Научная статья на тему 'Региональные особенности профессиональной подготовки кадров'

Региональные особенности профессиональной подготовки кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL PREPARATION / REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перминова О. М.

В статье изучен региональный организационно-экономический механизм опережающей подготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF PERSONNELS PROFESSIONAL TRAINING

The regional organizational-economic mechanism of personnels LED training is studied in the article

Текст научной работы на тему «Региональные особенности профессиональной подготовки кадров»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 331.361

О.М. Перминова

канд. экон. наук, доцент, Институт экономики, управления и финансов, ФГБОУВПО «Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Аннотация. В статье изучен региональный организационно-экономический механизм опережающей подготовки кадров.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиональная подготовка,

региональная образовательная система.

O.M. Perminova, Kalashnikov Izhevsk State Technical University

REGIONAL FEATURES OF PERSONNELS PROFESSIONAL TRAINING

Abstract. The regional organizational-economic mechanism of personnels LED training is studied in the article

Keywords: professional competence, professional preparation, regional educational system.

Модернизация профессионального образования, направленная на повышение его доступности, требует развития современной инфраструктуры, ориентирующейся на региональные потребности рынка труда и индивидуальные потребности личности [1, 2].

Специфика отечественного рынка труда также определяется его дифференциацией по региональному признаку, поэтому для перспективного развития региона необходимы определенный уровень развития каждого из партнеров и создание действенной системы взаимодействия рынков труда и образования [3]. Процесс регионализации профессионального образования рассматривается как системная форма взаимодействия с работодателем и средство развития у обучающегося ответственности не только за свою профессию, но и за свой регион, этнос, формирование его активной гражданской позиции [4].

Тенденции инновационных трансформаций, в основе которых лежит накопление и использование новых знаний, привели к необходимости совершенствования процесса формирования профессиональных компетенций и формирования инновационного организационно-экономического механизма, реализуемого в соответствии со стратегическими ориентирами развития системы профессионального образования (табл. 1).

Таблица 1 - Целевые ориентиры развития образования, %

Показатели 2020 г.

Доля граждан, удовлетворенных полученным образованием (включая непрерывное) 70

Доля обучающихся в современных условиях от общего числа учащихся 100

Доля граждан, получающих услуги непрерывного образования 50

32

№ 6 (34) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

Задачами реализации долгосрочной программы развития образования являются: обеспечение инновационного характера базового образования; модернизация институтов образования как инструментов социального развития; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей [5].

Программа развития региональной образовательной системы в области инженерных кадров в первую очередь связана с реализацией программы развития машиностроения и металлообработки. Динамика показателей работы промышленных предприятий Удмуртии представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели эффективности работы промышленных предприятий Удмуртии

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Индекс промышленного производства 108,6 101,8 100,8

Темпы роста объема отгруженных товаров машиностроительного комплекса, % 106 109,5 108,5

Объем отгруженных товаров собственного производства, млрд руб. 289,3 315,8 350,9

За 2013 год на фоне ситуации, когда промышленное производство в России практически не растёт, тенденция развития отдельных направлений промышленности в Удмуртии позволяет строить оптимистичные прогнозы. В частности, рост объемов производства предприятий ОАО «Воткинский завод», ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», ОАО «Элеконд», ОАО «ИЭМЗ «Купол», ОАО «Редуктор», ОАО «Ижнефтемаш» превысил рост инфляции (106,8%), что позволило обеспечить рост среднемесячной заработной платы работников промышленности на 14,1%. Стратегии развития предприятий включают в себя программы повышения квалификации, так в 2013 году в ОАО «Сарапульский радиозавод» всеми видами и формами обучения были охвачены 2429 работников предприятия, в ОАО «ЧМЗ» - 3470 человек. На обучение персонала ОАО «ЧМЗ» за год потратил более 7,8 млн руб. ОАО «Концерт «Калашников» уделяет большое внимание обучению и имеет свой учебнопроизводственный центр, но в направлении высшего профессионального образования у него сложились крепкие связи с ФГБОУ ВПО «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова» [6, 7].

Для объединения усилий в направлении подготовки и повышения квалификации работников промышленности региона необходима единая региональная система опережающего обучения, целью которой будет являться подготовка высококвалифицированных инновационных кадров, способных к непрерывному опережающему профессиональному самообразованию и саморазвитию в условиях высокого уровня информатизации и динамизма социальных процессов.

Исследование среди работодателей Удмуртии показало, что в целом качество формирования профессиональных компетенций ухудшилось за последние годы. Одной из причин они называют переход на систему подготовки бакалавр-магистр, при

№ 6 (34) - 2014

33

Проблемы экономики и менеджмента

которой массовый выпуск бакалавров не может обеспечить современный инновационный технологический процесс. Среди причин снижения качества подготовки названы отсутствие опыта работы (42%), низкий уровень профессиональных знаний (24%) и незнание специфики отрасли или производства (18%). В свою очередь, опрос среди выпускников технического университета показал, что 56% респондентов довольны уровнем подготовки; 34% - удовлетворены в достаточной степени; 8% не совсем довольны и 2% - не удовлетворены уровнем полученных знаний. В первую очередь выпускники оценивали теоретическую подготовку, в то время как именно практическое обучение дает необходимые профессиональные навыки, требуемые работодателем.

В свою очередь опрос кадровых служб организаций-работодателей показал, что при оценке потенциального работника-выпускника вуза, оцениваются в первую очередь базовые навыки и знания (табл. 3).

