НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Региональная экономическая преступность
в системе угроз национальной безопасности
nawuH B.M.*
The article considers questions of struggle against economic criminality, its classification, and also influence of growth of economic crimes on national security of the Russian Federation. The article analyses the reasons of criminalization of economic sphere of the Russian society. The authors offer adequate efficacious strategy, tactics and the basic directions of restraint and counteraction to threats of economic criminality.
Либерализация общественной жизни и легализация всех форм собственности дали не только мощный импульс развитию предпринимательства в регионах России, но и оказались стимуляторами криминальной активности. Не вызывает сомнения тот факт, что преступления в сфере региональной экономической деятельности несут высокую степень общественной опасности, представляют угрозу экономической безопасности всего российского государства. В современных условиях подобные преступления достигли такого уровня, при котором они превратились в реальное препятствие развитию производственной сферы, притоку инвестиций, нормальному функционированию банковских, предпринимательских и управленческих структур. Так, например, А.П. Коротков акцентирует внимание на увеличении числа составов преступлений, предусмотренных главой 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности», на возникновении новых, не известных ранее уголовному праву, противоправных деяний - монополизма, незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства, ложного банкротства, коммерческого подкупа и т.д.1
Организованная региональная экономическая преступность сращивается с общеуголовной преступностью, внедряется в наиболее прибыльные сферы деятельности, в органы региональной власти и управления, вооружается и легализует незаконные доходы, в целом приобретает характер самостоятельного, автономного вида пре-
ступности 2. В.Б Ястребов и И.С. Викторов справедливо по этому поводу отмечают, что сегодня правонарушения в экономике являются мощнейшим катализатором практически всех нарушений законности в стране, представляют собой фундамент, на котором стоит все «здание» правонару-шаемости 3.
В целом можно констатировать, что региональная экономическая преступность представляет собой крайне сложную систему, развитие и функционирование которой зависит от большого числа самых разных по природе и взаимосвязям факторов. Сами экономические преступления можно квалифицировать как преступления, носящие систематический и непрерывный характер и причиняющие ущерб социальным группам. Особенностью региональных экономических преступлений является их одновременное соотнесение с нормами гражданского и уголовного права (т.к. гражданские правонарушения совершаются обычно юридическими лицами, а уголовные преступления — физическими). Экономическая преступность в целом находится на стыке гражданско-правового и уголовно-правового законодательства и тесно связана с профессиональными правами и обязанностями должностных лиц, поведением субъектов хозяйственной деятельности и представителей юридических лиц.
Как показало проведенное нами исследование, региональная экономическая преступность имеет большую специфику проявлений в различных областях эконо-
Профессор кафедры криминалистики АЭБ МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Ю
OI
О) О О CJ
О
о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о
т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
Ю
Ol
Z
О)
о о сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
мики, а также на различных стадиях экономического цикла субъекта Федерации. Следует также отметить, что явление региональной экономической преступности значительно шире рамок самой экономики, т.е. оно включает также социальные, психологические, культурологические, этнополитические и другие последствия. К сожалению, сегодня универсального метода расчета её показателей не существует. Между тем, по нашему мнению, можно сформулировать ряд обобщающих и частных показателей экономической преступности. Так, в группу обобщающих показателей экономической преступности входят данные, отражающие абсолютный и относительный (к ВВП) размер экономической преступности. К частным можно отнести показатели, характеризующие отдельные стороны нелегальной экономической деятельности: 1) сведения из отчетности региональных правоохранительных органов по выявлению преступлений в сфере экономики и против государственной власти; 2) результаты проверок государственных региональных контролирующих органов4.
Изучение региональной экономической преступности и содержащихся в ней угроз экономической безопасности всему российскому государству является крайне актуальной задачей, поскольку только на результатах их изучения представляется возможным определять адекватную сложившейся криминологической ситуации стратегию, тактику и основные направления сдерживания и противодействия тем угрозам, которые несет в себе экономическая преступность в целом5. Представляется важным детальное изучение комплекса причин, детерминирующих региональную экономическую преступность, особенно в условиях обострения социально-экономической и политической обстановки в субъекте Российской Федерации.
