Регионы
РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В ТРЕТЬЕМ КВАРТАЛЕ 2023 г.
А. Н. ДЕРЮГИН
Благодаря ускорению роста российской экономики в третьем квартале 2023 г. темпы прироста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации достигли двузначных значений, что, при сохранении во втором и третьем кварталах относительно невысоких темпов роста бюджетных расходов, стало залогом высоких показателей бюджетной сбалансированности региональных и местных бюджетов по итогам первых девяти месяцев 2023 г.
Ключевые слова: бюджеты регионов, доходы бюджетов регионов, расходы региональных бюджетов, межбюджетные трансферты, региональный долг. JEL 461, Н62, Н63, 471, Н72, Н74, Н77.
Доходы
Без учета данных по новым субъектам Российской Федерации1 общий объем доходов консолидированных бюджетов регионов по итогам первых девяти месяцев 2023 г. составил 15,4 трлн руб., увеличившись по отношению к аналогичному периоду 2022 г. на 9,8%, что выше как уровня инфляции2, так и темпов прироста бюджетных доходов по итогам первого полугодия 2023 г. (+7,3%). Во второй половине 2023 г. влияние перехода налогоплательщиков на уплату налогов через единый налоговый счет на динамику бюджетных доходов регионов стало ослабевать, и данная динамика все в большей степени отражает ситуацию с доходной базой региональных и местных бюджетов.
Увеличение темпов прироста бюджетных доходов по итогам января-сентября 2023 г. обязано высоким показателям третьего квартала, в течение которого доходы региональных и местных бюджетов выросли по отношению к соответствующему периоду 2022 г. на 14,7%.
Наибольший вклад в рост доходов консолидированных бюджетов регионов за январь-сентябрь 2023 г. внесли налоговые и неналоговые доходы (+12,1%), которые также стали драйвером роста бюджетных доходов регионов в третьем квартале 2023 г. (+23,5%). Основную роль в этом сыграл рост ВВП, индекс физического объема которого за этот период, согласно предварительной оценке Росстата3, составил 105,5%.
Среди основных налогов наибольший прирост за девять месяцев 2023 г. показали: налог на прибыль организаций - +19,0% (+54,7% за третий квартал 2023 г.), НДФЛ - +12,0% (+24,9%) и налоги на совокупный доход - +8,8% (+14,3%). Другие налоги росли темпами, близкими к уровню инфляции или ниже: акцизы -+3,3% (-0,6%), налоги на имущество - +5,0% (-13,8%). Сократились неналоговые доходы --2,9% (-0,7%) и безвозмездные поступления от других бюджетов - -1,9% (-23,2%).
Отрицательная динамика межбюджетных трансфертов в июле-сентябре 2023 г. наблю-
Дерюгин Александр Николаевич, и.о. заведующего лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), е-таИ: [email protected]
1 Здесь и далее, если не указано иное, в целях обеспечения сопоставимости показателей бюджетной статистики регионов, государственного и муниципального долга, а также темпов их роста, приводятся данные без учета данных по Донецкой
и Луганской народным республикам, Запорожской и Херсонской областям.
2 По данным Росстата, в сентябре 2023 г. по отношению к сентябрю 2022 г. индекс потребительских цен составил 106,0%, а за январь-сентябрь 2023 г. к январю-сентябрю 2022 г. - 105,4%.
3 11Р1_: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/vvp_15-11-2023.html
далась у большинства видов межбюджетных трансфертов: дотации на сбалансированность показали -77,3%, субсидии - -15,0%, субвенции - -43,5%, иные межбюджетные трансферты - -47,5%. И только прирост дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности остался в положительной зоне - +0,2%.
По итогам января-сентября 2023 г. положительные темпы роста доходов консолидированных бюджетов наблюдались в 72 субъектах РФ, а наиболее высокие - в г. Севастополе (+30,9%, основной рост обеспечили дотации на сбалансированность и безвозмездные поступления от негосударственных организаций), Ленинградской области (+27,4%, налог на прибыль организаций и безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций), Краснодарском крае (+26,8%, налог на прибыль организаций и безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций), Смоленской области (+24,4%, налог на прибыль организаций, НДФЛ и субсидии) и Еврейской автономной области (+22,5%, налог на прибыль организаций и субсидии).
