Научная статья на тему 'Региональная специфика налоговой культуры: пример Швейцарии и Германии'

Региональная специфика налоговой культуры: пример Швейцарии и Германии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
271
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА / TAX CULTURE / НАЛОГОВАЯ ЭТИКА / ФИСКАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ / FISCAL SOCIOLOGY / НАЛОГОВАЯ СОЛИДАРНОСТЬ / TAX MORAL / TAX COMPLIANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Захарьин Павел Андреевич

Статья посвящена изучению региональной налоговой культуры и особенностям институциональной структуры системы налогообложения в Германии на примере сравнения Западной и Восточной Германии до и после объединения в 1990 г., и Швейцарии на примере франкои германоговорящих кантонов. В работе приводятся результаты существующих исследований по данной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the regional tax culture and specificity of the institutional structure of the tax system in Germany by comparing West and East Germany before and after reunification in 1990, and Switzerland example of French and German speaking cantons. The article also presents the results of modern research.

Текст научной работы на тему «Региональная специфика налоговой культуры: пример Швейцарии и Германии»

П.А. ЗАХАРЬИН

Павел Андреевич ЗЛШРЫ1Н — аспирант кафедры экономической социологии факультета социологии СПоГУ.

В 2009 г. окончил Санкт-Петербургский государственный университет.

Область научной специализации — экономическая социология,

социология налогообложения ^ ^ ^

РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРИМЕР ШВЕЙЦАРИИ И ГЕРМАНИИ*

Налогообложение является одним из новых объектов исследований, посвященных различиям ценностей, социальных норм и взглядов на ведение хозяйства в разных странах и их воздействию на экономическое поведение людей. С одной стороны, на протяжении последних ста лет мы наблюдаем устойчивый рост не только абсолютного, но и относительного уровня налогообложения. Тот факт, что налоговые доходы с 1900 г. во многих западных странах увеличились с 10 до 40 % национального продукта, предполагает, что эффект налогообложения на общество стал более значительным, чем ко-гда-либо [4, р. 165]. С другой стороны, по мнению Ю. Бакхауза (J. Backhaus), после того как европейская конституция стала принимать более определенные формы, налоговое законодательство Евросоюза должно противостоять классическим критериям, созданным в политической доктрине, соответствовать требованиям современной глобальной экономики, а кроме того, обеспечивать членов Евросоюза совершенно разными законами и политическими и экономическими системами, включая различные системы налогообложения и принятия политических решений, а также различные исторические, экономические и социополитические взгляды [3, р. 60].

Некоторые авторы в своих исследованиях делают акцент на так называемой налоговой этике (tax moral) и отмечают различия между странами в зависимости от соблюдения в них налогового законодательства и особенностей налоговой солидарности (tax compliance), а также неспособность стандартных экономических моделей объяснить эти различия [2]. В частности, отмечается разница в уровне налоговой солидарности между романскими странами, такими как Франция, Италия и Испания, где она ниже относительно стран Северной Европы [11]. По мнению Г. Кирхгесснера (G. Kirchgässner), в Северных странах Европы, в отличие от большинства католических стран на юге, светская и церковная власть были объединены в лице одного правителя, а потому преступления против государства были, по сути, одновременно и религиозными преступлениями [13].

Однако в Европе можно наблюдать культурные различия не только между странами, но и внутри самих стран [13]. В этом отношении весьма интересной для анализа представляется Швейцария, так как ее культура и институты не являются однородными. В Швейцарии присутствуют 4 языка: немецкий, французский, итальянский и ретороманский. Можно было бы предположить, что романские части Швейцарии характеризуются более низким уровнем налоговой солидарности, чем германоязыч-ные. Однако следует отметить, что Швейцария характеризуется также различиями в степени местной автономии и прямой демократии между кантонами. В этой стране можно наблюдать влияние таких

ГРНТИ 06.73.07 © П.А. Захарьин, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра социал. наук, проф. Ю.В. Весе.пова.

