Научная статья на тему 'Региональные особенности противодействия религиозному терроризму (на примере Чеченской Республики)'

Региональные особенности противодействия религиозному терроризму (на примере Чеченской Республики) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
174
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / RELIGIOUS TERRORISM / ИСЛАМ / ISLAM / РАДИКАЛЬНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ИСЛАМА / RADICAL CURRENTS OF ISLAM / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERFAITH RELATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гугасари Елена Сергеевна, Мажидов Адам Алиевич

Авторами статьи изучен и обобщен позитивный опыт противодействия религиозному терроризму в Чеченской Республике. Особое внимание уделено раскрытию роли и места образования и религиозного воспитания в системе мер профилактики религиозного терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гугасари Елена Сергеевна, Мажидов Адам Алиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional features of countering religious terrorism (the Chechen Republic as the example)

The authors of the article has been studied and summarized the positive experience of counteraction to religious terrorism in the Chechen Republic. The special attention is paid to disclosure of a role and a place of education and religious education in the system of measures of prevention of religious terrorism.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности противодействия религиозному терроризму (на примере Чеченской Республики)»

зий современного либерального права определять Литер атур а

поведение людей, т. е. выполнять функции морали, а в перспективе выйти на уровень создания "но- 1. Абашидзе А. Х., Солнцев А. М. Нюрнберг-вой" общечеловеческой морали» [7, с. 35]. ский кодекс и дальнейшее международно-право-

Однако следует признать, что стремление сфор- вое регулирование вопросов биоэтики // Россий-мировать общечеловеческую мораль, которая обес- ский ежегодник международного права - 2006. печила бы стабильность и устойчивость общест- СПб., 2007.

венных систем, биологической, физической, духов- 2. Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть ной и культурной защищенности либерально-де- и голая жизнь. М., 2011.

мократическая ценностно-нормативная система не 3. Фуко М. Нужно защищать общество: курс смогла реализовать [8, с. 28-38]. В вопросах раз- лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975-вития биомедицинского знания и технологий, 1976 учебном году. СПб., 2005. в проблеме формирования биоэтических основ раз- 4. Фуко М. Рождение биополитики: курс лек-вития современных общественных систем человек ций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978-все чаще обращается к религиозно-нравственно- 1979 учебном году. СПб., 2010. му пониманию человека, его деятельности [6, с. 16]. 5. Овчинников А. И. Новеллы ювенальной Более того, сегодня во всех системах знания юстиции в контексте идеологии глобализма и не-(юридического, политологического, медицинско- олиберализма // Юридический мир. 2011. № 2. го и т. д.) приходят к убеждению, что, только опи- 6. Овчинников А. И. и др. Православное ве-раясь на духовно-нравственные ценности, стандар- роучение и консервативная философия права // ты и убеждения (выступающие стержневыми в Философия права. 2007. № 2. проблемах правового кодирования биомедицин- 7. Силуянова И. В. Биоэтика в России: цен-ских проблем, проведении политики здравоохра- ности и законы. М., 2001.

нения, процессе управления общественными про- 8. Овчинников А. И., Андрейченко А. С. Ду-цессами, развитии медицинских технологий и т. п.), ховные основания русской правовой культуры // можно сформировать действенные и устойчивые Вестник Волгоградской академии МВД России. формы и способы защиты общества, человека от 2008. № 1.

разрушительных последствий использования но- 9. Федоренко С. П. Государственно-правовая вых биомедицинских технологий. Однако для это- институционализация имперского принципа в го требуется независимая правовая политика, им- современной России: дис. ... канд. юрид. наук. перский государственный суверенитет [9]. Ростов н/Д, 2006.

Е. С. Гугасари, А. А. Мажидов

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ТЕРРОРИЗМУ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Авторами статьи изучен и обобщен позитивный опыт противодействия религиозному терроризму в Чеченской Республике. Особое внимание уделено раскрытию роли и места образования и религиозного воспитания в системе мер профилактики религиозного терроризма.

Ключевые слова: религиозный терроризм, ислам, радикальные течения ислама, межконфессиональные отношения.

Проблема террористического насилия на рубеже XX и XXI столетий стала одним из главных вызовов современному миру. Зачастую экстремисты и террористы выступают под флагом веры, используя религию для разжигания ненависти, нетерпимости и апологии насилия, что делает проблему соотношения политического насилия и религии особо острой и актуальной. Террористические акты, совершаемые представите-

лями различных конфессий, в том числе традиционных, часто направлены не на защиту своей веры от внешних посягательств (как это декларируют террористы), а продиктованы стремлением к господству и власти.

