увеличением показателей естественного прироста.
В экономическом отношении Южный федеральный округ имеет свою специфику развития, связанную в основном сложившейся хозяйственной структурой. Это предопределяет дотационный характер бюджетов территорий округа и сравнительно невысокий уровень заработной платы и другихденежных доходов населения. Разрыв может сократиться только при условии более быстрых, чем в целом по стране, темпов роста реальных секторов экономики округа.
Определяющую роль в промышленной динамике Юга России играют четыре региона: Ростовская и Волгоградская области, Ставропольский и Краснодарский края (табл. 2). Подавляющая часть электроэнергии в Южном федеральном округе вырабатывается этими же четырьмя регионами. Здесь количество произведенной электроэнергии увеличилось более чем на 10%, однако в целом Южный федеральный округ оказался в России единственным, где произошло общее, хотя и небольшое, сокращение выработки электроэнергии [2].
Проблемы энергетики Ростовской области тесно связаны с проблемами угольной отрасли, где уменьшается добыча угля и растет его стоимость. В топливном комплексе округа присутствует добыча и переработка всех видов энергоносителей. Нефтегазовая отрасль, основными центрами которой в округе являются Астраханская, Волгоградская области и Краснодарский край, и где стратегическим инвестором выступает тесно сотрудничающая с региональными администрациями нефтяная компания «Лукойл», находится на подъеме.
В соответствии с приоритетами региональной энергетической политики на Юге России необходимы дальнейшее развитие нефтетран-спортных и нефтеэкспортных функций, ослабление дефицита электроэнергии путем развития местных генерирующих мощностей, в том числе небольших пиковых ГЭС на горных реках, наращивание мощностей по глубокой переработке нефти, использование богатого потенциала нетрадиционных возобновляемых источников энергии (геотермальных и ветровых). Важное стабилизирующее значение для топливно-энер-гетического комплекса всего Юга России имеет ввод в строй Ростовской АЭС.
Вне конкуренции по объемам производства и реализации находится пишевая отрасль. Бесспорным лидером является Краснодарский край, где производится более половины всех продуктов пи-
Таблица 2
Основные социально-экономические показатели Южного федерального округа (2003 г.)
Объем про- Продукция Оборот Инвестиции
Регионы Территория ВРП, 2002 г. мышленной сельского розничной в основной
Южного федерального продукции хозяйства торговли капитал
округа тыс. млрд % млрд % млрд % млрд % млрд %
км2 70 руб. 70 руб. руб. руб. руб.
ЮФО 589,2 100 743,1 100 443,9 100 223,7 100 474,6 100 200,1 100
I. Республика Адыгея 7,6 1,3 8,4 1,1 3,3 0,7 2,3 1,0 6,7 1,4 2,3 1,1
2. Республика Дагестан 50,3 8,5 42,4 5,7 9,9 2,2 19,4 8,7 33,6 7,1 10,7 5,3
3. Республика Ингушетия 19,3 3,3 3,8 0,5 0,8 0,2 1,9 0,8 2,1 0,4 0,7 0,3
4. Чеченская Республика - - - - - - - - - - 4,2 2,1
5. Кабардино-Балкарская Республика 12,5 2,1 23,5 3,2 8,9 2,0 13,7 6,1 15,2 3,2 5,7 2,8
6. Республика Калмыкия 76,1 12,9 13,5 1,8 1,4 0,3 1,9 0,8 2,4 0,5 2,1 1,0
7. Карачаево-Черкесская Республика 14,1 2,4 10,5 1,4 6,1 1,4 4,7 2,1 6,8 1,4 2,2 1.1
8. Республика СО — Алания 8,0 1,4 16,8 2,3 13,0 2,9 5,3 2,4 10,5 2,2 3,2 1,6
9. Краснодарский край 76,0 12,9 234,5 31,6 107,9 24,3 73,4 32,8 130,5 27,5 70,4 35,2
10. Ставропольский край 66,5 11,3 85,5 11,5 50,7 11,4 30,1 13,5 60,5 12,7 22,9 11,4
11. Астраханская область 44,1 7,5 44,8 6,0 27,8 6,3 4,9 2,2 21,7 4,6 17,1 8,5
12. Волгоградская область 113,9 19,3 112,2 15,1 98,5 22,2 25,4 11,4 61,8 13,0 22,0 11,0
13.Ростовская область 100,8 17,1 147,2 19,8 115,4 25,9 40,4 18,1 122,6 25,8 36,2 18,1
Примечание: таблица составлена поданным статсборника: Россия в цифрах, 2004: крат.стат.сб. / Госкомстат России. М., 2004.
