Научная статья на тему 'Реформы высшей школы в Великобритании как фактор совершенствования ее научно-исследовательской деятельности'

Реформы высшей школы в Великобритании как фактор совершенствования ее научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
951
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИНАРНАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / THE HIGHER SCHOOL BINARY SYSTEM / HIGHER EDUCATION FINANCING / HIGHER SCHOOLS RESEARCH ACTIVITY / THE SCIENTIFIC AND TECHNICAL CENTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Е. В.

В статье на основе анализа различных источников описываются пути реформирования системы высшего образования Великобритании, рассматриваются преимущества перехода от элитарной системы университетского образования к разнообразию высших учебных заведений. Это способствует совершенствованию научно исследовательской деятельности вузов в различных сферах познания, т. к. в постиндустриальную эпоху знания становятся определяющим фактором социально экономического развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The higher school reforms in Great Britain as the factor of its research activity perfection

In the article the ways of the higher education system reforming in Great Britain are described on the basis of various sources analysis, the advantages of transition from elite university education system to a variety of higher educational institutions are considered. It promotes the perfection of higher schools research activity in various spheres of knowledge because knowledge becomes the defining factor of social and economic development of the society in the postindustrial epoch.

Текст научной работы на тему «Реформы высшей школы в Великобритании как фактор совершенствования ее научно-исследовательской деятельности»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 378

РЕФОРМЫ высшей школы в ВЕЛИКОБРИТАНИИ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕЁ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Е. В. КОЗЛОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

e-mail: [email protected]

Козлова Е. В. - Реформы высшей школы в Великобритании как фактор совершенствования её научноисследовательской деятельности // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 802-807. - В статье на основе анализа различных источников описываются пути реформирования системы высшего образования Великобритании, рассматриваются преимущества перехода от элитарной системы университетского образования к разнообразию высших учебных заведений. Это способствует совершенствованию научно-исследовательской деятельности вузов в различных сферах познания, т. к. в постиндустриальную эпоху знания становятся определяющим фактором социально-экономического развития общества.

Ключевые слова: бинарная система высшей школы, финансирование высшего образования, научно-исследовательская деятельность вузов, научно-технические центры.

Kozlova E. V. - The higher school reforms in Great Britain as the factor of its research activity perfection // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 802-807. - In the article the ways of the higher education system reforming in Great Britain are described on the basis of various sources analysis, the advantages of transition from elite university education system to a variety of higher educational institutions are considered. It promotes the perfection of higher schools research activity in various spheres of knowledge because knowledge becomes the defining factor of social and economic development of the society in the postindustrial epoch.

Keywords: the higher school binary system, higher education financing, higher schools research activity, the scientific and technical centers.

Стремительное развитие техногенной цивилизации современного мира, характеризующееся бурным развитием техники и технологии, главным образом, за счёт воспроизведения новых научных знаний и внедрения их в различные отрасли экономики требует проведения широкомасштабных научно-исследовательских инновационно-ориентированных работ, с целью обеспечения хозяйственной эффективности и конкурентоспособности. В соответствии с новыми приоритетами правительство Великобритании всё большее внимание уделяет развитию научно-исследовательской деятельности, прежде всего, в учебных заведениях высшего образования как центрах высокоразвитой академической науки, с перспективой широкого промышленного использования инноваций.

Организация научно-исследовательской деятельности преподавателей вузов в Соединённом Королевстве подвергалась в XX в. значительным изменениям, особенно значимым в 60-е гг. Следует заметить, что сектор высшего образования в Великобритании довольно сложная система, которая постоянно и гибко реформируется. До 60-х гг. XX в. высшее образование

в стране осуществлялось только в 23 университетах, из которых 16 находились в Англии, 1 - в Уэльсе, 4 - в Шотландии, 2 - в Северной Ирландии. Классовопривилегированная система университетского образования позволяла получить высшее образование, прежде всего социальной элите британского общества, например, в Оксфордский и Кембриджский университеты, бывшие на протяжении нескольких веков единственными высшими учебными заведениями Великобритании, до сих пор занимают господствующее положение во всей системе английского образования. По данным за 1947-1948 гг. свыше 2/3 студентов «Оксбриджа» (сокращённое название Оксфордского и Кембриджского университетов) происходили из семей обладателей собственности, крупных административных служащих, высшей интеллигенции и др., и только 7 % являлись выходцами из среды рабочего класса. В типичном же провинциальном институте было 20,4 % детей рабочих [1].

