Региональная интеграция и водно-энергетическая независимость
Г.Н. Петров
Георгий Николаевич Петров - к.т.н., зав. лабораторией гидроэнергетики института водных проблем, гидроэнергетики и экологии Академии наук Республики Таджикистан. 1994-2001 годы - вице-президент госэнергокомпании Таджикистана «Барки Точик». 1991-2001 год - директор института Таджикгидро-энергопроект. Заслуженный деятель Республики Таджикистан. В сферу интересов входят исследования, проектирование, строительство и эксплуатация ГЭС и энергосистем; экономика, национальное и международное право в области водного хозяйства. Автор 14 монографий и более 250 печатных работ. Электронная почта: [email protected]
В современных условиях сотрудничество государств, интеграция, прежде всего региональная, - безусловный императив их эффективного развития. Особенно это относится к таким небольшим странам, находящимся в стадии переходного периода развития, как Таджикистан.
Важность региональной интеграции Таджикистана обуславливается тем, что две ее основные, базовые отрасли экономики (гидроэнергетика и орошаемое земледелие) основаны на водных ресурсах рек, трансграничных по отношению ко всему региону Центральной Азии.
С учетом этого вся основная инфраструктура водно-энергетического комплекса Таджикистана и других стран региона была создана во времена СССР именно на принципах взаимной интеграции.
В рамках объединенной энергосистемы функционировали, взаимно дополняя друг друга, ГЭС Таджикистана и Кыргызстана вместе с тепловыми станциями Казахстана, Туркменистана и Узбекистана. Система орошаемого земледелия, развитая преимущественно в странах нижнего течения рек, обеспечивалась водой с помощью крупных водохранилищ, расположенных в странах верхнего течения.
Межсекторная кооперация осуществлялась за счет комплексного регулирования стока, сезонных перетоков электроэнергии между странами и достаточно свободного, насколько это было возможно при административно-командном управлении,рынка энергоресурсов.
Использование созданной в период СССР базы позволяло Таджикистану и после его распада, вплоть до 2009 года, сохранять достаточно высокий уровень интеграции с другими странами бывшего Союза и прежде всего с республиками Центральной Азии (см. таблицу 1).
Таблица 1
Индексы интеграции СНГ-12 (2008)
Источник: ЕАБР (2010) Примечание: * н/д - нет данных
Согласно анализу Евразийского банка развития лидерами региональной интеграции на постсоветском пространстве являются Таджикистан, Кыргызстан и Армения.
Основной вклад в общий индекс вносит энергетика, в которой абсолютными лидерами являются диады стран:
Таджикистан - Узбекистан,
Таджикистан - Туркменистан,
Таджикистан - Кыргызстан.
Второе место в региональной интеграции принадлежит трудовой миграции, где Таджикистан также занимает первое место в СНГ.
Третье и четвертое места занимают торговля и сельское хозяйство, где у Таджикистана вторая после Кыргызстана позиция.
Таким образом, лидерство Таджикистана в региональной интеграции стран СНГ определялось в период до 2009 года в первую очередь энергетикой. Ее роль, как видно из таблицы 1, была во много раз выше, чем для всех других секторов.
Индексы интеграции
Страна Энергетика Трудовая миграция Торговля Сельское хозяйство
Азербайджан 12.04 8.947 7.882 30.38
Армения 0 31.026 21.907 30.19
Беларусь 35.92 0.188 61.498 6.77
Грузия 88.93 1.072 26.619 23.56
Казахстан 39.28 1.087 23.904 16.99
Кыргызстан 142.31 35.564 55.089 61.05
Молдова 486.8 34.444 37.665 6.42
Россия 5.88 12.586 10.43 1.21
Таджикистан 1836.19 54.995 42.197 53.73
Туркменистан 24.52 0.68 * д н 8.82
Узбекистан 300.84 23.703 н/д 9.72
Украина 22.2 5.467 28.252 4.92
Расчет индексов энергетической интеграции в таблице 1 производился по сумме экспорта и импорта электроэнергии между странами. Их объемы по Таджикистану приведены в таблице 2. Нужно отметить, что приведенные данные по экспорту-импорту электроэнергии имеют в какой-то мере условный характер.
Ежегодный объем экспорта-импорта электроэнергии между Таджикистаном и Узбекистаном составляет около 4-4.5 ТВт.ч, большая его часть - не торговые сделки, а простой обмен.