Современный анализ причин региональной экономической преступности предполагает и учёт собственно экономических, социально-политических и духовно-идеологических факторов. Совокупной, общей причиной экономической преступности в целом можно назвать расстройство экономики как организационной системы производственных отношений, влияние мирового финансового кризиса, т.е. рассогласование связей и взаимодействий между элементами этой системы. Уровень и тенденции региональной экономической преступности напрямую свя-
заны с состоянием экономики в стране и зависят от характера и способов осуществления в ней реформ. Для экономической и национальной безопасности России, без которых невозможно надёжное существование и устойчивое развитие страны, реальную угрозу представляют ускоренная криминализация отраслей экономики, а также резкий рост её теневого сектора6.
Отражением неблагоприятных процессов в экономике регионов являются серьёзные изменения, которые произошли в структуре и динамике региональной экономической преступности в последние годы. Анализ экономической ситуации в регионах показывает, что криминогенные факторы определяют не только сегодняшнее состояние экономики, но и перспективы её развития. Региональная экономическая преступность стала более организованной и профессиональной.
Анализ экономической статистики показал, что участие экономических субъектов в разделе и пересмотре национальных богатств и госбюджета дает им гораздо больше выгод, чем любая производственная деятельность. Получаемые «криминалом» в результате незаконных операций средства в свою очередь используются для дальнейшего перераспределения общественного достояния и оказания необходимого влияния на данный процесс путем подкупа госчиновников, в чьей компетенции находятся вопросы принятия важных для бизнеса решений. Так, по экспертным оценкам, до 70 % доходов, полученных незаконным путем, вкладываются в различные формы предпринимательской деятельности, увеличивая тем самым объемы теневого и криминального предпринимательства7.
Кроме того, анализ характера региональных экономических преступлений по основным областям экономики позволяет отметить наиболее криминогенные зоны. Такие зоны следует выделить в кредитно-финансовой сфере - налично-де-нежный и вексельный оборот; в сфере промышленности и оборота продукции -экспорт конкурентоспособного сырья и торгово-посреднические операции с ним, лесодобыча и экспорт леса, торгово-пос-реднические операции с ГСМ, производство и оборот алкогольной продукции, особенно этилового спирта, незаконный экспорт рыбопродукции; в сфере потребительского рынка - реализация алкогольной продукции.
Развитию нелегальной экономики способствуют, с одной стороны, выгодность географического положения субъектов России, «прозрачность» их границ со странами ближнего зарубежья; большое число высокообразованных специалистов в области химии, фармакологии, физики, математики, производства взрывчатых веществ и оружия, наличие разветвленной сети научно-исследовательских институтов и лабораторий, а с другой — безработица; неразвитость законодательства, недостаток опыта у правоохранительных органов в области борьбы с экономической преступностью8.
В процессе исследования было установлено, что бесконтрольный процесс приватизации привел к тому, что часть приватизированной собственности практически безвозмездно попала в руки теневых дельцов. Сформировалась система посреднических структур, которые в ущерб приватизированному предприятию присваивали львиную долю доходов, переводя их за границу или обналичивая для личных и криминальных нужд своих учредителей и руководителей9. То есть, именно приватизация стала одним из каналов формирования криминального бизнеса, организованной преступности, развития коррумпированного рынка, роста «теневой экономики». Как пример можно привести данные из регионов. Так, спортивный комплекс «Лужники» в Москве был акционирован по цене 25 автомашин «Жигули», а торговый порт Находка — за 18 млн рублей. За 2,5 млрд рублей пытались передать в частную собственность международный аэропорт «Шереметьево», включая 136 самолетов, два из которых «А-310» оценивались по 20 млн долларов каждый. Лишь вмешательство Межведомственной комиссии по борьбе с коррупцией при Совете безопасности Российской Федерации позволило предотвратить акцию10.
