УДК: 82; 378.036.5:378.064.2
DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_2_170
Снегирёва М.В., Исакова Т.Б
РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ: АКТУЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С РАЗНОВОЗРАСТНОЙ И МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ
АУДИТОРИЕЙ
Snegireva M.V., Isakova T.B.
PROMOTING THE READING OF ARTISTIC LITERATURE IN A DIFFERENT
AND MULTINATIONAL AUDIENCE
Ключевые слова: медиаобразование, литература, пропаганда чтения, межкультурная толерантность, культура, детская книга, творческие проекты, уральские писатели, гуманизм отечественной литературы, интеграция детей мигрантов, расширение кругозора.
Key words: media education, literature, propaganda of reading, intercultural tolerance, culture, children's book, creative projects, Ural writers, humanism of Russian literature, integration of migrant children, broadening their horizons.
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования медиаграмотно-сти, которая наряду с высоким уровнем математической и естественно-научной грамотности позволит России попасть в десятку лучших стран мира по качеству общего образования. Но для этого государственным структурам нужно приложить немало сил организационного, экономического, кадрового характера. Авторы рассуждают о необходимости медиаобразования, пропаганды чтения художественной литературы в разновозрастной и многонациональной аудитории. О национальном аспекте говориться потому, что в Российскую Федерацию ежегодно приезжают десятки тысяч мигрантов, которые видят в России свою вторую Родину, более того, им необходимо в короткие сроки адаптироваться в новой социальной среде, овладеть речевыми коммуникациями, приобщиться к культуре страны пребывания. Несмотря на некоторую общественную турбулентность, следует продолжать заниматься просветительскими проектами, если мы заботимся о будущем подрастающего поколения. Начинать формировать медиаграмотность, пропагандировать литературу и чтение легче в детских дошкольных учреждениях, когда педагоги, изучив позитивный опыт работы с текстом и способы продвижения чтения среди детей и юношества в других регионах страны, ищут социальных партнёров и участвуют в новых творческих проектах. Следовательно, используя современные формы работы, через текст можно интегрировать детей дошкольного возраста из семей мигрантов в принимающее сообщество, чтобы они освоили гуманизм русской культуры, которая формирует человеческое поведение. В результате медиаобразования посредством творческой педагогики мы с малых лет воспитываем человека-творца, который ценит открытость и искренность отношений, справедливость, доброжелательность и ненасилие.
Abstract: The article is devoted to the actual problem of the formation of media literacy, which, along with a high level of mathematical and natural science literacy, will allow Russia to get into the top ten countries in the world in terms of the quality of general education. But to do this, state structures need to make a lot of efforts of an organizational, economic, and personnel nature. The author discusses the need for media education, the promotion of reading fiction in a multi-age and multi-ethnic audience. The national aspect is mentioned because tens of thousands of migrants come to the Russian Federation every year, who see Russia as their second homeland, moreover, they need to adapt to the new social environment in a short time, master speech communications, and join the culture of the host country. Despite some social turbulence, we should continue to engage in educational projects if we care about the future of the younger generation. It is easier to start forming media literacy, promoting literature and reading in preschool institutions, when
teachers, having studied the positive experience of working with text and ways to promote reading among children and young people in other regions of the country, look for social partners and participate in new creative projects. Therefore, using modern forms of work, through the text, it is possible to integrate preschool children from migrant families into the host community, so that they can master the humanism of Russian culture, which shapes human behavior. As a result of media education through creative pedagogy, from an early age we bring up a person-a creator who values openness and sincerity of relations, justice, benevolence and non-violence.
На представителей педагогической общественности возложено множество социально значимых, культурно-просветительских задач, в сферу их деятельности входит организация воспитания и образования молодых россиян. Стабильность социальной ситуации в Российской Федерации достигается общими усилиями государства, общества, отдельных граждан, в том числе людей, приезжающих в Россию из стран дальнего и ближнего зарубежья. Последние годы ознаменовались некоторыми сдвигами в общественном сознании, в частности, связанными с последствиями пандемии (covid-19). Обострились экономические противоречия между коренными жителями России и приезжими, изменились (ужесточились) меры административной и уголовной ответственности за правонарушения, усложнились политические отношения, обострилась демографическая обстановка.
В России многонациональное, мульти-культурное общество. Страна имеет на своей территории большое количество народов и народностей, которые живут здесь веками, также в России находится и много мигрантов. В связи с пандемией, по мнению источников в МВД, в 2021 году «количество мигрантов снизилось почти в два раза и составляет сегодня около шести миллионов»1. Хотя до недавнего времени «ежегодно в нашей стране находилось от 9 до 11 миллионов иностранных граждан»2. Это официальная статистика, по неофициальным данным, цифры в доковидное время доходили до 20 млн человек. Следовательно, детская и молодёжная страта из числа мигрантов всегда будет оставаться заметной, именно
1 МВД: В 2020 году в России снизилось число мигрантов // Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2020/12/16/ mvd-v-2020-godu-v-rossii-snizilos-chislo-migrantov.html
2 Там же.
она оказалась в сфере нашего внимания и исследования, так как пропаганду чтения мы проводим, в частности, среди неё. В некоторых группах дошкольных образовательных учреждений число приезжих достигает 20% и выше, этот факт следует учитывать, планируя работу по социокультурной адаптации и интеграции поликультурных групп.
Данная статья имеет общегуманитарный характер, она может быть интересна педагогам, журналистам, литераторам, библиотекарям одновременно. Во-первых, находится на стыке нескольких дисциплин: медиапедагогика, литература, литературоведение, риторика, русский язык, история, география, психология, художественное творчество и др.
Во-вторых, тема социально значима, так как позволяет проблемы межкультурных коммуникаций решать через чтение и понимание разновозрастной и многонациональной аудиторией проверенных временем и новых художественных текстов, которые формируют человеческое поведение.
