ЮРИДИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ. 2013. № 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ==
УДК 341.231.14
Васильев А.М.*, Васильева Н.А.**
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Васильев А.М., Васильева Н.А. Региональные институты защиты прав человека. - Статья .
В данной статье мы попытались рассмотреть важный институт для человека - это защита его прав и интересов. Ежегодно в Европейский суд подается большое количество заявлений, которые часто остаются рассмотрены не объективно, поэтому мы попытались это проанализировать .
Ключевые слова: закон, право, суд, заявление, конвенция, комитет.
Vasiliev A.M., Vasilieva N.A. Regional institutions for the protection of human rights. - Article .
In this article we tried to consider the important institution for a person that is the protection of his rights and interests . Every year a great number of suits are filed to the European Court, and often are not objectively considereded, therefore we tried to analyze this.
Keywords: law, jurisprudence, the court, suit, the Convention, the Committee .
Васильєв О.М., Васильєва Н.О. Регіональні інститути захисту прав людини. - Стаття .
Анотація . У даній статті ми спробували розглянути важливий інститут для людини - це захист її прав та інтересів . Щорічно в Європейський суд подається велика кількість заяв, які часто залишаються розглянуті не об'єктивно, тому ми спробували це проаналізувати .
Ключові слова: закон, право, суд, заява, конвенція, комітет.
Первой успешной региональной системой стала Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также созданные в соответствии с ней институты [1, с. 42-62].
Конвенция была принята 4 ноября 1950 г. государствами-членами, входящими в Совет Европы, и вступила в силу
3 сентября 1953 г. В настоящее время все государства-члены Совета Европы являются участниками этой Конвенции . В Конвенции закреплены основные права и свободы человека, перечень которых не повторяет права, имеющиеся в тексте Всеобщей декларации прав человека Кроме перечисления прав в Конвенции предусмотрено и
создание механизмов контроля за ее выполнением. В настоящее время Европейская конвенция считается наиболее удачным примером функционирования региональной системы защиты прав человека.
Контроль за выполнением положений Конвенции был поделен между тремя органами: Европейской комиссией по правам человека, Европейским судом по правам человека и Комитетом Министров Совета Европы, который состоит из министров иностранных дел государств-членов или их представителей [2, с. 42].
До реформы Европейской системы зашиты прав человека жалобы за нарушения прав человека рассматривались Европей-
* Васильев Алексей Михайлович - профессор кафедры уголовного права, процесса и криминалистики КубГУ филиал в г. Тихорецке, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, г. Армавир, Краснодарский край, Россия .
** Васильева Наталья Александровна - преподаватель кафедры философии, права и социальногуманитарных дисциплин Армавирской государственной педагогической академии (АГПА), г. Армавир, Краснодарский край, Россия
ской Комиссией по правам человека, которая выносила решения об их приемлемости Если дружественное урегулирование спора достичь не удавалось, то Комиссия готовила доклад, в котором излагались факты и заключение по существу дела, после чего доклад передавался Комитету Министров. Заинтересованное государство-участник, признавшее обязательную юрисдикцию Суда, или Комиссия могли в трехмесячный срок после передачи доклада в Комитет Министров поставить вопрос о рассмотрении дела в Суде [1, с. 62].
Если дело не направлялось в Суд, то Комитет Министров решал вопрос о нарушении европейской Конвенции в каждом отдельном случае, присуждая при необходимости соответствующую компенсацию, также в задачу Комитета входил контроль за исполнением решений Суда
Начиная с 1980 года и по настоящее время происходит постоянный рост количества передаваемых на рассмотрение Суда дел Проблема стала еще более острой после присоединения новых, восточноевропейских государств-участников .