Региональная экономическая преступность многих государств давно вышла за пределы своих национальных границ, что, естественно, представляет определенные трудности в применении к лицам, совершившим преступления, мер уголовной репрессии. Появились новые формы изъятия капиталов из оборота одних государств и перекачке их в другие, легализации в третьих странах, что создает трудности при выявлении и доказывании совершенных преступлений с использованием сил и средств национальных правоохранительных органов11.
Характеризуя состояние экономической безопасности России в результате усиления воздействия на нее криминальных угроз, следует иметь в виду, что экономическая преступность приобретает все более качественно новые свойства. Так, совпадение и переплетение интересов и устремлений криминально ориентированных групп ведут к образованию и внедрению в хозяйственные институты, укреплению действующих в сфере экономики организованных преступных сплочённых сообществ, которые распространяют своё влияние на большинство ключевых отраслей и направлений экономической деятельности страны. В их числе: финансово-кредитная и биржевая системы, внешнеэкономические отношения, сфера обращения валютных ценностей, процесс приватизации, частный бизнес. Механизмы образования и структурирования этих сообществ, их финансовое обеспечение, регионы и сферы влияния, а также методы воздействия на местную власть формируются порой даже на основе своеобразных плановых и программных документов. Для таких структур всё в большей мере характерны жёсткое централизованное построение с подчинением составляющих групп и чёткая дисциплина их членов, а иногда и наличие разведки и контрразведки, технического обеспечения и вооружённых отрядов. Подобная силовая поддержка позволяет им практически повсеместно внедряться и оказывать влияние на жизненно важные сферы регионов. В сегодняшней практике известны случаи, когда организованная преступность диктует порядок функционирования целым отраслям экономики, а свои нормы социального поведения — отдельным местностям; некоторые города и районы, можно сказать, попали под власть преступных сообществ, которые поглотили местные администрации, представительные и правоохранительные органы12.
Особенностью региональной экономической преступности в России является также активное использование её представителями методов уголовного терроризма для устрашения власти и конкурентов по нелегальному или полулегальному бизнесу, достижения других целей и интересов. Как результат — увеличение захватов в качестве заложников банкиров, предпринимателей, коммерсантов и членов их семей, а также рост числа заказных убийств. На основе внедрения преступных капиталов в экономику продолжает-
ю
О!
О) О О
сч
о о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
Ю
Ol
Z
О)
о о сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф
VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
ся рост других видов общеуголовных, прежде всего корыстно-насильственных преступлений, связанных с борьбой криминальных группировок за овладение каналами незаконного обогащения, установление и передел сфер влияния, перераспределение собственности, приобретённой в результате противоправной хозяйственной деятельности. Для российской преступности характерно также практически открытое продвижение преступными группами и сообществами своих представителей в региональные органы законодательной и исполнительной власти различного уровня.
На криминализацию российской экономики повлияла, в первую очередь, слабость ее модели рынка, которой способствовали либерализация экономической деятельности, приватизация государственной собственности по заниженным ценам, недостаточно отработанные механизмы контроля и защиты от противоправных посягательств теневого капитала.
Рост региональной экономической преступности наблюдается практически во всех сферах экономической деятельности, но наиболее притягательной для преступников остаётся все же кредитно-финансовая система. Именно здесь сконцентрировались все проблемы, характерные для экономики переходного периода в целом. Распространение получили мошеннические операции с пакетами акций, выставляемых на продажу. На место хищений денежных средств с использованием платёжных требований, кредитовых авизо приходят преступления с использованием фиктивных банковских гарантий, векселей, а с постепенным совершенствованием банковских технологий в России распространяются фальшивые кредитные пластиковые карточки и другие электронные средства расчёта, и всё чаще происходят преступления посредством внедрения в телекоммуникационные сети банков и применения компьютерной техники13. В этом смысле представляется недостаточным применение мер уголовно-правового характера для стабилизации вексельного обращения. Для решения этой задачи необходимы условия дальнейшего совершенствования правовой базы, установления надёжного механизма защиты и контроля за вексельным обращением.