Таджикистан ежегодно поставлял порядка 3.5 ТВт.ч электроэнергии на юг Узбекистана, в Сурхандарьинскую область, получая взамен столько же электроэнергии на севере от Сырдарьинской ГРЭС Узбекистана для Согдийской области. Обмен, или просто перетоки, электроэнергии между двумя странами осуществлялся без какой-либо оплаты. Это объяснялось отсутствием непосредственной электрической связи между севером и югом Таджикистана.
Кроме этого, согласно договору 1998 года об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарьи, между Таджикистаном и Узбекистаном существовал также обмен электроэнергией, связанный с регулированием стока Кайраккумским водохранилищем. Таджикистан в вегетацию поставлял Узбекистану вместе с водой излишнюю для него электроэнергию, а взамен Узбекистан возвращал Таджикистану равноценный объем электроэнергии в дефицитный зимний период. Объемы поставляемой Таджикистаном электроэнергии составляли до 2007 года 300 млн кВт.ч в год, в 2007-2008 годах они увеличились до 900 млн кВт.ч. Объемы возврата до 2007 года были равны 200, а в 2007-2008 годах - 600 млн кВт.ч. Этот вид обмена также осуществлялся без какой-либо оплаты.
Практически такой же обмен электроэнергией осуществлялся и между Таджикистаном и Кыргызстаном. Прямой импорт осуществлял Таджикистан только из Туркменистана, а экспорт - в Афганистан. Но как показывает таблица 2, объемы этих поставок были очень малы.
Результат: и общее сальдо экспорта-импорта электроэнергии, и доля импорта ее по отношению к собственному производству в Таджикистане очень незначительны (см. таблицу 3). Они во много раз меньше соответствующих показателей для минерального топлива.
То, что экспорт-импорт электроэнергии между Таджикистаном и соседними республиками осуществлялся на нерыночных условиях, не уменьшает их значения для интеграции между странами, скорее даже наоборот. Но с другой стороны, такая ситуация стала возможной только в связи с достаточно высоким уровнем самообеспеченности Таджикистана собственной электроэнергией.
В результате (особенно с учетом масштабного привлечения в энергетику Таджикистана после 2006 года внешних инвестиций) одним из главных приоритетов стратегии экономического развития республики признали энергетическую безопасность.
В рамках реализации этой стратегии в 2006 году было начато строительство ЛЭП-500 кВ «Юг-Север», пуск которой состоялся в декабре 2009 года. Ввод в действие этой линии соединил две изолированные энергосистемы Таджикистана юга и севера и позволил поставлять электроэнергию в северную Согдийскую область, минуя Узбекистан.
Однако при этом практически прекратила существование схема перетоков электроэнергии между Таджикистаном и Узбекистаном. Последний для самообеспечения электроэнергией своей Сурхандарьинской области,
Таблица 2
Экспорт-импорт электроэнергии Таджикистана со странами Центральной Азии (ГВт.ч в год)
Гч СП .2 ю .8 .7 .6 7 3 .8 .6 .2 .7 .6 .9
СП со ОІ ю со о ю 4 0. Ю 0 3 7. 8 7 3 3. 0 4 4 6. 9 9 3 9. 9 5 3 2. 9 6 3 3 6 3 9 8 3 9. 7 6 3 3. 9 0 4 9. 6 3 4 6. 4 14 2. 8 14 7. 0 2 4
6427 3370.8 3239.6 ю 9. 8 6 4 3534 3969.6 3618.8 3493 4269 4478.3 3965.8 4318.2 4481.6 4278 4417.8 3914.6
Гч со 0 0 0 2 .3 4 2 7 3 5 2 0 5 3 6 8 0 54 .5 3. 0 0
со ю 2
о 0 0 69 7. 3 .6 9. 7 0 149 154 0 5 114 287 329 0 3 2 421.8 302.88
о 0 672.3 309 374 0 0 0 0 0 13 212.3 27.7 0 0 0
о 0 0 .3 0. 306 295 0 5 3 0 8 18 700 580 0 0 0 0 143.31
о 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 .4 0. 27.7 .2 9. 3 48.6 51.05
о 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Год
Таблица 3
Доля импорта по отношению к собственному производству энергоресурсов(%)
Ресурс 2004 2005 2006 2007 2008
Электроэнергия 2 2 3.8 1 4.8
Уголь 0 0 0 0 0
Нефть 94.9 93.4 94.1 95.2 95.4
Газ 94.6 95.5 96.9 97.4 96.9
которая ранее получала ее из Таджикистана, построил внутреннюю ЛЭП «Сурхан-Гузар».
