Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛИЗМ В ЗАПАДНОЙ СУМАТРЕ. ВОЗМОЖНОСТИ И ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОЙ АРХИТЕКТУРЫ'

РЕГИОНАЛИЗМ В ЗАПАДНОЙ СУМАТРЕ. ВОЗМОЖНОСТИ И ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОЙ АРХИТЕКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
195
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ / РЕГИОНАЛИЗМ / ВЕРНАКУЛЯРНАЯ АРХИТЕКТУРА / ПОСТОКОЛОНИАЛЬНАЯ ЭПОХА / МИНАНГКАБАУ / ЗАПАДНАЯ СУМАТРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Марахина Анастасия Борисовна

Данный материал посвящен архитектурной обстановке в индонезийской провинции - Западной Суматре и является результатом исследования местной формы регионализма, с которой мне посчастливилось познакомиться во время учебы в Индонезии. Здесь будет рассмотрено влияние народной архитектуры на современные тенденции в строительстве. Мы постараемся понять, в чем заключается уникальность местного языка архитектуры: его функции и возможности в контексте времени на примере некоторых архитектурных памятников. Как и когда жилая народная архитектура начала трактоваться в новом ключе и стала двигателем национального самосознания индонезийского народа? Постараемся разобраться в сложном наслоении символов и образов, которое отличает вернакулярную архитектуру рассматриваемого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONALISM IN WEST SUMATRA. OPPORTUNITIES AND POTENTIAL OF TRADITIONAL ARCHITECTURE

This material is devoted to the architectural setting in the Indonesian province of West Sumatra and is the result of a research for a local form of regionalism, which I was lucky enough to get to know while studying in Indonesia. It will examine the influence of tradition architecture on current trends in building. We will try to understand what is the uniqueness of the local language of architecture, its functions and capabilities in the context of time, using the example of some architectural monuments. How and when did residential folk architecture begin to be interpreted in a new way and became the engine of the national identity of the Indonesian people? We will try to understand the complex layering of symbols and images that distinguish the vernacular architecture of the region under consideration.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛИЗМ В ЗАПАДНОЙ СУМАТРЕ. ВОЗМОЖНОСТИ И ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОЙ АРХИТЕКТУРЫ»

Регионализм в Западной Суматре. Возможности и потенциал традиционной

архитектуры

Regionalism in West Sumatra. Opportunities and potential of traditional architecture

Марахина Анастасия Борисовна

Специалист

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, ф-т Истории Искусства

e-mail: marakhina. [email protected]

Marakhina Anastasia

RUSSIAN STATE UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES, Art History department

e-mail: marakhina. [email protected]

Аннотация.

Данный материал посвящен архитектурной обстановке в индонезийской провинции - Западной Суматре и является результатом исследования местной формы регионализма, с которой мне посчастливилось познакомиться во время учебы в Индонезии. Здесь будет рассмотрено влияние народной архитектуры на современные тенденции в строительстве.

Мы постараемся понять, в чем заключается уникальность местного языка архитектуры: его функции и возможности в контексте времени на примере некоторых архитектурных памятников. Как и когда жилая народная архитектура начала трактоваться в новом ключе и стала двигателем национального самосознания индонезийского народа? Постараемся разобраться в сложном наслоении символов и образов, которое отличает вернакулярную архитектуру рассматриваемого региона.

Annotation.

This material is devoted to the architectural setting in the Indonesian province of West Sumatra and is the result of a research for a local form of regionalism, which I was lucky enough to get to know while studying in Indonesia. It will examine the influence of tradition architecture on current trends in building.

We will try to understand what is the uniqueness of the local language of architecture, its functions and capabilities in the context of time, using the example of some architectural monuments. How and when did residential folk architecture begin to be interpreted in a new way and became the engine of the national identity of the Indonesian people? We will try to understand the complex layering of symbols and images that distinguish the vernacular architecture of the region under consideration.

Ключевые слова: архитектура Юго-Восточной Азии, регионализм, вернакулярная архитектура, Постоколониальная эпоха, минангкабау, Западная Суматра.

Key words: South-East Asia architecture, regionalism,vernacular architecture, Post-Colonial Era, Minangkabau, West Sumatra.