и сегодня большинство студентов этих вузов являются выпускниками «паблик скулз» («public schools» - высокопривилегированных частных школ),

т. к. для Великобритании, остающейся обществом с классовым сознанием и социальной разделённостью эти элитарные университеты по-прежнему являются своего рода национальными центрами воспроизводства правящей социальной элиты страны. Уже в 70-е годы ХХ в. выпускники Оксбриджа составляли 69,3 % послов, 84,6 % судей, 77,5 % высшего духовенства, 60,4 % директоров банка и управляющих крупных фирм и корпораций. Но образование, получаемое студентами в университетском секторе, не соответствовало изменяющимся экономическим потребностям государства и уровню развития науки и техники. Вследствие своего традиционного академизма, оторванности от нужд общества, университеты по-прежнему выпускали специалистов, недостаточно подготовленных в научном отношении, в то время как уже в 40-е-50-е гг. XX в. страной остро ощущался дефицит специалистов высокой квалификации, что, безусловно, отражалось на отставании Великобритании от других развитых государств. К началу 1970-х гг. она со второго (после США) места среди западных стран по общему уровню промышленного производства переместилась на пятое, пропустив вперёд Японию, ФРГ, Францию. Успехи Советского Союза в освоении космического пространства и запуск в нашей стране первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.), олицетворявшие собой единство высокого уровня развития науки, техники и образования, обусловили необходимость реформирования всей британской образовательной системы и, прежде всего, высшего образования.

В поисках выхода из кризиса высшей школы, правительством Соединённого Королевства в 1961 г. назначается комиссия по вопросам высшего образования, которую возглавил лорд Л. Роббинз. Перед комиссией была поставлена конкретная задача - дать оценку состоянию высшего образования и представить рекомендации по его дальнейшему развитию. В 1963-1964 гг. в опубликованном Докладе лорда л. Роббинза, состоявшем из шести томов и явившимся результатом 2-х летнего периода работы, не только была проанализирована деятельность всего сектора высшего образования, главным образом университетского; в пяти томах приложения к нему содержались 178 рекомендаций по дальнейшему развитию университетского образования. Доклад Л. Роббинза показал, что существующее в стране элитарное университетское образование, с его узкой специализацией не соответствует изменившемся потребностям общества, и что необходимость кардинальных преобразований в процессе обучения, осваивание научных методов познания - очевидны. В докладе Л. Роббинза содержалось предложение о необходимости сделать высшее образование доступным для всех слоёв населения, что требовало также кардинальных изменений в системах общего среднего и дальнейшего образования, готовящих абитуриентов для высших учебных заведений страны.

Прямым следствием рекомендаций Л. Роббин-за стало значительное расширение университетско-

го образования. Восемь Новых университетов (New Universities) были созданы в этот период в Англии; в 1964 г. в Шотландии был образован Стерлингский университет и первый британский университет нового типа - технологический (Technological University) -Стратклайдский, получивший университетскую хартию в 1966 г. вместе с ещё одним университетом этого же типа - Гериот-Уотским. Кроме того, некоторые университетские колледжи получили статус самостоятельных университетов, например, в 1963 году -ньюкаслский, ранее входивший в состав старейшего Даремского университета; в 1967 г. был создан Шотландский университет Данди на базе колледжа Сент-Эндрюсского университета. В 1966-1967 гг. технологическими университетами стали также несколько высших технологических колледжей, а в 1969 г. был создан первый в мире университет дистанционного обучения - Открытый университет, или Университет для всех (Open University, или University of the Air), осуществляющий подготовку высококвалифицированных специалистов по форме неполного учебного дня.

