С точки зрения мотивации персонала могут быть важны такие показатели, как: 1. Затраты на обучение персонала. 2. Уровень заработной платы. 3. Премии за общение с клиентами. 4. Процент сотрудников, считающих, что ими руководят эффективно. 5. Процент сотрудников, считающих свою работу интересной. 6. Число предложений на одного сотрудника. 7. Число реализованных предложений. 8. Процент текучести кадров. 9. Среднее время работы сотрудника на одной должности. 10. Процент сотрудников, личные устремления которых совпадают с целями организации.
Именно эти показатели могут стать вехами достижения совершенствования процессов. Для того чтобы обеспечить конкурентные преимущества вузу, необходимо реагировать на потребности клиента: обеспечить лучшее качество при более низких издержках, в сжатые сроки решать все вопросы. Необходимо выработать стратегию устранения недостатков и заменять их усовершенствованиями. Стратегический подход предполагает выяснение потребностей, поиск и реализацию решения, позволяющего добиться выбора потребителя. Процессы следует рассматривать на
горизонтальном уровне, то есть на уровне взаимного оказания услуг структурными подразделениями. Предложенные нами показатели можно отнести к внутренним показателям деятельности вуза. Повышение качества образовательных услуг может быть достигнуто за счет удовлетворения запросов потребителя, участия всех сотрудников в решении задач, непрерывного совершенствования, ориентации на процессный подход. Ориентация управления вузом может изменить отношение людей к своей работе, а образовательному учреждению отойти от вертикальной системы управления, ориентированной на интересы руководства, к горизонтальной системе управления, направленной на удовлетворение интересов потребителей.
Библиографический список
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001. 21 с.
2. Конти Тито. Самооценка в организациях / пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество». 2000. С. 128 .
3. ISO 9000:2000. Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь.
УДК 332-1
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА
Н.А.Санковец1
Филиал Российского государственного гуманитарного университета, 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, бульвар К. Маркса, 14б.
Определяется стратегическая роль приграничного региона в формировании внешнеэкономической политики государства, а также предлагаются некоторые методические подходы к разработке региональной стратегии внешнеэкономической деятельности приграничного региона. Табл. 2. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: региональная стратегия; внешнеэкономическая деятельность; приграничный регион; показатели развития приграничных регионов; критерии эффективности стратегии ВЭД.
REGIONAL STRATEGY OF EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITY AS AN INSTRUMENT OF STATE MANAGEMENT OF SOCIAL AND ECONOMICAL DEVELOPMENT OF A BOUNDARY REGION N.A. Sankovetz
The Branch of Russian State Humanitarian University 14b, C.Max Boulevard, Ulan-Ude, Buryat Republic, 670031
The author determines a strategic role of the boundary region in the formation of the foreign economical policy of the state as well as suggests some methodical approaches to the development of the regional strategy of external economical activity of a boundary region. 2 tables. 3 sources.
Key words: regional strategy; external economic activity; boundary region; development indices of boundary regions; efficiency criteria of the strategy of the external economical activity.
Основной задачей, стоящей перед Российской Федерацией и ее субъектами, является стимулирование процессов, обеспечивающих стабильный экономический рост, решение социально-политических про-
блем и увеличение благосостояния населения страны. По мере совершенствования в нашей стране федеративных отношений отмечается объективная закономерность все большего перемещения центра тяжести
1Санковец Надежда Александровна, ст.преподаватель; аспирант Байкальского государственного университета экономики и права,тел.: (3012)259711, e-mail: [email protected]
Sankovetz Nadezhda Alexandrovna, a senior lecturer, a postgraduate of Baikal State University of economics and Law, tel.: (3012)259711, e-mail: [email protected]
управления социально-экономическими процессами с федерального на региональный уровень. Эти процессы непосредственно затрагивают и такую важную сферу, как международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации.
