К. В. Решетников
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Рассматриваются региональные особенности общественного здоровья населения России на основе суммарного показателя, характеризующего смертность и продолжительность жизни.
Общественное здоровье (здоровье населения) - наиболее полный индикатор уровня жизни населения и социально-экономического положения страны или региона. От качества общественного здоровья зависит жизнеспособность всего общества как социального организма и его возможности непрерывного гармоничного роста и социально-экономического развития.
Общественное здоровье — социально-политическая категория, отражающая воспроизводство населения, его физическое и духовное развитие, сохранность жизненного потенциала и активность жизни популяции, индивидуальную способность каждого члена общества осуществлять биологические и социальные функции. Оно может быть представлено совокупностью статистических показателей, характеризующих процесс воспроизводства здоровья поколений на основе взаимодействия биологических и социально-экономических показателей.
Поскольку процесс воспроизводства затрагивает не одно поколение людей, важен учет тенденций демографических и медико-биологических факторов и их взаимосвязи с изменяющимися социально-экономическими и политическими условиями жизни. Именно этой цели служат прогнозы изменения общественного здоровья и сценарии возможного развития событий при определенных условиях [1].
Изучение уровня здоровья населения как важнейшего критерия развития общества особенно важно в переходные периоды, так как все изменения, происходящие в стране, в первую очередь воздействуют на здоровье людей. К числу показателей, которые могут достоверно отразить динамику и тенденции развития уровня здоровья, относятся: средняя ожидаемая продолжительность жизни, стандартизованная смертность, младенческая смертность, материнская смертность, причины смерти, заболеваемость, госпитализация, инвалидность, временная нетрудоспособность и др. [2].
Связь показателей уровня здоровья и социально-экономических индикаторов. Многие проблемы ухудшения качества общественного здоровья определяются негативными социально-бытовыми и производственными факторами, такими, как низкие доходы населения, недостаточное качество пищевых продуктов и питьевой воды, плохая обеспеченность жильем, неудовлетворительная сфера обслуживания населения, алкоголизм, наркомания, проституция и т. д. Даже малозаметные колебания условий жизнедеятельности очень быстро отражаются на качестве здоровья.
Здоровье нации, зависящее от здоровья каждого человека, - сфера, которая прежде всего реагирует на социально-экономические изменения в стране. Именно поэтому между коэффициентом суммарной оценки здоровья населения (КСОЗН) и некоторыми показателями, характеризующими социально-экономическое положение страны, прослеживаются прямые корреляционные связи:
* Исчисленный нами коэффициент суммарной оценки здоровья населения охватывает следующие показатели: младенческую смертность, среднюю ожидаемую продолжительность жизни (мужчин и женщин), стандартизованный коэффициент смертности (мужчин и женщин для городской и сельской местности отдельно). Величина этого коэффициента представляет собой ранговое место региона по итогам ранжирования предварительно полученных сумм мест, занятых каждой территориальной единицей (область, край, республика) при раздельном ранжировании регионов.
Стоимость набора из 25 основных продуктов питания Средняя заработная плата
Число зарегистрированных преступлений (на 100000 населения)
Валовый региональный продукт (валовая добавленная стоимость) на душу населения Выбросы загрязняющих веществ из стационарных источников загрязнения Среднемесячная начисленная заработная плата и выплаты социального характера Удельный вес убыточных предприятий и организаций:
0,70
0,63
0,62
0,40
0,40
0,33
в сельском хозяйстве
в промышленности
0,38
0,29
Приведенные коэффициенты показывают прямую и достаточно сильную корреляционную зависимость здоровья населения от ряда социально-экономических условий, в которых протекает жизнедеятельность населения, и прежде всего возможности полноценного питания, уровня платежеспособности, степени личной безопасности.
