электронный научно-экономический журнал стр 15
РЕГИОН КАК ПРОСТРАНСТВЕННАЯ БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ
Смирнова Татьяна Валерьевна
ФГБОУ «Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П. А. Соловьева»
Аннотация. В статье исследованы и обобщены различные подходы к трактовке инноваций. Доказана необходимость рассмотрения региона как некоторого специфического пространства для осуществления инноваций любой природы. Автором сформирована и представлена инновационная система управления экономикой на региональном уровне, предложена авторская трактовка инновационного развития региона.
Ключевые слова: инновации, регион, инновационное развитие региона, инновационная система Smirnova Tatyana, V.
P. A. Solovyov Rybinsk State Aviation Technical University, Rybinsk, Russian Federation
Abstract. The article examines and summarizes the various approaches to the interpretation of innovation. The necessity of consideration of region as a specific space for innovation of any nature. The author formed and presented an innovative system of economic management at the regional level, proposed author's interpretation of the innovative development of the region.
Keywords: innovation, the region, the innovative development of the region innovation system
Все в этом мире находится во взаимной связи и зависимости. Многие на первый взгляд совершенно случайные события и явления при более пристальном рассмотрении являются элементами вполне определенной системы и имеют свои причинно-следственные связи. Подобный взгляд распространяется и на инновационные процессы, осуществляемые на территории региона.
Рассмотрение региона как некоторое специфическое пространство, которое позволяет осуществлять и активизировать инновационные процессы, является целесообразным по следующим причинам [1, с. 5].
Во-первых, актуальным становится развитие собственного потенциала региона.
Во-вторых, регионы стали все больше ориентироваться не на общие цели государства, а на цели собственного развития в рамках общегосударственных программ и планов.
В-третьих, сместились акценты по влиянию на экономику страны тех или иных сфер деятельности. Постепенно сфера материального производства уходит на второстепенные роли, а первенство отдается домашним хозяйствам и сфере услуг, включая финансовую сферу.
В-четвертых, изменились источники и условия финансирования регионов. Теперь регионы все чаще и в больших объемах должны использовать собственные и привлеченные финансовые ресурсы.
В-пятых, поменялись принципиально взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и органами управления регионом. Косвенные рычаги разного типа (экономического и нет) продолжают оказывать влияние на результаты их деятельности.
Знания о территориях, об обеспеченности их ресурсами, о различных видах потенциала, а также о методах управления и формах организации общественного хозяйства выступают одним из факторов их эффективного и динамичного использования [2, с. 5]. Куклински в своем исследовании говорит о регионах как о составных частях пространственной экономической системы в целом, которая сможет развиваться только совместно с развитием экономик отдельных территорий [3, с. 3].
Традиционная научно-техническая политика во всем мире уступает место политике инновационной. Это объясняется тем, что существует ограниченная эффективность в решении задачи модернизации экономики в рамках научно-технической политики: первостепенное значение отдается созданию нового знания при второстепенном значении внедрения этого знания в производство [5, c. 91].
Безусловно, сценарий «Инновационная экономика» имеет очень высокую привлекательность. Это определяется наивысшей конкурентоспособностью инновационной экономики, высокой инвестиционной привлекательностью, а также средним уровнем рисков в этом секторе. Данный сценарий полностью соответствует и самой Концепции социально-экономического развития РФ. Именно инновационное направление развития экономики страны признается перспективным.
При этом следует упомянуть об отсутствии регламентированного механизма, который, с одной стороны, должен быть выработан законодательством и иметь организационные процедуры, а с другой стороны, позволил бы планировать и воплощать в жизнь инновационное развитие регионов. Однако пока не существует и самого термина «инновационное развитие региона». К такому выводу пришел автор после исследования понятийного аппарата, касающегося инноваций и инновационной деятельности.
электронный научно-экономический журнал стр 16
Практически все подходы к исследованию и оценке инновационной деятельности раскрывают подобные процессы на двух основных уровнях:
1) микроуровень: это непосредственно сами экономические субъекты (предприятия и организации, НПО, вузы, НИИ и т. п.);
2) уровень объединений хозяйствующих субъектов: инновационно-промышленный комплекс, инновационно-технологический центр, инновационные территориальные образования, инновационные технологические кластеры.
В результате применения только перечисленных подходов остается незамеченным мезоуровень. А ведь именно с позиции этого уровня можно комплексно и системно оценить, а также и активизировать происходящие инновационные процессы, способствуя развитию экономики отдельной территории государства.
Само понятие «инновация» имеет достаточно разнообразную трактовку в зависимости от объекта и предмета исследования. Изучение предметной области по данному вопросу позволило сформировать семантическую матрицу понятия «инновации» [6, с. 12-14]. Следует выделить несколько подходов к рассмотрению сущности инноваций.
1. В качестве процесса (комплексного, общественного-технического-экономического, сложного), который ориентирован на получение определенного эффекта (новые решения, технологии, свойства продукта, экономическая выгода, социально-экономический и другие). Подобную идею высказывали Твисс, Раппопорт, Санта, Лапин, Кабаков, Гвишиани, Глазьев и др.
