Вакцинация в современном мире
О.П. Ковтун1, В.В. Романенко2, Н.В. Казакевич3, Н.В. Саввина4
1 Уральская государственная медицинская академия Росздрава, Екатеринбург
2 Центр гигиены и эпидемиологии по Свердловской области, Екатеринбург
3 Управление по здравоохранению Администрации г. Тюмени
4 Институт последипломного обучения врачей Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова
Региональная программа вакцинопрофилактики: пути создания, достижения и перспективы
Контактная информация:
Ковтун Ольга Петровна, доктор медицинских наук, профессор, проректор по научной работе Уральской государственной медицинской академии Росздрава
Адрес: 620219, Екатеринбург, ул. Репина, д. 3, тел.: (343) 214-86-79, e-mail: [email protected] Статья поступила: 24.04.2010 г., принята к печати: 26.07.2010 г.
В статье описана пошаговая стратегия создания региональной программы вакцинопрофилактики. Авторы акцентируют внимание на необходимости расширения Национального календаря, учитывая сложившуюся в стране эпидемическую ситуацию — значительное увеличение случаев тяжелого течения пневмоний, менингитов, отитов и их осложнений. Приведены примеры программ иммунизации в Свердловской области, г. Тюмени, республике Саха (Якутия); показана значимость регионального компонента Национального календаря прививок как эффективного инструмента контроля инфекционной заболеваемости на территории.
Ключевые слова: региональная программа, вакцинопрофилактика, инфекционный контроль, дети, пневмококковая инфекция.
19
За последние десятилетия достигнуты значительные успехи в снижении заболеваемости и смертности детей от инфекций. Приоритетность профилактического направления в здравоохранении, активная работа педиатрического сообщества по расширению Национального календаря иммунизации, доступность новых, более совершенных, иммунобиологических препаратов, характеризующихся безопасностью и высокой эпидемиологической эффективностью, предоставляют возможность реального контроля над вакциноуправляемыми инфекциями.
Во всем мире вакцинопрофилактика признана наиболее эффективным, экономичным и доступным средством в борьбе с инфекционными заболеваниями. В нашей стране иммунопрофилактика поднята до ранга государственной политики. Финансовое обеспечение проведения профилактических прививок, включенных в Национальный календарь, является расходным обязательством Российской Федерации. Благодаря вакцино-профилактике ликвидированы натуральная оспа, взят курс на элиминацию полиомиелита, кори и краснухи;
O.P. Kovtun1, V.V. Romanenko2, N.V. Kazakevich3, N.V. Savvina4
1 Ural State Medical Academy of the Russia's Federal Agency for Health Care, Yekaterinburg
2 Hygiene and Epidemiology Centre for the Sverdlovsk Region, Yekaterinburg
3 Tyumen Administration's Health-Care Department
4 Post-graduate Institute for Physicians' Training of Yakutia State University named after M.K. Ammosov
Regional vaccination programme: ways to establish, results and prospects
The article describes a step-by-step strategy for establishing a regional vaccination programme. The authors draw attention to the need for expansion of the National Schedule given the current domestic epidemiological situation — a significant increase in the frequency of severe pneumonias, meningitis, otitis and their complications. It provides examples of immunization programmes in the Sverdlovsk region, Tyumen, Republic of Sakha (Yakutia), shows the importance of the regional component in the National Immunizations Schedule as an effective tool to control infectious disease incidence in the area.
Key words: regional programme of vaccination, vaccinoprophylaxis, infection control, children, pneumococcal infection.
■■■ 1_С
щ
а
г
о
щ
г
щ
а
со
о
о
со
ОС
X
га
са
более чем в 150 раз снизилась заболеваемость дифтерией, снижается число больных коклюшем [1, 2].
