Научная статья на тему 'Региональное управление процессами кластеризации в аспекте формирования и развития финансового потенциала территории'

Региональное управление процессами кластеризации в аспекте формирования и развития финансового потенциала территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОЦЕСС КЛАСТЕРИЗАЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / REGIONAL MANAGEMENT / GOVERNMENT REGULATION / CLUSTERIZATION PROCESS / FINANCIAL POTENTIAL / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каплина Анастасия Валерьевна

В статье исследуется актуальная проблема интеграции финансового потенциала кластера в совокупный финансовый потенциал территории и рассматриваются положительные примеры государственного регулирования этих процессов в мировом контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional clusterization processes management in aspect of creation and development of territory's financial potential

The article is devoted to actual problem of government regional clusterization processes management to problem of integration of cluster financial potential into general financial potential of territory. Good practices of government regulation of these processes in world-wide context are considered.

Текст научной работы на тему «Региональное управление процессами кластеризации в аспекте формирования и развития финансового потенциала территории»

УДК 332.12

Каплина А.В.

Региональное управление процессами кластеризации в аспекте формирования и развития финансового потенциала территории

В статье исследуется актуальная проблема интеграции финансового потенциала кластера в совокупный финансовый потенциал территории и рассматриваются положительные примеры государственного регулирования этих процессов в мировом контексте.

Ключевые слова: Региональное управление; государственное регулирование; процесс кластеризации; финансовый потенциал; регион.

В условиях реформирования российской экономики одной из важнейших проблем, относящихся к компетенции региональных органов власти, является повышение сбалансированности воспроизводственных процессов и обеспечение эффективности функционирования различных отраслей и сфер экономической деятельности в регионе, что в значительной степени связано со стимулированием развития кластерных структур на его территории. По мнению многих экономистов, функционирование предприятий в структуре кластеров также способствует углублению межрегиональной экономической интеграции и является катализатором размещения тех производств и объектов инфраструктуры, которые содействуют развитию кластера, что позволяет рассматривать кластеры в качестве системного интегратора важнейших элементов общей теории региональной экономики [1] и регионального управления. В этой связи можно отметить, что развитие кластерных инициатив является одним из направлений современной региональной политики, свидетельствующей о смене концепции конкуренции отдельных изделий на концепцию региональной (национальной) системы конкурентоспособности.

Опыту развития и функционирования кластерных структур в настоящее время посвящено большое количество исследований как зарубежных, так и российских ученых. В частности, большое внимание уделяется вопросам определения структуры кластера, оценки их экономического потенциала и уровня воздействия на региональную экономику. Изначально формирование кластеров рассматривалось как инструмент региональной политики, направленный на стимулирование инновационной деятельности хозяйствующих субъектов [2]. Основой данных исследований послужили выводы М. Портера о конкурентных преимуществах кластера, проявляющихся в способности содействовать повышению производительности входящих в него предпринимательских структур, в том числе и в результате повышения способности и возможности к осуществлению инноваций. Однако в последнее время все больше внимания уделяется роли кластерных структур в устранении региональной несбалансированности в процессе перераспределения и переориентации мобильного капитала из территорий ускоренного развития (ядра кластера) на депрессивные и отсталые территории [3-5]. В частности, именно в результате кластерного подхода был обеспечен подъем экономики скандинавских стран (Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания), а также депрессивных территорий США, Италии, Германии и др.

Большинство отечественных исследователей связывают формирование кластеров с развитием региональной инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, технопарков и т.п., которые создают предпосылки и институциональные условия для стимулирования кластерных инициатив. Однако можно отметить, что, несмотря на достаточно большое количество созданных технопарков в российских регионах, кластерные инициативы развиваются очень низкими темпами. Это в определенной мере обусловлено тем, что в России в настоящее время отсутствует единая концепция реализации кластерной политики на федеральном уровне.

Инициаторами создания кластеров выступают, как правило, территориальные органы власти, функции которых проявляются в формировании институциональной среды и соответствующих механизмов для функционирования региональных кластеров, совершенствовании инфраструктуры (информационной, финансовой и др.) поддержки бизнес-инициатив. Так, например, в ноябре 2011 года в Самаре прошел V Межрегиональный экономический форум «Самарская инициатива: кластерная политика - основа инновационного развития национальной экономики». Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, Центром экономики Севера и Арктики, государственным университетом «Высшая школа экономики» в рамках Программы канадско-российского сотрудничества в области развития северных территорий (NORDEP) разработаны «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации» [6].

Понимание роли кластера в формировании и развитии финансового потенциала территории обеспечивает видение перспектив регионального развития. Рассмотрим содержание финансового потенциала региона, исходя из кластерной концепции и концепции капитализации региона.

