РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Н.Ю. Сопилко
Российский университет дружбы народов ул. Орджоникидзе, 3, Москва, Россия, 117923
В статье сформулирована концепция региональной конкурентоспособности. Выявлено положительное влияние на нее интеграционных процессов национальных экономик некоторых стран, обеспечивающих им дополнительные конкурентные преимущества. Исследованы тенденции усиления взаимного сотрудничества России и Украины в регионе СНГ, а также обосновано, что региональная интеграция может способствовать обеспечению и поддержанию их долгосрочного уровня конкурентоспособности на основе «эффекта соседства» при оптимальном сочетании всех региональных факторов.
Ключевые слова: региональная интеграция, конкурентоспособность национальной экономики, региональная конкурентоспособность, эффект соседства.
Постановка проблемы и актуальность исследования
Современный этап развития международных экономических отношений характеризуется дальнейшим углублением и расширением межгосударственных связей, регионализацией мирового хозяйства. Одной из ключевых проблем активного включения различных стран в процессы интернационализации является выбор приоритетных направлений обеспечения долгосрочной национальной конкурентоспособности, инструментов ее формирования в условиях глобальной конкуренции. Перед многими странами, в частности странами Содружества Независимых Государств (СНГ), стоят задачи экономического роста, повышения качества жизни населения, которые требуют разработки национальной стратегии повышения их конкурентоспособности в мировом масштабе. Особенно важным является использование программ, создающих конкурентные преимущества национальной экономики и определяющих положение страны, перспективы ее развития в мировой хозяйственной системе. Международная конкурентная среда не только усиливает проявления национальной конкуренции (от конкурентоспособности хозяйствующего субъекта до уровня региональной), но и влияет на их характер, поэтому положительным фактором развития государственной экономики, повышения ее адаптационных возможностей могут выступать современные интеграционные процессы, такие как, например, региональная интеграция. Следует отметить, что для России, Украины и других стран региона СНГ эта проблема весьма актуальна. Их низкие позиции в мировых рейтингах конкурентоспособности, отсутствие четкой концепции ее обеспечения требуют изучения и выявления факторов, обеспечивающих возможность получения этими странами конкурентных преимуществ от интеграционных процессов, которые позволят совершенствовать собственную национальную экономику и выгодно взаимодействовать с экономиками других государств. Целью статьи является оценка возможных путей повышения национальной конкурентоспособности и анализ определенных изменений в основных направлениях международных отношений России и Украины в условиях регионализации.
Концепция региональной конкурентоспособности
Конкурентоспособность страны является ключевым понятием современной экономической науки, однако многообразие существующих подходов и предлагаемых методов ее формирования и оценки не сформировали единого мнения среди исследователей. Проблемой является многофакторность, сложная структура и динамичность самого понятия национальной конкурентоспособности в условиях регионализации. Проблемы теоретических и практических аспектов обеспечения национальной конкурентоспособности на глобальных рынках рассмотрены в трудах таких зарубежных ученых, как С. Коуэн, П. Кругман, Дж. Робинсон, Р. Солоу, Ф. Хайек, Е. Чемберлен, В. Базилевич, Б. Кваснюк, Н. Навроцька, А. Филиппенко и др. Среди фундаментальных отечественных исследований по проблемам конкурентоспособности и стратегий интеграции с учетом экономических интересов страны можно выделить работы А. Барковского, Л. Вардомского, М. Гельванов-ского, Р. Гринберг, Ф. Клоцвог, Л. Косиковой, В. Матюшка, В. Промского и др.