Из-за несовершенства законодательства практически неподвластными закону
оказались работники представительных органов власти, суда, прокуратуры. Немало трудностей процессуального характера возникает в отношении других категорий государственных служащих. В то же время существующий институт «банковской тайны» нередко используется для прикрытия сомнительных операций и значительно снижает возможности органов внутренних дел и налоговых органов по получению информации и предупреждению и пресечению преступлений в этой сфере.
Сложная ситуация сохраняется и в топливно-энергетическом комплексе, промышленности и строительстве. Значительно увеличивается число преступлений, связанных с хищением и контрабандным вывозом за рубеж сырьевых ресурсов.
Не последнее место среди экономических правонарушений занимают преступления на страховом рынке, в частности, махинации с участием совместных предприятий или брокерских фирм. Все заметнее становятся экономические преступления, связанные с созданием и функционированием страховых организаций по подложным документам или осуществлением их деятельности без лицензии, незаконными выплатами по фиктивным страховым случаям, фальсификацией или утаиванием информации при заключении договора, одновременным страхованием в нескольких компаниях одного лица, завышением страховой суммы выше действительной стоимости имущества, использованием специфики бухгалтерского учета. Наблюдается активизация деятельности преступных сообществ на рынке ценных бумаг в целях использования его возможностей для «отмывания» преступно нажитых теневых капиталов.
На наш взгляд, необходимо отметить позитивные сдвиги в динамике качественных показателей работы подразделений по борьбе с фальшивомонетничеством. На сегодняшний день наблюдается неуклонное устойчивое снижение уровня таких преступлений. В определенной мере это объясняется возросшей активностью и эффективностью деятельности региональных правоохранительных подразделений по экономическим преступлениям. Все чаще противоправные посягательства осуществляются в отношении материалов и сырья стратегического характера.
Острой остается ситуация в сфере добычи, переработки и оборота драгоценных металлов и камней, других валютных
ценностей. Большое количество хозяйствующих субъектов не имеют разрешений на занятие такой деятельностью, нарушая тем самым действующее законодательство о недрах и положения о лицензировании. Оценивая происходящие процессы, можно сделать вывод о том, что золото - и алмазодобывающая промышленность являются одними из основных субъектов внимания региональных организованных преступных сообществ. Значительная часть добытого металла, минуя государственные структуры, попадает в нелегальный оборот. Практика показывает, что особого внимания требует организация контроля за сохранностью драгоценных металлов, извлекаемых при переработке вторичного сырья, в первую очередь, на промышленных предприятиях оборонных отраслей. Растет число хищений соответствующих деталей, узлов, инструментов и приспособлений, в том числе и непосредственно участвующих в технологическом процессе.
Широкое поле деятельности для злоупотреблений и преступлений представляет производство и оборот спирта и алкогольной продукции. Криминальная ситуация в этой высокодоходной области предпринимательства обострилась из-за ослабления государственного контроля. В некоторых регионах России были созданы нелегальные коммерческие структуры и подпольные цеха по выпуску и сбыту этой продукции. Анализ оперативных материалов и уголовных дел позволяет сделать выводы о том, что идет процесс укрупнения подпольных производств, где все чаще применяется труд наемных рабочих, также наблюдается слияние дельцов алкогольного бизнеса с профессиональной и общеуголовной преступностью. Деятельность нелегальных предпринимателей не ограничивается сферой кустарного производства алкогольной продукции. На предприятиях, имеющих лицензии, организуется производство алкогольной продукции из неучтенного сырья.
С внедрением рыночных отношений в сферу жилищно-бытового обслуживания, здравоохранения, физической культуры и искусства значительно возросло количество должностных и хозяйственных правонарушений. В последнее время все чаще стали появляться факты получения взяток за выдачу заключений, дающих право на освобождение от прохождения воинской службы, на функционирование предприятий с частной формой собствен-
ности, когда на это требуется разрешение санитарно-эпидемиологического надзора. Нельзя назвать благополучной обстановку, сложившуюся в обеспечении населения лекарственными препаратами.