Оценка здоровья населения регионов России. КСОЗН, определяющий место региона на основе оценки уровня общественного здоровья, используется прежде всего для характеристики основных тенденций изменения здоровья населения под влиянием внешних факторов. С его введением в научно-исследовательскую практику расширяются возможности регионального экономического анализа последствий изменения здоровья населения через его влияние на трудовую активность. Кроме того, его можно использовать при анализе эффективности профилактической деятельности и долгосрочных бюджетных вложений в нее [3].
В данном исследовании были оценены 72 административные единицы (по их количеству в РФ в 1989 г.), т. е. диапазон рейтинга территорий составил от 1 до 72. Регионы с наиболее благополучными показателями имеют меньшую сумму мест, а с наименее благополучными - большую. Далее ранжирование регионов проводилось уже по сумме мест. Рассматривая величину КСОЗН за ряд лет, можно проследить изменение соотношения уровней здоровья населения в различных регионах. Для исследования, основная цель которого - выявление динамики уровня здоровья на основе показателя КСОЗН в докризисный и последующий периоды, выбран временной отрезок с 1989 по 1998 г.
В России в отличие от зарубежных стран отсутствуют территории с высоким по европейским стандартам уровнем здоровья, поэтому для исследования выделены следующие категории популяционного здоровья: 1 ) удовлетворительное, 2) пониженное, 3) низкое, 4) очень низкое.
В период 1989-1998 гг. по всей стране произошло ухудшение уровня здоровья, но степень ухудшения во всех регионах была разной, в одних регионах - больше, а в других - меньше. В этой связи ранговые места многих субъектов РФ за рассматриваемый период изменялись: рейтинг одних понижался, других повышался.
Уровень здоровья во всех регионах России в 1994 г. по сравнению с 1989 г. сильно упал: об этом можно судить прежде всего по величине средней ожидаемой продолжительности жизни (СОПЖ). Наиболее резкое ухудшение общественного здоровья наблюдалось в период с 1 992 по 1 994 г. Продолжительность жизни населения России снизилась в 1994 г. по сравнению с 1989 г.: мужчин - на 6,4 года, женщин - на 3,2 года, у всего населения в среднем - на 5,4 года. Но в разных регионах степень падения этого показателя существенно различалась.
Так, средняя ожидаемая продолжительность жизни изменилась в Вологодской области с 70,1 до 64 лет, КСОЗН с 26-го рангового места к 1 994 г. переместился на 49-е; в Калининградской обл. - с 69,9 до 63,5 года, КСОЗН - с 23-го на 46-е место; в Архангельской обл. - с 70,1 до 62,7 года, КСОЗН - с 29-го на 51-е место; в Псковской обл. - с 69,7 до 62,1 года, КСОЗН с 38-го на 62-е место.
1994 г. оказался последним годом необычного снижения СОПЖ после 1989 г. В 1 995 г. наметился поворот, который продолжался до 1 998 г.: смертность снижалась, а ожидаемая продолжительность жизни росла.
В 1 999 г. смертность вновь подскочила почти во всех регионах, и дальнейшая ее динамика неочевидна. В связи с чем мы остановимся на анализе тенденций, имевших место до 1 999 г.
Среди факторов, дестабилизировавших общество на начальном этапе переходного периода, можно выделить возрастание интенсивности миграции, дальнейшее социальное расслоение общества, постарение населения, неустойчивость семьи, резкий рост стрессовых ситуаций, увеличение несбалансированности питания и ухудшение его качества, усиление интенсивности труда, появление безработицы, низкую долю национального дохода, выделяемую на образование, культуру и здравоохранение. К 1998 г. население частично адаптировалось к переменам в стране: наиболее мобильная его часть сформировала модели поведения, которые эффективно «срабатывали» в российских условиях. Но для многих, кто не смог адаптироваться в силу объективных условий, потери качества и уровня здоровья оказались наиболее существенными.
