7. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года: доклад / Бурятстат. - Улан-Удэ, 2012. - 20 с.
8. Болхосоева Е.Б. Тенденции урбанизации бурятского населения // Проблемы народонаселения
Сибири: материалы всерос. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием (г. Улан-Удэ, 14-17 июня 2012 г.) / отв. ред. А.С. Михеева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012. - С. 95-99.
Болхосоева Елена Борисовна, кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии Бурятского государственного университета. Тел.: 8(3012) 217401. E-mail: [email protected]
Bolkhosoeva Elena Borisovna, candidate of geographical sciences, associate professor, department of economic and social geography, Buryat State University. Phone: 8(3012) 217401. E-mail: [email protected]
УДК 911. 3 (571.52)
© Ц.Д. Гончиков, М.К. Мандыт
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Социально-экономинеское положение Республики Тыва, несмотря на наметившиеся тенденции улучшения, в целом трудно назвать благополучным. В республике имеются значительные резервы по вовлечению в хозяйственный оборот трудовых и природных ресурсов. Республика Тыва все еще отличается низким уровнем социально-экономического развития, низким уровнем и качеством жизни населения по сравнению с другими регионами.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, уровень и качество жизни населения республики, демографическая ситуация.
Ts.D. Gonchikov, М.К Mandyt
REGIONAL FEATURES OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF TUVA
The social and economic state of the Republic of Tuva, despite on the trends of improvement, is generally difficult to name prosperous. The Republic has significant possibilities for involving manpower and natural resources in economy. The Republic of Tuva still has a low level of the social and economic development, a low level of life quality of the population in comparison with other regions.
Keywords: social and economic development, level and of the population of the republic, demographic situation.
Уровни социально-экономического развития республик Сибири, естественно, отличаются друг от друга, и за период прошедших реформ 1990-х годов их дифференциация только усилилась. Во многом определяющими факторами развития являются ресурсные возможности, прежде всего природные. Сочетание внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие республик, производственная специфика, рынок труда, специализация на рынке сбыта товаров, этносоциальные особенности, социально-экономический капитал советского периода и многое другое привели к тому, что в каждой отдельной республике сложилась своя специфическая социально-экономическая ситуация.
По типологии, разработанной сотрудниками НИСП, которая включает в себя целый комплекс показателей, к лидерам по уровню социально-экономического развития можно отнести Республику Саха (Якутия), к середнякам - Хакасию и Бурятию, к аутсайдерам - Алтай и Тыву [11].
Географическое положение республики в центральной части Евроазиатского материка, в поясе гор юга Сибири в Алтае - Саянской горной системе (со средней высотой 1,5-2 тыс. метров над уровнем моря) в отдалении от магистральных транспортных линий и крупных экономических центров, на границе с МНР, наложило существенный отпечаток на истории освоения и экономического развития Тывы. Прежде всего надо отметить, что территория республики и в настоящее время очень слабо освоена. Средняя плотность населения составляет 1,8 чел. на 1 км2.
Политические и экономические связи данной территории с соседними странами были далеко неоднозначными. С XIII почти до конца XVII в. значительная часть тувинских племен была под владычеством монгольских феодалов. Часть северо-восточных тувинских племен входила в XVII в. в состав России. В 1616 г. первое русское посольство установило связи с тувинскими племенами. В XVIII в. Тыва вплоть до начала XX в. подпадает под владычество китайского императора. В 1914 г.
Тыва становится протекторатом России. С 1921 по 1944 г. существовало самостоятельное государство - Тувинская Народная Республика.
Экономическое освоение территории Тывы было не менее сложным. Чрезмерная отдаленность республики, отсутствие магистральных транспортных связей затрудняли ее экономическое развитие. Однако присоединение республики к России имело принципиально важное значение. За прошедшие после вхождения в состав России годы Республика Тыва существенно изменилась: к 1990 г. численность населения выросла более чем в три раза, объем промышленного производства -почти в 80 раз. Из аграрного региона за менее чем полувековой период она к началу 90-х годов прошлого века стала агропромышленным регионом. Производство промышленной продукции в расчете на душу населения было всего в пять раз меньше, чем в среднем по России, а производство сельскохозяйственной продукции - на уровне 75% от среднероссийского. Среднедушевые доходы населения росли и в 1990 г. составляли уже 75% от среднероссийского уровня.