Таблица 3 - Факторы, влияющие на оценку потенциального работника-выпускника вуза

Показатели оценки % ответивших

Уровень теоретических знаний, базовых навыков 73,6

Уровень практических знаний, умений и навыков 68,7

Способность работать в команде, коммуникативность 62,7

Навыки работы на компьютере, знание необходимых в работе программ 58,5

Г отовность, желание и способность к повышению квалификации и дальнейшему обучению, нацеленность на профессиональное развитие 56,5

Способность воспринимать и анализировать новую информацию, инновационные способности 51,5

Эрудированность, общая культура 46,8

Повышению качества подготовки выпускников напрямую зависит от форм сотрудничества вуза и предприятия - об этом говорят 96% опрошенных. Основные возможные формы эффективного сотрудничества представлены в таблице 4.

Ориентация образования в системе подготовки и повышения квалификации кадров для промышленности региона на личностно-профессиональное развитие студентов, специалистов ставит проблему создания условий, направленных на активизацию самопознания, саморазвития студентов, специалистов, изменение их отношения к собственным достижениям в области профессиональной деятельности [8].

Удовлетворение требований инновационно развивающегося промышленного сектора Удмуртской Республики к профессиональной подготовке специалистов с учетом опережающего обучения требует создания принципиально нового образовательного процесса подготовки кадров. Особыми условиями такого обучения являются: обеспечение интеграции образования, науки и производства, инновационность содержания подготовки и образовательного процесса,

34

№ 6 (34) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

компетентность преподавателей и готовность обучающихся. Личность обучающегося, его потенциал является определяющим фактором в опережающей подготовки кадров, поскольку именно от его заинтересованности в постоянном самосовершенствовании в профессиональной деятельности становится возможным процесс эффективного формирования и развития компетенций.

Таблица 4 - Формы сотрудничества вуза и организации

Формы сотрудничества % ответивших

Предоставление мест практик и оказание помощи в подготовке выпускных квалификационных работ 69,5

Участие представителей предприятий в разработке учебных планов и согласование профессиональных компетенций 59,8

Привлечение представителей предприятий для проведения практических занятий 34,2

Разработка совместно с преподавателями ТюмГУ методических указаний (рекомендаций) по проведению практик, практикоориентированных дисциплин 25,3

Участие представителей предприятий в работе Государственной аттестационной комиссии и защите выпускных квалификационных работ 22,9

Создание на предприятии профильной кафедры 16,9

Таблица 5 - Мероприятия по интеграции образования и развитию системы опережающей подготовки

Основные направления Мероприятия по интеграции образовательного и инновационного процессов Мероприятия по развитию системы опережающей профессиональной подготовки

Корректировка образовательных программ Формирование ассортимента дополнительных программ разного уровня и профиля обучения Фундаментализация обучения с элементами много-профильности и вариативность подготовки

Развитие стратегического партнерства Модернизация практического обучения, формирование социального заказа, расширение состава стратегических партнеров Обеспечение однородности технологического обеспечения

Управление качеством образования Внедрение инновационных образовательных технологий, переход на международные стандарты подготовки и разработка системы менеджмента качества, аудит качества Открытие новых направлений подготовки. Проведение специальной подготовки

Формирование индивидуальных траекторий подготовки Разработка технологий развития личности, формирование моделей компетенций специалистов и профессионально-психологических качеств личности Оптимизация сроков подготовки. Мобильность подготовки. Дифференцированность подготовки

№ 6 (34) - 2014

35

Проблемы экономики и менеджмента

Традиционная система профессиональной подготовки кадров характеризуется излишней дифференцированностью, недостаточной мобильностью и вариативностью, дублированием содержания на разных ступенях образования и ориентацией на изучение конкретных технологий. Модернизация профессиональной подготовки актуализирует опережающий образовательный инновационный процесс в плане интеграции субъектов и гармонизации их интересов. Тенденции реформирования систем обучения в направлении интеграции субъектов образовательного и инновационного процессов и развития системы опережающей профессиональной подготовки представлены в таблице 5.

Содержание опережающей профессиональной подготовки кадров определяется требованиями его инновационного развития и регулируется принципами региональности, интеграции, дифференциации, вариативности и личностной ориентации на саморазвитие.

Система опережающей профессиональной подготовки предполагает структурную реорганизацию всего учебного процесса, начинающегося в общеобразовательной школе и продолжающегося в профессиональных учебных заведениях совместно с организациями научно-исследовательской и проектнопроизводственной инновационной деятельности. Результатом реализации системы опережающей профессиональной подготовки будет являться соответствие качества подготовки требованиям инновационного промышленного комплекса региона, что согласуется с положениями перевода научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития и построения экономики, основанной на знаниях.

Список литературы:

1. Перминова О.М., Файзуллин Р.В. Алгоритм оптимизации формирования профессиональных компетенций в инновационной экономике // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2013. № 2. С. 57-59.

2. Перминова О.М., Файзуллин Р.В. Механизм интеграционного взаимодействия при формировании профессиональных компетенций региональной информационно-коммуникационной системы // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2014. № 1 (61). С. 75-77.

3. Карпова И.В. Социальное партнерство: реалии перспективные задачи // Социальное партнерство в образовательной сфере России: опыт, проблемы и перспективы развития / под ред. О.И. Зацепиной. Ярославль, 2004.

4. Ткаченко Е.В. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития / Е.В. Ткаченко, А.Т. Глазунов. Чебоксары, 2001. С. 44.

5. Лента новостей «РИА Новости». URL: http://www.rian.ru/economy (дата обращения: 25.04.2014)

6. Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики. URL: http://mpeur.ru (дата обращения: 10.04.2014)

7. Асадуллин А.Ф., Файзуллин Р.В. Анализ бюджетной обеспеченности районов и городов Удмуртской Республики // Приволжский научный вестник. 2013. № 8 (24). С. 70-78.

8. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос,

1996.

36

№ 6 (34) - 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.