тания в округе, осуществляются крупные поставки за пределы края.
В большинстве регионов выпуск пищевой продукции вырос (заметнее всего в Ростовской области, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии — в 1,4-1,5 раза), в Калмыкии и Карачаево-Черкессии снизился. В то же время следует отметить, что позитивная динамика в пищевой отрасли Северной Осетии и Кабардино-Балкарии достигнута благодаря исключительно высоким темпам увеличения производства алкогольной продукции (этилового спирта, водки, ликеро-водочных изделий и виноградных вин).
Принципиальное значение для округа имеет восстановление утраченных позиций машиностроения как одной из наиболее высокотехнологичных и наукоемких отраслей. Основные объемы машиностроительной продукции выпускаются в Ростовской и Волгоградской областях.
Хорошие перспективы имеет металлургическая отрасль, крупнейшие предприятия которой сосредоточены в Волгоградской и Ростовской областях, а также Северной Осетии. Не случайно в округ пришли такие крупные инвесторы, как финансово-промышленные группы МАИР, РусАл, Альфа.
Высоким диапазоном характеризуются химическая и нефтехимическая промышленности округа, основные объемы которых производятся в Волгоградской области (автошины, синтетические смолы, химические волокна и нити, карбид кальция, каустическая сода и др.) и Ставропольском крае (минеральные удобрения, полиэтилен).
Сразу в трех регионах — Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область — крупнейших производителях строительного кирпича сократился его выпуск. В округе также уменьшилось производство чулочно-носочных изделий, что объясняется относительным удешевлением более качественной импортной продукции в результате укрепления рубля. Сократилось производство са-хара-песка на Кубани, которая является основным его поставщиком на Юге России. В большинстве субъектов округа (в Ростовской области, Дагестане, Ставропольском крае) снизилось производство шампанских и игристых вин.
Во всех без исключения субъектах округа произошло увеличение валовой продукции сельского хозяйства, наибольшее — в Краснодарском крае (на 32,8%). В Адыгее, Калмыкии и Северной Осетии рост составил 2 и более процента (табл. 2). В отличие от промышленности, сельскохозяйственное произ-
водство распределено в округе более равномерно, однако ведущие позиции также занимают наиболее крупные по численности населения и размерам территории регионы — Краснодарский край (32,8%) и Ростовская область (18,1 %), а Ставропольский край (13,5%) в сельскохозяйственном отношении опережает Волгоградскую область (11,4%) [4].
Из крупнейших регионов округа Кубань расположена в наиболее благоприятной агроклиматической зоне, где реже бывают засухи и весенние заморозки, что позволяет добиваться в среднем вдвое более высокой урожайности зерновых, чем у северных и восточных соседей. Рентный фактор обусловливает высокий уровень рентабельности кубанских хозяйств, что и позволило в основном сохранить здесь крупнотоварный сектор в животноводстве, в то время как в соседних регионах центр тяжести в этой отрасли постепенно смещается в сторону хозяйств населения.
В целом, крупнотоварное аграрное производство на Юге России характеризуется высокой степенью износа техники, низким уровнем применения удобрений, невысокой производительностью труда и в настоящее время не может существовать без поддержки региональных администраций, которая выражается в беспроцентном кредитовании, обеспечении горюче-смазочными материалами, средствами защиты растений и т.д. Это является одной из причин значительных сумм внутреннего долга субъектов округа, правительства которых обычно выступают гарантами по кредитам АПК.
Экономический рост, наблюдаемый уже достаточно длительное время, и улучшение финансового положения практически всех отраслей экономики, связанное с ростом внутреннего спроса, притоком нефтедолларов и монетизацией экономики, способствовали появлению значительного количества свободных финансовых ресурсов, которые в отсутствие высокодоходных спекулятивных инструментов стали выступать в виде прямых инвестиций в реальный сектор.
