ЭКО. - 2012. - №11
КОСОУРОВ в.с.
В статье анализируются тенденции в области интеллектуальной собственности, связанные с процессами глобализации. Автор раскрывает задачи и возможности созданного Совета по вопросам интеллектуальной собственности при председателе Совета Федерации, а также первые результаты его деятельности.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, НИОКР, патентная деятельность
Реформы законодательства об интеллектуальной собственности будут стимулировать инновационную активность бизнеса
В.С. КОСОУРОВ, первый заместитель председателя Комитета Совета Федераций по науке, образованию, культуре и информационной политике, Москва
Значимость вопросов интеллектуальной собственности для повышения благосостояния и качества жизни граждан трудно переоценить. Именно интеллектуальная собственность является той основой, которая позволяет стране получить вначале экономические, затем социальные и в конечном итоге -политические преимущества.
В эпоху глобализации мировой экономики конкурентоспособность страны и ее благополучие во многом будут зависеть от того, насколько благоприятными будут условия для правовой охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности, созданной ее гражданами.
Опыт последних лет показывает, что стратегии научно-технического развития ведущих мировых индустриальных государств (США, Германии, Франции, Великобритании) объединяет одна общая тенденция. Происходят последовательная либерализация политики в области использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД), финансируемых из бюджета, концентрация усилий на ускоренной
передаче полученных результатов в реальный сектор экономики. Всемерно поощряется скорейшее освоение этих результатов частным бизнесом. При этом безусловным приоритетом является соблюдение национальных интересов и национальной безопасности - безвозмездная лицензия для государственных нужд.
К сожалению, в нашей стране практически 80% научных и опытно-конструкторских работ финансируются государством и только 20% - частным бизнесом. При этом развитие производства зачастую осуществляется на старой технологической базе и устаревших зарубежных технологиях. Наибольшая доля затрат на инновационную деятельность - 62,2%, как и раньше, приходится на приобретение машин и оборудования (в том числе за рубежом), а не на покупку новых технологий или приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности.
Несмотря на ежегодное увеличение общего объема расходов федерального бюджета на прикладные научные исследования, среднегодовое количество заявок на изобретения, поданных российскими заявителями, практически не возрастает.
Нематериальные активы отечественных предприятий либо отсутствуют, либо не превышают 0,3-0,5% от внеоборотных, тогда как в экономически развитых странах значение этого показателя доходит до 30% и сопоставимо по своему значению с долей основных средств.
В этих условиях крайне важно разработать эффективные механизмы, в том числе законодательные, которые позволят существенно увеличить объем использования в экономике страны РИД, создаваемых за бюджетные средства, а также повысить инвестиционную привлекательность российских нематериальных активов. Многое в этом направлении уже сделано. Но главная задача, связанная со стимулированием инновационной деятельности, эффективным использованием ее результатов, до конца не решена, а уровень практического использования РИД крайне низок. Сегодня в России патентуются не более 10% охраноспособных РИД, полученных при бюджетном финансировании. При этом в коммерческом обороте находятся лишь 2,2%.
Вот почему в конце 2011 г. Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике обратился к проблеме интеллектуальной собственности и ее использования в реальном секторе российской экономики.
22 ноября 2011 г. мы провели парламентские слушания на тему «Проблемы правового регулирования отношений в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета», в которых приняли участие свыше 120 человек из более 30 регионов России. С ключевым докладом на слушаниях выступила председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко.
Итогом работы стала выработка рекомендаций, которые были направлены в адрес правительства, Государственной думы, Совета при президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
За время, прошедшее с момента проведения парламентских слушаний, многое уже сделано. Так, 1 февраля 2012 г. при председателе Совета Федерации создан Совет по вопросам интеллектуальной собственности. В его состав вошли авторитетные специалисты в области интеллектуальной собственности: руководители Минэкономики, Минобрнауки, Минобороны, Федеральной службы по интеллектуальной собственности РФ; патентные поверенные; представители российской Академии наук, ведущих вузов страны, государственных научных центров, госкорпораций, бизнес-структур и общественных организаций.
На рассмотрение комиссии при президенте РФ по государственным наградам вынесено предложение восстановить почетное звание «Заслуженный изобретатель Российской Федерации».
8 декабря 2011 г. вышло постановление Правительства РФ № 1024, устанавливающее исчерпывающий перечень случаев, в которых Российская Федерация может закреплять за собой права на РИД, созданные по госконтрактам. Также уточнилось понятие «финансирование работ по доведению результатов научно-технической деятельности до стадии практического применения».
Из Постановления от 8 декабря 2011 г. № 1024 «О внесении изменения в постановление правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 342»
«Установить, что федеральные органы исполнительной власти и организации, выступающие от имени Российской Федерации государственными заказчиками научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным контрактам для государственных нужд (далее - государственные контракты), при заключении государственных контрактов обязаны предусматривать в них условия:
а) о закреплении в установленном порядке исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных и секреты производства (ноу-хау) (далее - результаты научно-технической деятельности) за Российской Федерацией, если:
- результаты научно-технической деятельности изъяты из оборота;
- Российская Федерация приняла на себя осуществление финансирования работ по доведению результатов научно-технической деятельности до стадии практического применения, завершающейся этапом постановки продукции на производство, включающим подготовку производства, изготовление установочной серии и квалификационные испытания;
- исполнитель не обеспечил до истечения 6 месяцев после окончания научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения им исключительных прав на результаты научно-технической деятельности;
- результаты научно-технической деятельности созданы в ходе научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых во исполнение международных обязательств Российской Федерации;
- за Российской Федерацией или по решению государственного заказчика совместно за Российской Федерацией и организацией, выполняющей научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (исполнителем),
- если данные результаты непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности государства;
- за исполнителем на условиях, определяемых государственным контрактом,
- в иных случаях...»
