ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2012. № 2
Д.Ю. Савон1,
докт. экон. наук, профессор Южного федерального университета
(г. Ростов-на-Дону),
В.В. Гассий2,
канд. экон. наук, доцент Кубанского государственного университета
(г. Краснодар)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В статье раскрыты актуальные проблемы формирования системы взаимодействия власть—бизнес—общество при управлении социально-экономическими системами, в том числе на региональном уровне, на основе перехода к экологически ориентированной деятельности каждого отдельного субъекта хозяйствования, направленной на снижение антропогенного воздействия предприятия на окружающую среду при достижении основных целей хозяйственной деятельности. Такой переход может осуществиться только при развитии партнерских взаимоотношений и кооперации между основными местными субъектами. Местное экономическое развитие рассматривается как результат партнерских взаимодействий местного правительства, предпринимательства и некоммерческого сектора. Особое внимание уделено реализации инвестиционных проектов в решении экологических проблем устойчивого природопользования на территории Ростовской области на основе государственно-частного партнерства, что способствовало повышению инвестиционной привлекательности природоохранной деятельности.
На осуществление охраны окружающей среды и предупреждение отрицательного воздействия производственной деятельности предприятий требуются инвестиции. В статье подробно раскрыта современная система финансирования природоохранных мероприятий, которая представлена взаимодействием государства, бизнеса и общества.
Ключевые слова: инвестиционная политика, система, государственно-частное партнерство, финансирование, природоохранные мероприятия, промышленные предприятия, устойчивое развитие, охрана окружающей среды.
In article actual problems of formation of system of interaction of the power— business—society are opened at management of social and economic systems, including at regional level, on the basis of transition to ecologically focused activity of each separate subject of the managing, directed on decrease in anthropogenous influence of the enterprise on environment at achievement of main objectives of economic activities. Such transition can be carried out only at
1 Савон Диана Юрьевна, тел.: +7 (918) 553-69-93; е-mail: [email protected]
2 Гассий Виолетта Валерьевна, тел.: +7 (918) 438-11-29; e-mail: [email protected]
development of partner mutual relations and cooperation between the basic local subjects. Local economic development is considered as result of partner interactions of the local government, business and noncommercial sector. The special attention is given assistance of realization of investment projects in the decision of environmental problems of steady wildlife management in territory of the Rostov region on the basis of state-private partnership that promoted increase of investment appeal of nature protection activity.
On realization of preservation of the environment and the prevention of negative influence of industrial activity of the enterprises investments are required. In article the modern system of financing of nature protection actions which is presented by interaction of the state, business and a society is in detail opened.
Key words: the investment policy, system, state-private partnership, financing, nature protection actions, the industrial enterprises, a sustainable development, preservation of the environment.
Долгосрочная стратегия развития России — «Стратегия-2020» — базируется на экологическом развитии страны, что неразрывно связано с решением экологических проблем охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Экологические проблемы Ростовской области типичны для многих регионов нашей страны: высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупных городах, нерешенные проблемы утилизации отходов производства и потребления, загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами, деградация почвенного покрова (эрозия, заболачивание, засоление почв и др.), неудовлетворительное состояние лесонасаждений, рост антропогенного воздействия на биоразнообразие, проблемы, возникшие в результате реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса.
Вследствие этого потребность перехода к экологически ориентированному развитию национальной экономики и повышение инвестиционной привлекательности природоохранной деятельности промышленных предприятий на основе осуществления экологизации производства приобретает особую актуальность. Поэтому крайне важно провести научные исследования по определению оптимальных темпов роста валового регионального продукта и антропогенной нагрузки на экосистему, по выбору приоритетов социально-экономического развития и т.д.
Одним из ключевых направлений развития Ростовской области является повышение уровня жизни населения. Высокое качество жизни и здоровья населения, а также устойчивое экономическое развитие области могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего состояния окружающей среды. Для этого необходимо формиро-
вать и последовательно реализовывать единую политику в области природопользования, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Инвестиционная политика должна решать задачу повышения конкурентоспособности региональной экономики. При этом, с одной стороны, необходимо учитывать интересы государства в целом, с другой — обеспечивать согласование интересов отдельных участников инвестиционной деятельности. Инвестиционный климат отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся на той или иной территории, по отношению к инновационным инвестициям, которые могут быть сделаны субъектами предпринимательской деятельности. Необходимым условием формирования благоприятного инвестиционного климата является упрощение административных условий ведения бизнеса. Наибольшую отдачу в плане повышения инвестиционной привлекательности территорий и реализации крупных инновационных проектов дает механизм государственно-частного партнерства, с помощью которого создаются структурные элементы современной экономики, финансовые ресурсы государства и частных инвесторов концентрируются на развитии регионального инновационного компонента, диверсифицируются инвестиционные риски3. На сегодняшний момент действующим правовым актом, регулирующим осуществление проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), в Ростовской области являются Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»4 и областной закон от 22.07.2010 г. № 448-ЗС «Об основах государственно-частного партнерства»5, имеющий принципиальные отличия от аналогичных нормативно-правовых актов, которые действуют на территориях других субъектов РФ.
