РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕсКАЯ
политика по снижению уровня
безнадзорности
несовершеннолетних
В. И. ПОПОВА,
младший научный сотрудник
Вологодский научно-координационный центр
Центрального экономико-математического института РАН
Статья посвящена комплексному анализу влияния безнадзорности несовершеннолетних на социально-экономическое развитие региона и процессу формирования региональной экономической политики и организационно-экономических механизмов по совершенствованию регулирования уровня безнадзорности.
Ключевые слова: безнадзорность несовершеннолетних, социально-экономическое развитие региона, региональная экономическая политика.
Рыночные трансформации в России вызывают глубокие перемены в экономике и социальной структуре общества, ценностных ориента-циях населения. На фоне некоторых позитивных подвижек в реальном производстве увеличивается дифференциация доходов населения, сохраняется высокая доля малообеспеченных граждан, идет падение нравственных устоев. С начала 1990-х гг. Россия прочно занимает первое место по числу брошенных детей. В России ныне более 700 тыс. детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, из них 90 % являются социальными сиротами при живых родителях [1]. Материальная необеспеченность многих семей, все чаще встречающийся аморальный образ жизни родителей, их жестокое обращение с детьми способствуют расширению безнадзорности в детско-подростковой среде. Ее масштабы становятся сдерживающим фактором в улучшении качественных и количественных характеристик не только сегодняшнего, но и будущего населения страны, ее трудового потенциала, демографической структуры, социально-психологического состояния.
Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. является улучшение качества жизни социально незащищенных групп населения, в рамках которого планируется:
• реализовать меры по профилактике безнадзорности и беспризорности, семейного неблагополучия;
• обеспечить поддержку различных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• способствовать поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [4].
С учетом этого региональным органам власти необходимо оперативно формировать и принимать правильные управленческие решения в области социально-экономического развития региона. Поэтому разработка и реализация эффективных организационных и экономических механизмов, касающихся сокращения уровня детско-подрост-ковой безнадзорности, повышения уровня материального и духовного благосостояния семей с несовершеннолетними детьми, приобрели в настоящее время весомую актуальность как в научном, так и в практическом плане.
Проблема безнадзорности несовершеннолетних обусловлена комплексом различных причин: экономических, демографических, социально-психологических и др. Для выявления взаимосвязи между изучаемой проблемой и факторами, ее определяющими, были использованы статистические и эконометрические методы, с помощью которых выявлена группа факторов, обусловливающих уро-
вень распространения безнадзорности, и показана ее взаимосвязь с социально-экономическими показателями.
Методом аналитических группировок (26 районов, 2005 г.) выявлена зависимость безнадзорности несовершеннолетних от заболеваемости и болезненности алкогольными психозами, уровня миграции населения (прямая зависимость), среднемесячной заработной платы и темпов ее роста на территории региона (обратная зависимость).
Результаты парной корреляции (26 районов Вологодской области, 15 факторов, 2004—2005 гг. — среднее значение) свидетельствуют, что наиболее существенной оказалась связь между безнадзорностью несовершеннолетних и среднемесячной начисленной заработной платой, соотношением заработной платы и прожиточного минимума, миграционным приростом, убылью, уровнем преступности. По результатам частной корреляции наибольшее влияние на безнадзорность несовершеннолетних оказывают среднемесячная начисленная заработная плата, соотношение заработной платы и прожиточного минимума, миграционный прирост, убыль. В отличие от парной корреляции коэффициент частной корреляции между уровнем преступности и безнадзорностью в детско-подрос-тковой среде свидетельствует, что уровень преступности в регионе сам по себе не оказывает значимого влияния.
Для получения более полной картины о безнадзорности несовершеннолетних с помощью корреляционно-регрессионного анализа из всего спектра факторов, которые могут воздействовать на уровень безнадзорности в регионе, были отобраны наиболее значимые переменные, т. е. те, у которых
в-коэффициенты больше по абсолютному значению (табл. 1).
