Научная статья на тему 'Региональная инновационная инфраструктура: Актуальные проблемы развития'

Региональная инновационная инфраструктура: Актуальные проблемы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1876
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / INNOVATION INFRASTRUCTURE / REGION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агаметова Ольга Николаевна

В статье проведён анализ развития региональной инновационной инфраструктуры. Выделены ключевые проблемы развития, предложены механизмы, позволяющие их решить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional innovation infrastructure: topical development issues

The article analyzes the development of the regional innovation infrastructure. It defines the main development problems and proposes solutions to them.

Текст научной работы на тему «Региональная инновационная инфраструктура: Актуальные проблемы развития»

УДК 330.341(470.12) ББК 65.011.151(2Рос-4Вол)

© Агаметова О.Н.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

В статье проведён анализ развития региональной инновационной инфраструктуры. Выделены ключевые проблемы развития, предложены механизмы, позволяющие их решить.

Инновационная инфраструктура, регион, развитие.

Стратегической целью формирования инновационной экономики в России должно быть комплексное, динамически устойчивое, прогрессивное развитие отечественных производств, отраслей и территорий, повышение их конкурентоспособности на мировом уровне, следствием чего станет рост благосостояния общества и населения. При этом для активизации инновационных процессов в стране требуется формирование инновационной инфраструктуры (ИНИ), способной оперативно и гибко реализовывать необходимые в данное время инновации, основанные на высоких производственных технологиях. Результативность такой инфраструктуры главным образом зависит от степени развития составляющих её региональных инновационных инфраструктур [9].

АГАМЕТОВА Ольга Николаевна инженер-исследователь ФГБУН ИСЭРТ РАН [email protected]

В условиях существующей экономической конкуренции выигрывают те территории, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для создания и реализации новых научно-технических идей, внедрения перспективных технологий и разработок. Именно поэтому изучение проблем развития региональной инновационной инфраструктуры, формирующей условия для генерации инноваций и совершенствования производств, востребованных у заказчика и рынка, в настоящее время приобрело особую актуальность [2, с. 92].

Инфраструктура инновационной системы развивается в первую очередь на территориях субъектов и муниципальных образований РФ с высокой концентрацией инновационного потенциала, высоким уровнем инновационной активности. Однако нельзя недооценивать значение создания и эффективного использования инновационной инфраструктуры и в тех регионах РФ, где инновационная деятельность по тем или иным причинам не получает развития [5, с 135].

В 2010 году уровень инновационной активности в РФ составил 9,5%, снизившись на 0,2 п. п. по сравнению с 2005 годом, при этом Северо-Западный федеральный округ по данному показателю

находился на третьем месте, уступив Приволжскому и Уральскому федеральным округам, где инновационная инфраструктура по своему функциональному составу представлена наиболее полно1 (табл. 1).

По данным Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем2, в 2010 году общее число организаций инновационной инфраструктуры

Северо-Западного федерального округа составило 110 ед. (табл. 2).

Можно сделать вывод о преобладании в составе инновационной инфраструктуры на территории СЗФО таких организаций, как бизнес-инкубаторы. При этом лидером по числу организаций ИНИ в округе является г. Санкт-Петербург, второе и третье место разделили Мурманская и Ленинградская области соответственно [1, с. 75].

Таблица 1. Удельный вес инновационно-активных организаций по округам РФ, %

Территория Год

2005 2006 2007 2008 2009 2010 Отклонение 2010 - 2005, п. п.

РФ 9,7 9,9 10,0 9,4 9,3 9,5 -0,2

Приволжский ФО 10,8 11,4 12,8 12,5 12,8 12,3 1,5

Уральский ФО 12,4 11,2 11,5 10,1 10,2 11,5 -0,9

Северо-Западный ФО 9,4 11,0 9,8 8,9 9,5 9,4 0

Центральный ФО 10,3 10,4 10,0 9,4 8,8 8,6 -1,7

Дальневосточный ФО 6,2 6,0 5,8 7,2 8,3 8,6 2,4

Сибирский ФО 7,7 8,1 8,1 7,7 7,3 8,2 0,5

Южный ФО 8,6 8,6 9,4 8,0 7,2 7,5 -1,1

Северо-Кавказский ФО 8,2 7,0 5,9 5,2 5,8 6,2 -2

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сборник / Росстат. - М., 2011. - С. 812-813.