Наметившиеся тенденции вызвали перераспределение ранговых мест по уровню здоровья ряда субъектов РФ. Так, Москва поднялась с 34-го (в 1994 г.) на 8-е место (в 1998 г.), Санкт-Петербург - с 36-го на 1-е соответственно, Тюменская обл. - с 38го на 5-е, Удмуртская Республика - с 52-го на 35-е, Курганская обл. - с 42-го до 32-е. Вместе с тем произошло пропорциональное падение по показателю КСОЗН рейтинга многих регионов: например, Ивановская обл. переместилась с 42-го на 60-е место; Смоленская - с 28-го на 49-е; Калужская - с 15-го на 48-е; Тульская - с 39-го на 59-е; Томская - с 14-го на 29-е; Амурская обл. - с 54-го на 63-е.
Динамика уровня общественного здоровья. В табл. 1 приведены результаты расчетов интенсивности изменений (базисные темпы роста показателя КСОЗН) за 1989-1998 гг. Два основных параметра - величина СОПЖ и интенсивность изменения КСОЗН - формируют матрицу, в которой выделяются три основные группы, каждая из которых характеризуется определенными темпами изменений, положительной или отрицательной тенденцией развития. Для низкой интенсивности изменений в матрице соответствующей тенденции не выделяется, в данном случае ее направленностью можно пренебречь.
Все административно-территориальные единицы входят в ту или иную группу. При этом внутри каждой из групп выделяются области с удовлетворительным, пониженным, низким и очень низким уровнем здоровья на 1998 г. Для каждой из сформированных групп динамика СОПЖ как единицы измерения уровня здоровья имеет общие тенденции.
Для группы с низкой интенсивностью изменений КСОЗН (см. табл. 1, гр. 1) и удовлетворительным уровнем здоровья населения характерна после происходившего с 1 992 г. в стране ускорения темпов снижения уровня СОПЖ относительная стабилизация в 1993-1995 гг. его пониженного уровня. В Кабардино-Балкарской Республике эта стабилизация продлилась до 1 996 г. Вместе с тем после 1 996 г. наметился некоторый рост уровня СОПЖ, который продолжался и в 1997, и в 1998 гг. Для Чувашской Республики 1 995 г. стал годом минимального значения уровня СОПЖ, хотя в этом регионе его снижение началось только после 1 992 г. Для Республики Дагестан, в которой уровень СОПЖ выше, чем в других административнотерриториальных единицах этой группы, годом его максимального снижения стал 1993. Ситуация оставалась относительно стабильной в течение ряда лет: с 1993 по 1996 г.
табл. 1
После 1 996 г. наметилось некоторое увеличение данного показателя. В Пензенской обл. после 1 992 г. уровень СОПЖ быстро снижается. Затем с 1 994 г. данный показатель постепенно растет, хотя и медленно. С 1 995 по 1 997 г. можно отметить период относительной стабилизации его уровня, после которого вновь намечается некоторый подъем.
Три административно-территориальных единицы с пониженным уровнем здоровья населения характеризуются большим снижением его уровня за изучаемый период. В этих областях начавшийся после 1 990 г. спад уровня СОПЖ ускоряется после 1 992 г. и достигает минимума в 1 994 г. Исключение составляет Кировская обл., где падение продолжилось вплоть до 1995 г. Затем уровень СОПЖ постепенно повышается, хотя темпы положительных изменений ниже.
1 7 административно-территориальных единиц с низким уровнем здоровья характеризуются незначительным снижением уровня СОПЖ в 1990-1991 гг., последующим ускорением темпов снижения вплоть до 1 994 г., на который приходится минимальные его значения для большинства регионов, кроме Нижегородской обл. и Республики Карелия, для них годом минимального значения СОПЖ стал 1 995 г. После 1 995 г. наблюдается медленный рост уровня СОПЖ. В Рязанской обл. снижение уровня этого показателя началось только после 1 992 г. Темпы его снижения были выше, поэтому в этом регионе уровень СОПЖ достиг минимального значения уже в 1994 г. Затем началось постепенное его увеличение, темпы которого несколько снизились после 1 996 г.
