ПРОБЛЕМА ДНЯ
УДК 208
РЕГИОНАЛЬНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ДИАЛОГ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ
А.В. Окатов, В.Н. Окатов
В статье дана характеристика современного состояния гражданского общества в Тамбовской области, представлена оценка эффективности деятельности его основных институтов и их взаимодействия с региональными органами власти.
Ключевые слова: гражданское общество; общественная организация; регион; диалог власти и общества.
Под гражданским обществом принято понимать коллективные действия людей в сфере публичной (общественной) жизни. Это сфера действий, поступков людей, которые могут носить как стихийный, так и организованный характер. В последнем случае появляется институциональная форма неправительственных, негосударственных объединений, союзов, ассоциаций, функционирующих по принципам самоорганизации, самоуправления и, в идеале, самофинансирования. Непосредственно гражданское общество предстает перед нами как сложившаяся независимо от властной вертикали, существующая помимо нее система горизонтальных связей и отношений, охватывающая собой значительную часть населения. Реальная включенность человека в эти связи и отношения превращает его из гражданина де-юре в гражданина де-факто.
Строго говоря, само по себе наличие негосударственных организаций еще не является признаком появления гражданского общества. Общество становится гражданским не просто как отделившееся от государства самостоятельное образование, а как существующий наравне с ним особый политический субъект, способный вступать с государством в отношения партнерства и диалога или конфронтации при решении общественных дел. Гражданское общество не подменяет собой государства, но делает его объектом наблюдения и контроля. Общество обретает спо-
собность вести диалог с государством лишь тогда, когда люди имеют гражданские права и располагают независимыми от государства средствами массовой информации, способными выражать и доносить до власти их мнения и настроения.
В современных условиях гражданское общество является фактором сдерживания как государства, так и рынка. Ни рыночная экономика, ни институты демократического государства не могут существовать и эффективно функционировать без цивилизующего влияния гражданских объединений, общественных или некоммерческих организаций, которые становятся атрибутом современного гражданского общества, его институциональной основой [1].
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на 1 января 2009 г. на территории региона было зарегистрировано 250 общественных объединений и 200 некоммерческих организаций (за исключением профессиональных союзов и религиозных организаций). Анализ показывает, что более половины зарегистрированных общественных организаций проявляют невысокую, а около четверти - чрезвычайно низкую социальную активность, которая, к сожалению, не коррелирует с количеством и качеством проблем, существующих на территории муниципальных образований области. Одна из главных причин - недостаток опыта, знаний и навы-
ков организаторской работы у руководителей (лидеров) общественных объединений.
В целях привлечения интеллектуального, информационного и организационного потенциала гражданского общества к повышению социальной активности НКО, общественному контролю за деятельностью региональной власти, построению системы обратной связи между органами власти и обществом Общественная палата Тамбовской области в 2008 г. (февраль-апрель; октябрь-ноябрь) предприняла первые шаги к кадровому обеспечению решения названных задач посредством организации на старших курсах различных отделений академии гуманитарного и социального образования Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина факультатива «Диалог между гражданским обществом и органами власти» (весна -18 часов; осень - 14 часов). Слушателями факультатива были 15 студентов 4-5 курсов. Занятия вели ведущие преподаватели гуманитарных кафедр университета.
Программа факультатива отличалась практической ориентированностью на подготовку специалистов, имеющих представление о специфике диалога между обществом и властью. В ее содержание были включены такие проблемы, как:
- основы взаимодействия гражданского общества и власти. Межсекторное взаимодействие: цели, уровни и формы;
- публичная власть в российском регионе, место в ней местного самоуправления;
- власть и гражданское общество как стороны диалога и взаимодействия; правовые основы, направления и формы организации диалога и взаимодействия;
- технологии организации межсекторного диалога и взаимодействия;
- правовые, организационные и информационные условия межсекторного взаимодействия.
В ходе усвоения содержания курса слушатели приобретали не только важные для социального модератора знания, но и такие умения, как анализ содержания нормативных правовых актов, применение имеющихся инструментов государственного и муниципального управления для формирования предложений по развитию регионального гражданского общества (например, использование региональных и муниципальных целевых
программ), определение и использование наиболее перспективных форм диалога общества и власти, ведение мониторинга состояния гражданского общества в регионе или муниципалитете, разработка и оценка социального проекта и др.
