Региональная специфика и проблемы развития гражданского общества в современной России (на материалах Кабардино-Балкарской Республики)
Агпаскиров Ал ьберт Русланович
кандидат социологических наук Научный сотрудник, Центр социально-политических исследований КБНЦ РАН 360051, Россия, республика Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик, уп. Пуикина, 18
ЕЗ [email protected] Статья из рубрики "Общественные организации и движения"
Аннотация.
Предметом исследования в данной статье являются состояние, особенности и проблемы развития гражданского общества в Кабардино-Балкарской Республике. Цель работы заключается в том, чтобы с опорой на общие концептуальные представления о природе гражданского общества и в общероссийском контексте выявить специфические черты во взаимоотношениях государственной власти и некоммерческих организаций в Кабардино-Балкарской Республике, дать общую оценку состояния институтов гражданского общества и определить факторы, сдерживающие их становление в регионе. В работе использованы такие методы, как анализ статистических данных федеральных и региональных органов власти, анализ документов. Новизна исследования заключается в том, что определена роль государства в процессе развития некоммерческих организаций региона. Выявлены факторы, негативно влияющие на развитие некоммерческих организаций республики: многие НКО республике существуют только на бумаге и занимаются освоением бюджетных средств; традиционно консервативное общество региона, в котором существует определенная социальная иерархия; сложное социально-экономическое положение региона.
Ключевые слова: гражданское общество, некоммерческие организации, государство, общество, гранты, благотворительная деятельность, молодежь, традиции, республика, уровень жизни
DOI:
10.25136/2409-7144.2018.3.25670
Дата направления в редакцию:
12-03-2018
Дата рецензирования:
10-03-2018
Характерной особенностью развития России в начале XXI века становится этатизация политического пространства. Этатизация стала следствием разочарования граждан России, как и большинства посткоммунистических стран, в происходящих демократических преобразованиях. Об этом свидетельствуют данные проведенных социологических исследований, в ходе которых значительная часть населения России, Украины и Белоруссии высказались за усиление государственного регулирования и установление режима «твердой руки» (43, 56 и 57% соответственно)
Вместе с тем, руководство страны стремилось к развитию институтов гражданского общества. Так, выступая на открытии Первого Гражданского форума в Кремлёвском Дворце, В.В. Путин отмечал, что в России гражданское общество еще не сформировано. По его мнению, гражданское общество невозможно создать по указке «сверху».
Гражданское общество вырастает самостоятельно и питается духом свободы I15!.
Таким образом, достижение гражданским обществом в России той степени развития, зрелости и эффективности, которые отвечали бы интересам устойчивого модернизационного развития страны и обеспечивали бы ей конкурентоспособность и авторитет на международной арене остается насущным вопросом общественно-политической жизни. Отсюда актуальность специальных научных исследований соответствующих проблем. При этом, специфика развития гражданского общества в России связана с большим региональным разнообразием условий, форм и результатов становления гражданского общества.
Различные аспекты состояния, особенностей и проблем развития гражданского общества Кабардино-Балкарской Республики исследовались в работах Гуговой М.Х.14!, Джантуевой Ф.Р.15!, Атласкирова, А.Р.-Ш, Тетуева А.И. t16^ Особенности развития общественных организаций республики в начале 90-х гг. XX века анализируются в работе «История многовекового содружества: К 450-летию союза и единения народов
Кабардино-Балкарии и России» Ш^. Проблемы развития молодежных общественных объединений региона рассматриваются в работе «Проблемы и противоречия развития современных молодежных объединений в регионе» под авторством Захоховой М.Р.,
Хановой М.Н., Чемаева Н.А., Шогеновой Ф.З., Локовой М.Ю.
Гражданское общество представляет собой продукт длительного исторического развития, начавший свое формирование в период разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой деятельности. Под гражданским обществом понимается общество, характеризующееся высокой степенью самоопределения индивидов и наличием самоуправления в форме различных организаций и ассоциаций, в силу чего права индивида в нем надежно защищены, а государство служит охраной и гарантом этих прав -112!.