Несколько меньшее число административно-территориальных единиц входит в группу с очень низким уровнем здоровья. Уровень СОПЖ в большинстве регионов этой группы сильно снижается: в среднем с 68 до 60 лет в 1 994 г. Следует отметить очень низкий уровень СОПЖ в Республике Тыва, причем постепенное его снижение с 1 990 до 1 993 г. привело к определенной его фиксации на предельно низком уровне с 1 994 по 1 996 г. Только в 1 997 г. наметился некоторый рост этого показателя. В Сахалинской обл. происходит быстрое снижение уровня СОПЖ до
1995 г., достаточно резкое его повышение (в масштабах данной группы) в 1996 г., что к 1 997 г. выравнивает его значения с соответствующим показателем по другим регионам данной группы. Для Ивановской и Читинской областей спад уровня СОПЖ начинается после 1 990 г. Причем если в Ивановской обл. темпы его снижения достаточно однородны, то в Читинской обл. спад ускоряется после 1 992 г. И степень снижения этого показателя больше. В обеих областях после 1994 г. начинается постепенный его рост, хотя в целом уровень СОПЖ в Читинской обл. сохраняется на более низком уровне, чем в Ивановской. В Тульской и Амурской областях наблюдаются быстрые темпы снижения СОПЖ после 1991 г. В 1994 -1995 гг. уровень СОПЖ несколько стабилизировался на достаточно низком уровне. В то же время после 1 995 г. наметился незначительный подъем, но в Амурской обл. некоторое улучшение ситуации произошло только после 1 996 г.
В группе со средней интенсивностью изменения уровня здоровья (см. табл. 1, гр. 2) четыре административно-территориальные единицы характеризуются удовлетворительным уровнем здоровья с положительной тенденцией его изменения. Темпы снижения уровня СОПЖ в них усиливаются после 1992 г., достигая минимального значения в 1 994 г. Затем намечается постепенное увеличение этого показателя, но темпы его ниже, чем при падении. После 1996 г. в Белгородской и Липецкой областях тенденция снижения СОПЖ возобновилась, но после 1 997 г. вновь происходит некоторое повышение его уровня.
В областях с пониженным уровнем здоровья и положительной тенденцией его изменения отмечается снижение уровня СОПЖ с 1991 г. Минимальные значения
СОПЖ приходятся на 1994 г. Исключение составляет Челябинская обл., где снижение СОПЖ происходило вплоть до 1995 г. Однако последующий его рост был более быстрым, чем по другим областям, и к 1998 г. показатели СОПЖ Челябинской обл. практически не отличаются по своему уровню от показателей других регионов. В Ульяновской обл. падение уровня этого показателя не такое значительное, как в других административно-территориальных единицах данной группы. Однако в 1996 г. в Ульяновской обл. после подъема уровня СОПЖ с 1994 по 1 995 г. вновь наблюдается снижение с последующим незначительным увеличением к 1 998 г., в то время как в других областях подъем более стабильный и продолжается с 1994 по 1998 г. В Тамбовской обл. увеличение скорости снижения СОПЖ после 1992 г. приводит к его минимальному значению в 1994 г., после которого начинается медленный подъем. Его скорость, однако, замедляется после 1996 г. В Алтайском крае с 1991 по 1994 г. можно наблюдать достаточно сильное падение уровня СОПЖ по сравнению с другими областями данной группы. Однако стабильный рост этого показателя вплоть до 1 998 г. практически выводит Алтайский край по уровню СОПЖ в один ряд с другими административно-территориальными единицами.
Единственной областью, обладающей пониженным уровнем здоровья с отрицательной тенденцией его изменения, стала Волгоградская. Падение уровня СОПЖ началось в ней только после 1991 г., однако темпы его были значительными. Минимальное снижение данного показателя, как и в большинстве регионов, приходится на 1994 г., затем наблюдается постепенный его рост вплоть до 1997 г., после которого уровень СОПЖ стабилизируется.