Архитектура Индонезии - уникальное и самобытное явление в материальной культуре Юго-Восточной Азии, представляющее собой калейдоскоп удивительных форм и технологий в строительстве. За свою многовековую историю зодчество Индонезии впитало в себя архитектурный опыт таких регионов как: Индия, Китай, Западная Европа и т.д. Многообразие и сменяемость религиозных и философских учений нашли свое отражение в классической архитектурной традиции ( Буддийско-индуистское средневековое зодчество), народных вернакулярных постройках, и, как итог, в архитектуре постколониального периода. Общие и частные моменты в архитектуре Индонезии в отечетственной литературе были освещены в научных трудах такими исследователями и исследовательницами, как: И.Ф. Муриан, Е.В.Ревуненкова,С.В. Кулланда.

Минангкабау - народ, исконно населяющий территорию Западной Суматры. Традиционная архитектура этого региона восходит к австронезийскойму типу жилых построек, которые можно встретить на всей территории Юго-Восточной Азии, Японии и Полинезии. Характерными чертами таких сооружений являются высокий свайный фундамент, надземный жилой этаж и массивная скатная крыша с расширенным или заостренным коньком и наклонными плоскостями фронтона. Дома Рума гаданг(Большой дом. минанг.) или Рума Багонджонг (Дом с рогатой крышей - минанг.) представляют собой типичные постройки австронезийского типа (Рисунок

1), с региональными особенностями и сложной системой организации пространства,отражающей концепцию мировоззрения минангкабау, основанную на сочетании традиций( адат) и ислама [5]. В плане Рума Гаданг имеет простые и понятные геометрические формы - это вытянутое прямоугольное здание, разделенное на несколько помещений (ruang), где их количество зависит от состава семьи, проживающей в доме (Рисунок2). Рума Гаданг, как и большинство традиционных построек Индонезии, богато украшены резьбой. Мотивы - традиционные в искусстве минангкабау, растительные и геометрические орнаменты, расположение и значение которых представляют собой образно-символическую структуру.

1

Рисунок 1. дворец Пагаруюнг. Рума Гаданг. г. Батусангкар Источник: личный архив

Рисунок 2. План Рума Гаданг Источник: https://enaypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQCM-admPШyYzjpsDogwyKotQwFGf-lrnRM5o1_kCfwkG-A4B9sRsvsq91vXJ5CHzRVSE&usqp=CAU

Типологически Рума Гаданг делятся на две группы: Келарасан Кото Пилианг и Каларасан Боди Чаниаго(рис 3,4). В первом случае, дом имеет многоярусный корпус, где двускатная крыша (гонджонг) с мезонином подчиняется общему ритму здания и имеет столько же фронтонов (сингкок) ,сколько и уровней . Самый высокий ярус используется старейшинами а самый низкий - незамужними девушками, отражая авторитарную форму правления данного поселения. Более демократическим, но менее изысканным является дом Рума Гаданг из Каларасана Боди Чаниага. Жилой этаж в таких домах ровный, и гонджонг обычно представлен четыремя сингкоками, отсуствует мезонин. В обоих случаях, нередко у домов стоят амбары(рангкьянг), являясь стилистическими подобными жилой зоне.

Рисунок 3. Рума Гаданг Каларасан Кото Пилианг. г. Батусангкар, приблиз.1800 г.

Источник: личный архив

Рисунок 4 Рума Гаданг Каталарасан Боди Чаниаго. г. Батусангкар,приблиз. 1600 г.

Гонджонг (рогатая крыша минанг.) - является самым узнаваемым визуальным элементом архитектуры Минангкабау. Рога буйвола, которые он напоминает - неотъемлемый символ самоидентификации этого народа. Согласно легенде, хитрые Минангкабау победили яванцев в состязании быков, увенчав рога молодого голодного теленка металическими острыми наконечниками. Теленок, в надежде найти вымя, распорол живот яванскому буйволу, Так, согласно легенде, победившие местные жители провозгласили себя Минангкабау ( minang каЬаи-победить быка - минанг.).Отголоски этой легенды можно увидеть на фиалах (маник-маник) крыши,

выполненных в виде заостренных оцинкованных конусов. Доподлинно известно, что подобным образом стали повсеместно украшать заостренные концы конька лишь послдение пятьдесят- восемдесят лет, причем подвергнутые реставрации старые здания также обрели эту особенность .(Рисунок5,6).Подобные модификации могут трактоваться как утрирование идентификационных визуальных штампов.

