Научная статья на тему 'Региональные аспекты устойчивого развития сельского хозяйства'

Региональные аспекты устойчивого развития сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / РИСКИ / ЦЕНЫ / AGRICULTURE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / RISKS / LAND RESOURCES / PRICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боткин Олег Иванович, Сутыгина Алевтина Ивановна, Сутыгин Павел Федорович, Кудрявцева Наталия Юрьевна

Анализируются состояние и проблемы развития сельского хозяйства Удмуртской Республики, предлагаются мероприятия, направленные на повышение эффективности аграрного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Боткин Олег Иванович, Сутыгина Алевтина Ивановна, Сутыгин Павел Федорович, Кудрявцева Наталия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional aspects of sustainable development of agriculture

The article discusses the conditions and problems of development of agriculture in Udmurt Republic, the system of measure, directed to increase of efficiency in agricultural industry’s is proposed.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты устойчивого развития сельского хозяйства»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 338.43.02.(470.51)

О.И. Боткин, А.И. Сутыгина, П. Ф. Сутыгин, Н.Ю. Кудрявцева

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Анализируются состояние и проблемы развития сельского хозяйства Удмуртской Республики, предлагаются мероприятия, направленные на повышение эффективности аграрного производства.

Ключевые слова: сельское хозяйство, устойчивое развитие, земельные ресурсы, риски, цены.

Сельское хозяйство является сложной системой, в которой переплетаются интересы хозяйствующих субъектов различных отраслей АПК, торговли, работников отрасли, инвесторов, а также потребителей. Для сохранения устойчивости развития необходимо соблюдение баланса интересов всех его участников. Устойчивым является такое развитие сельского хозяйства, при котором обеспечиваются потребности населения страны в продуктах питания, промышленности - в сырье, отрасли сельского хозяйства - в развитии, конкурентоспособности, в продукции и товаропроизводителях.

Земельные ресурсы и плодородие почв в сельскохозяйственном производстве имеют особое значение. Однако часть сельских жителей остается формальными собственниками земли и вынуждена сдавать ее на условиях, устанавливаемых арендаторами, в том числе и бесплатно. При этом собственники земельных долей должны платить ежегодные налоги. Это приводит к обесцениванию земель сельскохозяйственного назначения. Земельные доли продаются за бесценок. Происходит выведение из сельскохозяйственного оборота наиболее плодородных земель вблизи населенных пунктов. За последние пять лет площадь сельскохозяйственных угодий у сельскохозяйственных товаропроизводителей Удмуртской Республики сократилась на 25,3 тыс. га, по сравнению с 2000 г. - на 80,2 тыс. га.

Сельскохозяйственная деятельность в большей степени подвержена влиянию внешней среды, в том числе экстремальных событий природно-климатического характера. Однако страхование посевов сельскохозяйственных культур остается весьма на низком уровне. В Удмуртской Республике в 2010 г. площадь застрахованных сельскохозяйственных культур составила 100,2 тыс. га, или 9,4% в общей посевной площади против 206,0 тыс. га и 19,0% соответственно в 2009 г.

Так, в 2009 г. сельскохозяйственными организациями Удмуртской Республики было уплачено страховых взносов в размере 162,7 млн. руб. При этом сумма субсидий из бюджетов всех уровней составила 74,1 млн. руб. Из 98 хозяйств, заключивших договоры страхования на страховую сумму

1 439,4 млн. руб., получили страховое возмещение 55 хозяйств.

В целях снижения влияния погодных условий на урожайность сельскохозяйственных культур в 70-80-х гг. двадцатого столетия осуществлялась мелиорация земель. Однако в связи с недостаточностью государственной поддержки и приватизацией земель многие мелиоративные системы в настоящее время оказались в нерабочем состоянии.

Так, в Удмуртской Республике площадь мелиорированных земель составляет 44 тыс. га, из них орошаемых земель - 21 тыс. га и осушаемых земель - 23 тыс. га. Оросительные системы в рабочем состоянии располагаются на площади 2 тыс. га, около 70% осушаемых земель находится в удовлетворительном состоянии, остальные требуют капитального ремонта.

