Научная статья на тему 'Региональная политика республики Дагестан как часть национальной Стратегии социально-экономического развития'

Региональная политика республики Дагестан как часть национальной Стратегии социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1433
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедова М. Р.

В статье представлена региональная политика по социально-экономическому развитию Республики Дагестан в части взаимодействия с национальной стратегией Российской Федерации и стратегией развития СКФО. Раскрыты возникшие проблемы, предложены варианты их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL POLICY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN AS A PART OF NATIONAL STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

In the work the regional policy concerning social and economic development of the Republic of Dagestan in part of interaction with national strategy of development of North-Caucasian Federal District is presented in the article. Emerged problems are revealed; variants of their solution are suggested.

Текст научной работы на тему «Региональная политика республики Дагестан как часть национальной Стратегии социально-экономического развития»

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ОБЩЕСТВА

УДК 338

М.Р. Ахмедова * РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье представлена региональная политика по социально-экономическому развитию Республики Дагестан в части взаимодействия с национальной стратегией Российской Федерации и стратегией развития СКФО. Раскрыты возникшие проблемы, предложены варианты их решения.

Ключевые слова: Республика Дагестан, региональная политика, национальная стратегия, социально-экономическое развитие.

В каждом субъекте федерации с 2000 года разрабатываются стратегии роста региональной экономики и социальной сферы, а также составляются стратегии социально-экономического развития федеральных округов. Однако главным образом эти стратегии носят закрытый, непубличный характер, что приводит к большому количеству недочетов.

К тому же зачастую главной целью составления стратегии является желание получить дотации от федерального центра.

В основном в стратегиях развития рассматриваются мероприятия восстановления и модернизации всех отраслей и сфер, имеющихся на территории региона и не берутся во внимание приоритеты экономического развития.

Грамотно построенная стратегия должна быть основана не на совокупности прогнозов развития ресурсов региона, а ориентироваться на реальные бизнес-проекты и стратегии основных экономических игроков [3].

Семь наименее экономически развитых регионов, в том числе Дагестан входят в состав СКФО, их проблемы носят чрезвычайный характер и имеют немаловажное значение в вопросах безопасности России [6], вследствие этого эти регионы нуж-

даются в нетрадиционном подходе, полном изменении региональной политики и методов управления.

Комплекс первоочередных и долгосрочных мер предполагается осуществлять посредством разработки и реализации стратегий социальноэкономического развития СКФО и входящих в его состав субъектов федерации на период до 2025 г. [1] Прежде чем составлять стратегии роста, регионы должны проанализировать преимущества и недостатки своей экономики, выявить возможности и определить угрозы для их развития.

SWOT-анализ экономики Республики Дагестан представлен в таблице.

Поставленные цели в стратегиях развития регионов России не должны противоречить целям стратегии федеральных округов и национальной концепции долгосрочного социально-экономического развития.

В результате анализа и сравнения «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года» (Стратегия РД) и «Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года» (Стратегия СКФО) были выявлены их особенности и недостатки.

* © Ахмедова М.Р., 2013

Ахмедова Милена Расуловна ([email protected]), кафедра мировой экономики и менеджмента Кубанского государственного университета, 350040, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

