Научная статья на тему 'Региональные особенности формирования и развития человеческого капитала (на примере Амурской области)'

Региональные особенности формирования и развития человеческого капитала (на примере Амурской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
население / человеческий капитал / миграция / отток населения / прирост населения / демография / экономическое развитие. / popula􏰂on / human capital / migra􏰂on / ou􏰅low of popula􏰂on / popula􏰂on growth / demography / economic development.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пастушенко Светлана Борисовна, Реймер Валерий Викторович

В условиях модернизации экономики России особую актуальность имеет совершенствование управления человеческим капиталом как определяющим фактором и необходимым условием активизации инновационного развития. Формирование человеческого капитала региона в современных условиях полностью определяется миграционными процессами. Сегодня темпы социально-экономического развития, повышение эффективности региональных пропорций развития и уровня жизни населения, улучшение социального климата и демографической ситуации, эффективное формирование регионального человеческого капитала полностью зависят от регулирования миграционных процессов. Проведенные исследования по Амурской области показали, что миграционный прирост развивался по экспоненциальному тренду с тенденцией постоянного слабого снижения в среднем ежегодно на 0,11%, а естественный прирост развивался по полиномиальному тренду с тенденцией замедляющегося роста в среднем ежегодно на 0,5118 промилле. Тенденция естественного прироста населения Амурской области за 1992-2016 гг. характеризуется замедляющимся снижением в среднем ежегодно на 0,6945 промилле, а миграционной убыли — замедляющимся ростом в среднем ежегодно на 2,4072 промилле. При условии сохранения выявленных тенденций к 2030 г. естественный прирост населения Амурской области может достигнуть 17,1 промилле, а миграционная убыль — 43,15 промилле. Миграционная убыль населения на данном уровне наблюдалась в 1992 г. Выявленные тенденции показывают, что при условии эффективной государственной социально-экономической политики развития человеческий капитал региона возможно не только сохранить, но и эффективно формировать и увеличивать. Очевидно, что в современных условиях такая политика отсутствует, о чем свидетельствует устойчивая тенденция сокращения численности населения в Амурской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пастушенко Светлана Борисовна, Реймер Валерий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL (ON THE EXAMPLE OF THE AMUR REGION)

In the context of modernizing the Russian economy, improving the management of human capital as a determining factor and a necessary condi􏰂on for the ac􏰂va􏰂on of innova􏰂ve development is of par􏰂cular relevance. The forma􏰂on of the human capital of the region in modern condi􏰂ons is completely determined by migra􏰂on processes. Today, the pace of socio-economic development, increasing the effec􏰂veness of regional propor􏰂ons of development and living standards of the popula􏰂on, improving the social climate and demographic situa􏰂on, the effec􏰂ve forma􏰂on of regional human capital are completely dependent on the regula􏰂on of migra􏰂on processes. Studies carried out in the Amur Region showed that migra􏰂on growth was developing according to an exponen􏰂al trend with a tendency of constant weak decline — on average annually by 0.11%, and natural growth was developing along a polynomial trend with a slowdown growth trend averaging 0.5118 pro mille annually. The tendency of natural increase in the popula􏰂on of the Amur Region for 1992-2016. characterized by a decelera􏰂ng decline on average annually at 0.6945 ppm, and migra􏰂on loss — a slowing growth on average at 2.4072 pro mille annually. Given the preserva􏰂on of the iden􏰂fied trends, by 2030 the natural increase in the popula􏰂on of the Amur region can reach 17.1 pro mille, and the migra􏰂on loss — 43.15 pro mille. The migra􏰂on loss of the popula􏰂on at this level was observed in 1992. The revealed tendencies show that, provided an effec􏰂ve state social and economic development policy, the human capital of the region may not only preserve but also effec􏰂vely form and increase. Obviously, under current condi􏰂ons such a policy is not available, as evidenced by the steady decline in the popula􏰂on in the Amur Region.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности формирования и развития человеческого капитала (на примере Амурской области)»

УДК 330.59 001: 10.24411/2587-6740-2018-12031

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА (НА ПРИМЕРЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ)

С.Б. Пастушенко, В.В. Реймер

ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет», г. Благовещенск, Россия

