УДК 336.763
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
RF: LOCAL SECURITY MARKET FEATURES
А.А. Миллер A.A. Miller
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
В статье рассмотрены подходы к обоснованию регионального рынка ценных бумаг. Исследована сущность регионального рынка ценных бумаг, выделены его специфические функции. Дана оценка взаимосвязи уровня развития экономик и рынков ценных бумаг регионов Сибирского федерального округа. Определены факторы развития регионального рынка ценных бумаг.
The article deals with regional security market, studies its nature and specific functions. The article also studies interrelationship of economy development and security markets in Siberia region and defines development factors of those ones.
Ключевые слова: региональный рынок ценных бумаг, участники рынка ценных бумаг, региональная экономика, ценные бумаги, факторы развития рынка ценных бумаг, функции рынка ценных бумаг.
Key words: regional security market, security market players, regional economy, securities, security market development factors, security market functions.
Развитие мировой экономики приводит к интеграции национальных финансовых рынков. Некоторые страны формируют единое финансово-экономическое пространство (например, Еврозона и Евросоюз в целом); происходит объединение фондовых бирж. Выпуск депозитарных расписок позволяет существенно расширить круг инвесторов. В функционировании мировой финансовой системы наблюдается тенденция унификации правил выпуска и обращения ценных бумаг.
Однако, несмотря на перспективы глобализации финансовых рынков, в каждой из стран сохраняются различия в функционировании кредитного рынка и рынка ценных бумаг (РЦБ). Более того, даже в пределах одной страны наблюдается неоднородность уровня развития финансового рынка. Отличие качественных и количественных характеристик РЦБ в регионах позволяет выделить функционирование регионального рынка ценных бумаг (РРЦБ).
В целом РРЦБ можно определить как рынок, на котором происходит локальное перераспределение финансовых ресурсов через механизм РЦБ. При этом в Российской Федерации в настоящее время существует два основных подхода к определению РРЦБ:
1. РРЦБ существовал в РФ в 1990-х гг., это историческое явление, связанное с низким
© А.А. Миллер, 2011
уровнем развития рыночных отношений, а также с практически полным отсутствием инфраструктуры РЦБ [1, с. 85-86].
2. Функционирование РРЦБ имеет объективный характер, так как в определенных (экономически наиболее развитых) городах формируются локальные финансовые центры [2, с. 78].
Можно выделить также два «промежуточных» подхода:
• РРЦБ формируют ценные бумаги, обращающиеся на территории региона; качество этих ценных бумаг является слишком низким, чтобы заинтересовать сторонних инвесторов [3, с. 21];
• на территории Российской Федерации существует единый рынок ценных бумаг; «ре-гиональность» проявляется лишь в деятельности местных финансовых институтов - профессиональных участников РЦБ (такой подход встречается у саморегулируемых организаций, например НАУФОР и ПУФРУР).
Действительно, в настоящее время функционирование РЦБ не ограничено одним субъектом РФ, а наоборот, распространяется на всю территорию страны. Современный РЦБ существенно отличается от «идеального» регионального рынка. Кроме того, за два десятилетия своего функционирования РЦБ в Россий ской Федерации существенно изменился (таблица 1).
Т аблица 1
Сравнительная характеристика модели рынка ценных бумаг России в 1990-х и 2000-х гг.
Критерий Рынок ценных бумаг России на этапе становления (1990-е гг.) Современный этап развития РЦБ в России
Законодательство о ценных бумагах Формируется единое федеральное законодательство, но большое значение также имеют нормативные акты региональных и местных властей, касающиеся приватизации собственности Единое федеральное законодательство
Участники РЦБ Акционируемые предприятия, население региона, региональные инвестиционные фонды, региональные профессиональные участники (филиалы и представительства профессиональных участников из других регионов практически отсутствуют) Как региональные субъекты, так и субъекты из других регионов (наблюдается тенденция вытеснения региональных профессиональных участников национальными финансовыми институтами)
Обращение ценных бумаг Фактически, ограничены одним регионом (причина - низкий уровень развития экономических связей) Единое пространство обращения ценных бумаг на территории РФ
Инфраструктура РЦБ Региональный характер, межрегиональные отношения практически отсутствуют Функции ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и организации торгов (в том числе на фондовой бирже) выполняют крупные «национальные» компании, имеющие развитую сеть филиалов и представительств
Региональные особенности рынка ценных бумаг были сформированы в период становления в РФ рыночной экономики и приватизации государственной собственности, т. е. в последнее десятилетие XX в. Так, коллектив авторов под руководством Т.Б. Бердниковой отмечали, что рынок ценных бумаг данного периода интересен тем, что происходило его становление и одновременно развитие в целом по России и в каждом регионе отдельно [4, с. 175]. Таким образом, региональная специфика РЦБ в РФ принципиально отличается от локальных особенностей РЦБ в других странах.