Важнейшим фактором устойчивого развития сельского хозяйства является биологическая устойчивость производства. Вместе с тем отечественные сорта сельскохозяйственных культур имеют низкий уровень урожайности и в значительной степени подвержены влиянию погодных условий. Для получения стабильно высоких урожаев необходима разработка технологий для каждой почвенноклиматической зоны страны.

Продуктивность сельскохозяйственных животных в большинстве регионов России ниже их генетического потенциала, что связано с нарушением технологий производства продукции и содержания животных, низким уровнем их кормления. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» осуществлялся ввоз в страну молодняка крупного рогатого скота. Хозяйствами Удмуртской Республики в 2006-2007 гг. для комплектования животноводческих ферм и комплексов высокопродуктивным поголовьем через государственную компанию «Росагролизинг» из Германии и Голландии завезено 695 голов нетелей, с потенциалом молочной продуктивности более 7 тыс. кг молока в год.

м___________

2012. Вып. 4

Современные технологии производства выдвигают жесткие требования к машинам и оборудованию. Российская техника по своим рабочим параметрам значительно уступает зарубежной и не позволяет внедрять передовые технологии в производство. В результате биологический потенциал высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур и генетический потенциал животных реализуется не достаточно полно. Это обстоятельство вынуждает товаропроизводителей приобретать дорогостоящую импортную технику.

Государственной программой развития сельского хозяйства предусматривается существенное обновление парка сельскохозяйственных машин. При этом отечественная сельскохозяйственная машиностроительная промышленность выпускает ограниченную номенклатуру техники, которая уступает по качеству и производительности мировым аналогам. Высокопроизводительная импортная техника дорогая, ее приобретают только крупные сельскохозяйственные организации. В сельскохозяйственном машиностроении необходимо восстанавливать собственное производство, иначе отечественное сельское хозяйство будет привязано к импортной технике и технологиям.

Перспективным является внедрение робототехнических систем возделывания и уборки сельскохозяйственных культур, доения и кормления животных, но внедрение прогрессивных техники и технологий сдерживается в связи с отсутствием финансовых средств. В Удмуртской Республике всего в одном хозяйстве установлено оборудование по добровольному доению коров, что позволяет снизить затраты труда и повысить качество продукции.

В 2010 г. сельскохозяйственными организациями Удмуртской Республики приобретено 134 трактора, 42 зерноуборочных комбайна, 36 кормоуборочных комбайнов, 15 посевных комплексов. При этом списано 386 тракторов, 121 зерноуборочный и 48 кормоуборочных комбайнов. Несмотря на то, что машинно-тракторный парк обновляется более энергонасыщенной техникой, выбытие энергетических мощностей превышает поступление. В 2010 г. энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций составила 111,2 л.с., что на 4,0% меньше, чем в 2009 г. и на 24,7% в целом по России.

Высоким остается износ техники. По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, 74,8% тракторов находятся в эксплуатации более 10 лет, 18,4% - от 3 до 10 лет. Около 60% зерно- и кормоуборочных комбайнов используются свыше 10 лет, около 30% -от 3 до 10 лет.

Вместе с тем с повышением технологичности производства возрастают требования к квалификации работников отрасли. Нужны специалисты и рабочие кадры, обладающие современным уровнем знаний, навыками и опытом работы. Однако труд в сельскохозяйственном производстве не является привлекательным для молодежи. По данным всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., доля работников моложе 30 лет составляла менее 20%. Основная часть работников имела среднее и неполное среднее образование. В крупных и средних предприятиях их доля составляла 47,5%, начальное профессиональное образование имели 24,3% работников, начальное или не имели образования 5,4% работников. По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, около 57% операторов машинного доения старше 40 лет. В ближайшем будущем особо актуальным может стать проблема обеспеченности сельского хозяйства квалифицированными кадрами.