Около 40% всего объема инвестиций в основной капитал на Юге России пришлось на Краснодарский край (70,4 млрд руб.). Из них более 40% освоено Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК-Р) для завершения строительства морского терминала в Новороссийске. Другой крупный инвестиционный проект — прокладка газопровода по дну Черного моря в Турцию. Часть его наземной трассы пройдет по территории Краснодарского края (314 км), часть — Ставропольского (56 км).
Второе место по объемам инвестиций в округе при сравнительно высоких темпах занимает Ростовская область (36,2 млрд руб.), где также большую роль сыграли внешние инвестиции — централизованные средства Минатома России на подготовку и ввод РоАЭС. Третье место по объемам инвестиций занимают Ставропольский край (22,9 млрд руб.) и Волгоградская область (22,0 млрд руб).
Масштабы внешнеторговой деятельности в округе пока не соответствуют его потенциальным возможностям, определяемым разветвленной транспортной инфраструктурой и близостью к рынкам. Это связано как с экономическими проблемами самого округа, так и с рядом проблем соседних государств-партнеров по СНГ, экономическое развитие которых отстает от России. По этой причине подавляющая часть внешнеторгового оборота (86%) приходится на страны Дальнего зарубежья. Наиболее активный товарообмен со странами СНГ осуществляет Ростовская область, имеющая общую границу и давние экономические связи с Украиной. Участниками внешнеторговой деятельности явились более 4,5 тыс. предприятий и организаций, около 60% которых расположено в Ростовской области и Краснодарском крае [1].
В структуре поставок за рубеж в Южном федеральном округе ведущее место (47%) занимают энергоносители. Рост мировых цен на нефть и другую продукцию топливно-энергетического комплекса стимулировал увеличение объема экспорта в физическом выражении на 42%, при этом стоимостные показатели увеличились более чем вдвое. В 2,5 раза возросли объемы отгрузки предприятиями Восточного Донбасса каменного угля, экспортные цены на который в полтора - два раза превосходят внутренние.
На втором месте (18%) стоит металлургическая продукция, экспортируемая из Волгоградской и Ростовской областей (алюминий и изделия из него, отходы и лом черных металлов, трубы). Эти же регионы являются основными экспортерами продукции машиностроения, стоимостные объемы экспорта которой снизились по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года на 40% и составили всего 10% в структуре экспорта.
Последнюю крупную группу экспортных товаров составляет продукция нефтехимического комплекса. Треть данной продукции приходится на минеральные удобрения, производимые в Ставропольском крае. Крупными поставщиками химической и нефтехимической продукции
являются также предприятия Волгоградской и Ростовской областей. Среди Северо-Кавказс-ких республик по объемам экспорта лидирует наиболее развитая в промышленном отношении Северная Осетия (50 млн дол.).
Объем импорта продолжает оставаться на гораздо более скромном уровне, чем до девальвации рубля. Он сократился еще на 8%, несмотря на крупные закупки труб для КТК-Р, упаковочной тары, папиросной бумаги, картона. Кроме Ростовской области и Краснодарского края в число активных импортеров этого вида продукции вошла и Ингушетия, где в настоящее время создаются производственные мощности по выпуску сигарет. Более половины импорта приходится на различные виды пищевого и пищевкусового сырья и продовольствия, в основном не производимого в России, а также на разнообразное технологическое оборудование, инструменты и сельхозтехнику.
Субъекты Южного федерального округа можно дифференцировать по разным признакам, но определяющим является уровень экономического развития. Анализ межбюджетных потоков показывает, что по экономическим возможностям области и края намного опережают республики, входящие в состав округа. Если для областей и краев отчисления в федеральный бюджет, скорректированные на величину трансфертов (без учета бюджетных и внебюджетных фондов), лежат в пределах от 25 до 50% налоговых поступлений, то из республик только для наиболее промышленной и производящей большой объем подакцизных товаров Северной Осетии и имеющих особый статус Ингушетии и Калмыкии этот коэффициент положителен. Остальные, даже если будут полностью освобождены от необходимости отчислений в федеральный бюджет, не доберут необходимых для содержания социальной сферы и других государственных нужд налогов [4].