Для России, занимающей первое место в мире как по протяженности границ, так и по количеству граничащих с ней стран, влияние фактора границы на социально-экономическую и политическую стабильность государства имеет особую значимость. Пригранич-ность в условиях спонтанного роста хозяйственной взаимозависимости приобретает значение стратегически важного ресурса экономического развития региона. Его реализация сопряжена с общей переориентацией территориально-хозяйственных систем различных уровней и типов на интернационализацию в мирохозяйственные циклы. Более того, факт «включенности» в глобальные воспроизводственные циклы в большинстве случаев означает для приграничных регионов дополнительный фактор социально-экономического роста, некое конкурентное преимущество, реализация которого превращает тот или иной регион в «полюс развития». И напротив, невозможность обретения устойчивой ниши на мировом рынке обрекает приграничный регион на долговременную и глубокую социально-экономическую стагнацию либо на поиск иных форм приобщения к глобальным, прежде всего финансовым, потокам (криминализация хозяйственного комплекса, эскалация внутренних и внешних военно-политических конфликтов и др.). Реализация же благоприятного сценария регионального развития связана с формированием приграничья как некой коммуникационно-транзитной и одновременно фильтрующей трансрегиональные и транснациональные товарные, финансовые и иные потоки территории, с культивированием соответствующей институциональной среды, локализацией в нем необходимой приграничной инфраструктуры.
Кроме того, вступление России на путь формирования экономики открытого типа выявило ряд проблем, связанных с процессом интеграции страны в систему мирохозяйственных связей. Глобализация мировой экономики в начале XXI века также обусловила необходимость пересмотра внешнеэкономической роли в решении социальных и экономических проблем региона, который, в свою очередь, взаимосвязан со всеми субъектами страны и зарубежными странами. Активизация внешнеэкономической деятельности (ВЭД) позволяет добиться экономической стабильности, структурных преобразований хозяйственного комплекса регионов, а также повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.
С повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации в осуществлении ВЭД возрастает потребность в целенаправленном развитии и эффективном использовании внешнеэкономического потенциала регионов как необходимого условия динамичного развития национальной экономики и фактора, обеспечивающего взаимовыгодное сотрудничество, свободный перелив товаров и капиталов, достижений науч-
но-технического прогресса, рабочей силы и услуг между внутренними и внешними рынками в системе открытой экономики.
В условиях переноса центра тяжести экономических реформ в регионы и расширения их полномочий в сфере ВЭД развитие внешнеэкономических связей России во многом зависит от деятельности регионов. В современных условиях региональная политика страны тесно переплетается с внешнеэкономической. Таможенные пошлины, налоговый режим иностранных инвесторов, динамика валютного курса, инструменты стимулирования экспорта превращаются в важные инструменты формирования территориальных пропорций экономики.
Существует настоятельная потребность формирования качественно новой системы государственной поддержки внешнеэкономической деятельности в рамках общей стратегии социально-экономического развития регионов. Приграничные регионы, широко вовлеченные во внешнеэкономические связи, должны сыграть важную роль в общем оживлении экономики страны. Расширение внешнеэкономического потенциала будет способствовать улучшению экономического положения многих депрессивных регионов, в состав которых входят в основном приграничные субъекты Российской Федерации. В РФ на данный момент из 87 субъектов Федерации 46 являются приграничными.
За годы экономических реформ территориальная дифференциация в уровнях социально-экономического и правового развития регионов России возросла, увеличился разрыв между центральными и приграничными регионами.
Базовые показатели социально-экономического развития подавляющего большинства приграничных субъектов РФ (от 70 до 90% и выше) уступают аналогичным среднероссийским показателям, а некоторые из них имеют наихудшие значения. В число таких показателей входят ВРП на душу населения, инвестиции в основной капитал на душу населения, душевые денежные доходы и др. Стабильные регионы-реципиенты в стране более чем на 70% представлены приграничными территориями.2 Кроме того, по показателям внешнеэкономических процессов большинство приграничных регионов, которые, в принципе, должны быть более других включены в мирохозяйственные связи, с течением времени все более отстают от центральных регионов (таблица).
Так, при движении на восток от Республики Карелия по приполярным регионам до Чукотки и далее на запад до Республики Алтай плотность населения в приграничных субъектах РФ существенно ниже среднероссийской (8,4 чел. на кв. км). Наиболее высокую плотность населения - более 50 чел. на кв. км в остальной части периметра приграничных субъектов РФ имеют Краснодарский край, Калининградская, Самарская и Белгородская области, республики Северная Осетия и Кабардино-Балкария, Чечня и Ингушетия.
2 Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков. М.: Диалог-МГУ, 1999. С.30.