Заработная плата в сельском хозяйстве остается самой низкой среди других отраслей экономики. В 2010 г. она составила 7 780,5 руб., то есть 54,4% от среднегодового уровня в целом по республике. Это не способствует росту производительного труда в аграрном производстве.

В условиях неопределенности внешней среды ведение агробизнеса связано с рисками, обусловленными ценовыми колебаниями на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Если в растениеводстве сельскохозяйственные культуры можно менять в зависимости от спроса и сложившихся цен, то в животноводстве вносить изменения в специализацию достаточно сложно.

На устойчивое развитие сельскохозяйственных организаций существенное влияние оказывает успешная деятельность перерабатывающих предприятий. Если продукция каждого из них знакома местным потребителям и имеет своих покупателей, то для успешной конкуренции на межрегиональном рынке необходимо создание единого регионального бренда. В условиях острой конкурентной борьбы за рынки сбыта следует добиваться внимания потребителей, поэтому создание брендов становится одним из основных факторов успешного позиционирования товаропроизводителей. Продукция удмуртских товаропроизводителей должна быть узнаваемой. Так, в местной торговой сети большим успехом пользуется продукция ОАО «Восточный», несмотря на более высокие цены. Фактором

продвижения продукции на рынке стал имидж предприятия.

Рыночная среда, сложившиеся цены на рынке продукции оказывают значительное влияние на устойчивость аграрного сектора экономики.

При этом следует отметить, что деятельность перерабатывающих организаций органами власти регионов рассматривается с позиций налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Поэтому поощряется продвижение продукции перерабатывающей промышленности на межрегиональные рынки, одновременно не одобряется вывоз продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями. Например, были попытки запретов сельскохозяйственным товаропроизводителям вывоза молока за пределы республики и не предусматривалось субсидирование затрат на его производство.

Для основной части сельскохозяйственных товаропроизводителей Удмуртской Республики реализация молока является основным источником дохода. Однако цены его реализации по годам и сезонам года остаются нестабильными. В республике отмечается сезонность валового надоя молока, что также оказывает негативное влияние на формирование цен. В летний период при увеличении поставок молока перерабатывающие предприятия в одностороннем порядке снижают закупочные цены на молоко-сырье (табл. 1).

Таблица 1

Динамика цены реализации молока в Удмуртской Республике, тыс. руб. за 1 т (без НДС)

Месяц 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Январь 6,38 12,84 9,38 11,19

Февраль 6,55 12,75 9,30 11,91

Март 6,53 11,78 9,05 12,33

Апрель 6,53 10,64 8,47 11,88

Май 6,49 8,68 7,64 10,95

Июнь 6,59 8,25 7,57 10,82

Июль 6,58 8,40 7,58 11,18

Август 6,77 9,17 7,65 12,59

Сентябрь 8,31 9,68 7,81 13,85

Октябрь 11,15 9,77 8,42 14,73

Ноябрь 12,15 9,78 9,43 15,43

Декабрь 12,38 9,51 10,61 15,61

В среднем за январь-декабрь 7,88 9,99 8,46 12,41

Предлогом таких действий является избыток продукции на рынке молочных продуктов и желание сохранить каналы сбыта за счет снижения отпускных цен. Роль сельскохозяйственных организаций в установлении закупочных цен невысока. Учитывая, что молоко является скоропортящимся продуктом, сельские товаропроизводители вынуждены отпускать продукцию на условиях, определенных молокоперерабатывающими организациями.

Удмуртская Республика относится к числу немногих регионов, где основная масса молока-сырья производится в сельскохозяйственных организациях. Так, в 2010 г. их доля в валовом надое молока составила 74,4% против 44,4% по Приволжскому федеральному округу. Это облегчает организацию закупок продукции местным молокоперерабатывающим предприятиям, снижает их затраты на приобретение и доставку сырья, а также обеспечивает дополнительные конкурентные позиции и поступление прибыли. У каждого молокозавода в республике установилась своя определенная сырьевая зона. В летний период руководители молокоперерабатывающих заводов отстаивают свои интересы более сплоченно, чем сельскохозяйственные организации ввиду их многочисленности и территориальной разобщенности. В осенне-зимний период молокозаводы начинают переманивать поставщиков молока с других сырьевых зон. Это предопределяет актуальность повышения закупочных цен на молоко и проблему его вывоза за пределы республики.