Таблица

Авторский В^ОТ-анализ экономики Республики Дагестан

Сильные стороны (8) Слабые стороны (^

Высокий уровень естественного прироста населения Приграничное положение (расположение в зоне сочленения Европы и Азии. Дагестан граничит по суше и по Каспийскому морю с Г рузией, Туркменистаном, Азербайджаном, Ираном и Казахстаном). Наличие активного рынка жилья Многоотраслевая структура экономики Развитая транспортная инфраструктура Уникальная структура АПК Высокий дух предпринимательства Широкие возможности для развития всестороннего сотрудничества Большое количество трудовых ресурсов Емкий потребительский рынок Разнообразие просветительских учреждений Большое количество ресурсов рек, которые используются в гидроэнергетике, мелиорации, водоснабжении Относительно развитая система связи и коммуникаций Высокий туристско-рекреационный потенциал Существенное инвестирование в жилищное строительство Высокие показатели плотности железнодорожной и автомобильной сети Наличие нормативно-правовой базы для привлечения и защиты прав инвесторов Богатая сырьевая база для перерабатывающей промышленности Наличие здорового и экономически активного населения Наличие развитой системы энергоснабжения Существование государственных национальных театров и ансамблей Развитая система регистрации сделок в жилищной сфере Большая инвестиционная привлекательность Наличие самобытной культуры и истории Трудолюбивое население Большое количество полезных ископаемых Благоприятная демографическая ситуация Наличие международной транспортной сети Избыток дешевой рабочей силы Наличие минерально-сырьевого ресурсного потенциала Наличие внутренних резервов и ресурсов для развития малого бизнеса Неразвитость малого и среднего Недостаток собственных финансовых ресурсов бизнеса Большое количество необрабатываемых земель Физический и моральный износ инженерно-транспортной инфраструктуры Слабая материальная база здравоохранения, детских дошкольных и школьных учреждений Плохое состояние дорожных покрытий Слабые гарантии ведения бизнеса для иностранных инвесторов Высокий уровень безработицы Неблагоприятный инвестиционный климат Наличие слабо регулируемой внутренней и внешней миграции Большой износ основных фондов практически во всех отраслях Большое число населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий Относительно высокие риски для предпринимателей Неразвитая система ипотечного кредитования Дорогая аренда помещений Рост теневой экономики Нецелевое использование дотационных средств Падение спроса на продукцию и услуги профильных отраслей Нет частной собственности на землю Отсутствие условий для инновационных комплексов, технопарковых структур Производство неконкурентоспособной продукции Клановость экономики Трудность поступления на работу Низкие зарплаты Слабая материальная обеспеченность роддомов Неконкурентоспособный финансовый сектор Периферийное положение относительно центральных районов Плохая собираемость налогов Большая имущественная дифференциация Недостаточная эффективная организация социального обеспечения населения Неразвитость малого бизнеса в производственной сферы Слабо адаптированная к местным условиям отраслевая структура хозяйства Медленная реструктуризация предприятий и неэффективный менеджмент Большое количество необработанной и неиспользованной земли Увеличение преступности в сфере экономики Низкий уровень медицинского обслуживания Низкий сервис Технологическая отсталость в сельском хозяйстве и промышленности Недостаточно развитый туристско-рекреационный комплекс

Возможности (О) Угрозы (Т)

Научно-техническое перевооружение предприятий Построение культурного и высококвалифицированного общества Увеличение собственного капитала Повышение производительности труда Эффективное использование потенциала незагруженных производственных мощностей [2] Формирование туристско-рекреационного кластера Обеспечение занятости населения Создание устойчивого финансового сектора Соединение основных туристических центров СКФО автодорожной инфраструктурой между собой, а также с курортами Краснодарского края и Абхазии [4, с. 102] Построение конкурентоспособной экономики Получение лидирующих позиций в промышленном и сельскохозяйственном комплексах Создание привлекательного региона для привлечения инвестиций Продолжение работы по формированию благоприятной для развития бизнеса нормативно-правовой среды Снижение уровня коррупции Легализация бизнеса Развитие человеческого потенциала Создание новых рабочих мест Использование гидроэнергетического потенциала рек Уменьшение уровня дотационности республики Приближение основных показателей развития экономики к среднероссийскому уровню Развитие информационнотелекоммуникационных технологий Развитие инвестиционной инфраструктуры Создание условий для разработки и распространения инноваций Развитие агропромышленного комплекса Технологическая модернизация экономики Улучшение социальной инфраструктуры Обеспечение институционального развития Улучшение жилищных условий населения Создание научного кластера Развитие нефтегазодобывающего сектора экономики Развитие транзитных коммуникаций Эффективная реализация государственной политики в сфере экономики Терроризм Вытеснение с рынка местных производителей иностранными из-за вступления в ВТО Резкое истощение плодородия почв сельскохозяйственных земель Превращение светской республики в сугубо мусульманскую Отток квалификационной рабочей силы за пределы республики Отсталость технологической основы отраслей хозяйства, их высокая ресурсо- и энергоемкость Большая степень загрязнения атмосферы Сокращение лесного массива Неуклонное уменьшение биологического разнообразия

Цели, выделенные в Стратегии СД, не противоречат целям Стратегии СКФО, но являются более четкими. В Стратегии СКФО поставлены не совсем корректные цели. Так, в ней выделена цель обеспечения условий для опережающего развития

реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, при этом в рамках Стратегии запланирован переход указанных субъектов Российской Федерации от политики стабили-

зации к политике форсированного роста [5]. Но, отталкиваясь от такой главной цели, невозможно определить основные макроэкономические показатели и четкие количественные стратегические ориентиры, то есть очень сложно рассчитать и запланировать обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики или переход регионов от политики стабилизации к политике форсированного роста [1]. Даже если и обеспечить для этого все условия, нет гарантии, что регионы, входящие в СКФО, перейдут на опережающее развитие. Такую цель нельзя выразить в количественных единицах. Так как все регионы СКФО являются отстающими в своем развитии от других субъектов России, то и главная цель должна учитывать это. На наш взгляд, целью для всех регионов СКФО является преодоление отставания в социально-экономическом развитии с помощью реализации основных приоритетных направлений развития республики и новой культурной среды.

