РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ГОСТИНИЧНЫХ СЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.С. Сафина,
доцент кафедры региональной экономики и природопользования Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат географических наук sadgida@ramЫeгru
И.Г. Лимонина,
доцент кафедры региональной экономики и природопользования Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат географических наук limonina-inna@mail.ru
В статье дан анализ регионального размещения гостиниц на территории России. Дана типология субъектов РФ по показателям насыщенности рынка гостиничных услуг и плотности распределения номеров коллективных средств размещения (КСР). А также оценено территориальное распределение номерного фонда международных гостиничных сетей на территории нашей страны.
Ключевые слова: гостиницы, коллективные средства размещения, гостиничные сети, региональное размещение, туризм
УДК 339.176 ББК 65.42
В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 года № 941 -р, говорится, что Россия располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма, следовательно, развитие и максимальная реализация такого туризма являются основной задачей, которая стоит перед всей индустрией туризма РФ. Одним из важнейших направлений развития данных секторов туристского рынка РФ является стимулирование развития туристской инфраструктуры, которое должно осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровнях. Для реализации регионального направления была принята федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы), утвержденной постановлением правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 [1].
Гостиничное хозяйство является основой инфраструктуры туризма любой страны, в том числе и Российской Федерации, что подтверждается целевыми показателями реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации, большинство из которых определяют развитие гостиничного хозяйства страны.
По данным пограничной службы за 2014 год, численность иностранных граждан, прибывших в РФ, уже превысила расчетные показатели 2015 года и составила 32,4 млн человек, правда число въехавших с туристскими целями значительно меньше — всего 2,6 млн человек [1]. Количество гостиниц и аналогичных средств размещения уже приблизилось кзапланированным 10766 и составили 10714, также близки к показателям, запланированным на 2015 год число ночевок — 84119 тыс., по плану 2015 года — 85000 тысяч. Если считать эквивалентными показатели «число мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения» и «единовременная вместимость гостиниц и аналогичных средств размещения», то число мест (815 тысяч) даже превышает прогнозируемый показатель — 714 тысяч. Финансовые показатели, планируемые на 2015 год тоже уже перевыполнены: объем платных услуг, предоставляемых гостиницами и
аналогичными средствами размещения составил 175,7 млрд руб. уже в 2014 году, вместо запланированных 161 млрд рублей. Что касается показателя «инвестиции в основной капитал гостиниц и аналогичных средств размещения», то Ростуризм представляет статистическую информацию об инвестициях в основной капитал коллективных средств размещения (КСР). Согласно методики Росстата, в состав коллективных средств размещения входят гостиницы, мотели, меблированные комнаты и пансионаты и этот показатель существенно превышает 23746 млн рублей, запланированных на инвестиции в основной капитал гостиниц и аналогичных средств размещения (75991,6 млн рублей) [2].
Несмотря на достаточно оптимистичные общие результаты развития гостиничного хозяйства образца 2014 года, можно говорить о серьезных территориальных диспропорциях в индустрии гостеприимства. Причем здесь наблюдаются несовпадения абсолютных и относительных показателей функционирования предприятий размещения.
Основная доля номерного фонда РФ сосредоточена в Центральном ФО (рисунок 1), что составляет около 22%, из них 7% приходится на Москву и 5% — на Московскую область. На втором месте — Южный ФО (21%), из них 17% сосредоточено в Краснодарском крае. Наименьшее количество номеров коллективных средств размещения находится в Северо-Кавказском ФО — 5% и в Дальневосточном ФО — 4%. Несмотря
Таблица 1
Целевые показатели реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года [1]
Целевой показатель Годы
2015 2016 2017 2018 2019 2020
Въезд иностранных граждан в РФ (млн чел.) 30,5 32,0 33,6 35,5 37,7 40,0
Численность лиц, обслуженных в гостиницах и аналогичных средствах размещения (млн чел.) 48 51 56 68 72 77
Количество гостиниц и аналогичных средств размещения на конец года (ед.) 10766 11573 12441 13374 14377 15456
Единовременная вместимость гостиниц и аналогичных средств размещения на конец года (тыс. мест). 714 767 825 887 953 1025
Число ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения (тыс. ед.) 85000 91000 97500 104500 112000 120000
Объем платных услуг, предоставляемых гостиницами и аналогичными средствами размещения (млрд руб.) 161 174 185 198 212 228
Инвестиции в основной капитал гостиниц и аналогичных средств размещения (млн руб.) 23746 26278 29501 35025 37337 39800
1 70
Рис.1. Распределение номерного фонда коллективных средств размещения по Федеральным Округам РФ. Составлено по данным Федерального агентства по туризму РФ (Ростуризм).