институциональных факторов, как прямая демократия (референдумы) и федерализм (местное самоуправление), а кантоны имеют разную степень политического участия и возможности фискальной децентрализации. Поэтому отмечаемый более низкий уровень налоговой солидарности в франкоязычных областях можно объяснить швейцарской институциональной структурой, так как именно франкоязычные кантоны имеют менее выраженные прямые демократические права. Доверие к правительству имеет значительное положительное влияние на налоговую этику [11], а вовлеченность в политический процесс принятия решений повышает чувство гражданского долга у налогоплательщиков [6], что видно на примере различия германоязычных и французских областей Швейцарии.

Участие в политической жизни [14] и голосование по вопросам налогообложения [1] оказывают положительное влияние на степень соблюдения налогового законодательства. М. Кучер и Л. Гётте (М. Kucher, L. Götte) использовали данные из Цюриха, где налогоплательщики обязаны подавать декларацию о доходах и собственности, для анализа уровня доверия к правительству [7]. Доверие измерялось как соответствие между предложениями городских властей и фактическими результатами голосования при обсуждении. Результаты показывают, что доверие значительно влияет на качество представленных налоговых деклараций.

Противоположные выводы можно сделать, анализируя ситуацию в Германии, которая в этом смысле представляет естественный эксперимент [13] по изменению налоговой политики: с одной стороны «железного занавеса» господствовал западный капитализм, а с другой — восточный социализм. Налоговая культура в обеих частях развивалась в совершенно разных направлениях. В западной части была введена «современная» и ориентированная на рынок система налогообложения (в том числе система самоисчисления налогов "self assessment"), а в восточной части — косвенные и скрытые «налоги» (с точки зрения западной практики не являющиеся налогами в полном смысле слова) [9].

Можно было бы предположить, что уровень налоговой солидарности в Восточной Германии ниже, так как до объединения там отсутствовали демократические механизмы обсуждения и вовлечения населения в модернизацию налоговой системы. Б. Нерре и К. Паллас (В. Nerre, С. Pallas) характеризуют налоговую систему Восточной Германии следующим образом: во-первых, преобладание косвенных, т. е. «скрытых» от населения, налогов; во-вторых, высокая степень сложности налоговой системы; в-третьих, конфискационный характер налогов, подавляющий частную деятельность, и отсутствие общественного обсуждения по вопросам налогообложения [9]. Однако А. Окенфельс и И. Вайман (А. Ockenfels, J. Weimann) сообщают, что восточные немцы более склонны к кооперации и совместной деятельности и менее эгоистичны, чем западные немцы. По их мнению, социалистический строй создал социальную дилемму: «Индивидуальные усилия для расширения производства не увенчались успехом и поэтому не являются рациональными. Каждый человек должен был разработать стратегии для преодоления возникающего дефицита» [10, р. 285].

Исследование Б. Торглера (В. Torgier) и его коллег показывает, что после объединения население Восточной Германии характеризовалось более высоким уровнем налоговой солидарности, чем население Западной Германии [12]. В то же время на протяжении 90-х годов наблюдалась тенденция к выравниванию такого показателя — налоговая солидарность восточных немцев постепенно снижалась, причем в первую очередь за счет более молодого поколения. Однако разница все еще существует. В некоторой степени ее можно объяснить тем фактом, что в период с 1991 по 1995 г. около 440 млрд долл. США были переведены с запада на восток. Западные немцы должны были платить высокие налоги, которые могли негативно повлиять на их налоговую солидарность (т. н. "Solidaritätszuschlag").

В ГДР важнейшим инструментом управления финансовой системой был государственный бюджет как часть экономического планирования. Большая часть общественных благ, таких как образование и здравоохранение, также финансировалась из бюджета. Основная часть доходов государственного бюджета была получена от налогов на то, что называлось «принадлежащим людям» сектором экономики (Volkseigene Wirtschaft — VEW). Сборы состояли из чистых трансфертов прибыли (Nettogewinnabführung — NGA), налогов на производство и других видов платежей от таких народных секторов.

