ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Советов И. К. Региональная безопасность - составная часть национальной безопасности России // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 2 (74). C. 6-10.
Sovetov I. К. Regional security - part of the national security of Russia. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 2 (74). Pp. 6-10. (In Russ.)
УДК 323.174
И. К. Советов
Прикамский социальный институт, Пермь, Россия
РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Советов Игорь Константинович - кандидат юридических наук, заведующий кафедрой конституционного, муниципального и административного права.
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются концептуальные характеристики региональной безопасности как составной части системы безопасности России. Дается анализ ее внутренней структуры и содержания.
Ключевые слова: региональная безопасность, национальная безопасность.
I. К. Sovetov
Prikamsky Social Institute, Perm, Russia
REGIONAL SECURITY - PART OF THE NATIONAL SECURITY
OF RUSSIA
Sovetov Igor Konstantinovich - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Constitutional, Municipal and Administrative Law.
The article examines discusses the conceptual characteristics of regional security as an integral part of Russia's security system. The analysis of its internal structure and the contents.
Key words: regional security, national security.
Проблемы безопасности в силу своей актуальности стали в XXI в. предметом государственной политики и научного исследования. Государства и другие территориальные сообщества поставлены перед необходимостью выработки адекватных мер противодействия современным вызовам безопасности. Поэтому в России к настоящему времени обоснована, организована и функционирует система национальной безопасности.
Одним из аспектов научного осмысления проблем безопасности является довольно распространенный разноуровневый подход. Он преполагает исследование проблем безопасности на трех уровнях: на уровне личности, на уровне жизни сообщества и государства (регионального сообщества), на уровне человечества. Все уровни взаимосвязаны и обеспечивают их взаимодействие, поскольку безопасность одного уровня обеспечивается безопасностью другого. Такой исследовательский подход имеет правовую основу, поскольку действующие нормативно-правовые акты содержат указание на эти уровни.
© Советов И. К., 2016
В рамках данного исследования основное внимание уделено региональному аспекту обеспечения национальной безопасности.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет ее как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности»1.
Национальная безопасность как комплексная и сложная система призвана обеспечить целостность, стабильность и способность к устойчивому развитию общества и государства, а также надлежащую реализацию основных прав и свобод человека и гражданина. Достижение такого состояния общества и российского государства возможно только при эффективной защите личности, общества и государства от любых деструктивных внутренних и внешних воздействий на них.
В полном соответствии с указанными положениями в ст. 2 Федерального закона «О безопасности» в качестве одного из основных принципов обеспечения безопасности закрепляется «системность и комплексность (здесь и далее курсив наш. - И. С.) применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности»2. Законодатель прямо указывает на органы власти трех уровней, деятельность которых призвана обеспечить достижение общих целей обеспечения безопасности личности, общества и государства. Таким образом, можно констатировать, что поскольку обеспечение безопасности является системным явлением, то оно имеет несколько последовательных уровней реализации: федеральный, межрегиональный, региональный (уровень субъектов Российской Федерации) и уровень местного самоуправления.
Системный подход к проблеме обеспечения национальной безопасности стал преобладающим в науке и практике в силу прежде всего объективных причин. Решающий характер для такого подхода имели дестабилизирующие события сепаратистского характера 90-х гг. ХХ в. на юге страны и террористические акты в ряде регионов страны в последующие десятилетия.
Системный подход касается всех основных элементов безопасности: объектов безопасности (личность, общество, государство), видов безопасности (государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая и др.), уровней безопасности (федеральный, межрегиональный, региональный и уровень местного самоуправления), видов мер обеспечения (политические, военные, организационные, социально-экономические, информационные, правовые и иные).
Региональный уровень обеспечения безопасности в современных условиях приобретает все большую актуальность, поскольку регионализм и глокализация все больше прев-
1 П. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. Утв. Указом Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191669#0 (дата обращения: 05.10.2016).
2 О безопасности [Электронный ресурс]: федер. закон от 28 дек. 2010 г. N° 390-Ф3 (ред. от 5 окт. 2015 г.) // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=187049#0 (дата обращения: 06.10.2016).
