УДК 336.64
И.А. Рудская
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ*
В современных условиях решающим фактором успеха инновационной деятельности становится взаимодействие ее участников на межгосударственном, государственном и региональном уровнях. Это нашло свое теоретическое подтверждение и практическое воплощение в разработке и введении в практику государственного регулирования и государственной поддержки инновационных процессов таких понятий, как «национальная инновационная система» (НИС) и «региональная инновационная система» (РИС).
Необходимость перемещения фокуса инновационной политики с корпораций и государственных институтов на развитие взаимодействия между участниками обусловлена изменением факторов конкурентоспособности и, прежде всего, глобализацией, способствующей распространению парадигмы «открытых инноваций». Основная идея, развиваемая последователями концепции «открытых инноваций», заключается в том, что «современная организация не может осуществлять инновации в изоляции от других. Ей нужно взаимодействовать с разными типами партнеров, для того чтобы черпать идеи и ресурсы из внешнего окружения и оставаться конкурентоспособной».
В разных странах и регионах организация инновационной деятельности различна с точки зрения государственной политики, а также взаимоотношений вовлеченных в инновационный процесс институтов. Различия, позволяющие делать заключения относительно национальных особенностей организации инновационной деятельности, обусловливают применение концепции национальных инновационных систем.
Концепция национальных инновационных систем активно разрабатывается в мире. Так, начиная с 1990-х гг., она рассматривалась в трудах Б. Лундвалла, Р. Нельсона, К. Фримена и др.
Проанализировав различные взгляды ученых и экономистов на проблему, сгруппируем основные компоненты национальной инновационной системы:
- сеть институтов в государственном и частном секторах экономики, взаимодействие которых создает и способствует распространению новых технологий на национальном уровне и на уровне предприятия;
- взаимоотношения между производителями и потребителями новых знаний в пределах одной страны;
- высокая степень неопределенности выбора перспективных направлений, что делает неэффективным централизованное управление. Механизм же свободного рынка обеспечивает многочисленные источники инициатив, перераспределение ресурсов и конкуренцию.
Инновационная система формируется под влиянием множества объективных для данной страны факторов, таких как размеры страны, наличие природных и трудовых ресурсов, особенности исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Кроме того, для каждой НИС характерна определенная структура и некоторая степень упорядоченности, предполагающие достаточную стабильность институционального взаимодействия (при этом в каждой стране складывается национальная конфигурация национальных элементов).
Структура национальной инновационной системы включает в себя государственные и частные
* Работа поддержана Министерством образования и науки Российской Федерации (государственный контракт № 14.740.11.0215).
4
Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2012. Экономические науки
организации, чья деятельность и взаимодействие инициируют, модифицируют и распространяют новые технологии. В системе должна учитываться мотивация отдельных экономических субъектов и в то же время их совместная деятельность на всех стадиях инновационного процесса. Важное значение в инновационном процессе приобретают отношения, связи между отдельными субъектами как внутри страны, так и на международном уровне. В случае плохой способности к взаимодействию участники инновационной деятельности могут серьезно замедлять процесс инновационного развития. Эффективность функционирования национальной инновационной системы зависит от того, насколько активно в нее будут вовлечены как разработчики прорывных идей, так и сферы производства, власти и бизнеса.
Особой составной частью национальной инновационной системы является инновационная инфраструктура, институты и организации которой содействуют переводу научных результатов в коммерческие продукты. Наличие такой инфраструктуры - одно из принципиальных
положений построения национальных инновационных систем в развитых странах мира. Инновационная инфраструктура представляет собой совокупность подсистем, обеспечивающих доступ к ресурсам и способствующих созданию и реализации инноваций участниками инновационной деятельности.
Структура НИС представлена на рис. 1 [8]. Национальные инновационные системы различных стран существенно отличаются друг от друга (например, основой НИС США является инновационная деятельность частного бизнеса, в Европе же традиционно сильны государственные структуры). Единая методология их формирования не разработана. Помимо разной методологии формирования, следует отметить и разную эффективность национальных инновационных систем. Эти различия наиболее ярко проявляются «в способе и скорости, с которой обнародуются, признаются, подхватываются, оцениваются и выходят на рынок новейшие научно-технические достижения, в зависимости от их экономической значимости».
Спрос
Конечные потребители (население). Промежуточные потребители (предприятия)
Сектор промышленности
Крупные предприятия
1 г 1
Зрелые малые и средние предприятия
1 1
Старт-апы
ч
Е
о л
оы нр
и <ц
и й т о
у а
§ю
и
н
д
е р
с
о По
11
Профессиональное образование
Высшее образование * 1
Фундаментальные и прикладные исследования
Внешняя бизнес-среда
Финансовые институты. Налогообложение, льготы. Предпринимательская культура и т. д.