Действительно, в 1990-х гг. РЦБ в РФ фактически представлял совокупность изолированных друг от друга локальных рынков. Объектом отношений на данном рынке выступали ценные бумаги региональных эмитентов, в первую очередь приватизированных предприятий. Инвесторами (акционерами) выступали главным образом работники данных предприятий. Операции с ценными бумагами совершали региональные профессиональные участники (согласно первичным данным ФСФР и НАУФОР, в Омской области филиалы сторонних профессиональных участников стали появляться в период между 2000 и 2005 г.).
В настоящее время на территории Российской Федерации действует единое федеральное законодательство о ценных бумагах. Цен-
ные бумаги могут свободно обращаться на всей территории РФ, развитие экономических связей между регионами способствовало формированию национальной инфраструктуры РЦБ. Таким образом, изолированных локальных РЦБ в России сейчас нет.
В США, напротив, выпуск и обращение ценных бумаг в различных штатах может отличаться. Так, в США штаты более самостоятельны в принятии нормативных актов по любым вопросам, в том числе относительно регулирования РЦБ. Таким образом, в США действует двухуровневая система государственного регулирования РЦБ: на федеральном уровне и на уровне штатов. При этом стоит отметить, что исторически регулирование РЦБ возникло именно на уровне штатов: первый закон о ценных бумагах был принят в 1911 г. в штате Канзас, а в 1913 г. аналогичные законы действовали еще в 22 штатах [5, с. 223]. Первые же законы на федеральном уровне - Закон о ценных бумагах и Закон о банках (Закон Гласса-Сти-гала) были приняты лишь в 1933 г. [5, с. 226].
Различия в нормативном регулировании на уровне штатов являются объективным критерием выделения РРЦБ в США, так как обычно ценные бумаги выпускаются и обращаются в соответствии с законодательством того штата, на территории которого зарегистрирован эмитент. В Российской Федерации нормативной
базой для регулирования РЦБ является федеральное законодательство. Кроме того, опыт государственного регулирования на уровне штатов в США неприменим в России, так как при этом нарушается принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования на всей территории Российской Федерации [6, Раздел II п. 2].
Однако РЦБ Российской Федерации не является однородным. Наиболее ярко это выражается в функционировании субъектов РЦБ. Количество эмитентов ценных бумаг, профессиональных участников и институтов коллективного инвестирования будет различным в деловых центрах (таких, как Москва и Санкт-Петербург) и в регионах с относительно невысоким уровнем экономического развития. Следовательно, в функционировании РЦБ наблюдаются противоречия:
> институциональные условия (в первую очередь законодательство о ценных бумагах) ориентированы на формирование единого РЦБ;
^ тенденции глобализации и интеграции также способствуют устранению «локальности» РЦБ;
> несмотря на это, в регионах существуют различия в количестве эмитентов ценных бумаг, профессиональных участников;
^ при более близком рассмотрении можно отметить неодинаковый уровень инвести-
ционной активности населения, прозрачности РЦБ и пр.
На наш взгляд, наличие данных противоречий позволяет сделать следующий вывод: региональные особенности функционирования РЦБ формируют на территории субъекта РФ особую институциональную структуру, которую можно назвать РРЦБ (в современном понимании, т. е. с учетом внешних финансовоэкономических связей с другими регионами).
При условии единого законодательства о ценных бумагах и отсутствии ограничений на обращение ценных бумаг «региональность» РЦБ проявляется в деятельности его участников. Участниками регионального РЦБ являются региональные эмитенты, региональные профессиональные участники и филиалы профессиональных участников из других регионов, индивидуальные и коллективные инвесторы, само-регулируемые организации и их филиалы, региональные отделения ФСФР. При этом РРЦБ выступает для каждого из субъектов сферой деятельности (рис.): эмитенты посредством РЦБ привлекают финансирование, индивидуальные и коллективные инвесторы вкладывают финансовые ресурсы, профессиональные участники оказывают посреднические и другие услуги, региональные отделения ФСФР и саморегули-руемые организации осуществляют регулирование (и саморегулирование) рынка.