Как известно, в общеэкономическом смысле под капитализацией понимается исчисление ценности имущества и других активов по приносимому ими доходу; превращение прибавочной стоимости в капитал; превращение дохода в капитал, то есть использование дохода на расширение дела; отнесение издержек на прирост капитальных активов, а не на расходы отчетного периода. В определенной мере стратегия капитализации региона, как отмечает Л.К. Гуриева, предполагает отказ от устоявшихся в практике государственного регулирования подходов к территории как месту размещения производительных сил [7]. Учитывая, что формирование региональных кластерных структур ведет к перераспределению капитала (финансового, трудового, материального), региональная политика, ориентированная на реализацию стратегии капитализации региона, предполагает формирование региональных кластеров таким образом, чтобы в наибольшей степени содействовать росту финансового потенциала территории. В частности, речь идет о направленной господдержке тех видов деятельности, которые приносят региону наибольший доход.

Можно отметить, что в современной научной литературе отсутствует единая методологическая основа, позволяющая дать оценку финансового потенциала регионального кластера и его системной интеграции в финансовый потенциал региона. Очевидно, что для корректного рассмотрения данного вопроса, необходимо сформировать теоретико-модельное представление терминологической конструкции экономического содержания «финансового потенциала региона» и определить, каким образом финансово-экономический потенциал кластера трансформируется в финансовый потенциал региона.

Финансовый потенциал региона в среднесрочной перспективе определяется величиной ликвидных финансовых ресурсов и включает:

• консолидированный бюджет региона, внебюджетные фонды;

• ценные бумаги, эмитированные регионом и его хозяйственными субъектами;

• финансовые ресурсы кредитно-банковских организаций;

• средства населения в наличной форме, на банковских депозитах и в виде ценных

бумаг.

При этом можно выделить межбюджетные потоки между центром, регионом и внутри региона; объем реализации товаров и услуг хозяйствующим субъектам региона, ФОТ работников из средств предприятий и бюджета, выплату пенсий, пособий, стипендий и т.п., оплату товаров и услуг предприятиями и населением, уплату налогов, сборов и т.п., инвестирование денежных средств [8].

Функции финансового потенциала кластера можно представить следующим образом:

- системо- и структурообразующая - взаимодействие субъектов бизнеса, науки, власти, финансово-кредитных учреждений и т.д.;

- самоорганизация в неравновесных состояниях - повышение устойчивости региональной системы;

- целеформирующая - обеспечение достижения целей регионального развития;

- повышение сбалансированности структурно-отраслевого развития путем перераспределения финансовых ресурсов.

Однако следует учитывать, что для вертикально-интегрированных компаний территориальная локализация не играет преобладающей роли, вследствие чего кластеры такого вида не ориентированы на развитие регионального потенциала.

Одной из основных проблем, сдерживающих развитие кластерных структур и эффективное развитие их потенциала, является недостаточный уровень развития институциональной среды, обеспечивающей финансовую поддержку формирования и функционирование кластера.

Исследованию финансовых потоков, а также роли и места финансового потенциала кластера в формировании финансового потенциала региона в настоящее время уделяется мало внимания. Можно выделить отдельные исследования, имеющие отношение к изучению организационно-экономических механизмов финансовой поддержки кластерных инициатив, в рамках которых затрагиваются указанные вопросы. Обобщая научную литературу, посвященную вопросам финансовых взаимоотношений, механизмам финансового обеспечения региональных кластеров, можно отметить наличие прямого и косвенного воздействия функционирования кластера на финансовый потенциал региона. Прямое воздействие проявляется в результате взаимодействия инвесторов и реципиентов финансовых потоков. От государства в кластер финансовые потоки идут в форме прямого финансирования из бюджетных средств в рамках модели государственно-частного партнерства, реализации программ развития и продвижения кластера. Обратные - в рамках проведения мониторинга динамики показателей функционирования кластера в целом или отдельных его участников, а также в рамках финансового контроля со стороны государственных органов власти, ведомств [9].

Как отмечают И.Г. Меньшинина и Л.М. Капустина, процесс кластеризации за рубежом осуществлялся на эволюционной основе, являясь результатом воплощения концепций оптимального размещения производства и развития конкурентных преимуществ компании, находящихся на одной территории, в то время как в России кластеризация обусловлена необходимостью поиска путей повышения конкурентоспособности регионов в условиях структурных сдвигов их экономики в переходный период [10]. В связи с этим, в институциональном аспекте развитие кластерных инициатив в российских регионах предполагает установление не только новых форм взаимодействия в организационно-инфомационной, производственной и др. сферах деятельности участников кластера, но и в отношении разработки финансовых механизмов стимулирования и реализации кластерных инициатив в регионе (в том числе на законодательном уровне).