В условиях модернизации экономики России особую актуальность имеет совершенствование управления человеческим капиталом как определяющим фактором и необходимым условием активизации инновационного развития. Формирование человеческого капитала региона в современных условиях полностью определяется миграционными процессами. Сегодня темпы социально-экономического развития, повышение эффективности региональных пропорций развития и уровня жизни населения, улучшение социального климата и демографической ситуации, эффективное формирование регионального человеческого капитала полностью зависят от регулирования миграционных процессов. Проведенные исследования по Амурской области показали, что миграционный прирост развивался по экспоненциальному тренду с тенденцией постоянного слабого снижения в среднем ежегодно на 0,11%, а естественный прирост развивался по полиномиальному тренду с тенденцией замедляющегося роста в среднем ежегодно на 0,5118 промилле. Тенденция естественного прироста населения Амурской области за 1992-2016 гг. характеризуется замедляющимся снижением в среднем ежегодно на 0,6945 промилле, а миграционной убыли — замедляющимся ростом в среднем ежегодно на 2,4072 промилле. При условии сохранения выявленных тенденций к 2030 г. естественный прирост населения Амурской области может достигнуть 17,1 промилле, а миграционная убыль — 43,15 промилле. Миграционная убыль населения на данном уровне наблюдалась в 1992 г. Выявленные тенденции показывают, что при условии эффективной государственной социально-экономической политики развития человеческий капитал региона возможно не только сохранить, но и эффективно формировать и увеличивать. Очевидно, что в современных условиях такая политика отсутствует, о чем свидетельствует устойчивая тенденция сокращения численности населения в Амурской области.

Ключевые слова: население, человеческий капитал, миграция, отток населения, прирост населения, демография, экономическое развитие.

В условиях модернизации экономики России особую актуальность приобретает совершенствование управления человеческим капиталом как определяющим фактором и необходимым вектором активизации инновационного развития. По расчетам экономистов, 50-70% отдачи экономических ресурсов приходится на отдачу от человеческого капитала [8].

Человеческий капитал является важнейшим конкурентным преимуществом российской экономики. Инновационное развитие страны в целом, по программе развития ООН, определяется развитием ее регионов. Но развитие регионов в условиях инновационной экономики, сталкивается с проблемой недостаточной эффективности развития человеческого капитала.

Существует множество факторов, влияющих на формирование регионального человеческого капитала. Первая группа — демографические факторы: численность населения и его половозрастная структура; темпы прироста населения; средняя продолжительность жизни населения и т.д. Вторая группа — социально-экономические факторы: общий уровень образования и профессиональной подготовки населения; особенности организации и функционирования рынка труда; спрос на рабочую силу и его структура; условия использования рабочей силы; повышение квалификации персонала и его социальное развитие. Третья группа — институциональные факторы: законы, законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие права человека, его развитие и социально-трудовую сферу; государственная политика в сфере человеческого и социального развития; обеспечение равных прав и возможностей [11].

Определяющей можно считать первую группу факторов, поскольку если имеется достаточная численность населения, то есть кого

72 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 2 (362

образовывать, кому предлагать свою рабочую силу на рынке труда, кому повышать квалификацию и кого развивать в рамках социальных, правовых и прочих направлений. Тогда вторая и третья группы факторов являются производными по отношению к первой.

В экономической теории модель экономического роста Солоу предполагает экономический рост на основе постоянного темпа роста населения, особенно в трудоспособном возрасте. В данной модели прирост населения в трудоспособном возрасте зависит не только от уровня рождаемости и смертности, но и от темпов его миграции.

Одной из основных характеристик Дальневосточного федерального округа (ДФО), с точки зрения человеческого капитала, является незначительная численность населения в сравнении с площадью территории округа — плотность населения составляет около 1 чел. на 1 км2, в Амурской области — около 2 чел. на 1 км2 (в среднем по РФ — 8 чел. на 1 км2). В связи с этим, начиная с XIX века, государством прилагались значительные усилия для повышения плотности населения на Дальнем Востоке. Еще Правительство царской России привлекало население для освоения дальневосточных территорий путем предоставления специальных льгот и различных преференций. Советское правительство завлекало население на Дальний Восток при помощи высоких заработков, обусловленных районными коэффициентами и дальневосточными надбавками, специальных льгот и лучших условий жизни за счет обеспечения товарами продовольственной и непродовольственной групп в условиях дефицита в других регионах страны. Результатом этих мер явились миграционные потоки, ориентированные на восток страны. До 1991 г. темпы роста населения в Дальневосточном регионе были самыми высокими в России.

Последняя максимальная численность населения на Дальнем Востоке — 8056,6 тыс. чел. была по состоянию на 01.01.1991 г. Затем она начала сокращаться и имеет устойчивую тенденцию снижения по настоящее время именно за счет его миграционного оттока [6].

Через миграцию проявляется взаимосвязь экономического развития регионов и их народонаселения. Миграционное движение было решающим фактором в формировании населения, трудового потенциала и человеческого капитала в Дальневосточном регионе за весь период его развития. Доля миграции в общем приросте населения ДФО всегда была значительной. Для Амурской области характерна аналогичная ситуация (рис. 1, 2).

Устойчивое увеличение численности населения Амурской области наблюдалось в период 1970-1991 гг. и устойчивое снижение — в 1992-2017 гг. В результате, численность населения Амурской области в 2017 г. практически достигла уровня 1970 г. Все усилия государства в период СССР, направленные на формирование человеческого капитала региона, за 1992-2017 гг. были нивелированы и область, по размеру человеческого капитала, вернулась к уровню начала 1970-х годов. Государству в советский период потребовалось 20 лет, чтобы население Амурской области достигло численности более миллиона человек. За последующие 20 лет численность населения постоянно уменьшалась.