По результатам предварительного корреляционно-регрессионного анализа из всех рассматриваемых факторов исключались те, влиянием которых можно пренебречь. Нами построена регрессионная модель (уравнение). На основе проведенной проверки уравнение приобретает вид: у = 485,337 + 18,93Х - 0,5х2 (Я = 0,64; Я2 = 0,40), где х, — уровень миграции; х2 — уровень среднемесячной заработной платы.
На основе представленной модели рассчитан прогноз динамики уровня безнадзорности по области на среднесрочный период. В прогнозе учитывались различные варианты развития ситуации. Прогноз по сценарию невмешательства построен на основе предположения о сохранении существующих тенденций в регионе. При этом к числу несовершеннолетних группы «риска» относится 44,4 % от детей данного возраста. Прогноз по сценарию управления построен согласно расчетам Министерства экономического развития РФ, заложенным в «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг.» (август 2008 г.), по которому размер среднемесячной заработной платы за 2008—2011 гг. в номинальном выражении возрастет с 2007 г. в 2,26 раза, а в реальном выражении, соответственно, в 1, 57 раза [5]. Тогда доля численности несовершеннолетних группы «риска» в регионе снизится до 20,3 % от детей и подростков данного возраста.
Проведенные расчеты позволяют заключить, что при сохранении современных тенденций уров-
Таблица 1
Значения в-коэффициентов социально-экономических показателей
Фактор в-коэффициенты
Соотношение средней заработной платы работников организаций и прожиточного минимума трудоспособного населения 0,62
Болезненность алкогольными психозами, на 100 тыс. чел. населения 0,42
Миграционный прирост (убыль), в расчете на 1 000 чел. населения (промилле) 0,32
Заболеваемость алкогольными психозами, на 100 тыс. чел. населения 0,35
Число лиц, состоящих на диспансерном наблюдении, на 1 000 чел. населения 0,17
Зарегистрировано преступлений, число случаев на 1 000 чел. населения 0,15
Коэффициент разводимости, на 1 000 чел. населения 0,09
Уровень зарегистрированной безработицы, в процентах к экономически активному населению 0,03
Число абортов, на 1 000 женщин фертильного возраста 0,01
Темп роста среднемесячной заработной платы, % 0,01
Число детей, рожденных вне зарегистрированного брака, в процентах к общему числу родившихся —0,1
Показатели инвалидности, на 10 000 чел. взрослого населения
Коэффициент смертности, число умерших на 1000 чел. населения — 0,05
Доля убыточных организаций, % — 0,16
Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб. - 1,4
ня миграции и обозначенного повышения благосостояния населения масштабы безнадзорности в детско-подростковой среде в регионе будут снижаться. Однако по муниципальным районам они будут складываться неодинаково.
Опираясь на представленную модель, построена группировка муниципальных образований области по степени напряженности с состоянием безнадзорности. В результате проведения кластерного анализа выявлены территориальные различия: муниципальные образования Вологодской области распределились на «худшие» — 11 районов, «лучшие» — 6 и «средние» — 11 (табл. 2).
Последствия безнадзорности несовершеннолетних изучались по классификационным группам: экономические, социальные, демографические, медицинские, нравственные. Наиболее подробно рассмотрены экономические последствия.
Параметры экономических последствий рассчитывались следующим образом.
1. Для расчета экономического ущерба вследствие социально обусловленной заболеваемости к ней были отнесены чесотка, педикулез, туберкулез, инфекционные и паразитарные болезни, болезни кожи и подкожной клетчатки. В основу расчета легла методика, предложенная Б. Б. Прохоровым и Д. И. Шмаковым [6], при применении которой затраты на лечение несовершеннолетних в 2007 г. по области оцениваются в 37 млн руб. (по сравнению с 2005 г. возросли в 2,2 раза).
2. Оценка затрат на проведение реабилитационных мероприятий вследствие заболеваемости несовершеннолетних инфекциями, передающимися половым путем, определена по методике, предложенной Ф. В. Хузиановым [7]. Затраты на восстановление здоровья детей (0—14 лет) при
проведении 1 реабилитационного курса (с учетом длительности курса — 20 дней) в 2007 г. по области оценены в 3 млн руб. (по сравнению с 2005 г. возросли в 3 раза).