В период реформ 1990-2000 гг. развитие республики замедлилось, в ряде отраслей наблюдалась стагнация. Объем производимой промышленной продукции ежегодно падал на 10-20% в год, сельскохозяйственной - на 5-10%, ввод в действие основных фондов в ряде отраслей практически приостановился, в других сильно замедлился; численность занятых в экономике ежегодно сокращалась. Падали доходы населения, в 1995 г.
Динамика основных показате
они составляли 60% от среднероссийского уровня, а к 1998 году снизились до 54% от среднероссийских. Положительная динамика развития республики восстановилась в начале этого столетия. По ряду показателей развитие экономики стало даже опережать среднероссийский уровень. Рост промышленного производства за 2000-2005 гг. уже составил 135,5%, в то время как в среднем по России 128,4%. Резко снизилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума - за пять лет с 78 до 44%, размер заработной платы вырос до 82,5% от среднероссийского значения.
Однако относительно интенсивный рост экономики республики все же не обеспечил достижения утерянного уровня развития: индекс промышленного производства к уровню 1990 г. в 2005 г. составил всего 54%, среднедушевые доходы составляют 52 % от среднероссийского уровня. Основным сдерживающим фактором развития отраслей, производящих товары, стало не только отсутствие инвестиций и рынков сбыта продукции, а также неразвитая транспортная инфраструктура, т.е. изолированность республики от экономического пространства России. Прежде всего сказалось отсутствие железной дороги, вследствие чего до настоящего времени сохраняется низкий уровень освоения богатых природных ресурсов и развития промышленного производства [10].
Особенности социально-экономического развития республики были далеко неоднозначными и в наше время (табл. 1).
Таблица 1
й Республики Тывы (в % к 1990 г.)
1990 1995 2000
Продукция промышленности 100 50,7 36,0
в том числе:
электроэнергетика 100 141,3 111,4
цветная металлургия 100 400 370
топливная 100 55,0 43
машиностроение и металлообработка 100 32,0 9,5
лесная и деревообрабатывающая 100 20,9 5,9
производство строительных материалов 100 12,1 5,4
легкая 100 23,5 8,6
пищевая 100 30,7 15,2
мукомольно-крупяная и комбикормовая 100 76,6 23,5
Сельское хозяйство 100 62,8 45,9
растениеводство 100 50,4 24,1
животноводство 100 58,6 45,1
Ввод в действие основных фондов 100 15,2 12,9
Капитальные вложения 100 14,0 12,5
Отправление пассажиров транспортом общего пользования 100 32,0 15,5
Розничный товарооборот во всех каналах реализации 100 26,9 17,4
Платные услуги населению 100 22,5 12,3
Источник: [10]
Практически все показатели за 19902000 гг. имели тенденцию к падению. Исключение составляет цветная металлургия и электроэнергетика. Больше всего пострадали машиностроение, лесная и деревообрабатывающая промышленность, производство строительных материалов и легкая промышленность. Доля названных отраслей к 1990 г. составляла всего 510%. Снижение производства в пределах 80-90% характерно для пищевой промышленности. Розничный товарооборот, капитальные вложения, ввод основных фондов и другие сократились также на 80-90 % по сравнению с 1990 г. В таких отраслях хозяйства, как мукомольно-крупяная промышленность, растениеводство, животноводство, производство сократилось с 54 до 80%.
Как следствие, уровень и качество жизни населения в 1990-2000 гг. резко ухудшились:
- денежные доходы населения за 1990-1992 гг. снизились с 75% от среднероссийского уровня до 55% и на таком уровне оставались вплоть до 1997 г., а к 1999 г. уменьшились до 48%. Однако к 2000 г. доходы несколько увеличились (51%).
- реальные денежные доходы населения за период 1994-2000 гг. снизились на 31%, в то время как в среднем по России снижение составило 19%.
- численность населения с доходами ниже прожиточного минимума росла вплоть до 1999 года, когда она составила 78,6%, при среднем по России 29,9 %.
Все отмеченные особенности развития республики отражаются прежде всего в социальной
сфере, в частности в развитии здравоохранения и уровне здоровья населения. Значительная часть учреждений здравоохранения по уровню материально-технического обеспечения существенно отставала от среднероссийских показателей. Особенно нуждалась в поддержке материальная база больниц в сельской местности.
В 1990-2000 гг. заболеваемость населения выросла на треть, в то время как в среднем по России этот показатель увеличился на 15 %. При этом обеспеченность населения медицинским персоналом и числом больничных коек существенно отстает от потребностей: число больничных коек и мощность амбулаторно-поликлинических учреждений сократились на 15%. Численность врачей всех специальностей выросла на 10 %, в то время численность среднего медицинского персонала снизилась на 2,5%.