Сущность и границы гражданского общества исследуются в трудах Дж. Локка, Г.В.Ф. Гегеля, А. Грамши и других учёных в связи с разработкой теорий возникновения и взаимодействия государства с обществом в новое время: «народного суверенитета», «общественного договора», местного самоуправления, нормативно-этических принципов поведения граждан. Так, Гегель под гражданским обществом понимал относительно независимую от государства совокупность отдельных индивидов, классов, групп и институтов, взаимосвязь которых регулируется гражданским правом -12!.
Дж. Локк считал, что гражданское общество является обществом политическим, в котором государство имеет свои интересы. Государство получает законодательную и
исполнительную власть, право воины и мира с целью охранения достояния граждан А. Грамши понимал под гражданским обществом сеть «частных» организаций социальных классов, не включенных в аппарат государственной власти. Он разделял уровень развития гражданского общества на Востоке и на Западе. На Востоке, по мнению А. Грамши, гражданское общество находилось в первичном, аморфном состоянии. На Западе между государством и обществом были упорядоченные отношения, и, если государство начинало шататься, тотчас же выступала наружу прочная структура гражданского общества
Важными структурами гражданского общества являются некоммерческие организации (НКО), играющие роль промежуточного звена в процессе взаимодействия власти и граждан. Активное участие граждан в деятельности некоммерческого сектора (политических организаций, профсоюзных движений, благотворительных фондов, правозащитных организаций и т.д.) является показателем высокого уровня развития гражданского общества.
С формально-юридической точки зрения в современной России уже просматривается «прочная структура гражданского общества». По данным Минюста России на январь
2018 года в стране зарегистрировано немногим более 220 тыс. НКО^10!. Для упорядочения статистического учета в 2010 году в законодательство была введена категория социально ориентированного НКО (СО НКО). По данным Росстата, количество СО НКО продолжает расти. В2014 году в России было зарегистрировано 132087 СО НКО [24], в 2015 - 140 031 СО НКО [23], в 2016 году - 143 436
Следует отметить, что гражданское общество на территории России развивается неравномерно. В докладе Общественной палаты Российской Федерации "О состоянии
гражданского общества в Российской Федерации" российские регионы были разделены на четыре группы, исходя из уровня вовлеченности местного населения в благотворительную деятельность, функционирования некоммерческих организаций и
гражданских инициатив [7, с- 12]:
- регионы с низким уровнем общественной активности (Брянская область, Ставропольский край);
- регионы с общественной активностью ниже среднего (Ростовская область, Московская область);
- регионы с общественной активностью выше среднего (Кировская область, Республика Татарстан);
- регионы с высоким уровнем общественной активности (Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ).
Результаты исследований покали, что между уровнем общественной активности жителей и показателями уровня и качества жизни населения существует прямая связь. В регионах с более высоким уровнем общественной активности наблюдаются и более высокие значения Индекса развития человеческого потенциала (ИРПЧ). Таким образом, в субъектах Российской Федерации, где население характеризовалось более высоким уровнем дохода, образования и долголетия, оно и более активно принимало участие в общественных делах. Также было установлено, что чем больше доля городского населения и выше степень урбанизации в регионе, чем меньше людей с доходами ниже прожиточного минимума, тем выше уровень общественной активности [7, с- 14].
Кабардино-Балкария является одним из регионов России с низким уровнем общественной активности населения. По данным Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей Кабардино-Балкарской
Республики в регионе насчитывается 907 общественных объединений Деятельность данных организаций охватывает широкий круг экономических и общественно-политических процессов в республике. Присутствуют как региональные отделения политических партий, так и различного рода благотворительные фонды, частные образовательные учреждения, религиозные организации, микрофинансовые организации, спортивные организации и т.д.
В республике активно развивается сеть социально ориентированных НКО. В 2016 году
социально ориентированных НКО насчитывалось 905 что говорит о том, что
практически все некоммерческие организации региона позиционируют себя как социально ориентированные. Однако следует отметить, что все больше НКО как в России, в целом, так и в республике, в частности, лишь формально относятся к категории социально ориентированных. Для этого организации достаточно упоминания в уставе НКО хотя бы одного направления социально ориентированной деятельности. В целом динамика развития социально ориентированных НКО в КБР положительная (рис. 1).