Такой парадокс ситуации наблюдается при условии, что ресурсный и экономический потенциал региона за это время не уменьшился, а вырос и продолжает наращиваться. Следовательно, негативная тенденция потери человеческого капитала обусловлена исключительно недостаточностью мер государственной социально-экономической политики по привлечению населения на территорию региона и,

главное, по закреплению населения уже проживающего в Амурской области. Отменив все меры государственной поддержки, практиковавшиеся во времена СССР, государство практически спровоцировало отток населения из региона.

Ситуация с потерей населения в Амурской области еще более неблагоприятная, чем по ДФО в целом. Анализ показывает, что до 1991 г. в области наблюдался как естественный, так и миграционный прирост населения, причем в отдельные годы миграционный прирост значительно превышал естественный. С 1992 г. ситуация резко изменилась в противоположную сторону — естественный прирост сменился естественной убылью населения, а миграционный прирост — миграционной убылью. Причем миграционная убыль в течение всего периода значительно превышает естественную убыль (рис. 2).

Все это свидетельствует об отсутствии целенаправленной социально-экономической политики формирования человеческого капитала на Дальнем Востоке в постсоветский период. Демографическая ситуация стала складываться исключительно под воздействием кризисных явлений в экономике и снижения уровня жизни населения.

Формирование человеческого капитала региона в современных условиях полностью определяется миграционными процессами. Сегодня темпы социально-экономического

развития, повышение эффективности региональных пропорций развития и уровня жизни населения, улучшение социального климата и демографической ситуации, эффективное формирование регионального человеческого капитала полностью зависят от регулирования миграционных процессов.

Неравномерность пространственного и регионального развития РФ в последнее время обусловила неестественно высокий уровень миграционной активности населения. Показателем этого является то, что за последние 15 лет более 46 млн. человек — треть российского населения — сменили место жительства с целью улучшения своего социально-экономического положения [2].

Анализ миграционных потоков внутри РФ свидетельствует о наличии устойчивого вектора, принуждающего постоянное население выезжать из субъектов ДФО в немногие мегаполисы и отдельные регионы (Москва и Московская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Краснодарский и Ставропольский края). Основными причинами миграции являются: снижение уровня социально-экономического развития региона; несбалансированность межбюджетных отношений; структурирование экономики в сторону сырьевой и, как следствие, деформация структуры труда и баланса трудовых ресурсов; деградация социальной инфраструктуры; снижение уровня и качества жизни населения

Рис. 1. Динамика численности населения Амурской области за 1970-2017 гг.

прироста (убыли), промилле

"Коэффициент миграционного прироста (убыли), промилле

Рис. 2. Динамика коэффициентов естественного и миграционного прироста населения Амурской области за 1970-2016 гг.

(прожиточный минимум в субъектах ДФО в 3-5 раз выше, чем в других регионах РФ). В результате темпы сокращения населения дФо, в основном за счет массового миграционного оттока, почти в 4 раза выше, чем по РФ в целом. Это ведет к дальнейшим структурным диспропорциям в региональном развитии.

Следовательно, основными причинами массовой миграции населения из мест постоянного проживания являются недостатки в организации регионального социально-экономического развития, при котором имеет место переток сфер приложения наиболее квалифицированного труда в центральные регионы страны. В результате этого, в субъектах ДФО складывается примитивизация структуры трудовой занятости, которая ведет к невозможности для населения иметь соответствующую своей квалификации, социальному статусу и достоинству работу и доход [2].

Субъекты ДФО характеризуются несопоставимо низкими с другими регионами страны доходами и высокими расходами, что делает сложным устойчивое проживание в них. Люди мигрируют в более благополучные регионы, причем основная доля уехавших — это лица в трудоспособном возрасте, с высшим образованием, имеющие высокий интеллектуальный и профессиональный потенциал. В результате этого, миграция приводит к выдавливанию наиболее развитого коренного населения (положительного человеческого капитала), следствием чего является рост доли отрицательного человеческого капитала и экономическое истощение производительных сил.

При этом возникающий недостаток населения и трудовых ресурсов частично восполняется приезжими, как правило, также выдавленными из регионов их постоянного проживания, которые характеризуются более низким уровнем социально-экономического и общего развития (отрицательный человеческий капитал).