В настоящее время в условиях ограниченных возможностей региональных и местных бюджетов основная роль в развитии кластеров отводится банковской сфере (в частности, региональным банкам), поскольку, как отмечает И.М. Садыков, их отношения с предприятиями реального сектора региональной экономики построены на долгосрочной основе, они полнее учитывают интересы местного сообщества и адаптированы к особенностям институциональной среды региона [9].

Одной из форм кластера является финансово-промышленная группа, объединяющая несколько организаций, получающих финансовую поддержку из централизованного

источника, в качестве которого могут выступать как финансово-кредитные учреждения (банки, фонды), так и бюджеты различного уровня. В этом случае инвестиционные и текущие финансовые потоки перераспределяются внутри кластера.

Как свидетельствует зарубежный опыт, применение политики кластеризации и активная роль государства в финансировании кластерных инициатив позволяет получить положительные результаты в повышении уровня экономического развития отдельных территорий. В развитых европейских странах и в США реализация федеральных программ, содействующих формированию кластерных структур, началась в 90-х годах ХХ века. Так, в Дании в рамках реализации проекта межфирменного сотрудничества (1989-1990 гг.) было выделено 25 млн. долл. для подготовки специалистов по формированию сетевых структур, а также для реализации фаз: формирование концепции, планирование развития и осуществление инициативы кооперации. В результате уже в 1992 году в Дании 40% всех фирм участвовало в кластерах. В штате Аризона (США) была создана региональная структура, включающая 6 фондов поддержки по созданию на его территории кластеров. До настоящего времени поддержка региональных кластеров является одним из основных направлений реализации инновационной стратегии США. Так, Б. Обама выступил с инициативой выделения из государственного бюджета на 2010 год 100 млрд. долл. на поддержание региональных инновационных кластеров и бизнес-инкубаторов. Правительство Франции в 20062008 году выделило на поддержку кластеров 1,5 млрд. евро. Для стимулирования кластерных инициатив региональными агентствами развития в Великобритании Министерством торговли и промышленности в период 2003-2008 гг. выделено 135 млн. евро. Правительство Словении в рамках реализации принятой в 1996 году «Стратегии повышения конкурентоспособности промышленности Словении» оплачивало 40% расходов на формирование кластеров, 60% (в основном в форме предоставления человеческих ресурсов) вносили заинтересованные компании. В Европе формируются грантоообразующие фонды, поддерживающие кластерные инициативы: Национальное агентство планирования DATAR (Франция), Информационная система поиска и классификации кластеров CASSIS (Люксембург), программа кооперации LINK (Великобритания) [11].

В целом, как оценивают эксперты, в настоящее время поддержку процессов кластеризации осуществляют более 50% экономик ведущих стран мира.

Принимаются попытки создания кластеров и в СНГ. Например, в 2009 году в Украине одобрен порядок создания национальных инновационных кластеров, определены приоритетные направления деятельности: машиностроение, биотехнологии, производство продуктов питания, энергетика, силовые установки и двигатели и др. В Казахстане планируется создание 7 кластеров в сфере нефтегазового машиностроения, текстильной промышленности, пищевой промышленности, производства строительных материалов, транспортной логистики, туризма [12].

Эффективность кластеризации может быть в значительной степени усилена. Представляется, в частности, что осуществление финансовой поддержки создания и функционирования кластерных структур региональными органами власти должно основываться на выборе наиболее перспективных кластеров, соответствующих стратегии развития воспроизводственной системы региона, и предполагает решение следующих задач:

- оценка финансово-экономического потенциала кластерной структуры;

- осуществление налоговой поддержки кластеров;

- финансирование (софинансирование) отдельных проектов в форме грантов, дотаций и субсидий под конкретные проекты;

- формирование благоприятной среды для функционирования кластера.

Таким образом, одним из возможных субъектов региональных кластерных инициатив являются территориальные органы власти. Как показало исследование Cluster Initiatives

Green Book, функции государственной власти в отношении стимулирования и поддержки кластерных инициатив заключаются именно в финансировании кластерных проектов (особенно на стадии формирования кластера), в меньшей степени проявляется организационная роль [13]. При этом в развитых странах функции реализации кластерных инициатив закреплены за отраслевыми министерствами, в то время как в развивающихся - за Министерством финансов. Кроме того, как отмечает Е.С. Куценко, не менее важным в обеспечении финансовой поддержки кластерных инициатив является вовлечение в данный процесс недавно созданных институтов развития: Инвестиционного фонда, государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российский Венчурный Фонд» [14].

Важным процессом является и образование образовательных кластеров, особенно на Юге России и на Северном Кавказе на базе Южного и Северо-Кавказского федеральных университетов [15].

Учитывая, что кластерные инициативы состоят из последовательности проектных этапов: зарождение (формирование) проекта кластера, разработка стратегии и плана действий по развитию кластера, формирование кластерной структуры, реализация программы развития кластера и оценка ее эффективности, - представляется целесообразным государственное участие на всех этапах в рамках проектного управления.