В последнее время в России значительное внимание уделяется совместным государственно-частным инвестициям на природоохранные мероприятия. Преимущество данного подхода в реализации инвестиционных проектов при их коммерциализации ведет к сокращению доли расходов всех уровней бюджетов на финансирование проектов при достижении экономического, социального эффекта.
3 См.: Савон Д.Ю., Гассий В.В. Совершенствование регулирования экологизации экономикой региона на основе партнерства государства и бизнеса // Экономические и гуманитарные исследования регионов. Научно-теоретический журнал. 2011. № 3. С. 91—92.
4 Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»// Российская газета. 2005. 23 июля.
5 Областной закон от 22.07.2010 г. № 448-ОЗ «Об основах государственно-частного партнерства» // Молот. 2010. 23 июля.
Партнерство рассматривается в качестве основы местного экономического развития. Оно является объединяющим началом для трех секторов общества — частного, некоммерческого и государственного, становится двигателем социальных перемен и экономического развития, дает дополнительные преимущества, такие как обретение новых знаний и доступ к ним или возможность обнаружения дополнительных ресурсов, которые ранее были скрыты. Говоря о партнерстве на местном уровне, необходимо отметить, что экономическое благополучие основывается на взаимодействии основных субъектов — правительства, коммерческого и некоммерческого секторов.
Современная тенденция развития общества заключается в том, что бизнес стал играть в нем активную роль. Данные правила поведения компаний в западных странах получили название «социальная ответственность бизнеса», к которой фирмы приходят сами под действием ряда причин6.
Деятельность коммерческих организаций стала намного шире и перестала сводиться к простому стремлению получить прибыль. Бизнес способен стать также проводником государственной, региональной и местной политики. Предприниматели заинтересованы в формировании среды, в которой они могли бы свободно функционировать. Поэтому взаимодействие бизнеса и власти на основе партнерства является основой развития экономики. Однако в российских условиях сложилась ситуация, когда «правила игры» устанавливаются прежде всего государством. В данных условиях диалог между бизнесом и властью практически невозможен. В России только формируются предпосылки для этого. Наиболее важным вопросом является установление партнерских взаимоотношений на местном уровне.
Идея партнерства заключается в том, чтобы желание улучшить отношения с местной властью, общественными организациями и населением было искренним, а не рассматривалось бизнесменами как принудительная мера. У российских предпринимателей должно сформироваться понимание, что партнерство и корпоративные социальные инвестиции являются не способом вытянуть денежные средства из коммерческих организаций в виде платы за использование местной ресурсной базы, а вполне реальной возможностью увеличить свой доход.
Как полагают эксперты, на сегодняшний день в России складывается во многом уникальное понимание ГЧП. Нормативно-правовое обеспечение собственных механизмов ГЧП приходится развивать одновременно с формирующимся институциональным фундаментом и с определением самой концепции ГЧП. Мотива-
6 См.: Львова А. Корпоративное гражданство в условиях России // Сообщение. 2001. № 1. С. 35—37.
ция участия в партнерстве частного сектора экономики, как правило, связана с возможностями получения более высокой прибыли и новыми возможностями для развития инновационного бизнеса. При этом частные компании могут иметь и более специфическую мотивацию для присоединения к ГЧП, например: доступ к дополнительному государственному финансированию, результатам исследований и разработок государственного сектора и его инфраструктуре.
Таким образом, мотивация участия в партнерстве государственного сектора обусловлена как общими, так и специфическими целями. К инструментам государственной инвестиционной политики, позволяющим использовать ГЧП, относятся федеральные целевые программы, государственная поддержка инвестиций через Инвестиционный фонд РФ и использование концессионных соглашений.