Сектор генерации знаний
Государственный сектор
Государственная инновационная и промышленная политика
Государственное и региональное управление
I
Государственное и региональное регулирование
Инфраструктура
Венчурный капитал
Патентные бюро
Фонды поддержки
Стандарты и нормы
Рис. 1. Структурные элементы национальной инновационной системы [8]
В отличие от концепции национальных инновационных систем, где сложилась достаточно четкая терминология, устойчивого понимания того, что представляют региональные инновационные системы, среди теоретиков и практиков инновационной деятельности не сложилось, хотя большинство исследователей признает, что именно регионы конкурируют сегодня за инновационный капитал и на рынках инновационной продукции. В целом под региональной инновационной системой понимается система государственных, общественных и частных организаций и отношений между ними в области создания, использования и трансфера новых знаний и технологий. Существование системы возможно в том случае, если это взаимодействие устойчиво и эффективно, т. е. приводит к формированию в регионе особых форм общественных отношений, норм, ценностей - интеллектуального капитала, а также финансового капитала, направленного на поддержку инновационной деятельности и повышение конкурентоспособности региона.
По нашему мнению, региональная инновационная система состоит из тех же компонентов, что и национальная. Однако организации в рамках региональной инновационной системы действуют в пределах определенного региона, а следовательно, целями развития такой системы должны быть цели, прежде всего, значимые для данного региона.
Основная задача РИС заключается в создании условий для постоянного возникновения и успешного развития новых инновационных проектов, направленных на реализацию конкурентных преимуществ региона.
В России исследования инновационных процессов проводились в различных регионах. В частности, проведено исследование инновационного потенциала регионов Сибири. В качестве сложившихся инновационных регионов в России авторы данной и других работ отмечают Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Самарскую, Нижегородскую, Калужскую, Свердловскую, Челябинскую, Новосибирскую, Воронежскую, Томскую области. Авторы проекта Стратегии инновационного развития «Инновационная Россия - 2020» также
выделяют успешные инновационно-активные субъекты Российской Федерации (регионы), относя к ним Санкт-Петербург, Новосибирскую, Томскую области, Республики Татарстан и Мордовию. Объем поддержки инновационных процессов в российских и зарубежных РИС представлен в следующей таблице.
Годовой объем поддержки инновационной деятельности предприятий за счет грантового и долевого финансирования
Регион (страна) Всего, млн долл. На душу населения, долл.
Россия в целом1 66,0 0,50
Республика Татарстан2 7,3 1,90
Калужская область 0,97 0,96
Томская область 6,25 5,98
Республика Мордовия 0,83 1,0
Красноярский край 1,65 0,58
США (SBIR)3 2000,0 6,50
Финляндия (TEKES) 429,0 81,0
Ирландия (Enterprise Ireland) 310,0 74,0
Источники : Всемирный банк, Эксперт-РА.
Следует учитывать, что под регионом подразумеваются и территории равного уровня административного подчинения, и территории с устойчивыми историческими и культурными особенностями. Границы региона и региональной инновационной системы в некоторых случаях могут охватывать несколько стран. Но применительно к нашей стране принято под регионом подразумевать субъекты Российской Федерации.
Для оценки эффективности региональной инновационной системы предлагается использовать следующие критерии.
1. Качество инновационной стратегии субъекта РФ и ее реальное выполнение.
2. Доступность налоговых льгот для инновационных предприятий.
1 Данные за 2011 г.
2
Данные за 2005-2010 г.
3
Данные по зарубежным странам за 2008 г.
3. Эффективность использования созданной с привлечением федеральных средств инновационной инфраструктуры.
4. Эффективность работы малых инновационных предприятий, созданных, в том числе, по закону 217-ФЗ, т. е. на основе кооперации университетов и инициаторов инновационных проектов.
5. Существование региональных инновационных кластеров и их нацеленность на экспорт продукции.
Выполнение этих условий невозможно без формирования в регионах ключевых элементов инновационной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура является основой региональной инновационной системы, позволяющей обеспечить развитие кадровой, финансовой, организационной и информационной подсистем региональной инновационной системы (рис. 2). Эффективная (способствующая технологическому трансферу, извлечению прибыли и повышению доходов бюджета) деятельность ключевых элементов инфраструктуры обусловливает и появление других организаций, выполняющих производственные услуги (инжиниринговые фирмы), деятельность по продвижению инноваций (маркетинговые, рекламные агентства), оказывающие консультационные услуги, т. е. полноценному функционированию региональной инновационной системы.