Из 13 субъектов РФ, столкнувшихся с падением бюджетных доходов, у четырех оно превысило 10%: в Ненецком автономном округе (-27,4%), Республике Хакасия (-21,1%), Республике Мордовия (-19,0%) и Кемеровской области -Кузбассе (-16,1%), в которых основной причиной сокращения доходов можно назвать высокую базу за девять месяцев 2022 г.4.
Основными источниками доходов новых субъектов Российской Федерации за январь-сентябрь 2023 г. стали дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов (28,0%), иные дотации, не связанные с выравниванием бюджетной обеспеченности и обеспечением сбалансированности (54,5%), НДФЛ (7,7%), налог на прибыль организаций (2,9%) и неналоговые доходы (1,7%). При этом доля налоговых и неналого-
вых доходов (14,4%) с начала года имела устойчивую тенденцию к росту.
Восстановление высоких темпов роста основных налоговых доходов регионов в третьем квартале 2023 г. снижает потребность в предоставлении им дополнительной финансовой помощи и будет способствовать сохранению устойчивости субнациональных бюджетов.
Расходы
По итогам первых девяти месяцев 2023 г. расходы консолидированных бюджетов регионов составили 14,3 трлн руб., увеличившись по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 11,9%, что выше как уровня инфляции, так и темпов роста бюджетных доходов (+9,8%). При этом темпы роста расходов в течение года были неравномерными: после резкого скачка на 20,0% в первом квартале во втором и третьем кварталах они росли существенно медленнее (+8,4 и +9,4% соответственно).
Лидерами роста стали расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (+54,0%), ЖКХ (+23,3%), общегосударственные вопросы (+18,4%), социальное обеспечение населения (+17,6%), культуру и кинематографию (+15,4%), сельское хозяйство и рыболовство (+14,5%), транспорт (+14,0%), а также общее образование (+13,7%). Значительный рост расходов регионов на национальную оборону объясняется эффектом низкой базы предыдущего года, поскольку даже после многократного увеличения доля таких расходов составила всего 0,6% от общего объема расходов консолидированных бюджетов регионов.
Из-за сворачивания многих антиковидных мероприятий практически не изменились расходы на здравоохранение (+0,1%), а сокращение объема коммерческого долга регионов вследствие его замещения бюджетными кредитами привело к существенному уменьше-
4 Темпы роста доходов консолидированных бюджетов указанных субъектов РФ по итогам девяти месяцев 2022 г. по отношению к аналогичному периоду 2021 г. составили: в Ненецком автономном округе —+20,4%, Республике Хакасия —+52,7%, Республике Мордовия —+42,0%, Кемеровской области - Кузбассе —+64,6%.
нию расходов на его обслуживание (-28,7%).
Расходы консолидированных бюджетов регионов за январь-сентябрь 2023 г. выросли в 76 субъектах РФ, а в 65 из них рост превысил инфляцию за аналогичный период. Лидерами роста бюджетных расходов стали г. Севастополь (+38,3%, основной прирост пришелся на национальную оборону,ЖКХ,социальную политику, здравоохранение и культуру), Республика Адыгея (+27,5%, общее образование, культура, социальное обеспечение), Новгородская область (+26,4%, дорожные фонды, образование, культура), г. Санкт-Петербург (+25,7%, транспорт, дорожное хозяйство, ЖКХ), Смоленская область (+25,2%, ЖКХ, дорожное хозяйство и здравоохранение).
Сократились бюджетные расходы в Тюменской области (-11,5%), Карачаево-Черкесской Республике (-6,4%), Ненецком автономном округе (-4,3%), Амурской области (-4,0%) и Республике Тыва (-3,9%). В Тюменской области это сокращение носило характер коррекцион-ного отскока после роста на 52,0% за аналогичный период предыдущего года, а в остальных регионах снижение расходов было небольшим и не оказало заметного негативного влияния на текущее исполнение бюджета.
Структура расходов новых субъектов Российской Федерации в первом полугодии 2023 г. отличалась от структуры остальных регионов меньшей долей расходов на национальную экономику (8,1% против 21,3%), ЖКХ (2,6% против 10,5%) и образование (14,3% против 24,2%), но большей долей расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (5,1% против 1,5%), а также социальную политику (50,0% против 20,1%). Если оценивать разницу в структуре бюджетных расходов рассматриваемых групп регионов как сумму абсолютных величин отклонений удельных весов бюджетных расходов по разделам функциональной классификации, то на протяжении 2023 г. можно отметить слабо выраженную тенденцию к ее сокращению.