В настоящее время Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает вакцинопрофилактику не только как одно из эффективных и рентабельных средств борьбы с инфекциями, но и как средство активного долголетия [2]. Вакцинопрофилактика сегодня оказывает значимое влияние на показатели заболеваемости и смертности при онкопатологии (рак печени — вакцинация от гепатита В и гепатита А, рак шейки матки — вакцинация против папилломавирусной инфекции), инфекционных болезнях дыхательных путей (пневмонии, острые респираторные инфекции), тяжелых инвазивных формах инфекций (менингиты и септические состояния — вакцинация против пневмококка, менингококка, гемофильной палочки типа Ь). Признано, что разработка, производство и применение вакцин находятся в сфере интересов национальной безопасности и являются ключевым звеном эпидемиологического благополучия страны. Национальный календарь профилактических прививок России, финансируемый из федерального бюджета, предусматривает иммунизацию населения лишь от 10 инфекций. Эпидемическая ситуация по целому ряду болезней (острые респираторные инфекции, пневмонии, менингиты, ветряная оспа) остается напряженной во многих регионах Российской Федерации. Поэтому создание региональных программ вакцинопрофи-лактики сохраняет свою актуальность и дает возможность сочетания гибкого оперативного реагирования на текущие изменения эпидемиологической ситуации со стратегией контроля инфекционной заболеваемости и смертности от ряда управляемых причин на территории региона. Однако, даже четко понимая преимущества «регионализации» программ иммунизации, инициаторы часто сталкиваются с вопросами: С чего начинать? Какие компоненты региональной программы вакцинопрофилактики обязательны? Какую стратегию иммунизации — универсальную вакцинацию или вакцинацию групп высокого риска, выбрать, исходя из финансовых ресурсов региона, чаще всего, весьма ограниченных? Какие инфекции и группы населения выбрать в качестве приоритетных? Где найти дополнительные источники финансирования?
В данной статье мы попытались обобщить опыт отдельных субъектов по разработке региональных программ вакцинопрофилактики и выделить основные шаги их создания и внедрения.
Шаг 1. Обоснование разработки региональной программы вакцинопрофилактики (далее — Программа) Здравоохранение — отрасль, которая рельефно, отчетливо и конкретно отражает суть социальной политики государства. Социальная политика реально показывает и подтверждает, как и чьи интересы защищает государство. Право на охрану здоровья человека зафиксировано в Конституции Российской Федерации. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., а также в национальном проекте «Здоровье» закреплены конкретные меры по реформированию системы здравоохранения. Неотъемлемой частью этой системы являются профилактика, комплекс оздоровительных мероприятий, диспансеризация, контроль инфекционных заболеваний средствами вакцинопрофилактики. Разработка и внедрение региональных программ вакцино-профилактики может проводиться в рамках регионального компонента приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и осуществляется в целях реализации Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», приказа Министерства здравоохранения и социального разви-
тия Российской Федерации от 30.10.2007 г. № 673 «О внесении изменений в приказ Минздрава России от 27 июня 2001 г. № 229 «О Национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям». Осуществление проекта невозможно без совершенствования организации работы по активной иммунизации и обеспечения эпидемиологического благополучия населения по уровню заболеваемости вакциноуправляемыми инфекциями.
Принятие четко структурированной региональной программы вакцинопрофилактики является подтверждением реализации государственной политики в области иммунопрофилактики, позволит скоординировать работу всех министерств, ведомств и заинтересованных служб в целях предотвращения эпидемического распространения, дальнейшего снижения и ликвидации инфекционных болезней на территории региона. Кроме того, реализация данной программы является реальным воплощением задач профилактической медицины и служит серьезным фактором формирования в обществе культа здорового образа жизни.
Шаг 2. Выбор стратегии и приоритетных направлений Программы
Экономическая целесообразность является определяющим критерием при выборе стратегии вакцинопрофилак-тики. Определение стратегии — перспективный подход, позволяющий из нескольких эпидемиологически обоснованных вариантов сделать выбор наиболее экономически целесообразного. Он позволяет заранее, до проведения вакцинопрофилактики, рассчитать всю эффективность предстоящей профилактической кампании. Наилучшая стратегия имеет наименьшие «затраты», при наибольшей или одинаковой «пользе».
«Затраты» на проведение вакцинопрофилактики представляют собой произведение числа используемых доз вакцины и суммы стоимостей одной дозы препарата, врачебного осмотра перед прививкой и манипуляции. Эта величина выражается в стоимостных единицах.
«Польза» измеряется в натуральных единицах числом фактически предотвращенных случаев заболеваний, летальных исходов, сокращенных дней болезни, другими положительными сдвигами в состоянии здоровья вакцинированных, а в ряде случаев и невакцинированных — при наличии доказанного эффекта популяционного (коллективного) иммунитета.