Рис. 1. Количество социально ориентированных НКО в Кабардино-Балкарской
Республике Г21,22,23,24!.
Общее количество людей задействованных в работе социально ориентированных НКО Кабардино-Балкарской Республики составляет -10010 человек (работников СО НКО -2239 человек, добровольцев СО НКО - 7771 человек), что является одним из самых низких показателей среди субъектов Северо-Кавказского Федерального округа (рис. 2)
ставропольский край 40172
20184
Чеченская Республика 1 1233 1 1743 ■ Численность
PCO А ■■ аяад 0 доброзальцев в СО НКО, человек
^126
КЧР ■ 23230
ПТб9
К6Р Республика Ингушетия ■Ц 7771 1 2239 ■ 4004 ГйОЗ ■ Численность работников в СО НКО, человек
Республика Дагестан
Ш 12 В97
Рис. 2. Количество людей задействованных в работе социально ориентированных НКО
СКФО [21].
В республике принимаются меры для развития гражданского общества. Для координации работы общественных, некоммерческих организаций создано Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей Кабардино-Балкарской Республики. Активную работу проводит Кабардино-Балкарский региональный правозащитный центр. Немалую роль в развитии гражданского общества играет Общественная палата Кабардино-Балкарской Республики. Создаются Общественные советы при территориальных органах исполнительной власти, которые призваны налаживать связь между гражданами и государством.
Сформирована законодательная база, регулирующая деятельность общественных, некоммерческих организаций региона:
- Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16 декабря 2011 года № 109-РЗ «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Кабардино-Балкарской Республике»;
- Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13 февраля 2014 года № 16-ПП (с изменениями от 27.03.2017) «О Порядке предоставления субсидий из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями»;
- Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 марта 2016 года № 46-ПП (с изменениями от 19.09.2016) «О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики «Взаимодействие с общественными организациями и институтами гражданского общества в Кабардино-Балкарской Республике» на 2016-2020 годы»;
- Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 февраля 2013 года № 49-ПП «Правила предоставления государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики социально ориентированным некоммерческим организациям во владение или в пользование на долгосрочной основе» и т.д.
Ведущая роль в активизации гражданской активности молодого поколения республики принадлежит Кабардино-Балкарскому многофункциональному молодежному центру. Специалисты центра проводят тренинги, семинары, организуют развлекательные мероприятия с целью приобщения молодежи региона к активной общественной деятельности. Также в республике действуют различные молодежные организации при
государственных учреждениях (Молодежное правительство КБР, Молодежная палата при Парламенте КБР, Молодежный совет при Общественной палате КБР и т.д.) и политических партиях (Молодая Гвардия Единой России, Молодежное крыло Справедливой России и т.д.).
Деятельность значительной части НКО финансируется из федерального и регионального бюджета. Так, по данным Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей Кабардино-Балкарской Республики государственная поддержка социально ориентированным НКО в 2017 году была оказана в размере
17,5млн. рублей что больше, чем в 2016 году - 14,5млн. рублей Однако следует отметить, что в условиях существующих сложностей в экономике, государственная поддержка социально ориентированных НКО в последние годы значительно уменьшилась (рис. 3).
■ И1 ■ ■
Рис. 3. Государственное финансирование социально ориентированных НКО Кабардино-Балкарской Республики, млн. рублей Г18,19,201.
Развитие гражданского общества в Кабардино-Балкарской Республике активизируется «сверху», большинство действующих НКО живут за счет государственного финансирования и выполняют государственный заказ. Вместе с тем существуют и общественные, некоммерческие организации, появившиеся в результате самоорганизации граждан региона. К таковым можно отнести, например, общественное движение «Республика - общее дело», созданное коллективом единомышленников в социальной сети Фейсбук. Активно в общественной жизни региона проявляет себя Республиканская детско-молодежная общественная организация волонтеров КБР «Помоги Ближнему», которая финансируется, в том числе, и из государственного бюджета. Кабардино-Балкарская региональная общественная организация «Вольный Аул», защищающая права жителей микрорайона «Вольный Аул» г.о. Нальчик, в последние годы достаточно активно проявляет себя в общественно-политическом пространстве республики.