Таблица 2. Количество организаций инновационной инфраструктуры в регионах СЗФО, 2010 г.*

Субъект РФ Всего, ед. БИ ТП ЦТТ ИТЦ ЦКП ТК Вуз НКЦ, СЦ Прочее

Северо-Западный федеральный округ 111 20 9 12 18 3 1 12 3 33

г. Санкт-Петербург 50 4 5 7 11 2 1 5 0 15

Мурманская область 15 2 2 2 2 0 0 2 0 5

Ленинградская область 12 6 1 2 1 0 0 1 0 2

Архангельская область 9 2 1 1 0 0 0 2 0 3

Калининградская область 9 1 1 2 2 0 0 0 0 2

Новгородская область 8 1 0 0 1 0 0 1 1 4

Республика Карелия 7 2 0 0 1 1 0 0 0 2

Вологодская область 6 2 0 0 1 0 0 1 1 0

Республика Коми 4 1 1 0 0 0 0 1 0 0

Псковская область 2 0 0 0 0 0 0 0 0 2

* БИ - бизнес-инкубатор; ИТЦ - инновационно-технологический центр; ТК - технологический кластер; ТП - технопарк; ЦКП -центр коллективного пользования; НКЦ - научно-координационный центр; СЦ - статистический центр; ЦТТ - центр трансфера технологий; Вуз - высшее учебное заведение. Источник: Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http:// www.miiris.ru

1 Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http:// www.miiris.ru

2 Там же.

По результатам количественного анализа инновационной инфраструктуры Северо-Западного федерального округа автором проведена группировка регионов по функциональному составу ИНИ в рамках перечня, указанного в таблице 2. Выделено четыре группы регионов: I -«регионы с относительно наполненным функциональным составом инновационной инфраструктуры»; II - «регионы с недостаточным функциональным составом инновационной инфраструктуры»; III -«регионы с узким функциональным составом инновационной инфраструктуры»; IV - «регионы, имеющие лишь отдельные элементы функционального состава инновационной инфраструктуры»3.

В первую группу входят г. Санкт-Петербург, Мурманская и Ленинградская области, которые являются также лидерами по общему числу организаций ИНИ, при этом большую долю в их составе занимают бизнес-инкубаторы и инновационно-технологические центры. Ко второй группе относятся Архангельская, Калининградская и Новгородская области (с преобладанием в их составе бизнес-инкубаторов и центров трансфера технологий), к третьей - Республика Карелия и Вологодская область, к четвёртой - Республика Коми и Псковская область.

В регионах первой группы проводится относительно содержательная региональная политика по созданию и обеспечению деятельности ИНИ. В настоящее время в г. Санкт-Петербурге, Мурманской и Ленинградской областях разрабатываются и действуют специальные программы поддержки инновационной

3 Для оценки регионов по функциональному составу использовалась следующая шкала: к первой группе относились регионы, имеющие в составе инновационной инфраструктуры более 70% всего функционального состава; ко второй группе - 60 - 70% всего функционального состава; к третьей группе - 50 - 60% всего функционального состава; к четвёртой группе -менее 50% всего функционального состава.

инфраструктуры, ведётся работа по созданию новых инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, технопарков, на основе механизмов частно-государственного партнёрства создаются финансовые фонды4.

Кроме того, осуществляется целенаправленная поддержка молодых специалистов и инновационных проектов. При этом большое участие в организации передачи технологий принимают местные органы власти. В частности, они финансируют создание научных парков и инновационных центров, рассматривая эту деятельность как одно из важнейших направлений в решении проблем регионального развития. Опыт данных регионов целесообразно использовать для совершенствования деятельности инновационной инфраструктуры Вологодской области с учётом особенностей её функционирования.

С целью оценки общего развития инновационной инфраструктуры Вологодской области, нами был провёден комплексный анализ её состояния за 2010 - 2011 гг. на основе данных анкетного опроса руководителей ИНИ региона5, а также с использованием методики оценки ИНИ. Эта методика предполагает расчёт индексов развития четырёх подсистем инновационной инфраструктуры, а на их базе -общего индекса этой системы (табл. 3).