В силу целого ряда причин в массовом сознании проявления современного терроризма нередко связывают с мусульманской религией. Исламу приписывают якобы присущие ему не-

терпимость, воинственность и отрицание свободы. Причем в этой извращенной оценке порой совпадают взгляды исламофобов западного мира и наиболее рьяных адептов крайнего прочтения ислама. И те, и другие - с разными, конечно, целями - пытаются убедить мир в том, что насилие, осуществляемое от имени мусульманской религии, и есть суть ислама.

Действительность и исторический опыт опровергают эти, во многом ошибочные и вредные, постулаты. Даже при поверхностном взгляде становится очевидным, что в исламе как в вероучении не содержится ничего такого, что могло бы трактоваться в качестве апологии нетерпимости и насилия.

Между тем террористы умело играют на чувствах верующих, провоцируя конфликты на религиозной почве, дестабилизирующие политическую обстановку в нашем государстве. В Российской Федерации как многонациональной стране особую угрозу представляет разжигание ненависти и вражды между народами, ее населяющими. Религиозный терроризм превратился в одну из наиболее острых проблем современного общества. В этой связи исследование идеологических, духовных, политических, социальных и иных механизмов противодействия религиозному терроризму представляется весьма актуальным.

В Северо-Кавказском регионе в целом, а в Чеченской Республике в особенности, вопросам борьбы с проявлениями исламского терроризма уделяется особое внимание. Осуществлять эффективное противодействие распространению террористических лже-религиозных учений без активной поддержки со стороны исламского духовенства и мусульманской общественности практически невозможно. На это обстоятельство указал и старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Д. Нечитайло. Среди причин неприятия основной массой мирного населения Северо-Кавказских республик ваххабитской идеологии «чистого ислама» политолог отмечает распространение среди местного мусульманского населения так называемого «народного ислама» и, соответственно, восприятие политики «исламизации по ваххабитским рецептам покушением на национальную культуру и идентичность» [1, с. 3].

Не претендуя на бесспорность выводов, мы, тем не менее, считаем, что опыт Чеченской Республики в деле противодействия религиозному терроризму представляет несомненный интерес

и может быть востребован в других регионах нашего государства.

В современной России религия занимает важное место, а деятельность религиозных институтов и организаций охватывает все более широкий круг общественных отношений: духовных, культурных, политических, правовых. В первую очередь это связано с повышением активности верующих. И Чеченская Республика в этом отношении не является исключением. 17 октября 2008 г. в центре Грозного была открыта крупнейшая в Европе мечеть «Сердце Чечни». Мечеть стала не только символом республики и любимым храмом всех мусульман Северного Кавказа, но и заняла достойное место среди достопримечательностей - визуальных символов России в народном конкурсе «Россия-10».

Согласно статистике, в настоящее время 96 % населения республики составляют мусульмане; еженедельно в мечетях на пятничной молитве присутствует более 300 тыс. человек. На них в основном и направлены проповеди против ваххабизма и религиозного терроризма. Между тем необходимо согласиться с мнением одного из ведущих российских исламоведов Р. Силантьева о том, что «официальная мечеть способна стать оплотом традиционного ислама лишь в том случае, если ее контролируют мусульманские лидеры, способные не только читать правильные проповеди, но и жестко пресекать враждебную пропаганду на своей территории»; ведь «террористам гораздо удобнее вербовать людей не на улицах или рынках, а в местах молитвы» [2, с. 11].

Кроме того, чтобы избежать распространения радикальных течений ислама, пропагандирующих насилие, необходимо осуществлять жесткий контроль за обучением в зарубежных исламских вузах. Конечно, полностью запретить образовательные поездки за рубеж нельзя (как известно, запретный плод сладок), но следует заключать договоры с теми исламскими центрами, которые преподают ортодоксальный ислам и не ведут пропаганду террористической деятельности. В идеале наши граждане должны получать духовное мусульманское образование в России, а затем, при необходимости, проходить стажировки в арабских странах. Первостепенной задачей таких учебных заведений должно стать воспитание поколения мусульманской интеллигенции, способной активно участвовать в формировании высоконравственного общества.

Очень важно в таком государстве, как наше, поднять на достойный научный и духовный уро-

вень следование религиозным традициям и привлечь к этой высокой цели богатый научный потенциал наших соотечественников. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны в Чеченской Республике.

В 1991 г. на базе медресе в селении Курчалой был открыт первый на Северном Кавказе исламский институт. Сегодня он является центральным вузом и имеет более тридцати филиалов по всей республике. В медресе-филиалах учащиеся обучаются как духовным, так и светским наукам, получают достойное начальное образование. Институт ежегодно принимает на учебу более пятисот желающих обрести религиозные знания.