В-третьих, тема расширяет кругозор участников образовательных отношений, позволяет выходить за пределы своей культуры и обретать новые культурные смыслы через художественные (вербальные и визуальные) образы.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что страна ставит перед собой амбиционные цели: «вхождение России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования» . Президент В.В. Путин поручает министерствам и ведомствам, образовательным организациям разных уровней достичь этого рубежа к 2024 году. Ставятся задачи в ближайшее
3 Буквы умные считать. Достижения российских школьников оценили по международным стандартам // «Коммерсантъ» [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/4762483
время повысить математическую, естественно-научную грамотность и медиагра-мотность. Умение школьников и студентов применять теоретические знания на практике невозможно без хорошего владения речевыми коммуникациями, анализом прочитанного, логикой изложения, сочинением текстов разных жанров, именно этому надо учить в течение длительного времени. Вместе с тем существует ряд проблем: должна повышаться цивилизационная и миротворческая роль русского языка и литературы, изменяться к лучшему грамотность россиян и лиц, готовящихся принять российское гражданство, но существует дефицит квалифицированных педагогов в детских дошкольных учреждениях, наблюдается падение профессионализма учителей школ, сокращается количество детских библиотек, медиапедагогика и медиаобразование находятся в стадии формирования, институцио-нализации. В этих условиях актуальной становится формирование медиакомпетентно-сти детей и подростков, которые относятся к представителям разных национальностей, проживают сегодня в многонациональной и многоконфессиональной стране, имеют личный опыт совместного обучения и культурного взаимодействия, который может объективно быть как позитивным, так и негативным. Следует прилагать усилия всех субъектов образовательных отношений к тому, чтобы опыт был положительным, результативным, чтобы слова «межкультурная толерантность» обрели реальный смысл и наполнение.
Анализ существующих теорий ме-диаобразования показал, что их условно можно разделить на три группы (подхода):
Первая группа (идеологическая, протекционистская и эстетическая теории) ме-диаобразования. Основная цель медиаобра-зования оградить обучающихся от пагубного влияния медиа, в том числе от низкохудожественных медиатекстов, и «противопоставить этому влиянию классические культурные ценности, лучшие современные произведения»1.
1 Челышева, И.В. Методика и технология медиа-образования в школе и вузе . - Таганрог, 2009. -320 с.
Вторая группа (теория формирования критического мышления, семиотическая и культурологическая теории). Цель - «в условиях переизбытка информации дать аудитории ориентиры, научить грамотно воспринимать информацию, понимать ее, анализировать, оценивать механизмы и последствия медиавлияния»2.
Третья группа теорий носит прикладной, утилитарный характер. Цель: сформировать навыки по производсту собственных медиатекстов.
Мы разделяем позицию А.В. Федорова, который вслед за К. Тайнером говорит о необходимости сбалансировать медиаобра-зовательный процесс, включив в него элементы всех трех групп теорий: «Медиаобразование должно дать доступ учащимся к медиасредствам и развивать способности аудитории к анализу, оценке и производству медиатекстов в различных формах»3.
Мы разделяем позицию авторов, которые этапами реализации медиаобразова-тельных проектов выделяют следующие:
- формирование знаний об истории, теории, структуре языка и медиа (когнитивный компонент);
- развитие восприятия медиатекстов, активизация воображения, памяти, мышления, формирование осознанного отношения к идеям, образам (когнитивный и аффективный компонент);
- развитие креативных практических умений и навыков на материале медиа (поведенческий компонент)4.
Считаем важным подчеркнуть, что для разрешения проблем и противоречий в сфере медиаобразования, необходимо изучать позитивный опыт разных регионов России. В данной статье мы обобщим опыт работы в данном направлении Российского государственного профессионально-педагогического университета и МБДОУ - Детский сад комбинированного типа № 511 (г. Екатеринбург).
2 Исакова Т.Б. Обзор зарубежных теорий ме-диаобразования // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. — 2018. — № 1. — Том 1. — С. 115-120.
3 Цит. по Федоров А.В. Ключевые теории медиаобразования в зарубежных странах. С. 23.
4 Там же.
Подчеркнем, что проблемы качества детского чтения, формирования современного читателя, знания народных традиций разных народов, доступности книг и их содержательного разнообразия неоднократно рассматривались на научно-практических конференциях1.
В период социальной турбулентности российского общества, существенного изменения законодательства от педагогов зависит сохранение лучших гуманистических традиций русской литературы, преемственности поколений и развитие национальных культур, в том числе населяющих территорию Урала. Подчеркнём, что народов много, у каждого свой характер, свои обычаи, поэтому с ними нужно знакомить детей в раннем возрасте, чтобы лучше понимать людей, живущих рядом. Это становится возможно, если уже в детском возрасте вместе Павлом Петровичем Бажовым отправиться в «путешествие по родному Уралу с малахитовой шкатулкой вечных ценностей, отражающих народные представления о самом важном: о жизни и смерти, о мире, о себе в этом мире и о своём будущем» . Как подчёркивают исследователи творчества писателя, создатели уникальной «Бажов-ской энциклопедии» В.В. Блажес, М.А. Литовская: «Личность и творчество Павла Петровича Бажова настолько значительны, что и сам писатель, и созданные им сказы из «Малахитовой шкатулки» давно уже воспринимаются неким символом горнозавод-
1 См.: Снегирёва М.В., Тарасова А.Г. «Традиции и инновации в создании детских книг: педагогические подходы в системе профессионального образования» (Ульяновск, 2018 г.), Снегирёва М.В., Тарасова А.Г. «Защита детей от словесной и визуальной агрессии через создание нового художественного продукта» (Екатеринбург, 2020 г.); Гонышева Е.Г., Госькова М.П., Снегирёва М.В. «Книга - передовой творческий инструмент: к вопросу о традициях отечественного образования» (Екатеринбург, 2020 г.), Госькова М.П., Снегирёва М.В. «Развитие профессионального творчества педагогов в условиях цифровизации» (Москва, 2020 г.), Госькова М.П., Снегирёва М.В. «Цивили-зационное богатство России - детям» (Екатеринбург, 2020 г.) и др.
2 Малахитовая Шкатулка: В поисках новых
ключей: Путешествие со сказами Бажова / Авт. очерков А.П. Черноскутов, Ю.В. Шинкаренко. -Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2004. С. 464.