Для развития принципов ГЧП в сфере природопользования и охраны окружающей среды важное значение имеет обеспечение со стороны государства природопользователей информацией о ресурсосберегающих, экологически чистых, наиболее доступных технологиях, экологических стандартах, состоянии окружающей среды; поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; а также поддержка деятельности организаций системы образования и просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и образование.
Со стороны природопользователей такое партнерство включает:
— развитие добровольной нефинансовой отчетности в области устойчивого развития и переход к обязательности публикации государственными корпорациями и компаниями с государственным участием аудируемых и заверяемых третьими независимыми сторонами нефинансовых отчетов об устойчивом развитии в соответствии с международными стандартами;
— публичность, открытость и доступность информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране и принимаемых решениях органов государственной и муниципальной власти;
— публичность информации деклараций и разрешений на воздействие на окружающую среду и т.д. за исключением объектов, составляющих охраняемую законом тайну.
Формирование инвестиционных ресурсов, необходимых для эффективной инвестиционной деятельности по экологической безопасности, предусматривает оценку потребности в общем объеме инвестиционных ресурсов, определение методов и источников финансирования программы по охране окружающей среды.
Одним из важных показателей экологически и социально ответственного бизнеса является финансирование природоохранной деятельности. Инвестиционная активность хозяйствующих субъектов
Ростовской области возросла в 2010 г. Значительную роль в инвестиционном процессе области играют крупные и средние организации, на долю которых в январе—июне 2010 г. приходился 61% от общего объема инвестиций (за аналогичный период 2009 г. — 59,7%)7. Основная инвестиционная составляющая в природоохранной деятельности — собственные средства предприятий, доля которых превышает три четверти суммарного объема инвестиций. В объеме инвестиций, освоенных в области, доля крупных и средних предприятий составляет порядка 60%. Наибольшие объемы инвестиций за 2010 г. освоены крупными и средними предприятиями Ростова-на-Дону (24,9% от общего объема), Волгодонска (19,4%), Новочеркасска (9,2%). Текущие затраты на охрану окружающей среды в 2010 г. представлены на рисунке.
Текущие затраты на охрану окружающей среды в 2010 г. (в фактически действовавших ценах, млн рублей). Без учета средств, выплаченных другим предприятиям (организациям) за прием и очистку сточных вод, хранение и уничтожение отходов; без амортизационных отчислений.
Как видно из данных рисунка, текущие затраты на охрану окружающей среды Южного федерального округа (ЮФО) составляют 5,3% от затрат на охрану окружающей среды РФ. Ростовская область по затратам на охрану окружающей среды занимает в регионе третье место (27,6%), уступая Краснодарскому краю (32%) и Волгоградской области (32 и 30,6% соответственно от затрат на окружающую среду в ЮФО).
7 Данные с официального сайта правительства Ростовской области. URL: http;//www.donland.rn (дата обращения: 15.11.2011).
Примером развития ГЧП в области может служить реализация Комплексной программы строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области (далее — Программа), которая включена в перечень инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке. Она является крупнейшим инфраструктурным проектом в сфере водоканализационного хозяйства не только в России, но и в Европе. Программа инициирована администрациями Ростовской области и города Ростова-на-Дону совместно с ОАО «Евразийский», стоит свыше 33 млрд рублей, рассчитана на 15 лет и осуществляется на принципах ГЧП. На долю ОАО «Евразийский» приходится свыше 70% от общей суммы инвестиций в проект. Благодаря сотрудничеству со стратегическим инвестором ОАО «ПО Водоканал» г. Ростова-на-Дону является базовым предприятием для осуществления Про-граммы8.
Так, на основе партнерства утверждена областная долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011—2015 годы» (далее — Областная программа), целью которой является повышение защищенности окружающей среды от негативных природных явлений и антропогенного воздействия для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Общий объем финансирования Областной программы составляет 2 897 258,4 тыс. рублей, основой финансирования подпрограмм являются средства областного бюджета, часть средств федерального и местного бюджетов и внебюджетные средства9. Кроме этой Областной программы на тех же условиях приняты областная долгосрочная целевая программа «Энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года» с общим объемом финансирования 76 000 000 тыс. рублей; областная долгосрочная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011—2014 годы», которая на основе финансирования ГЧП позволит создать условия для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания населения Ростовской области, улучшение экологической ситуации.
В Ростовской области с 2010 г. стал меняться подход к привлечению инвестиций. Так, был принят региональный закон о государственно-частном партнерстве, введены налоговые льготы для инвесторов, создан Совет по инвестициям при губернаторе, формируется
8 Данные с официального сайта правительства Ростовской области. URL: http;//www.donland.ru (дата обращения: 15.11.2011).