на то, что в Крымском ФО также расположено 5% номерного фонда РФ, его вряд ли можно отнести к Федеральным Округам с минимальным номерным фондом, так как данный Федеральный Округ состоит всего из 2-х субъектов: Республики Крым и г. Севастополя [2].
Одним из важнейших международных показателей развития гостиничной инфраструктуры является насыщенность рынка гостиничных услуг. Данный показатель рассчитывается как отношение числа номеров, имеющихся в предприятиях размещения к численности населения того или иного региона. Средний показатель насыщенности рынка гостиничных услуг составляет в РФ 4,6 номера на 1000 человек населения.
К регионам с наиболее низкими показателями (менее 2 номеров на 1000 человек населения) можно отнести СевероКавказские республики — Ингушетию (0,42), Чеченскую Республику (0,54) и Дагестан (0,74); Республику Калмыкию (1,15), кроме того, в данную группу попали Белгородская область (1,87) и Брянская область (1,88).
В группу регионов, где «насыщенность рынка гостиничных услуг» колеблется от 2 до 4 номеров на 1000 человек населения относится большинство субъектов РФ: Воронежская область, Ивановская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тульская область и даже Москва (3,8), Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Республика Адыгея, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Республика Северная Осетия, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Удмуртия, Республика Чувашия, Пермский край, Нижегородская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Курганская область, Свердловская область, Республика Тыва, Забайкальский край, Красноярский край, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область и Чукотский автономный округ.
В группу со средними показателями насыщенности рынка (4-6 номеров на 1000 человек населения) вошли Владимирская область, Калужская область, Московская область, Тверская область, Ярославская область, Республика Карелия, Ненецкий автономный округ, Калининградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Пензенская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Челябинская область, Республики Бурятия, Республика Хакасия, Алтайский Край, Иркутская область, Камчатский край, Еврейская автономная область, г. Севастополь.
Регионами с высокой насыщенностью рынка (свыше 6 номеров на 1000 человек населения) оказались Ленинградская область, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край, Республика Алтай,
Приморский край, Магаданская область, и Республика Крым. Краснодарский край из-за строительства объектов для приема гостей зимней Олимпиады-2014, оказался абсолютным лидером по насыщенности рынка среди регионов РФ — 21,2 номера на тысячу человек населения.
Если рассматривать показатель насыщенности рынка гостиничных услуг в сочетании с «плотностью распределения номеров КСР (количество номеров КСР на 1000 кв.км.) (Таблица 2), объединив некоторые типы регионов, то можно выделить следующие основные укрупненные группы субъектов РФ по специфике развития рынка КРС:
Субъекты РФ с низкой и средней насыщенностью рынка и низкой и очень низкой плотностью распределения номеров КРС: Республика Коми, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Тыва, Забайкальский край, Красноярский край, Томская область, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Республика Карелия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Бурятия, Иркутская область, Камчатский край, Хабаровский край, Амурская область, Костромская область, Вологодская область, Кировская область, Курганская область, Сахалинская область, Мурманская область, Еврейская автономная область. В данную группу попали северные и отдаленные регионы, на долю которых приходится небольшой поток туристов, нуждающихся в комфортабельных средствах размещения, за исключением Костромской области.
Регионы РФ со средней и выше средней плотностью номеров КРС и низкой и средней насыщенностью рынка: Новосибирская область, Омская область, Орловская область, Смоленская область, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Республика Марий Эл, Пермский край, Пензенская область, Саратовская область, Кемеровская область, Псковская область, Республика Хакасия, Новгородская область, Оренбургская область, Свердловская область, Алтайский край. В данную группу попали регионы, расположенные в разных частях России, но обладающие средним и высоким туристским потенциалом и требующие достаточного вложения средств в инфраструктуру гостиничного хозяйства.