В целом, гражданское общество республики развито слабо. Можно выделить ряд факторов, негативно сказывающихся на развитии гражданского общества:
1. Существующая практика регистрации НКО исключительно в целях осваивания государственной поддержки. Сформировался пласт НКО, специально заточенных под участие в грантовых и государственных проектах (посредники, консультанты по продвижению грантовой заявки) [6, с-—26]. Это приводит к тому, что официально в республике действуют сотни НКО, но в реальности об их существовании никто не знает.
Так, по словам председателя Общественной палаты КБР Хазратали Бердова «лишь единицы НКО из числа победителей грантовых конкурсов рассказывали в СМИ о реализации своих проектов, на которые были получены финансовые средства.... О некоторых общественных организациях, которые в предыдущие годы получали федеральные гранты, никто в республике даже не слышал. На какие цели были потрачены эти средства, каковы результаты реализации проектов — вся эта информация оказалась закрытой для общественности и наших граждан» -Ц4!.
В качестве примера можно привести данные Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики. В 2014 году общественная организация «Делай добро» получила президентский грант в размере 1 млн. рублей на создание всероссийский дискуссионной интернет-площадки «РосДиспут». Однако об этом проекте в республике
ничего не известно [6, с- 26].
2. Традиционный консерватизм населения республики. Национально-культурные особенности кавказских народов республики не располагают к активному развитию институтов гражданского общества. К примеру, в традиционном этикете кавказских народов республики старший по возрасту ассоциируется с главным. Невыполнение указаний старшего считается признаком плохого воспитания и порицается в обществе. В целом, для республики характерен низкий уровень гражданской активности в молодежной среде. Так, результаты социологического опроса проведенного в Кабардино-Балкарском государственном университете показывают, что около 52% респондентов не знакомы с деятельностью ни одной из существующих в регионе молодежных общественных организаций [9, с 10].
3. Слабое социально-экономическое развитие региона. Как было отмечено выше, существует взаимосвязь между уровнем общественной активности и показателями уровня и качества жизни населения. В российских регионах с более высоким уровнем жизни наблюдается высокая общественная активность населения (Москва, Санкт-Петербург). В Кабардино-Балкарской Республике средний класс, являющийся основой гражданского общества в развитых странах, еще в полной мере не сформирован и составляет незначительную часть населения.
Таким образом, можно отметить, что гражданское общество на территории России развивается неравномерно. В регионах с более высоким уровнем общественной активности наблюдаются и более высокие значения Индекса развития человеческого потенциала (ИРПЧ). Кабардино-Балкария является одним из регионов России с низким уровнем общественной активности населения.
Развитие гражданского общества в Кабардино-Балкарской Республике происходит «сверху». Большинство действующих в регионе НКО финансируются из государственного бюджета и выполняют государственный заказ. Несмотря на то, что в сложных экономических условиях государственное финансирование НКО было сокращено, количество регистрируемых общественных организаций в республике ежегодно увеличивается.
Вместе с тем в работе выделены несколько факторов влияющих не только на количественное, но и качественное развитие НКО в республике: многие НКО республике существуют только на бумаге и занимаются освоением бюджетных средств; традиционно консервативное общество региона, в котором существует определенная социальная иерархия; сложное социально-экономическое положение региона.
Библиография
1. Атласкиров А.Р. Реализация потенциала молодежи в контексте устойчивого развития (на материалах Кабардино-Балкарской Республики)// Наука Красноярья. 2017. Т. 6. № 4. С. 44-57.
2. Гегель Г. Философия права. М., 1990.-524 с.
3. Грамши А. Избранные произведения: в 3 т. М., 1959. Т. 3.-371 с.