Для административно-территориальных единиц с низким уровнем здоровья и положительной тенденцией его изменения характерно, как и для большинства других регионов, резкое снижение СОПЖ после 1991 г. В Томской обл. оно прекратилось в 1993 г. В 1994 г. уровень СОПЖ повысился, однако уже в следующем, 1995 г. несколько снизился, и дальнейшие темпы его роста не отличались от соответствующих показателей по другим областям. В Магаданской обл. также в 1993 г. наблюдается минимальное значение этого показателя. С 1994 г., когда в большинстве административно-территориальных единиц этот показатель продолжал снижаться, в Магаданской обл. наметился небольшой подъем. В Республике Калмыкия 1992-1994 гг. - период относительной стабилизации уровня СОПЖ, который затем несколько снизился в 1 995 г. После 1 995 г. началось повышение уровня СОПЖ.
Регион с низким уровнем здоровья и отрицательной тенденцией его изменения в 1998 г. представляет только Республика Марий Эл. Для нее характерно значительное снижение уровня СОПЖ, начавшееся несколько раньше, чем в других регионах - после 1990 г., и продолжавшееся вплоть до 1994 г., на который приходится минимальное его значение. После 1994 г. начинается постепенный подъем уровня и его стабилизация в 1 996-1 997 гг. Однако уже в 1 998 г. вновь наметилось некоторое падение уровня.
Группу с очень низким уровнем здоровья и отрицательной тенденцией его изменения отличает быстрый темп снижения уровня СОПЖ после 1991 г. и минимальные его значения в 1994 г. Затем отмечается некоторый подъем уровня вплоть до 1 997 г., однако его темпы после 1 996 г. уменьшаются, и в 1 998 г. уже можно наблюдать падение данного показателя во всех трех областях этой группы.
Группа с высокой интенсивностью изменений уровня здоровья и положительной тенденцией (см. табл. 1, гр. 4) его изменения представлена пятью регионами, два из которых - крупные города: Москва и Санкт-Петербург, характеризуются удовлетворительным уровнем здоровья. Им свойственно ускорение снижения
уровня СОПЖ после 1992 г., что особенно заметно в Мурманской обл., где они значительнее, чем в других регионах данной подгруппы. Минимальное значение уровня СОПЖ по данным регионам приходится на 1994 г., за исключением Санкт-Петербурга, для которого годом минимального уровня СОПЖ стал 1 993 г. В остальных регионах снижение остановилось в 1 994 г. Затем начался постепенный подъем уровня СОПЖ. После 1 996 г. в Республике Мордовия уровень СОПЖ вновь начал незначительно снижаться, однако это снижение ограничилось только одним годом, и в 1 998 г. снова наметился подъем. Воронежская обл. - регион, обладающий удовлетворительным уровнем здоровья с отрицательной тенденцией его изменения. Падение уровня СОПЖ начинается уже после 1990 г., однако усиление его темпов резко возрастает после 1992 г. Годом минимального значения СОПЖ стал, как и в большинстве регионов, 1994 г., после которого начинается медленный, но достаточно стабильный подъем уровня, который продолжается вплоть до 1 998 г.
Новосибирская обл. характеризуется пониженным уровнем здоровья и положительной тенденцией его изменения. Незначительное падение уровня СОПЖ началось только после 1991 г., однако уже в 1992 г. его темпы резко возросли, и в 1994 г. он достиг минимальных значений. После этого наметился постепенный подъем уровня.
В республике Северная Осетия-Алания - регионе с пониженным уровнем здоровья и отрицательной тенденцией его дальнейшего изменения - снижение уровня СОПЖ началось несколько раньше, чем в других - с 1 990 г. и относительно равномерно продолжалось вплоть до 1995 г. Затем происходит некоторое повышение уровня со стабилизацией в 1 996 и 1 997 гг. В 1 998 г. уровень СОПЖ по данному региону вновь немного повысился.