Сбалансированность региональных бюджетов и государственный долг
Профицит консолидированного бюджета наблюдался у 67 российских регионов, а его общий объем составил 1,1 трлн руб., или 7,5% общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета субвенций. Среди новых регионов с профицитом консолидированный бюджет был исполнен только у Запорожской области.
Высокие показатели текущей сбалансированности региональных бюджетов по-прежнему не находят отражения в динамике государственного долга, объем которого продолжал расти и по состоянию на 1 октября 2023 г. составил 3,15 трлн руб. Таким образом, рост долга с начала года составил 356,5 млрд руб., или 12,8%, а относительно соответствующего периода 2022 г. - 451,2 млрд руб., или 16,7%. Основными причинами увеличения госдолга при высоком уровне бюджетного профицита являются казначейские кредиты на покрытие кассовых разрывов, возникших у регионов вследствие изменения сроков поступления в бюджет налоговых доходов, а также предоставление регионам инфраструктурных бюджетных кредитов, объем которых не зависит от величины бюджетного баланса.
Размер долговой нагрузки регионов5, хотя и вырос в период с 1 октября 2022 г. по 1 октября 2023 г. с 20,0 до 21,5%, продолжает оставаться ниже большинства значений на указанную дату в период с 2014 г. (См. рис. 1.)
Число регионов с долговой нагрузкой выше 50% выросло за 12 месяцев с 23 до 25, но по-прежнему не представляет угрозы для стабильности региональных бюджетов. (См. рис. 2.)
При этом впервые за длительный период не осталось субъектов РФ, имеющих долговую нагрузку выше 100% объема налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета.
В целом за 12 месяцев, с конца сентября 2022 г по конец сентября 2023 г., государст-
5 Размер долговой нагрузки субъекта РФ определяется как отношение объема государственного долга региона к объему налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета.
Рис. 1. Долговая нагрузка субъектов РФ по состоянию на 01.10.2023 г., в %
Рис. 2. Число субъектов РФ с уровнем долговой нагрузки выше 50% по состоянию на 01.10.2023 г., в %
60
50
40
30
Источник: рассчитано автором по данным Минфина России и Федерального казначейства.
Источник рассчитано автором по данным Минфина России и Федерального казначейства.
венный долг вырос у 73 субъектов Федерации, а долговая нагрузка - у 47.
В результате проводимой федеральным правительством в 2022-2023 гг. политики замещения дорогого в обслуживании регионального коммерческого госдолга (кредитов кредитных организаций и государственных ценных бумаг) бюджетными кредитами доля кредитов кредитных организаций в общем объеме государственного долга регионов со-
кратилась на 1 октября 2023 г. до 1,7%, а государственных ценных бумаг -до 19,2%. В свою очередь, доля бюджетных кредитов за 12 месяцев выросла с 69,6% до рекордных 77,9%. (См. рис. 3.)
Таким образом, в третьем квартале 2023 г. имело место продолжение тенденции предыдущих месяцев - рост регионального госдолга на фоне высоких показателей бюджетной сбалансированности - которая, очевид-
Рис. 3. Структура государственного долга субъектов РФ по состоянию на 01.10.2023 г., в % к итогу
■ Бюджетные кредиты ■ Кредиты от кредитных организаций ■ Иные долговые обязательства Ценные бумаги Государственные гарантии
Источник рассчитано автором по данным Минфина России.
но, будет наблюдаться до конца 2023 г. вследствие продолжения предоставления регионам инфраструктурных бюджетных кредитов. При этом традиционного декабрьского скачка госдолга не ожидается как из-за вы-
соких текущих темпов роста собственных налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов, так и по причине совокупного профицита по итогам января-сентября 2023 г. ■
Regional Budgets in Q3 2023
Alexander N. Deryugin - Acting Head of Department for Budget Policy of the Gaidar Institute for Economic Policy; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
As a result of the accelerated growth of the Russian economy in Q3 2023, the growth rates of tax and non-tax revenues of the consolidated budgets of the subjects of the Russian Federation reached double-digit values, which, while maintaining relatively low growth rates of budget expenditures in Q2 and Q3, became a precondition for high indicators of fiscal balance of regional and local budgets following the results of 9 months of 2023.
Key words: regions' budgets, revenues of regional budgets, expenditures of regional budgets, intergovernmental fiscal transfers, regional debt. JEL-codes: H61, H62, H63, H71, H72, H74, H77.