Согласно полученным данным, значение интегрального индекса развития ИНИ в Вологодской области в 2010 году было равно 2,59, что свидетельствует

4 Инвестиции. Инновации. Бизнес [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spb-venchur.ru/ ^юш/9/оЬ]еС5ко.Й:т

5 Анкетный опрос руководителей всех организаций ИНИ региона проводился в 2011 и 2012 гг. Объект исследования - организации инновационной инфраструктуры, территория исследования - Вологодская область, метод опроса - анкетирование. Объём выборочной совокупности - 22 предприятия, репрезентативность - 88%, ошибка выборки не превышает - 2%.

Таблица 3. Индексы подсистем ИНИ по Вологодской области в 2010 - 2011 г.

Индекс 2010 г. Характеристика уровня развития 2011 г. Характеристика уровня развития

Индекс развития материально-технической подсистемы* 0,49 Очень низкий 0,47 Очень низкий

Индекс развития социальной подсистемы 0,55 Низкий 0,69 Низкий

Индекс развития финансовой подсистемы 0,76 Недостаточный 0,68 Низкий

Индекс развития информационно-маркетинговой подсистемы 0,79 Недостаточный 1,18 Высокий

Интегральный индекс развития региональной инновационной инфраструктуры** 2,59 Низкий 3,02 Недостаточный

Для расчёта индексов развития инновационной инфраструктуры использовалась методика, разработанная сотрудниками ИСЭРТ РАН, представленная в статье Бабкиной О.Н. (Бабкина О.Н. Теоретические аспекты развития экономики региона на основе инноваций // Молодой учёный. - 2011. - № 4 (27). - С. 135-136). * Шкала оценки для подсистем выглядит следующим образом: менее 0,25 - подсистема полностью неразвита, 0,26 - 0,50 -очень низкий уровень развития, 0,6 - 0,75 - низкий уровень развития, 0,76 - 1,00 - подсистема недостаточно развита, 1,01 - 1,24 - высокий уровень развития подсистемы, 1,25 - подсистема полностью развита. ** Шкала оценки для интегрального индекса: 1 - инфраструктура полностью неразвита; 1- 1,99 - очень низкое развитие; 2 - 2,99 -низкое развитие, инфраструктура требует изменения; 3 - 3,99 - недостаточно развита, отдельные подсистемы инфраструктуры требуют изменений; 4 - 4,99 - развитая инфраструктура, имеются ресурсы для дальнейшего развития; 5 - абсолютно развита.

о низком развитии инновационной инфраструктуры. В 2011 году индекс увеличился на0,43ед.,что говоритобулучшении отдельных показателей развития ИНИ: информационно-маркетинговой подсистемы - наблюдается рост доли предприятий, организующих участие в региональных и федеральных семинарах, конкурсах и программах, которые стимулируют инновационную деятельность; осуществляется активизация издательской деятельности, направленной на PR и рекламу малых инновационных компаний, а также услуг самих организаций ИНИ; происходит увеличение заявок на патенты, подготовленных с помощью предприятий инфраструктуры.

Вместе с тем имеет место снижение уровня развития финансовой составляющей инновационной инфраструктуры региона, связанное с уменьшением числа проектов, профинансированных через систему региональной грантовой поддержки, а также со снижением частных инвестиций, привлечённых для реализации инновационных проектов. Уровень развития материально-технической и кадровой подсистем не изменился, сохранив низкие значения показателей [4].

Основными проблемами, приводящими к недостаточно эффективному или неэффективному развитию материальнотехнической подсистемы6 в 2010 - 2011 гг., являются незначительная доля площадей, используемых малыми инновационными предприятиями в общей площади, предоставляемой организациями инновационной инфраструктуры, а также низкая численность предприятий, действующих в составе организаций ИНИ. В 2010 -2011 гг. всего 20% опрашиваемых организаций ИНИ предоставляли офисные и лабораторные помещения для малых инновационных предприятий. Площадь организаций ИНИ, предназначенная для размещения малых инновационных предприятий, использовалась не в полной мере - лишь на 25 и 10% соответственно.

В 2011 году в общем количестве малых и средних предприятий, развивающихся и действующих в сотрудничестве с организациями ИНИ, 8% было создано при

6 Материально-техническая подсистема характеризует производственно-технологическую поддержку развития инноваций, а также позволяет оценить результаты создания новой конкурентоспособной наукоёмкой продукции и высоких технологий, их практического освоения.

содействии инновационной инфраструктуры региона (в 2010 году данный показатель принимал значение 10%) и 11% из них размещено на площадях организаций ИНИ (в 2010 году - 2,5%) [2, с. 92].