Развитие регионов, испытывающих дефицит собственных финансовых средств, к каковым относится большинство субъектов округа, во многом зависит от государственной политики, одним из инструментов которой являются федеральные целевые программы. Для депрессивных территорий это основной источник социально-экономического развития. Тем не менее реальность такова, что в последние годы экономическое значение этих программ не столь велико, хотя помимо чисто финансовых, следует учитывать и другие элементы поддержки.
Идентификация экономики Юга России как части национального хозяйства связана с определенными трудностями:
1) в силу того, что значительная часть производства представлена этноэкономикой и ориентирована в основном на внутреннее потребление;
2) по причине неразвитости внутри- и межрегиональных форм кооперации и специализации производства;
3) механизмы территориальной конкуренции, как и в дореформенное время, продолжают иметь здесь преимущественно административную форму.
Между тем трансформационные процессы в России стимулировали появление и быстрое развитие не только новых форм кооперации и воспроизводственных связей, но и новых форм отношений между региональными субъектами хозяйствования — территориальной экономической конкуренции. При этом под территориальной конкуренцией будем понимать процесс, посредством которого субъекты хозяйствования и экономические сообщества, действующие в интересах региональных экономик, стремятся поддерживать их как центры локальной экономической активности в конкуренции с другими регионами. Социальную основу территориальной конкуренции составляет совокупность локальных экономических интересов, а ее субъектами являются все, получающие прибыль и ренту в данном регионе.
Неравномерность экономического развития регионов Северного Кавказа, их глубокая социально-экономическая асимметричность, появление и быстрое формирование экономических элит, способных идентифицировать локальные социально-экономические интересы в условиях неразвитых рыночных отношений и господства во многих секторах экономики архаичных форм хозяйственной деятельности, обострили здесь территориальную конкуренцию.
Юг России в масштабе страны не имеет монопольных позиций ни в сфере сырьевых ресурсов (нефть, уголь, газ), ни в промышленности, ни в производстве продовольствия. Хозяйство, как и в других регионах, многоукладно — можно обнаружить и традиционные (доиндустриальные) формы хозяйства, и индустриальные, и постиндустриальные фрагменты экономики. На обширных территориях, особенно в горной местности, ресурсы ограниченны, значительная часть экономики зависит от ввоза[3].
Развитие экономики Юга России в XX в. в рамках приоритетов общенациональной экономики имело своим последствием не только создание здесь современной индустрии, обслуживающей весь народнохозяйственный комплекс страны, но и глубокую асимметричность экономики и социальной сферы, невостребованность индустриальных форм хозяйствования значительной частью местного социума, а этническая миграция явилась почти единственной формой воспроизводства этой экономики. Отрасли современной промышленности и этноэкономика развивались практически независимо друг от друга. Как известно, регионы с преимущественно аграрной специализацией, концентрацией легкой и пищевой промышленности - а к таким регионам относится Юг России — демонстрируют в реформируемой российской экономике наибольшую глубину спада производства. Конкурентоспособным сектором экономики оказался сырьевой экспортно ориентированный сектор. На Юге России популярна теория, согласно которой ресурсодобывающие отрасли могут служить чем-то вроде локомотива развития, стимулируя остальные отрасли экономики. Подавляющая часть инвестиций направляется в ресурсодобывающие отрасли, что подпитывает экономическую дезинтеграцию, основанную на отраслевой и корпоративной монополизации всех видов региональных ресурсов.
Между тем известно, что для эффективного устойчивого развития экономики вся рента, получаемая от природных ресурсов, должна инвестироваться прежде всего в обрабатывающий сектор экономики, так как основным источником долгосрочного экономического роста является обрабатывающий сектор экономики.
Административные формы межрегиональной конкуренции, имеющие своим источником сложившиеся еще в советский период формы управления в регионе, существенно деформируют рыночные механизмы регулирования экономики, устанавливают новые «правила игры» в экономическом поведении отдельных территорий, ведут, фактически к усилению тенденций дезинтеграции экономики.