Существуют, как минимум, два возможных варианта по состоянию финансирования Программы вакцинопро-филактики: 1) финансовые средства на программу вак-цинопрофилактики выделены, необходимо их распределение с учетом приоритетов и возможностью достижения показательного результата; 2) требуется активный поиск источников финансирования Программы — особенно, если Программа внедряется впервые.
И в первом случае — в условиях присутствующего, но так или иначе ограниченного финансирования, и во втором — например, когда программа вводится впервые, и ранее финансовых средств на нее не выделялось, необходимо привести для обоснования анализ эпидемиологической ситуации в регионе в сравнении с соседними территориями и РФ в целом. При выборе инфекций, профилактику которых следует в первую очередь включать в региональные программы, можно опираться на имеющиеся данные по эффективности вакцинации, полученные в других странах.
К сожалению, в настоящее время пока еще не для всех инфекций отработан жесткий алгоритм регистрации. В качестве примера приведем заболевания, вызванные гемофильной палочкой типа Ь, инфекции, вызываемой папилломавирусами и пневмококком. Последние доста-
20
■■■
точно часто проходят регистрацию по другим разделам МКБ-10 [3]: вместо раздела «Инфекционные болезни» пневмококковые инфекции в зависимости от их локализации могут попасть либо в «Болезни органов дыхания» (пневмонии), «Болезни органов нервной системы» (менингиты), «Болезни уха и сосцевидного отростка» (отиты) и т. д., поэтому анализ эпидситуации по данным инфекциям может быть весьма затруднен. Однако по своей значимости эти вакциноуправляемые инфекции имеют высокую значимость по влиянию на заболеваемость и смертность населения, и наиболее показательны по эффекту внедрения активной иммунизации.
В качестве примера приведем следующие данные. Показано, что при внедрении универсальной вакцинации против пневмококка с использованием пневмококковой конъюгированной семивалетной вакцины и началом иммунизации детей в возрасте 2 месяцев удается не только снизить заболеваемость инвазивными пневмококковыми инфекциями (ИПИ): менингит, бактериемия, тяжелые пневмонии с бактериемией, вызываемыми входящими в состав вакцины серотипами пневмококка, но и за счет поствакцинального снижения носительства пневмококков в носоглотке достичь эффекта популяционного иммунитета — снижения заболеваемости ИПИ у невакциниро-ванной части популяции [4]. Эти результаты вакцинации ведут не только к уменьшению прямых затрат на лечение тяжелых пневмококковых заболеваний, но и к ряду непрямых экономических эффектов. Сокращаются потери, обусловленные выплатами социальных пособий и пенсий (по инвалидности) и недополученной прибылью на производстве, а также происходит экономия финансовых средств за счет снижения заболеваемости в популяции в целом, особенно среди пожилых граждан.
Важно учитывать также социальную характеристику инфекции. Например, инвазивные пневмококковые инфекции наиболее часто поражают детей первых пяти лет жизни и лиц в возрасте старше 65 лет, недоношенных младенцев, лиц с иммунодефицитными состояниями (в том числе вызванными вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией) и онкогематологическими заболеваниями), пациентов с кохлеарными трансплантатами; пациентов, находящихся в закрытых учреждениях (домах ребенка, детских домах, интернатах и т. д.) — то есть социально уязвимые и наиболее незащищенные группы населения: детей, пожилых и инвалидов. Уменьшение заболеваемости в этих группах пациентов и предоставление им дополнительной противоинфекционной защиты позволяет достичь значимого социально-экономического эффекта вакцинации [4, 5].
Шаг 3. Определение источников финансирования
Обеспечение граждан Российской Федерации лекарственными средствами, к которым относятся и иммунобиологические препараты (вакцины), осуществляется в рамках реализации следующих социальных гарантий:
1. Лекарственное обеспечение, предусмотренное Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС).
2. Государственная социальная помощь отдельным категориям граждан, предусмотренная Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» при амбулаторнополиклинической помощи в рамках программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами.
3. Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан и больных отдельными видами заболеваний, входящих в региональные перечни (Формуляр)
по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50%-й скидкой при амбулаторно-поликлинической помощи.
4. Обеспечение лекарствами при амбулаторно-поликлинической помощи по 7 высокозатратным заболеваниям по утверждаемому Правительством Российской Федерации перечню лекарственных средств, централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета.
5. Обеспечение лекарствами для лечения отдельных социально-значимых заболеваний в рамках амбулаторнополиклинической помощи (в т. ч. ВИЧ). Осуществляется за счет централизованных закупок в рамках федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2006-2011 гг.)», частично — за счет средств, выделяемых в рамках национального проекта «Здоровье».