Рисунок 5. Рума Гаданг в 1910г. Форт-де-Кок Источник: Wikipedia

Рисунок 6. Эта же постройка после реставрации Соломенная кровля заменена на железную, конек дополнен

оцинкованными конусами.

Источник: http://travelplusindonesia.blogspot.com/2016/11/tiga-malam-di-rumah-gadang-sembilan.html

Согласно иконографическому анализу и лингвстическим данным[1,13], седловидные крыши, вероятно, изначально отождеставлялись с парусными лодками, на которых австронезийцы 5000 лет назад рассекали волны у берегов Нусантары[1] (историко-культурное понятие, обозначающее область расселения народов австронезийской языковой семьи[13]). Позднее, в регионах, в которых буйвол пользовался большим значением в хозяйстве и жизни местного населения, крыши приобрели более стилизованный характер и были дополнены декоративными элементами: деревянной резьбой с мотивом быка, рогами на верхушках коньков крыши ( горные и равнинные территории Западной Суматры; остров Самосир, Северная Суматра; деревня Тораджа, Южный Сулавеси) . Такая форма, помимо образно-символического, имеет и функциональное значение. Согласно Wastu Citra - теоретическому трактату о принципах строительства выдающегося индонезийского архитектора Ю. Б. Мангувиджая , изгиб ската седловидной крыши обеспечивает беспроблемный вывод водных осадков с кровли во время сезонных ливней , наклонные плоскости фронтона создают прохладную тень в полуденную жару и защищают от ветра , а соломенная кровля, являясь водонепроницаемой, в то же время обеспечивает прекрасную

вентиляцию. Кроме того, такая форма крыши облегчает, за счет правильного распределания нагрузки, несущие элементы здания [11].

Хотя Мангувиджая не упоминал термин регионализм, его работа, по сути, является критикой индонезийского архитектурного опыта постколониального периода. По его мнению, архитектура Индонезии с момента провозглашения Независимости стала наполовину западной, наполовину тропической, что привело к безвкусным архитектурным проектам, в которых региональные особенности стали не больше, чем демонстрацией и эксплуатацией визуальных форм с полным игнорированием культурых и смысловых аспектов [11].

Первые попытки найти конценсус между народной и европейской архитектурой были предприняты еще в колониальный период. Голландские архитекторы взялись пересмыслить существующие традиции в строительстве с учетом потребностей современных быстрорастущих городов. В первые годы этот синтез был довольно консервативен (Рисунок7) и оставался в рамках колониального стиля, но со временем новое поколение архитекторов начали играть с более абстрактными идеями и формами, уходя от первоначального замысла, что привело к таким явлениям в Индонезийской постколониальной архитектуре как ретрофутуристичный стиль Дженгки, вдохновленный идеями свободы и технологиями будушего. (Рисунок8)

Рисунок7 Большая мечеть Гантинг.1810г. г. Паданг, до реставрации Источник: https://www.goodnewsfromindonesia.id

Рисунок8. Жилой дом в Сурабае. Стиль Дженгки, ок.1960 г.

Источник: Wikipedia

Архитектурный потенциал Рума Гаданг был отмечен голландскими колонистами еще в XIX веке. Тогда в центральных и прибрежных районах Западной Суматры вся колониальная архитектура делилась на два типа: еропейские постройки, каноничные в своем стиле и эклектичные здания, в той или иной мере, использующие мотивы Рума Гаданг. Часто это были настоящие жилые дома, которые некогда принадлежали коренным жителям, но по тем или иным причинам ставшие собственностью голландцев и превратившиеся в административные здания. Первые изменения стали происходить в частичном замещении метериала: камень или бетон стали встречаться в отделке фундамента и стен. [10]