По результатам опроса определено, что несмотря на недостаточную загруженность выделенных для инновационных предприятий площадей (низкий спрос), в 2010 году 40% организаций ИНИ, не предоставляющих подобного рода услуг, были намерены ввести данную услугу в область своей деятельности. В 2011 году показатель увеличился на 4 п. п. и составил 44%.

Важную роль в развитии ИНИ региона играет социальная подсистема, характеризующая базу для подготовки (переподготовки) кадров для управления реализацией инновационных проектов, стимулирование раскрытия и активизации творческого потенциала исследователей и разработчиков, повышение инновационной культуры населения. Индекс данной подсистемы в 2010 году составил 0,55, в 2011 году - 0,69; такое значение показателя характеризует недостаточное развитие социальной составляющей инновационной инфраструктуры. Причина сложившейся ситуации связана с недостатком в организациях ИНИ сотрудников, обладающих необходимыми знаниями для реализации и управления инновационными проектами. Кроме того, на ближайшую перспективу не ожидается роста численности подобного рода специалистов из-за низкого числа студентов, обучающихся по специальности «Инноватика». Молодёжь и сотрудники организаций ИНИ не информированы о существующей специальности, нарушении процесса воспроизводства научных кадров; медленной передаче и распространении управленческих знаний, отсутствии подготовки инновационных менеджеров [2, с. 93].

В настоящее время во всех опрашиваемых организациях ИНИ обучение персонала проводится в ходе работы, в 40% организаций сотрудники также обучаются на специализированных курсах, среди 60% организаций популярно корпоративное обучение. В качестве основного направления повышения эффективности работы организаций ИНИ 40% опрошенных отметили приобретение практических навыков работы с инновационными проектами, 20% - повышение мотивации сотрудников, их инициативности и активности [1, с. 74].

В 2011 году доля персонала организаций инновационной инфраструктуры, имеющего специальное образование для управления и реализации инновационных проектов, в общей численности сотрудников ИНИ составила 10%, что на 10 п. п. ниже, чем в 2010 году. Данный факт свидетельствует о недостаточной компетентности работников инновационной инфраструктуры в области инноваций, отсутствии мотивации сотрудников к повышению квалификации. При этом потребность в повышении квалификации своего персонала в 2011 году видели 66% опрашиваемых организаций, а в 2010 году - 80%. Это говорит о высокой заинтересованности в развитии своих работников со стороны руководителей организаций инновационной инфраструктуры, однако наблюдается тенденция к снижению такого интереса.

Важным показателем развития инновационной инфраструктуры является подготовка кадров в вузах для последующей их работы на инновационных предприятиях и в организациях ИНИ региона. В области наблюдается недостаток подготовки кадров.

Что касается финансовой подсистемы, то индекс её развития был низким в 2010 -2011 гг. за счёт малой доли инвестиций, привлечённых к финансированию инновационных предприятий, а также числа

проектов, профинансированных через систему региональной грантовой поддержки. Это обусловлено слабой заинтересованностью инвесторов вкладывать финансовые средства в инновационное развитие предприятий как в область деятельности, связанную с высокими рисками. В то же время бюджетное финансирование инновационных проектов в виде грантов не покрывает потребности малых инновационных предприятий в инвестициях [9, с. 75].

Сфера науки, техники и инноваций региона, как и страны в целом, на протяжении последних лет испытывает проблемы с финансированием НИОКР. В 2010 -2011 гг. финансовая поддержка малым инновационным предприятиям Вологодской области со стороны организаций инновационной инфраструктуры осуществлялась в основном за счёт помощи при подготовке заявок на гранты и конкурсы федерального и регионального уровней, привлечения инвесторов. По результатам такой поддержки в 2010

году малые инновационные предприятия получили около 8 млн. руб., в 2011 году -более 15 млн. руб.

Большинство руководителей организаций инновационной инфраструктуры отметили, что финансовая поддержка инновационной деятельности малых предприятий региона со стороны как региональных органов власти и управления, так и федеральных неэффективна (рис. 1). Однако в 2011 году их мнение было менее категоричным: лишь 33 и 22% руководителей констатировали, что работа органов государственной власти региона и страны полностью неудовлетворительна. В качестве наиболее важных инструментов финансовой поддержки инновационной деятельности 80% из них назвали использование федеральных целевых программ, поддержку бизнеса по вопросам вложения средств в инновационные проекты, развитие стимулов венчурного инвестирования, а также введение льготного режима налогообложения инновационной деятельности.