6. Реализация государственной политики в области иммунопрофилактики, предусмотренной Федеральным законом № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний». Вакцинация в соответствии с Национальным календарем прививок является расходным обязательством федерального бюджета и обеспечивается соответствующими централизованными закупками. Вакцинация по эпидемическим показаниям является расходным обязательством бюджетов субъектов Российской Федерации.
С учетом планируемого перехода системы здравоохранения России преимущественно на одноканальную систему финансирования, ключевым источником средств для охраны здоровья работающих граждан становятся страховые взносы работодателей, а для неработающего населения — отчисления из федерального и региональных бюджетов в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования с их последующим распределением по регионам и страховым компаниям, участвующим в реализации программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации.
Для реализации Программы возможно привлечение любых источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации и региона. Возможные источники привлечения дополнительных финансовых ресурсов: эпидфонды; программы профилактики и лечения ВИЧ-инфицированных; выделение статей на закупку иммунобиологических препаратов для вакцинопрофилак-тики по эпидемиологическим показаниям в рамках региональных программ лекарственного обеспечения либо перераспределение средств; осуществление вакцинальных программ на основе софинансирования. В данном случае при курсе вакцинации, состоящей из 3 инъекций, первая доза закупается за счет средств регионального бюджета, вторая — за счет средств муниципалитета, или страховой компании (это может быть и страховая компания, в которой застрахованы родители ребенка), или работодателя (с целью сокращения количества дней, пропущенных в связи с уходом за больным ребенком и снижения потерь от недопроизведенных товаров и/или услуг), третья доза — за счет средств граждан. Для реализации программы возможно привлечение средств губернаторских фондов или политических партий, благотворительных фондов от проведения благотворительных акций.
В некоторых регионах ежегодно за счет средств регионального бюджета предусматривается формирование «эпидемиологического фонда» для обеспечения иммунизации населения против клещевого энцефалита, туляремии, бешенства и других управляемых инфекций.
Г-
О
о
■н
о
О
§
<
о.
<
е
о;
§
Т
21
■■■ 1_С
щ
а
г
о
щ
г
щ
а
со
о
о
со
ОС
X
га
са
В муниципальных образованиях для целей вакцинопро-филактики могут привлекаться дополнительные источники финансирования, не запрещенные законодательством Российской Федерации и законодательством региона. Иммунизация в рамках региональной программы вакци-нопрофилактики (регионального календаря профилактических прививок) может осуществляться за счет корпоративных страховых программ и программ добровольного медицинского страхования. Осуществить это можно, дополнив нормативную документацию по региональной программе вакцинопрофилактики пунктом со следующим примерным содержанием:
«Рекомендовать руководителям предприятий, учреждений, организаций, профсоюзных организаций в регионе:
1) включение в коллективные договоры проведения иммунопрофилактики инфекционных болезней, в т. ч. за счет средств предприятий;
2) проведение массовой вакцинации против гриппа и пневмококковой инфекции работников и членов их семей (особенно — детей раннего возраста) с целью предотвращения эпидемического распространения гриппа, снижения заболеваемости пневмониями, отитами и синуситами, обеспечения стабильности работы коллективов;
3) проведение массовой вакцинации работников против клещевого энцефалита с целью предотвращения заболеваемости, инвалидности и смертности...».
Особое значение программы корпоративного и добровольного страхования приобретают в свете реформирования системы обязательного медицинского страхования в РФ.
Шаг 4. Управление реализацией Программы
Заказчиком Программы может выступать орган управления здравоохранением или Правительство региона. Ответственным исполнителем Программы является орган управления здравоохранением региона, который осуществляет функции заказчика товаров (работ, услуг), приобретаемых (выполняемых, оказываемых) для реализации настоящей Программы.
Соисполнителями Программы являются региональные органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований, а также организации и учреждения, привлекаемые ими для реализации Программы.
Заказчик обеспечивает финансирование Программы через счета исполнителей программы, распорядителей кредитов, осуществляет текущий контроль за ходом реализации Программы и эффективным использованием финансовых ресурсов.
Для межведомственной координации и организации работы целесообразно определить руководителя Программы. Им может стать руководитель здравоохранения региона, либо представитель Федеральной службы по защите прав потребителей, либо главный специалист органа управления здравоохранением.