Роль национальной конкурентоспособности в экономическом развитии имеет различное теоретическое толкование. По мнению М. Гельвановского, она (в общем смысле) может обеспечивать стране целый ряд преимущественных конкурентных свойств [1]. В. Матюшок отмечает конкурентоспособность как наиболее адекватное отражение экономической эффективности национальной экономики в условиях рынка, которая определяется конкурентным потенциалом секторов, отраслей и основных ее производств [2]. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) характеризует конкурентоспособность как способность компаний, отраслей, регионов и наций создавать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции [3]. По мнению большинства европейских лидеров, повышение конкурентоспособности страны зависит от уровня занятости и экономического роста [4]. Такое мнение достаточно спорно, поскольку до недавнего времени в СССР уже существовало понятие «всеобщая занятость», не отражающее реальных темпов развития; также необходимо вспомнить, что экономический рост зачастую намного больше в слабых странах, а не в высокоразвитых (Китай — до 12% в год, Украина — до 8,5%, а Европа — до 3%). Это объясняется тем, что на экономический рост влияет структура экономики (отраслевые резервы), которые как раз в менее развитых странах наиболее высоки. Гораздо сложнее поднимать производительность труда, например, в сфере услуг, доля которой в структуре ВВП во многих европейских странах достаточно высока.
В целом, можно отметить, что все современные определения национальной конкурентоспособности, принятые рядом официальных организаций, по существу, отражают теорию М. Портера, основанную на эволюции понятия конкурентного преимущества [5]. Конкурентные преимущества страны, согласно положениям этой теории, не наследуются, а создаются, и изобилие традиционных факторов производства не является достаточным условием долгосрочной конкурентоспособности, поскольку к ней ведут лишь постоянные инновации и повышение производительности труда. Аналогичное мнение высказывают Д. Доллар и Е. Вульф, которые утверждают, что конкурентоспособной является страна, сочетающая преуспевание в международной торговле на базе более совершенной технологии
и производительности с высокими доходами и заработной платой [6]. М. Данн предлагает под самой конкурентоспособностью понимать гибкость, с которой национальная экономика способна предвидеть структурные изменения и адаптироваться к ним в динамическом процессе [7]. Т. Философова характеризует национальную конкурентоспособность согласно занимаемой экономической и политической роли государства в мировом сообществе и утверждает, что ее уровень должен определяться степенью возможности долгосрочной реализации основных целей государства [2]. Основные направления формирования конкурентных преимуществ страны должны быть сопоставимы с основными государственными задачами. По нашему мнению, национальная конкурентоспособность — это положение страны в мировых рейтингах относительно ее экономического и политического статуса.
Понятие «региональная конкурентоспособность» в рамках мировой регионализации экономик сравнительно молодое. Это общая категория, рассматриваемая на уровне регионального объединения стран, объединяющая национальные конкурентоспособности стран региона, характеризующая его положение на внутреннем рынке и обеспечивающая предпосылки для укрепления позиций его участников в мировом хозяйственном пространстве [8]. Региональная конкурентоспособность — комплексный показатель, адекватно характеризующий состояние региона на внутреннем и внешнем рынках, обусловленное рядом факторов, предполагающих разработку системы оптимального управления на основе достижения странами ряда конкурентных преимуществ путем получения различных эффектов в ходе региональной интеграции. Она зависит от уровня конкурентоспособности национальных экономик стран — участниц регионального объединения и связана с эффективным использованием всех имеющихся национальных ресурсов. Более наглядно последовательность и этапы формирования региональной конкурентоспособности под влиянием факторов макросреды можно представить в виде схемы (рис. 1).
Региональная конкурентоспособность формируется в условиях многофакторного воздействия, что находит отражение на ее обеспечении, взаимосвязи и взаимозависимости всех составляющих элементов, а также цели повышения уровня экономического развития (социально-экономический эффект и качество жизни). Ее количественный уровень определяется национальной конкурентоспособностью стран — участниц региональной группировки и общей долей мирового рынка, на который влияют экспортные объемы и показатели внутреннего потребления, наличие и использование имеющихся ресурсов, государственная политика стран и т.д. Получение определенных преимуществ в ходе региональной интеграции может осуществляться за счет особенностей, специализаций и различий национальных экономик стран. Каждая страна, обладая определенным набором конкурентных отраслей (потенциалов), может предположить объединение за счет перераспределения ресурсов, сбалансированности регионального спроса и экономической структуры. Такой подход позволит быстрее адаптироваться в условиях глобального рынка и будет способствовать росту показателей конкурентоспособности.