Более обстоятельный анализ структуры общественных объединений и некоммерческих организаций в Тамбовской области с позиции их взаимодействия с органами региональной и муниципальной власти позволяет предложить следующую классификацию:
- представительские организации, основным мотивом в их взаимодействии с властью является артикуляция, защита и лоббирование интересов членов этих организаций или целевых социально-профессиональных групп, которые они представляют. Сюда можно отнести организации, созданные по гендерному, национальному, возрастному признакам и др. Очевидна их безусловная ориентированность на стабильность диалога с властью для представления своих интересов. По данным на середину 2008 г. в области немногим более четверти таких организаций;
- «надзорные» организации, осуществляющие прежде всего функции общественного контроля. Их основной мотив - социальное партнерство с органами власти посредством обеспечения открытости в деятельности последних. При нарушении принципов партнерства - ограничения органов власти жесткими рамками закона или региональных нормативных актов. Крайний случай - конфронтация с властью в сфере основной деятельности общественной организации. На территории нашей области к такому типу можно отнести правозащитные и экологические организации (на тот же период времени их было менее 6 %);
- сервисные организации, которые имеют своей целью социальную поддержку конкретных групп населения, предоставление конкретных услуг для отдельных категорий граждан и организаций. Взаимодействуя с органами власти, они проявляют очевидную заинтересованность в доступе к бюджетным средствам в качестве исполнителей социальных заказов, получателей грантов и других мероприятий, предполагающих финансирование от органов власти. К этому типу можно отнести каждую пятую организацию, действующую на территории региона, хотя
доступ к вышеназванным формам финансирования имеют среди них лишь немногие;
- проектные организации - самая распространенная группа организаций в области, которая не имеет постоянных интересов во взаимодействии с органами власти, поскольку в их уставных целях содержатся самые различные, порой весьма далекие по содержанию направления деятельности. Интересы этих организаций полностью определяются реализуемыми ими проектами. Если реализация задач проекта требует взаимодействия с органом власти, организация идет на такое взаимодействие, если же тематика проекта меняется, организация теряет всякий интерес к поддержанию взаимодействия с органом власти.
В июне 2008 г. социологическая группа при Общественной палате Тамбовской области сформировала экспертную группу в количестве 12 человек (шесть человек -представители региональных государственных структур; шесть - члены общественных объединений). По мнению экспертов, за последний год возросло число некоммерческих организаций, имеющих опыт сотрудничества с региональными органами власти, особенно с областными управлениями здравоохранения, культуры и архивного дела, образования и науки, по охране окружающей среды и природопользованию, труда и социального развития, комитетом по делам молодежи областного центра.
Эксперты-общественники полагают, что у них улучшились личные контакты с представителями властных структур. И та, и другая группы экспертов в целом позитивно отзываются о работе Общественной палаты области в налаживании диалога гражданских структур и власти. Небезынтересен ярко проявляющийся факт: общественная организация тем выше оценивает свой опыт сотрудничества с властью, чем разнообразней она финансируется из различных региональных и местных бюджетных источников. Среди этих источников - конкурсные механизмы социального заказа, проекты по оказанию поддержки социально незащищенным слоям населения, гуманитарно-просветительской работы с населением, программ для молодых специалистов и лидеров некоммерческих организаций, экологические проекты, социальные исследования проблем региона и т. д.
Эксперты, работающие в органах власти, и эксперты-общественники в одинаковой степени заинтересованы в расширении поля деятельности создаваемых в области общественных советов при структурах исполнительной власти и местного самоуправления. Работе общественных советов, по их мнению, мешает прежде всего недостаточная разработанность региональной нормативноправовой базы.
Эксперты, представляющие организованную общественность, подчеркивают, что именно они выступают в качестве инициаторов взаимодействия органов власти и некоммерческого сектора, т. е. выступают в роли социальных модераторов, что в 2008 г. государственные органы значительно чаще (по их мнению, не менее чем в два раза) приглашали лидеров некоммерческих организаций в качестве экспертов, что наиболее распространенной формой взаимодействия с органами власти является участие в совместных мероприятиях: семинарах, публичных слушаниях, конференциях, круглых столах и др. В то же время лишь один из шести экспер-тов-общественников считает, что его организация имеет опыт подготовки социальных модераторов.