Для соблюдения интересов сельских товаропроизводителей в конце 2008 г. создана некоммерческая организация «Союз производителей молока Удмуртии». Однако Союз не смог сплотить вокруг себя хозяйства и сообща отстаивать интересы производителей молока. Кроме того, его деятельность не оказывает влияния на формирование цены реализации молока.

В республике отмечается концентрация молокоперерабатывающих предприятий в рамках компании «КОМОС ГРУПП». В настоящее время под управлением компании работают 4 молокоперерабатывающих завода. Их реконструкция и модернизация способствовала росту объемов производства и расширению ассортимента выпускаемой продукции. Однако формирование интегрированных агропромышленных структур, способствуя притоку инвестиций в отрасль, ведет к монополизации рынков. Многочисленные сельскохозяйственные организации, ведущие конкурентную борьбу между собой за рынки сбыта, за более высокие цены реализации сталкиваются со сплоченными в рамках компании молокоперерабатывающими предприятиями, которые могут выработать единую политику ценообразования и поведения, а также могут менять определенные правила игры. В связи с негативными аспектами межотраслевой конкуренции актуальность проблемы взаимосвязи сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций возрастает.

При низком уровне эффективности большинства сельскохозяйственных организаций успешно функционируют предприятия промышленного животноводства и птицеводства. Что предопределяется высоким уровнем цен на продукцию последних. Птицефабрики и свинокомплексы не имеют посредников в лице перерабатывающих предприятий. Забой животных и птицы осуществляется непосредственно силами самих организаций, при этом они имеют свою фирменную торговую сеть. Это позволяет выплачивать достойную заработную плату работникам организаций. Если в 2010 г. среднемесячная заработная плата работников птицеводства составила 16 284 руб., свиноводства -

11 912 руб., то операторов машинного доения - 7 380 руб. Предприятия промышленного свиноводства и птицеводства являются лидерами в инновациях. Это позволяет им добиваться роста продуктивности, снижения себестоимости продукции и занимать ведущие позиции во всероссийском рейтинге предприятий. Кроме того, высокая сосредоточенность поголовья свиней и птицы обусловливает необходимость соблюдения требований, предусмотренных технологией.

Следует отметить, что при нестабильности цен реализации на продукцию сельского хозяйств, отмечается общая тенденция роста цен на продовольственные товары. В ряде случаев уровень цен складывается выше, чем в соседних регионах. По состоянию на 27 декабря 2010 г. в рейтинге регионов Приволжского округа Удмуртия по уровню цены на сыры сычужные в торговой сети занимала второе место, на масло сливочное и сметану - четвертые места.

Основной задачей сельского хозяйства является обеспечение населения продуктами питания. Однако по уровню среднемесячной заработной платы, среднедушевых доходов Удмуртская Республика занимает 8-10 места в Приволжском Федеральном округе (табл. 2). Это сужает платежеспособный спрос населения.

Таблица 2

Среднемесячная заработная плата и среднедушевые денежные доходы населения в регионах Приволжского федерального округа в 2009 году

Регион Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций Среднедушевые денежные доходы в месяц

руб. место руб. место

2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г.