Деградация социально-экономической ситуации в регионах, ведущая к оттоку населения, усугубляется спецификой разграничения бюджетных полномочий и системой налоговых сборов. По оценкам экономистов, в дотационных регионах значительная часть (до 60%) доходов бюджета субъекта Федерации составляют налоговые поступления с физических лиц, а основная масса налоговых поступлений от экономической деятельности предприятий и организаций транзитируется в федеральный бюджет, минуя бюджеты субъектов. Это является результатом того, что в современных условиях продвигается и частично реализуется система пространственного развития с акцентом на сырьевую направленность экономики депрессивных регионов. Очевидно, что это происходит в разрез с необходимостью комплексного развития регионов РФ, обеспечивающего стратегическую занятость. Реализация ФЦП «Повышение пространственной мобильности населения» приведет, по сути, и уже приводит к дальнейшему обезлюдению дотационных регионов с низким уровнем социально-экономического развития, в частности отдельных субъектов ДФО. К этому также ведет реализация Стратегии социально-экономического развития регионов РФ, в которой делается ставка на принцип поляризованного

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (362) / 2018

300

750

700

(или «сфокусированного») развития, то есть с отказом от политики выравнивания уровней регионального развития [2].

Анализ показывает, что обеспечить прирост населения в субъектах ДФО возможно. До 1991 г. численность населения Амурской области имела устойчивую тенденцию роста (рис. 3). За 1970-1991 гг. тенденция выражалась полиномиальным трендом с ежегодным ростом на 19,2 тыс. человек с незначительным замедлением.

Согласно прогнозу по полиномиальному тренду, при условии сохранения всех мер государственной поддержки формирования человеческого капитала региона, путем создания достойных условий жизни, населения, к 2017 г. численность населения Амурской области могла достигнуть 1115,3 тыс. человек.

В период СССР непосредственное влияние на экономику Дальнего Востока оказывала государственная политика размещения производительных сил страны на востоке, поскольку здесь создавалось комплексное хозяйство, которое было призвано превратить его из потребляющего региона в производящий. Основные аспекты развития Дальнего Востока определялись Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.07.1967 г. «О мерах по дальнейшему развитию производительных сил Дальневосточного экономического района и Читинской области», в котором отмечалось, что многие отрасли народного хозяйства Дальнего Востока имеют всесоюзное значение и играют важную роль в развитии народного хозяйства СССР. Этим же Постановлением предусматривалось увеличение капиталовложений на добычу цветных металлов, рыбы и морепродуктов, развитие лесного хозяйства, морского и железнодорожного транспорта. Повышенное внимание к региону со стороны органов государственной власти способствовало ускорению темпов промышленного развития. За 1971-1985 гг. объем промышленного производства увеличился в 2 раза. Наиболее высокими темпами разви-

вались машиностроение и металлообработка, судостроение, химическая отрасль. Сельское хозяйство развивалось в соответствии с решениями Мартовского пленума ЦК КПСС (март 1965 г.), направленными на интенсификацию сельскохозяйственного производства. Отличительными особенностями его развития явилось укрепление материально-технической базы, увеличение капиталовложений и материальное стимулирование колхозов по результатам выполнения планов. Как результат, капиталовложения в аграрный сектор экономики каждую пятилетку увеличились в среднем в 4 раза [4].

Интенсивное развитие требовало достаточного кадрового обеспечения, которое решалось при помощи плановых переселений и оргнаборов в различные отрасли дальневосточной экономики. Переселенных людей обеспечивали жильем, стабильной работой и высокими, по сравнению с центральными регионами страны, доходами.

Процесс социально-экономического развития Дальнего Востока в советский период отражал основные тенденции общегосударственной как социальной, так и экономической политики. С конца 1950-х годов развернулось массовое жилищное строительство. Причем капиталовложения государства в строительство жилого фонда в регионе были выше среднероссийских более чем в 2 раза. Большинство населения Дальнего Востока к концу 1980-х годов было обеспечено жильем, причем отдельным, тогда как центральные регионы страны были наводнены коммуналками. Кроме этого, росла заработная плата — с 1960 г. по 1980 г. ее рост в регионе составил 2,5 раза, а общественные фонды потребления увеличились почти в 4 раза [4].

Также успешно развивалась наука и образование, деятельность культурно-просветительских учреждений, что является основой формирования качественного человеческого капитала. В 1950-1980 гг. получила интенсивное развитие система высшего и среднего спе-

1100

700 -

Численность населения на 1 января, тыс.чел

-Полиномиальная (Численность населения на 1 января, тыс.чел)

Рис. 3. Тенденция численности населения Амурской области за 1970-1991 гг.

74 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 2 (362) / 2018

циального образования. На Дальнем Востоке сложились крупные образовательные центры во Владивостоке и Хабаровске, где функционировали более двух десятков вузов.

В советское время для выравнивания уровня жизни (то есть обеспечения территориальной справедливости) использовались плановое перераспределение ресурсов между территориями, единая тарифная система оплаты труда, регулирование цен и крупные дотации на товары продовольственной группы, жилье и транспорт, общественные фонды потребления, предоставлявшие бесплатные услуги. В целом отмечалась «высокая действенность советских механизмов территориального выравнивания» [10].

Результатом этого, с точки зрения формирования человеческого капитала, являлся постоянный миграционный прирост населения, наряду с постоянным высокими его естественным приростом (рис. 4).