Большинство опрошенных экспертов (10 человек) убеждены в том, что обе стороны стремятся к развитию диалога. Но лишь половина из них считает, что как власть, так и общественность готовы вести конструктивный диалог. Основными причинами, мешающими развитию диалога, обе стороны называют неготовность власти и гражданских организаций взаимодействовать, а также отсутствие соответствующих организационных, правовых и информационных условий. Кроме того, эксперты полагают, что возрастает значение такого фактора, как отсутствие финансирования общественных объединений, с одной стороны, и растущий недостаток специального финансирования у власти - с другой.
По мнению экспертов-общественников, руководители некоммерческих организаций осознают, что основная причина слабости гражданского общества - недостаточная инициативность добровольных объединений, общая пассивность граждан в регионе, недостаточная консолидация третьего сектора. Отодвигая в сторону задачи, решаемые толь-
ко в долгосрочном периоде, реальным выходом в краткосрочной перспективе можно считать, единодушно полагают эксперты, повышение профессионализма как самих членов общественных организаций, так и чиновников, непосредственно взаимодействующих с ними.
В марте-июле 2008 г. социологическая группа Общественной палаты Тамбовской области провела комплексное исследование по теме: «Органы власти и гражданское общество в регионе». Были использованы как количественные, так и качественные методы, в т. ч. глубинные экспертные интервью с применением методики получения ценностных и эмоциональных срезов сознания по проблеме, экспертные опросы с применением полустандартизированных интервью, опросы таких групп населения областного центра, как мелкие предприниматели, работники сферы обслуживания, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал образовательных учреждений, медицинский персонал учреждений здравоохранения, сотрудники правоохранительных органов, работники культурно-просветительной и досуговой сфер, социальные работники, работники топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, специалисты администрации областного центра.
Всего было опрошено 133 человека, из них 59 имеют высшее образование, 47 -среднее профессиональное и общее среднее образование, 27 - неполное среднее образование. Среди опрошенных 17 человек - в возрасте от 18 до 25 лет, 18 человек - в возрасте от 26 до 35 лет, 68 человек - 36-45 лет, 17 человек - 46-55 лет, 13 человек - 56 лет и старше, 79 человек - женщины, 54 человека -мужчины.
У подавляющего большинства опрошенных групп наблюдается некоторое недоверие к государству (за исключением специалистов среднего звена городской администрации), в то же время они дают в целом положительную оценку деятельности руководителей области и г. Тамбова (72 % опрошенных). Более половины респондентов считают необходимыми кардинальные изменения в системе организации региональных органов власти. Основными аспектами этих изменений являются следующие:
- борьба с коррупцией как карательными мерами, так и путем создания условий, исключающих ее; обеспечение верховенства закона во взаимоотношениях государственных структур и общества;
- повышение правовой и нравственной культуры общества и формирование реальных механизмов взаимодействия между организованной общественностью (организации, фонды, союзы, движения и т. д.) и региональной властью.
Что касается определения наиболее перспективных путей взаимодействия власти и общественности, более 45 % опрошенных указали на необходимость усиления согласованности действий органов власти и общественных объединений по решению злободневных задач, стоящих перед страной (повышение благосостояния населения, социальная поддержка незащищенных и обездоленных слоев, доступность здравоохранения и образования). Назывались также такие принципы, как формирование эффективного механизма юридической защиты граждан путем сокращения уровня правовой безграмотности людей (18 %), открытость и прозрачность деятельности органов власти (11 %).
В ходе исследования был выявлен такой важный, на наш взгляд, факт, как отсутствие у респондентов каких-либо иллюзий относительно своего текущего положения и желание своими силами изменить для себя и своих близких ситуацию к лучшему.
35 человек, участвовавших в анкетировании, ответили на дополнительные вопросы, связанные с жизненными целями, это молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. 90 % из них имеют высшее и среднее профессиональное образование. Решающее влияние на формирование их личных жизненных планов оказывают семья и ближний круг общения. Конструирование же образа будущего страны, ее перспектив происходит у молодых людей главным образом под воздействием средств массовой информации. Среди последних вне конкуренции - центральные и местные каналы телевидения (более 85 % опрошенных).