2. В качестве изменения, которое затрагивает систему функционирования предприятия, структуру производственного механизма и может осуществляться в любой сфере деятельности хозяйствующего субъекта. Это касается и свойств продукта, и применяемых технологий, и способов организации бизнеса, как с положительными, так и с отрицательными социально-экономическими последствиями. Приверженцами такого подхода стали Шумпетер, Валента, Яковец, Волдачек и др.
3. В качестве результата научной, практической и организационной работы, инновационной деятельности. Это научные открытия и изобретения, новые способы и методы работы. Эти идеи были близки Левинсону, Канторовичу, Гохбергу и др. Так, Фатхутдинов следующим образом интерпретировал инновации, повествуя о конечном результате внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения различного вида эффектов [8, с. 17-18]. Уваров и Осипов более обобщенно представляли себе инновации, делая емким данное понятие: «Интегрированный результат получения и внедрения новшеств на всех этапах жизненного цикла товара» [7, с.85].
Анализ определений инноваций различных авторов свидетельствует о том, что этот термин трактуется достаточно широко и имеет различные смысловые оттенки. В последнее время делается акцент на экоинновации, которые должны обеспечивать выполнение следующих направлений: снижение негативного влияния на окружающую среду - как основная задача; достижение не только технологических инноваций, но и получение инноваций в социальных и институциональных структурах - как более широкая область применения.
Выделение экоинноваций, учитывая существующие подходы, по сути, вписывается в общую канву восприятия инноваций различными исследователями этой предметной области.
Мы рассматриваем инновации как процесс, который реализуется на различных уровнях управления, а в рамках нашего исследования прежде всего на региональном уровне.
В современных условиях хозяйствования, когда регионам предоставлена большая свобода действий и самостоятельности, одним из приоритетных направлений становится активизация инновационной деятельности. Именно передовые технологии, современные инновации в различных сферах позволят выполнить воспроизводственные процессы в регионе. И здесь мы видим двойственную связь региона и инноваций: с одной стороны, регион - это своего рода пространство, пригодное для осуществления и активизации инновационных процессов; с другой стороны, рост показателей, характеризующих уровень инновационной активности в регионе, свидетельствует и о повышении уровня социально-экономического развития конкретного региона в целом.
Как повествует Б. Санто в своем исследовании: «Народнохозяйственное воздействие конкретного инновационного процесса можно расчленить на две части: примерно 30% потенциала воздействия проявляется на том предприятии, которое его реализует, а остальные 70% опосредованно повышают результаты других предприятий» [4, с. 87].
Совокупность субъектов инновационной деятельности, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности, формирует инновационную структуру. Характеризуя ресурсы и средства для данного процесса, мы фактически говорим об инновационном капитале и инновационном потенциале, без которых невозможно хоть какое-либо мало-мальское движение в сторону инновационного развития города, области, округа и страны в целом.
Для формирования системного взгляда на инновационные процессы в регионе автором данного исследования предложена инновационная система. Ее уместно использовать на всех уровнях управления экономикой и, прежде всего, на региональном (рис. 1).
Обобщая результаты проведенного исследования, автор предлагает следующую трактовку понятия «инновационное развитие регионов»: «...это сложный, многогранный, последовательный процесс социально-экономического развития регионов на основе приоритетов инновационной политики, с использованием инновационного потенциала и учитывая инновационную инфраструктуру» [6, с. 49].
электронный научно-экономический журнал
№ 02 (58) 2019
стр 17
Рис.1.Основныесоставляющиеинновационной системы [6,с.40]
Таким образом, для российских регионов в современных условиях хозяйствования назрела необходимость активизации инновационных процессов во всех сферах экономики. Именно регионы объективно становятся особым пространством, позволяющим активно осуществлять инновационные процессы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Госплдарчук Г. Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции. М.: Финансы и статистика, 2006. 288 с.: илл.
2. Гутман Г. В.и др. Управлание ртгиоталннон осономсеой/Г.О.Гуттан, А. А . Мнрледов, С. ЕН Федин; под ред. Г. В. Гутм ана. М.: Финанад и снтвтстика, 2ТЫ^К. И76 с.гиил.
3. Куклкнскл Э.|2яыттатл есат рамвит и е - надало пова дотно го этапа. - Регио нельное развитие и сотрудничество. 130Т. № 2.
4. Санто & Исновлция ота средатво моономическтгс разв 6ер . свлнг./02щ. ре0, и вступ. ст. Б. В. Сазонова. М.: Праг-есс, 1990.296 с.
5. Семенова Т. Ю. Инновационная политика в системе функционирования и развития региона: монография/! Ю. Семенова. СПб: СПбГИЭУ, 2008. 207 с.
6. Смирнова Т. В. Инновации как ресурс социально-экономического развития регионов: дис.... канд. экон. наук.: 08.00.05. Москва, 2012. 182 с., илл. Прил. (270 с.: ил.).
7. Уваров А. Ф., Осипов Ю. М. Понятие термина «инновация» в деятельности учебно-научно-инновационного комплекса // Инновации. 2006. № 2. С. 84-85.
8. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов, 2-е изд., доп. М.: ЗАО «Бизнес - Школа «Интел - Синтез», 1998. 416 с.