Увеличение количества заявлений и дел потребовало поиска новых действенных форм работы контрольных органов Конвенции. После длительных споров было принято решение пересмотреть всю систему защиты прав человека, создав единый постоянный Суд. Основная идея заключалось в том, чтобы упростить механизм, сократить сроки рассмотрения заявлений и дел
Принятый в 1996 г. Протокол № II, направленный на реформирование Европейской системы защиты прав человека, для вступления в силу потребовал ратификации его всеми государствами-участниками Через год после последней ратификации, которая состоялась в октябре 1997 г., начался подготовительный этап, который продлился один год В течение этого срока состоялись выборы судей, а также проведен ряд организационных мероприятий, в том числе и по процедурным вопросам
функционирования Суда, что привело к принятию новых правила процедуры
Европейский суд по правам человека состоит из судей, число которых равняется числу государств-участников . Судьи избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы простым большинством голосов сроком на шесть лет Они заседают в Суде в своем личном качестве и не представляют собой государства [3, с 179]
В соответствии с правилами, Суд разделен на четыре секции, в которых представлены все географические регионы, а также соблюден гендерный баланс и обеспечено представительство основных правовых систем Секции возглавляются Президентами В каждой из секций на один год создаются Комитеты, состоящие из трех судей Комитеты являются важным элементом новой структуры, так как ответственны за работу, которую раньше в основном выполняла Европейская комиссия [4, с. 237].
Внутри каждой секции формируются секционные Палаты из семи членов, функционирующие по принципу ротации, в которые входит президент секции, судья, избранный от государства, являющегося стороной в деле Он считается членом данной Палаты и так называемой Большой Палаты Суда [5, с 49]
Большая Палата состоит из 17 судей, создается на сроком на три года Кроме официальных членов - президента, вицепрезидентов и президентов секций - Большая Палата формируется за счет ротации двух групп, которые меняются каждые девять месяцев . Эти группы формируются с учетом географического баланса и отражают различные правовые традиции
Любое из государств-участников или индивид может подать жалобу в Суд по поводу нарушения положений Конвенции Процедура работы Суда является состязательной и публичной, если секционная Палата или Большая Палата не решат, что необходимо рассмотреть дело на закрытом заседании
Решения принимаются в Палатах простым большинством голосов. На протяжении трех месяцев после принятия решения любая из сторон может потребовать рассмотрения дела Большой Палатой, но при условии, если вопрос затрагивает интерпретацию положений Конвенции или представляется важным по каким-либо другим причинам . Все решения Суда носят обязательный характер для государств-участников. Ответственность за исполнение решений лежит на Комитете Министров Совета Европы.
В настоящее время ученые-международники предпринимают попытки проанализировать ход реформы Европейской системы защиты прав человека. Так, например, Г. Е . Лукьянцев, анализируя статистику деятельности Европейского Суда по правам человека пришел к выводу о том, что «процесс реформирования идет трудно, и ощутимого уменьшения нагрузки на Суд пока достичь не удалось». По его мнению, проблема заключается в том, что «контрольный механизм по Европейской конвенции приводится в действие уже после того, как нарушение прав человека имело место Отсутствует какой-либо предупредительный, превентивный механизм, который бы решал проблему недопущения нарушений прав и свобод человека» [6, с. 98]. С этой позицией трудно не согласится, и именно поэтому происходит пробуксовка реформирования Европейской системы защиты прав человека. В этой связи можно рассматривать резолюцию Комитета Совета Европы от 7 мая 1999 г., в которой была учреждена должность Комиссара по правам человека Совета Европы как действие на пути преодоления существующих трудностей в действенном функционировании Европейской системы защиты прав человека
Еще одной региональной системой защиты прав человека, представляющей практический интерес, является Межамериканская система защиты прав человека. Эта система была сформирована на основе
двух международно-правовых источников: Устава Организации Американских Государств и Американской конвенции по правам человека Механизмы, входящие в Межамериканскую систему защиты прав человека, имеют различную историю и статус в зависимости от правовой основы, на которой они создавались Сложившийся механизм прав человека в этом регионе представляется возможным анализировать в двух уровнях - эта система, которая созданна на основе Устава Организации Американских Государств, и система Американской конвенции по правам человека Межамериканская конвенция представляет собой особый документ, отличающий ее от других подобных универсальных и региональных договоров . Так, например, статья 4, п . 1 предусматривает, что право на жизнь защищается законом и, «как правило, с момента зачатия» [7, с. 94]. Особенностью данного документа является еще и то, что в отличие от Международного пакта о гражданских и политических правах в нем закреплены такие права как право на защиту собственности, свободу от изгнания и коллективного выдворения иностранцев Конвенция содержит и право на опровержение или право на убежище, которые отсутствуют в Международном пакте о гражданских и политических правах, а также и в Европейской конвенции о правах человека и основных свободах
Важным отличием Американской конвенции от других международных актов в области прав человека является еще и то, что обязательным следствием ее ратификации является признание права любого лица или группы лиц, или любой неправительственной организации подать в Комиссию петицию, содержащую обвинения или жалобу о нарушении положений Конвенции (ст. 44). И наоборот, в отношении межгосударственных жалоб Конвенция предполагает только факультативную возможность признания компетенции Комиссии в этой области [8, с. 736].