Жизненные планы молодого поколения похожи друг на друга. Все они связаны с повышением социального статуса (получить хорошее образование, иметь интересную и хорошо оплачиваемую работу, создать се-
мью, иметь собственную квартиру или дом). Мы видим, что реализация жизненных планов молодежи необходимо предполагает вложение собственных сил. Молодой человек стремится осуществить то, что он может сделать сам. Таким образом, личные планы молодежи основываются на собственных ресурсах для их достижения и воспроизводят уже сложившиеся культурные образцы (благополучие, работа, семья). Кроме того, их личные планы исключительно позитивны, в них нет места подвигу или конфликту, стремления к самопожертвованию. Главное, что молодой человек хочет видеть в будущем -это стабильность, уверенность, комфорт.
Группа, участвовавшая в подготовке эмпирических материалов поставила себе целью определить степень участия некоммерческих организаций в управлении региональными социально-экономическими процессами. С этой целью были привлечены эксперты из числа представителей властных структур и общественности. Основываясь на материалах существующего законодательства и практике правоприменения, используя аналитические разработки и публикации региональных печатных СМИ, они выработали ряд предложений по оптимизации вовлечения общественных организаций в принятие публично-властных решений и гражданскую деятельность. Назовем основные из этих предложений и выводов.
Во-первых, необходимым условием и предпосылкой участия общественных организаций в принятии публично-властных решений является включение их представителей в состав советов, комиссий, рабочих групп, создаваемых исполнительными и законодательными органами власти Тамбовской области. Общественные организации должны широко привлекаться к экспертизе проектов правовых актов, участвовать в решении общественно полезных дел через механизмы аутсорсинга, социального заказа и гранта. Они могут эффективно продвигать свои интересы в региональные органы власти посредством цивилизованного лоббизма.
Во-вторых, участие общественных объединений региона в принятии публичновластных решений избирательно и во многом хаотично. Органы исполнительной и законодательной власти охотнее консультируются с коммерческими организациями, их союзами
и ассоциациями. Внедрение в практику частно-государственного партнерства, аутсорсинга, социального заказа в большей степени ориентировано на бизнес, инвестиции делаются преимущественно в бизнес-проекты. Гранты в социальную сферу, развитие культуры выглядят незначительными.
В-третьих, основными причинами неудовлетворительного участия общественных организаций в управлении региональными процессами являются политика государственного патернализма, слияние власти и бизнеса, отсутствие должного федерального и регионального законодательства и необходимых организационных и финансовых ресурсов.
Уменьшение финансирования некоммерческих организаций из бюджетов различных уровней резко обостряет проблемы с арендой помещений под офисы, мешает приобретению материальных средств, необходимых для успешной работы общественного объединения. Только каждый третий эксперт-общественник считает, что его организация имеет благоприятные перспективы по финансовой обеспеченности в 2008 г., и лишь у одного эксперта есть уверенность в том, что в 2009 г. финансовых средств будет достаточно для обеспечения жизнеспособности его организации.
Двухлетний опыт взаимодействия региональной Общественной палаты с молодежными организациями, а также оценки экс-пертов-общественников и представителей властных структур позволяют констатировать, что гражданская самоорганизация регионального общества резко повысит свой социокультурный потенциал, если будет в большей мере стремиться к реализации следующих функций молодежных объединений:
- экономической: развитие молодежных НКО способствует увеличению занятости молодых людей, уменьшает их отток из региона, его территорий;
- политической: организованные группы молодежи могут влиять на принятие властных решений, выступать реальной политической силой, с которой не может не считаться действующая власть;
- коммуникативной: молодежные НКО могут влиять на формирование общественного мнения, развивать внутрирегиональные и межрегиональные связи;
- кадровой: в общественных объединениях молодой человек приобретает качества лидера, организатора, менеджера и тем самым может представлять интерес для коммерческих и государственных структур;
- социальной: участие в работе НКО, несомненно, является формой профилактики асоциального и зависимого поведения, формирует активную жизненную позицию молодого человека.
