зий современного либерального права определять Литер атур а
поведение людей, т. е. выполнять функции морали, а в перспективе выйти на уровень создания "но- 1. Абашидзе А. Х., Солнцев А. М. Нюрнберг-вой" общечеловеческой морали» [7, с. 35]. ский кодекс и дальнейшее международно-право-
Однако следует признать, что стремление сфор- вое регулирование вопросов биоэтики // Россий-мировать общечеловеческую мораль, которая обес- ский ежегодник международного права - 2006. печила бы стабильность и устойчивость общест- СПб., 2007.
венных систем, биологической, физической, духов- 2. Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть ной и культурной защищенности либерально-де- и голая жизнь. М., 2011.
мократическая ценностно-нормативная система не 3. Фуко М. Нужно защищать общество: курс смогла реализовать [8, с. 28-38]. В вопросах раз- лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975-вития биомедицинского знания и технологий, 1976 учебном году. СПб., 2005. в проблеме формирования биоэтических основ раз- 4. Фуко М. Рождение биополитики: курс лек-вития современных общественных систем человек ций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978-все чаще обращается к религиозно-нравственно- 1979 учебном году. СПб., 2010. му пониманию человека, его деятельности [6, с. 16]. 5. Овчинников А. И. Новеллы ювенальной Более того, сегодня во всех системах знания юстиции в контексте идеологии глобализма и не-(юридического, политологического, медицинско- олиберализма // Юридический мир. 2011. № 2. го и т. д.) приходят к убеждению, что, только опи- 6. Овчинников А. И. и др. Православное ве-раясь на духовно-нравственные ценности, стандар- роучение и консервативная философия права // ты и убеждения (выступающие стержневыми в Философия права. 2007. № 2. проблемах правового кодирования биомедицин- 7. Силуянова И. В. Биоэтика в России: цен-ских проблем, проведении политики здравоохра- ности и законы. М., 2001.
нения, процессе управления общественными про- 8. Овчинников А. И., Андрейченко А. С. Ду-цессами, развитии медицинских технологий и т. п.), ховные основания русской правовой культуры // можно сформировать действенные и устойчивые Вестник Волгоградской академии МВД России. формы и способы защиты общества, человека от 2008. № 1.
разрушительных последствий использования но- 9. Федоренко С. П. Государственно-правовая вых биомедицинских технологий. Однако для это- институционализация имперского принципа в го требуется независимая правовая политика, им- современной России: дис. ... канд. юрид. наук. перский государственный суверенитет [9]. Ростов н/Д, 2006.
Е. С. Гугасари, А. А. Мажидов
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ТЕРРОРИЗМУ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
Авторами статьи изучен и обобщен позитивный опыт противодействия религиозному терроризму в Чеченской Республике. Особое внимание уделено раскрытию роли и места образования и религиозного воспитания в системе мер профилактики религиозного терроризма.
Ключевые слова: религиозный терроризм, ислам, радикальные течения ислама, межконфессиональные отношения.
Проблема террористического насилия на рубеже XX и XXI столетий стала одним из главных вызовов современному миру. Зачастую экстремисты и террористы выступают под флагом веры, используя религию для разжигания ненависти, нетерпимости и апологии насилия, что делает проблему соотношения политического насилия и религии особо острой и актуальной. Террористические акты, совершаемые представите-
лями различных конфессий, в том числе традиционных, часто направлены не на защиту своей веры от внешних посягательств (как это декларируют террористы), а продиктованы стремлением к господству и власти.
В силу целого ряда причин в массовом сознании проявления современного терроризма нередко связывают с мусульманской религией. Исламу приписывают якобы присущие ему не-
терпимость, воинственность и отрицание свободы. Причем в этой извращенной оценке порой совпадают взгляды исламофобов западного мира и наиболее рьяных адептов крайнего прочтения ислама. И те, и другие - с разными, конечно, целями - пытаются убедить мир в том, что насилие, осуществляемое от имени мусульманской религии, и есть суть ислама.
Действительность и исторический опыт опровергают эти, во многом ошибочные и вредные, постулаты. Даже при поверхностном взгляде становится очевидным, что в исламе как в вероучении не содержится ничего такого, что могло бы трактоваться в качестве апологии нетерпимости и насилия.