Рынок ценных бумаг как сфера деятельности
При этом на региональном уровне рынок ценных бумаг выполняет специфические функции:
• торгового и финансового посредничества (в размещении ценных бумаг и их обращении);
• закрепления имущественных и неимущественных прав (ценные бумаги являются формой закрепления отношений займа, прав собственности или долевого участия);
• концентрации инвестиционных ресурсов (финансовые институты способны концентрировать финансовые ресурсы населения и организаций для централизованного осуществления финансовых инвестиций);
• привлечения финансовых ресурсов (посредством размещения ценных бумаг региональные эмитенты привлекают финансирование).
Фактически данные функции дополняют некоторые общие функции РЦБ. Так, функция
концентрации инвестиционных ресурсов, по сути, способствует реализации инвестиционной функции РЦБ. Перераспределение финансовых ресурсов происходит в результате посредничества профессиональных участников и включает в себя привлечение финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов. Функция закрепления имущественных и неимущественных прав способствует функции передела собственности.
Итак, РРЦБ можно определить как сферу деятельности региональных участников РЦБ. Таким образом, на наш взгляд, региональные особенности функционирования РЦБ находят отражение в деятельности всех участников рынка, а не только профессиональных участников.
Причиной существования региональных особенностей РЦБ является неравномерность экономического развития субъектов Российской Федерации. Влияние региональной экономики выражается в следующих аспектах.
• Количество эмитентов (и объем эмиссии ценных бумаг) в общем случае пропорционально количеству хозяйствующих субъектов в регионе.
• Уровень деловой активности, инвестиционный климат и финансовый потенциал населения определяют инвестиционную активность в регионе. При этом инвестиции могут осуществляться непосредственно (при формировании уставного капитала акционерных об-
ществ за счет средств населения и юридических лиц) или опосредованно - через институты коллективного инвестирования.
• Для профессиональных участников деятельность на РЦБ является коммерческой деятельностью (т. е. направленной на получение прибыли). Чем больше объем финансовых потоков (от инвесторов к эмитентам) в регионе, тем более развитым будет финансовое посредничество.
Взаимосвязь уровней развития региональной экономики и РЦБ отражена в таблицах 2 и 3. В качестве показателей экономического состояния регионов Сибирского федерального округа выбраны четыре показателя: число предприятий и организаций, оборот малых предприятий, внутренние затраты на исследования и разработки, инвестиции в основной капитал. В ряде регионов (особенно Кемеровской и Томской областях) существенную долю в структуре валовой добавленной стоимости занимает добывающая промышленность. В связи с этим для более объективного отражения уровня развития экономики субъектов РФ вместо показателя валового регионального продукта используется показатель оборота малых предприятий. В качестве показателей состояния РРЦБ используются два показателя: число акционерных обществ и количество участников финансового рынка (профессиональных участников РЦБ и институтов коллективного инвестирования).
Т аблица 2
Показатели развития экономики и рынка ценных бумаг регионов Сибирского федерального округа в 2008 г.
№ п/п Субъект РФ Показатели состояния региональной экономики Показатели состояния РРЦБ
Число предприятий и организаций* Оборот малых предприятий, млрд руб. Внутренние затраты на исследования и разработки, тыс. руб. Инвестиции в основной капитал, млн руб. Действующие акционерные общества* Кол-во участников финансового рынка*
1 Республика Алтай 9 983 8,0 48 373 7 278 759 0
2 Республика Бурятия 17 363 48,2 396 359 23 790 555 1
3 Республика Хакассия 3 511 4,3 137 621 3 261 78 0
4 Республика Тыва 9 750 16,1 52 991 10 296 379 3
5 Алтайский край 58 463 294,6 898 876 55 651 2 146 4
6 Забайкальский край 15 774 40,4 185 522 47 066 606 3
7 Красноярский край 69 920 274,6 4 678 354 184 616 1 729 19
8 Иркутская область 68 351 205,8 2 874 765 127 855 2 712 19
Окончание табл. 2
№ п/п Субъект РФ Показатели состояния региональной экономики Показатели состояния РРЦБ
Число предприятий и организаций Оборот малых предприятий, млрд руб. Внутренние затраты на исследования и разработки, тыс. руб. Инвестиции в основной капитал, млн руб. Действующие акционерные общества Кол-во участников финансового рынка
9 Кемеровская область 49 793 292,1 529 166 149 295 2 274 15
10 Новосибирская область 152 014 341,6 10 707 470 122 494 9 689 44
11 Омская область 50 759 250,8 2 945 142 85 072 2 171 15
12 Томская область 33 810 99,8 5 235 177 78 574 1 381 5
* Средняя хронологическая за год
Составлено по [7; 8].