Опыт голландцев не остался незамеченным и местными архитекторами. Так, в 1905 году началось строительство мечети Рао-Рао в Танах Датаре (Рисунок9). Это старейшая из сохранившихся мечетей Западной Суматры.[9] Здесь дерево не использовалось в качестве основного материала и сохранилось только в каркасе крыши, в то время как корпус и фундамент выполнены из кирпича и бетона. Остов здания мечети и многоярусная крыша напоминают чанди, все еще сохраняя опыт буддийско-индуисткой архитектуры. Венчает ступенчатую крышу четырехщипцовая крестообразная надстройка, в которой легко угадывается гонджонг типа Келарасан Кото Пилианг и, где каждый из четырех щипцов является отсылкой к четырем кланам минангкабау, организовавшим строительство мечети. Вместе с тем ступенчатые щипцы фасада и широкие створчатые окна напоминают голландскую архитектуру, а для облицовки здания была использована керамическая плитка европейского производства с персидскими мотивами [9].

ЕЛА»:_______Ы — ■ " " 1------'-------------------

Рисунок 9 Мечеть Рао-Рао в Танах Датаре. 1905 г. Источник: Центр культуры Минангкабау в Паданг Панджанге.

Мечеть Рао-Рао- пример новаторского видения структуры и тектоники религиозного здания, воплощение идеи ислама с учетом региональных особенностей в контексте времени.

В 1926 году два индонезийских архитектора Сутан Джиджи Амех и Язин, по заказу королевы Нидерландов, в качестве подарка действующему мэру Форт-де Кок ( ныне Буккиттинги), выполнили проект Джам Гаданг - башни с часами в центре города, которая по-прежнему считается одной из главных достопримечательностей Западной Суматры.

Джам Гаданг - башня высотой 26 метров, квадратная в плане и разбитая по вертикали на шесть модулей (ярусов). Она выполнена из смеси извести, песка и покрашена побелкой. Вертикальное членение фасада через пилястры с филенками добавляет статичности и строгости к восприятию архитектоники здания. Авторы умело соединили в своем творении прямые линии, классику и симметричность. Ступенчатаый характер постройки, удлинненные изящные окна отсылают к архитектуре ар-деко, бывшей популярной в колониальной Ост-Индии. Часовой механизм очень удачно дополнен схематичным орнаментом, представляющим собой очертания гонджонга. Гонджонг также венчает башню, но так было не всегда. По первоначальному замыслу, на вершине

башни располагалась цилиндрическая куполообразная крыша со смотровой площадкой и статуей петуха на шпиле, смотрящего на восток.(Рисунок 10) Смотровая площадка использовалась военными для поиска и наблюдений за последователями Имама Бонджола - оппозиционного антиколониального лидера. Во время японской оккупации старая крыша, не потеряв своего унитарного значения, приобрела форму пагоды.( Рис 11.) И только в 1957 году, гонджонг, удачно вписанный в композицию, подчиняясь общему ритму здания и дополняя его, увенчал Джам Гаданг, став главной достоприсечательностью города и всей Западной Суматры (Рисунок 12). Башня, некогда построенная минангкабау, служившая голландцам для ловли партизан, а затем японцами для ловли голландцев, наконец стала принадлежать народу, на чьей земле она стоит.

Рисунок 10 Джам Гаданг в колониальную эпоху. Источник: https://dmagek.id/2020/08/27/pangana/patung-ayam-jantan-di-puncak-jam-gadang/

Рисунок 11 Джам Гаданг во время японской оккупации ок. 1940-х гг.

Источник: http://www.anakminang.com/2015/12/details-of-jam-gadang.html

Рисунок 12 Джам Гаданг в наши дни.