Распределение приграничных регионов России по основным показателям социально _экономического и внешнеэкономического развития за 2007 г._
Распределение приграничных регионов по показателям
Сравнительный уровень показателей ВРП на душу населения (руб.) Инвестиции в основной капитал на душу населения (руб.) Денежные доходы на душу населения (руб.) Объем внешнеторгового оборота на душу населения (тыс.долл.) Объем инвестиций в основной капитал с участием иностранного на душу населения (тыс.руб.) Степень включенности региона в МРТ(%)
Выше среднего Мурманская, Самарская, Тюменская, Сахалинская, Магаданская области; Респ. Саха (Якутия), Камчатский, Хабаровский края, Чукотский АО Ленинградская, Самарская, Тюменская, Сахалинская области
Архангельская, Ленинградская, Астраханская, Амурская области Калининградская область Калининградская, Белгородская, Оренбургская области, Респ. Алтай
Соответствует среднероссийскому Архангельская, Калининградская области Краснодарский край Респ. Карелия Хабаровский край Калининградская, Архангельская области Челябинская область, Респ. Карелия, Хабаровский край
Ниже среднего Белгородская, Курская, Смоленская, Волгоградская, Оренбургская, Челябинская, Новосибирская, Саратовская, Брянская, Воронежская, Псковская, Ростовская, Курганская области; Республики: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия (Алания), Чеченская, Бурятия, Тыва; Алтайский, Забайкальский, Приморский края; Еврейская АО. Мурманская, Брянская, Смоленская, Псковская, Воронежская, Курская, Астраханская, Курганская, Новосибирская, Омская, Амурская, Камчатская, Волгоградская, Ростовская, Саратовская, Магаданская области; Республики: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия (Алания), Чеченская, Бурятия, Тыва, Саха (Якутия); Краснодарский, Алтайский, Забайкальский, Приморский края; Еврейская АО; Чукотский АО
Ленинградская, Астраханская, , Омская, Амурская области; Респ. Карелия; Краснодарский край Калининградская, Омская области; Респ. Карелия. Архангельская, Омская, Калининградская, Ленинградская, Астраханская, Амурская области; Краснодарский край. Архангельская, Белгородская, Оренбургская, Челябинская области; Респ. Карелия Архангельская область
В 2007 г. только 12 приграничных субъектов РФ имели долю в ВРП России более 1%. Наиболее крупные экономики у Санкт-Петербурга - 3,8%, Ямало-Ненецкого АО - 2,8%, Самарской области и Краснодарского края - по 2,4%. У 24 регионов эта доля не превышала 0,5%.3
У большей части приграничных субъектов РФ (у 33 из 46) объем ВРП на душу населения ниже среднего по стране (156,4 тыс. руб. в 2007 г.). Среди 13 субъектов РФ, у которых ВРП на душу населения превышает среднероссийский уровень, подавляющая часть отно-
3 Регионы России: экономическая конъюнктура (социально-экономическая информация). М.: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. 2007. Т 2.
сится к числу северных, малонаселенных территорий с моноотраслевой экономикой. Наиболее высокие значения данного показателя у газодобывающего Ямало-Ненецкого АО и нефтедобывающего Ненецкого АО, которые соответственно в 12 и 8 раз превосходят средний по России уровень. Наиболее низкие значения ВРП на душу населения в Брянской, Воронежской, Курганской, Псковской, Ростовской областях, Алтайском и Ставропольском краях, Западной Сибири, Еврейской АО, республиках Северного Кавказа, которые в 1,5-3 раза уступают среднероссийскому уровню.
У 34 из 46 приграничных субъектов РФ доходы населения ниже среднероссийского уровня. Их география во многом повторяет распределение регионов по душевому ВРП. Только отклонения максимальных и
минимальных различий от среднего по России показателя несколько меньше.
Динамика ВРП по приграничным регионам во многом является преломлением инвестиционной активности в этих регионах в 90-е гг. и в начале текущего десятилетия. Региональная структура инвестиций в основной капитал и иностранных инвестиций во многом согласуется с динамикой ВРП.