ращаются в общемировую тенденцию, а регионы начинают играть все более заметную роль в жизни различных стран и народов [1]. В отличие от глобализации в основе регионализации и глокализации лежит идея децентрализованного многополярного мира. Если в основе глобализации лежит вертикальная (иерархическая) структура публичной власти, то в основе регионализации и глокализации - горизонтальная (сетевая, кластерная) форма самоорганизации населения в рамках территориальных общностей.
Регионы различных государств все больше заявляют о себе как о самостоятельном политическом образовании, которое стремится «к дальнейшей регионализации в институционных рамках своих стран, имеющих федеральную, децентрализованную или автономную форму устройства»1. В Декларации по регионализму в Европе регион определяется следующим образом: «Регион является территориальным образованием государственного законодательства, обладающим уровнем, следующим за уровнем государства, и имеющим политическое самоуправление» . При этом в данной Декларации подчеркивается, что Ассамблея регионов Европы, насчитывая «почти 300 европейских регионов с различной территорией, различным административным и политическим устройством с общим населением около 400 миллионов человек», должна стремиться во взаимоотношениях с государствами к «взаимному сотрудничеству и воздерживаться от действий, которые могли бы нанести ущерб или ограничить осуществление полномочий на других уровнях»3. Тем самым регионы определенно заявляют о своей приверженности принципам безопасности в Европе.
Поэтому особым и необходимым аспектом взаимодействия регионов и государств является обеспечение общей безопасности. В связи с этим показательно, что в п. 6 Хартии европейской безопасности, принятой Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 1999 г. в Стамбуле, констатируется: «Безопасность в соседних регионах, в частности в Средиземноморье, а также в районах, находящихся в непосредственной близости к государствам-участникам, таким, как государства Центральной Азии, имеет для ОБСЕ все возрастающее значение. Мы признаем, что нестабильность в этих регионах порождает вызовы, которые прямо затрагивают безопасность и процветание государств ОБСЕ»4. Европейское сообщество рассматривает региональную безопасность в качестве составной части общеевропейской безопасности и одновременно признает ее самостоятельную ценность, поскольку нестабильность в регионах создает угрозу общей безопасности. И далее в п. 13 Европейской хартии безопасности устанавливается, что «важным элементом повышения безопасности во всем регионе ОБСЕ стало субрегиональное сотрудни-чество»5.
В Российской Федерации проблеме обеспечения безопасности на региональном уровне давно уделяется определенное внимание. Прежде всего в связи с распространением террористических угроз на регионы страны в 2006 г. для координации деятельности по проблемам обеспечения безопасности (противодействие терроризму) Президентом РФ были образованы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации6. Затем в 2010 г. в действующем Федеральном законе «О безопасности» в ст. 6 была установлена необходимость координации деятельности всех органов власти по обеспечению
1 Декларация по регионализму в Европе [Электронный ресурс]. Принята Ассамблеей регионов Европы 4 дек. 1996 г. в Базеле // Assembly of European Regions: [сайт]. URL: http://aer-www.ameos.net/fileadmin/user_upload/PressComm/Publications/DeclarationRegionalism/.dam/ l10n/ru/DR_RUSSE.pdf (дата обращения: 05.11.2016).
2 Там же.
3 Там же.
4 Хартия европейской безопасности. Принята на Стамбульской встрече на высшем уровне Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе в ноябре 1999 г. // OSCE: офиц. сайт. URL: http://www.osce.org/m/node/125811?dowtiload=true (дата обращения: 05.11.2016).
5 Там же.
6 О мерах по противодействию терроризму [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 15 февр. 2006 г. № 116 // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191136#0 (дата обращения: 05.11.2016).
безопасности. В ст. 12 этого же федерального закона констатируются, но не раскрываются «функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности»1.
Дальнейшим развитием этих общих положений федерального закона явилась Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ № 683 от 31 декабря 2015 г. В ней констатируется в качестве одного из главных направлений «обеспечения государственной и общественной безопасности... усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности»2, а также наличие регионального уровня состояния национальной безопасности.