В XXI в. Тыва отличалась положительной динамикой социально-экономического развития. В результате принимаемых мер удалось не только остановить спад производства, но и увеличить объемы производства в отдельных отраслях, в том числе в цветной металлургии, легкой промышленности, лесной и деревообрабатывающей отраслях промышленности. Прирост к уровню 2000 г. в 2005 г. составил 135,5%, что выше среднероссийских темпов, которые за тот же период составили 128,4%. Объем выпуска продукции за этот период вырос в 13,2 раза, или с 58 до 767 млн рублей.
В целом рост экономики характеризовался положительной динамикой (табл. 2).
Таблица 2
Динамика макроэкономических показателей развития РФ и Республики Тыва в 2005-2011 гг.
Показатели РФ Республика Тыва
2005 2011 2011 г. в % к 2005 г. 2005 2011 2011 г. в % к 2005 г.
Валовой продукт на душу населения, тыс. р. 125,7 261,8 208 38,4 99,4 258,8
Инвестиции в осн. капитал на душу населения, тыс. р. 25161 75383 299,6 262 22780 534,4
Среднедушевые доходы, р./ мес. 8088 20755 256,6 4162 10963 263,4
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % 17,8 2,7 71,3 44,4 30,6 68,9
Уровень безработицы по методологии МОТ, % 7,2 6,6 91,6 21,8 18,4 84,4
Уровень дотационности бюджета, % - - - 80,5 74,8 92,9
Источник: [9]
По ряду показателей развитие экономики республики даже опережало среднероссийский уровень. Уровень и качество жизни населения стали постепенно улучшаться, но продолжали оставаться ниже среднероссийского.
Анализ социально-экономического положения республики, ее история развития показывают, с одной стороны, необходимость сохранения традиционного уклада жизни, с другой - требуют интенсивного развития экономики и социальной сферы региона. Обладая широким спектром запасов полезных ископаемых, Тыва не может ими эффективно воспользоваться. Обладая уникальными природными и историческими заповедниками, не может интенсивно развивать туризм. Имея многовековые традиции животноводства как непреходящий этнический потенциал, республика также не может его реализовать. Будучи приграничным регионом, практически здесь не осуществляется внешнеторговая деятельность. Тыва представляет собой один из не-
многих российских регионов «нереализованных возможностей». Не «упущенных» и «растраченных», а именно еще «нереализованных».
Также важнейшей особенностью Тывы является благоприятная демографическая ситуация на ее территории на фоне катастрофического положения в общероссийском масштабе, что является следствием не столько социально-экономического развития, сколько в общей степени этнической традиции.
Население есть основа, субъект производства материальных и духовных благ и ценностей, всех общественных отношений и потому является важнейшим социально-экономическим показателем любой территории.
Для Республики Тыва характерны относительно высокие темпы роста численности населения. Особенности динамики численности населения Республики Тыва отражены в таблице 3.
Таблица 3
Динамика численности населения Республики Тыва
Годы Численность Изменение Прирост насе- Прирост насе-
населения, тыс. численности населения ления в сред- ления в сред-
чел. период общий прирост населения за период, тыс. чел. нем за год, тыс. чел. нем за год, %
1945 95,4 1945-1970 135,4 5,4 3,9
1970 230,8 1970-1990 81,8 4,1 5
1990 312,6 1990-2000 -6,4 -0,64 -10
2000 306,2 2000-2010 10,9 1,09 10
2010 317,7 1945-2010 221,7 3,4 1,5
Источник: [1; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]
Как видно из таблицы, численность жителей в республике за исследуемый период (19452010 гг.) увеличилась более чем втрое. Так, если в 1945 г. начитывалось 95,4 тыс. человек, то в 1970 г. - 230,8 тыс., а в 1990 г. - 312,6 тыс. человек. Эти изменения происходили за счет естественного прироста, а также высоких показателей миграционного прироста. Особенно быстрые темпы роста населения наблюдались в первые два с лишним десятилетия советского периода.
К 2010 г. в Республике Тыва произошло увеличение численности населения на 10% по сравнению с 2000 годом. В 2000-2010 гг. на изменение общей численности населения оказывают влияние естественный прирост и миграционная убыль населения, составившие в 2009 году 4576 и 1460 человек соответственно, т.е. естественный прирост, компенсируя отрицательное сальдо миграции, обеспечивает положи-
тельную динамику численности населения республики.