ского Урала, его мощи, величия, красоты. «Бажовская энциклопедия» - первый масштабный издательский проект в изучении жизни и литературного наследия П.П. Бажова, дающий наиболее полный свод современных сведений о его биографии и произведениях, о фольклорных, исторических и литературных корнях его сказовой прозы, о новой жизни персонажей в кинематографе и на театральной сцене, в живописи и графике, в творчестве художников декоративно-прикладного искусства»3. Для того, чтобы в дальнейшем перейти к содержательному разнообразию, показать творчество непохожих друг на друга писателей, поэтов, публицистов, важно посмотреть на то, как много может сделать один конкретный человек, оставивший по себе долгую благодарную память потомков.
Если сегодня книгу нужно пропагандировать, затрачивать серьёзные финансовые средства, то в советское время детская книга была доступна и дёшева, полки с книгами были практически в каждой семье. Например, наборы с 16 открытками «Сказы Бажова» издавались несколько раз, тиражи были по 250 000 экземпляров, попадая в руки детям всего Советского Союза. При этом с 1973 года по 1982 год на Свердловской киностудии были сняты семь коротких анимационных фильма: «Синюшкин колодец», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Подарён-ка» («Серебряное копытце»), «Золотой волос», «Травяная западёнка». Издательство «Просвещение» в Москве в 1987 году сборник «Малахитовая шкатулка» (303 страницы) издавало тиражом 800 000 экземпляров. Книга была предназначена для учащихся 5-6 классов средней школы. Книга сказов «принесла П.П. Бажову всенародное признание. Она построена на чудесном и дотоле почти неизвестном дореволюционном фольклоре уральских рабочих, исполнена горячей любви к людям труда, раскрывает прекрасные стороны русского национально-
Бажовская энциклопедия / Редакторы-составители В.В. Блажес, М.А. Литовская. -Екатеринбург: Изд-во «Сократ»; Изд-во Урал. Ун-та, 2007. С. 640.
го характера»1. При этом существовали цветные диафильмы, иллюстрированные книги, настольные игры по творчеству уральского писателя. Сняты и снимаются десятки кино- и телефильмов по сказам П.П. Бажова, а также о его творчестве, это делают в нашей стране и за её пределами. Сегодня получили распространение аудиок-ниги с хорошим качеством озвучивания, что тоже продвигает чтение.
Интерес к творчеству Бажова существовал и за рубежом. «Повесть была переведена с русского на английский Аланом Мореем Уильмсом и опубликована Хатчинсоном как часть сборника «Малахитовая шкатулка: сказки из Урала»... Магия старинных легенд Урала, где малахит является главным в торговле и бизнесе. Настроение историй действительно уникальное, и они просто завораживают» . В 1944 году книга была опубликована в Англии, и нашла, вероятно, своего читателя.
Павел Бажов оказался современен. Выпускник Российского государственного профессионально-педагогического университета Вадим Овчинников в 2020 году (совместно с другими авторами) выпустил документальный фильм «Бажов. Дополненная реальность», сняв его в местах проживания писателя, где сравнивает нашего сказочника с Толкиеном. «Что общего у Серебряного копытца и Огневушки-поскакушки с таинственным Богом манси? Реально ли золото Великого полоза? И почему про Бажова можно сказать, что это дополненная реальность, а про «наше всё» Александра Сергеевича Пушкина - нет?» .
Вероятно, это взгляд современного читателя, совсем ещё молодого человека, который понял и принял волшебные миры
1 Сказы П. Бажова Выпуск 1. 16 открыток. М., Просвещение, 1985.
2 The Malachite casket // The Malachite casket book. [Электронный ресурс] URL: https://cukytiliwyfesaxyl. mirrortr.com/the-malachite-casket-book-26972mt.php
3 Выпускник РГППУ Вадим Овчинников
представляет новый документальный фильм про Павла Петровича Бажова «Бажов. Дополненная реальность» // Российский государственный профес-
сионально-педагогический университет. [Электронный ресурс] URL: https://www.rsvpu.ru/
news/archive/vypusknik-rgppu-vadim-ovchinnikov-predstavlyaet-novyj -dokumentalnyj -film/
художников слова, провёл некие мифические параллели, а в дальнейшем придёт к другим обобщениям и будет активно продолжать пропагандировать чтение художественной литературы. «Книги становятся проводниками в мир Сказки и Волшебства для нас и наших детей. Мы читаем и перечитываем их, бережём в памяти всю жизнь»4. Именно через книгу можно получить истинную радость семейного общения и развить фантазию. В Екатеринбурге изданы великолепные книги, посвящённые жизни и творчеству П.П. Бажова, которые могут использовать воспитатели детских садов, педагоги, родители, сотрудники сферы дополнительного образования5.
Следует отметить, что педагоги, журналисты, литераторы, художники, библиотечные работники, издатели, театральная общественность, родители детей из Екатеринбурга и Свердловской области часто вовлечены в творческие проекты, так или иначе связанные с уральским брендом - именем П.П. Бажова. Очень важно, чтобы приехавшие из других государств на постоянное место жительства вместе со своими родителями ребятишки знакомились со своей новой Родиной, её давними традициями, народным говором, ведь сказы давно вошли в золотой фонд отечественной литературы. И хоть не все 52 сказа, созданные с 1936 по 1950 год, широко известны, но все они основаны «на фольклоре, общенародные по содержанию, гуманные по идее, глубоко народны и по языку, и по стилю»6. В городе существует дом-музей Бажова, часто посе-
Сказы и сказки. На основе графики художника, иллюстратора и аниматора В. Назарука. / Сост. М. Малыгина. - Екатеринбург: ОАО «ИНН «Уральский рабочий», 2016. С. 12.
5 См.: Малахитовая Шкатулка: В поисках новых ключей: Путешествие со сказами Бажова / Авт. очерков А.П. Черноскутов, Ю.В. Шинкаренко. -Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2004. - 464 с.; Бажовская энциклопедия / Редакторы-составители
B.В. Блажес, М.А. Литовская. - Екатеринбург: Изд-во «Сократ»; Изд-во Урал. ун-та, 2007. - 640 с.
Сказы и сказки. На основе графики художника, иллюстратора и аниматора В. Назарука. / Сост. М. Малыгина. - Екатеринбург: ОАО «ИНН «Уральский рабочий», 2016. - 136 с. и др.
6 Бажов П.П. Малахитовая шкатулка / Сост. и авт. предисл. Н.И. Савушкина. - М.: Просвещение, 1987.