В результате Таджикистан потерял возможность импорта электроэнергии из Туркменистана, а объемы его экспортно-импортных операций резко сократились. В 2010 году он осуществлял только очень небольшой импорт электроэнергии из Узбекистана (см. таблицу 4), объем которого меньше прежнего почти в 200 раз, а экспорт осуществлялся только в Афганистан.
Сложилась парадоксальная ситуация, в результате которой строительство двух новых линий электропередачи, то есть развитие энергосистемы, привело к дезинтеграции стран региона. Важно отметить, что эти две линии были разработаны еще во времена СССР именно для дальнейшего укрепления и развития объединенной энергосистемы Центральной Азии. В результате, если бы сегодня Евразийский банк развития повторил свои исследования интеграции стран Центральной Азии, то Таджикистан, по-видимому, переместился бы с лидирующих позиций на одно из последних мест.
Месяц январь февраль март апрель май июнь июль август
млн кВт.ч 29.8 17.5 16 0.3 6 29.9 42.2 32.6
Разрыв объединенной энергосистемы региона привел также к прямым потерям выработки электроэнергии в Таджикистане. Это хорошо видно из таблиц 5 и 6. В мае-августе 2010 года из-за невозможности реализации электроэнергии ни на внутреннем, ни на внешнем рынках холостые сбросы Нурекской ГЭС и всего нижнего каскада превышали 50% расходов ГЭС. За счет этого общие потери электроэнергии в Таджикистане в 2010 году превысили 5 млрд кВт.ч, что составляет 25% среднегодовой выработки республики.
Конечно, это потери Таджикистана. Но это еще и потери электроэнергии для всего региона в целом. Причем электроэнергии высокого качества
- возобновляемой, экологически чистой, дешевой. И причина этого - демонтаж только небольшой части интеграционных связей между странами Центральной Азии.
Среднемесячные расходы (м3/с) Выработка (МВт.ч)
месяц приток ГЭС Холостые сбросы Нурек РТ
май 1234.4 656.7 181.4 31817.4 43483.8
июнь 1513.6 643.3 461.2 32508.1 44367.6
июль 1831.7 616 797.1 32018.7 45568.4
август 1758.4 587.1 969.1 31253.0 44782.3
Месяц Выработка энергосистемы Таджикистана (ГВт.ч) Потери за счет холостых сбросов (ГВт.ч)
май 1348 372
июнь 1331.03 954
июль 1412.62 1827
август 1388.25 2292
Как уже отмечалось, все основные реки Центральной Азии имеют трансграничный характер и их ресурсы используются разными странами региона одновременно как для гидроэнергетики, так и для ирригации. Поэтому демонтаж объединенной энергетической системы в 2009 году, пусть даже частичный, не может не сказаться негативно и на ирригационном
Таблица 4
Импорт
электроэнергии в Таджикистан в 2010 году
Таблица 5
Работа Нурекской ГЭС в вегетацию 2010 года (среднемесячные значения)
Таблица 6
Выработка электроэнергии в Таджикистане в 2010 году
секторе. В вегетацию 2010 года эти последствия не проявились только из-за резко повышенной водности в бассейне. Например, как показано в таблице 7, в наиболее напряженном в регионе бассейне реки Сырдарьи фактическая водность всех элементов баланса превышала плановую норму в два с лишним раза.
Таблица 7
Водный баланс в бассейне реки Сырдарьи в вегетацию 2010 года
Источник: сайт НИЦ МКВК - \www.cawa-ter-info.net Примечание:
*Средний прогноз за 2007-2008 годы
Безусловно, в какой-то мере причиной ухудшения ситуации в водно-энергетическом секторе Таджикистана и региона после 2009 года является ориентация страны на энергетическую и вообще экономическую независимость. Если рассматривать энергетическую безопасность не как политический лозунг, а как программу конкретных действий, цель развития, то нужно отметить, что она недостаточно обоснована.
Возьмем в качестве примера две страны мира с высоким уровнем ВВП
- Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), которые построили всю свою экономику на экспорте энергоресурсов, и Японию, которая, наоборот, практически все свои энергоресурсы импортирует. Является ли энергетика этих двух стран независимой? По-видимому, нет. Энергетика ОАЭ теснейшим образом связана с импортерами своих энергоресурсов, а энергетика Японии - с их экспортерами из других стран. Последние, в свою очередь, также тесно связаны с этими двумя странами. Но именно такая взаимозависимость и обеспечила тот высокий уровень развития, которого достигли ОАЭ и Япония.