4. Гугова М.Х. Формирование институтов гражданского общества в Кабардино-Балкарской Республике в конце ХХ-начале XXI века//Патриотизм и гражданская повседневность в жизни российского общества (XVIII-XXI вв.). Сборник материалов международной научной конференции/Под общ. ред. В.Н. Скворцова. Нальчик, 2013.-С. 243-247.
5. Джантуева Ф.Р. Модели развития институтов гражданского общества в условиях многонационального региона (на примере Кабардино-Балкарской Республики)//Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2010. № 4. С. 7-10.
6. Ежегодный Доклад Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2017 год». Электронный ресурс: https://oprf.ru/documents/1151/2529/ (дата обращения: 21.02.2018)
7. Ежегодный доклад Общественной палаты Российской Федерации "О состоянии гражданского общества в Российской Федерации" за 2008 год. С.12. Электронный ресурс: https://oprf.ru/documents/1151/1154/ (дата обращения: 21.02.2018)
8. Европа-Россия: основные направления социального развития в XXI веке. - М., 2000. - С. 20.
9. Захохова М.Р, Ханова М.Н., Чемаев Н.А., Шогенова Ф.З., Локова М.Ю. Проблемы и противоречия развития современных молодежных объединений в регионе//Успехи современной науки. 2017. Т. 7. № 1. С. 9-14.
10. Информационный портал Министерства Юстиций Российской Федерации. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях. Электронный ресурс: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 22.02.2018)
11. История многовекового содружества: К 450-летию союза и единения народов Кабардино-Балкарии и России. - Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2007. -720.
12. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 480 с.
13. Локк Дж. Сочинения в 3 т. / пер. с англ. П.П. Архипова. М., 1988. Т. 3. - 668 с.
14. Общественная палата Российской Федерации. ОП КБР инициировала публичную презентацию НКО — победителей конкурса Президентских грантов. Электронный ресурс:
https ://www.oprf.ru/ru/about/interaction/region_chambers/431/2445/newsitem/38896 (дата обращения: 22.02.2018)
15. Путин В.В. Доклад на Первом Гражданском Конгрессе / Рос. газ. 2001. 22 нояб.
16. Тетуев А.И. Влияние институтов гражданского общества на этнополитические процессы в период системной трансформации российского общества (на материалах Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии)//Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2017. № 3 (51). С. 140-151.
17. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей. Список общественных организаций, зарегистрированных в
Кабардино-Балкарской Республике. Электронный
pecypc:http://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/uvigodn/statisticheskie_dannye/obshchestvennye _organizatsii.php (дата обращения: 20.02.2018)
18. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей. Государственная поддержка НКО. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки в Кабардино-Балкарской Республике за 2017 год. Электронный ресурс: http://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/uvigodn/deyatelnost/gosudarstvennaya_podderzhka_nko .php (дата обращения: 20.02.2018)
19. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей. Государственная поддержка НКО. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки в Кабардино-Балкарской Республике за 2014-16 годы. Электронный ресурс: http://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/uvigodn/deyatelnost/gosudarstvennaya_podderzhka_nko .php (дата обращения: 20.02.2018)
20. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей. Государственная поддержка НКО. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки в Кабардино-Балкарской Республике за 2013 год. Электронный ресурс: http://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/uvigodn/deyatelnost/gosudarstvennaya_podderzhka_nko .php (дата обращения: 20.02.2018)
21. Федеральная служба государственной статистики. Итоги выборочного обследования социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 год на основе формы № 1-СОНКО. Электронный ресурс:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (дата обращения: 23.02.2018)
22. Федеральная служба государственной статистики. Основные сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации за 2012 год по Российской Федерации. Электронный ресурс:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (дата обращения: 23.02.2018)
23. Федеральная служба государственной статистики. Итоги выборочного обследования социально ориентированных некоммерческих организаций за 2015 год на основе формы № 1-СОНКО. Электронный ресурс:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (дата обращения: 23.02.2018)
24. Федеральная служба государственной статистики. Итоги выборочного обследования социально ориентированных некоммерческих организаций за 2014 год на основе формы № 1-СОНКО. Электронный ресурс:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (дата обращения: 23.02.2018)