В регионах с низким уровнем здоровья и отрицательной тенденцией его изменения уровень СОПЖ быстро падает после 1991 г., причем темпы падения ускоряются после 1992 г. Минимальных значений этот показатель достигает в 1994 г. В 1 995 г. уровень СОПЖ несколько повысился, хотя уже в 1 996 г. темпы его роста упали, а в Брянской и Калужской областях вновь наметился спад.
Уровень общественного здоровья в регионах. Поскольку уровень и тенденции изменения общественного здоровья тесно связаны с социально-экономическими факторами, целесообразно не только проанализировать рейтинг каждого субъекта РФ, но и объединить их в экономические районы, характеризующиеся единым экономико-географическим положением, наличием определенных ресурсов и относительно устойчивыми внутрирайонными связями. Использование КСОЗН для характеристики экономических районов дает возможность выявить региональные отличия по уровню здоровья и интенсивности его изменений (табл. 2).
Сравнение КСОЗН и некоторых экономических факторов показывает прямую взаимосвязь между уровнем здоровья населения и экономическим положением регионов России. Например, Центрально-Черноземный район имеет лучший рейтинг по уровню здоровья населения и занимает одно из ведущих мест по экономическому положению среди регионов России. И наоборот, районам с преобладанием низкого и очень низкого уровня здоровья, например Восточно-Сибирскому и Дальневосточному соответствуют крайне неблагоприятные рейтинги экономического положения.
Северный район. Преобладают территории с низким уровнем здоровья населения, кроме Мурманской обл., где этот показатель удовлетворительный. Низкая положительная тенденция изменения КСОЗН наблюдается в Республике Карелия и Архангельской обл., средняя положительная - в Республике Коми. Хотя колебания КСОЗН с 1989 г. по административно-территориальным единицам
данного района весьма значительны, к 1 997 г. большинство из них приходят к его близким значениям.
Таблица 2
Ранг экономического района по уровню здоровья и некоторым социально-экономическим показателям
Рейтинг района
КСОЗН по отношению территориального показателя к среднероссийскому по удельному весу убыточных предприятий и организаций по валовому региональному про- по числу зарегистрированных преступле-
Район для город- в сред-
ского населе- ния нем стоимости 25 основных продуктов питания средней зарплаты, % в промышленности в сельском хозяйстве дукту на душу населения ний (на 100000 чел. населения)
Северный 37,20 7 9 9 7 8 11 6
Северо-Западный 44,25 9 6 6 2 4 5 9
Центральный 37,46 8 4 4 3 7 4 4
Волго-Вятский 20,00 3 2 1 5 6 2 5
Центр ально-Черно-земный 16,40 1 1 3 1 3 3 2
Поволжский 28,63 5 3 5 6 9 6 3
Северо-Кавказский 17,00 2 5 2 8 1 1 1
Уральский 34,00 6 7 7 4 5 9 7
Западно-Сибирский 25,00 4 8 10 9 2 8 8
Восточно-Сибирский 64,60 11 10 8 11 10 7 10
Дальневосточный 60,43 10 11 11 10 11 10 11
Северо-Западный район. Включает регионы с низким и очень низким уровнем здоровья. Исключение составляет Санкт-Петербург, где удовлетворительный уровень здоровья сопровождается высокой интенсивностью изменения КСОЗН, причем положительная тенденция достаточно устойчива после 1 993 г. Наиболее низок уровень здоровья в Новгородской и Псковской областях.