В последнее время получили широкое распространение такие виды правонарушений, как незаконное использование объектов интеллектуальной собственности (среди которых различают: публичный показ программ спутникового телевидения без соответствующего разрешения (лицензии), аудио- и видеопиратство, противоправные деяния в области полиграфии и книгоиздательства). Уровень «пиратской» продукции по России в различных сферах колеблется от 70 до 95%. В результате нарушения авторских и смежных прав убытки, понесенные российской и международной индустрией, составляют около одного млрд долларов США14.
Серьезные опасения вызывает проникновение в экономику недобросовестных иностранных инвесторов, среди которых часто выступают бывшие граждане СССР и России с криминальным прошлым. Они устанавливают дешевый доступ к сырьевым ресурсам через коррумпированных государственных чиновников и устанавливают контроль при минимальных капиталовложениях за отдельными отраслями, не внедряя при этом новых технологий. С другой стороны, российские капиталы, значительные объемы которых имеют криминальное происхождение, активно инвестируются в экономику зарубежных стран.
В настоящее время, по данным различных экспертов, в регионах России существует в значительной мере подверженная криминальным и полукриминальным процессам экономика, связанная с организованной преступностью (ОП). Неоднократно раздавались призывы и конкретные предложения по недопущению легализации криминальной составляющей теневой экономики и её проникновения в легальный бизнес. Определённые меры принимались правоохранительными органами, но многое государством не было реализовано, не были созданы эффективные регулирующие механизмы и поставлены необходимые преграды, разделяющие «теневика» и криминальный потенциал. В этих условиях немалое число руководителей и сотрудников государственных и негосударственных структур вовлекается в теневые экономические отношения.
ю
О!
О) О О СЧ
О
о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
Шире распространяются коррупция, лем коррупционеров и преступных сооб-
ю
Ol
Z
О)
о о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф
VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
л <
S I
н
о ф
со
изощрённее становятся связи должностных лиц с преступными структурами15. Повсеместное распространение получает сговор должностных лиц различных сфер и категорий, в результате чего инвестиции из государственного бюджета идут в те коммерческие структуры, которые находятся под контролем мафии; таким же путём создаются лжепредприятия. Преступления в сфере экономической деятельности носят сложный характер и одновременно подпадают под несколько составов преступлений. Должностные преступления в сфере экономики идут рядом с преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности представляет собой не что иное, как злоупотребление должностными полномочиями.
Коррупция в государственных органах существует, так как у чиновника есть возможность распоряжаться непринад-лежащими ему ресурсами (бюджетными средствами, государственной и муниципальной собственностью, государственными заказами и льготами и т.п.) путём принятия или отклонения тех или иных решений16.
Наиболее поражёнными коррупцией являются структуры власти и управления всех уровней, связанные с разрешением вопросов финансирования, кредитования, осуществления банковских операций, приватизации, лицензирования и квотирования, импорта и экспорта, распределения фондов, создания и регистрации организаций и предприятий, проведения земельной реформы. Распространена коррупция в сферах добычи и переработки сырья, различных природных ресурсов, выпуска промышленной продукции и продовольственных товаров, государственной торговли, транспортных перевозок, также коррупция распространена в контролирующих, судебных органах и вооружённых силах. Наблюдаются и такие проявления коррупции, как предоставление предпринимателям и коммерсантам конфиденциальной информации, принятие на работу в государственный аппарат «нужных» частным структурам и организованной преступности лиц; принуждение руководителей коммерческих организаций к незаконной передаче (под видом продажи) материальных ценностей организациям, находящимся под контро-
ществ и т.п.17
Экономические преступления, среди которых и коррупция, характеризуются неполнотой и фрагментарностью их учёта. Следует отметить, что все те признаки, которые характерны для экономической преступности, а именно: высокое общественное положение субъектов её совершения; изощрённо-интеллектуальные способы их действий; огромный материальный и моральный ущерб, ими причиняемый; исключительная латентность экономических посягательств и снисходительное отношение властей к этой группе преступников в коррупции доведены до своего апогея18. Коррупция не только латентна, она имеет согласительный характер, т.к. стороны, получая взаимную выгоду, не выдвигают жалоб. Коррупция оказывает негативное влияние на все сферы деятельности. Среди негативных проявлений коррупции следует выделить следующие19:
• экономические последствия - расширяется теневая экономика, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие — государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств; нарушаются конкурентные механизмы рынка, т.к. часто выигрывает не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить взятки, что приводит, в первую очередь, к снижению эффективности рынка и дискредитации идей рыночной конкуренции, неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении госзаказов и кредитов, что усугубляет бюджетные проблемы России; повышаются цены за счёт коррупционных «накладных расходов» из-за чего страдает потребитель; теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры; расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях), что ведёт к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижению эффективности экономики страны в целом;
• социальные последствия - отвлекаются огромные денежные суммы от целей общественного развития, тем самым
обостряется бюджетный кризис и снижается способность власти решать социальные проблемы; увеличивается и закрепляется имущественное неравенство, бедность большей части населения. Коррупция обеспечивает несправедливое перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счёт наиболее уязвимых слоёв населения; дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью и перед лицом власти; коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению ОП, которая сращивается с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, укрепляя доступ к политической власти и более широким возможностям для отмывания денег; увеличивается социальная напряжённость, негативно сказывающаяся на экономике и угрожающая политической стабильности; • политические последствия - происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических групп; уменьшается доверие к власти, растёт её отчуждение от общества; падает престиж России на международной арене, растёт угроза её экономической и политической изоляции; снижается политическая конкуренция, возникает угроза разложения демократических институтов, граждане разочаровываются в ценностях демократии; увеличивается риск крушения нарождающейся демократии по сценарию прихода диктатуры на волне борьбы с коррупцией. В настоящее время существенно расширены права предприятий различных форм собственности, а также сняты многие ранее существовавшие ограничения на осуществление внешнеэкономической деятельности. Расширяющиеся внешние связи России стали активно использоваться отечественными и зарубежными преступниками20. Демократизация общества и либерализация внешнеэкономической деятельности при отсутствии надлежащего законодательного механизма по обеспечению экономической безопасности России, а также наличие крепких связей с ОПГ в бывших союзных рес-
публиках позволили ОП занять прочные позиции не только на внутреннем рынке, но и на внешнем, пытаясь осуществлять и контролировать экспорт сырья и энергоресурсов, импорт наиболее выгодных товаров. Экспортно-импортные операции, легальная предпринимательская деятельность являются для ОПФ удобным прикрытием для совершения крупномасштабных махинаций с присвоением неконтролируемой прибыли, большая часть которой оседает на счетах в иностранных банках способствуют «отмыванию» преступно нажитых капиталов. «Прозрачность» границ с бывшими союзными республиками на отдельных участках, различие цен и последующая возможность получения гигантских прибылей на этой разнице привлекают особое внимание ОПГ к экономической (или «коммерческой») контрабанде энергоносителей, металлов и руд, редких и драгоценных металлов, леса, стратегического промышленного сырья и т.д.
Активно проникают ОПГ в хозяйственную и финансовую деятельность предприятий топливно-энергетического комплекса с целью создания коммерческих структур. При непосредственном участии коррумпированных должностных лиц ими оказывается давление на выбор экспортёров стратегически важного сырья, формирование отпускных цен, объёмов реализации, распределение валютных и рублёвых средств, полученных от экспорта. Мафиозные группировки открыто осуществляют борьбу за раздел сфер влияния в этих отраслях, проводят вооружённые «разборки», вплоть до физического уничтожения. Вторжение предпринимателей в сферы внешнеэкономических связей и торговых операций, которые раньше были полностью монополизированы государством, создало весьма благоприятные условия для дальнейшего укрепления ОПГ.
Значительный размах получили мошеннические операции ОПГ на потребительском рынке путём заключения фиктивных договоров на поставку, противоправного удержания и использования не по назначению средств, полученных в качестве предоплаты. Все большее распространение получают факты реализации некачественных товаров, продуктов питания, фальсифицированных вино-водочных изделий, чему способствуют несовершенство правил сертификации продукции и неконтролируемый стихийный импорт дешёвых потребительских товаров.
ю
О!
О) О О
сч
о о о о.