C. 18.
щаемыи экскурсантами, дети выполняют творческие задания, например, пишут письма писателю или посылают рисунки. В театре «Щелкунчик» маленькие танцовщицы-ящерки репетируют свои партии, готовясь танцевать возле ХозяИки медноИ горы.
С 1999 года существует литературная премия имени П.П. Бажова, её цель - «поддержка современной литературы, развитие традиции традиций русской классической словесности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, совершенствование литературного процесса, укрепление авторитета литературы уральского региона в контексте современной литературной жизни России, выявление новых ярких дарований в области литературы, также привлечение читательского, общественного и профессионального интереса к литературе Урала»1. С течением времени эта премия стала всероссийской, её статус считается очень высоким.
В детском саду № 511, отмечая день рождения уральского сказочника, «в рамках проекта «Современная детская книга: от традиций до инноваций» провели квест «Путешествие по сказам Бажова». Детей встретила Хозяйка медной горы, и провела их по своим комнатам-галереям. Ребята выполняли разные задания: отгадывали загадки, иллюстрировали страницы книги, пели и танцевали. Хозяйка медной горы пригласила на игру Снегирёву Марию Васильевну, доцента кафедры ДПО РГППУ, которая познакомила детей с энциклопедиями и книгами иллюстраций по творчеству П.П. Бажова, прочитала стихотворение «Хранительница уральских самоцветов» собственного сочинения и подарила постер, который изготовили студенты РГППУ (художник: Сапегина Анастасия). Игра прошла весело, интересно»2. Была проделана серьёзная предварительная работа, так как «для успешной социокультурной адаптации детей-мигрантов в русскоязычной среде необ-
ходимо целенаправленное обучение второму (неродному) языку под руководством педагогов (воспитателей и логопеда), формирование у детей мигрантов языковых умений и коммуникативных навыков, адекватных новой социокультурной среде»3. Радует, что литературные герои Дарёнка, Ко-кованя, Данила-мастер, Хозяйка медной горы, Огневушка-поскакушка, Серебряное копытце и другие становятся близки всем детям.
Квест-игра была дополнена стихотворением и рисунком, это то оригинальное и новое, что педагог вуза и студентка-художница, смогли предложить детям, для которых только открывается путь в мир русской литературы. Навыки чтения, заучивания наизусть, расширение словаря, надеемся, помогут в дальнейшем всем детям успешно адаптироваться в школьных коллективах.
Подчеркнём, что художественное слово пробуждает фантазию, становиться основой нового творческого продукта дизайнера. При этом происходит передача изобразительной традиции, появляется внимание к деталям, «наверное, восприятие мира становится тоньше: у Бажова ведь особенный слог, он до самого донышка достаёт. И в этом кроется необыкновенная глубина,
1 XXII Всероссийская литературная премия им. П.П. Бажова // ТАСС, информационное агенство [Электронный ресурс] URL:https://tass.ru/press/12385
2 Квест "Путешествие по сказам Бажова" // МБДОУ - детский сад комбинированного вида №511
[Электронный ресурс] URL: //511.tvoysadik.ru/ site/pub?id=185
Социокультурная адаптация и интеграция воспитанников дошкольных образовательных организаций из семей мигрантов. Сборник эффективных педагогических практик работников дошкольных образовательных организаций / Автор-сост. О.Д. Смирнова. - Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. С. 3.
глубже Марианской впадины»1. Своё прочтение сказа Бажова мы постарались передать детям, и нашли теплый отклик, наша Хранительница уральских самоцветов понравилась воспитанникам детского сада.
Обучаясь в педагогическом вузе на разных специальностях, студенты обязаны овладевать соответствующими образовательными стандартами, чтобы вступать в профессиональную жизнь со сформировавшимися навыками. Но ценность будущего работника будет тем выше, чем шире у него окажется кругозор, понимание социально-политических процессов в российском обществе, выше уровень культуры и речевых компетенций, развитое критическое мышление, начитанность, психологическая устойчивость, доброжелательность.
«В результате к составляющим элементам компетенции можно отнести:
- личностные черты - индивидуальные характеристики сотрудника, определяющие его предрасположенность к той или иной деятельности;
- знания - проверенные практикой результаты познания окружающего мира, требуемые для выполнения работы;
- умения и навыки - владение средствами и методами выполнения определённой задачи;
- ценности - убеждения, определяющие действия, мотивирующие на приложение усилий для совершения этих действий, суждения;
- поведенческие модели - видимые и автоматизированные формы действий,
предпринимаемых для выполнения зада-
2
чи» .
Нам важно, чтобы наши студенты приобрели и сделали своими гуманистиче-
1 Сказы и сказки. На основе графики художника, иллюстратора и аниматора В. Назарука. / Сост. М. Малыгина. - Екатеринбург: ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2016. С. 6.
2 Макович Г.В. Сертификация выпускников высших учебных заведений как путь преодоления разрыва профессиональными и образовательными стандартами // Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы: Материалы XVШ Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета, 7-8 апреля 2015 года: доклады / редкол. Л.А. Закс и др. - Екатеринбург: Гуманитарный университет , 2015. С. 99.
ские ценности, которые содержит отечественная и мировая литература, публицистика, только тогда их чувства и мысли будут искренними, а поступки - добрыми и справедливыми. Важны форма и жанр художественного произведения, но важно и то, какой след в душе оставил текст.
Целесообразно использовать позитивный опыт, имеющийся в разных регионах Российской Федерации и в других государствах. В разных уголках страны: Ставрополье, Урал, Дальний Восток, Поморье, Сибирь - всюду должна учитываться специфика многонационального культурного взаимодействия. Вопросы домашнего чтения, медиаобразования детей в этнически неродной среде, например, широко обсуждаются в далёкой Испании. В 15-16 марта 2019 года в г. Аликанте «при поддержке фонда «Русский мир» прошла II Международная конференция «Двуязычный ребёнок в семье и школе». На мероприятие приехали гости не только со всех уголков Испании, но и делегаты из Австрии, Эстонии, Финляндии и Латвии, что продемонстрировало интерес преподавателей к тематике конференции»3.