В качестве примера можно также привести Российский исламский университет имени Кун-та-Хаджи Кишиева, который был открыт в Грозном в августе 2009 г. Срок обучения в университете составляет пять лет. После его окончания выпускники получают специальность «имам-ха-тыб» - преподаватель арабского языка и шариатских наук. Кроме того, при университете создан заочный факультет теологии, планируется открытие факультетов журналистики, филологии и востоковедения. На сегодняшний день в университете обучаются 550 студентов, в том числе девушки. Несомненно, открытие университета отвечает интересам борьбы с религиозным терроризмом. Основной позитивный момент обучения российской мусульманской молодежи в исламских вузах и медресе, действующих на территории России, заключается, во-первых, в контроле за процессом обучения, а во-вторых, во введении единых и достаточно жестких критериев отбора абитуриентов (речь идет об успеваемости) [3, с. 153].

Помимо обучения студенты Российского исламского университета принимают участие в реализации программы духовно-нравственного воспитания молодежи. Так, в течение учебного года студенты организовывают семинары, привлекаются для проведения лингвистической экспертизы ввозимой на территорию нашей страны духовной литературы, осуществляют перевод и подготовку публикаций по религиозной тематике.

По инициативе Министерства Чечни по национальной политике, печати и информации в декабре 2012 г. был организован и проведен первый телемост между Российским исламским университетом и Российским православным университетом под названием «Ислам и Православие: общность этнокультурных ценностей». В ходе

рассмотрения таких вопросов, как меры противодействия экстремизму, ксенофобии и религиозному терроризму, участники видеоконференции продемонстрировали полное единодушие относительно приоритета духовно-нравственных ценностей в исламе и православии и необходимости изучения истинных ценностей и мировоззрения этих религий. Полагаем, что реализация устного соглашения организаторов телемоста о создании межвузовского совета, проведении совместных исследовательских проектов и об обмене студентами, несомненно, будет способствовать дальнейшему укреплению межэтнических и межрелигиозных связей среди молодежи.

Большое влияние на духовно-нравственное воспитание молодежи оказывает Духовное управление мусульман Чеченской Республики. В рамках реализации Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики на 2013 г. были запланированы и реализованы циклы мероприятий (семинаров, разъяснительных бесед, районных и городских конкурсов), направленных на воспитание духовно-нравственных качеству учащихся. На мероприятиях обсуждались следующие темы: оздоровление духовно-нравственного состояния общества; ислам - религия мира и созидания; ваххабизм, экстремизм, терроризм - зло для чеченского общества; духовность, нравственность и патриотизм; религиозная этика как основа формирования нравственных ценностей человека и др. [4].

Несомненно, духовно-нравственное воспитание молодежи будет способствовать укреплению межэтнического и межрелигиозного мира. Но более важным является проведение реальной политики, направленной на установление этно-конфессионального диалога.

В рамках ставшего уже традиционным Международного миротворческого форума «Ислам -религия мира и созидания» в Чеченскую Республику приезжают представители различных конфессий, известные богословы, общественные и политические деятели Российской Федерации и других стран мира. Участники обсуждают актуальные проблемы и перспективы взаимодействия религии и власти, роль религии в процессе формирования современного толерантного общества, духовно-нравственные основы преодоления межконфессиональных и межэтнических конфликтов, меры противодействия религиозному терроризму и многие другие.

Участники V юбилейного форума единогласно согласились с тем, что только совместными усилиями общества, государственных и религиозных организаций, направленными на установление межконфессионального мира и согласия, утверждение универсальных духовных ценностей, восстановление социальной справедливости, удастся остановить победное шествие исламского терроризма по планете.

«Между властью и религией должна быть тесная связь, - подчеркнул в своем выступлении Президент Чеченской Республики Р. Кадыров. -Религия учит милосердию. Она призывает к справедливости. Она осуждает любые формы подавления человеческих прав и свобод. Вера требует соблюдения норм нравственности и морали, без которых в обществе воцарится хаос и насилие. Разве не эти же цели преследует государство? Разве не ради этого существует власть? Ответ на оба эти вопроса - "да". Поэтому власть и религия должны каждый на своем уровне, но вместе решать самые актуальные проблемы любого государства» [5]. И сегодня духовные лидеры мусульманских организаций Чеченской Республики в тесном взаимодействии с ее руководством принимают деятельное участие во всех значимых для региона мероприятиях.