Факторы: макроэкономическая стабильность; технологический уровень; эффективность рынка труда; эффективность рынка капиталов; инфраструктура; экологизация; качество институтов; здоровье;
инновационный потенциал
Рис. 1. Схема формирования региональной конкурентоспособности
Формирование региональной конкурентоспособности в странах региона СНГ
Длительное сотрудничество бывших советских республик во многом предопределило происходящие в настоящее время интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Однако развитие интеграционных процессов на территории региона сопряжено со многими противоречиями и трудностями, которые изначально не учитывались при создании СНГ. Это обусловлено различными обстоятельствами и множеством факторов, влияющих на взаимодействие стран-участниц. Особую роль в данных процессах сыграло размежевание бывших советских республик и геополитические изменения при распаде СССР. Однако в силу мно-гонациональности, больших различий в экономическом развитии, стилях и методах управления в государствах, формах перехода от плановой экономики к рыночным отношениям региональная интеграция нашла выражение в создании субрегиональных образований, более ограниченных по количеству участников, с разными целями, формами и темпами развития [8]. В настоящее время страны СНГ зачастую не соответствуют необходимому уровню интеграционной зрелости. Для них характерен значительный разброс по степени формирования рыночных структур, уровню технико-экономического развития, открытости экономик и демократизации политической системы. Процессы политической модернизации в странах раз-нонаправлены, в экономической сфере происходит развитие рыночных институ-
тов, имеющих разные темпы роста. В этой связи, по мнению специалистов [9], необходима увязка этапности и темпов проводимых в странах СНГ внутриэко-номических, социальных и внешнеэкономических реформ, разработка различных сценариев развития на основе существующего опыта региональных объединений.
Рассматривая международный опыт, например, такого регионального объединения, как МЕРКОСУР, которое создавалось с целью экономического роста его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также для повышения международной конкурентоспособности, можно отметить, что за 20 лет существования наряду с проблемами (разно-уровневости развития стран-участниц, низкой конкурентоспособности производимых товаров и т.д.) получено и множество положительных результатов, таких как стимулирование роста взаимного экспорта участников (почти в 3,6 раза), увеличение внутрирегионального экспорта и импорта (с 8,8 до 13,6%, с 14,2 до 18,5% соответственно), значительно вырос уровень внутрирегиональных инвестиций (в конце прошлого века на данное региональное объединение приходилась наибольшая часть ПИИ в общем объеме инвестиций в развивающиеся страны) [10]. Также, согласно данным ВТО, в целом возросла привлекательность на мировом рынке данного объединения для иностранных инвестиций в автомобильную, химическую, фармацевтическую, пищевую и др. отрасли. Развивается энергетическая интеграция, интеграция в банковской сфере, что является актуальным сегодня и для стран региона СНГ.
В настоящее время экономика стран региона СНГ преимущественно сконцентрирована на развитии нескольких ведущих отраслей, обеспечивающих экспортные поставки. Так, в структуре экспорта России преобладает минеральное сырье. По данным официального сайта ООН [11], оно занимает две трети всего экспорта — 257,6 млрд долл. (69,1% от общего экспорта), а также материалы — 45,8 млрд долл. (12,3%). Для Украины это материалы и сырье, металлургическая продукция и продукты АПК. В 2010 г. самая большая доля ее экспортных поставок приходилась на сырье 19 млрд долл. (37%), экспорт металлургической продукции составил порядка 14 млрд долл. (27%). Анализируя динамику ВВП в регионе СНГ за период 2000—2010 гг., можно отметить его стабильный рост, за исключением кризисных лет [12]. Самые высокие показатели у России, за которой следует Украина, как отмечалось ранее, за счет отраслевых резервов экономик. Эти страны обладают большим промышленным и научно-техническим потенциалом, сельским хозяйством и транспортом, ощутимым запасом природных ресурсов и т.д. Однако лидерство среди партнеров по СНГ не определяет аналогичные позиции этих стран на мировом рынке. На рис. 2 представлена динамика изменения показателей ВВП по некоторым странам (11 стран), отражающая позиции России и Украины по сравнению с ведущими странами мира.
По данным статистики, Россия находится лишь на 10-м месте в мире по ВВП, хотя в 2008 г. она занимала 7-е место, а Украина находится приблизительно на 30-м месте (рядом с Египтом и Нигерией), потеряв по сравнению с 2008 г. три позиции.