Добавим, что на конференции проводились лекции, мастер-классы специалистов в данной области, обобщалась работа педагогов с родителями двуязычных детей, издательством «Русский язык. Курсы» была предложена учебно-методическая литература «для изучения и преподавания русского языка как иностранного и русского языка для детей-билингвов»4. Понятно, что помимо учебных пособий ребёнка должна сопровождать хорошо иллюстрированная детская книга с новыми героями, современными реалиями, которая с годами и приведёт к грамотному чтению, в дальнейшем (в идеале) к созданию собственных высокохудожественных текстов.
Существует крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений школьников (PISA - Programme for International Student Assessment), она исследует показатели 15-летних школьников всему
3 В Аликанте состоялась международная конференция «Двуязычный ребёнок в семье и в школе» // Фонд «Русский Мир». [Электронный ресурс] URL: https://russkiymir.ru/news/253950/
4 Там же.
миру. В частности, осенью 2020 года в 43 регионах Российской Федерации проверялись знания молодых россиян, это были ученики школ и колледжей (около 6 000 человек из 200 образовательных учреждений). «По читательской грамотности результат россиян повысился с 488 баллов в 2019 году до 492 баллов в 2020 году. Таким образом, Россия в мировом рейтинге поднялась с 26-го места на 24-е1.
На страницах газеты «Коммерсант» Н. Костарнова в статье «Буквы умные считать» рассказывает о достижениях российских школьников, которые оцениваются по международным стандартам; там же указываются причины, не позволяющие существенно менять позиции и быстро подниматься вверх по рейтинговым показателям. Педагог А.Кондрашов называет основной «проблемой дефицит кадров и падение уровня профессионализма учителей»2, он связывает сложившееся положение вещей с длительным недофинонсированием образовательной сферы. Подтверждая сказанное учителем «в октябре 2020 года глава Счётной палаты Алексей Кудрин привёл данные, согласно которым в России на образование тратится примерно 3,7-3,8% ВВП. При этом ведущие страны в среднем тратят около 5% ВПП, а передовики - 7-8% ВВП» . Следовательно, не всё нужно спрашивать с педагогической общественности, проблема высоких показателей по гуманитарным, математическим и естественно-научным дисциплинам сложная и многогранная.
В апреле 2021 года в Челябинске прошла I Всероссийская конференция по литературно-творческой педагогике (в рамках III Областного конкурса литературных объединений «Люблю тебя, мой край родной!»), на неё приехали писатели, лингвисты, поэты, участники литературных объединений из разных уголков страны, их собрали вместе не только имеющиеся проблемы и опасения в сфере отечественной словесности и переводов с других языков, но и
1 Буквы умные считать. Достижения российских школьников оценили по международным стандартам // «Коммерсантъ» [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/4762483
2 Там же.
3 Там же.
творческие находки, горячее желание вместе пережить кризисы. Прозвучали интересные доклады, вызвавшие дискуссию, искреннее желание разобраться в настоящем и будущем литературы и чтения в нашей стране.
В докладе профессора Нины Ягодин-цевой «Число букв. Литературно-творческая педагогика сегодня: цели, задачи, возможности» прозвучало следующее: «Сегодня на наших глазах разворачивается цивилизаци-онный кризис, битва между буквой и цифрой, образом и числом, человеком и зверем - зверем не в биологическом, разумеется, понимании, а в духовном»4. Профессор, ведущая литературные курсы для молодых слушателей, на конференции очень образно и эмоционально говорила о литературе, её объединяющей роли: «Литература - мощнейший коммуникатор, создающий основу для взаимопонимания, формирующий ментальную общность, дающий примеры позитивного или негативного нравственного выбора при решении конфликтов. ...Как стена возводится вертикально по отвесу, чтобы она не завалилась и не стала для строителей надгробием, так и литература выверяет вертикаль самосозидающейся личности от бытового сиюминутного смысла до высшего, вечного. Эта ответственность литературы никуда не делась, наоборот - она приобретает значение первостепенное»5. Мы разделяем оптимизм наших южноуральских друзей и их взгляд на роль и значение литературы в жизни российского общества, готовность просвещать людей, активно пропагандировать чтение и сочинительство. Готовы подписаться под каждым словом Н. Ягодинцевой о том, что «видов литературной деятельности множество - не только создание произведений, но и публикация, и критика, и исполнение, и обсуждение, и пропаганда, и сама творческая педагогика,
4 Число букв. Литературно-творческая педагогика сегодня: цели, задачи, возможности // Свердловская областная общественная организация «Ассоциация писателей Урала» [Электронный ресурс] URL: https://aspur.ru/chislo-bukv-literatumo-tvorcheskaya-pedagogika-segodnya-celi-zadachi-vozmozhnosti/
5 Там же.
воспитывающая человека-творца с самых малых лет»1.
В течение ряда лет участвуем в мероприятиях Свердловской областной библиотеки для детей и молодёжи им. В.П. Крапивина, которая с любовью и уважением называется местным сообществом «Крапи-винка». (Писатель, наш современник, В.П. Крапивин при жизни стал региональным брендом, именно поэтому его уход из жизни в сентябре 2020 года был так болезненно воспринят читателями). Библиотека наилучшим образом поддерживает традиции чтения, вовлекая всё больше социальных партнёров (детские сады, школы, музеи, вузы, общественные, ветеранские организации и др.), частных лиц в свои просветительские проекты («Военный дневник» (переводы на русский язык стихотворений поэтов-фронтовиков разных народов России и бывшего Союза Советских Социалистических республик), «Известные люди в эвакуации на Урале» (с изданием сборника работ участников конкурса и награждением дипломами грамотами) и др.
Проводя Открытый областной конкурс артбуков «Пусть всегда будет солнце!», библиотека прямо ставит своей целью пропаганду «книги и чтения как важнейших факторов духовной жизни детей и молодё-жи»2. Снегирёва М.В и Тарасова А.Г., подготовив артбук «Солнышко с тучкой пыталось играть», получили специальный приз за работу и дипломы. Этот новый продукт -книжка в одном экземпляре - вскоре будет показана в детском саду, а стихи из неё ребята могут выучить наизусть для детского утренника.