В современных условиях более конструктивным приоритетом может быть энергетическая безопасность. Энергобезопасность каждой отдельной страны лучше всего обеспечить за счет тесной взаимозависимости с другими государствами, через развитие таких прочных и долговременных связей с ними, разрыв которых привел бы к невосполнимым потерям каждой из сторон.
Безопасность энергетики Таджикистана, основанная на 95% на гидроэнергетике, имеет и другую очень важную сторону. Она связана с вопросами развития гидроэнергетики и энергосбережением. Если посмотреть на другие типы энергетики, основанные на использовании минерального топлива (газа, угля, нефти), то там экономия ресурсов сохраняет их для бу-
Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь
Приток к прогноз 306 666 1038 918 634
Токтогулу факт 452.2 1158.2 1570.7 1148.1 945.6
Боковая прогноз* 418 444.5 354.2 286 263.1 250.7
приточность
на участке Токтогул факт 625.7 934.8 1023.3 568.6 494.6
- Кайраккум
Приток к прогноз 162 291 314 206 99
Андижану факт 375.8 594.8 668.4 423.5 168.2
Приток к прогноз 374.5 385.6 288 239.3 225.3
Кайраккуму факт 669.5 970.2 1014 509.1 790.1
дущего и сокращает выбросы парниковых газов. В отличие от них, гидроэнергетика не производит парниковые газы, и сохранить ее ресурсы путем уменьшения их использования невозможно. Более того, неиспользованная для выработки электричества гидроэнергия не только не сохраняется, но и рассеивается в окружающей среде в виде стихийных бедствий - наводнений, размывов берегов и разрушения сооружений. Поэтому «сохранение» гидроресурсов, не принося никакой пользы, может быть причиной существенного ущерба. В то же время их освоение и комплексное использование для нужд гидроэнергетики и ирригации одновременно решает и вопрос безопасности.
Рассмотрим для примера две самые крупные реки Таджикистана - Пяндж и Вахш. Пяндж сегодня используется очень ограниченно, в целях ирригации, энергетическое освоение только планируется. Вахш в отличие от Пянджа практически полностью освоен как для гидроэнергетики, так и для ирригации.
В таблице 8 приведена статистика крупных наводнений в мире после 1985 года, когда они стали официально регистрироваться.
Территория Таджикистана (143.1 тыс. км2) составляет по площади 0.1% суши Земли, площадь бассейна реки Пяндж (114 тыс. км2) - около трети территории республики. Из таблицы 8 видно, что в Таджикистане наводнения происходят в семь, а в бассейне реки Пяндж в 13 раз чаще, чем в среднем в мире. Это по данным Archive of Large Floods 1985-2010 Dartmouth, где зафиксированы только крупные наводнения с магнитудой более четырех.
Более мелких наводнений, тем не менее связанных с серьезным ущербом, существенно больше. В приложении приведен список наводнений на реке Пяндж, официально зарегистрированных комитетом по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне при правительстве Республики Таджикистан за период с 1996 года. В списке 30 достаточно серьезных наводнений, это в 3.75 раза больше, чем в таблице 8, за тот же период 1996-2010 годов.
Таким образом, наводнения на реке Пяндж, если считать на единицу территории, происходят в 50 раз чаще, чем в среднем в мире. Такой повышенный риск нельзя отнести за счет увеличения водности реки, связанного с глобальным потеплением. Наоборот, водность крупных рек Таджикистана, и в первую очередь реки Пяндж, все последние десятилетия неуклонно снижалась (см. рисунок 1). Повышение водности отмечается только для малых и средних рек.
На реке Вахш, ресурсы которой, как отмечено выше, полностью используются для гидроэнергетики и ирригации, за исследуемый период не было ни одного серьезного наводнения.