Причем миграционный прирост развивался по экспоненциальному тренду с тенденцией постоянного слабого снижения — в среднем ежегодно на 0,11%, а естественный прирост развивался по полиномиальному тренду с тенденцией замедляющегося роста в среднем ежегодно на 0,5118 промилле. В результате, при условии сохранения тенденций, к 2017 г. миграционный прирост населения в области мог бы составить 0,2255 промилле, а естественный прирост — 2,704 промилле.

Период 1992-2016 гг. характеризуется тенденциями, описываемыми полиномиальными трендами, но с противоположным направлением (рис. 5).

Тенденция естественного прироста населения Амурской области за 1992-2016 гг. характеризуется замедляющимся снижением в среднем ежегодно на 0,6945 промилле, а миграционной убыли — замедляющимся ростом в среднем ежегодно на 2,4072 промилле.

При условии сохранения выявленных тенденций, к 2030 г. естественный прирост населения Амурской области может достигнуть 17,1 промилле, а миграционная убыль — 43,15 промилле. Миграционная убыль населения на данном уровне наблюдалась в 1992 г.

Выявленные тенденции показывают, что при условии эффективной государственной социально-экономической политики развития человеческий капитал региона возможно не только сохранить, но и эффективно формировать и увеличивать.

Очевидно, что в современных условиях такая политика отсутствует, о чем свидетельствует устойчивая тенденция сокращения численности населения в Амурской области (рис. 6).

В постсоветский период территориальное неравенство сильно выросло и привело к негативным последствиям в виде потери человеческого капитала региона. Тенденция изменения численности населения за 1992-2017 гг. характеризуется также полиномиальным трендом, но с противоположным к 1970-1991 гг. периоду направлением — ежегодным замедляющимся снижением в среднем на 17,614 тыс. человек.

Если прогнозировать в долгосрочном горизонте, то к 2030 г. численность населения Амурской области может достичь 810,1 тыс. человек, то есть почти уровня 2015 г. (или 1972 г.), тогда как в 1990 г. составляла 1055,3 тыс. человек.

1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 Коэффициент естественного прироста (убыли), промилле Коэффициент миграционного прироста (убыли), промилле

-Полиномиальная (Коэффициент естественного прироста (убыли), промилле)

-Экспоненциальная (Коэффициент миграционного прироста (убыли), промилле)

Рис. 4. Тенденция коэффициентов естественного и миграционного прироста населения Амурской области за 1970-1991 гг.

Коэффициент естественного прироста (убыли), промилле Коэффициент миграционного прироста (убыли), промилле

-Экспоненциальная (Коэффициент миграционного прироста (убыли), промилле)

-Полиномиальная (Коэффициент миграционного прироста (убыли), промилле)

Рис. 5. Тенденция коэффициентов естественного и миграционного прироста населения Амурской области за 1992-2016 гг.

1100

1050

1000

Численность населения на 1 января, тыс.чел -Полиномиальная (Численность населения на 1 января, тыс.чел)

Рис. 6. Тенденция численности населения Амурской области за 1992-2017 гг.

Результатом этого, с точки зрения формирования человеческого капитала, является:

• ухудшение качественных характеристик населения (качества человеческого капитала), которое исследователями оценивается по четырем основным критериям: духовно-нравственное состояние; здоровье (физическое, психическое и социальное); интеллектуальный и культурный потенциал; образовательный и профессиональный потенциал;

• нарушение полового баланса населения, которое характеризуется тем, что сложилась неблагоприятная для демографического развития половозрастная структура населения — на 1147 женщин в РФ в среднем приходится 1000 мужчин (в Амурской области — 1112,5 женщин на 1000 мужчин), что является одним из ключевых факторов низкой рождаемости (по оценкам специалистов, для обеспечения нормальной рождаемости, число мужчин должно быть на 10% выше числа женщин);

• нарушение возрастного баланса населения, которое характеризуется тем, что, несмотря на государственные программы стимулирования рождаемости в виде материнского капитала, идеальное соотношение — 3 и более детей на 1 семью — не достигается. Это ведет к тому, что доля детей, подростков и молодежи в общей структуре населении падает, тогда как увеличивается доля людей старшего возраста. В Амурской области доля населения моложе трудоспособного возраста в общей численности населения составляет 20%, а доля населения старше трудоспособного возраста — 22,2%;

• нарушение демографического пространственного баланса, которое характеризуется нерациональностью расселения населения по территории РФ — более 50% населения сконцентрировано в регионах европейской части страны на одной трети ее территории;

• нарушение национально-культурного баланса, которое характеризуется тем, что для России точкой невозврата станет ситуация, когда доля русских в общей численности населения упадет ниже 75% (по данным переписи населения 2010 г. в России проживает русских, украинцев и белорусов — около 82% от всего населения. В Амурской области русских 93,4%) [2].