Регионы с высокой плотностью номеров КСР с низкой и средней насыщенностью рынка гостиничных услуг: Воронежская область, Ивановская область, Курская область, Липецкая область, Рязанская область, Тамбовская область, Тульская область, Ярославская область, Москва, Республика Адыгея, Республика Северная Осетия, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Удмуртия, Республика Чувашия, Нижегородская область, Самарская область, Ульяновская область, Тверская область, Владимирская область, Калужская область, Калининградская область, Челябинская область, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, г. Севастополь. В эту достаточно многочисленную группу объектов
1 7 1
попали большинство перспективных регионов центральной России, Поволжья, Северного Кавказа, города федерального значения, которые обладают высокой туристской привлекательностью и имеют достаточный потенциал для создания новых средств размещения.
Регионы с высокой плотностью номеров при относительно высокой насыщенности рынка гостиничных услуг: Лен и нград-ская область, Краснодарский край, Республика Кабардино-Балкария, Республика Карачаево-Черкессия, Ставропольский край, Приморский край, Республика Крым. Эта группа субъектов РФ представляет собой курортные регионы с давней историй, кроме того, здесь проходили крупнейшие спортивные соревнования (зимняя Олимпиада в Сочи 2014 года) или Саммит АТЭС, собравший большое количество деловых туристов.
За «границами» основных типов регионов России по специфике развития рынка КРС оказались немногочисленные регионы с очень низкой насыщенностью рынка гостиничных услуг и разной плотностью распределения номеров КСР, которая зависит в основном от площади регионов и, стоящие особняком Магаданская область и Алтайский край. Последние два субъекта характеризуются низкой плотностью распреде-
ления номеров КСР и относительно высокой насыщенностью рынка гостиничных услуг.
Если на размещение розничных сетей влияют, прежде всего, численность и плотность населения, развитие транспортного комплекса городов, то на территориальное развитие гостиничного хозяйства оказывают воздействие другие причины [3, с. 292]. Так относительно гостиничной индустрии В.В. Ливанов выделяет факторы внешней среды и внутренней среды. В качестве факторов внешней среды он определил совокупность политических, экономических, специфических инвестиционных факторов, социо-культурных, демографических и информационно-технологических факторов, а среди факторов внутренней среды называет кадровое обеспечение индустрии гостеприимства, при этом В.В. Ливанов считает, что социально-экономические факторы являются важнейшими в развитии гостиничной индустрии [4, с. 11]. С этим нельзя не согласиться, при этом проведенный анализ территориальных различий гостиничного хозяйства России показывает превалирование влияния факторов природно-климатических туристских ресурсов, истории развития хозяйства того или иного субъекта и проведения крупных международных мероприятий в размещении индустрии гостеприимства РФ.
Таблица 2
Типология субъектов РФ по показателям насыщенности рынка гостиничных услуг и плотности распределения номеров КСР
Плотность распределения номеров КСР (номеров на 1000 кв. км, ед.) Насыщенность рынка гостиничных услуг (номеров на 1000 чел. населения, ед.)
Очень низкая (менее 2-х) Низкая (2-4) Средняя (4-6) Относительно высокая (свыше 6)
Очень низкая (менее 20) Республика Калмыкия Республика Коми Архангельская обл. Ненецкий АО Ямало-Ненецкий АО Республика Тыва Забайкальский край Красноярский край Томская обл. Республика Саха (Якутия) Чукотский АО Республика Карелия Тюменская обл. Ханты-Мансийский АО Республика Бурятия Иркутская обл. Камчатский край Хабаровский край Амурская область Магаданская обл.
Низкая (20-40) Костромская обл. Вологодская обл. Кировская обл. Курганская обл. Сахалинская обл. Мурманская обл. Еврейская АО Республика Алтай
Средняя (40-60) Республика Ингушетия Чеченская республика Республика Дагестан Новосибирская обл. Омская обл. Псковская обл. Республика Хакасия
Выше средней (60-80) Брянская обл. Орловская обл. Смоленская обл. Астраханская обл. Волгоградская обл. Ростовская обл. Республика Марий Эл Пермский Край Пензенская обл. Саратовская обл. Кемеровская обл. Новгородская обл. Оренбургская обл. Свердловская обл. Алтайский край
Высокая (выше 80) Белгородская обл. Воронежская обл. Ивановская обл. Курская обл. Липецкая обл. Рязанская обл. Тамбовская обл. Тульская обл. Ярославская обл. Москва Республика Адыгея Республика Северная Осетия Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Удмуртия Республика Чувашия Нижегородская обл. Самарская обл. Ульяновская обл. Тверская обл. Владимирская обл. Калужская обл. Калининградская обл. Санкт-Петербург Республика Татарстан Челябинская обл. Севастополь Ленинградская обл. Краснодарский край Республика Кабардино-Балкария Республика Карачаево-Черкессия Ставропольский край Приморский край Республика Крым
Источник: составлено на основе данных Федеральной службы государственной статистики России.