Между тем террористы умело играют на чувствах верующих, провоцируя конфликты на религиозной почве, дестабилизирующие политическую обстановку в нашем государстве. В Российской Федерации как многонациональной стране особую угрозу представляет разжигание ненависти и вражды между народами, ее населяющими. Религиозный терроризм превратился в одну из наиболее острых проблем современного общества. В этой связи исследование идеологических, духовных, политических, социальных и иных механизмов противодействия религиозному терроризму представляется весьма актуальным.
В Северо-Кавказском регионе в целом, а в Чеченской Республике в особенности, вопросам борьбы с проявлениями исламского терроризма уделяется особое внимание. Осуществлять эффективное противодействие распространению террористических лже-религиозных учений без активной поддержки со стороны исламского духовенства и мусульманской общественности практически невозможно. На это обстоятельство указал и старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Д. Нечитайло. Среди причин неприятия основной массой мирного населения Северо-Кавказских республик ваххабитской идеологии «чистого ислама» политолог отмечает распространение среди местного мусульманского населения так называемого «народного ислама» и, соответственно, восприятие политики «исламизации по ваххабитским рецептам покушением на национальную культуру и идентичность» [1, с. 3].
Не претендуя на бесспорность выводов, мы, тем не менее, считаем, что опыт Чеченской Республики в деле противодействия религиозному терроризму представляет несомненный интерес
и может быть востребован в других регионах нашего государства.
В современной России религия занимает важное место, а деятельность религиозных институтов и организаций охватывает все более широкий круг общественных отношений: духовных, культурных, политических, правовых. В первую очередь это связано с повышением активности верующих. И Чеченская Республика в этом отношении не является исключением. 17 октября 2008 г. в центре Грозного была открыта крупнейшая в Европе мечеть «Сердце Чечни». Мечеть стала не только символом республики и любимым храмом всех мусульман Северного Кавказа, но и заняла достойное место среди достопримечательностей - визуальных символов России в народном конкурсе «Россия-10».
Согласно статистике, в настоящее время 96 % населения республики составляют мусульмане; еженедельно в мечетях на пятничной молитве присутствует более 300 тыс. человек. На них в основном и направлены проповеди против ваххабизма и религиозного терроризма. Между тем необходимо согласиться с мнением одного из ведущих российских исламоведов Р. Силантьева о том, что «официальная мечеть способна стать оплотом традиционного ислама лишь в том случае, если ее контролируют мусульманские лидеры, способные не только читать правильные проповеди, но и жестко пресекать враждебную пропаганду на своей территории»; ведь «террористам гораздо удобнее вербовать людей не на улицах или рынках, а в местах молитвы» [2, с. 11].
Кроме того, чтобы избежать распространения радикальных течений ислама, пропагандирующих насилие, необходимо осуществлять жесткий контроль за обучением в зарубежных исламских вузах. Конечно, полностью запретить образовательные поездки за рубеж нельзя (как известно, запретный плод сладок), но следует заключать договоры с теми исламскими центрами, которые преподают ортодоксальный ислам и не ведут пропаганду террористической деятельности. В идеале наши граждане должны получать духовное мусульманское образование в России, а затем, при необходимости, проходить стажировки в арабских странах. Первостепенной задачей таких учебных заведений должно стать воспитание поколения мусульманской интеллигенции, способной активно участвовать в формировании высоконравственного общества.
Очень важно в таком государстве, как наше, поднять на достойный научный и духовный уро-
вень следование религиозным традициям и привлечь к этой высокой цели богатый научный потенциал наших соотечественников. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны в Чеченской Республике.
В 1991 г. на базе медресе в селении Курчалой был открыт первый на Северном Кавказе исламский институт. Сегодня он является центральным вузом и имеет более тридцати филиалов по всей республике. В медресе-филиалах учащиеся обучаются как духовным, так и светским наукам, получают достойное начальное образование. Институт ежегодно принимает на учебу более пятисот желающих обрести религиозные знания.
В качестве примера можно также привести Российский исламский университет имени Кун-та-Хаджи Кишиева, который был открыт в Грозном в августе 2009 г. Срок обучения в университете составляет пять лет. После его окончания выпускники получают специальность «имам-ха-тыб» - преподаватель арабского языка и шариатских наук. Кроме того, при университете создан заочный факультет теологии, планируется открытие факультетов журналистики, филологии и востоковедения. На сегодняшний день в университете обучаются 550 студентов, в том числе девушки. Несомненно, открытие университета отвечает интересам борьбы с религиозным терроризмом. Основной позитивный момент обучения российской мусульманской молодежи в исламских вузах и медресе, действующих на территории России, заключается, во-первых, в контроле за процессом обучения, а во-вторых, во введении единых и достаточно жестких критериев отбора абитуриентов (речь идет об успеваемости) [3, с. 153].
