ственно, организации управления и используемых технологий их потребления.
Предлагается следующий критерий конкурентоспособности на микроуровне: рост производительности совокупных ресурсов на основе повышения уровня организации и технологий их потребления. Другими словами, критерием конкурентоспособности организации является ускорение оборачиваемости (увеличение числа оборотов) примененного капитала на основе роста результативности потребления совокупных ресурсов, что в конечном итоге фокусируется в рост производительности совокупных затрат (потребленного капитала).
Нельзя не заметить еще одной особенности, которая вытекает из формализованной взаимосвязи (6). Рассмотрим показатель:
ЭК Кпотр
n Кприм
(7)
Если показатель (6) представляет собой конкурентоспособность экономической системы, Q то показатель (7) является обратным показателю (6), а значит, должен характеризовать не- |-
способность к конкуренции или конкуренто- 0—
неспособность хозяйствующего субъекта. ^
Литература:
1. Давыдянц Д.Е., Величко Е.М., Гриценко Т.П., Зубова Л.В. Хозяйствующий субъект: конкурентоспособность, риски, информационное обеспечение. - Ставрополь: Ставролит, СИЭУ ФПГТУ, 2010.-116 с.
2. Давыдянц Д. Е., Давыдянц Н. А. Эффект и эффективность предприятия: оценка, анализ, пути повышения. - Ставрополь: АГРУС, 2005.- 136 с.
О"
I--------
REGIONAL CLUSTER POLICY ASMEANS OFINCREASING THE COMPETITIVENESS OFTHE REGION
FursovVictor Alexandrovich, DScofEconomics,Professor,ChairofEconomyandTechnologyofManagement,North-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: [email protected]
Thisarticle discusses the methodological basis forthe development of regional cluster policiesandjustified the possibility of forming competitive clusters in the Stavropol region.
I
51
Keywords: cluster policy; regional clusters; competitiveness of the region.
РЕГИОНАЛЬНАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАК СРЕДСТВО УДК 332.14 ПОВЫШЕНИЯКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИРЕГИОНА
Встатье рассматриваютсяметодическиеосновыразработкирегиональнойкла-стерной политики, а также обосновываются возможностиформирования конку-рентоспособныхкластеров в Ставропольском крае.
Ключевые слова: кластерная политика;региональные кластеры; конкурентоспособность региона.
В качестве одного из направлений социально-экономического развития России на период до 2020 года заявлено создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. Формирование и реализация кластерной политики - основа сбалансированного развития территорий, одно из главных направлений государственной политики по повышению национальной и региональной конкурентоспособности.
В целях реализации общей стратегической цели и намеченных стратегических направлений развития региона встает задача выбора определенных отраслевых и межотраслевых экономических кластеров роста и развития территории.
Кластер представляет собой совокупность географически локализованных и взаимосвязанных предприятий определенной отрасли, а также обеспечивающих их деятельность и находящихся на данной территории поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, предприятий и организаций инфраструктурных отраслей, научных и образовательных учреждений.
© фурсовВ.А.,2014
ФУРСОВ Виктор Александрович, доктор экономическихнаук, профессор кафедры Экономики и технологии управления, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь [email protected]
52
Такая концентрация поддерживает (обеспечивает) конкурентоспособность и развитие отдельных предприятий и организаций, а также кластера в целом, что выражается в относительно высоком уровне производительности; стимулировании новых предприятий, а также технологических инноваций.
Кластер является проявлением самоорганизации социально-экономического про -странства по всем направлениям: факторам производства, технологиям, знаниям, занятости, культурной среде и др. Создание кластеров позволяет непротиворечиво решать вопросы развития крупных организаций, малого и среднего бизнеса, научного и кадрового обеспечения производства, развития транспортнологистической, инновационной и финансовой инфраструктуры.
Развитие кластера оказывает также влияние на конкурентоспособность рост занятости, формирование благоприятной структуры занятости и рост заработной платы.
Основные характеристики:
- географическая концентрация и близость;
- широкий набор участников и наличие "критической массы". Кластер может состоять как из предприятий, производящих конечную продукцию и услуги (как правило, экспортируемые за пределы региона), системы поставщиков комплектующих, оборудования, специ-ализированныхуслуг,таки профессиональных образовательных учреждений, НИИ и других поддерживающих организаций;
- наличие формализованных связей и взаимодействия между участниками кластеров. Предприятия и организации кластера объединены в саморегулируемую организационную структуру (бизнес-ассоциацию), обеспечивающую координацию деятельности участников кластера и взаимодействие с органами власти всех уровней по вопросам функционирования и развития кластера;
- наличие у компаний-участников конкурентных преимуществ;
- кластер имеет жизненный цикл - зарождение, формирование, зрелость, спад. При этом кластеры, находящиеся на стадии спада, могут возрождаться и повторять жизненный цикл (в результате изменения тех или иных условий).