Налог на доходы вводился в отношении кооперативных и частных предприятий, а также физических лиц. Подоходный налог рассматривался не столько источником дохода, сколько инструментом для достижения социалистических целей. Примечательно, что налоговые ставки были дифференциро-

ваны в зависимости от социальной группы получателя дохода. Эти налоги были прогрессивными, ставки зависели от источника и размера доходов. Самозанятые лица облагались налогом по гораздо более высоким ставкам, чем лица, которые были приняты на работу на государственные предприятия [9]. Во многом это объясняет то, почему в 90-е годы самозанятые в Восточной Европе в гораздо меньшей степени готовы были проявлять налоговую солидарность, по сравнению с остальными восточными немцами, в то время как в Западной Германии различия в типе занятости не влияли на согласие платить налоги [12].

А. Муммерт и Ф. Шнейдер (А. Mummert, F. Schneider) сообщают о значительно более низкой доле неофициального труда в Восточной Германии, чем в Западной Германии [8]. Авторы указывают, что жизнь в тоталитарном государстве в течение многих лет привела к глубокому доверию к власти. Люди постепенно соглашаются с нормами, которые они были вынуждены соблюдать в течение многих лет. После того как нормы укореняются в сознании, человек чувствует себя виноватым, когда не действует в соответствии с ними. Результаты исследования показывают эффект инфорсмента социальных норм.

Интерес к изучению региональной специфики и влияния социополитических норм и институтов на налогообложение обусловливается постоянно возрастающей ролью налогов в жизни общества и процессом европейской консолидации. Некоторые авторы отмечают различия в так называемой налоговой этике и солидарности, например между романскими и североевропейскими странами. Кроме того, культурные различия наблюдаются и внутри самих стран, о чем свидетельствуют результаты исследований различных кантонов в Швейцарии и западной и восточной частей Германии: налоговая культура и этика находятся в зависимости от институциональных особенностей государственного управления в регионе. Однако результаты сложно трактовать однозначно, так как сравнительно более высокий уровень налоговой солидарности в восточной части Германии относительно западной объясняется более жестким государственным управлением и налоговой политикой в прошлом, в то время как в германоязычных кантонах Швейцарии наоборот — более выраженными прямыми демократическими правами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Alm J., McClelland G.H., Schulze W.D. Changing the Social Norm of Tax Compliance by Voting II KYKLOS. 1999. Vol. 48. P. 141-171.

2. Alm./., Torgier B. Culture differences and tax moral in the United States and in Europe II Journal of Economic Psychology. 2006. Vol. 27. Issue 2. P. 224-246.

3. Backhaus J. Fiscal sociology: What for? II American Journal of Economics and Sociology. 2002. N 61. P. 55-77.

4. Campbell J. The State and Fiscal Sociology // Annual Review of Sociology. 1993. N 19. P. 163-185.

5. FeldL., Tyran J.-R. Tax Evasion and Voting: An Experimental Analysis // KYKLOS. 2002. Vol. 55. P. 197-222

6. Feld /,,, Frey В. Trust Breeds Trust: How Taxpayers are Treated // Economics of Governance. 2002. Vol. 3. P. 87-99.

7. KucherM., Götte L. Trust Me: AnEmpirical Analysis of Taxpayer Honesty //FinanzArchiv. 1998. Vol. 55. P. 429-444.

8. Mummert A., Schneider F. The German Shadow Economy: Parted in a United Germany? // FinanzArchiv. 2002. Vol. 58.

9. Nerré В., Pallas С. The German Reunification Revisited: First Insights From A Tax-Cultural Perspective // Diskussionsschriften aus dem Institut für Finanzwissenschaft der Universität Hamburg. 2004. N 71.

10. Ockenfels . !., Weimann J. Types and Patterns: An Experimental East-West-German Comparison of Cooperation and Solidarity II Journal of Public Economics. 1999. N 71. P. 275-287.

11. Torgier B. Does Culture Influence Tax Morale? Evidence From Different European Countries. WWZ-Discussion Paper 02/08. Basel: WWZ, 2002.

12. Torgier B. Does Culture Matter? Tax Morale in an East-West-German Comparison // FinanzArchiv. 2003. N 4. P. 504-528.

13. Torgier B. Tax Morale: Theory and Empirical Analysis of Tax Compliance.

rde eines Doktors der Staatswissenschaften. Basel, 2003. Juli.

14. Torgier B. What Do We Know about Tax Morale and Tax Compliance? // International Review of Economics and Business (RISEC). 2001. Vol. 48. P. 395-419.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.