Серьезные позитивные изменения наблюдаются и в сфере межэтнических отношений. После стольких лет напряжения и недоверия взаимоотношения между русским и чеченским народами вновь стали основываться на чувстве взаимоуважения, добрососедства и взаимопомощи. Установился диалог с Русской православной церковью. Несомненно, это также способствует сохранению межконфессионального мира и согласия в республике.

Так, в 2004 г. начались восстановительные работы в церкви Михаила Архангела в Грозном, а 23 апреля 2006 г. храм был вновь открыт для богослужений. Ежегодно накануне Пасхи в Грозном и других районах Чеченской Республики проводятся субботники по очистке и обустройству православных кладбищ. Руководство республики организует приезд на празднование Пасхи бывших жителей Грозного [6].

«Сейчас наша задача - объяснить людям, что менталитет чеченцев не терроризм, - отмечает Л. Т. Яндиева, начальник отдела социально-культурной деятельности Министерства культуры Чеченской Республики. - Мы настроены на дружбу и диалог культур. Сейчас в республике работает восемь этнокультурных центров. Например,

на Масленицу выезжаем в Шелковской район к казакам. Новый православный храм строится в Науре» [7].

Между тем, несмотря на положительные результаты в деле борьбы с религиозным терроризмом, на достигнутом останавливаться нельзя. Лжепророки и эмиссары экстремистских и террористических религиозных организаций постоянно совершенствуют уже имеющиеся и разрабатывают новые методы вербовки своих последователей. Идет настоящая война за умы и души подрастающего поколения. А значит, необходимо и далее осуществлять широкую пропаганду знаний о мировых религиях с помощью образовательных программ, средств массовой информации, организовывать на базе учебных заведений проведение «круглых столов», семинаров и конференций по вопросам противодействия религиозному и иным видам терроризма с привлечением традиционного духовенства, тем самым способствуя налаживанию межкультурного и межрелигиозного диалога.

Для полной и окончательной победы на фронте борьбы с терроризмом надо выиграть битву в тылу - за умы, сердца и души людей. Необходимо в первую очередь ликвидировать условия, позволяющие террористам, какими бы идеями они ни прикрывались, вербовать новых сторонников своего преступного дела. «Корни террористического движения XXI века... нельзя выкорчевать простыми топорами. Кроме военных и социальных усилий, это потребует напряженной интеллектуальной и религиозной работы - возможно, межконфессионального движения, призванного определить истинные пути к Богу, которое переубедит столько же новообращенных террористов, сколько военные смогут найти и уничтожить», - считают американские политологи М. Дж. Пенн и К. Э. Залесн. И мы вполне солидарны с ними в том, что самых фанатичных адептов террористических организаций гораздо проще и быстрее обнаружить «в хороших школах и в Интернете, чем в трущобах. Они являются участниками романтизированного движения, ведомого религиозной доктриной, поэтому нам нужно удвоить усилия, чтобы расшатать интеллектуальный фундамент этого движения и остановить приток новых террористов» [8, с. 494-495].

При этом нельзя по причине ложно понятой религиозной, национальной или политической корректности скрывать и замалчивать факты о том, что в рамках всех мировых религий на про-

тяжении их многовековой истории существовали деструктивные секты, призывавшие своих адептов к экстремистским действиям. Не искаженные, а объективные сведения о таких сектах, методах их деятельности, догматах их вероучений особенно важны для адекватной оценки той угрозы, которую несут в себе террористические организации религиозной направленности.

Литература

1. Эмиссары беды: исламизм на Северном Кавказе // Наука и религия. 2010. № 12.

2. Кто истинные друзья мусульман России? // Наука и религия. 2012. № 12.

3. Мажидов У. Х. Противодействие экстремизму на Северном Кавказе: тенденции и инновации // Правовая система России: традиции и инновации: материалы X Всероссийской научно-

теоретической конференции. Санкт-Петербург, 25-27 апреля 2013 г. / под общ. ред. Н. С. Ниж-ник: в 5 ч. СПб., 2013. Ч. V.

4. План работы централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Чеченской Республики» на 2013 г. URL // http:// www.islamtuday.com/цум/план-дум-чр-на-2013-г/

5. URL // http://grozny-inform.ru/main.mhtml? Part=8&PubID=42516

6. Темуркаев Р. Чеченская Пасха. URL // http:// www.chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=12936

7. Афанасьева Ю. Цена мира, или Сегодняшний день Чеченской Республики. URL // http:// www.honestnet.ru/analitika/tsena-mira-ili-segodn-yashniy-den-chechenskoy-respubliki.html

8. Пенн М. Дж., Залесн К. Э. Микротенденции. Маленькие изменения, приводящие к большим переменам. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.