Подводя итог, отметим, что в рассматриваемый период в демографических процессах Тывы произошли значительные изменения. Прежде всего в отличие от других регионов России численность населения республики увеличилась за счет естественного прироста. Вместе с тем миграционные процессы также оказали существенное влияние на численность населения и демографию. Таким образом, для любого региона важнейшими условиями благоприятного развития демографических и миграционных процессов прежде всего являются позитивные сдвиги в его социально-экономическом развитии.
Основные проблемы, имеющие стратегическое значение в социально-экономическом развитии республики, состоят в следующем:
1. В республике не развита транспортная инфраструктура. Прежде всего отсутствует же-
лезная дорога. Хотя инженерно-геологические изыскания и разработка строительства железной дороги в Тыве были выполнены еще в 19761982 гг., до сих пор нет никаких изменнений.
Возможности речного транспорта ограничены. Используется только часть водных путей, в частности от г. Кызыла до п. Тоора-Хем. Водный путь от Кызыла до створа Саяно-Шушенской ГЭС и по Саяно-Шушенскому водохранилищу не используется. Плотина ГЭС не оборудована судоподъемными устройствами.
Как и везде по стране, в связи с ростом тарифов на авиаперевозки сократилось число авиарейсов, сузилась география полетов, уменьшились пассажиро- и грузопотоки.
Имеющийся автомобильный транспорт, перевозящий более 90% грузов, является чрезмерно дорогостоящим. Это приводит к снижению конкурентоспособности товаров и ограничивает участие республики в межрегиональных связях. В данной ситуации также серьезно сдерживается освоение природных ресурсов.
2. Низкий уровень освоенности природных ресурсов. До 1990 года в республике работало всего два крупных предприятия союзных министерств, осваивающих Хову-Аксынское никель-кобальтовое месторождение и Ак-Довуракское месторождение хризотил-асбеста.
В настоящее время целый ряд месторождений полезных ископаемых не эксплуатируется. Таким образом, имеются предпосылки развития горнодобывающей отрасли при условии развития транспортной и энергетической инфраструктур и благоприятной ситуации на сырьевом рынке.
3. Низкий уровень развития промышленного производства. Республика Тыва вошла в состав России в 1944 г. с низким уровнем экономического и социального развития. Необходимо отметить, что в условиях централизованной советской экономики структура промышленности в Тыве сформировалась в значительной мере без учета реальных потребностей республики, а также региональных предпосылок ее развития.
В частности, в животноводческой республике не было создано производств по переработке сельскохозяйственного сырья - шерсти и кожи. Деревообрабатывающая промышленность ограничивалась лишь производством пиломатериалов, а мебель выпускали, используя привозные плитные материалы. В значительной мере на привозные материалы была ориентирована и стройиндустрия. Устанавливаемые централизованно цены зачастую не возмещали реальных затрат, но за счет внутриотраслевого (министерского) распределения через систему компенса-
ций и дотаций вполне благополучно существовали планово-убыточные предприятия.
Продолжавшееся в течение почти 10 лет падение производства, ухудшение финансового состояния предприятий, в дальнейшем остановка крупных предприятий привели к резкому спаду промышленного производства (в 3 раза), что снизило налогооблагаемую базу, доходы бюджета, уровень и качество жизни населения.
4. Снижение объемов сельскохозяйственного производства. Сложившаяся при социализме система госзакупок, а также высокие зональные цены на продукцию аграрного сектора, дотации и компенсации существенно искажали экономику сельского хозяйства. В период 1990-2000 гг. распались многие сельхозпредприятия. Сократилось поголовье крупного рогатого скота в 2005 г. по сравнению с 1990 г. в 2,2 раза; мелкого рогатого скота - 1,8 раза; свиней - 2,9 раза; производство зерна - 3,8 раза; молока - 1,5 раза. Сложившиеся объемы производства в сельском хозяйстве далеко не обеспечивают потребности населения республики.
5. Энергообеспечение. В республике практически отсутствуют крупные генерирующие мощности. Производимая электроэнергия (турбины Кызыльской ТЭЦ и дизельные станции) покрывает менее 10 % потребности республики.
Электроснабжение потребителей Республики Тыва осуществляется по двум ВЛ-220 кВ. Суммарная пропуская способность этих ВЛ составляет 160 МВт. В зимний период максимум нагрузок потребления республики составляет 155 МВт.
Для развития промышленности в Республике Тыва были разработаны технические условия на электроснабжение первой очереди угольной шахты № 1 «Красная горка» с электрической нагрузкой в 20 МВт. Следовательно, уже при выполнении первого этапа строительства шахты «Красная горка» появится такой же дефицит.