Международные гостиничные сети являются неотъемлемой частью рынка коллективных средств размещения России. Они уже во многом определили территориальную специфику размещения гостиничного хозяйства РФ и будут формировать региональное «лицо» гостиничной индустрии в ближайшие годы.
Вышеупомянутые гостиничные сети начали освоение российского рынка после начала экономических преобразований в стране. На данный момент в России действует до 120 гостиниц, которые находятся в собственности, под управлением или открыты по франшизе от международных компаний. Надо отметить, что франчайзинг стал активно применяться в разнообразных отраслях экономики для успешного и быстрого выхода компаний на новые внешние рынки еще в 1950-хх. годах. Так, в результате подписания договора франчайзинга компания, дающее право на использование своего известного бренда, будет получать гарантированный доход, не тратя много ресурсов на само ведение бизнеса. А франчайзи помимо бренда получает готовый план и активное продвижение по всему миру.
На российском рынке гостиничных услуг иностранные международные сети зачастую сочетают контракты на управление и франчайзинг. Так, собственники отелей привлекают известную гостиничную компанию в период открытия средства размещения в последующие несколько лет. Потом собственник становится ответственным за управление, но продолжает использовать бренд, за который платит по договору франчайзинга. При этом внешне такие изменения для клиентов гостиницы совершенно не заметны. Функционирование отеля не прерывается. Интересно, что среди компаний, которые активно используют франчайзинг, представлены крупнейшие гостиничные операторы, такие как Hitlon, Intercontinental, Rezidor и другие.
Уже несколько лет крупнейшей зарубежной компанией по числу отелей на территории России является Rezidor (Бельгия) [5, стр. 12]. Надо отметить, что история проникновения в нашу страну рассматриваемой сети достаточно типична и для ее основных конкурентов. Так освоение российского рынка началось с крупного мегаполиса, а именно с Москвы. В 1991 году был открыт отель Radisson Slavyanskaya в Москве (бренд Radisson включен в портфолио компании Rezidor). На тот момент особенно остро наблюдался недостаток в качественных гостиницах с высокими стандартами обслуживания. Достаточно быстро было открыто еще несколько отелей сети, а также региональный офис компании. Затем компания открыла новые средства размещения во втором городе страны — Санкт-Петербурге. За последние несколько лет руководство компании активно сосредоточилось на региональной экспансии сети. Так со временем компания стала выводить на рынок гостиницы под брендом Park Inn. Прежде всего, это отели 3* с умеренными ценами. Впервые отель, введенный в эксплуатацию под брендом Park Inn, в России был построен в Екатеринбурге в 2006 г. Постепенно Rezidor решилась осваивать города с населением около 500 тыс. человек, полагая, что они являются достаточно перспективными из-за отсутствия жесткой конкуренции, которая остро ощущается в категории отелей 4-5* в Москве и Санкт-Петербурге. Важно отметить, что компания увеличивает свой номерной фонд не только строя новые средства размещения, но и за счет приобретения уже действующих объектов. Так произошло, например, в Великом Новгороде. В 2010 г. после реконструкции и внедрения международных стандартов обслуживания был открыт Park Inn by Radisson Великий Новгород. К лету 2015 года в России под разными брендами рассматриваемой сети уже работает более 40 отелей в 17 городах: Астрахань, Челябинск, Екатеринбург, Ижевск, Калининград, Казань, Москва, Мурманск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новосибирск, Петрозаводск, Сочи, Великий Новгород, Волгоград, Ярославль, Завидово [6].
Более 20 гостиниц относятся еще к трем известным международным сетям: Marriott (США), Accor (Франция) и Intercontinental (США). Также на рынке представлены другие известные компании, такие как Hilton, Kempinski, Starwood, Hyatt и другие.
Важно отметить, что одновременно с экспансией международных гостиничных сетей в России идет развитие националь-
ных гостиничных компаний. Наиболее ярким примером может служить опыт работы российской сети «Азимут». Она была основана около 10 лет назад. К середине 2015 г. под этим брендом работали уже 24 гостиницы в 19 городах в России, Германии и Австрии [8]. Компания осуществляет управление гостиницами, которые находятся в ее собственности или согласно договору на управление.