Организованная нами работа по ме-диаобразованию и художественному воспи-
1 Число букв. Литературно-творческая педагогика сегодня: цели, задачи, возможности // Свердловская областная общественная организация «Ассоциация писателей Урала» [Электронный ресурс] URL: https://aspur.ru/chislo-bukv-literaturno-tvorcheskaya-pedagogika-segodnya-celi-zadachi-vozmozhnosti/
2 Открытый областной конкурс артбуков «Пусть всегда будет солнце!» // ГБУК СО Свердловская областная библиотека им. В.П. Крапивина [Электронный ресурс] URL: https://drive.google.com/ file/d/12qRdbZlwiiYL0HnR292_VtO28Arp1mV0/view? fbclid=IwAR0P7xGj 3 SU6CFAMA2H4Joew6M-0hj2okQLBanH6Zhw4WwPz--ZqxzUjVKY
танию в дошкольных учреждениях позволила педагогам креативно осмыслить материал и вместе с детьми разных национальностей создавать новые художественные продукты.
На стихи Снегирёвой М.В. «Как Гагарина всем не хватает» ребята из старшей группы Детского сада комбинированного вида № 511 под руководством воспитателя Минияновой В.М. создали анимационный фильм (вылепили пластилиновые фигурки, читали наизусть фрагменты стихотворения), была подобрана соответствующая музыка Е. Крылатова. Этот фильм был отправлен в Москву на Всероссийский конкурс, посвя-щённый Дню космонавтики. В номинации для дошкольников «Нас ждут звёзды» мультфильм «Как Гагарина всем не хватает» удостоился 1 места и диплома конкурсного жюри. Каждый участвующий ребёнок, воспитатель и автор стихотворения, социальный партнёр, получили дипломы и благодарственные письма. Главное, что ребята с такими разными именами: Мария, Кира, Лила, Ульяна, Кристина, Сулейман, Шамс, Евгений, Даниил, Александр и др. - вместе узнавали «о первых победах нашей страны в космосе, о Юрии Алексеевиче Гагарине, отправившемся в полёт 12 апреля 1961 года» . Таким образом, текст автора о первом советском космонавте стал объектом для совместного творчества, которое в дальнейшем продолжилось уже с другой группой этого детского сада.
Подготовительная группа (руководитель - воспитатель В.Г. Ильина) приняла участие в Городском конкурсе-празднике «Салют героям!», посвящённом Победе многонационального советского народа в Великой Отечественной войне 19411945 гг., в частности, уральским труженикам тыла. В основу выступления было положено стихотворение Снегирёвой М.В. «Урал - фронту!», с разъяснением новых для детей слов, в том числе аббревиатур.
3 Детский сад комбинированного вида № 511 с доцентом кафедры ДПО подготовили мультфильм ко Дню космонавтики // Российский государственный профессионально-педагогический университет. [Электронный ресурс] URL: https://www.rsvpu.ru/ instituty/institut-gseo/kafedra-dpo/sobytiya-kafedry-dpo/detskij-sad-s-docentom-kafedry-dpo-podgotovili-multfilm-ko-dnyu-kosmonavtiki/
Патриотические тексты предлагать детям нужно достаточно осторожно, не перегружать историческими сведениями, давать их в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей. В то же время, уральская топонимика должна входить в их помять и сознание, быть связана с конкретными событиями и людьми. «Топонимика - совокупность географических названий какой-либо определённой террито-рии»1.
В данном случае на занятиях происходит историко-просветительская работа, дети узнают следующее: ВИЗ - Верх-Исетский завод давал сталь для брони танков и самолётов, выпускал снаряды, мины, гранаты, детали для легендарных «катюш»; ЗИК -завод имени Калинина в годы войны выпустил 89 % зениток; Уралмаш - Уральский завод тяжёлого машиностроения выпускал бронекорпуса и башни танков (с октября 1942 года полный цикл производства танков), самоходные артиллерийские установки, миллионы корпусов реактивных снарядов для «катюш»; Турбинка - Уральский турбинный завод выпустил тысячи моторов для танковых двигателей. После такой подготовки, подкреплённой визуальным рядом (фотографии военных лет), дети более осознанно произносят выученный наизусть текст. «Педагоги неформально относятся к своей работе, объясняют ребятам слова, встречающиеся в тексте: ВИЗ, ЗИК, Урал-маш, Турбинка и др. Говоря о народном трудовом подвиге в годы Великой Отечественной войны, поэт Евгений Евтушенко очень точно назвал Свердловск «Сталинградом нашего тыла»; поэтому так важно не забывать, какими усилиями достигалась у нас здесь, на Урале. Наши социальные партнёры (детский сад № 511) -неравнодушные люди, они помогают детям разных национальностей узнавать о подвиге солдат и тружениках тыла большой страны - Союза Советских Социалистических республик, который разгромил нацизм.
«Урал - фронту!» - звучало гордо,
И пускай звучит до сих пор,
Чтобы каждый помнил, как вместе
1 Словарь иностранных слов. - 15-изд-е, испр. -М.: Рус. яз., 1988. С. 500.
Фронт и тыл давали отпор».
Не только военно-патриотическая, тема исторической памяти предлагается обучающимся разных образовательных учреждений, но и вполне мирная, сказочная, фантазийная.
Студенты-дизайнеры разных групп под руководством Тарасовой А.Г. готовили эскизы декораций и костюмов, а потом выполнили их из различных материалов для персонажей сказки «Как дракончик хвост потерял», всё наработанное передали в детский сад. Сегодня обсуждается творческий проект «От страниц книг к театральным подмосткам», считаем, что коллективу, который так заинтересованно ведёт детей от книжки к книжке, по силам будет поставить весёлую сказку. Так смело предлагается пьеса Снегирёвой М.В. «Как дракончик хвост потерял» потому, что во время фестиваля «Петрушка великий», автор получила дип-лом и премию, а пьеса была прочитана по ролям на творческой мастерской в Доме актёра (Екатеринбург). На её основе была подготовлена замечательная книга.
«Выпускная квалификационная работа А. Гриценко - большая книга со многими раскрывающимися страницами - получилась яркой, красочной, весёлой. При определённых обстоятельствах такая детская книга порадует главных адресантов - читателей, детей, родителей, педагогов»3. Пропаганда детских книг происходит с нашей стороны постоянно, это занятие мы находим очень увлекательным и социально значимым, поэтому сознательно привлекаем к сотрудничеству и студенческую молодёжь.