со
н о
0
1
о я с о
т ф
ю
>5
о *
о ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
13
я <
I
н
о ф
со
О *
О ф
У S 2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
*
S I
н
о ф
Особую тревогу вызывает проникновение организованных преступных структур в финансовую систему. Банковская система оказалась неподготовленной к бурному развитию рынка и появлению многих новых коммерческих альтернативных структур. Дезорганизацию платёжной системы ОПГ использовали в своих целях. Было выявлено прохождение миллиардных фиктивных банковских документов. Сфера расчётов оказалась незащищённой перед давлением ОПГ. Банковская сфера используется для
незаконного получения кредитов, неконтролируемого прилива капиталов в теневую экономику, в зарубежные банки.
Таким образом, все вышесказанное подвело нас к тому, что общее состояние криминальной обстановки в российском государстве определяется с учетом региональных криминогенных факторов, а борьба с региональной экономической преступностью занимает центральное место в системе национальной безопасности страны.
ю
Ol
Z
О)
о о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф
VO
Литература и примечания
1. Коротков А.П. Преступления в сфере экономической деятельности как угроза экономической безопасности России. С. 3—4.
2. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. М., 1997. С. 255; Лунеев В.В. Преступность в России при переходе от социализма к капитализму // Государство и право. 1998. № 5.
3. Ястребов В.Б., Викторов И.С. Законность в сфере экономики / Законность в Российской Федерации /под. ред. Ю.А. Тихомирова, А.Я. Сухарева, И.Ф. Демидова. М., 1998. С. 48.
4. Васин Ю.Г. О некоторых аспектах противодействия организованным формам преступной легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества (ОФПЛ) // Современная уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией. М., 2002. С. 77—86.
5. Барышев С.Л. Криминализация экономики — одна из основных угроз экономической безопасности России. С. 92.
6. Административно-правовое регулирование в сфере экономики // Государство и право. 2001. № 11. С. 5—21.
7. Свенсон Б. Экономическая преступность. М., 1998. С. 24—25.
8. Ястребов В.Б., Викторов И.С. Указ. ранее. С. 52.
9. Волеводз А.Г. Способы «отмывания» полученных преступным путем денежных средств, связанные с их переводом за границу и банковские документы как источники сведений об этом // Банковское право. 1996. № 4. С. 69.
10. Аслаханов А. Мафия — пятая власть? (Размышления генерал-майора милиции). М., 1995. С. 100.
11. Коротков А.П., Завидов Б.Д., Гусев О.Б. Преступления в сфере экономической деятельности // Российский следователь. 1999. № 4. С. 20—21.
12. Медведев А.М. Экономические преступления — понятие и система // Советское государство и право. 1992. № 1. С. 81.
13. Расследование преступлений в сфере экономики / под общ. ред. И.Н. Кожевникова. М., 1999. С. 168.
14. Тюнин В.И. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство в сфере торговли // Правоведение. 1996. № 1. С. 72-73.
15. По проблемам борьбы с коррупцией см. статьи А.В. Березовской, А.А. Ванцева, Л.Д. Гаухмана, В.А. Григорьева, В.С. Ишигеева, Н.Ф. Кузнецовой, Л.М. Клодкина, С.В. Максимова, А.Л. Репецкой, В.Я. Рыбальской, С.А. Подшибякина, В.Ф. Цепелева, П.С. Яни в сборнике «Современная уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией». М., 2002.
16. Европейский взгляд на российский проект Федерального закона «Об основах антикоррупционной политики» - заключение для Государственной думы и Совета Федерации РФ // Государство и право. 2002. № 6.
17. Организованная преступность -2 /под ред. А.И. Долговой, С.В. Дьякова. М. 1993. С.76.
18. Денисов С.А. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции // Государство и право. 2002. С. 9-16.
19. Россия и коррупция: кто кого? // Российская газета. 1998. 19 февраля. С.3-6.
20. Котин В. Ответственность за незаконное предпринимательство // Законность. 1995. № 4; Коротков А.П. и другие. Незаконное предпринимательство // Право и экономика. 2000. № 1.