Сегодня в наиболее развитых с точки зрения инновационного потенциала российских регионах имеются все необходимые элементы инновационной инфраструктуры, а также весь присущий развитым странам набор инструментов поддержки инновационной деятельности. Так,
в Томской области, начиная с 2002 г., создано 13 офисов коммерциализации технологий во всех вузах и НИИ региона. В Калужской области работают четыре инновационных бизнес-инкубатора, причем работают эффективно, т. е. налоговые поступления в бюджет региона от размещенных в бизнес-инкубаторах компаний полностью покрывают расходы из бюджета области на создание таких структур.
Однако в целом по стране эффективность функционирования этих инструментов остается низкой. Остаются не решенными три ключевые задачи функционирования региональной инновационной инфраструктуры:
1. Поддержка и обеспечение финансированием инновационных проектов, находящихся в «долине смерти» (проектов на ранней стадии развития, которым требуются инвестиции в объеме от 2 до 25 млн р.). Как показывают расчеты, проведенные агентством «Эксперт-РА», для инновационных предприятий доступность финансирования, обеспечиваемого региональными инновационными программами (включая региональные венчурные фонды) составляла 5-20 %, что существенно ниже подобного показателя в Европе и США (45-60 %).
2. Конкурсная поддержка уже действующих инновационных предприятий, направленная на повышение эффективности функционирования РИС. В настоящий момент такие субсидии распределяются пропорционально среди всех компаний, подающих заявки, т. е. распределение субсидий не имеет экономического обоснования. То же касается и финансирования элементов инновационной инфраструктуры, в том числе технопарков и бизнес-инкубаторов.
Функции инфраструктуры
Элементы инфраструктуры
Информационная Центры технологического трансфера
г=Ц
Организационная Бизнес-инкубаторы (ИТЦ)
-
Кадровая Технологические парки
Финансовая Фирмы венчурного капитала
Рис. 2. Функции элементов региональной инновационной инфраструктуры
3. Отсутствует система поиска и поддержки, обучения предпринимателей в инновационной сфере. Последняя проблема связана, прежде всего, с неправильным пониманием в большинстве регионов задач функционирования такого элемента региональной инфраструктуры, как бизнес-инкубатор, который очень часто воспринимается не как пакет услуг для начинающих предпринимателей, а как место, где последние могут арендовать помещения на льготных условиях, либо как своеобразный девелоперский проект.
Таким образом, в российских регионах в настоящее время существуют разные условия для формирования региональных инновационных систем.
С экономической точки зрения критерием эффективности функционирования региональных инновационных систем следует считать рост добавленной стоимости в валовом региональном продукте. Учитывая то, что с позиций современных концепций финансового менеджмента для предпринимательских структур важна максимизация ценности, можно рассматривать эффективность региональной инновационной системы с позиций роста совокупной ценности предприятий региона. Эта ценность будет создаваться, в первую очередь, за счет приращения интеллектуального капитала региона. С позиций государства эффективность региональной инновационной системы будет выражаться в превышении доходов (налоговых поступлений) бюджета над государственными расходами и инвестициями в создание элементов инновационной инфраструктуры.
Поскольку инновационная деятельность характеризуется протяженностью во времени, высоким риском и потенциально высокой доходностью, целесообразно рассматривать эффективность функционирования РИС с позиций оценки эффективности инвестиций.
Основным показателем эффективности функционирования региональной инновационной системы будет положительное значение чистой текущей стоимости КРУШБ совокупности реализуемых в регионе инновационных проектов:
КРУК15 > 0. (1)
Так как чистая текущая стоимость является суммой дисконтированных положительных и отрицательных денежных потоков за период времени, то можно переписать формулу (1) следующим образом:
£ Я (1 + ку _£ сг (1 + к)-' > 0, (2)
г = 0 г = 0
где Я1 - доходы (положительные денежные потоки) от реализации инновационных проектов; С - затраты, связанные с реализацией инновационных проектов; к - требуемая ставка доходности.
При этом доходы от реализации инновационных проектов можно разделить на две категории: доходы регионов (ОЯ) и доходы предприятий и организаций, вовлеченных в процесс создания и коммерциализации инноваций (СЯг).
Доходы регионов рассматриваются как суммарные поступления налогов в бюджеты регионов от функционирования инновационно-активных предприятий и организаций инновационной инфраструктуры, действующих на коммерческой основе:
т т N
£ ОЯ = ££ тр, (3)
г = 0 г = 01 = 1
где N - количество инновационно-активных предприятий и организаций инновационной инфраструктуры; Тр' - налоговые платежи по годам инновационно-активных предприятий.