9 Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2010 году» / Под ред. С.Г. Курдюмова и др. Ростов н/Д, 2011. С. 256. URL: www.doncomeco.ru/ekology (дата обращения: 20.11.2011).
огромное количество приоритетных инвестиционных проектов, что будет способствовать росту объема привлеченных капиталовложений, в том числе и на охрану окружающей среды.
Совет по инвестициям при губернаторе (далее — Совет) — административный орган, способствующий устранению многочисленных барьеров и коррупции при продвижении инвестиционных проектов. Под руководством каждого заместителя губернатора создана рабочая группа, куда включены и представители бизнеса. Заседания Совета являются открытыми для общественности и СМИ. Каждый инвестиционный проект предприятия должен пройти стадию публичных слушаний, чтобы доказать органам власти и общественности свою экологическую значимость и эффективность. Такой подход в управлении инвестиционным процессом в области сочетает, с одной стороны, большую адресность работы с инвесторами, с другой — публичность, предохраняющую от коррупции.
В первую очередь предполагается направлять совместное инвестирование в малые и средние перерабатывающие предприятия сельского хозяйства. На сегодняшний момент это наиболее перспективно с точки зрения социально-экономического развития области, так как отмечается нехватка данных предприятий (особенно по сравнению с Краснодарским краем региона). Правительством Ростовской области 23 сентября 2011 г. была утверждена областная долгосрочная целевая программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012—2015 годы», целью которой является обеспечение взаимодействия бизнеса, органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством развития ГЧП.
Объем инвестиций на 2011 г., который был привлечен в экономику Ростовской области за счет бюджетных и внебюджетных источников, составил 195 млрд рублей10. С 1 июля 2011 г. предприятия, реализующие инвестиционные проекты с объемом капитальных вложений 300 млн рублей и более, освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Кроме того, инвесторам могут предоставляться как государственные гарантии, так и субсидии в целях возмещения затрат (расходов) по уплате процентов по кредитам коммерческих банков, предоставленных для нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий. Одной из возможностей для активизации инвестиционной деятельности является реализация инфраструктурных проектов на основе ГЧП.
Высокая инвестиционная привлекательность является одним из ключевых факторов позитивного имиджа Ростовской области,
10 См.: Барсукова И. Совет по инвестициям — реализация принципа открытого диалога // Эксперт-ЮГ. 2011. № 9—10 (149). С. 6.
использование которого может значительно увеличить приток внешних финансовых ресурсов в регион для решения стратегических задач его развития. Вместе с тем актуальной для Ростовской области, как и в целом для России, остается задача по устранению административных барьеров, сдерживающих приток инвестиций. Основные бюрократические препоны в сфере привлечения средств относятся к ведению местных органов власти. В этой связи необходимо создание системы стимулирования активизации муниципальными образованиями работы по привлечению капиталовложений в зависимости от оценки эффективности администрирования инвестиционных процессов.
Создание благоприятных административно-правовых условий для осуществления инвестиционной деятельности как российскими, так и иностранными компаниями на территории области, формирование инвестиционной привлекательности требует комплексного подхода, участия в этом процессе представителей власти, бизнеса, общественности, что обусловливает необходимость решение данного вопроса программно-целевым методом.
Совместное инвестирование в мероприятия по охране окружающей среды позволит, во-первых, повысить конкурентоспособность экологически чистых производств и продуктов и, во-вторых, исключить экологически «грязные» товары из совокупности предпочитаемых потребителями продуктов.
Список литературы
Барсукова И. Совет по инвестициям — реализация принципа открытого диалога // Эксперт-ЮГ. 2011. № 9—10 (149).
Львова А. Корпоративное гражданство в условиях России // Сообщение. 2001. № 1.
Областной закон от 22.07.2010 г. № 448-ЗС «Об основах государственно-частного партнерства» // Молот. 2010. 23 июля.
Официальный сайта правительства Ростовской области. URL: http// www.donland.ru
Савон Д.Ю., Гассий В.В. Совершенствование регулирования экологизации экономикой региона на основе партнерства государства и бизнеса // Экономические и гуманитарные исследования регионов. Научно-теоретический журнал. 2011. № 3.
Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // Российская газета. 2005. 23 июля.
Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2010 году» / Под ред. С.Г. Курдю-мова и др. Ростов н/Д, 2011. URL: www.doncomeco.ru/ekology