К началу 1970-х гг. количество университетов в Соединённом Королевстве увеличилось до 45, а численность студентов, обучающихся в них возросло более чем в 2,5 раза (со 102 тыс. - в 1960 г. до 259 тыс. -в 1970 г.).

наряду с университетским сектором формировался, преимущественно на базе политехнических институтов и колледжей, и неуниверситетский сектор высшего образования, характеризующийся чёткой профессиональной направленностью подготовки выпускников, острая нехватка которых по-прежнему ощущалась всеми отраслями промышленности страны.

Таким образом, в 60-е - начале 70-х гг. в Великобритании складывается бинарная система высшего образования.

Двухъярусная система характеризовалась наличием не только двух типов высших учебных заведений, но и разных концепций высшего образования. Политехнические институты, как правило, имели статус местных учебных заведений, где обучались студенты, имеющие средние интеллектуальные способности, а также невысокое социальное положение. В обществе они воспринимались как второразрядные высшие учебные заведения [6].

Степени, присуждавшиеся в этих институтах и колледжах, утверждались Советом по общенациональным учёным степеням (Council for National Academic Awards), их программы были ориентированы на профессионально-технические и прикладные предметы, а преподавательский состав не был обязан публиковать научные работы - хотя, никто этого не запрещал, а университеты выполняли свои традиционные функции, осуществляли подготовку специалистов на уровне бакалавра, магистра, доктора. Эквивалентность и качество дипломов подтверждались аттестационными комиссиями, в состав которых входили независимые эксперты. Условием для приёма педагогических кадров на работу в университеты являлись способность к преподавательской и научной деятельности,

что свидетельствовало об элитарности профессорско-преподавательского корпуса [6].

Пришедшее к власти в 1979 г. правительство консерваторов во главе с М. Тетчер начало проводить политику сближения двух секторов высшего образования, прежде всего, пересматривая правовую основу деятельности учебных заведений высшего образования, независимо от их статуса. Департамент образования и науки (Англия), руководствуясь в своей деятельности общенациональными интересами, в 1980 г. изложил план стратегического развития высшего образования страны.

Высшее образование играет решающую роль в удовлетворении экономических и социальных запросов на национальном уровне. В основу правительственной политики в области высшего образования будут положены те элементы, которые будут гарантом повышения эффективности высшего образования с точки зрения удовлетворения потребностей экономики, развития фундаментальных исследований, установления более тесных контактов с промышленностью и коммерцией, расширения предпринимательской деятельности высших учебных заведений. Для того, чтобы удовлетворить потребности страны в кадрах высшей квалификации, правительство разработает планы увеличения численности студентов, изучит потребности экономики с целью сбалансирования выпуска специалистов с потребностями страны в 90-е годы, спланирует более гармоничное представительство молодёжи в студенческом контингенте, разработает мероприятия для привлечения в высшую школу взрослого населения, будет способствовать дальнейшему развитию непрерывного образования, особенно с целью обновления профессиональных знаний [7].

Основным путём воздействия на систему высшего образования стало финансирование.

неверно считать, - пишет в своём исследовании Г. Вильямс, - что 80-е годы в Великобритании явились периодом сокращения ассигнований на высшее образование, скорее это был период их умеренного роста [2].

Ещё одним рычагом влияния государства на университеты стала замена в 1988 г. Комитета по университетским грантам Советом по финансированию университетов, подконтрольным правительству.

Комитет по университетским грантам был основан в 1919 году. Будучи формально независимой организацией, он фактически являлся посредником между правительством и университетами, т. к. основной его задачей было распределение средств, выделяемых парламентом страны между университетами. С учётом увеличения их финансирования из государственных источников (в 1920 г. за счёт государства покрывались примерно 20 % расходов университетов, а в 90-е гг. -уже более чем на 80 %), Комитет по университетским грантам постепенно превратился в исполнительный орган правительства.