Как уже было сказано, Москва и Санкт-Петербург обладают на данный момент наиболее развитой гостиничной инфраструктурой. В этих крупнейших мегаполисах страны представлено самое большое число отелей, относящихся к иностранным брендам. Только в Петербурге в 2013 г. уже работало 14 международных гостиничных сетей [8, с. 149]. До кризиса 2008-2009 годов наблюдался расцвет гостиничного строительства. В городе открывалось до 5 крупных гостиниц в год. После непродолжительного спада развитие предложения на рынке гостиничных услуг продолжилось. Так, в 2010 г. было запущено 3 отеля под известными брендами, такими как W оператора Starwood и 2 Crowne Plaza — Intercontinental. Несмотря на значительное падение туристического спроса со стороны платежеспособных иностранных туристов под влиянием геополитических и экономических факторов, в 2014 г. международные гостиничные сети, по-прежнему, считают Санкт-Петербург привлекательной дестинацией. Так о планах по выходу на рынок или увеличению своей доли заявляют такие крупные игроки как Hilton, Accor и т.д. Кроме того, в 2017-2018 гг. в городе впервые ожидается открытие гостиниц под азиатскими брендами, например, Lotte (Южная Корея), Jumeirah (ОАЭ), Mandarin Oriental (Китай) [9, 10].
В России третьим городом после Москвы и Санкт-Петербурга по насыщенности гостиничной инфраструктурой является Сочи. Толчком к его развитию, прежде всего, послужило проведение зимней Олимпиады в 2014 г. Буквально за несколько лет в Сочи и на горнолыжном курорте Роза-Хутор было открыто 6 отелей компанией Rezidor, а именно 2 гостиницы под брендом Radisson Blu (категории 5*), 2 — Radisson (категории 4*) и еще 2 — Park Inn by Radisson (категории 3*) [7]. Несмотря на возможный спад в туристическом спросе города, иностранные компании продолжают готовить новые средства размещения. Интересно отметить, что проведение чемпионата мира по футболу в нашей стране в 2018 г. лишь косвенно может подстегнуть развитие гостиничной инфраструктуры в городах, где пройдут матчи. Соревнования пройдут в 11 городах страны. В 10 из них кроме Саранска на данный момент уже работают международные гостиничные сети. При этом номерной фонд Сочи уже полностью соответствует требованием ФИФА. А в других городах ожидается реконструкция средств размещения и лишь в редких случаях строительство новых объектов. Так, заявлено о вводе в эксплуатацию гостиницы в Саранске к 2018 г.
Кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи в других городах России международные гостиничные сети представлены значительно хуже (рисунок 2). Трудности, которые могут возникать при экспансии в регионы нашей страны, можно легко проследить на примере города Новосибирска. Инвестиционный всплеск наблюдался здесь в середине 2000-х годов. Было заявлено о строительстве в Новосибирске двух индивидуальных гостиниц категории 4* и также 2 сетевых отеля компаний Hilton (США) и Domina (Россия). Из-за рецессии в экономике к 2013 г. был открыт только один, а именно Double Tree by Hilton. Однако по данным Новосибирской ассоциации загрузка уже работающих гостиниц составляет не более 60%, что говорит о том, что дефицит мест в гостиницах 4* отсутствует [10]. Значит, последующие инвестиции в рассматриваемом городе целесообразны в отели более низкой категории. Однако это может увеличить срок окупаемости произведенных вложений в строительство новых средств размещения.
Несмотря на падение платежеспособности клиентов и сложности с привлечением финансирования в крупнейших российских городах находится большое количество качественных средств размещения. Так, в Ростове-на-Дону заявлено об открытии сразу 6 отелей под международными брендами в
Рис. 2. Распределение номерного фонда международных гостиничных сетей в России [5].
течение ближайших 5 лет. В городе появятся следующие иностранные операторы: Accor (Франция) c брендами 5* (Mercure) и 3* (Ibis), Hyatt в категории 4*, Starwood с брендом 5* (Meridian и Sheraton) и Wyndham c брендом 5* Ramada. Важно добавить, что сейчас в Ростове отсутствуют отели, относящиеся к международным сетям. Более того, по данным консалтинговой компании КПМГ, в городах с населением, превышающим 1 миллион жителей, до 2020 года должны быть открыты и введены в эксплуатацию от 3 до 8 отелей международного уровня в каждом.