□ США □ Япония П Китай П Германия □ Франция П Великобритания
П Бразилия □ Испания П Канада П Россия □ Украина
Рис. 2. Динамика ВВП некоторых стран мира (млрд долл.) [12]
Такая чисто количественная оценка основных показателей экономического развития не отражает реальные соотношения указанных стран по качественным аспектам производства. Речь идет прежде всего о конкурентоспособности, ин-новационности, материалоемкости и производительности труда. В 2011 г. в мировом рейтинге по национальной конкурентоспособности [13] Россия заняла всего лишь 66-е место из 142 стран (по соседству с Вьетнамом и Перу), а Украина — 82-е, рядом с Намибией, по сравнению с 2010 г. это 63-е и 89-е место из 139 стран. По уровню инновационности экономики как Россия, так и Украина сильно отстают от многих стран мира. Они отличаются высокой ресурсозатратностью, что выражается не только в низкой производительности (удельных затратах труда), но и в высокой материалоемкости производства (удельных затратах сырья и материалов). Как известно, потребление топлива, металлов, электроэнергии и других видов ресурсов в этих странах (ввиду наличия большого запаса природных богатств) в несколько раз больше, чем в развитых странах, особенно в тех, которые почти не имеют запасов природных ресурсов (Япония, Финляндия и т.д.).
Показатели инновационности России и Украины достаточно низкие, по расчетам Всемирного экономического форума, в 2010 г. они занимают в мировом рейтинге конкурентоспособности соответственно 80-е и 88-е места из 139 стран, их научно-технические достижения слишком малы по сравнению с развитыми странами. В пятерку наиболее технологически успешных государств мира входят США, Швеция, Япония, Южная Корея. Поскольку новейшие технологии являются неотъемлемой составляющей прогресса человечества, оценка уровня развития общества в России и Украине подвержена влиянию масштабности технологических преобразований. Период 2000—2010 гг. характеризуется негативной динамикой роста индекса человеческого развития (ИЧРП) в них. В 2010 г. эти страны занимали соответственно 65-е и 69-е место в рейтинге, а в 2011 г. — 66-е и 76-е, т.е. тенденция понижения продолжается, увеличивая разрыв между ними.
В отраслевой структуре ВВП России и Украины в настоящее время преобладают в основном услуги (зачастую вынужденные, такие, например, как транзит
газа) (58,9% и 63,6%), доля промышленности около 30% (табл. 1). Структура экономик России и Украины существенно страдает производствами с низкой степенью технологической обработки конечной продукции, что негативно сказывается на организации экспорта, а соответственно и на итоговом финансовом сальдо экспортно-импортного баланса. Так, в товарной структуре экспорта из России в Украину в 2010 г. преобладали газ, нефтепродукты, уголь, прокат железа и стали, трубы, шины, грузовые автомобили и т.д.
Таблица 1
Отраслевая структура ВВП России и Украины в текущих ценах [14; 15]
Структура Россия Украина
2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г.
Промышленность 28,8 31,6 25 26,2
Строительство 6,8 4,8 2,6 2,4
Сельское хозяйство 4,2 4,7 7,7 7,8
Услуги 60,2 58,9 64,7 63,6
Обе страны по относительному показателю удельного веса высокотехнологической продукции в экспорте товаров обрабатывающей промышленности находятся практически на одном уровне со странами мира, которые относятся к группе «низкодоходных» государств, что свидетельствует о крайней возможно допустимой точке падения высокотехнологического производства в их экономиках. В этой связи развитие стратегии инновационно-технологического направления для России и Украины является приоритетным в процессе адаптации к глобальным мировым изменениям рынка, возможно на основе развития партнерских отношений в этой сфере и дальнейшей интеграции.