Руководство и координацию Программы может взять на себя специально созданный Консультативный совет региона, утверждаемый руководителем органа управления здравоохранением.
Руководитель Программы осуществляет оперативное управление реализацией, заключает договоры (контракты) с исполнителями, обеспечивает своевременное полное и достоверное представление информации о ходе реализации Программы по установленным формам отчетности. Поставка медицинских иммунобиологических препаратов, предусмотренных Программой, получение, хранение и доставка их до конечного потребителя осуществляется юридическими и физическими лицами, путем проведения
открытых конкурсов, аукционов и запросов котировок, закрепляется государственными контрактами на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. Медицинские иммунобиологические препараты, приобретенные в ходе реализации Программы, передаются областным и муниципальным учреждениям здравоохранения по потребности на основании разнарядки, сформированной по заявкам областных и муниципальных учреждений здравоохранения.
Шаг 5. Механизмы реализации Программы
Основной механизм реализации Программы — ежегодная конкретизация, уточнение и корректировка программных мероприятий, финансирования и отчетов за прошедший финансовый год с их законодательным утверждением (Постановлением или Распоряжением Правительства региона). Ежегодно оценивается система координации действий исполнителей, обоснованность выбранных схем профилактики, уточняются мероприятия по дальнейшей реализации Программы.
Важными факторами успеха Программы являются активное координированное межведомственное взаимодействие, мониторинг, анализ промежуточных результатов с последующей своевременной корректировкой плана и сроков мероприятий.
Для этого необходимо предусмотреть следующие моменты:
• организацию подготовки медицинских работников по вопросам проведения вакцинопрофилактики населения:
— ежегодные региональные конференции с привлечением специалистов федерального уровня;
— ежеквартальные совещания с привлечением ведущих специалистов региона;
— ежемесячные образовательные семинары для медицинских специалистов и администрации на территориях региона;
• обеспечение надлежащих условий транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов в лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.3.2.1248-03 «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов»;
• проведение профилактических прививок в соответствии с календарем профилактических прививок региона, в том числе по дополнительной иммунизации населения;
• активизация информационно-просветительной работы среди населения, в том числе через средства массовой информации по популяризации иммунопрофилактики, особенно введенной в региональный календарь прививок впервые.
Шаг 6. Возможные результаты внедрения Программы
Программа позволяет решить следующие задачи:
• повышение уровня здоровья населения путем снижения заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики; увеличение продолжительности жизни и снижение смертности населения путем достижения и поддержания высокого уровня иммунизации населения. Например, в Свердловской области в последний год удалось добиться отсутствия случаев кори, врожденной краснухи, снизить число больных коклюшем;
• увеличение предотвращенного экономического ущерба от инфекционных болезней, управляемых средствами специфической профилактики, путем снижения заболеваемости. На каждый рубль, вложенный в вакцинопро-филактику, экономия при различных инфекциях составляет от 6 до 28 рублей. Только в Свердловской области
22
■■■
предотвращенный экономический ущерб от инфекций, достигнутый в результате реализации программы «Вакцинопрофилактика», составляет в последние годы более 1 миллиарда рублей ежегодно;
• увеличение социальной активности населения путем проведения иммунопрофилактики инфекционных и неинфекционных болезней;
• проведение научных исследований в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, в том числе направленных на выявление причин, отрицательно влияющих на демографическую ситуацию в регионе;
• создание образовательных программ, содействующих укреплению здоровья детей и молодежи, направленных на социально-значимые последствия отказа от иммунопрофилактики инфекционных болезней;
• совершенствование информационно-аналитической базы эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики;
• подготовка кадров по вопросам иммунопрофилактики инфекционных болезней.
Шаг 7. Законодательное оформление Программы
Не случайно этот шаг — завершающий. Подготовка нормативно-правовой документации по Программе невозможна без предварительной оценки и согласования предыдущих этапов. Так как чаще всего региональные программы вакцинопрофилактики финансируются за счет государственных средств: либо из бюджета региона (как в Свердловской области), либо за счет средств экономии эпидфонда на муниципальном уровне (как в г. Тюмени), либо при сочетании этих источников — законодательное закрепление и утверждение Программы является обязательным.