Таким образом, наиболее привлекательны для инвесторов регионы либо богатые природными ресурсами, либо имеющие крупный экспортный потенциал и емкий региональный рынок. Большинство же приграничных регионов России значительно удалены от потенциальных инвесторов, для них характерны малоёмкие региональные рынки и неблагоприятный инвестиционный климат из-за слабо развитой рыночной инфраструктуры. Поэтому объемы инвестиций в них пока явно недостаточны для заметных структурных изменений в экономике. В целом приграничный периметр России сильно дифференцирован. Для большей его части характерны бедность и социальное неблагополучие. В рыночных условиях приграничные территории, лишенные значительных экспортных ресурсов, одновременно оказываются наиболее удаленными от российского рынка. Вследствие этого приграничный пояс сегодня в среднем является менее развитым и экономически более депрессивным, чем схожие по уровню освоенности глубинные территории.
Анализируя развитие ВЭД субъектов России можно констатировать, что на современном этапе наибольшее преимущество в осуществлении экспортных операций получили регионы, на территории которых находятся основные экспортные ресурсы: нефть, газ, лес и т.д. В импорте резко проявился приоритет больших промышленных центров. Такая ситуация связана с наличием крупного промышленного производства на этих территориях и низким уровнем развития сельского хозяйства, а также предприятий, выпускающих товары массового спроса. В этих регионах сконцентрированы значительные валютно-финансовые ресурсы. Эти районы густо заселены, что позволяет реализовывать импортную продукцию большими партиями. Эта ситуация привела к возникновению больших межрегиональных диспропорций в развитии внешнеэкономических связей.
Одним из перспективных направлений может стать разработка комплексных региональных стратегий, программ внешнеэкономического развития приграничных регионов страны, что позволит рассмотреть проблемы этих территориальных образований в комплексе, с учетом особенностей и возможностей, присущих каждому региону.
Стратегии, разработанные для приграничных регионов, позволят выровнять социально-экономическое положение как внутри этих территорий, так и между ними, а также перейти от разовых форм содействия ВЭД к упорядоченной и плановой государственной поддержке. Такие стратегии (программы) должны охватывать большой спектр вопросов: государственное регулирование региональной ВЭД, внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, международную марке-
тинговую стратегию, оценку потребительского потенциала и т.д.
Государственное регулирование ВЭД на уровне субъектов страны призвано стимулировать отдельные приоритетные отрасли местного производства, не нарушая при этом принципа рыночного распределения ресурсов.
Говоря о разработке стратегии развития ВЭД приграничного региона и его внешнеэкономического комплекса, следует подразумеваеть, что все процессы внешней активности субъекта Федерации соответствуют общему внешнему курсу государства. При этом, чем выше эффективность механизма регулирования ВЭД, тем лучше обеспечивается баланс взаимных интересов, согласование функций, прав и ответственности субъектов ВЭД на макро - (федеральном), региональном и микроуровнях (хозяйствующих субъектов).
Разработка региональных стратегий развития ВЭД должна проводиться на единой методологической основе, а различия в методических подходах к их разработке должны сводиться к учету специфики особенностей развития соответствующих регионов. Поэтому для разработки стратегии развития ВЭД, в первую очередь, необходимо определить стратегическое направление международного сотрудничества. Для этого надо выявить факторы конкурентоспособности приграничного региона путем проведения первичного стратегического анализа и оценки его внешнеэкономического потенциала.
С целью выявления сильных и слабых параметров региона могут быть использованы такие направления анализа, как экономико-географическое положение региона, природные ресурсы, демографический потенциал и перспективы развития рынка труда, экономический потенциал, состояние внешнеэкономической деятельности.
Критерии оценки могут включать разные показатели. С целью выявления стратегических возможностей субъекта РФ, корректировки перспектив его развития (по направлению экономико-географическое положение региона) могут быть использованы: 1) территориальные размеры региона; 2) демографическая ситуация; 3) квалификационный состав рабочей силы; 4) транспортная доступность; 5) наличие памятников архитектуры или уникальных природно-климатических условий; 6) наличие промышленности и уровень ее развития; 7) наличие совместных предприятий; 8) степень участия региона в МРТ; 9) уровень развития рыночной инфраструктуры.
С целью оценки природного потенциала региона, выявления проблем, для решения которых потребуется помощь федеральных органов (по направлению природные ресурсы) могут быть использованы параметры, характеризующие наличие и состояние земельных, водных, минерально-сырьевых и рекреационных ресурсов.