Реализация последней функции нашла свое отражение в организации серии семинаров-тренингов на тему: «Профилактика ад-диктивного поведения в подростково-молодежной среде», которые Общественная палата провела совместно с некоммерческим партнерством «Четвертое измерение» в апреле - декабре 2008 г. в г. Тамбове, Моршан-ске, Мичуринске, Рассказово. На семинарах были рассмотрены причины аддиктивного (зависимого) поведения, его виды и признаки, показаны направления и формы профилактики зависимого поведения подростков в их взаимодействии с родителями, дана оценка инновационным технологиям в сфере предупреждения различных форм зависимого поведения.
В условиях финансово-экономического кризиса особую роль приобретают общественные организации, действующие в сфере социально-трудовых отношений. Речь идет прежде всего о профсоюзных организациях, представители которых создали в Общественной палате рабочую группу, которая сформулировала первоочередные задачи по реализации антикризисных мер:
- разъяснение жителям области региональной программы мер по выходу из кризиса;
- сохранение приоритета социальной направленности проводимой в области политики (бюджет, сохранение и повышение нормативов социальной поддержки, адресность и доступность социальной защиты и др.);
- осуществление постоянного контроля за реализацией мер по увеличению минимального размера оплаты труда и введению отраслевой системы оплаты труда в областных учреждениях здравоохранения, культуры и социальной сферы;
- осуществление общественного контроля за процессом оптимизации структуры и затрат органов государственной и муниципальной власти;
- совместно с органами исполнительной власти и прокуратурой держать под постоянным контролем ситуацию на тех предприятиях, где происходят увольнения работников; предпринять необходимые меры по стабилизации ситуации и сохранению рабочих мест, проводить активную политику обеспечения занятости.
По мнению независимых экспертов, целесообразно совершенствование правовых механизмов правозащитной деятельности профсоюзов (повышение статуса трехсторонних комиссий, наделение их правом принятия обязательных для исполнения решений, упрощение вхождения в коллективный трудовой спор, недопущение ослабления коллективной защиты прав работников и др.).
Актуальным направлением взаимодействия профсоюзов с властью продолжает оставаться обеспечение открытости и надежности пенсионной системы, повышения доверия к ней населения. На основе страховых принципов при ведущем участии профсоюзов и объединений работодателей в определении нормативов отчислений, порядка и направлений расходования страховых средств следует безусловно обеспечить социальную защиту в случаях потери работы, наступления болезни и старости, утраты заработка при банкротстве (несостоятельности) работодателя.
Определяя наиболее значимые проблемы, требующие внимания со стороны общественности, независимые эксперты в конце 2007 г. отметили, что среди задач первостепенной важности особо следует выделить задачу развития правового просвещения населения. Совет Общественной палаты создал рабочую группу, которая приняла участие в разработке проекта областной целевой программы «Повышение правовой культуры населения в Тамбовской области в 2008-2010 годах». В частности, был обобщен опыт организации правового просвещения в общеобразовательных школах и средних профессиональных учебных заведениях областного центра, создания и работы бесплатной юридической консультации на базе института права университета им. Г.Р. Державина, разработаны программы правового информирования и обучения для представителей предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности, для руководителей общественных
объединений, преподавателей школ и учащихся различных возрастных групп.
Важным фактором творческого устройства общественной жизни в регионе выступает культура. В 2008 г. спектр гражданских инициатив в области культуры по сравнению с 2007 г. заметно расширился, что нашло отражение и в деятельности Общественной палаты. Совет Палаты создал рабочую группу по выработке предложений, направленных на сбережение культурно-исторического наследия региона. В феврале 2008 г. группа, куда вошли члены Общественной палаты, общественной организации «Культурная инициатива», представители творческих союзов, подготовила аналитическую записку, раскрывающую реальное положение дел в сфере охраны памятников истории, культуры и природы, дающую оценку вступающим в силу новациям федерального законодательства.