Удмуртская Республика 13099 14291 8 9 11011 12367 8 10

Республика Башкортостан 14951 16378 3 4 16096 17637 3 4

Республика Марий ЭЛ 11374 12651 13 13 9210 10175 14 14

Республика Мордовия 10937 11883 14 14 9736 11045 12 12

Республика Татарстан 15207 17350 2 2 15858 18091 4 3

Чувашская Республика 11529 13004 12 12 9405 10860 13 13

Пермский край 15228 17438 1 1 17572 19262 2 2

Кировская область 12054 13293 10 11 10928 13426 9 6

Нижегородская область 14747 16328 5 5 14444 16275 5 5

Оренбургская область 13520 15200 6 6 11588 13357 6 7

Пензенская область 13035 14424 9 8 11557 12649 7 9

Самарская область 14916 16479 4 3 18218 20165 1 1

Саратовская область 13110 14554 7 7 10333 11908 11 11

Ульяновская область 11731 13339 11 10 10769 12873 10 8

Спрос на продовольственные товары имеет различный характер эластичности. Если на объемы потребления хлеба, картофеля и овощей изменение цен не оказывают существенного влияния, то потребление более дорогих продуктов животного происхождения уменьшается со снижением уровня покупательной способности населения или при существенном повышении цен.

В связи с невысокими доходами населения потребление продуктов питания имеет незначительную тенденцию роста. Хотя по уровню производства молока в расчете на душу населения в 2009 г. Удмуртская Республика в ПФО занимала 4-е место, яиц - 2-е место, а по уровню потребления - более низкие позиции (табл. 3).

Вышеперечисленные и ряд других факторов обусловливают ограниченность поступления доходов в сельское хозяйство. Между тем аграрное производство имеет свои особенности, которые нельзя не учитывать. Это зависимость урожайности сельскохозяйственных культур от природных факторов, сезонный, а также временной период производства, основная продукция отрасли - молоко - не подлежит длительному хранению.

Таблица 3

Производство и потребление мяса, молока и яиц в 2009 г. в регионах Приволжского федерального округа на душу населения

Регион Мясо (в убойном весе) Молоко Яйца

Производ- ство Потребле- ние Производ- ство Потребле- ние Производ- ство Потребле- ние

кг ме- сто кг ме- сто кг ме- сто кг ме- сто шт. ме- сто шт. ме- сто

Удмуртская Республика 69 5 62 4 437 4 265 9 620 2 258 10

Республика Башкортостан 64 8 75 1 606 1 368 1 318 9 293 2

Республика Марий Эл 73 3 62 4 315 10 299 5 460 4 229 12

Республика Мордовия 91 1 57 9 531 2 291 6 1135 1 292 4

Республика Татарстан 73 4 71 2 507 3 363 2 272 11 283 5

Чувашская Республика 57 9 56 9 357 9 255 10 224 13 190 14

Кировская область 42 10 59 8 361 8 271 8 328 7 259 9

Нижегородская область 26 14 60 5 182 12 234 12 409 5 268 7

Оренбургская область 65 6 63 3 413 5 309 3 507 3 298 2

Пензенская область 77 2 60 5 372 7 287 7 235 12 211 13

Пермский край 29 13 57 7 177 13 226 14 283 10 269 6

Самарская область 33 11 58 6 135 14 240 11 77 14 249 11

Саратовская область 65 7 62 4 381 6 309 4 345 6 303 1

Ульяновская область 30 12 51 10 209 11 227 13 324 8 266 8

В условиях конкуренции в целях сохранения бизнеса необходимо непрерывное совершенствование деятельности предприятия. Однако сложившаяся система управления в сельскохозяйственных организациях не соответствует требованиям конкурентной среды и не дает возможности своевременной адаптации к меняющимся условиям. В хозяйствах практически отсутствует маркетинговая служба. Это лишает возможности своевременного изменения каналов реализации произведенной продукции, структуры посевов сельскохозяйственных культур, регулирования численности поголовья животных.

С другой стороны, заключение соглашений Правительства Удмуртской Республики с органами местного самоуправления районов ограничивает возможности изменения объемов производства продукции.