Для целей оценки демографической ситуации и рынка труда в регионах, выявления основных проблем и степени их остроты параметры можно разделить на две группы, исследующие демографический потенци-
ал (естественное движение населения; общий прирост/убыль населения; естественный прирост населения; механический прирост населения; рождаемость; миграция; безвозвратная миграция; маятниковая миграция; сальдо миграции) и характеризующие перспективы развития рынка труда (численность трудовых ресурсов; численность населения, занятого в производстве; численность экономически активного населения; распределение численности работающих по основным отраслям народного хозяйства; численность не занятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу; среднегодовой коэффициент напряженности на рынке труда).
Оценка экономического потенциала региона должна преследовать цель - определение основных направлений развития: промышленности; агропромышленного комплекса; лесопромышленного комплекса; военно-промышленного комплекса; рекреационной деятельности; науки и научного обслуживания. Для этого критериями оценки могут стать количественные параметры (количество предприятий, численность работающих, объем выпускаемой продукции в стоимостном и натуральном выражении, объем основных производственных фондов в стоимостном выражении, объем производственных мощностей в соответствующих единицах измерения, объем грузовых перевозок, количество научно-исследовательских организаций, конструкторских и проектных организаций, опытных заводов, численность работников, и т.д.), а также качественные параметры (рентабельность, производительность труда, фондовооруженность труда, фондоотдача, степень загрузки производственных мощностей, процент износа основных производственных фондов, доля ИТР в составе работающих, доля новой продукции в общем выпуске, переход на новые технологии, внедрение инноваций и др.).
Целью изучения внешнеэкономической деятельности региона является оценка состояния экспортно-импортных операций в регионе, развития внешнеэкономических связей, для чего критериями могут служить: объем экспортных операций, объем импортных операций, структура импорта; структура экспорта, доля готовой продукции в общем объеме экспорта, показатель условий торговли, объем прямых иностранных инвестиций.
На основе комплексной оценки возможностей региона необходимо выбрать стратегию развития региона: экспортоориентированный рост или импортозаме-щение. На следующем этапе необходимо провести работу по привлечению иностранных инвестиций в выбранные приоритетные секторы экономики, для чего необходимо провести сегментирование рынка потенциальных инвесторов.
Выбор приоритетных направлений сотрудничества можно считать еще одним важным этапом. В последние годы, по данным статистики, наблюдается тенденция увеличения экспортно-импортных операций со странами дальнего зарубежья при неуклонной тенденции снижения объемов торговли со странами СНГ. Современная экономическая ситуация в РФ позволяет считать, что приоритетным направлением развития
внешнеэкономических связей является торговля со странами СНГ, так как в эти страны российские регионы могут экспортировать готовую продукцию, удачно конкурирующую с продукцией этих стран, тогда как в страны дальнего зарубежья структура экспорта в основном представлена сырьевыми товарами.
Критерием эффективности стратегии ВЭД региона может стать обоснованность принципов ее разработки:
- Научность. Стратегия ВЭД региона должна включать совокупность направлений экономической науки (региональная экономика, международное разделение труда, управление) и различных теории в пределах этих направлений, передовые методы и приемы, лучшее из научной мысли. Это позволит разработанной стратегии быть внутренне логически взаимоувязанной и не устареть уже в процессе разработки.
- Реальность. Правильная оценка текущей ситуации, беспристрастный анализ развития внешней среды и места региона в ней - основа реальности разработанной стратегии, что, несомненно, повысит ее результативность, эластичность и приспособляемость.
- Целеполагание и определение приоритетности задач. Конкретизация отдельных аспектов стратегии возрастает по мере перехода от долгосрочных к среднесрочным и краткосрочным перспективам развития ВЭД региона. При разработке перспектив развития ВЭД региона неизбежно поступление множества разнообразных проектов и предложений. Поэтому одной из главных задач становится определение приоритетности проектов с точки зрения того, что они дадут региону и как повлияют на региональный воспроизводственный процесс.
- Системность. Особенность всех региональных разработок заключается в двойственности региона как системы: с одной стороны, он является системой, состоящей из региональных подсистем, с другой стороны, он как подсистема входит в состав России и мирового хозяйства. Необходимо представлять место России в мировом разделении труда и место региона в российском разделении труда. Недоучет тенденций развития систем более высокого уровня чреват для региона серьезными последствиями.