2 Детский сад комбинированного вида № 511 с доцентом кафедры ДПО подготовили мультфильм ко Дню космонавтики // Российский государственный профессионально-педагогический университет. [Электронный ресурс] URL: https://www.rsvpu.ru/ instituty/institut-gseo/kafedra-dpo/sobytiya-kafedry-dpo/detskij-sad-s-docentom-kafedry-dpo-podgotovili-multfilm-ko -dnyu-ko smonavtiki/
3 Компьютерный дизайн в иллюстрировании сказки-пьесы творческого проекта Гриценко Анастасии Института ГСЭО кафедры ИД // Российский государственный профессионально-педагогический университет. [Электронный ресурс] URL: https://www.rsvpu.ru/instituty/institut-gseo/arxiv-novostej-gseo/kompyuternyj-dizajn-v-illyustrirovanii-skazki-pesy/
Она показывает себя с неожиданной стороны, используя художественные приёмы, переданные наставниками и демонстрируя новые подходы, связанные с компьютерными технологиями.
«Студенты под руководством своих педагогов уже не первый год готовят разработки макетов книг, выбирают стилистику иллюстраций, работают с компьютерными программами, определяют размер и форму шрифтов, изготавливают объёмные иллюстрации, например, стихотворений, участвуют в полиграфических форумах, конференциях, выставках. Несколько студентов уже защитили дипломные работы (А. Гриценко, К. Рыжкова, А. Патрикеева и др.), создавая новый продукт - детскую книгу, проявив свои творческие способности и навыки, обретённые в стенах РГППУ»1. Подчеркнём, что все студентки на «отлично» защитили свои работы.
В сентябре 2019 года в Екатеринбурге состоялся I Уральский фестиваль детской и юношеской книги «Книжный полоз» (вновь отсылка к сказам П. Бажова, у него мы читаем про Золотого или Великого полоза). Фестиваль проходил на разных площадках, присутствовали на нем и представители РГППУ, чьи работы привлекли многочисленную детскую и взрослую аудиторию. Были представлены студенческие работы, их выполняли в разных техниках бумажного макетирования, объема и цветового решения. «На открытии фестиваля присутство-
Завершилась работа круглого стола «Современная детская литература: от традиций до инноваций» // Российский государственный профессионально-педагогический университет. [Электронный ресурс] URL: https://www.rsvpu.ru/ instituty/institut-gseo/kafedra-dizajna-interera/student-life/sovremennaya-detskaya-literatura-ot-tradicij-do-innovacij/
вали представители власти Свердловской области, а также Уполномоченный по правам человека Т.Г. Мерзлякова. Они сказали теплые слова присутствовавшим, подчеркнули роль книги в жизни каждого современного человека, традиции уральской писательской школы, и то, что фестиваль выступает связующим звеном между наследием классической русской литературы и поколением новых авторов и произведений»2.
Подводя итоги статьи, соотнеся написанное с целями, заявленными во вступлении, подчеркнём, что все проблемы с качеством медиаобразования, чтения, которые объективно имеются, решать придётся постоянно и долго. Следом за Е.М. Шульман, политологом, российским просветителем, автором книг, матерью 3 детей, мы готовы повторить: «Потребляйте информацию. Питайтесь информацией, она у вас отложиться. Это ваши убеждения. Расширяйте кругозор. Читайте справочную литературу. Читайте обзорные вещи. Учитесь сравнивать нужное с ненужным и отбрасывать ненужное»3. Е.М. Шульман сообщает, что россияне стали читать и писать больше, чем 20 лет назад, сама читает много, убеждена в пользе книг, продолжает покупать бумажные.
Литературная жизнь Урала сегодня интересна и разнообразна, но чтобы знакомиться в будущем с поэтами, прозаиками, публицистами и краеведами, их творчеством, надо вырастить любознательных читателей. Этим мы сейчас и заняты, работая с детсадовскими малышами, школьниками и студентами. Когда-нибудь потом они станут разбираться в литературоведческих терминах: сюжет, фабула, метафора, гипербола, эпитет, символизм, фольклор, конфликт, рифма, лирический герой, антитеза.... Надеемся, что наши маленькие соотечественники скоро подрастут и будут знако-
На пути к новой книге: РГППУ на Уральском региональном фестивале детской и юношеской книги
«Книжный полоз» космонавтики // Российский государственный профессионально-педагогический университет. [Электронный ресурс] URL: https://www.rsvpu.ru/instituty/institut-gseo/kafedra-dizajna-interera/xudozhniki-ekaterinburga-ix-master-klassy-vystavki/na-puti-k-novoj-knige/
3 Екатерина Шульман. Фан-группа // ВКонтакте -универсальное средство для общения [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/schulmann
миться, например, с антологией «Уральский меридиан», поражаясь, как много талантли-Усилия участников образовательных отношений, о которых сегодня было много сказано, должны быть осознанными и систематическими, так как без качественного образования нет культуры. По мнению Г.Е. Зборовского, «связь между образованием и культурой во все эпохи была наитеснейшей, причём настолько, что образование характеризовалось как часть культуры, её сторона. Эта связь реально настолько сильна, что в научной рефлексии иногда одно -образование - растворяется в другом -культуре»1.
1 Зборовский Г.Е. Образование как сфера межкультурного взаимодействия. Мультикульту-
вых людей живёт на родной земле, создающих общую культуру российского народа.
Нам близки идеи нашего земляка и большого учёного Гарольда Ефимовича Зборовского, всю жизнь посвятившего просвещению.
Наша деятельность в течение многих лет направлена на то, чтобы гуманизм отечественной литературы стал достоянием всех россиян, а также тех людей, которые видят в России свою вторую Родину.
ральная современность: Урал - Россия - Мир: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) Гуманитарного ун-та, 2-3 апреля 2009 года: Доклады /Редкол.: Л.А. Закс и др. в 2 т. - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2009. - Т. 2. С. 425.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бажов, П.П. Малахитовая шкатулка / Сост. И авт. предисл. Н.И. Савушкина. - М.: Просвещение, 1987. - 303 с.