Помимо обучения студенты Российского исламского университета принимают участие в реализации программы духовно-нравственного воспитания молодежи. Так, в течение учебного года студенты организовывают семинары, привлекаются для проведения лингвистической экспертизы ввозимой на территорию нашей страны духовной литературы, осуществляют перевод и подготовку публикаций по религиозной тематике.
По инициативе Министерства Чечни по национальной политике, печати и информации в декабре 2012 г. был организован и проведен первый телемост между Российским исламским университетом и Российским православным университетом под названием «Ислам и Православие: общность этнокультурных ценностей». В ходе
рассмотрения таких вопросов, как меры противодействия экстремизму, ксенофобии и религиозному терроризму, участники видеоконференции продемонстрировали полное единодушие относительно приоритета духовно-нравственных ценностей в исламе и православии и необходимости изучения истинных ценностей и мировоззрения этих религий. Полагаем, что реализация устного соглашения организаторов телемоста о создании межвузовского совета, проведении совместных исследовательских проектов и об обмене студентами, несомненно, будет способствовать дальнейшему укреплению межэтнических и межрелигиозных связей среди молодежи.
Большое влияние на духовно-нравственное воспитание молодежи оказывает Духовное управление мусульман Чеченской Республики. В рамках реализации Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики на 2013 г. были запланированы и реализованы циклы мероприятий (семинаров, разъяснительных бесед, районных и городских конкурсов), направленных на воспитание духовно-нравственных качеству учащихся. На мероприятиях обсуждались следующие темы: оздоровление духовно-нравственного состояния общества; ислам - религия мира и созидания; ваххабизм, экстремизм, терроризм - зло для чеченского общества; духовность, нравственность и патриотизм; религиозная этика как основа формирования нравственных ценностей человека и др. [4].
Несомненно, духовно-нравственное воспитание молодежи будет способствовать укреплению межэтнического и межрелигиозного мира. Но более важным является проведение реальной политики, направленной на установление этно-конфессионального диалога.
В рамках ставшего уже традиционным Международного миротворческого форума «Ислам -религия мира и созидания» в Чеченскую Республику приезжают представители различных конфессий, известные богословы, общественные и политические деятели Российской Федерации и других стран мира. Участники обсуждают актуальные проблемы и перспективы взаимодействия религии и власти, роль религии в процессе формирования современного толерантного общества, духовно-нравственные основы преодоления межконфессиональных и межэтнических конфликтов, меры противодействия религиозному терроризму и многие другие.
Участники V юбилейного форума единогласно согласились с тем, что только совместными усилиями общества, государственных и религиозных организаций, направленными на установление межконфессионального мира и согласия, утверждение универсальных духовных ценностей, восстановление социальной справедливости, удастся остановить победное шествие исламского терроризма по планете.
«Между властью и религией должна быть тесная связь, - подчеркнул в своем выступлении Президент Чеченской Республики Р. Кадыров. -Религия учит милосердию. Она призывает к справедливости. Она осуждает любые формы подавления человеческих прав и свобод. Вера требует соблюдения норм нравственности и морали, без которых в обществе воцарится хаос и насилие. Разве не эти же цели преследует государство? Разве не ради этого существует власть? Ответ на оба эти вопроса - "да". Поэтому власть и религия должны каждый на своем уровне, но вместе решать самые актуальные проблемы любого государства» [5]. И сегодня духовные лидеры мусульманских организаций Чеченской Республики в тесном взаимодействии с ее руководством принимают деятельное участие во всех значимых для региона мероприятиях.
Серьезные позитивные изменения наблюдаются и в сфере межэтнических отношений. После стольких лет напряжения и недоверия взаимоотношения между русским и чеченским народами вновь стали основываться на чувстве взаимоуважения, добрососедства и взаимопомощи. Установился диалог с Русской православной церковью. Несомненно, это также способствует сохранению межконфессионального мира и согласия в республике.