Попытки интеграции РФ и Украины были предприняты в 2003 г. на ялтинской встрече, когда главы четырех государств (России, Беларуси, Казахстана, Украины) подписали Соглашение о формировании ЕЭП и приняли концепцию его формирования. Это было началом пути по интенсификации реинтеграционных процессов в регионе СНГ. Но, несмотря на это, до сих пор в пространстве СНГ больше доминирует дезинтеграция, лидером которой выступает РФ. Если проследить ее показатели внешнеторгового оборота, то можно отметить, что доля стран СНГ в них в 1995 г. составляла 24,3%, в 2000 г. — 18,5%, в 2005 г. снизилась и составила уже 15%, а в 2010 г. осталась на уровне 15% [14]. Это объясняется тем, что в российском экспорте преобладает топливно-энергетические и сырьевые ресурсы страны. Для реализации этих ресурсов нет значимых преград на мировом рынке, и РФ выгоднее их продавать странам, обладающим конвертируемой валютой, а не странам региона СНГ.
Анализируя темпы роста внешнеэкономической торговли России и Украины, можно отметить, что динамика с 2000 г. положительная, хотя и были спады в кризисные годы. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) также имеют тенденцию роста, за исключением снижения в 2008—2009 гг. из-за финансово-экономического кризиса, от которого, по данным статистики, одной из наиболее пострадавшей в регионе СНГ является Украина (вследствие увеличения рисков, сниже-
ния доходности многих отраслей, соотношения прибыль/риск, отсутствия относительно свободного капитала, нескоординированности политических действий, уязвимости экспортной структуры, возможно и вступления этих стран в ВТО). Анализ динамики внешнеэкономических показателей представлен на рис. 3, 4.
Рис. 3. Динамика внешней торговли России и Украины, из/в Россию и Украину
Источник: [11; 12]
Рис. 4. Приток и отток ПИИ из/в Россию и Украину Источник: [11; 12]
Исследуя внешнеторговую структуру России и Украины, можно отметить, что основную долю в экспорте Украины занимает ее ближайший сосед — Россия (около 25% за 2010 г.) [11], для России же Украина также является одним из крупнейших партнеров (порядка 6% всего экспорта за 2010 г.). Правда, необходимо заметить, что в структуре экспорта и импорта между ними преобладают в основном промышленные товары (не высокотехнологичные) и услуги. Внешнеторговый оборот России за первое полугодие в 2011 г. составил 25 232 млн долл. (6,5% к общему итогу), увеличившись на 37% к аналогичному периоду прошлого года. Выросли также объемы украинского экспорта в Россию и наоборот. Нельзя не учитывать, что Россия, по данным статистических отчетов, находится в десятке стран — инвесторов в Украину, объем инвестирования в 2010 г. составил 1 393 113 млн долл. (больше Россия инвестирует только в Беларусь среди стран СНГ). При этом инве-
стиции из Украины в Россию составили 578 219 млн долл. Таким образом, обе страны заинтересованы в различных видах совместного сотрудничества. И, конечно же, первое место здесь отдается вопросам поставки газа, хотя сегодня российский бизнес присутствует в области мобильной связи, товаров широкого потребления, пищевой промышленности, химических отраслях, энергетике, автомобилестроении и банковской сфере, а также является собственником (или совладельцем) множества украинских объектов (это жилые объекты, здравницы в Крыму и т.д.).
Аналогичная тенденция наблюдается в области ПИИ. Как показывает практика развития региональных объединений (например, МЕРКОСУР), национальные компании склонны больше к вложениям в соседние страны, чем в отдаленные. При осуществлении ПИИ страны выбирают государства исходя из комфортности ведения бизнеса, а затем проникают на другие рынки близлежащих стран (японцы через Нидерланды проникают в Европу, немцы через США в НАФТА и т.д.). Анализ ПИИ в странах постсоветского периода раскрывает получение эффекта от различных факторов (географической близости стран, отсутствия языковых барьеров, наличия исторической связи, схожесть правовой среды, экономия на транспортных издержках, сходства в характеристиках спроса и т.д.), так называемого «эффекта соседства» [16]. Для России и Украины проявление «эффекта соседства» в области ПИИ и других сферах очевидно. Так, по региону СНГ наблюдается, что самые большие объемы инвестиций из России поступают в Украину (порядка 3% от всех ПИИ и около 11% от всех ПИИ в СНГ), и из Украины в Россию в 2010 г. порядка 2,7% от всех ПИИ (предпочтение отдается Кипру) и около 78% от всех ПИИ по СНГ [14; 15]. Эта тенденция проявляется и в прямом инвестировании малых и средних предприятий, особенно в приграничных регионах (украинский капитал присутствует приблизительно в 1000 российских предприятий, например, в Белгородской области). К крупнейшим российским компаниям-инвесторам можно отнести «Газпром», «Евраз», «Норникель» и т.д.