Американская конвенция не содержит социально-экономические права, например, право на образование Единственное упоминание о них заключено в статье 26, в которой в качестве прогрессивного требования государства-участники обязуются предпринимать посредством законодательных или иных подходящих мер шаги с целью достижения прогресса в области реализации прав, включенных в экономические, социальные, образовательные, научные и культурные стандарты в Хартии ОАГ в редакции Протокола, принятого в Буэнос-Айресе
Еще одной особенностью Конвенции является так называемая федеральная оговорка [8, с . 737]. В соответствии с ней «при федеративной форме государственного устройства правительство государства-участника применяет все положения Конвенции в отношении тех субъектов, на которые оно распространяет свою законодательную и судебную юрисдикцию», т. е . для федеративных государств обязательства по Конвенции могут иметь территориальные ограничения в отличие от унитарных государств
Согласно Межамериканской конвенции в Межамериканский суд прав человека могут быть избраны граждане любого государства-члена Организации Американских Государств, даже если эти государства не являются участниками Конвенции Суд состоит из семи судей, которые избираются Генеральной Ассамблеей ОАГ абсолютным большинством голосов-участников Конвенции. Таким образом, процесс избрания членов Суда заметно отличается от процесса избрания Комиссии, где все государства-члены ОАГ имеют право голоса, что отражает различную правовую природу этих механизмов защиты прав человека
Юрисдикция Суда охватывает все споры, которые относятся к толкованию и применению положений Конвенции, переданные ему при условии, что государства-стороны спора признали либо признают
такую юрисдикцию в соответствии с условиями, изложенными в статьях 61-62 настоящей Конвенции Направлять дело в Суд могут только государства-стороны спора и Комиссия, а государство, против которого оно было направлено, должно сделать соответствующее заявление о признании компетенции Суда рассматривать такие дела Отличие Конвенции состоит еще и в том, что индивиды как субъекты международного права лишены возможности обращаться непосредственно в Суд
В статье 64 Конвенции государствам-членам предоставляется право Организации и органам ОАГ в рамках их компетенции обращаться в Суд за консультативными заключениями по вопросам толкования Конвенции или других договоров, которые касаются защиты прав человека в американских государствах Консультативное заключение может подготовить Суд относительно совместимости любого из его национальных законов с международными процедурами, касающимися защиты прав человека в американских государствах Американская конвенция предоставляет широкие возможности по сравнению с другими международными документами, предусматривающими возможность получения консультативного заключения от подобного судебного органа В то же время индивидам и организациям дано право подавать жалобу о нарушении прав человека в Комиссию, не являясь прямой жертвой такого нарушения, что закреплено в статье 44 Конвенции [7]
В Конвенции предусмотрены обычные требования к приемлемости сообщений, которые подаются в Комиссию, такие как: средства внутренней судебной защиты должны быть исчерпаны и сообщение не может быть предметом рассмотрения другой международной процедуры (ст. 46), оно должно соответствовать и некоторым другим условиям Сообщение может быть признано неприемлемым, если оно не соответствует требованиям ст 46 или не со-
держит фактов, которые ведут к установлению нарушения прав, гарантированных Конвенцией, или если оно вообще безосновательно (ст. 47).