3. Вышеназванная методика была применена также для расчета экономического ущерба при проведении реабилитационного курса для несовершеннолетних (0—17 лет), страдающих психическими расстройствами. Затраты на восстановление их здоровья (с учетом длительности курса — 40 дней) за 2000—2007 гг. увеличились в 6,5 раза (с 1,5 млн руб. в 2000 г. до 9,5 млн руб. в 2007 г.).
4. Для оценки экономических потерь проанализированы показатели смертности несовершеннолетних от внешних воздействий: отравления (в том числе алкоголем), нападения (убийства), случайные утопления и падения, суицид. В расчете на 2006 г. они оценены суммой около 3 млн руб. (по сравнению с 2002 г. выросли на 65 %).
5. Ущерб, связанный с «потерянными годами потенциальной жизни» (ПГПЖ) от распространения безнадзорности в детско-подростковой среде, составил в 2006 г. в денежном выражении (по душевому производству валового регионального продукта) 364 млн руб. (по сравнению с 2002 г. выросли 2 раза). Величина ПГПЖ является одной из наиболее высоких — 0,2 % ВРП, или примерно 2 000 человеко-лет, или 30 человеческих жизней со средней продолжительностью 65 лет.
В общей сложности прямые и косвенные потери от безнадзорности в регионе достигают ежегодно 0,4—0,6 млрд руб., что составляет почти 2 % расходов консолидированного бюджета области.
В рамках исследования выявлены затраты бюджетных средств на профилактику безнадзорности несовершеннолетних, которые включают расходы,
Таблица 2
Кластеризация районов Вологодской области по степени напряженности ситуации с безнадзорностью несовершеннолетних в зависимости от уровня среднемесячной заработной платы и уровня миграции (2005 — 2006 гг., среднее значение)
1-й кластер — низкая степень напряженности 2-й кластер — средняя степень напряженности 3-й кластер — высокая степень напряженности
1. Вологодский (7 108 / 3,1) 2. г. Вологда (8 994 / 0,2) 3. г. Череповец (12 436 / 1,7) 4. Кадуйский (7 793 / 3,0) 5. Нюксенский (7 357 / 2,6) 6. Череповецкий (7 649 / 3,4) 1. Бабаевский (6 853 / — 0,1) 2. Белозерский (6 021 / 0,3) 3. Великоустюгский (6 074 / 0,4) 4. Вытегорский (6 771 / — 2,8) 5. Грязовецкий (6 902 / — 5,6) 6. Кирилловский (5 828 / 2,8) 7. Сокольский (6 122 / — 2,2) 8. Сямженский (6 130 / 0,9) 9. Тотемский (6 769 / 2,1) 10. Чагодощенский (6 923 / 0,9) 11. Шекснинский (6 685 / 1,7) 1. Бабушкинский (5 016 / — 6,2) 2. Вашкинский (5 223 / — 1) 3. Верховажский (4 787 / — 2,4) 4. Вожегодский (5 195 / 3,7) 5. Кичменгско-Городецкий (4 892 / — 2,8) 6. Междуреченский (5 404 / — 2,7) 7. Никольский (4 972 / 0,1) 8. Тарногский (4 790 / — 8,7) 9. Усть-Кубинский (5 253 / 1,1) 10. Устюженский (5 068 / — 0,3) 11. Харовский (5 675 / — 7,6)
как прямо, так и косвенно касающиеся профилактической деятельности.
Структура расходов на профилактику безнадзорности в 2004—2007 гг. представлена финансированием в трех основных сферах: образование, здравоохранение, социальная политика [3]. Данные табл. 3 показывают, что суммарные затраты на профилактику хотя и выросли в 1,8 раза: со 130,8 млн руб. в 2004 г. до 285,4 млн руб. 2007 г., но они пока значительно ниже требуемых объемов. В целом, осуществленный нами расчет экономической эффективности мероприятий по профилактике безнадзорности в детско-подростковой среде показал, что по всем статьям областного бюджета расходы ежегодно составляют 500—550 млн руб., (1,5—2 % в общих расходах консолидированного бюджета Вологодской области).
Таким образом, существует настоятельная необходимость совершенствования всей системы мер, обеспечивающих возможность регулирования уровня безнадзорности. С этой целью обоснованы ключевые направления этой работы, носящие общие черты для всех групп муниципальных образований.