***
В результате анализа существующих тенденций развивающихся отношений между Россией и Украиной можно отметить, что дальнейшие партнерские отношения и возможное региональное объединение стран может способствовать развитию программ совместного сотрудничества в рамках интеграционных процессов по созданию дополнительных конкурентных преимуществ в различных областях. Этому может содействовать научно-техническое, инвестиционное и инновационное сотрудничество, а также сотрудничество в энергетической отрасли, развитие и модернизация инфраструктуры рынков, в том числе транспортной, создание межгосударственных корпораций, промышленно-финансовых групп, совместных предприятий в разных хозяйственных сферах и т.д. Увеличивающийся объем товарооборота между этими странами может способствовать созданию единого экономического пространства, зоны с льготными режимами торговли, проведением взаимовыгодной налоговой, финансовой и таможенной политики и т.д., что в дальнейшем позволит улучшить и укрепить положение в мировой экономике, как России, так и Украины, повысить уровень их национальной конкурентоспособности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гельвановский М.И., Жековская В. и др. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и мак-роуровневом измерениях // Российский экономический журнал. — 1998. — № 3. — С. 67—68.
[2] Матюшок В.М. Проблемы стратегии экономического развития России в условиях глобализации: Монография. — М.: Изд-во РУДН, 2002.
[3] Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность / Под ред. Т.Г. Фило-софовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
[4] Саммит ЕС в Брюсселе январь 2012 / Российская газета № 5692 (19). URL: http://www.rg.ru/ 2012/01/30/sammit-site.html
[5] Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. — М.: Дело, 1994.
[6] Dollar D., Wolf E. The Global Competitive // Journal of International Economics. — 2003. — № 27(3—4). — Oxford university press. — Р. 199—220.
[7] Dunn M. The Economic of Modern Manufacturing: Technology, Strategy and Organization // American Economic Review. — 1990. — № 80. — Р. 511—528.
[8] Барковский А.Н. Модели внешнеэкономических связей стран СНГ и их влияние на интеграционные процессы в Содружестве. — М.: ФА при Правительстве РФ, 2003.
[9] Грицаенко А.И. Внешнеэкономические связи России и стран СНГ в контексте современных тенденций регионализации: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. — М.: ОМЭПИ при ИЭ РАН, 2007.
[10] Шкваря Л.В. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве. — М.: ИНФРА-М, 2011.
[11] Официальный сайт ООН. Мировая торговля товарами и услугами, статистическая информация [Электронный ресурс]: comtrade.un.org.
[12] United National conference on trade and development: UNCTAD Handbook of Statistics, 2010: unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx
[ 13] The Global Competitiveness Report 2010—2011 / World Economic Forum. — Geneva, Switzerland, 2010.
[14] Российский статистический ежегодник. 2011: Стат. сб. / Росстат. — М., 2011.
[15] Сайт Державной службы статистики Украины. URL: http://www.ukrstat.gov.ua
[16] Кузнецов А. Прямые иностранные инвестиции: «Эффект соседства» // Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — № 9. — С. 40—47.
REGIONAL INTEGRATION AS A FACTOR OF INCREASING NATIONAL COMPETITIVE ABILITY
N.U. Sopilko
Peoples' Friendship University of Russia Ordzhonikidze str., 3, Moscow, Russia, 117923
The author formulated a concept of a regional competitive ability — national economies' integration influences regional competitive ability positively, that provides additional competitive advantages. It was found out that there are tendencies of Russian and Ukrainian cooperation strengthening in the CIS and regional integration can provide a long — term competitive ability on the basis of "neighborhood effect" with an optimal combination of all regional factors.
Key words: regional integration, competitive ability of a national economy, regional competitive ability, neighborhood effect.