Центральный район представлен регионами с низким и очень низким уровнем здоровья населения, причем в большинстве из них отмечается тенденция дальнейшего ухудшения данного показателя, особенно после 1 994 г. Удовлетворительный уровень здоровья имеет городское население Москвы и Орловской обл., причем эти показатели достаточно устойчивы, так как налицо положительная тенденция изменения. Но если для Орловской обл. характерно постоянное удерживание высоких мест в группе с удовлетворительным уровнем здоровья на протяжении всего рассматриваемого периода, то для Москвы положительная тенденция сформировалась после 1994 г.
Волго-Вятский район включает территории с низким и пониженным уровнем здоровья. Исключение составляют Чувашия и Мордовия с удовлетворительным уровнем здоровья. Довольно высока интенсивность изменения КСОЗН в Мордовии. Для нее перелом в изменении КСОЗН наметился уже после 1 992 г., причем его положительная тенденция вывела ее в группу с удовлетворительным уровнем здоровья. До 1 993 г. Чувашия прочно удерживала свои позиции в группе с удовлетворительным уровнем здоровья, а после 1 993 г. начала быстро ухудшать свои показатели и перешла в группу с пониженным уровнем здоровья. Однако после 1 997 г. темпы ухудшения показателей снизились, и в 1 998 г. Чувашия вернулась в группу районов с удовлетворительным уровнем здоровья. После 1991 г. ухудшает свое положение и Кировская обл. Эта тенденция сохраняется до 1997 г., но уже в 1998 г.
область переходит из группы регионов с низким уровнем здоровья в группу с пониженным уровнем здоровья.
Центрально-Черноземный район. В большинстве административно-территориальных единиц данного района отмечается удовлетворительный уровень здоровья. Для них характерно стабильное положение в группе с удовлетворительным уровнем здоровья в течение ряда лет после 1 993 г. При этом даже Воронежская обл. с усиливающейся отрицательной тенденцией изменения КСОЗН сохраняет свое положение в данной группе. Достаточно неоднозначная ситуация прослеживается в Курской (низкий уровень здоровья) и Тамбовской (пониженный уровень здоровья) областях. Эти области к 1993 г. значительно улучшили показатель КСОЗН, войдя в группу регионов с удовлетворительным уровнем здоровья, но после 1993 г. их позиция постоянно ухудшается, особенно в Курской обл., которая к 1 997 г. вновь перешла в группу регионов с низким уровнем здоровья.
Поволжский район. Преобладают регионы с пониженным и низким уровнем здоровья населения. Две административно-территориальные единицы имеют удовлетворительный уровень здоровья: Республика Татарстан и Пензенская обл. В то же время Республика Татарстан обладает отрицательной тенденцией изменения показателя КСОЗН и после 1 994 г. с разной степенью интенсивности ухудшает его значение. В Пензенской обл. после 1 997 г. наметилась положительная тенденция изменения КСОЗН, что может помочь области закрепить свое положение в группе регионов с удовлетворительным уровнем здоровья. Остальные регионы имеют положительную тенденцию изменения КСОЗН, особенно проявившуюся после 1 996 г. Исключение составляет только Астраханская область с очень низким уровнем здоровья и отрицательной тенденцией его изменения.
Северо-Кавказский район. У ряда административно-территориальных единиц этого района удовлетворительный уровень здоровья с некоторой тенденцией его улучшения. Так, Республика Дагестан с 1989 г. входит в пятерку лучших регионов России по КСОЗН. В Республике Северная Осетия-Алания и Ставропольском крае -пониженный уровень здоровья. Для Северной Осетии-Алания, находившейся до 1 993 г. в группе регионов с удовлетворительным уровнем здоровья, с ухудшением показателя КСОЗН высока вероятность отрицательной тенденции его изменения. Для Ставропольского края, напротив, характерно некоторое повышение уровня КСОЗН после 1993 г.
Уральский район. Преобладают районы с низким уровнем здоровья. Исключение составляет только Республика Башкортостан, имеющая удовлетворительный уровень здоровья, и Челябинская обл. с пониженным уровнем здоровья. Для данного района характерно достаточно стабильное положение регионов в каждой группе, т. е. средняя и низкая интенсивность изменения показателя КСОЗН. Некоторые положительные тенденции можно наблюдать также в Удмуртии, Курганской и Челябинской областях.