Еще одной региональной системой является Африканская система защиты прав человека. Для понимания особенностей формирования регионального режима прав человека в Африке следует учитывать колониальное прошлое африканских народов и повышенную чувствительность государств данного континента к внешнему вмешательству Принятый в 1953 г. Устав Организации Африканского Единства, к которому присоединились в настоящее время практически все государства Африки, прямо говорит о идее «единства и солидарности» африканских государств (ст. II (1). Данная политическая ориентация повлияла на то, что большинство стран Африки, в основном, не поднимают проблемы соблюдения прав человека в других странах континента, рассматривая их как вопросы, которые могут негативно повлиять на «единство и солидарность» всех государств Африки [8, с. 742]. Ярким примером невмешательства во внутренние дела Африканских государств является и то, что ни одно африканское государство за исключением Танзании не осудило кровавый режим Иди Амина в Уганде
XVIII Ассамблея глав государств и правительств Организации Африканского Единства в июне 1981 г приняла Африканскую Хартию прав человека и народов, которая стала первой конвенцией по правам человека на Африканском континенте Таким образом, Африка стала третьим регионом в мире, в котором имеется своя система защиты прав человека В отличие от двух других региональных систем, африканская система не предполагает создание регионального суда по правам человека Конвенция предусматривает только учреждение Африканской комиссии по правам человека с полномочиями рассматривать межгосударственные и инди-
видуальные жалобы. Объем полномочий Комиссии не до конца прояснен Возможно, он будет конкретизирован в процессе дальнейшей практической работы Анализ текста Африканской Хартии, в то же время показывает, что упор делается, прежде всего, на дружественное разрешение споров по поводу нарушения прав человека в Африканских государствах
Подводя итог рассмотрению региональных систем защиты прав человека как необходимого элемента, следует отметить, что общим недостатком является их слабая имплементационная подсистема Самая действенная присуща Европейской системе защиты прав человека, но а в Африканской она практически отсутствует В рамках государств СНГ была разработана и даже подписана рядом государств Конвенция о защите прав человека в СНГ, но она является по существу «неработающем документом», который так и не был реализован на практике
В то же время уже давно назрела необходимость создания самостоятельного регионального режима защиты прав человека в Азии, но политическая воля государств этого региона может быть реализована в конкретных институтах и процедурах.
Следует отметить, что создание региональных режимов в области прав человека не привело к заметному размыванию универсальных международных стандартов в области прав человека; хотя ряд важных положений этих договоров был уточнен и дополнен с учетом региональной специфики Для дальнейшего повышения эффективности региональных структур защиты прав человека необходимо, на наш взгляд, более активно взаимодействовать как между собой, так и с универсальным режимом международных конвенций по правам человека в рамках ООН Такое взаимодействие могло бы усилить и существенно расширить опыт создания международной системы защиты прав человека
Список литературы
1. Карташкин В .А. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и становление правового государства в России / В .А. Карташкин // Права человека и политическое реформирование - М : Институт государства и права РАН, 1997. - С . 42-62.
2. Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека Практика Совета Европы / М Л Энтин - М : Междунар отношения, 1992. - 240 с.
3. Чефранова Е .А. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод / Е А Чефранова - М , 2001
4 . Туманов В . А. Европейский Суд по правам человека / В А Туманов - М : Норма, 2001,- 304 с.
5 Тиунов О И Международно-правовые стандарты прав человека: развитие и характерные черты / О.И. Тиунов // Российский юридический журнал - 2001 - № 4 -С . 40-49.
6 . Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв редактор Е . А . Лукашева. - М .: Норма, 2005. - 462 с .
7 . Лукашук И. И. Нормы международного права в международной нормативной системе / И И Лукашук - М : Спарк, 1997 -322 с
8 . Международные акты о правах человека Сборник документов / Сост и авторы вступительной статьи Карташкин В А и Лукашева Е .А. - М .: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - 784 с.
УДК 341.231. 14
Гришина Е.П.*, Саушкин С.А.**
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ О НАЦИОНАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ СУДОПРОИЗВОДСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
РОССИИ
Гришина Е.П., Саушкин С.А. Международные нормативные источники о национальном языке судопроизводства: понятие, виды, значение для правовой системы России. - Статья.
Статья посвящена современным проблемам международно-правового регулирования и имплементации международных стандартов и принципов защиты лиц, не владеющих языком уголовного судопроизводства, национальной правовой системой России .
Ключевые слова: международные нормы, Конституция РФ, принцип национального языка судопроизводства, международные нормативные правовые акты, переводчик, лицо, не владеющее языком уголовного судопроизводства
Grishina Ye.P., Saushkin S.A. International normative sources on national language of proceedings: the notion of importance to the legal system of Russia. - Article .
* Гришина Екатерина Павловна - доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса Московского государственного гуманитарного университета им . М .А. Шолохова, кандидат юридических наук, доцент, г. Москва, Россия.
** Саушкин Сергей Анатольевич - доцент кафедры правового регулирования и экономики таможенного дела Юридического института Московского университета путей сообщения (МИИТ), кандидат юридических наук, доцент, г Москва, Россия