РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВБННЫХ РЫНКОВ
КИТАЁВ Ю.А.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономики
АПК ФГБОУ ВПО Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Я. Горина, г. Белгород,
e-mail: yu.a. [email protected];
ПАК З.Ч.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономики
АПК ФГБОУ ВПО Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Я. Горина, г. Белгород,
e-mail: [email protected];
РУДАЯ Ю.Н.,
кандидат экономических наук, начальник отдела организации научных исследований, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы оценки функционирования отдельных агро-продовольственных рынков Белгородской области. Проведен мониторинг потребительских предпочтений на основе анкетного опроса, рассчитаны коэффициенты эластичности спроса по цене и по доходу.
Ключевые слова: Белгородская область; рынок мяса; рынок молока; рынок хлебобулочных изделий; рынок яиц; рынок сахара; эластичность спроса по цене; эластичность спроса по доходу.
REGIONAL FEATURES OF THE AGRICULTURAL MARKETS
KITAEV Y.A.,
PhD, Associate professor, Belgorod State Agricultural Academy named after V. Gorin, Belgorod,
e-mail: yu.a. [email protected];
PAK Z.CH.,
PhD, Associate professor, Belgorod State Agricultural Academy named after V. Gorin, Belgorod,
e-mail: [email protected];
RUDAYA Y.N.,
PhD, head of department of the organization of R&D, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
The questions assess the performance of individual agri-food markets of the Belgorod region. Monitored consumer preferences on the basis of a questionnaire survey calculated the coefficients of price elasticity and income in the markets.
Keywords: Belgorod region; a meat market; the market of milk; bread market; the market of eggs; sugar market; price elasticity; income elasticity.
JEL classification: Q1.
© Ю.А. Китаёв, З.Ч. Пак, Ю.Н. Рудая, 2013
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2
Ключевое значение функции агропродовольственных рынков, связанной с обеспечением населения продовольствием, определяется решением проблемы национальной продовольственной безопасности на уровне региона, в частности Белгородской области, которая является одним из ведущих аграрных регионов РФ. В аграрном секторе Белгородской области создаётся более 22 % регионального валового продукта. Среднегодовой темп прироста валовой продукции сельского хозяйства в регионе за 2008-12 годы составил 16,9 %.
Белгородская область является крупнейшим производителем мяса птицы и свинины. На долю области приходится 12,5 % общего поголовья страны. По итогам 2012 года доля региона в общем объеме национального производства мяса — 10,8 %, молока — 1,7 %, яиц — 3,6 %, зерновых и зернобобовых — 2,5 %, сахарной свеклы — 9,1%.
В отрасли животноводства в 2012 году объем производства мяса возрос на 11 % во всех категориях хозяйств и составил в натуральном выражении 1180,1 тыс. тонн. Также отмечается устойчивая тенденция роста продуктивности дойного стада. На сельскохозяйственных предприятиях области от одной фуражной коровы в среднем получено 4991 килограммов молока, что на 100 килограммов больше чем, в 2011 году, что позволяет сделать вывод о устойчиво высоких темпах экономического роста Белгородской области за счет сельскохозяйственного производства.
Особенности функционирования агропродовольственных рынков Белгородской области выявлены в результате мониторинга потребительских предпочтений на рынках базовых продовольственных товаров: мяса и мясных продуктов, молока и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, яиц и сахара. С учетом специфики отдельных видов сельскохозяйственной продукции, связанной с особенностями их сбыта и потребления, по каждому виду продукции по единой структуре была разработана отдельная анкета, на основании которой проводился опрос. Генеральная совокупность опроса определена как население Белгородской области — 1513620 человек. Объем выборки определен в размере 400 анкет. Выборка является вероятностной и репрезентативной.
Мониторинг исследуемых рынков региона проводился на основе опроса потребителей продовольственной продукции на территории всех районов Белгородской области при выходе из магазинов и рынков.
По результатам анкетирования на рынке мяса и мясных продуктов покупатели отдают предпочтение мясу птицы, вареным и копченым колбасам, сосискам и сарделькам. Чаще всего покупка мяса и мясных продуктов совершается в супермаркетах (торговой сети «Магнит») и крупных продуктовых магазинах. Главными критериями совершения покупки служат стоимость, опыт потребления и качество мяса и мясных продуктов. При изучении перспектив увеличения потребления мяса и мясных продуктов среди опрошенных было выявлено желание увеличить потребление мяса и дорогостоящих мясных продуктов (сырокопченых и копченых деликатесов). Основным фактором, сдерживающим рост потребления, респонденты определили высокие цены на продукцию и низкий уровень доходов.
Согласно медицинским нормам здорового питания, молоко и молочные продукты обязательно должны входить в рацион питания человека. Следовательно, данная группа продовольственных товаров должна быть доступна всем гражданам.
Опрос показал, что частота покупок молока и молочных продуктов на территории Белгородской области в среднем составляет 4-5 раз в неделю. Поскольку ценовых факторов, сдерживающих объем потребления молока и молочных продуктов не выявлено, рост рынка возможен только за счет пропаганды пользы потребления молока и доведения уровня его потребления до научно обоснованных норм.