Для экономики и для безопасности Таджикистана важно дальнейшее развитие гидроэнергетики. Но огромные гидроресурсы (527 ТВт.ч в год, из которых около 300 ТВт.ч технически возможны и экономически целесообразны) республика не способна освоить за счет собственных сил и
1О1
Таблица 8
Перечень крупных наводнений в мире за период 1985-2010 годы
Источник: Archive of Large Floods 1985-2010 Dartmouth
Рисунок 1
Нормированные линейные тренды годового стока рек Таджикистана
Количество Количество Из них в Таджикистане магнитудой > 4
Год наводнений в мире магнитудой > 4 наводнений в мире магнитудой > 6 В том числе Всего на р. Пяндж
1985 64 1О
1986 41 15
1987 42 8
1988 88 24
1989 1О1 ЗО
1990 97 25
1991 1О9 ЗО
1992 97 26 1 1
1993 79 18 1 1
1994 1О5 25
1995 114 38
1996 92 31
1997 157 45
1998 165 36 3 2
1999 98 34 1
2000 94 3О О
2001 11Э 17 О
2002 186 4О 2 1
2003 2О3 64 2 1
2004 146 46
2005 143 56 3 2
2006 195 53
2007 215 74 З 1
2008 162 59
2009 133 31 1
2010 (I половина) 96 39 1 1
ВСЕГО 2197 655 15 8
— Вахш — Кафирниган —Зеравшан — Гунт — Варзоб .................Пяндж
средств. Это возможно только путем интеграции с другими странами. И стратегия энергетической независимости этому способствует мало. Энергетика Таджикистана может эффективно развиваться только в условиях открытой экономики за счет привлечения внешних инвестиций.
Последнее возможно только при соответствующем уровне тарифов на электроэнергию. Сегодня этот тариф в Таджикистане существенно, практически в два раза ниже его значения, обеспечивающего возврат инвестиций на строительство ГЭС (см. рисунок 2).
Повышение тарифов сегодня очень болезненный для республики вопрос. Обычно в качестве аргумента против повышения тарифов в Центральной Азии выдвигается довод о низкой платежеспособности населения и невозможности оплачивать электроэнергию после повышения ее стоимости. Не говоря уже о том, что сегодня в Таджикистане расходы населения на такие менее жизненно важные услуги, как мобильная связь, превышают расходы на электроэнергию, этот аргумент логически не совсем корректен. У него правильная посылка - действительно, сегодня в стране существует определенный разрыв между тарифом, обеспечивающим не только расширенное, но даже простое воспроизводство электроэнергии, и платежеспособностью населения. Но учитывая, что при тарифах ниже себестоимости энергетика не сможет нормально функционировать и будет разрушаться, можно сделать единственный вывод: необходимо повышать платежеспособность населения. Повышение возможно только за счет эффективного экономического развития страны, а для этого необходимо опережающее развитие энергетики. Создается порочный круг, выйти из которого изолированно, в рамках стратегии энергетической независимости, невозможно. Энергетическое и общее экономическое развитие Таджикистана возможно только при условии интеграции с другими странами, и прежде всего с республиками Центральной Азии.
22222222222
— — население общий
Рисунок 3
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) стран
в зависимости от тарифа на электроэнергию для населения
Рисунок 4
ВВП на душу населения стран мира в зависимости от тарифа на электроэнергию для населения в 2001 году
Нужно также отметить, что повышение тарифов на электроэнергию обеспечивает не только возможность развития самой энергетики, но и опосредованно решает вопрос экономического развития и повышения уровня жизни населения. Это хорошо показывают графики на рисунках 3 и 4, построенные по данным отчетов о человеческом развитии программы ООН (ПРООН). Они показывают, что в странах с высокими тарифами за счет более эффективного использования энергии достигается и более высокий экономический уровень развития, который в свою очередь обеспечивает рост доходов населения.
Итак, в современных условиях эффективное развитие гидроэнергетики Таджикистана возможно только при условии интеграции с соседними государствами. Такое объединение не только обеспечит экономическое развитие страны, но будет способствовать повышению безопасности и охране окружающей среды. А стратегия энергетической независимости может существенно ограничить потенциал развития республики.