В июле 2012 г. принят закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в ст. 333.36 и 333.37 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 8 федерального закона «Об инновационном центре "Сколково"». Закон направлен на создание условий, содействующих большей активности авторов в использовании существующих правовых инструментов. В данном случае - развитию такого инструмента, как принудительная лицензия, которая может предоставляться авторам РИД, если они не используются правообладателем.
Вот лишь неполный перечень наших рекомендаций. Основная их часть касалась совершенствования Гражданского кодекса и адресовалась Совету по кодификации при президенте РФ. 3 апреля 2012 г. в Госдуму внесен проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Предполагается, что уже в следующем году он вступит в силу (см. репортаж с первого заседания Совета на с. 57-71).
Совершенствование гражданского законодательства в области интеллектуальной собственности, безусловно, является чрезвычайно важным и своевременным шагом на пути формирования в России рынка прав на РИД. В то же время, очевидно, что любые законодательные нормы должны быть обеспечены финансовыми средствами и предусматривать скоординированные действия на всех уровнях государственной власти.
Сегодня в большинстве экономически развитых стран приняты государственные стратегии по интеллектуальной собственности. К примеру, принятие в Китае «Национальной стратегии развития патентной деятельности» позволило только за год увеличить число международных патентных заявок на 33,4%. В ходе реализации стратегии к 2015 г. Китай намерен довести число ежегодно подаваемых заявок на патенты до 2 млн.
К сожалению, в России такой стратегии до сих пор нет. Более того, вопросы интеллектуальной собственности зачастую рассматриваются без учета изменений инновационной, инвестиционной и промышленной политики государства,
развития системы образования и подготовки научных кадров, а лишь с позиции узковедомственного взгляда на интеллектуальные права.
Поэтому на заседании Совета было принято решение о необходимости разработки и принятия государственной стратегии в области интеллектуальной собственности. С такой инициативой выступила Торгово-промышленная палата России, а председатель СФ В.И. Матвиенко обратилась в адрес председателя правительства Д.А. Медведева. Это предложение было поддержано главой правительства. Первым заместителем председателя правительства РФ И.Е. Шуваловым даны соответствующие поручения Минэкономразвития, Мин-обрнауки, Минкультуры, «Роспатенту», МВД и т.д., которым предстоит разработать основные положения долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности.
По итогам первого заседания Совета по вопросам интеллектуальной собственности при председателе Совета Федерации были сформированы три пакета поправок к Гражданскому кодексу РФ (всего 23 поправки). Вот основные из них.
1. Совет предлагает закрепить в новой редакции ГК РФ исчерпывающий перечень случаев, в которых права на РИД, созданные по госконтракту, закрепляются за Российской Федерацией (это уже нашло свое отражение в ст. 778.4 новой редакции ГК), включая те случаи, когда результаты созданы в ходе НИОКР, выполняемых во исполнение международных обязательств Российской Федерации.
2. Предлагается закрепить исключительные права на созданные РИД не только за исполнителями государственных контрактов, но также и за третьими лицами - соисполнителями работ по государственным контрактам.
3. Совет предлагает ввести норму, предусматривающую возможность передачи правообладателем исключительного права на РИД авторам этих РИД по их требованию в случае, если правообладатель не начнет их использование либо не распорядится исключи -тельным правом на них в течение установленного периода времени.
В случае отказа правообладателя автору исключительного права от заключения договора о безвозмездном отчуждении автор вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор о безвозмездном отчуждении ему исключительного права. Если
правообладатель не докажет, что неиспользование им РИД обусловлено уважительными причинами, суд принимает решение о принудительном заключении такого договора.
Особо оговорено, что должна быть узаконена возможность перехода исключительного права как от государственного заказчика к исполнителю, так и от исполнителя (не являющегося автором РИД) непосредственно к его автору.
Кроме того, для расширения прав авторов, в случае отказа правообладателя или непоступления от него ответа в течение трех месяцев со дня направления уведомления государственный заказчик обязан уведомить о досрочном прекращении действия патента автора РИД и по его требованию передать ему патент на безвозмездной основе.
4. Для обеспечения баланса интересов государства и авторов предусмотрена норма, обязывающая автора по требованию государственного заказчика предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование РИД для государственных нужд.
5. В части выплаты авторского вознаграждения ГК РФ (как в старой, так и в новой редакции) предусматривает унифицированное правило: автору служебных РИД вознаграждение обязан выплатить работодатель. Совет полагает целесообразным предоставить правительству право урегулировать этот вопрос своим нормативным актом, которым будут установлены не только размер вознаграждения, но и его вид - с учетом специфики отраслей экономики, объемов производимой продукции и ее стоимости.
6. В отношении государственных предприятий и учреждений, действующих в рамках оперативного управления, Совет предлагает закрепить норму, позволяющую им распоряжаться принадлежащими им исключительными правами на РИД (как созданными своими силами, так и приобретенными у третьих лиц за свой счет) самостоятельно, без согласия учредителя.
7. Кроме того, Совет предложил законодательно закрепить норму о необходимости принятия специального закона о результатах научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в рамках которого определить особенности распоряжения правами на РИД, принадлежащими Российской Федерации, и другие вопросы создания и обеспечения функционирования механизма использования прав государства на эти результаты. Разработкой предложений по концепции такого законопроекта займется рабочая группа при Совете по инновационной деятельности.