В соответствии с п. 64 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации «стабильное состояние национальной безопасности на региональном уровне обеспечивается путем сбалансированного, комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации, расширения и укрепления хозяйственных связей между ними»3. Такова позиция федерального центра.
В субъектах Российской Федерации термин «региональная безопасность» чаще всего понимается либо как проекция задач обеспечения национальной безопасности на уровень региона, либо как проекция государственной региональной политики на уровень субъекта Российской Федерации с учетом специфических проблем безопасности субъекта РФ (см. [2]).
В частности, действующее с 2012 г. в Костромской области управление региональной безопасности Костромской области осуществляет «функции по проведению государственной и выработке региональной политики, .нормативному правовому регулированию в сфере обеспечения региональной безопасности, защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, охраны собственности и правопорядка, противодействия терроризму и экстремизму, борьбы с преступностью»4.
Главное управление региональной безопасности Омской области в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Омской области обеспечивает «реализацию мероприятий в сферах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, использования атомной энергии, обеспечения радиационной безопасности населения Омской области, пожарной безопасности, российского казачества, обеспечения правопорядка и организации участия граждан в охране общественного порядка и <является органом,> координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Омской области в указанных сферах»5.
Региональная безопасность обоснованно связывается с уровнем обеспечения национальной безопасности. Но является ли она самостоятельной категорией? Ответ будет утвердительным, если мы придем к выводу о наличии безопасности региона как самостоятельной категории. Для принятия решения по данному вопросу необходимо обратиться к анализу возможных составных элементов безопасности региона. Если при характеристике элементов безопасности на региональном уровне будут обнаружены какие-либо элементы, которые отсутствуют на национальном уровне, то ответ будет положительным. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации указывает на восемь основных
1 О безопасности...
2 П. 44 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации...
3 П. 64 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
4 Положение об управлении региональной безопасности Костромской области [Электронный ресурс]. Утв. Постановлением губернатора Костромской области от 27 мая 2012 г. № 116 (в ред. от 17 авг. 2016 г. № 175) // Управление региональной безопасности Костромской области: офиц. сайт. URL: http://www.zn44.ru/pages/department/polojenie.html (дата обращения: 06.11.2016).
5 Положение о Главном управлении региональной безопасности Омской области [Электронный ресурс]. Утв. Указом Губернатора Омской области от 25 июня 2004 г. № 133 (в ред. от 6 июля 2015 г. № 114) // Омская Губерния. Главное управление региональной безопасности Омской области: офиц. сайт. URL: http://gugo.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/GURB/pologenie.html (дата обращения: 06.11.2016).
видов национальной безопасности, которые являются такими же и на региональном уровне (государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасность, безопасность личности). А национальная безопасность обеспечивается реализацией комплекса политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер. Причем в деятельности по реализации такого комплекса мер принимают участие органы государственной власти федерального и регионального уровней, а также органы местного самоуправления, взаимодействующие с институтами гражданского общества. Таким образом, безопасность региона не имеет элементов, отсутствующих на национальном уровне, и является по своей сути составной частью национальной безопасности. Более того, на региональном уровне отсутствуют некоторые элементы национальной безопасности (например, такие, как военная, пограничная безопасность, имеющие общегосударственный характер, поскольку угрозы в таких аспектах не могут исходить от соседних регионов - субъектов Российской Федерации). Таким образом, вывод о региональной безопасности как составном элементе национальной безопасности более низкого уровня является обоснованным.
В результате проведенного анализа можно охарактеризовать региональную безопасность следующим образом: региональная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и части государства от угроз безопасности, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, устойчивое социально-экономическое развитие в пределах субъекта (группы субъектов) Российской Федерации.
Библиографический список
1. Косов Е. Глобализация / Глокализация: где место России в многополярном мире? // Геополитика: информ.-аналит. портал. URL: http://www.geopolitica.ru/Articles/1460/ (дата обращения: 06.10.2016).
2. Мельников В. И. Роль и место региональной безопасности в общегосударственной системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] / Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности. М., 2010. 64 с. URL: http://council.gov.ru/media/ files/41d44f2442cf2e622fef.pdf (дата обращения: 06.10.2016).