Анализ показал большие масштабы миграционного оттока населения из региона и неблагоприятные тенденции его демографического развития. Регион теряет самое трудоспособное население, доля которого среди выбывших колеблется от 64 до 67%. Средний возраст уезжающих — 35-40 лет. Результаты исследований ученых Института экономических исследований ДВО РАН (ИЭИ ДВО РАН) по проблемам мотивации миграционного поведения показали, что причиной желания уехать из региона является неудовлетворенность качеством жизни. Около 44% опрошенных отметили низкий уровень заработной платы, 36% — высокую стоимость жизни, 33% — низкий уровень социальных услуг, 32% — высокие транспортные тарифы [1].

В 2016 г. Президент России В.В. Путин поставил задачу решить демографическую проблему на Дальнем Востоке, назвав прекра-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (362) / 2018

35

30

25

20

0

щение его депопуляции «одной из ключевых задач в стране». По установке Президента РФ, «в ближайшие три года необходимо выйти на устойчивый прирост численности населения на Дальнем Востоке». Стратегической целью демографического развития Дальнего Востока является стабилизация численности населения на уровне 6,2-6,3 млн человек к 2020 г. и обеспечение условий для его дальнейшего роста на основе устойчивого социально-экономического развития регионов до 8 млн человек к 2030 г. Для этого необходимо не только остановить отток населения, но и обеспечить его ежегодный приток в ДФО на уровне 100150 тыс. человек [9]. То есть, достичь численности населения уровня 1991 г., когда она составляла 8056,6 тыс. человек.

В 2013 г. Правительством Амурской области утверждена государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области на 2014-2020 гг.». Основной акцент в Программе делается на переселение в Амурскую область бывших соотечественников из-за рубежа и из других регионов России. С этой целью разработана подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую область соотечественников, проживающих за рубежом» [7]. В результате реализации Программы к 2020 г. планируется привлечь на территорию области 3150 человек. В сложившейся ситуации, когда тренд показывает среднее ежегодное снижение численности населения на 17,614 тыс. человек, этого, очевидно, крайне недостаточно. За время действия Программы по добровольному переселению в регион соотечественников, проживающих за рубежом, численность населения Амурской области не увеличилась, а сократилась на 9,5 тыс. человек, миграционная убыль возросла на 2,16 промилле.

Меры, призванные способствовать привлечению населения на Дальний Восток, принимаются на всех уровнях системы государственного управления:

• с 2016 г. действует Федеральный закон № 119-ФЗ от 01.05.2016 г. «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о в несении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым производится бесплатная раздача гражданам РФ земель на Дальнем Востоке. Правительство РФ надеется, что переломить демографическую ситуацию в ДФО поможет проект «Дальневосточный гектар» [9];

• в 2012 г. создано Министерство по развитию Дальнего востока РФ, одной из задач которого является повышение эффективности формирования человеческого капитала в субъектах ДФО. В связи с этим, Минвостокразвития России стало учредителем Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК ДВ), созданного в форме автономной некоммерческой организации в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1713-р от 02.09.2015 г. (ред. от 17.12.2015 г.). АРЧК

76 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 2 (362

ДВ является одним из основных институтов развития российского дальневосточного макрорегиона, курируемых Минвостокраз-вития России, и осуществляет свою деятельность в тесной координации с АО «Корпорация развития Дальнего Востока», АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» и АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» [5];

• Правительством РФ утверждена новая редакция государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.», в которой заложены ориентиры бюджетного финансирования на 2017-2019 гг. в размере 46,7 млрд руб. ежегодно [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За время функционирования Министерства по развитию Дальнего Востока РФ численность населения Амурской области сократилась на 19,8 тыс. человек, число выбывших из области увеличилось на 2291 человек, миграционная убыль сократилась всего 1,54 промилле. Со времени начала функционирования Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке численность населения Амурской области сократилась на 8,1 тыс. человек, миграционная убыль сократилась всего на 0,93 промилле.

За время действия Федерального закона о дальневосточном гектаре численность населения Амурской области сократилась на 3,9 тыс. человек, миграционная убыль составила 3,72 промилле.

Все принимаемые меры малоэффективны — тенденция сокращения численности населения в результате его миграционного оттока сохраняется. Поэтому решение проблемы формирования регионального человеческого капитала должно начинаться, прежде всего, с удержания людей, уже проживающих на территории, от того, чтобы покинуть регион. В краткосрочной перспективе именно эта задача должна быть решена, чтобы стабилизировать численность населения [9].

Следовательно, прежде всего нужно создавать условия, чтобы сначала перестали уезжать местные жители, а уже затем стали приезжать из других регионов. При этом необходимо пересмотреть ориентиры социально-экономической политики в отношении субъектов ДФО.