- Комплексность. При разработке региональной стратегии ВЭД должны учитываться как экологические, экономические, социальные, демографические и прочие аспекты регионального воспроизводственного процесса, так и совокупность направлений и форм внешнеэкономического сотрудничества (от торговли до туризма). Следует рассмотреть влияние реализации стратегии ВЭД на подсистемы региона (человек -наука - природа - техника - экономика - культура). Любые результаты претворения в жизнь стратегии ВЭД должны быть рассмотрены с позиции влияния ВЭД на эти подсистемы. Следует оценить изменения, которые произойдут в каждой из подсистем в результате осуществления стратегии и мероприятий, заложенных в программе развития ВЭД региона. Ни одной из региональных подсистем не должно быть нанесено непоправимого ущерба._
- Сценарность и многовариантность. Вероятностный характер факторов внутренней и внешней среды влияет и на содержательную направленность региональной стратегии ВЭД, которая должна рассматривать различные ситуации. Наиболее приемлемой может быть схема, когда рассматривается несколько социально-экономических гипотез, в рамках каждой из них выделяются направления перспективных разработок субъекта Федерации. Отдельным направлениям развития региона (каждой гипотезе) присуща своя целевая направленность и конкретные задачи, временная и пространственная логика реализации. Разрабатываемые сценарии и варианты стратегии должны характеризовать поведение региональной экономики при реализации конкретных экономических гипотез. Речь идет о выяснении всех положительных и отрицательных явлений и событий, которые могут возникнуть, если принятая гипотеза будет признана основополагающей, что повлияет на все другие аспекты долговременных проектов экономического и социального развития региона. Оценка каждого сценария на многовариантной основе позволяет найти ту оптимальную основу, которая образуется на базе взаимодействия реальных вариантов, взятых из всех рассмотренных сценариев.
- Исторический подход. В процессе разработки новой стратегии важно тщательно проанализировать имеющиеся разработки, взвесить все их достоинства и недостатки с тем, чтобы использовать те их аспекты, которые сохраняют актуальность для нового этапа развития региона.
- Масштабность во времени. ВЭД региона необходимо рассматривать в диалектическом развитии, в
причинно-следственных связях и соподчиненности. Состояние развития ВЭД необходимо определить на перспективу - на 5, 10, 20 лет вперед, необходимо определить динамику развития региона и ВЭД, в частности, кратко-, средне- и долгосрочные ориентиры.
Исходя из вышеизложенного, приграничные территории по уровню их социально-экономического развития представляют наибольший интерес при разработке мер по развитию именно этих территорий в нашей стране.
Ведь степень устойчивости экономики любого государства во многом зависит от того, насколько устойчива социально-экономическая ситуация на его приграничных территориях. Формирование приграничья как территориально-хозяйственной системы особого рода, рост его экономического потенциала - это одновременно и условие, и проявление хозяйственной глобализации, дополнительный и весьма существенный фактор региональной организации экономики в XXI веке.
Библиографический список
1. Бейсенбаев А.А. Системная основа формирования стратегического плана развития регионов // Проблемы современной экономики. 2007. № 1 (21).
2. Блудова С.Н. Место региона в развитии внешнеэкономических связей. Сборник научных трудов. Серия "Экономика" - Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2002.
3. Грузков А.П. Организационно-методические основы использования программно-целевого метода в территориальном управлении // Проблемы современной экономики. 2006. № 3 (19).
УДК 316.4
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В СРЕДЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА О.А.Свирбутович1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрена необходимость выявления специфики формирования запроса на диалог с властью в предпринимательской среде. Дана оценка федеральных и региональных программ, направленных на поддержку малого бизнеса. Выделены основные причины, препятствующие развитию малого предпринимательства. Охарактеризованы задачи муниципалитетов во взаимодействии с малым бизнесом. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: теории социальной дифференциации/интеграции; критерии социально-экономической дифференциации.
INTERACTION OF AUTHORITY AND BUSINESS IN THE MINOR BUSINESS UNDERTAKING ENVIRONMENT O.A.Svirbutovich
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The author considers the necessity to evolve the specific character of formation of business undertaking request on the dialogue with the authority. She estimates federal and regional programs directed at the support of minor business. The
1Свирбутович Ольга Александровна, старший преподаватель кафедры автомобильного транспорта, аспирант, тел.: (3952)405136, факс: (3952)405689; е - mail: [email protected]
Svirbutovich Olga Alexandrovna, a senior lecturer of the Chair of Automobile Transport, a postgraduate of the Chair of Sociology and Social Work, tel.: (3952)405136, fax: (3952)405689; е - mail: [email protected]