Источник: https://bobo.grid.id/read/08706725/kenapa-angka-4-di-jam-gadang-ditulis-iiii-dan-bukan-iv-kita-cari-tahu-

yuk?page=all

После провозглашения Дня Независимости во всей Индонезии остро ощущалась необходимость в архитектуре по-настоящему индонезийской. По заявлению первого президента Сукарно, который был архитектором по образованию, стояла задача создания такой архитектуры, которая могла бы стать конкурентоспособной и востребованной в мире. Первые проекты были выполнены в интернациональном стиле, следующие за архитектурой БАУХАУС, идеями и новаторством Ле Карбюзье, новостройками в «стиле Чикаго». [1] Но такая архитектура была чужеродной и неоправдано дорогой для географических особенностей Индонезии. Поэтому в конце 60-х годов в Индонезии вновь обращаются к традиционным формам и приемам в строительстве. [1]

Эта внезапная потребность - включить в облик городов индетификационные признаки нашла свое отражение в оформлении административных построек: отныне все муниципальные здания, будь то мэрия, городское управление или полицейский участок включают региональные архитектурные элементы. Аналогичная политика коснулась и жилого сектора, а также торговых площадей, шопхаусов( двухуровневые дома с коммерческой недвижимостью внизу и жилой наверху) и образовательных учреждений. Такие постройки стали примером неустойчивой и невнятной архитектуры. В Западной Суматре это особенно ощущается и по сей день. Гонджонг оказался полностью оторванным от своего сакрального смысла. Пестрые фронтоны с оцинкованными фиалами стали венчать офисы, здания университетов, бары и рестораны. Последние также получили свое распространение за пределами Западной Суматры - став идентификационным признаком падангской кухни ( рис 13, 14,15,16)

Рисунок 13 Административное здание в г. Паданг Панджанг, 2010г Источник: google.com

Рисунок 14 Здание мэрии г. Буккиттинги, 2017 Источник: https ://hariansinggalang. co.id

Рисунок 15 Отел-ресторан Де-Кок. г. Буккиттинги, 2016 г. Источник: https://www.a-hotel. com

Рисунок 16 Здание рынка в г. Буккиттинги, ок 2005 Источник: https://bisniswisata.co.id/

Реанимировал регионализм в этой провинции молодой архитектор Рузал Муслимин. В 2007 году он выиграл конкурс на строительство Большой Мечети в Паданге (Рисунок 17). Несмотря на победу, его проект подвергся критике из-за решения убрать традиционный для такого типа построек купол и заменить его на гонджонг. Губернатор Западной Суматры в итоге утвердил проект, но строительство шло очень медленно из-за сильного землятрясения 2009 года и по ряду других финансовых сложностей. Деньги на строительство мечети были выделены Саудовской Аравией и лишь в 2019 году мечеть полностью была отстроена.

Рисунок 17. Проект Большой Мечети в г. Паданг.

Источник: http://islamicdesignart.blo gspot.com/2010/0 1/minang-masj id-rava-minangkabau. html

Проект мечети - это новое слово в исламском зодчестве. Отсуствие купола компенсируется монументальностью и простором внутреннего пространства. Территория мечети очень большая и само здание занимает лишь половины всей площади. Это грамотное архитектурное решение, позволяющее в условиях плотной падангской застройки осмотреть мечеть с необходимого расстояния.

Полотнообразная вогнутая крыша отсылает к истории, записанной в Коране, в которой четыре племени курайшитов несли за углы плаща пророка черный камень в Мекку. В то же время, мотив гонджонга и использование традиционных орнаментов минангкабау во внешнем и внутреннем убранстве безусловно являются актом вдохновения и пересмысления народной архитектуры, делая здание мечети по-настоящему современным и акутальным.

Следуя принципам Wastu Citra, Муслимин позаботился и о функциональности здания. Так, вогнутая крыша имеет резервуары для дождевой воды, используемой в зале омовения. Кроме того, отсуствие окон компенсируются перфорированными орнаментальными вставками, пропускающими необходимый свет и обеспечивающими циркуляцию воздуха внутри мечети[7].

Большая Мечеть в Паданге - это по-настоящему нео-вернакулярная архитектура, порождение эпохи постмодерна и новый взгляд на сочетание традиционного и современного, эстетики и функционализма( Рисунок18)

Рисунок 18. Большая мечеть в Паданге, 2019 Источник: https://cdn.akurat.co/images/uploads/images/akurat 20200214060414 5i2042.jpg

Востребованность в новой экологичной, эргономичной и эстетически привлекательной архитектуре -насущая проблема не только в регионе Западной Суматры. Потеницал и значимость вернакулярной традиционной архитектуры сложно переоценить, однако для достижения высоких результатов, ее использование должно быть актом созидания и переосмысления архитектурного опыта,а не слепого подражания и эксплуатации визуальных признаков. Возможности применения устойчивых архитектрных элементов, хитростей и секретов архитектоники вернакулярной архитектуры в сочетании с современными технологиями и материалами могут стать положительной тенденцией в тропической архитектуре будушего.