тариф (цент/кВт.ч)
0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20
тариф (цент/кВт.ч)
Область Район Населенный Год пункт Месяц День Описание ущерба
Размыты берегозащитные
Хатлон Пяндж к-з Калинина 1996 апрель 7 укрепления на реке Пяндж длиной 500 м
Повреждены строения, ЛЭП,
Хатлон Хамадони 1998 май 18 линии связи, мосты, дороги, берегозащитные сооружения, падеж скота
Паводки на реках Пяндж, Сурхоб,
Кызылсу. Повреждены берегоук-
репительные и мелиоративные
Хатлон Фархор 1998 май 18-19 сооружения. Затоплены и смыты сельхозугодия. Разрушение и повреждение жилых, хозяйственных и общественных зданий и сооружений
Повреждено 1 700 га сельхоз-
угодий, 25 км оросительных
каналов, 7 км берегоукрепитель-
Хатлон 1998 25-27 ных сооружений, 400 м водопровода, ЛЭП, линии связи. Смыт пешеходный мост, разрушено 119 жилых домов и 294 подсобных помещения
Хатлон Хамадони с-з Турдыева, 7-я и 8-я 1998 погранзаставы июль 11-13 Прорыв дамб, затопление населенных пунктов, полей
Повреждены берегоукрепи-
Хатлон Хамадони 1999 июнь 10 тельные сооружения,нанесен большой ущерб хозяйствам
Повреждены 58 домов,
Хатлон Хамадони, Фархор 1999 июль 26 24 моста, каналы, сельхозуго-дия, автодороги, берегоукрепительные сооружения, ЛЭП, фермы, кошары и др. постройки
Хатлон Пяндж 2000 май 18 Повреждены 10 км автодорог, 4 моста, 6 км ЛЭП, 4 км ЛС
Повреждены берегоукрепи-
Хатлон Хамадони Чубек 2003 июнь 11 тельные сооружения,нанесен большой ущерб хозяйствам
Хатлон Фархор 2003 июль 24 Размыв берегов
Хатлон Фархор 2003 июль 27-28 Размыв берегов и линии госгра-ницы
Область Район Населенный пункт Год Месяц День Описание ущерба
Куляб, Восе, Разрушены автодороги,
Темур- сельхозугодия и частично
Малик, жилые дома
Хатлон Бальджуван, Хамадони, Шуробад, Ховалинг 2ОО4 апрель
Хатлон Пяндж Чубек 2ОО4 май 17 Угрозы 7-й, 8-й и 9-й погранзаставам
Комсомол,
Хатлон Фархор Победа, Сархадчи, Сафаров 2ОО4 июнь З4 Угрозы затопления отдельных участков
Хатлон Хамадони Турдиев, Вахдат, Даштигуло, Пандчшер, Файзобад 2ОО4 июль З1 Повреждены 68О м берегоукрепительных сооружений, 12 мостов, 8 домов, канал Декхонобод, автодорога, сельхозугодия, хозяйственные и производственные постройки
Хатлон Фархор Комсомол 2ОО4 июнь 23-24 Повреждено 3ОО м берегоукрепительных сооружений
Хатлон Фархор Комсомол 2ОО4 июль 23-24 Смыто 3ОО м берегоукрепительных сооружений
Хатлон Хамадони 2ОО4 июль З9 Повреждены автодорога и сельхозугодия
Разрушены берегоукрепи-
тельные и гидротехнические
Хатлон Фархор 2ОО5 июнь 22 сооружения, каналы, водохранилище и мелиоративные системы, водопровод, сельхозугодия
Хатлон Фархор 2ОО5 март 16-18 Повреждены берегоукрепительные сооружения
Арча,
Хатлон Фархор Сомониен, Майдапатта, Сомончи 2ОО5 апрель 4-6 Повреждены берегоукрепительные сооружения
Повреждены каналы, сельхозуго-
дия, 58 домов, школа, 24 моста,
Хатлон Хамадони 2ОО5 июнь 23-24 автодороги, берегоукрепительные сооружения, ЛЭП, фермы, кошары
Повреждены 1.5 км берегоукре-
Хатлон Пяндж Тугул 2ОО5 июнь 24 пительных сооружений, ферма, сельхозугодия, приусадебные участки
Область Район Населенный пункт Год Месяц День Описание ущерба
Разрушено 15 и повреждено
74 жилых дома, 2 производ-
Хатлон Шуробад 2005 июнь 24 ственных строения, 1 580 га сельхозугодий, падеж 11 голов скота
Хатлон Хамадони Турдиев 2005 июнь 26 Смыто 30 га посевов хлопчатника и 242 га пшеницы
Хатлон Фархор 2005 июнь 26 Смыт 1 км линии госграницы
Хатлон Хамадони 61-й пикет 2005 июль 7 Разрушена опора высоковольтного трансформатора
Хатлон Хамадони Файзобад, Тангоб, Калинин, Даштигуло 2005 июль 9-12 Разрушено и повреждено 112 жилых домов, требуется переселение 180 семей
Калинин, Разрушены 136 и повреждены
Хатлон Хамадони Турдиев, Даштигуло, Панчоб 2005 июль 24-25 90 жилых домов, 3 моста, школа, каналы, автодороги, водоводы, сельхоугодия
Приложение 1
Зафиксированные наводнения на реке Пяндж в период с 1996 по 2010 год