Создание механизма закрепления населения является основным условием реализации региональных программ развития, считают ученые ИЭИ ДВО РАН, по мнению которых, способствовать закреплению населения в субъектах ДФО, возможно, приняв ряд следующих экономических и социальных мер:

• повышение реальных и номинальных доходов населения до размеров, превышающих среднероссийский уровень в 1,5 раза;

• установление социальных выплат с учетом районных коэффициентов; увеличение размера дальневосточных надбавок и оплату их из федерального бюджета;

• расширение перечня льгот в рамках социального пакета; обеспечение льготного проезда всем возрастным группам к местам отдыха;

• повышение обеспеченности жильем с увеличением размера жилой площади на человека до 28 м2;

• содействие гражданам в приобретении жилья на льготных условиях и внедрение системы арендного жилья;

• улучшение транспортной инфраструктуры;

• совершенствование программы развития здравоохранения, образования и культуры [1].

Руководители субъектов ДФО также считают, чтобы закрепить население в регионе и остановить его отток необходимо увеличить размеры надбавок и выплачивать их из федерального бюджета, обеспечить бесплатное высококачественное медицинское обслуживание и бесплатное высшее образование, дотировать коммунальные расходы и строительство жилья. И, обязательно, у жителей Дальнего Востока должно быть право на бесплатный проезд раз в год в западные регионы страны.

Реализация предлагаемых мер невозможна без существенной модернизации системы государственного управления региональным развитием. В частности, для этого требуется обеспечить:

• финансово-экономическую состоятельность субъектов РФ, характеризующуюся стабильной и развитой налогооблагаемой базой, развитой и самодостаточной инфраструктурой;

• сбалансированное размещение производительных сил и расселение населения по территории РФ;

• сбалансированную систему межбюджетных отношений между федеральным Центром и субъектами РФ;

• создание объективного механизма трансляции интересов субъектов РФ в федеральный Центр и реального учета там интересов субъектов РФ;

• реализацию прозрачной системы социальных стандартов и достижение ориентированности на них органов государственной власти в процессе осуществления региональной политики [3]. Эффективность формирования регионального человеческого капитала требует целенаправленного формирования современного инструментария, позволяющего осуществлять социально-экономическую политику и проектирование соответствующих экономических и социальных процессов. Для этого необходимо совершенствование механизмов реализации государственной социально-экономической политики через:

• обеспечение равных условий во всех субъектах РФ, что определяло бы равномерное развитие производительных сил на территории всей страны и обеспечивало бы достойный уровень и качество жизни для всего населения страны. Здесь необходимо пересматривать существующие системы и методики районирования;

• наращивание инфраструктурного обеспечения территорий, которое бы формировало равный доступ всех участников экономической деятельности к транспортным, энергетическим, финансовым, информационным и иным инфраструктурным составляющим на территории всей страны. Для этого требуется переход к инфраструктурному и индикативному планированию развития страны;

• разработку и реализацию проектов регионального развития и проектов расселения

или нового освоения, которые бы напрямую способствовали реабилитации и развитию территорий.

Проблематика проектов регионального экономического развития должна рассматриваться с точки зрения формирования и использования социально-экономических инструментов, повышающих иммиграционную привлекательность региона одновременно с обязательным созданием условий для снижения оттока коренного населения.

Все это включается в разработанный учеными-экономистами Инновационный проект регионального развития (ИПРР), который должен являться элементом реализуемого стратегического плана регионального и микрорегионального развития. Важнейшими характеристиками ИППР являются стратегические типы занятости и перспективные типы поселений, которые вместе образуют нерасторжимое единство изменения жизнедеятельности людей, определяющих их желание жить и увеличивать численность семей. Взятые отдельно друг от друга — жилье без предостав-

ления рабочих мест с высокой зарплатой и, наоборот, рабочие места с достаточным уровнем оплаты труда и отсутствием социальных условий для комфортного проживания — создают риски социально-экономического провала любых проектов регионального развития.

Подобный экономический подход обеспечивает взаимосвязь проблематики инновационного проекта регионального развития с задачей проведения активной политики по стимулированию иммиграции в целом.

Литература

1. Александрова Т., Глебова И., Дробышева И. Власти пока бессильны остановить миграцию населения из округа. Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/11/03/ reg-dfo/chemodany.html

2. Аналитический материал к разработке Концепции государственной миграционной политики РФ (часть 1-3). Режим доступа: http://www.idmrr.ru/news/ migracia-concepcia.html

3. Дальний Восток как нерешенная проблема России. Режим доступа: http://rusrand.ru/ideas/ dalniy-vostok-kak-nereshyonnaya-problema-rossii

4. История Дальнего Востока России. Режим доступа: http://azbook.net/book/292-istoriya-dalnego-vostoka-

rossii/48-31-socialno-yekonomicheskie-i-kulturnye-preobrazovaniya-v-poslevoennyj-period-40-e-pervaya-pol-80-x-gg.html

5. Официальный сайт Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Режим доступа: http://hcfe.ru/about/general-information/

6. Пастушенко С.Б., Реймер В.В. Экономическая безопасность региона — основа формирования человеческого капитала // Экономика сельского хозяйства России. 2015. № 5. С. 15-24.