Формирование конкурентоспособных кластеров позволит региональной экономике полноценно включиться в процессы сетевой глобализации и стать одной из зон опережаю-
щего экономического развития в стране. Значение кластеров и кластерной политики для региона состоит в их способности придать наукоемкий характер традиционному ресурсному освоению территории, способствовать диверсификации многопрофильной экономики Ставропольского края.
Кластерная политика представляет собой систему взаимосвязанных действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направленных на стимулирование и поддержку инициатив региональных и муниципальных органов власти и предпринимательских структур по созданию и развитию кластеров, реализующих конкурентные преимущества данных территорий.
Кластерная политика рассматривается как координированная деятельность органов государственного и регионального управления по разработке принципов, задач и методов стимулирования организации и развития кластеров, реализующих конкурентные преимущества данных территорий, с целью повышения конкурентоспособности региональной экономики.
На федеральном уровне разрабатывается общая стратегия и политика развития кластеров, включая вопросы использования инструментов кластерной политики, участия федеральных ведомств, вопросы финансирования, координации ключевых мероприятий и вовлечения региональных и муниципальных властей.
На региональном уровне основные задачи состоят в выявлении ключевых кластеров в экономике региона, анализе барьеров и возможностей для их развития и реализации инициатив, направленных на стимулирование развития кластеров.
Для региона кластерная политика состоит в финансировании и координации проектов по развитию ключевых кластеров.
Для муниципальных образований задачи кластерной политики состоят в интеграции местной экономики в ключевые региональные кластеры и координации проектов, направленных на развитие местных кластеров, существующих в границах муниципальных образований.
Важно учитывать, что на развитие кластеров оказывают существенное влияние действия органов власти в других сферах (а не только поддержка кластерных инициатив).
Развитие кластеров - основа реализации конкурентных преимуществ территорий и повышение конкурентоспособности экономики
страны в целом. Основной движущей силой кластера являются входящие в него предприятия.
Целями кластерной политики является повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятий и отдельных отраслей, развитие малого и среднего бизнеса, диверсификация национальной экономики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- формирование системы выявления кластеров и определения их текущей и потенциальной конкурентоспособности;
- формирование механизмов стимулирования и поддержки кластерных инициатив;
- создание системы отбора кластерных инициатив;
- создание стимулов для региональных и муниципальных органов власти в реализации кластерной политики на своих уровнях и ее интеграции в стратегии и программы развития соответствующих регионов и муниципалитетов;
- создание системы мониторинга развития кластеров и оценки эффективности действий органов власти всех уровней по реализации кластерной политики.
В результате реализации кластерной политики планируется достичь:
- увеличения доли инновационных и наукоемких отраслей в структуре валового национального продукта;
- увеличения конкурентоспособности традиционных отраслей экономики;
- увеличения доли малых и средних предприятий в экономике;
- повышения уровня занятости и роста доходов населения в регионах локализации кластеров.
Реализация кластерной политики включает два основных блока мероприятий - стимулирование возникновения кластерных инициатив и реализация кластерных инициатив.
В рамках первого блока необходимо:
- разработать и выполнить проект по выявлению и анализу ключевых кластеров в экономике региона;
- подготовить методические рекомендации по развитию кластеров;
- реализовать образовательные программы по вопросам конкурентоспособности и развития кластеров;
- провести оценку текущих кластерных инициатив в рамках кластерной политики на регулярной основе.
На начальном этапе запуска кластерной политики на федеральном или региональном уровне необходимо обладать информацией об уровне развития кластеров в России, понимать типичные барьеры и возможности для развития кластеров и влияние кластеров на развитие отраслей и регионов. Необходима своего рода "карта" кластеров.
Формирование кластерных инициатив осуществляется в три этапа:
1) инициирование формируется команда инициаторов проекта развития кластера (локальной бизнес-ассоциации или иных бизнесорганизаций);
2) диагностика - проводится анализ границ и структуры кластера, определяются его сильные и слабые стороны, потенциал развития и существующие барьеры, ключевые группы интересов;
3) разработка заинтересованными участниками (бизнес-сообщество или органы власти) программы, предусматривающая комплекс мер по его развитию.
В рамках второго блока - реализация кластерных инициатив, на федеральном уровне осуществляется отбор программ развития кластеров и их реализация, поводится оценка их эффективности и при необходимости - их корректировка. Осуществляется федеральная поддержка данных программ.
По направлениям воздействия инструменты реализации кластерной политики подразделяются на:
- развитие инновационного потенциала -финансовая поддержка НИОКР, создание научных и технологических парков; центров трансфера технологий, инновационных баз данных;
- развитие человеческого капитала - мероприятия по повышению качества образования, по профилю кластера, программы повышения квалификации, стимулирование привлечения специалистов из других регионов и из-за рубежа;
- поддержка бизнес-инициатив - создание бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, налоговые преференции;
- поддержка экспорта, поддержка участия в соответствующих ярмарках и выставках;
- развитие инфраструктуры кластера - финансирование проектов по развитию транспортной и инженерной инфраструктур, связи и телекоммуникаций.