Для данного рынка рекомендуется расширение ассортимента за счет выпуска десертных молочных продуктов, национальных кисломолочных продуктов и сыров. При продаже молока и молочных продуктов рекомендуется организовывать промо-акции с возможностью дегустации продукции.
Мониторинг потребительских предпочтений относительно хлебобулочных изделий показал, что исследуемый рынок не имеет тенденции к росту. Поэтому целесообразна ориентация на структурное изменение данного продовольственного рынка. В частности, перспективным может стать производство различных национальных видов хлебобулочных изделий, диетических и содержащих полезные и нетрадиционные ингредиенты. При продаже таких изделий целесообразно акцентировать внимание на их пользе с точки зрения здорового питания. При производстве хлеба и хлебобулочных изделий следует обращать большое внимание на эстетические аспекты, так как роль визуального восприятия данной группы товаров достаточно велика.
Характерной чертой агропромышленного комплекса Белгородской области являются высокие темпы роста рынка яиц, который стал возможен, в первую очередь, благодаря развитию отрасли птицеводства. Поэтому для данного продовольственного сектора наиболее остро стоит проблема сбыта продукции птицеводства.
Исследование потребительских предпочтений на рынке яиц Белгородской области показало, что он является насыщенным. Диверсификация ассортимента в силу особенностей самого товара невозможна. Исходя из этого, рекомендуется поддержание уровня качества данного продукта. Дополнительный объем производства должен ориентироваться либо на вывоз в другие регионы, либо на переработку в яичный порошок или меланж, которые необходимы в промышленном производстве различных продуктов питания.
Природно-климатические условия Белгородской области в силу ряда факторов наиболее пригодны для возделывания сахарной свеклы. В связи с этим свеклосахарный подкомплекс в регионе можно охарактеризовать как развитый. Конечным продуктом свеклосахарного подкомплекса является, прежде всего, сахар-песок, спрос на который остается стабильно высоким.
Основная масса респондентов затруднилась ответить на вопрос «Хотели бы Вы увеличить объем покупки сахара?», что в данном случае следует трактовать скорее как нежелание. Такие участники опроса составили 48,6 %. В той или иной степени не имеют желания увеличить объем покупки сахара 45,7 % покупателей, и только лишь 5,7 %
респондентов ответили на поставленный выше вопрос утвердительно. Такое распределение ответов на вопрос о желании увеличения объема потребления сахара во многом объясняет большое число респондентов (78,2%), которые считают, что в настоящее время ничто не сдерживает объем потребления сахара. Незначительное число респондентов считают, что сдерживающими факторами являются недостаточное качество продукции (4,6 %), недостаточный доход (2,2 %), недостаточный ассортимент (2,1 %), высокие цены на продукцию (1,6 %) и другие факторы (11,3 %).
На основании ответов респондентов можно сделать вывод, что региональный рынок сахара также насыщен. Отмечается склонность потребителей формировать незначительный запас сахара. Наращивание объемов производства в Белгородской области целесообразно только при реализации сахара в других регионах (рис.1).
Таким образом, предложение на рынках основных продуктов питания Белгородской области формируется, прежде всего, за счет собственного производства, что характеризует данные рынки как стабильные и развивающиеся устойчиво высокими темпами.
высокие цены недостаточный недостаточное недостаточный ничто не другое
на продукцию доход качество ассортимент сдерживает
продукции продукции
■ рынок мяса и мясопродуктов рынок молока ■ рынок сахара Рис. 1. Факторы, сдерживающие рост потребления основных продуктов в Белгородской области, %
По результатам опроса большинство потребителей региона предпочитают продукцию, производимую местными производителями. В частности, приобретая мясо и мясные продукты, местную продукцию предпочитают покупать 52 % потребителей, молоко и молочные продукты — 64 %, хлеб и хлебобулочные изделия — 82 %, яйца — 64 %. В то же время покупка сахара, производимого предприятиями Белгородской области, предпочтительна для 9 %. Для 43% респондентов предпочтителен сахар отечественных производителей, для 48% — не имеет значения. Такое распределение ответов, по нашему мнению, связано с тем, что часто покупку сахара осуществляют в магазинах самообслуживания торговой сети «Магнит», которая отдает приоритетное предпочтение сахару, произведенному в Краснодарском крае.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что все исследуемые рынки — мяса и мясных продуктов, молока и молочных продуктов, хлеба и хлебобулочных изделий, яиц и сахара — являются насыщенными. Физическая доступность продовольственных продуктов обеспечивается достаточным количеством и ассортиментным рядом. Экономическую доступность базовых продуктов питания в Белгородской области, которая характеризуется покупательной способностью доходов потребителей, можно характеризовать как достаточно высокую. По результатам анкетирования на вопрос «Хотели бы Вы увеличить объем покупки?» положительно ответили 12,1 % потребителей мяса и мясопродуктов, яиц — 2,7 %, хлеба и хлебобулочных изделий — 3,4 %, молока и молочных продуктов — 11,4 % респондентов.