Доходы от реализации инновационных проектов для предприятий - участников региональной инновационной системы складываются из двух элементов: доходов от продаж продукции, созданной на основе инновационных технологий (5), и поступлений от лицензирования объектов интеллектуальной собственности (роялти и паушальных платежей, Ь):
т т N т
£ СЯ = ££ 5' + £ Ь. (4)
г = 0 г = 01 = 1 г = 0
Затраты предприятий на реализацию инновационных проектов (СС) образуются как суммарные расходы на выплату роялти и паушальных платежей (ЬС), а также собственно инвестиционные
Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2012. Экономические науки
затраты (исследования и разработки, приобретение оборудования, наем персонала, инвестиции в оборотный капитал и др., 1С) и операционные (текущие) издержки, РС:
т т т т
Е ссг = £ С + Е РС + £ Щ. (5)
г = 0 г = 0 г = 0 г = 0
Затраты регионов (ОС) связаны с инвестициями в создание организаций инновационной инфраструктуры (К), финансированием отдельных видов деятельности инновационных предприятий (№ ) и налоговыми льготами инновационным предприятиям и организациям инновационной инфраструктуры (ТЯ):
^ОС, = Т1Б1 + ТЩ + . (6)
г = 0 г = 0 г = 0 г = 0
Применение данного критерия требует решения ряда методических проблем, связанных с выбором ставки доходности, а также с определением сроков существования предприятий и проектов. Естественно предположить, что срок существования региональной инновационной системы бесконечен, в то время как сроки конкретных проектов строго определены. Что касается ставки доходности, необходимо учитывать разные интересы и, соответственно, разные требования инвесторов и органов регионального управления в ставках доходности. Однако в целом данный критерий, как представляется, отвечает целям всех участников региональной инновационной системы и позволяет адекватно отразить требования к ее эффективности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гневко, В.А. Вопросы теории и практики регионального стратегического управления [Текст] / В.А. Гневко, В.Е. Рохчин // Пространственная экономика. - 2006. - № 4. - С. 101-115.
2. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики [Текст] : учебник / А.Г. Гранберг. - 4-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2004. - 495 с.
3. Миндич, Д. Запустить инновацию в регион [Текст] / Д. Миндич // Эксперт. - 2011. - № 27. - С. 58-61.
4. Опыт формирования зон инновационного роста: достижения и ошибки [Текст]. - М.: Эксперт-РА, 2011.
5. Проект стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eco-nomy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc201 01231_016]
6. Унтура, Г.А. Инновационные стратегии регионов: критерии и показатели для оказания федеральной поддержки [Текст] / Г.А. Унтура // Инновационная политика и законодательство в Европейском Союзе и на Украине: формирование, опыт, направления сближения: матер. Междунар. симпозиума. - Киев: Феникс, 2011.
7. Унтура, Г.А. О сочетании Стратегии инновационного развития России и стратегии развития региональных субъектов [Текст] / Г.А. Унтура // Проблемы регионального и муниципального управления :
сб. науч. тр. / под ред. А.С. Новоселова. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2011. - С. 35-56.
8. Хайдрих, В. Импульсы роста для учреждения предприятий, ориентированных на высокие технологии, - инновационные модели партнерства с высокой динамикой процесса [Текст] / В. Хайдрих // Инновации. - 2003. - № 2/3 (59/60). - С. 107-115.
9. Chesbrough, H. Open Innovation: The New Imperative for Creating and Profiting from Technology [Text] / H. Chesbrough. - Boston: Harvard Business School Press, MA, 2003.
10. Doloreux, D. Regional innovation systems in the periphery: the case of the Beauce in Quebec (Canada) [Text] / D. Doloreux // International Journal of Innovation Management. - 2003. - 7(1). - P. 67-94.
11. Gertler, M.S. Tacit knowledge and the economic geography of context, or the undefinable tacitness of being (there) [Text] / M.S. Gertler // Journal of Economic Geography. - 2003. - 3(1). - P. 75-99.
12. Laursen, K. Open for innovation: the role of openness in explaining innovation performance among UK manufacturing firms [Text] / K. Laursen, A.J. Salter // Strategic Management Journal. - 2006. - № 27. - Р. 131-150.
13. Florida, R. Toward the learning region [Text] / R. Florida // Futures. - 1995. - 27(5). - P. 527-536.
14. Schienstock G. Towards a new technology and innovation policy / [Text] / G. Schienstock // Innovation systems and competitiveness. - Helsinki, 1996. - P. 96-90.