Во-первых, для решения главных проблем безнадзорности социально-экономического характера необходимо первоочередные усилия направить на повышение благосостояния семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. Нужны специальные программы, обеспечивающие повышение уровня доходов этих семей, как минимум, на 15—18 %. В ряде правительственных программ планируется повышение уровня заработной платы на 8-9 % ежегодно. Можно спрогнозировать, что рост заработной платы в регионе в период 2008—2011 гг. составит
1,3 раза: с 12 441,9 руб. до 15 673,3 руб. А по данным Министерства экономического развития РФ, реальная заработная плата за указанный период увеличится в 1,4 раза, среднегодовой прожиточный минимум повысится до 4 902 руб. в месяц. Эта тенденция значительно будет способствовать повышению уровня жизни, и, как следствие, снижению масштабов безнадзорности несовершеннолетних на территории области. Наряду с ростом заработной платы необходимо данным семьям увеличить в 2—3 раза размер пособий на ребенка, а также поднять уровень других видов социальной помощи.
Во-вторых, необходима рациональная и целенаправленная социально-экономическая и семейная политика, учитывающая различия в уровне жизни муниципальных образований и потребностях населения. Одним из ключевых направлений снижения масштабов безнадзорности на всех уровнях социально-экономического развития является проведение грамотной семейной политики, направленной на формирование традиционного типа семей и обеспечивающей социальную поддержку и защиту неполных и многодетных семей. По итогам проведенного исследования было бы целесообразно первоочередные усилия направить на решение следующих задач:
• профилактика семейного неблагополучия, включая асоциальный образ жизни родителей, домашнее насилие в отношении детей;
• сохранение полноценной семьи, улучшение брачной структуры, снижение количества детей, рожденных вне зарегистрированного брака;
• формирование семейной политики, которая должна входить составной частью в стратегию развития общества наряду с экономической,
Таблица 3
Общие затраты на профилактику безнадзорности несовершеннолетних в бюджетных расходах Вологодской области в 2004—2007 гг.
Затраты Год
2004 2005 2006 2007
Всего по сферам В тыс. руб. 130 841,7 199 033,0 234 365,7 285 344,7
В процентах к областным бюджетным расходам 0,62 0,71 0,73 0,67
В том числе по направлениям
Образование В тыс. руб. 11 711,1 166 087,0 221 691,7 264 455,5
В процентах к областным бюджетным расходам 0,05 0,59 0,69 0,62
Здравоохранение В тыс. руб. 5 043,8 10 390,0 7 904,0 11 329,0
В процентах к областным бюджетным расходам 0,02 0,04 0,02 0,03
Социальная политика В тыс. руб. 8 686,8 22 556,0 4 770,0 9 560,2
В процентах к областным бюджетным расходам 0,04 0,05 0,01 0,02
демографической, культурной политикой государства.
В-третьих, следует обеспечить более полное и рациональное использование финансовых ресурсов и повышать экономическую эффективность программ и технологий как на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, так и на уровне учреждения (организации).
Для обеспечения более результативного управления уровнем безнадзорности несовершеннолетних на территории региона следует увеличить объемы финансирования за счет привлечения дополнительных источников. Повышение расходов может осуществляться за счет следующих способов: увеличение бюджетных расходов; привлечение средств предприятий, негосударственных организаций, общественных объединений, частного сектора, малого и среднего бизнеса, средств населения.
Кроме того, надлежит обеспечить приоритетное финансирование на основе перечисленных
источников, которое должно рассчитываться на основе утвержденных федеральных и региональных нормативов. Предлагаемое финансовое обеспечение будет содействовать повышению затрат на профилактику и финансирование мероприятий по снижению уровня безнадзорности на территории Вологодской области.
В-четвертых, в существующих социально-экономических условиях следует обеспечить формирование региональной политики, отражающей основные элементы организационно-экономических механизмов по сокращению уровня безнадзорности. Данная стратегия предполагает применение комплексного подхода при создании единой политики в сфере детско-подростковой безнадзорности на основе межведомственного сотрудничества учреждений, организаций, всех секторов народного хозяйства, неправительственных организаций, СМИ, отдельных людей (табл. 4).