Литература

1. Скоч А. Эффективность кластеризации региональной экономики // Экономические стратегии. 2007. №05-06. - С. 156-159.

2. Asheim В., Isaksen A. Location, agglomeration and innovations: towards regional innovation systems in Norway // European planning studies. 1997. N 3. Vol. 5. Р. 299-330., Barkley O., Henry M. Advantages and disadvantages of targeting industry clusters. Clemson, 2001, Porter M. The Competitive advantage of nations. London, 1998. и др.

3. Rosenfeld S. Creating smart systems. A guide to cluster strategies in less favored regions. - EV, 2002;

4. Соколенко С.И. Промышленная и территориальная кластеризация как средство реструктуризации // Безопасность Евразии. 2002. №1;

5. Воронов А., Буряк А. Кластерный анализ — база управления конкурентоспособностью на макроуровне // Маркетинг. 2003. № 1.

6. Сайт Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике. http://www.komfed.ru/section 136/section 139/671.html/

7. Гуриева Л.К. Формирование стратегии инновационного развития экономики региона: теория и методология. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2007. - С.215.

8. Николаев М.В. Кластерная концепция эффективной интеграции регионов в глобальную экономику // Проблемы современной экономики, №1 (13).-2010.

9. Садыков И.М. Современный механизм финансового обеспечения функционирования кластеров // Вестник ТИСБИ. 2010. №4.

10. Меньшенина И.Г., Капустина Л.М. Кластерообразование в региональной экономике: монография. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. - С.92.

11. Грановеттер М. Успех инновационного кластера основан на открытости, гибкости и свободе // The New Times, 2010, 6 апреля.

12. Горохова М.В. Казахстан: вопросы эффективной реализации новой модели региональной политики. Центр анализа общественных проблем. www.pprc.kz/

13. Sölvell Ö., Lindqvist G., Ketels C. The Cluster Initiative Greenbook, 2003, www.cluster-research.org - P.39.

14. Куценко Е.С. Кластеры в экономке: основы кластерной политики государства //Сайт Подкомитета ТПП РФ по развитию субконтрактации и кластерных инициатив. http://promcluster.ru/index.php/publications-cls/63-clsineco3

15. Игнатова Т.В. Формирование управленческого резерва региона через развитие административно-образовательных кластеров // Креативная экономика. 2012. № 3. С. 94-95.

УДК 336.76

Солонина С.В.

Институциональный подход к оценке функционирования банковской системы региона

Успешное и эффективное функционирование банковской системы региона невозможно без институционального подхода к оценке и выявлению проблем и недостатков. Анализ обеспеченности территории банковскими услугами с учетом особенностей региона и с учетом влияния политики муниципальных и федеральных органов управления, оценке промышленного потенциала, ресурсной обеспеченности позволяет обнажить проблемы функционировании банковской системы.

Ключевые слова: конкурентоспособность, региональная банковская система, институциональная структура, финансовая обеспеченность, промышленный потенциал.

Законодательным Собранием Краснодарского края утверждены стратегии социально-экономического и инвестиционного развития территорий Краснодарского края до 2020 года. Стратегии разработаны для отраслей экономики и социальной сферы с учетом их взаимодействия друг с другом в целях реализации планов развития Российской Федерации, установленные Правительством страны.

В SWOT-анализе представлены сильные и слабые стороны конкурентоспособности края, а также рассмотрены возможности и угрозы развитию стабильного роста экономики региона.

К слабым сторонам, согласно SWOT-анализу, относится, помимо прочего, недостаток ресурсной базы для развития ряда отраслей промышленности.

Дефицит финансов обостряет угрозы, связанные с недостаточной конкурентоспособностью экономики края, к которым относятся значительное отставание технического и технологического производств, риск потери предприятиями края занимаемых позиций на российском рынке в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию. Кроме того, дефицит средств может привести к угрозам, связанным с отраслевыми диспропорциями в экономике края: риску снижения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства и оттоку квалифицированных кадров из АПК, утере технологий и традиций сельскохозяйственного производства в результате низкого уровня оплаты в сельском хозяйстве и отраслях промышленного производства.

Обеспечить условия стабильного экономического роста можно лишь формируя конкурентные преимущества, которые невозможно осуществить без государственной структурно - институциональной политики.

Для совершенствования регулирования развития реального сектора Краснодарского края необходима реализация следующего комплекса мероприятий:

1) улучшение финансового положения хозяйствующих субъектов;

2) обеспечение межотраслевого перетока капитала в приоритетные отрасли экономики региона: высокотехнологичные секторы обрабатывающей промышленности, развития науки и инновационных технологий;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.