Стратегия РД отчасти ставит такую задачу, а Стратегия СКФО нет.

Еще одним отличием двух стратегий является то, что в Стратегии СКФО не определены стратегические ориентиры по развитию основных отраслей для регионов СКФО (Дагестана в том числе) таких, как сельское хозяйство, промышленность, строительство, розничная торговля и платные услуги населению. Это приоритетные направления развития всех регионов СКФО, и без роста показателей этих отраслей очень сложно будет добиться преодоления отставания и обеспечения конкурентоспособности экономики.

В Стратегии РД делается акцент на развитии его базовых отраслей, определяются стратегические ориентиры, но нет анализа выделенных векторов развития и практически не даются механизмы реализации приоритетных направлений развития экономики Республики Дагестан. А без действенных методов совершенствования невозможно достичь роста отраслей.

В стратегиях в некоторых сферах рассматриваются разные показатели Республики Дагестан. Например, общие показатели смертности рассматриваются в Стратегии СКФО, а показатели младенческой смертности — в РД. Вообще в Стратегии СКФО показатели рассмотрены более широко, а в Стратегии РД более четко и подробно.

Молодежная политика в Стратегии СКФО прописана более конкретно, чем в Стратегии РД, в ней указано, по каким направлениям деятельности должна проводиться эффективная молодежная политика, и вкратце представлены пути достижения наилучших результатов.

Республику Дагестан в Стратегии СКФО рассматривают очень мало, анализируют регионы СКФО в общем. На наш взгляд, это правильно,

потому что все республики и Ставропольский край подобны по своему экономическому развитию и образуют группу наименее экономически развитых регионов. А стратегии социально-экономического развития регионов существуют уже для более подробного анализа и определения векторов развития.

Но в «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года» отсутствует подробный анализ основных социально-экономических показателей, с учетом которых должны были быть выделены приоритеты. Более того, данные в двух стратегиях сильно устарели. На подходе 2014 год, многие показатели уже изменились, ситуация и в мире, и в стране тоже претерпела изменения, Россия вошла в ВТО. Поэтому, на наш взгляд, каждый год нужно вносить коррективы в стратегии, и тогда руководящая власть регионов сможет ими пользоваться.

Так, в Стратегии РД нужно внести изменения с учетом издания Указа Президента РФ «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации» от 12 мая 2009 г. № 536 и принятия Закона РД «О стратегическом планировании в Республике Дагестан».

Кроме того, что данные в Стратегии РД сильно устарели, они еще и очень завышены. Это является грубой ошибкой, так как, не имея адекватного представления о реальном состоянии экономики Дагестана, невозможно дать правильные прогнозные сценарии развития.

В Стратегии РД приоритеты представлены шире, их больше, чем в Стратегии СКФО для Дагестана. Но тем не менее возрождение и развитие основных отраслей экономики республики стоило проанализировать более детально.

Для развития республики в ней выделяют лишь такие приоритетные отрасли, как пищевая промышленность, легкая промышленность, топливная промышленность, производство строительных материалов и добыча минералов и руд. В Стратегии РД тоже ставят эти отрасли в приоритет, но легкая промышленность и добыча минералов и руд являются приоритетами второстепенной важности.

В Стратегии РД выделены правильные экономические комплексы, но приоритеты в них нужно доработать.

В «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года» нужно выделить миссию и ее место в Российской Федерации и в СКФО. Также необходимо определиться с главной целью стратегии, направленной на преодоление разрыва с регионами в экономике и социальной сфере, сделать анализ и разбор факторов социально-экономического развития республики с учетом перспектив развития регионов и в целом СКФО.

Структура Стратегии РД, в отличие от структуры Стратегии СКФО, очень сложна для понимания, ее необходимо упростить.

Так как Россия, в том числе Дагестан, вступила на инновационный путь развития, то и при формировании стратегии это нужно учитывать, как и реальный потенциал республики. Особое внимание нужно обратить на рациональное использование имеющихся ресурсов, формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвесторов, а также совершенствование социальной сферы и тем самым улучшение качества жизни и развитие современного человеческого капитала.

Главным различием двух стратегий социально-экономического развития является тот факт, что Стратегия СКФО не ориентирована на развитие.