Рис. 1. Распределение организаций инновационной инфраструктуры по степени удовлетворённости финансовой поддержкой

(в % к общей численности опрошенных организаций)

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

2010 | 2011

Со стороны организаций ИНИ

2010

2011

Со стороны региональных органов власти

Год

2010

2011

Со стороны федеральных органов власти

□ Удовлетворительно □ Неудовлетворительно Отчасти

%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не менее важное значение для функционирования ИНИ региона имеет информационно-маркетинговая подсистема, которая позволяет оценить имеющиеся возможности передачи и распространения данных о направлениях развития инновационной сферы [6]. Необходимо отметить, что её уровень развития в 2011 году характеризовался относительно высокими показателями. Это обусловлено повышением активности организаций ИНИ по продвижению разработок инновационных предприятий: рост доли предприятий, организующих участие в региональных и федеральных семинарах, конкурсах и программах, которые стимулируют инновационную деятельность, активизация издательской деятельности, направленной на PR и рекламу малых инновационных компаний, а также услуг самих организаций ИНИ.

В 2010 и 2011 гг. большинство организаций инновационной инфраструктуры в качестве основных источников информирования предприятий региона о новых технологиях, конкурсах, выставках использовали Интернет, СМИ, выставки, конференции и семинары (рис. 2).

В 2011 году 77% опрошенных организаций осуществляли издание и рассылку специализированных печатных материалов (буклеты и журналы), направленных на поддержку инновационной деятельности, что на 37 п. п. больше, чем в предыдущем году. Также 66% организаций ИНИ являются инициаторами различных семинаров, конкурсов, программ, стимулирующих инновационную деятельность (конкурс «Лучший инновационный проект», научно-практический семинар «Инновационная деятельность: вопросы коммерциализации технологий», конкурс «Серебряный меркурий», выставка «Городская среда», конкурс «Лучший молодёжный бизнес-проект» и др.) [1, с. 76].

Проведённое исследование позволяет обозначить ряд ключевых проблем в сфере формирования и развития инновационной инфраструктуры региона:

- нехватка финансового обеспечения организаций инновационной инфраструктуры (ИНИ);

- недостаток квалифицированных специалистов организаций ИНИ в области управления и реализации инновационных проектов;

Рис. 2. Доля организаций инновационной инфраструктуры, использующие различные каналы информационной деятельности (в % к общей численности организаций)

%

70 60 50 40 ■ 30 ■ 20 10 0

66

60

Интернет

66

40

СМИ

60

55

Конференции,

семинары

60

55

Выставки

□ 2010 год □ 2011 год

- ограниченный перечень каналов информирования малого инновационного предпринимательства, используемых организациями ИНИ;

- низкая материально-техническая оснащённость организаций инновационной инфраструктуры, а также непривлекательность условий аренды площадей и оборудования для малых инновационных компаний [4].

Указанные проблемы дают возможность сформулировать основные механизмы развития инновационной инфраструктуры в регионе, которые могут быть реализованы органами государственной власти.

Так, в качестве механизмов правового регулирования деятельности ИНИ следует отметить развитие нормативно-правовой и научно-методической базы, определяющих функционирование организаций инновационной инфраструктуры. Также целесообразно было бы предложить внесение органами власти изменений и дополнений в действующее областное законодательство, разработку проектов правовых актов, направленных на развитие и регулирование деятельности инфраструктуры в регионе. Реализацию данного механизма можно обеспечить в рамках региональной целевой программы «Развитие инновационной инфраструктуры Вологодской области на 2013 - 2020 гг.».

Для решения проблемы недостаточного финансового и кадрового обеспечения организаций инновационной инфраструктуры необходимо организовать грантовую поддержку, выделение субсидий на развитие инфраструктуры региона на конкурсной основе [10, с. 42]. Осуществление данной инициативы, привлечение инвестиций в инновационную инфраструктуру, их сопровождение возможны при проведении совместных

с Российским гуманитарным научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований региональных конкурсов, а также в результате участия в международных конкурсах, грантах, программах и др.

С целью модернизации материальнотехнической базы организаций инновационной инфраструктуры прежде всего требуется провести инвентаризацию материально-технической базы организаций ИНИ, предприятий научно-инновационной сферы и выявить их потребности. Кроме того, целесообразно предоставлять в аренду имущество области, включённое в перечень государственного, создавать и развивать площадки коллективного пользования оборудованием по приоритетным для области направлениям деятельности, выделять для ИНИ финансовые средства на конкурсной основе на закупку высокотехнологичного оборудования для предприятий региона и предоставлять его в аренду.