Члены группы предложили рассмотреть возможность создания при главе администрации области межведомственного координационного совета по вопросам сохранения памятников архитектуры, истории, культуры, науки, техники и природы, включив в его состав руководителей региональных органов культуры и архивного дела, архитектуры и градостроительства, развития промышленности и предпринимательства, охраны окружающей среды и природопользования, лесного и сельского хозяйства, а также представителей органов местного самоуправления, научного сообщества, средств массовой информации, институтов гражданского общества. Одна из основных задач этой структуры состоит в гласном обсуждении актуальных проблем сохранения исторического наследия нашего региона, в проведении общественногосударственной экспертизы правовых актов, затрагивающих эту сферу, а также в организации широкой пропаганды знаний об объектах-памятниках.
Полагая, что ценностью культуры являются не только материальные памятники истории и культуры, но и нематериальное наследие, овеществленное в библиотеках и музейно-архивных фондах, группа выделила следующие приоритеты сбережения культурно-исторического наследия Тамбовской области:
- обеспечение нормативного режима хранения, использования, реставрации и кон-
сервации библиотечно-музейно-архивных
фондов;
- создание страхового фонда особо ценных документов библиотек, музеев, архивов как составляющей единого российского страхового фонда документации;
- создание электронного каталога музеев области, электронных изданий книжных памятников;
- совершенствование системы учета библиотечно-музейно-архивных комплексов;
- реализация региональной программы краеведческой, мемуарной и архивной литературы;
- разработка и реализация региональной программы по изучению и пропаганде традиционной народной культуры;
- разработка и реализация региональной программы подготовки высококвалифицированных кадров для социокультурной среды.
Развитие диалога власти с гражданскими структурами региона повышает социальную устойчивость общества в условиях финансово-экономического кризиса, обеспечивает его политическую стабильность.
Повышение качества диалога позволит ожидать значительного роста участия НКО на рынке региональных социальных услуг. В частности, для местной власти было бы целесообразно вместе с НКО сосредоточиться на включении в систему заказа на услуги исторически сложившихся видов услуг, наиболее развитых в общественных организациях: консультирование, обучение, трансляция решений власти, различные виды социальной поддержки, организация культурно-досуговых мероприятий и др. Остро необходимо обучение как работников НКО, так и специалистов местного самоуправления технологиям формирования заказа на услуги и соответствующим процедурам. Готовность к этому ясно показали материалы экспертных интервью, в ходе которых стало очевидно, что новые услуги, востребованные в регионе, в большинстве не осознаны властью, не включены в поле зрения местных администраций и бюджетов.
Если НКО однозначно ассоциируют свои проблемы с проблемами малого бизнеса, то представители власти в большинстве четко выделяют общественные организации в некий отгороженный от региональной эконо-
мической реальности сегмент общественной жизни. Между тем такой подход чреват для НКО двумя опасностями: во-первых, игнорируется общественный сектор как реальный производитель услуг; во-вторых, делается попытка создать тепличные условия для слабых НКО, что в условиях бюджетной нестабильности обрушивает всю социальную периферию муниципальных образований.
Наименее согласованными в настоящее время оказались представления руководителей НКО и местной власти о факторах, препятствующих развитию регионального некоммерческого сектора и росту его влиятельности. Для руководителей общественных организаций эти факторы лежат вне некоммерческого сектора. Чаще всего называются несовершенство законодательной базы, невосприимчивость власти к общественным запросам и низкий уровень информированности со стороны власти и бизнеса о существовании и возможных формах работы с НКО. Представители власти, напротив, видят основные препятствия для развития некоммерческого сектора в нем самом - в разобщенности и безынициативности некоммерческих организаций, в низкой политической культу-
ре и неразвитости гражданского сознания и жителей области. В любом случае усиление профессионализма в деятельности общественных организаций является существенным показателем уровня развития гражданского общества, а его важнейшей задачей становится общественный контроль, служащий средством борьбы с коррупцией и правовым нигилизмом.
1. Межуев В.М. Гражданское общество и современная Россия // Человек и культура в становлении гражданского общества в России: Всерос. конф. Москва-Тамбов, 2007 г. М., 2008. С. 5-6.
Поступила в редакцию 10.06.2009 г.
Okatov V.N., Okatov A.V. Regional civil society: social activity of the public organizations and dialogue with authorities. In the article characteristic of the current state of civil society in the Tambov region is given, estimation of efficiency of activity of its basic institutes and its interaction with regional authorities is presented.
Key words: civil society; public organization; region; dialogue of society and authorities.