В качестве источников финансирования мероприятий по реализации кластерной политики наряду со средствами предприятий -
о
ГЧ
■ Ом
V
Ьт»рн«г2а / ,
т- Ч-tV'
I
53
54
участников кластера, могут выступать бюджетные ресурсы, выделяемые на финансирование федеральных и ведомственных целевых программ, региональных целевых программ, НИОКР, а также средства Инвестиционного фонда РФ.
Таким образом, суммируя все сказанное выше, приходим к выводу: в рыночной экономике, которая формируется как в Российской Федерации в целом, так и в Ставропольском крае, кластерный подход должен занять достойное место.
Формирование конкурентоспособных кластеров позволит региональной экономике полноценно включиться в процессы сетевой глобализации и стать одной из зон опережающего экономического развития в стране. Значение кластеров и кластерной политики для региона состоит в их способности придать наукоемкий характер традиционному ресурсному освоению территории, способствовать диверсификации многопрофильной экономики Ставропольского края.
В Ставропольском крае в настоящее время создаютсяусловия для реализации кластерных инициатив в различных сферах: разрабатываются системы финансирования, управления, кадрового и информационного обеспечения и отрабатываются механизмы построения кластеров.
С целью повышения эффективности использования и развития кластеров необходимо разработать кластерную политику Ставропольского края. Для региона кластерная политика состоит в финансировании и координации проектов по развитию ключевых кластеров. Развитие кластеров на основе максимальной реализации конкурентных преимуществ территории и производств - основа реализации экономического потенциала территорий и повышение конкурентоспособности экономики страны в целом. Проведение кластерной политики в Ставропольском крае позволит участникам кластера: получить упрощенный доступ к новым технологиям, выход на внешние рынки; оптимально распределять риски; интегрировать знания и основные фонды; организовывать совместные НИОКР; снижать трансакционные издержки.
Кластерный подход к перспективному развитию территории Ставропольского края вытекает из региональных особенностей развития и размещения производительных сил края в советский период хозяйствования, когда реализовывался в целом системный и комплексный подход к развитию территорий. В ре-
зультате, и в частности на территории Ставропольского края, уже сложились и развивались территориально-производственные комплексы, или потенциальные кластеры. Это: топливно-энергетический комплекс, нефтехимический комплекс, машиностроительный комплекс, агропромышленный комплекс, транспортный комплекс. И, естественно, лечебно-оздоровительный и туристско-рекреационный комплексы. Поэтому задача состоит в восстановлении, формировании и развитии территориальнопроизводственных комплексов в новых усло-вияххозяйствования, на основе максимальной реализации конкурентных преимуществ территории и производств.
Анализ современного социально-экономического положения Ставропольского края позволяет выделить несколько ведущих секторов, которые в ближайшей перспективе получат дальнейшее развитие в виде потенциальных региональных кластеров:
- агропромышленный кластер;
- туристско-рекреационный кластер;
- промышленно-производственный кластер;
- транспортно-логистический кластер;
- инновационно-исследовательский кластер.
Таким образом, кластерная политика имеет не только универсальный, но и интегрирующий характер. Основными результатами реализации кластерной политики Ставропольского края будет повышение уровня конкурентоспособности экономики региона за счет роста объемов производства, увеличения доли инновационной и наукоемкой продукции, роста производительности труда участников кластеров, увеличения объемов прямых инвестиций в экономику региона, более интенсивного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения уровня занятости и роста доходов населения в регионах локализации кластеров.
Литература:
1. Жидков В.Е., Лазарева Н.В., Фурсов В.А. Кластерный подход к управлению развитием туризма как фактор повышения конкурентоспособности региона // Вопросы туризмоведения. -2012.- № 1(1).- С.104-112
2. Концепция кластерной политики в Российской Федерации / [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vest-news.ru/ show_article.php.
3. Лазарева Н.В.,Фурсов В.А. Управление региональными рынками на основе концепции геомаркетинга // Стратегия устойчивого развития регионов России: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск : НГТУ, 2010. - С. 197-202.
4. Пилипенко И.В. Кластерная политика в России: возможности реализации и конкурентоспособность регионов // Постиндустриальная трансформация старопромышленных районов России : VIII Сократические чтения. - М.: Эслан, 2011.
5. Письмо Минэкономразвития России от26.12.2008 г. № 20615-АК/Д19 "О методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации" / [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/innovations/
6. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 20 апреля 2011 г. от №147 рп "Стратегия социально-экономичес-
кого развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года" / [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.stavtourism.ru/mintur/.
7. Фурсов В.А. Формирование и функционирование регионального рынка транспортных услуг: теория, методы, модели: монография. - Ставрополь : СевКавГТУ, 2011. - 308 с.
8. Фурсов В.А. Формирование и функционирование региональных рынков транспортных услуг: теория, методология, практика: дис.... д-ра. экон. наук. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2011.
О
ГЧ
□
О
I--
і
55