Для развития кадровых ресурсов организаций инновационной инфраструктуры необходимо провести мониторинг потребностей региона в профессиональных кадрах для таких организаций. Основой системы кадрового обеспечения должна стать подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, обладающих инновационным мышлением и способных осуществлять трансфер и коммерциализацию технологий. Следовало бы популяризовать, повышать престижность специальности «инновационный менеджер» (с применением инструментов материального стимулирования и психологических механизмов мотивации), организовать при ИНИ курсы подготовки инновационных менеджеров, научные семинары и лектории.

Реализация организационно-маркетинговых механизмов поддержки инновационной инфраструктуры включает в себя:

- организацию системы мониторинга сферы науки, техники и инноваций (на основе данных научно-образовательных организаций, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области и различных департаментов);

- организацию и сопровождение базы данных изобретений, технологий, инновационных проектов, разработчиков и экспертов (в результате создания web-портала «Наука и инновации Вологодской области»);

- оказание участникам научно-технической и инновационной деятельности консультационной и организационной поддержки;

- проведение мероприятий по установлению и развитию межрегионального и международного научно-технического сотрудничества (в ходе участия в международных конкурсах, грантах, программах, выставках, семинарах и др.).

На наш взгляд, эти направления развития инновационной инфраструктуры обеспечат специализированную помощь всем участникам инновационного процесса в соответствии с организационными условиями их деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабкина, О.Н. Механизмы развития региональной инновационной инфраструктуры [Текст] / О.Н. Бабкина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. -№ (06] 41. - С. 72-76.

2. Бабкина, О.Н. Направления развития региональной инновационной инфраструктуры [Текст] / О.Н. Бабкина // Молодой учёный. - 2012. - № 36. - С. 91-93.

3. Бабкина, О.Н. Теоретические аспекты развития экономики региона на основе инноваций [Текст] / Бабкина О.Н. // Молодой учёный. - 2011. - № 4 (27]. - С. 135-136.

4. Вячеславов, А.М. Проблемы формирования инновационного климата в регионе [Электронный ресурс] / А.М. Вячеславов // Современные исследования социальных проблем. - 2012. -№ 1 (09]. - Режим доступа: http://sisp.nkras.rU/issues/2012/1/Vyacheslavov.pdf

5. Инновационный путь развития для новой России [Текст] / отв. ред. В.П. Горегляд; Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. - М.: Наука, 2005. - 343 с.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. - Режим доступа: http://www.government.ru/content/ governmentactivity/msiderfgovernment/archive/2008/11/25/d487dcfb-f7bc-41e3-ad5e-135086c4016c.htm

7. Научно-технический потенциал России и его использование [Текст] / под общ. ред. д.э.н., проф. В.И. Кушлина, д.э.н., проф. А.Н. Фоломьева. - М: СКАНРУС, 2001. - С. 94.

8. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации и перечень критических технологий Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899. - Режим доступа: http://ris.extech.ru/policy/ policy_basis.php

9. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. -Режим доступа: http://ris.extech.ru/policy/policy_basis.php

10. Теребова, С.В. Инновационный климат в регионе: состав и факторы развития [Текст] / С.В. Теребова, А.М. Вячеславов // Проблемы развития территории. - 2011. - № 3. - С. 40-50.

11. Теребова, С.В. Тенденции развития научно-инновационной деятельности в вузах региона [Текст] / С.В. Теребова, А.М. Вячеславов // Проблемы развития территории. - 2012. -№ 4 (60]. - С. 110-122.

12. Указ Президента Российской Федерации «О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России» от 18 июня 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://state.kremlin.ru/face/15690

13. Hiner Lawrence E., Innovation Leadership: monograph [Electronic resource] / Lawrence Hiner. -2007. - 106 с. - Available at: http://ru.scribd.com/doc/61395157/Monograph-Innovation-Leadership-With-Title

14. Beaulieu Andy, Innovation Infrastructure and Skills: In Search of a Few Good People [Электронный ресурс] /Andy Beaulieu // Business Perfomance. - Режим доступа: http://www.businessperform. com/articles/innovation-creativity/innovation-infrastructure-skills.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.