Так, в 2004 г. начались восстановительные работы в церкви Михаила Архангела в Грозном, а 23 апреля 2006 г. храм был вновь открыт для богослужений. Ежегодно накануне Пасхи в Грозном и других районах Чеченской Республики проводятся субботники по очистке и обустройству православных кладбищ. Руководство республики организует приезд на празднование Пасхи бывших жителей Грозного [6].
«Сейчас наша задача - объяснить людям, что менталитет чеченцев не терроризм, - отмечает Л. Т. Яндиева, начальник отдела социально-культурной деятельности Министерства культуры Чеченской Республики. - Мы настроены на дружбу и диалог культур. Сейчас в республике работает восемь этнокультурных центров. Например,
на Масленицу выезжаем в Шелковской район к казакам. Новый православный храм строится в Науре» [7].
Между тем, несмотря на положительные результаты в деле борьбы с религиозным терроризмом, на достигнутом останавливаться нельзя. Лжепророки и эмиссары экстремистских и террористических религиозных организаций постоянно совершенствуют уже имеющиеся и разрабатывают новые методы вербовки своих последователей. Идет настоящая война за умы и души подрастающего поколения. А значит, необходимо и далее осуществлять широкую пропаганду знаний о мировых религиях с помощью образовательных программ, средств массовой информации, организовывать на базе учебных заведений проведение «круглых столов», семинаров и конференций по вопросам противодействия религиозному и иным видам терроризма с привлечением традиционного духовенства, тем самым способствуя налаживанию межкультурного и межрелигиозного диалога.
Для полной и окончательной победы на фронте борьбы с терроризмом надо выиграть битву в тылу - за умы, сердца и души людей. Необходимо в первую очередь ликвидировать условия, позволяющие террористам, какими бы идеями они ни прикрывались, вербовать новых сторонников своего преступного дела. «Корни террористического движения XXI века... нельзя выкорчевать простыми топорами. Кроме военных и социальных усилий, это потребует напряженной интеллектуальной и религиозной работы - возможно, межконфессионального движения, призванного определить истинные пути к Богу, которое переубедит столько же новообращенных террористов, сколько военные смогут найти и уничтожить», - считают американские политологи М. Дж. Пенн и К. Э. Залесн. И мы вполне солидарны с ними в том, что самых фанатичных адептов террористических организаций гораздо проще и быстрее обнаружить «в хороших школах и в Интернете, чем в трущобах. Они являются участниками романтизированного движения, ведомого религиозной доктриной, поэтому нам нужно удвоить усилия, чтобы расшатать интеллектуальный фундамент этого движения и остановить приток новых террористов» [8, с. 494-495].
При этом нельзя по причине ложно понятой религиозной, национальной или политической корректности скрывать и замалчивать факты о том, что в рамках всех мировых религий на про-
тяжении их многовековой истории существовали деструктивные секты, призывавшие своих адептов к экстремистским действиям. Не искаженные, а объективные сведения о таких сектах, методах их деятельности, догматах их вероучений особенно важны для адекватной оценки той угрозы, которую несут в себе террористические организации религиозной направленности.
Литература
1. Эмиссары беды: исламизм на Северном Кавказе // Наука и религия. 2010. № 12.
2. Кто истинные друзья мусульман России? // Наука и религия. 2012. № 12.
3. Мажидов У. Х. Противодействие экстремизму на Северном Кавказе: тенденции и инновации // Правовая система России: традиции и инновации: материалы X Всероссийской научно-
теоретической конференции. Санкт-Петербург, 25-27 апреля 2013 г. / под общ. ред. Н. С. Ниж-ник: в 5 ч. СПб., 2013. Ч. V.
4. План работы централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Чеченской Республики» на 2013 г. URL // http:// www.islamtuday.com/цум/план-дум-чр-на-2013-г/
5. URL // http://grozny-inform.ru/main.mhtml? Part=8&PubID=42516
6. Темуркаев Р. Чеченская Пасха. URL // http:// www.chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=12936
7. Афанасьева Ю. Цена мира, или Сегодняшний день Чеченской Республики. URL // http:// www.honestnet.ru/analitika/tsena-mira-ili-segodn-yashniy-den-chechenskoy-respubliki.html
8. Пенн М. Дж., Залесн К. Э. Микротенденции. Маленькие изменения, приводящие к большим переменам. М., 2009.