В-пятых, обосновывается предложение о проведении регулярного комплексного мониторинга с
Таблица 4
Основные направления региональной политики по сокращению уровня безнадзорности несовершеннолетних
Направление Цель Ориентировочные сроки Требуемые результаты
Совершенствование блока федеральных и региональных законов и нормативно-правовой базы Выработка действенных механизмов по реализации профилактических мероприятий Среднесрочная перспектива Законодательное закрепление компетенции каждого субъекта, эффективное межведомственное взаимодействие, результативная система сбора информации
Меры повышения благосостояния населения Совершенствование форм государственной поддержки малоимущих слоев населения увеличение заработной платы, борьба с безработицей Краткосрочная и долгосрочная перспективы Повышение заработной платы, увеличение размера пособий, совершенствование форм экономической поддержки
Социально-экономическая и семейная политика, учитывающая различия в уровне жизни и потребностях населения Учет выявленных территориальных особенностей при планировании региональной политики Краткосрочная и долгосрочная перспективы Формирование традиционного типа семей, социальная поддержка и защита неполных и многодетных семей
Минимизация социальных последствий и снижение экономических потерь вследствие безнадзорности Снижение экономического бремени от безнадзорности несовершеннолетних Краткосрочная и долгосрочная перспективы Значительное снижение основных показателей социальных последствий и экономических расходов
Организация эффективного межведомственного взаимодействия субъектов профилактики Распределение полномочий всех субъектов и комплексный межведомственный подход Краткосрочная и долгосрочная перспективы Законодательное закрепление компетенции каждого субъекта, значительное повышение эффективности проводимой политики
Привлечение негосударственных организаций к сотрудничеству Привлечение к активному участию в финансировании Краткосрочная и долгосрочная перспективы Создание общественных организаций, увеличение объемов финансирования
Научные исследования и мониторинг безнадзорности несовершеннолетних Обеспечение достоверной информацией об оценке ситуации и обоснование путей совершенствования региональной политики Краткосрочная и долгосрочная перспективы Создание информационной базы
целью анализа и оценки современного состояния безнадзорности в детско-подростковой среде и обоснования возможностей по совершенствованию региональной социально-экономической политики в области решения проблем безнадзорности. Представленный мониторинг содержит задачи и принципы его проведения, информационную базу, исполнителей, основные направления, структуру показателей (субъективные и объективные) и единицы их измерения.
Построение эффективной региональной политики по решению вопросов безнадзорности несовершеннолетних в Вологодской области предполагает системный подход к ее организации. Данный подход должен выражаться не только во взаимодействии всех организаций государственного и частного секторов экономики, но и обеспечивать комплекс направлений, способствующих повышению результативности проводимых мероприятий. С этой целью предложены целенаправленные действия по следующим направлениям: аналитико-прогностическое, нормативно-правовое, организационно-управленческое, научно-методическое, ресурсное, кадровое, информационное.
В целом, проведенное исследование безнадзорности несовершеннолетних вполне обоснованно может претендовать на комплексность и содержательность и может быть положено в основу соци-
ально-экономической политики региона в данном направлении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В защиту нравственности. Сайт Общественной палаты Российской Федерации. — URL: http:// www. opzf. га, 8 июня 2008 г.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. / URL: http://www. economy. gov. га/ wps/wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/ pressservice/eventschronicle/doc1217949648141.
3. Об областном бюджете: Закон Вологодской области. — Вологда. 2004, 2005, 2006, 2007.
4. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. / Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663.
5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг. — М., август, 2008.
6. Прохоров Б. Б. Оценка стоимости статистической жизни и экономического ущерба от потерь здоровья / Б. Б. Прохоров, Д. И. Шмаков // Проблемы прогнозирования. 2002. № 3. С. 125 — 135.
7. Хузианов Ф. В. Обоснование экономического ущерба, наносимого здоровью населения неблагоприятными факторами внешней среды / Ф. В. Хузианов // Экономика здравоохранения. 1999. № 5 — 6.
Подписка
на электронную версию
■ Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).
• На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.
eUBRARy.RII