В целях укрепления экономики и финансового состояния сельхозпредприятий осуществляется реализация Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций». И в то же время инициатором их банкротства нередко выступает Федеральная налоговая служба России за неуплату налогов в государственный бюджет. Процедура банкротства может привести к прекращению деятельности сельскохозяйственных организаций, что вынуждает людей покидать родные места. Государственные вложения оказываются напрасными. В Удмуртской Республике за период 2002-2009 гг. процедура банкротства осуществлялась в 314 сельскохозяйственных организациях, в

271 хозяйстве процедура банкротства завершена с последующей ликвидацией. Из них в 21 хозяйстве имущественный комплекс распродан с потерей 1 546 рабочих мест. В 2010 г. банкротство введено в 18 сельскохозяйственных организациях против 15 в 2009 г. При этом 39 хозяйств уже находились в процедуре банкротства. Необходимо внести корректировку с учетом особенностей аграрного производства в действующий закон о банкротстве сельскохозяйственных организаций.

Государство, оказывая поддержку сельскому хозяйству, рассчитывает на увеличение производства продукции. Однако государственная поддержка в связи с ежегодным ростом тарифов на топливноэнергетические ресурсы, цен на минеральные удобрения, технику перераспределяется между естественными монополиями и поставщиками материально-технических ресурсов. Необходимы гарантированные закупочные цены на основные виды сельскохозяйственной продукции, чтобы большие урожаи и рост производства продукции животноводства не являлись поводом для снижения цен реализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях стабилизации цен в стране проводятся товарные интервенции в отношении продовольственного и фуражного зерна. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственная продукция, приобретенная у сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе проведения закупочных интервенций или залоговых операций, реализуется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Вместе с тем в 2010 г. зерно из интервенционного фонда не реализовывалось сельским товаропроизводителям. Его реализация началась только во второй половине первого квартала 2011 г. Иногда цена реализации зерна из интервенционного фонда оказывалась выше рыночной, что предопределяло отказ потребителей от его приобретения.

В целом по Удмуртской Республике уровень рентабельности хозяйственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций в 2010 г. без учета птицефабрик составил 6,3% против 7,3% в 2009 г. Рентабельность реализации молока составила 22,0% против 0,5% в предыдущем году. Это несмотря на то, что посевы сельскохозяйственных культур погибли на площади 439 тыс. га., или на 43%. Пострадало 456 сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств.

В целом по году размер господдержки агрокомплекса составил 2,3 млрд. руб., из них более одного млрд. руб. было направлено на минимизацию последствий засухи пострадавшим хозяйствам на приобретение кормов, семян, средств химизации, горючего, техники. Привлечено кредитных ресурсов с субсидированием процентной ставки на сумму около 10 млрд. руб., из них 5 млрд. руб. это инвестиционные кредиты. За год на 2,0 млрд. руб., или на 37%, выросла краткосрочная кредиторская задолженность.

Следующим парадоксом является низкий уровень выхода молодняка в расчете на одну голову маточного поголовья и ежегодный рост молочной продуктивности коров. Так, если в 2000 г. выход телят в расчете на 100 коров составил 93 гол., в 2001 г. - 82 гол., то в 2005-2010 гг. он сложился на уровне 76-78 гол. При этом именно в 2001 г. в республике было принято направление на ускоренное развитие отрасли животноводства как обеспечивающей в природно-климатических условиях республики сельскохозяйственным товаропроизводителям основную долю дохода. Это оказало позитивное влияние: в 2006 г. по объемам производства молока республика достигла уровня 1990 г.

В 2010 г. в сельскохозяйственных организациях 16 районов уменьшилось поступление приплода телят, что обусловило сокращение в целом по республике приплода телят по сравнению с 2009 г. на 0,8%, или на 748 гол. При этом средний надой молока в целом по республике увеличился на один процент. В 2006-2010 гг. снижение поступления приплода составило 28,2%, численности поголовья коров - 10,0%, при росте молочной продуктивности коров на 19,7% валового надоя молока - на 5,2%.