2. Бажовская энциклопедия / Редакторы-составители В.В. Блажес, М.А. Литовская. -Екатеринбург: Изд-во «Сократ»; Изд-во Урал. Ун-та, 2007. - 640 с.
3. Буквы умные считать. Достижения российских школьников оценили по международным стандартам // «Коммерсантъ» [Электронный ресурс] ЦКЪ: ИйрвУ/'^^^котте-rsant.ru/doc/4762483
4. В Аликанте состоялась международная конференция «Двуязычный ребёнок в семье и в школе» // Фонд «Русский Мир». [Электронный ресурс] ЦКЪ: https://russkiymir.ru/ news/253950/
5. Детский сад комбинированного вида № 511 с доцентом кафедры ДПО подготовили мультфильм ко Дню космонавтики // Российский государственный профессионально-педагогический университет. [Электронный ресурс] иЯЬ: https://www.rsvpu.ru/ instituty/institut-gseo/kafedra-dpo/sobytiya-kafedry-dpo/detskij-sad-s-docentom-kafedry-dpo-podgotovili-multfilm-ko-dnyu-kosmonavtiki/
6. Екатерина Шульман. Фан-группа // ВКонтакте - универсальное средство для общения. [Электронный ресурс] ЦКЪ: https://vk.com/schulmann
7. Завершилась работа круглого стола «Современная детская литература: от традиций до инноваций» // Российский государственный профессионально-педагогический университет. [Электронный ресурс] ЦКЪ: https://www.rsvpu.ru/instituty/institut-gseo/kafedra-dizajna-interera/student-life/sovremennaya-detskaya-literatura-ot-tradicij-do-innovacij/
8. Зборовский, Г.Е. Образование как сфера межкультурного взаимодействия. Муль-тикультуральная современность: Урал - Россия - Мир: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) Гуманитарного ун-та, 2-3 апреля 2009 года: Доклады / Редкол.: Л.А. Закс и др. в 2 т. - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2009. - Т. 2. - 828 с.
9. Исакова, Т.Б. Актуальные проблемы медиаобразования в научных трудах и профессиональных изданиях // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: материалы XVI Международной научно-практической конференции: в 2 т. Том. 1. Гуманитарные и социальные науки, образование. Актуальные проблемы информатизации науки и производства. Актуальные проблемы экологии и охраны окружающей среды. - Тольятти, 2019. С. 113 - 117.
10. Исакова, Т.Б. Обзор зарубежных теорий медиаобразования // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. — 2018. — № 1. — Том 1. С. 115-120.
11. Исакова, Т.Б. Освещение проблем медиаобразования в научных трудах. Часть 1. Научные исследования в области медиаобразования в России в период 1960-2008 гг. // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2019. - № 2. - Том 2. С. 155-163.
12. Исакова, Т.Б. Освещение проблем медиаобразования в научных трудах. Часть 2. Научные исследования в области медиаобразования в России в период 2012 -2018 гг. // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2019. - № 4. - Том 1. С. 112-121.
13. Компьютерный дизайн в иллюстрировании сказки-пьесы творческого проекта Гриценко Анастасии Института ГСЭО кафедры ИД // Российский государственный профессионально-педагогический университет. [Электронный ресурс] URL: https://www.rsvpu.ru/ instituty/institut-gseo/arxiv-novostej-gseo/kompyuternyj-dizajn-v-illyustrirovanii-skazki-pesy /
14. Макович, Г.В. Сертификация выпускников высших учебных заведений как путь преодоления разрыва между профессиональными и образовательными стандартами // Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы : Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета, 7-8 апреля 2015 года : доклады / редкол. Л.А. Закс и др. - Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2015. - 508 с.
15. Малахитовая Шкатулка: В поисках новых ключей: Путешествие со сказами Бажова / Авт. очерков А.П. Черноскутов, Ю.В. Шинкаренко. - Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2004. - 464 с.
16. МВД: В 2020 году в России снизилось число мигрантов // Интернет-портал «Российской газеты». [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2020/12/16/mvd-v-2020-godu-v-rossii-snizilos-chislo-migrantov.html
17. На пути к новой книге: РГППУ на Уральском региональном фестивале детской и юношеской книги «Книжный полоз» космонавтики // Российский государственный профессионально-педагогический университет. [Электронный ресурс] URL: https://www.rsvpu.ru/ instituty/institut-gseo/kafedra-dizajna-interera/xudozhniki-ekaterinburga-ix-master-klassy-vystavki/na-puti-k-novoj -knige/
18. Открытый областной конкурс артбуков «Пусть всегда будет солнце!» // ГБУК СО Свердловская областная библиотека им. В.П.Крапивина. [Электронный ресурс] URL: https://drive.google.com/file/d/12qRdbZlwiiYL0HnR292_Vt028Arp1mV0/view?fbclid=IwAR0P7 xGj3SU6CFAMA2H4Joew6M-0hj2okQLB anH6Zhw4WwPz--ZqxzUjVKY
19. Сказы и сказки. На основе графики художника, иллюстратора и аниматора В. Наза-рука. / Сост. М. Малыгина. - Екатеринбург: ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2016. - 136 с.
20. Сказы П. Бажова Выпуск 1. 16 открыток. М., Просвещение, 1985.
21. Словарь иностранных слов. - 15-изд-е, испр. - М.: Рус. яз., 1988. - 608 с.
22. Социокультурная адаптация и интеграция воспитанников дошкольных образовательных организаций из семей мигрантов. Сборник эффективных педагогических практик работников дошкольных образовательных организаций / Автор-сост. О.Д. Смирнова. - Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. - 73 с.
23. Число букв. Литературно-творческая педагогика сегодня: цели, задачи, возможности // Свердловская областная общественная организация «Ассоциация писателей Урала». [Электронный ресурс] URL: https://aspur.ru/chislo-bukv-literaturno-tvorcheskaya-pedagogika-segodnya-celi-zadachi-vozmozhnosti/
24. The Malachite casket // The Malachite casket book. [Электронный ресурс] URL:https://cukytiliwyfesaxyl.mirrortr.com/the-malachite-casket-book-26972mt.php
25. Pearn, M. A., Kandola, R.S. Job Analysis: A managers guide. Second edition. London Institute of Personal Management, 1993. - 228 p.
Дата поступления: 10.04.2021