На предварительной проработке всех предыдущих шагов задача написания проекта постановления или распоряжения Правительства, приказа по органам управления здравоохранением или Закона региона становится в большей степени технической — необходимо свести воедино в одном документе все сделанные шаги.
Примеры реализации региональной программы
вакцинопрофилактики
Свердловская область
В Свердловской области региональный календарь прививок утвержден совместным приказом Министерства здравоохранения области и Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в ноябре 2008 г. В региональный календарь вошла вакцинация против 17 инфекций: к 10 инфекциям, включенным в Национальный календарь прививок, добавлена вакцинация против пневмококковой, гемофильной типа Ь, папилломавирусной инфекций, ветряной оспы, гепатита А, клещевого энцефалита, рота-вирусной инфекции.
В приложениях к приказу прописаны группы населения, подлежащие дополнительной вакцинации, общие подходы к выбору иммунобиологических препаратов, а также источники финансирования дополнительных и/или альтернативных прививок.
Вакцинация против пневмококковой инфекции вошла в региональный календарь вакцинопрофилактики по эпидемическим показаниям. Группами риска, подлежащими вакцинации, определены дети и взрослые из закрытых коллективов, лица с хроническими соматическими заболеваниями, часто болеющие респираторными инфекциями.
В качестве приоритетной на 2010 г. выбрана группа риска «дети закрытых детских коллективов», то есть дети Домов ребенка. Для иммунизации этих детей проведена закупка конъюгированной семивалентной пневмококковой вакцины как препарата, показанного для профилактики инвазивной пневмококковой инфекции у детей с 2-мес возраста.
Тюмень
Управлением по здравоохранению Администрации г. Тюмени при определении приоритетных направлений для использования сэкономленных средств муниципального эпидфонда проведен анализ эпидемиологической ситуации в городе и выявлен высокий уровень заболеваемости инфекциями дыхательных путей, особенно в группах высокого риска — недоношенных и детей, перенесших критические состояния в периоде новорожденности. Ранний возраст — до начала посещения дошкольного детского образовательного учреждения — признан наиболее благоприятным и результативным для вакцинации против пневмококковой инфекции как одной из основных причин болезней органов дыхания.
В связи с ограниченными возможностями микробиологической диагностики и верификации пневмококковой инфекции, а также отсутствием возможности серотипи-рования выделенных пневмококков в качестве критериев эффективности вакцинации принято снижение общей заболеваемости и снижение случаев ОРИ и пневмонии у детей в данных группах.
Республика Саха (Якутия)
В Республике Саха (Якутия) в качестве приоритетной группы для вакцинации против пневмококковой инфекции выбраны дети раннего возраста из Домов ребенка, а также длительно и часто болеющие дети. Финансирование региональной программы вакцинопрофилактики пневмококковой инфекции среди детей первых 5 лет жизни осуществляется за счет экономии средств бюджета. Критерием эффективности программы служит снижение заболеваемости ОРИ и обострений хронических инфекций дыхательных путей.
Заключение
Таким образом, разработка и внедрение региональной программы и/или регионального календаря вакцинопрофилактики — это решаемая задача, требующая наличия инициатора, понимания значимости вакцинопрофилакти-ки и стратегического планирования, основанного на приоритетах здравоохранения региона.
Надеемся, что каждый регион в России сможет найти силы и ресурсы, чтобы сделать семь шагов к совершенствованию контроля над инфекциями, управляемыми средствами вакцинопрофилактики, а значит — к сохранению здоровья и увеличению продолжительности жизни населения.
Г-
О
о
■н
о
CN
о
§
<
Q.
<
е
о;
§
Й
Т
23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Таточенко В. К. Календарь иммунопрофилактики во втором десятилетии XXI века // Вопросы современной педиатрии. — 2010; 9 (3): 14-20.
2. Иммунопрофилактика-2009. 8-е изд. / под ред. В. К. Таточенко и Н. А. Озерецковского. — М., ИПК Контент-пресс, 2009. — 176 с.
3. Международная классификация болезней X пересмотра.
4. Ray T. G., Whitney C. G., Fireman B. H. et al. Cost-effectiveness of pneumococcal vaccine / Evidence from the first 5 years of use in the United States incorporating herd effect // Pediatr. Infect. Dis. J. — 2006; 25 (6): 494-501.
5. Weekly epidemiological record. Evaluating clinical trial data and guiding future research for rotavirus vaccines. — 2008; 83 (43): 385-392.