Огромный потенциал социально-экономического развития округа заключен в рекреационной сфере, в силу чего большое внимание Федеральной целевой программы было уделено расширению курортов и туризма на Юге России,
развитию инфраструктуры, повышению уровня комфорта и качества обслуживания. Около половины российских курортно-озДоровитель-ных учреждений сосредоточено на территории округа. Они способны ежегодно принимать 25 миллионов российских и зарубежных туристов и являются крупным источником доходов бюджетов всех уровней.
Развитие региональной экономической интеграции в Южном федеральном округе является одним из факторов хозяйственного развития, экономические предпосылки которой заключаются в следующем:
1. Южный федеральный округ сформирован в первую очередь по геополитическому принципу. На округ приходится 1/7 часть населения страны. Большинство входящих в него субъектов Федерации давно поддерживают взаимовыгодные экономические, культурные отношения в рамках Северо-Кавказского экономического района и Ассоциации «Северный Кавказ».
2. Округ связывает в единую систему морские и сухопутные границы России с новыми независимыми азиатскими и европейскими государствами (Казахстаном, Азербайджаном, Грузией, Туркменией и Украиной), а также Ираном, Турцией, Болгарией и Румынией.
3. Интеграция Северного Кавказа с тремя восточными регионами Юга России, ранее входившего в Поволжский экономический район, позволит усилить роль южных водных и наземных транспортных коридоров России, связывающих азиатские и европейские государства, и будет способствовать более полной реализации ресурсного потенциала этого важного в стратегическом отношении региона Российской Федерации.
4. Произошедшие после распада СССР перемены существенно отразились на региональном статусе и рейтинге Юга России. Будучи ранее внутренним регионом страны, Юг России теперь стал ее приграничной территорией, приобретая стратегическую функцию представления и защиты геополитических интересов России на Кавказе, Ближнем Востоке и Балканах.
5. На позиции и статус Южного региона существенно повлияло изменение экономической обстановки, вызванное суверенизацией Российской Федерации. Увеличилось значение Юга как источника продовольствия в стране.
6. Курортно-оздоровительные ресурсы европейской части России оказались в основном
ограниченными санаторно-бальнеологическим комплексом Черноморского, Каспийского побережья и Кавминвод.
7. Северо-Кавказские республики располагают богатым природно-ресурсным потенциалом для горных видов рекреации, формируемым уникальным сочетанием естественных усилий и соответствующей инфраструктуры (автомобильные дороги, туристические и гостиничные комплексы, лыжные трассы).
8. В силу сужения возможностей использования Россией ряда морских международных портов после обретения независимости союзными республиками возросла роль портовых городов Южного округа.
9. Для развития межрегиональных связей необходима развитая рыночная и внешнеторговая инфраструктура: торгово-промышленные палаты, торговые дома, биржи, таможенные структуры, страховые общества, банковская система. Необходимо дальнейшее развитие на юге страны многовидовых транспортно-перевалочных узлов и терминалов, складского хозяйства с перспективой создания на их материально-операционной и институциональной базе свободных экономических (таможенных, предпринимательских, торговых) зон.
Итак, главная проблема экономической интеграции Юга России — вовлечение региона в общероссийский конкурентный рынок, органичная модернизация обширного традиционного сектора экономики, основывающегося на индивидуальных мелкотоварных и натуральных формах хозяйствования, и включение его потенциала в современную корпоративную экономику.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства Российской Федерации «Федеральная целевая программа «Юг России», в 2 т, от 08.08.2001. № 581.
2. Россия в цифрах. Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М.: 2004.
3. Теория, методика диагностики и прогнозирования состояния региональных воспроизводственных систем. Отчет и НИР (заключит.) / РГУ, рук. Овчинников В.Н. Ростов-на-Дону: РГУ, 2000. 61 с.
4. Южный федеральный округ. Социально-экономические итоги: информ.-аналит. мат. / Рос-тоблкомстат. - Ростов-на-Дону: 2004. 346 с.
5. Вопросы статистики. 2004, №1. С. 12.