Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ В СТРУКТУРЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ В СТРУКТУРЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
региональные налоги / бюджет / финансовые источники / налоговая система / regional taxes / budget / financial sources / tax system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ниязова В. М.

В статье рассматриваются теоретические аспекты региональных налогов как основного источника формирования бюджетов соответствующих уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ниязова В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL TAXES AND FEES IN THE STRUCTURE OF REVENUES BUDGETS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the theoretical aspects of regional taxes as the main source of formation of budgets of the corresponding levels.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ В СТРУКТУРЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ»

УДК 33

Ниязова В.М.

магистрант 2 курса Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург, Россия)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ В СТРУКТУРЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические аспекты региональных налогов как основного источника формирования бюджетов соответствующих уровней.

Ключевые слова: региональные налоги, бюджет, финансовые источники, налоговая система.

Региональные налоги являются одним из ключевых элементов финансовых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации. Благодаря им регионы обеспечиваются финансовыми ресурсами, которые предназначены для решения экономических и социальных задач. Региональные налоги являются обязательными платежами, которые вносятся в казну области, края или республики. Налоговые методы управления финансово-экономических отношений совместно с иными экономическими связями создают необходимые условия для формирования и функционирования целостного рынка, которые способствует созданию рыночных отношений.

Данная тема является актуальной, в связи с тем, что проблема формирования налогов и сборов является одной из наиболее сложной проблемы в экономике. Решение данной проблемы является необходимым для устойчивой бюджетной налоговой системы.

Налоговая система является одним из наиболее значительных механизмов государственного регулирования в социально-экономическом

развитии, во внешнеэкономической деятельности. Налоги являются одним из основных источников создания доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации, которые производятся в соответствии с законодательством РФ, в частности в соответствии с Конституцией РФ, как основным законом страны, на основании норм Налогового кодекса РФ.

Как гласит Налоговый кодекс РФ, налогом является «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства» [НКРФ31.07.1998 №146-ФЗ с изменениями 2019 г.].

Также Налоговый кодекс гласит, что сборами являются обязательные взносы, которые взимаются с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий [НК РФ31.07.1998 №146-ФЗ с изменениями 2019 г.].

Как гласит статья 1 Конституции РФ «Российская Федерация является демократически федеративным правовым государством с республиканской формой правления» [Конституция РФ]. Система налогов и сборов РФ включает в себя три вида: федеральные, региональные, местные.

К региональным налогам и сборам относятся те налоги и сборы, которые утверждены Кодексом и законами субъектов Российской Федерации. Данный тип налогов включает в себя налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игровой бизнес [Налоговый кодекс РФ].

Налог на имущество предпринятый (НК РФ гл. 30) - это налог, направленный напрямую к основным, оборотным средствам и всем финансовым активам предприятий и организаций.

Согласно законодательных актов РФ, все без исключения юридические лица должны уплачивать данный налог. К таким юридическим лицам относятся

все хозяйствующие субъекты, банковские учреждения, филиалы, имеющие расчетный счет и баланс. Кроме того, «плательщиками налога на имущество являются компании, фирмы и другие организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории России, континентальном шельфе или в исключительной зоне РФ» [НК РФ 31.07.1998 №146-ФЗ с изменениями 2019 г.].

Объектами налогообложения на имущество в НК РФ признаются недвижимое имущество, которое числится на балансе организации, в качестве объектов основных средств, недвижимое имущество, которое находится на территории РФ и принадлежит организациям на правах собственности или хозяйственного ведения [НК РФ статья 374].

Для расчета налоговой величины базы изначально определяется среднегодовая стоимость имущества, которое признается в качестве объекта налогообложения. Все российские предприятия разрабатывают правила ведения бухгалтерского учета, свойственные для данного предприятия. Затем на базе этого исчисляется остаточная стоимость имущества, которая берется во внимание при расчете налоговой базы для уплаты налога на имущество.

Экономическая состоятельность региона во многом состоит от поступлений доходов.

Основной ролью бюджета является в обеспечении развития всех отраслей деятельности региона, определяющие налоговую базу и стабильную социальную и финансовую политику региона, развитие торговли, строительства, стимулирование промышленности. Бюджет региона должен быть таким, чтобы его хватало на обеспечение функций региональных органов власти. Хоть налоговое законодательство систематически меняется, тем не менее ни региональные власти, ни местные органы самоуправления не обеспечены источниками собственных доходов в полном объеме.

Тюменская область является связующим звеном между восточными и западными территориями страны. Она связывает нефтегазовый Север и промышленный Урал. Регион является одним из самых богатых регионов

страны. Для Тюменской области характерен высокий уровень доходов бюджета, потому как на её территории очень развита нефтегазодобывающий комплекс и транспортная инфраструктура, высокопродуктивное сельское хозяйство, имеется достаточно широкий набор разных социальных услуг для населения.