7. Постановление Правительства Амурской области № 445 от 25.09.2013 г. «Об утверждении Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области на 20142020 годы». Режим доступа: http://www.amurobl.ru/

8. Реймер В.В., Улезько А.В., Тютюников А.А. Инновационно-ориентированное развитие АПК Дальнего Востока: монография. Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2016. 347 с.

9. Чернышев Е. Прекратится ли исход населения с Дальнего Востока? Режим доступа: Ь^^/тт«. nakanune.ru/articles/112097

10. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Вилисов М.В., Кара-Мурза С.Г., Лексин В.Н. и др. Национальная идея России. В 6 т. Т 5. М.: Научный эксперт, 2012. 696 с.

11. Янченко Т.В. Факторы формирования человеческого капитала // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6 (приложение «Экономические науки»). С. 23.

Об авторах:

Пастушенко Светлана Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, статистики, анализа и аудита, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4528-3564, [email protected]

Реймер Валерий Викторович, доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов АПК, ORCID: ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5858-0464, [email protected]

REGIONAL FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL (ON THE EXAMPLE OF THE AMUR REGION)

S.B. Pastushenko, V.V. Reimer

Far eastern state agrarian university, Blagoveshchensk, Russia

In the context of modernizing the Russian economy, improving the management of human capital as a determining factor and a necessary condition for the activation of innovative development is of particular relevance. The formation of the human capital of the region in modern conditions is completely determined by migration processes. Today, the pace of socio-economic development, increasing the effectiveness of regional proportions of development and living standards of the population, improving the social climate and demographic situation, the effective formation of regional human capital are completely dependent on the regulation of migration processes. Studies carried out in the Amur Region showed that migration growth was developing according to an exponential trend with a tendency of constant weak decline — on average annually by 0.11%, and natural growth was developing along a polynomial trend with a slowdown growth trend averaging 0.5118 pro mille annually. The tendency of natural increase in the population of the Amur Region for 1992-2016. characterized by a decelerating decline on average annually at 0.6945 ppm, and migration loss — a slowing growth on average at 2.4072 pro mille annually. Given the preservation of the identified trends, by 2030 the natural increase in the population of the Amur region can reach 17.1 pro mille, and the migration loss — 43.15 pro mille. The migration loss of the population at this level was observed in 1992. The revealed tendencies show that, provided an effective state social and economic development policy, the human capital of the region may not only preserve but also effectively form and increase. Obviously, under current conditions such a policy is not available, as evidenced by the steady decline in the population in the Amur Region.

Keywords: population, human capital, migration, outflow of population, population growth, demography, economic development.

References

1. Aleksandrova T, Glebova I., Drobysheva I. The authorities are still powerless to stop the migration of the population from the district. Access mode: http://www. rg.ru/2011/11/03/reg-dfo/chemodany.html

2. Analytical material for the development of the Concept of the state migration policy of the Russian Federation (part 1-3). Access mode: http://www.idmrr.ru/ news/migracia-concepcia.html

3. The Far East as an unsolved problem in Russia. Access mode: http://rusrand.ru/ideas/dalniy-vostok-kak-nereshyonnaya-problema-rossii

4. History of the Far East of Russia. Access mode: http:// azbook.net/book/292-istoriya-dalnego-vostoka-rossii/48-

About the authors:

31-socialno-yekonomicheskie-i-kulturnye-preobrazovani-ya-v-poslevoennyj-period-40-e-pervaya-pol-80-x-gg.html

5. The official website of the Agency for human capital development in the Far East. Access mode: http://hcfe. ru/about/general-information/

6. Pastushenko S.B., Rejmer VV. Economic security of the region — the basis for the formation of human capital. Ekonomika selskogo khozyajstva Rossii = Economics of agriculture in Russia. 2015. No. 5. Pp. 15-24.

7. Resolution of the Government of the Amur Region No. 445 of september 25, 2013 "On approval of the State program "Economic development and innovative economy of the Amur Region for 2014-2020". Access mode: http://www.amurobl.ru/

8. Rejmer VV., Ulezko AV., Tyutyunikov A.A. Innovative-oriented development of the agroindustrial complex of the Far East: monograph. Voronezh: VSAU, 2016. 348 p.

9. ChernyshevE. Will the outcome of the population cease from the Far East? Access mode: http://www.na-kanune.ru/articles/112097

10. Yakunin V.I., Sulakshin S.S., Bagdasaryan V.E., Vilisov M.V., Kara-Murza S.G., Leksin V.N. and etc. National idea of Russia. In 6 vol. Vol. 5. Moscow: Scientific expert, 2012. 696 p.

11. Yanchenko T.V. Factors of formation of human capital. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2011. № 6 (the appendix "Economic sciences"). P. 23

Svetlana B. Pastushenko, candidate of economic sciences, associated professor of the department accounting, statistics, analysis and audit, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4528-3564, [email protected]

Valerii V. Reimer, doctor of economic sciences, associated professor of the department economics and finance APK, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5858-0464, [email protected]

[email protected]

- 77

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (362) / 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.