К факторам, сдерживающим рост потребления мяса и мясных продуктов, относятся, прежде всего, недостаточный доход и высокие цены на продукцию (81,2% респондентов), что соответствует общей закономерности относительно положительной эластичности спроса по доходу на данный вид продовольствия в условиях недостаточного потребления.
В целом, для спроса на продовольствие характерна закономерность, сформулированная немецким статистиком Эрнстом Энгелем, и получившая название Закона Энгеля. В соответствии с Законом Энгеля, эластичность спроса по доходу на базовые продукты питания, как правило, меньше единицы. Это означает, что эластичность спроса на продовольственные товары по доходу обратно пропорциональна уровню среднедушевого дохода в стране, что по мере роста доходов населения доля доходов, идущих на продовольствие, относительно снижается. Эта закономерность носит универсальный характер как на микроэкономическом уровне (отдельного домохозяйства), так и макроуровне (общества в целом). Практически весь методический инструментарий для прогнозирования спроса на продовольствие основывается на Законе Энгеля.
Для стабильного насыщенного агропродовольственного рынка характерен неэластичный спрос на продовольствие и по доходу, и по цене. В такой ситуации расширение спроса невозможно за счет понижения цен. В условиях
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2
ненасыщенного рынка продовольствия, для которого характерно фактическое потребление базовых продуктов питания ниже рекомендуемых норм потребления, соответствующих требованиям здорового питания, спрос на большинство основных видов продовольствия отличается положительной эластичностью по доходу. Прежде всего, это касается спроса на мясо и мясные продукты (Нуралиев, 2003).
Расчет коэффициентов эластичности спроса по цене и по доходу по базовым продуктам питания на рынках Белгородской области подтверждает основные теоретические положения теории эластичности и, в частности, действие Закона Энгеля (табл. 1).
Таблица 1
Оценка эластичности спроса по цене и по доходу на базовые продукты питания в Белгородской области в 2011 г.
Показатели Объем спроса на душу населения, кг Цена, руб./кг Доход, тыс. руб. в год Коэффициент
Рынок мяса птицы
2010 г. 76 62,3 15222,7 Х
2011 г. 76 71,42 17768,8 Х
Е? Х Х Х 0
Е? Х Х Х 0
Рынок молока
2010 г. 266 24,70 15222,7 Х
2011 г. 259 27,20 17768,8 Х
Е? Х Х Х 0,29
Е? Х Х Х -0,02
Рынок хлеба (хлеб «Дарницкий»)
2010 г. 137 9,10 15222,7 Х
2011 г. 136 11,0 17768,8 Х
Е? Х Х Х 0,04
Е? Х Х Х -0,05
Рынок яиц
2010 г. 327 штук 37,03 15222,7 Х
2011 г. 326 штук 38,13 17768,8 Х
Е? Х Х Х 0,1
Е? Х Х Х -0,02
Рынок сахара
2010 г. 49 37,08 15222,7 Х
2011 г. 50 43,70 17768,8 Х
Е? Х Х Х 0,12
Е? Х Х Х 0,13
Нулевое значение коэффициента эластичности спроса по доходу, характерное для мяса птицы, означает, что увеличение доходов жителей Белгородской области в 2011 году на 16,7% тыс. рублей не отразилось на потреблении данного базового продукта.
Отрицательные значения коэффициента эластичности спроса по доходу, полученные при исследовании региональных рынков молока, хлеба и яиц, означают, что с ростом доходов потребителей спрос на данные продовольственные товары уменьшается.
Расчеты показали, что для рынка сахара Белгородской области в 2011 году по сравнению с предыдущим 2010 годом характерно положительное значение коэффициента эластичности спроса по доходу. Это означает, что с ростом дохода, объем спроса на данный продукт увеличился. Значение коэффициента на уровне 0,13 (меньше единицы) подтверждает действие Закона Эрнста Энгеля.
В целом, полученные результаты демонстрируют неэластичный спрос и по цене, и по доходу на исследуемых рынках. Это означает, что рынки мяса птицы, молока, хлеба, яиц и сахара являются насыщенными.
Таким образом, по результатам проведенного исследования потребительских предпочтений агропродоволь-ственных рынков Белгородской области, связанного с базовыми продуктами питания (мясо, молоко, яйца, хлеб, сахар), можно сделать вывод о том, что рост объемов производства вышеперечисленных видов продовольствия в
Белгородской области в основном возможен за счет вывоза в регионы, которые испытывают потребности в продовольственных ресурсах, в частности в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.
ЛИТЕРАТУРА
Нуралиев С.У. (2003). Продовольственный рынок: проблемы становления и перспективы развития. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Доступно на: http://www.gks.ru/.
REFERENCES
NuralievS.U. (2003). Food market: problems of formation and development prospects. (In Russian.)
The official website of the Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru/. (In Russian.)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2