По данным таблицы 3, существует большая зависимость между уровнем развития региональной экономики и регионального рынка ценных бумаг. Так, у 9 из 12 исследуемых ре-
гионов разница в рангах составляет не более одного места. При этом корреляция рангов существенна (коэффициент корреляции равен
0,92).
Т аблица 3
Ранжирование регионов Сибирского федерального округа по уровню развития региональных экономик и рынка ценных бумаг, по данным 2008 г.
№ п/п Субъект РФ Ранг региона по уровню развития экономики1,2 Ранг региона по уровню развития РРЦБ12 Отклонения значений рангов
1 Республика Алтай 11 9,5 1,5
2 Республика Бурятия 8 11 -3
3 Республика Хакассия 12 12 0
4 Республика Тыва 10 9,5 0,5
5 Алтайский край 5,5 6 -0,5
6 Забайкальский край 9 8 1
7 Красноярский край 2 4,5 -2,5
8 Иркутская область 3 2 1
9 Кемеровская область 4 3 1
10 Новосибирская область 1 1 0
11 Омская область 5,5 4,5 1
12 Томская область 7 7 0
1 Интегральный ранг региона определялся следующим образом: каждый из показателей, представленных в таблице 2, ранжировался от наилучшего (1 балл) к наихудшему (12 баллов), по каждой группе показателей рассчитывался суммарный балл, на основе которого региону присваивался интегральный ранг.
2 Коэффициент корреляции между значениями рангов равен 0,92.
Отклонения в значении интегральных рангов могут объясняться двумя причинами:
1) субъективность выбора показателей для оценки;
2) наличие особенностей функционирования РЦБ в регионе, приводящих к отклонению ранга региона по уровню развития РЦБ в лучшую или худшую сторону.
Таким образом, функционирование региональной экономики является основой су-
ществования РРЦБ. В целом, можно выделить три группы факторов, оказывающих воздействие на развитие РРЦБ:
1. Факторы, связанные с функционированием РЦБ в целом. Законодательство о ценных бумагах, государственное регулирование в сфере финансовых рынков и макроэкономическая конъюнктура формируют ту институциональную и экономическую среду, в которой функционируют все субъекты РЦБ независимо от
их конкретного местонахождения на территории РФ.
2. Факторы, связанные с развитием региональной экономики. Экономическое развитие региона существенно влияет и на развитие РРЦБ. Предпосылкой становления РРЦБ являлась массовая приватизация, которая имела свои особенности в каждом регионе. Впоследствии усиление деловой активности, инвестиционный климат, реорганизационные и интеграционные процессы определяют характер и темпы развития РРЦБ.
3. Специфические факторы РРЦБ. К специфическим факторам можно отнести особенности деятельности самих участников РЦБ: прозрачность (качество раскрытия информации эмитентами и профессиональными участниками), деятельность кредитных организаций на РЦБ, взаимодействие профессиональных участников и эмитентов в процессе выпуска и размещения ценных бумаг, развитие коллективного инвестирования.
Следовательно, РРЦБ является сферой деятельности региональных участников РЦБ, сформированной под воздействием трех групп факторов: факторов национального РЦБ, факторов региональной экономики и специфических факторов самого РРЦБ. При этом региональному рынку присущи особые функции, связанные с активностью субъектов РРЦБ.
В современных условиях экономического развития фундаментальные исследования РРЦБ не так важны, как прикладные разработки в области региональных особенностей РЦБ. Таким образом, данное научное направление может
быть необходимым для качественных преобразований в деятельности региональных субъектов РЦБ (в частности, эмитентов, инвесторов и профессиональных участников) и, как следствие, в стимулировании развития региональной экономики в целом.
1. Янукян М.Г. Практикум по рынку ценных бумаг. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
2. Едронова В.Н., Новожилова Т.Н. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие. - М.: Магистр, 2007. - 684 с.
3. Ческидов Б.М. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: учеб. пособие. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М. Эксмо, 2009. - 240 с.
4. Региональный рынок ценных бумаг: особенности, проблемы и перспективы: учеб.-практ. пособие / Б.Н. Балакирев, Т.Б. Бердникова, В.В. Гринева и др.; под ред. Т.Б. Бердниковой. - М.: Финстатинформ, 1996. - 175 с.
5. Рубцов Б. Современные фондовые рынки: учеб. пособие для вузов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 926 с.
6. Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008 «Об утверждении концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» (ред. от 16 октября 2000 г.) // Естественный интеллект. - иКЬ: http://www.vcom.ru
7. Официальный сайт РО ФСФР России в СФО. - иКЬ: http://www.nsk.ffms.ru/
8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. / Росстат. -М., 2009. - 990 с.