В период осуществления изменений в бюджетной системе доходам по налогам придается особое значение, так как именно они определяют уровень налогового потенциала конкретной территории.

Для исключения отрицательного влияния налогов на экономический рост, необходимо проанализировать структуру и динамику налоговых доходов в бюджете станы и её субъектов. Это связано с тем, что налоги являются основным источником доходной части и обеспечивающим элементом расходной части бюджета.

В большей степени доходная часть бюджета Тюменской области формируется за счет налогов. Основой формирования налогового дохода является налоговое обязательство, в котором главное место принадлежит множеству обязанностей налогоплательщика или какого-либо конкретного обязанного субъекта.

Что касается налога на доходы физических лиц, то здесь мы отмечаем налоговую ставку 13% - с суммы дохода менее 5 млн. рублей или равный 5 млн. рублей в год, 15% - с суммы дохода, превышающей 5 млн. рублей в год. В отдельных случаях: 35% - в отношении стоимости выигрышей, призов, суммы экономии на процентах и т.д., 30% - в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ и ценным бумагам, 15% - в виде дивидендов, полученных нерезидентами от долевого участия в деятельности российских организаций, 9% - в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, 5% - в отношении доходов в виде дивидендов по акциям международных компаний [НК РФ глава 23].

Отчисления от налоговых доходов по единым и дополнительным нормативам в бюджеты муниципальных образований подразделяются на: налог, взимаемый в связи с применением упрошенной системы налогообложения (по единому нормативу отчисления 50% в бюджеты муниципальных районов и городских округов Тюменской области), налог на доходы физических лиц (по единым и дополнительным нормативам отчисления в бюджеты муниципальных районов и городских округов (минимальный 0%, максимальный 65%).

За 2022 год в структуре администрируемых Управлением доходов федерального бюджета поступления НДС составили 90,2%, налога на прибыль организаций - 4,5% и акцизов по подакцизным товарам 2,5%. Рост поступлений в федеральный бюджет свыше 10% от уровня поступлений 2021 года отмечен по налогу на доходы физических лиц в федеральный бюджет на 23,7% (160 млн. рублей), а также по налогу на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации на 13,7% (76 млн. рублей). В бюджет Тюменской области поступления увеличились на 7,2% (7,1 млрд. рублей) и составили 106,8 млрд. рублей.

Формирование доходов консолидированного бюджета региона за 2022 год обеспечили следующие налоги: НДФЛ - 45,7%, налог на прибыль - 26,3%, имущественные налоги - 15%, акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации - 4,4% и налоги на совокупный доход - 8,3%.

Рост поступлений в бюджет региона свыше 10% относительно уровня поступлений 2021 года, отмечен по налогу на имущество физических лиц на 12,7% (102,5 млн. рублей), а также по транспортномуналогу с организаций на 12% (57 млн. рублей). Вместе с тем, поступления по налогам на совокупный доход выросли на 41,1% (2,6 млрд. рублей).

Кроме региональных налогов, как основного обязательного источника поступлений в доходную часть бюджета, существуют и неналоговые доходы. Их отличие от налоговых доходов заключается в том, что процесс создания их источников, сбора и перечисления, находятся под контролем не только

бюджетного и налогового законодательства, но и других отраслей. Еще одно отличие можно отметить в том, что налоговые доходы обязательны в своем перечислении в бюджет, а неналоговые доходы имеют как добровольный, так и принудительный характер. По неналоговым доходам не принимаются ставки, различные льготы, сроки уплаты другие элементы, свойственны налогам. Это тоже является отличительным признаком для них, хотя могут быть и исключения из правил.

Общее направление роста поступлений в Тюменской области наблюдается по таким федеральным налогам, как налог на имущество организаций, акцизы, НДФЛ, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Это происходит благодаря совершенствованию налогового законодательства, а также постепенного улучшения экономического состояния экономики России.

Налоговые и неналоговые поступления превышают безвозмездные поступления, что является положительным моментом для бюджета Тюменской области. Чтобы большее количество собрать платежей в бюджет необходимо привлечь как можно больше административных, финансовых и контролирующих организаций и согласовать и целенаправленно их активизировать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вахрин. П.И. Бюджетная система Российской Федерации. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. 446 с;

2. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 4-е изд. и доп. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. 568 с;

3. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФА-М, 2017. - 336 с;

4. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие. Москва: КНОРУС, 2015. 208 с;

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 145-ФЗ от 31.07.1998 г. (ред. от 14.04.2023);

6. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2. Федеральный закон №117-ФЗ от 05.08.2000 г. (ред. От 18.03.2023)

Niyazova V.M.

Ural State University of Economics (Ekaterinburg, Russia)

REGIONAL TAXES AND FEES IN THE STRUCTURE OF REVENUES BUDGETS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the article examines the theoretical aspects of regional taxes as the main source offormation of budgets of the corresponding levels.

Keywords: regional taxes, budget, financial sources, tax system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.