УДК 353:323(470.57)
Ураев Раиль Рауфович
кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Башкирского государственного аграрного университета
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)
Uraev Rail Raufovich
PhD in Social Science, Assistant Professor, State and Municipal Administration Subdepartment, Bashkir State Agrarian University
REGIONAL ASPECTS OF STATE POLICY IN THE FIELD OF RURAL SETTLEMENTS’ DEVELOPMENT (CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)
Аннотация:
Статья посвящена анализу государственной политики в области развития сельских поселений на примере Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации. Прежде всего государственная политика в данной области рассмотрена в рамках программно-целевого подхода, в соответствии с которым предложены пути решения имеющихся проблем. Выявлено, что создание условий для развитий сельских поселений является важнейшей целью политики государства, достижение которой благоприятно скажется на экономике как отдельного региона, так и целой страны.
Ключевые слова:
сельские поселения, государственная политика, развитие, Республика Башкортостан, концепция, целевая программа.
Summary:
The paper deals with the state policy regarding the rural settlements’ development by studying the case of the Republic of Bashkortostan as a constituent territory of the Russian Federation. Mainly, the state policy in this field is considered in the context of the special purpose programs approach, according to which the author suggests some ways to resolve the existing problems. It is discovered, that creation of conditions for the rural territories’ development is the major aim of the state policy, the achievement of which will have a favorable effect for the economy of both a region and the country.
Keywords:
rural settlements, state policy, the Republic of Bashkortostan, development, strategy, special purpose program.
В целях рассмотрения государственной политики в области развития сельских поселений прежде всего необходимо разобраться с понятийным аппаратом по данной тематике. В первую очередь рассмотрим понятие «сельское поселение». Так, согласно энциклопедии «к сельским поселениям относят населенные места (независимо от их людности), в которых жители заняты главным образом сельским или лесным хозяйством, промысловой охотой, а также поселения, связанные с другими видами деятельности (обслуживание промышленности, транспорта, строительства), если они имеют малочисленное население и расположены в сельской местности» [1, с. 208].
На законодательном уровне определение сельского поселения дано в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131 -Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2].
Сельские поселения как социально-территориальная подсистема общества выполняют следующие важнейшие общенациональные функции [3]:
- производственная функция, которая направлена на удовлетворение потребностей общества в продовольствии и сырье для промышленности, продукции лесного, охотничье-промыс-лового и рыбного хозяйства, а также в другой несельскохозяйственной продукции;
- демографическая функция, которая направлена на увеличение демографического потенциала страны;
- трудоресурсная функция, которая направлена на обеспечение городов мигрировавшей из села рабочей силой (прежде всего для занятия рабочих мест, не востребованных горожанами), использование в городских организациях трудоспособного сельского населения, проживающего в пригородах, а также на привлечение трудоспособного сельского населения для работы в организациях (филиалах), размещаемых в сельской местности городскими хозяйствующими субъектами;
- жилищная функция, которая направлена на размещение на сельских территориях жилых домов граждан, имеющих доходное занятие в городе, а также на предоставление им в пользование объектов сельской социальной и инженерной инфраструктуры;
- пространственно-коммуникационная функция, которая направлена на размещение и обслуживание дорог, линий электропередач, водопроводов и других инженерных коммуникаций, а также на создание условий для обеспечения жителей сельских поселений услугами связи;
- социальный контроль над сельской территорией, который направлен на содействие органам государственной власти и местного самоуправления в обеспечении общественного порядка и безопасности на малолюдных территориях и в сельских поселениях, а также в охране пограничных зон.
Государственная политика в области устойчивого развития сельских поселений должна включать в себя систему правовых, финансово-экономических и организационных мер, определяющих деятельность федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленную на повышение эффективности сельской экономики, уровня и качества жизни сельского населения, а также рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала сельских территорий.
Основными проблемами, препятствующими реализации государственной политики в области развития сельских поселений, являются:
- отсутствие необходимых и предусмотренных законодательством Российской Федерации ресурсов (организационных, финансовых, материальных, земли и других объектов собственности);
- отсутствие со стороны государственных органов власти какой-либо поддержки или даже простого внимания к жизни сельского населения, концентрация ресурсов и реальных властных полномочий;
- неразвитость коммунальной инфраструктуры и муниципального хозяйства на селе, информационная изоляция, плачевное состояние сельского здравоохранения, образования, коммуникаций, что не позволяет заниматься на селе организацией предоставления необходимых услуг сельским жителям, как того требует начавшаяся реформа местного самоуправления;
- низкая гражданская активность жителей и повышение социальной апатии, дальнейшее усиление оттока ресурсов с сельских территорий (включая финансы и кадры), рост бедности и восприятия безысходности жителями села.
На сегодняшний день проблемы развития сельских поселений призвана решать Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. В соответствии с данной концепцией была разработана и принята Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.».
В рамках реализации данной целевой программы в Республике Башкортостан была принята подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан до 2020 г.». Данная подпрограмма призвана обеспечить развитие 817 сельских поселений в 54 муниципальных районах Республики Башкортостан. Подпрограмма разработана для достижения следующих основных целей [4]:
- развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
- сокращение разрыва между городом и селом по уровню обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры.
Достижение целей подпрограммы должно осуществляться с учетом следующих подходов [5]:
- комплексное планирование развития сельских территорий и размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования (схемой территориального планирования Республики Башкортостан, муниципальных районов республики и генеральными планами сельских поселений);
- преимущественное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых развивается агропромышленное производство, реализуются или планируются к реализации инвестиционные проекты в агропромышленной сфере;
- использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий подпрограммы, включая средства населения и организаций.
Для достижения целей государственной политики в области развития сельских поселений в рамках реализации подпрограммы предусматривается решение следующих задач [6]:
- удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
- повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
- грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
Таким образом, создание условий для устойчивого развития сельских поселений является
одной из важнейших стратегических целей государственной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность страны, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние самих граждан.
Ссылки:
1. Большая советская энциклопедия. Т. 23. М., 1976.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации : федеральный закон РФ от
06.10.2003 № 131-Ф3 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». 11Р1_: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_163557/ (дата обращения: 02.07.2014).
3. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». 11^: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_107793/ (дата обращения: 02.07.2014).
4. О реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.» : постановление Правительства РБ от 25.10.2013 № 277 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Республика Башкортостан.
5. Там же.
6. Там же.