Западно-Сибирский район представлен регионами с низким и пониженным уровнем здоровья, кроме Тюменской и Омской областей, где он удовлетворительный. Следует отметить постоянно очень низкий уровень здоровья населения Кемеровской обл., имеющий к тому же тенденцию к дальнейшему ухудшению. Некоторая положительная тенденция сформировалась только к 1998 г. Аналогичная ситуация складывается и в Алтайском крае, с той разницей, что здесь наметился незначительный рост показателя КСОЗН уже после 1995 г., и эта положительная тенденция нарастает. Томская обл., резко улучшившая свое положение к 1994 г., но затем стабильно ухудшавшая свое положение, сейчас вновь находится в группе регионов с низким уровнем здоровья. Тюменская обл., имеющая удовлетворитель-
ный уровень здоровья, вошла в эту группу регионов только в 1 997 г. и сохранила свое
положение в 1 998 г. В этой области также отмечены высокие темпы роста КСОЗН. До этого с 1991 по 1996 г. Тюменская обл. постоянно находилась в группе регионов с низким уровнем здоровья.
Восточно-Сибирский район. Все его административно-территориальные единицы имеют очень низкий уровень здоровья населения. Исключение составляет Бурятия, которая в 1 992, 1 995 и 1 998 гг. перемещалась в группу регионов с низким уровнем здоровья, поэтому в целом можно отметить некоторую положительную тенденцию изменения КСОЗН. Республика Тыва, напротив, с 1989 г. стабильно удерживает одно из последних среди всех регионов мест по показателю КСОЗН. Читинская обл. с очень низким уровнем здоровья за весь исследуемый период постоянно ухудшает этот показатель: после 1 994 г. она практически приблизилась по показателю КСОЗН к Республике Тыва.
Дальневосточный район, как и Восточно-Сибирский, имеет очень низкий уровень здоровья. Достаточно быстро ухудшается ситуация в Амурской обл. Несколько улучшили свое положение по сравнению с 1 997 г. Магаданская обл. и Приморский край, которым удалось перейти в группу регионов с низким уровнем здоровья, причем в Магаданской обл. темп положительных изменений увеличивается.
В Калининградской обл. низкий уровень здоровья, который имеет среднюю отрицательную тенденцию изменения.
Таким образом, проведенный анализ позволил рассмотреть состояние общественного здоровья в регионах России, сгруппировать их по признаку уровня здоровья, выделить наиболее проблемные зоны и определить основные тенденции развития ситуации.
Для решения практических задач необходим региональный медико-экологический прогноз. Территориальное разнообразие (природное, экономическое, этническое, экологическое, медико-санитарное и пр.) страны столь велико, что почти любые мероприятия, направленные на укрепление здоровья населения, могут дать хорошие результаты в одном регионе и привести к негативным последствиям в другом. Кроме того, низкая степень стабильности социальной среды диктует целесообразность не столько прогноза отдаленного будущего, сколько адекватного решения проблем настоящего, стремление к укреплению процессов управления и предотвращению влияния негативных факторов до того, как проявится их действие.
При составлении прогноза нужно учитывать не только направление и интенсивность изменений до 1998 г. Следует отметить, что после августовского кризиса 1 998 г. эти тенденции могут претерпеть изменения, что повлияет на распределение регионов по уровню здоровья.
Литература
1. Бедный М.С. Демографические процессы и прогнозы здоровья населения. М.: Статистика, 1972.
2. Прохоров Б.Б. Экология человека: понятийно-терминологический словарь. М.: МНЭПУ, 1998.
3. Прохоров Б.Б. Прикладная антропоэкология. М.: МНЭПУ, 1998.
59