Следует добавить, что среди региональных городов особое внимание со стороны международных операторов уделяется развитию гостиничной инфраструктуры в Калуге, хотя в городе население составляет не более 300 тыс. человек. Здесь впервые открылся отель под брендом TUI еще в 2010 году. Открытие отеля немецкой корпорации именно в Калуге обусловлено тем, что в этом российском городе располагается завод Volkswagen [12]. На Калужской земле также успешно работают
крупные автомобильные концерны — «Volvo Truck Corporation», «PSA Peugeot Citroen», «Mitsubishi Motors». Недавно в этом городе был открыт отель под брендом Hilton, а в ближайшие годы ожидается приход еще как минимум трех международных гостиничных операторов.
Примечательно, что мировые тенденции экспансии иностранных гостиничных сетей на рынки развивающихся стран, например, Китая, Индии и Бразилии проявились и в России. За последние несколько лет в крупнейших городах страны произошло активное развитие гостиничной индустрии за счет международных операторов. При этом в первую очередь введены в эксплуатацию отели высокой категории с премиальным качеством обслуживания.
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Основные территориальные различия в размещении гостиничного хозяйства РФ наблюдаются между Западной и Восточными частями страны. На западные регионы страны приходится почти 4/5 номерного фонда коллективных средств размещения и всего 1/5 — на значительно большую по площади восточную часть РФ. Самые низкие показатели плотности размещения объектов КСР наблюдаются в больших по площади и малозаселенных регионах севера Европейской части РФ, Сибири и Дальнего Востока, а самые высокие — в Центральной России, Поволжье, регионах юга РФ.
2. Наибольшая насыщенность рынка гостиничных услуг наблюдается в регионах, где рекреационное хозяйство было традиционной отраслью специализации экономики, и не всегда зависит от общего уровня экономического развития того или иного субъекта РФ. При этом большая часть регионов России имеет очень низкий показатель насыщенности рынка гостиничных услуг и соответственно серьезные перспективы для роста индустрии гостеприимства.
3. Крупнейшие мировые гостиничные сети сначала осваивают наиболее крупные города России (Москва, Санкт-Петербург, Сочи), открывая дорогие отели 4-5*, только потом начинают охватывать центры с меньшей численностью населения (Калуга, Ижевск, Нижний Тагил и т.д.), где строят отели меньшей звездности (например, 2 или 3*). В перспективе конкуренция международных гостиничных сетей усилится именно в сегменте 2-3*.
4. В РФ присутствуют в основном международные гостиничные сети стран Западной Европы и Америки. Наконец, за последние несколько лет впервые был анонсирован выход на российский рынок международных гостиничных сетей из стран Азии, таких как Южная Корея, Китай, ОАЭ и др.
Литература
1. http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/ — официальный сайт Федерального агентства по туризму РФ (дата обращения 16.09.2015)
2. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/regional_statistics — официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (дата обращения 16.09.2015)
3. Лимонина И.Г., Сафина С.С. Территориальные различия в размещении крупнейших розничных сетей в России // Проблемы современной экономики. — 2014. — №2. — С. 292.
4. Ливанов В.В. Влияние социально-экономических факторов на развитие гостиничной индустрии в Российской Федерации: Автореф. дисс... канд. геогр. наук спец. 25.00.24 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — М., 2010. — 26 с.
5. Присутствие международных гостиничных операторов в России и СНГ. URL: https://www.kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsights/ ArticlesPublications/Documents/Val_6r.pdf (дата обращения 15.09.2015)
6. www.rezidor.com — официальный сайт компании Rezidor Hotel Group (дата обращения 11.09.2015)
7. www.azimuthotels.com — официальный сайт компании Azimut (дата обращения 11.09.2015)
8. Амосова Г.М. Развитие международных гостиничных сетей: современные особенности и перспективы: Дисс... канд. экон. наук специальность 08.00.14 / Санкт-Петерб. гос. экон. ун-т. — СПб., 2013. — 191 с.
9. Открытие отелей в Санкт-Петербурге. URL: http://tonkosti.ru/Jumeirah_%o (дата обращения 25.06.2015)
10. Чернышев С. Между хостелом и люксом // Эксперт Сибирь. — 2012. — №46 (19 нояб.). — С. 3.
11. Новая гостиница в Калуге. URL: http://www.city-of-hotels.ru/174/2010-0698/kaluga-tui.html (дата обращения 24.06.2015).
1 74