В Удмуртской Республике основным критерием эффективности животноводства определена молочная продуктивность коров. Ее величина наряду с объемами производства продукции влияет на получение районами и сельскохозяйственными организациями государственной поддержки на развитие социальной инфраструктуры села. Населенные пункты, где расположены сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства, добившиеся высоких результатов, в первую очередь получают государственную поддержку в виде газификации и строительства социальных объектов. Так, при планировании проведения работ по газификации сельских населенных пунктов были подготовлены карты районов в разрезе хозяйств и в первую очередь проведение работ было запланировано в тех хозяйствах, где уровень молочной продуктивности коров превышал среднереспубликанский уровень. Так была обеспечена обоснованность и прозрачность принимаемых решений. В районах, добившихся высоких показателей в животноводстве, проводятся очередные республиканские сельские игры, для этого строятся новые стадионы и лыжные базы.

Удмуртская Республика относится к числу 22 льносеющих регионов Российской Федерации и делит 1-2-е места по размерам посевных площадей, а по объемам производства льноволокна - 3-4-е места. Вместе с тем республика не имеет конечной переработки льноволокна и производства потребительских товаров.

Немалый вклад в формирование продовольственных ресурсов республики вносят личные подсобные хозяйства населения. Государственной программой развития сельского хозяйства предусмотрены меры, направленные на повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе. В Удмуртской Республике в 2010 г. в рамках реализации программы привлечено 1 215 кредитов. Из республиканского бюджета была оказана государственная поддержка гражданам в размере 3 000 руб. на каждую корову, имевшуюся в личном подсобном хозяйстве на 1 апреля 2010 г. при условии содержания в ЛПХ двух и более коров.

В настоящее время важными задачами агрокомплекса республики являются повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и укрепление конкурентных позиций сельских товаропроизводителей. Следует расширять посевы льна, картофеля и овощей, а также решать вопросы переработки выращенного урожая в республике. Однако большинство сельских товаропроизводителей предпочитают специализироваться на молочном скотоводстве.

В конкурентной среде, которая характеризуется динамичностью, устойчивость сельского хозяйства может быть только относительной, так как для сохранения устойчивости требуется непрерывность изменения. Устойчивость наступает, когда конкурентные преимущества, основанные на диверсификации и инновации, переходят в стадию стабилизации на качественно новом уровне. Это создает условия для следующего цикла совершенствования производства.

Устойчивость функционирования хозяйствующих субъектов в аграрном секторе следует рассматривать с позиций эффективности их деятельности, платежеспособности и позиционирования в конкурентной среде, занимаемой ниши на рынке продукции, инновационности и безопасности производства. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы. При этом сила воздействия каждого из них может изменяться и быть наиболее значимой в определенный момент. Тогда устойчивость функционирования будет зависеть от способности максимально в короткий срок адаптироваться или измениться, усилив свой потенциал.

Поступила в редакцию 11.05.12

O.I. Botkin, A.I. Sutygina, P.F. Sutygin, N.Yu. Kudrjavtseva Regional aspects of sustainable development of agriculture

The article discusses the conditions and problems of development of agriculture in Udmurt Republic, the system of measure, directed to increase of efficiency in agricultural industry’s is proposed.

Keywords: agriculture, sustainable development, risks, land resources, prices.

Боткин Олег Иванович, доктор экономических наук, профессор Сутыгина Алевтина Ивановна, доктор экономических наук, профессор,

Сутыгин Павел Федорович,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Удмуртский филиал Института экономики УрО РАН 426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 E-mail: ufiecon@e-izhevsk.ru;

Кудрявцева Наталия Юрьевна, аспирантка ФГБОУ ВПО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»

426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11

Botkin O.I., doctor of economics, professor

Sutygina A.I., doctor of economics, professor

Sutygin P.F., candidate of agricultural sciences, associate professor

Udmurt branch of the Institute of Economics UD RAS 426004, Russia, Izhevsk, Lomonosov st., 4 E-mail: ufiecon@e-izhevsk.ru;

Kudrjavtseva N.Yu., postgraduate student Izhevsk State Agricultural Academy 426069, Russia, Izhevsk, Studencheskaja st., 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.