В Стратегии СКФО в 2025 году по показателю на душу населения все регионы, входящие в округ, будут продолжать отставать от достигнутого среднероссийского уровня (в 2008 году — 241,8 тыс. рублей). По инерционному сценарию отставание будет в 1,8 раза, то есть 133 тыс. рублей, по базовому сценарию — в 1,4 раза, то есть 172 тыс. рублей. Даже по оптимальному сценарию отставание 10% (219 тыс. рублей). Что касается уровня официально зарегистрированной безработицы, то в Стратегии СКФО по оптимальному сценарию в 2025 году он составит 5 %, что на 3 % больше 2008 года.

Или, например, в Стратегии СКФО в 2025 году предполагается обеспечить жителей жильем до 24,4 кв. м, т. е. за 17 лет прирост составит 7,3 кв. м, или 0,42 кв. м на одного жителя в год. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года предусматривает к 2020 году добиться средней обеспеченности жильем населения страны в размере 28—35 кв. м. По состоянию на 2008 г. в России приходилось 22 кв. м жилья на человека, а в Стратегии планируется к 2025 году во всех регионах СКФО увеличить этот достигнутый среднероссийский уровень 2008 года только на 10,9 %. Но к 2025 году в России средняя обеспеченность жильем будет примерно 35 кв. м на одного человека. Таким образом, отставание СКФО, и Дагестана в том числе, от среднероссийского уровня увеличится от 29 % в 2008 году до 43,4 % и более в 2025 году.

В «Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года» нет конкретной позиции о том, какой будет социально-экономическая политика в субъектах СКФО. Также малопонятна ситуация с инвестиционной политикой, приводится лишь широкий перечень возможных инвестиционных проектов, но не указывается, из каких источников и какое количество финансовых

ресурсов будет необходимо для решения поставленных стратегических задач. А без определения эффективности реализации стратегии невозможно адекватно оценить ее результативность. В Стратегии РД также не был проведен инвестиционный анализ.

В двух стратегиях не приведен анализ ресурсного обеспечения реализации, не рассмотрены все элементы рыночной инфраструктуры, не проведены исследования потенциала Республики Дагестан. Эти проблемы не разрешены, хотя стратеги-рование вообще начинается с прогнозирования и оценки инвестиционного потенциала, а для развития экономики Республики Дагестан крайне важным является наличие инвестиционного обеспечения.

Доработок требуют и Стратегия РД, и Стратегия CKФO. И та и другая стратегии не отражают реального социально-экономического положения Дагестана, не дают адекватных механизмов и методов обеспечения реализации стратегий. И упор в стратегиях нужно делать на создании кластеров, так как они являются основными инструментами развития регионов.

Согласно ^щеп^и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2G2G года: «Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривается ориентировать на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов» [7]. Но в Стратегии CKФO нет ориентировки на выравнивание регионов. В ней делается акцент на фокусированное развитие, а не на политику выравнивания.

Республике Дагестан необходимо всерьез заниматься региональной политикой, а не заменять ее составлением различных программ, как это происходит сегодня.

Для определения национальной стратегии социально-экономического развития существенное значение имеют отчетливые и обдуманные стратегии каждого субъекта федерации.

Библиографический список

1. Ахмедуев А.Ш. Северному Кавказу нужна стратегия экономического прорыва, а не застоя // Северный Кавказ. URL: http://www.sknews.ru/main/43921-severnomu-kavkazu-nuzhna-strategiya-yekonomicheskogo-proryva-a-ne-zastoya.html.

2. Кутаев Ш.К. Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 1(09).

3. Стратегия развития регионов. URL: http:// knowledge.allbest.ru/management/d-2c0a65625a2bc78a 4d53a89521316d27.html).

4. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года. URL: http:// old.nsrd.ru/fck_user_files/files/present%202025.pdf.

5. Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года. URL: http://mezhreg.ru/docs/ skfo2025.pdf.

6. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. ИЯЬ: http://www.rg.ru/2009/05/19/ strategia-dok.html.

7. Информация для всех. ИЯЬ: http://www.ifap.ru/ ofdocs/rus/rus006.pdf.

M.R. Ahmedova * REGIONAL POLICY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN AS A PART OF NATIONAL STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

In the work the regional policy concerning social and economic development of the Republic of Dagestan in part of interaction with national strategy of development of North-Caucasian Federal District is presented in the article. Emerged problems are revealed; variants of their solution are suggested.

Key words: Republic of Dagestan, regional policy, national strategy, social and economic development.

* Ahmedova Milena Rasulovna ([email protected]), the Dept. of World Economy and Management, Kuban State University, Krasnodar, 350040, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.