Список используемой литературы:

1.Architecture of Indonesia / Agoes Arismunandar, Gaudenz Domin, R. Waterson, Bagoes Wiramartono и др.; под ред. Gunawan Tjahjono. - Jakarta: Archipelago Press, 1999-2001. - 3-10, 17-19, 125-133 с.

2. Stephen Y. Loanoto, Maria I. Hidayahtun Wastu Citra as an Indonesia Regionalism Local Wisdom (Phenomenology Studies from Butet's House) // International Journal of Architecture and Urbanism. - 2019. -№01.2019. - С. 69 - 80.

3. Aulia Azmi, Imam Faisal Pane 206 Edisi cetak Penerapan arsitektur tradisional Minangkabau Pada Bangunan Perkantoran Bukittinggi // Jurnal Arsitektur dan Perkotaan "KORIDOR'. - 2018. - №vol. 09 no. 02, JULI 2018. - С. 206-214.

4. Resky Annisa Damayan Kebertahanan atap gonjong dan perubahan arsitektur Di Wilayah Sumatera Barat // Dimensi. - 2018. - №Vol.15- No.1. - С. 31-44.

5. Siti Sabila Clara Ralie, , Maria Immaculata Ririk Winandari, Sri Handjajanti Arsitektur kontekstual di bangunan pusat budaya Sumatera Barat //. - Jakarta: Universitas Trisakti., 2019. - С. 231-238.

6. Yani Rahmadhanty, Desriyeni Paket informasi arsitektur Rumah Gadang Tiga Kabupaten Di Sumatera Barat // FBS Universitas Negeri Padang. - 2019. - С. 550-561.

7. Nurhayatu Nufut Alimin Masjid Raya Sumatra Barat sebagai simbol persatuan Muslim di Sumatra Barat // INVENSI. - JUNI 2016. - №1. - С. 80-89.

8. Erdinal Agung Kjian bentuk Jam Gadang Di Bukittinggi// S2 Departemen Arsitektur Fakultas Teknik Universitas Sumatera Utara Medan - Medan, 2016. - 17 с.

9. Syahrul Rahmat Pengaruh Eropa terhadap arsitektur masjid Rao Rao Tanah Datar // Jurnal Penelitian Sejarah dan Budaya. - 2018. - №vol. 4 no.1. - С. 1014-1031.

10. Manguwijaya Wastu Citra. - 5 изд. - Jakarta: Penerbit PT Gramedia Pustaka Utama,, 2013. - 544 с.

11. Wuisman, Jan J.J.M. Masa Lalu Dalam Masa Kini: Posisi Dan Peran Tradisi-Tradisi Vernakular Indonesia Dan Langgam Bangunan Masa Lalu. Masa Lalu Dalam Masa Kini Arsitektur di Indonesia, 2009.Peter J.M. Nas ed.: 25 - 47.

12. Ревуненкова Е.В. Мотив буйвола в традиционном жилище батаков и минангкабау (Индонезия) // http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/08/08_02/978-5-88431-235-7/ (дата обращения: 15.03.2021). Индонезийцы и их соседи. Festschrift Е. В. Ревуненковой и А. К. Оглоблину. СПб.: МАЭ РАН, 2008. 432 с.; 16 илл. Маклаевский сборник. Вып. 1.

13. Ревуненкова Е.В. Лодка, камень, гора в малайском мире (дата обращения: 15.03.2021) Индонезийцы и их соседи. Festschrift Е. В. Ревуненковой и А. К. Оглоблину. СПб.: МАЭ РАН, 2008. 432 с.; 16 илл. Маклаевский сборник. Вып. 1.

14. Погадаев, В. Малайский мир (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур). Лингвострановедческий словарь. М.:"Восточная книга", 2012, с.448

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.