Также сложное положение складывается с электроснабжением потребителей г. Кызыла. С 2000 г. наблюдается резкий рост потребления электроэнергии в связи с миграционным притоком населения в г. Кызыл из районов республики, а также увеличением потребности в электроснабжении объектов нового строительства и развитием частного предпринимательства.
Возникает вопрос строительства малых ГЭС и дизель-генераторных станций на древесном сырье в труднодоступных районах.
6. Занятость населения. В связи с сокращением производства, ликвидацией и остановкой ряда предприятий ограничены возможности трудоустройства. Численность лиц, не имеющих
работу, от общей численности населения республики в 2005 году достигала 22,2 %.
7. Уровень жизни. Несмотря на ежегодный рост доходов населения, действующие с 1994 г. надбавки и коэффициенты для жителей районов, приравненных к районам Крайнего Севера, уровень и качество жизни населения республики значительно отстают от общероссийского. Среднедушевые денежные доходы за 2011 год в среднем в месяц составили 10,9 тыс. рублей, что вдвое ниже среднероссийских. Соотношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму составляет в республике 1,2 против 2,6 по Российской Федерации. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 30,6 процента [10].
Литература
1. 1944-2004. 60 лет вхождения Тувы в состав Российской Федерации: юбилейный стат. сб. / Тыва-стат. - Кызыл, 2004. - С. 50.
2. Демографическая ситуация в Республике Тыва: стат. сб. / Тывастат. - Кызыл, 1996. - С. 80, 82.
3. Демографическая ситуация в Республике Тыва: стат. сб. / Тывастат. - Кызыл, 2008. - С. 45.
4. Демографический ежегодник Республики Тыва: стат. сб. / Тывастат. - Кызыл, 2006. - С. 123.
5. Кан В. Республика Тыва в цифрах и фактах: демографическая ситуация // Плюс информ. -18 марта 2011. - №11. - С. 5.
6. Распределение постоянного населения по городам и кожуунам Республики Тыва по полу и возрасту на начало 2006-2010 гг.: стат. сб. - Кызыл, 2010. - С. 19.
7. Численность, естественное движение и миграция населения Тувинской АССР: стат. сб. / Управление статистики Тувинской АССР. - Кызыл, 1989. - 19 июня. - С. 14.
8. Население и общество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2004/0145/tema01.php
9. Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. - М.: Росстат, 2012. - С. 134135, 168-169, 190-191, 930-931.
10. Проект «Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года». Постановление Правительства Республики Тыва от 21 февраля 2008 г. № 91.
11. Программа «Социальный атлас российских регионов», тематический обзор НИСП «Экономическое состояние и бюджетная политика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.socpol.ru
Гончиков Цыбен Дашицыренович, кандидат географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии, Бурятский государственный университет. Тел. 8 (3012) 21-74-01. E-mail: [email protected]
Мандыт Марта Кан-ооловна, аспирант кафедры экономической и социальной географии, Бурятский государственный университет. Тел. 8 (3012) 21-74-01. E-mail: [email protected]
Gonchikov Tsyben Dashitsyrenovich, candidate of geographical sciences, professor, department of economic and social geography, Buryat State University. Phone: 8 (3012) 21-74-01. E-mail: [email protected]
Mandyt Marta Kan-oolovna, postgraduate student, department of economic and social geography, Buryat State University. Phone: 8 (3012) 21-74-01. E-mail: [email protected]
УДК 338.2:332.135 (517.3)
© А. Даваасурэн
РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ
В статье рассмотрены теоретические различные толкования и трактовки «кластер» зарубежными и российскими учеными - регионалистами, опираясь на тенденции регионального развития стран мира, в том числе РФ, а также на основе исследования разных потенциалов регионов, проведенного нами, предложены варианты создания 5-ти инновационно-промышленных кластеров на территории Монголии, отмечена важная роль государства в создании благоприятных условий путем предоставления различных льгот (финансовые, налоговые, инфраструктурыне, социальные и т.д.) для предприятий, функционирующих в этих кластерах.
Ключевые слова: Монголия, инновационно-промышленные кластеры предприятий.
A. Davaasuren
REGIONAL DEVELOPMENT THROUGH ESTABLISHING INNOVATIVE INDUSTRIAL CLUSTERS
The article deals with the theoretical interpretation of various treatments of "cluster" by foreign and Russian scientists - regionalists, based on trends in regional development of countries including the Russian Federation, as well as on the basis of research of different potentials of regions, conducted by us, options been proposed for establishing 5innovative-industrial clusters in the territory of Mongolia, the important role is played by government in creating