Таким образом, государство требует отчётности от университетов за использование выделенных ассигнований, ограничив их автономию, вводится контроль по численности студентов, распределением их по раз-

личным направлением обучения, осуществляется контроль за организацией учебной и исследовательской работой, со стороны Королевской инспекции, чего не было ранее. Перед университетами остро стояла проблема пересмотра своих целей в свете требований времени, профессионализации образования, влекущей частичный отказ от концепции идеального высшего образования, а перед политехническими институтами стояла задача организации общенаучной и общепрофессиональной подготовки, т. к. многие из них ранее не имели возможности выполнять научную работу или выполняли её в ограниченном объёме. Для решения этих проблем и был создан в том же 1988 г. Совет по финансированию политехнических институтов и колледжей. С 1 апреля 1989 г. они вышли из-под контроля местных властей и тем самым был завершён их переход в общенациональные высшие учебные заведения, большинство из которых в 1992 г. получили статус университетов.

Пришедшее к власти в 1990 г. правительство консерваторов во главе с Дж. Мейджором предприняло действенные шаги по дальнейшему сближению двух секторов высшего образования. «Ключевая задача проводимой в стране реформы высшего образования, -по словам премьер-министра, - состоит в том, чтобы положить конец в значительной мере искусственному разделению между университетами, с одной стороны, и политехническими институтами, - с другой. Это будет достигнуто путём реализации наших планов трансформации образования и подготовки молодёжи 16-19 - летнего возраста, устранения барьеров между академическими и профессиональными потоками» [9].

Поэтому закономерными были проведённые в 90-е гг. в Великобритании структурные преобразования национальной системы высшего образования в контексте требований Болонских реформ. Согласно Закону 1992 г. «О дальнейшем и высшем образовании» (Further and Higher Education Act) была упразднена бинарная система и принята единая модель высшего образования в стране - университеты.

изменение статуса обязало политехнические институты пересмотреть свои программы обучения в соответствии с принятыми национальными образовательными стандартами.

Все университеты, независимо от их правового статуса, являются самоуправляемыми, независимыми учебными заведениями, деятельность которых регулируется их королевскими хартиями или уставами, они получают значительное (до 80%) госбюджетное финансирование (за исключением единственного в Великобритании частного университета - Букингем-ского, основанного в 1976 году).

Закон 1992 года реформировал и систему финансирования; вместо различных Советов по финансированию университетов и политехнических институтов были созданы региональные (Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии) Советы по финансированию высшей школы. Единая система финансирования позволяет вузам на равных условиях конкурировать за получение финансовых средств, устранить

«пережитки» бинарной системы высшего образования в неравноценности принципов финансирования вузов, позволяет правительству целесообразно и рационально использовать в высшем образовании средства из государственного бюджета.

несмотря на то, что основным типом высшего учебного заведения в Соединённом Королевстве являются университеты, в настоящее время в Соединённом Королевстве интенсивно развивается неуниверситетский сектор высшего образования: 3-х годичные и 4-х годичные высшие профессиональные учебные заведения, престиж которых до недавнего времени был сравнительно невысок, а сейчас их популярность всё более возрастает; они даже начинают конкурировать с университетам, т. к. срок обучения в них менее продолжительный, чем в университете, а подготовка имеет более чёткую профессиональную направленность, поэтому спрос на выпускников этих учебных заведений как со стороны промышленных, так и коммерческих фирм постоянно возрастает. Этому способствует и «современный менеджериализм» специализированных вузов, внедряющих университетские методы организации учебной работы, приглашающих для чтения лекций лучших университетских профессоров. Ими широко практикуется и участие представителей крупных фирм и корпораций в составлении специальных учебных программ для тех студентов, которых они планируют нанять на работу по окончании вуза. Эти общественно учреждённые институты и колледжи высшего образования, не имеющие права присуждения академических степеней, могут готовить своих студентов для сдачи экзаменов в те институты, которые присуждают выпускникам академические степени и соответствующие квалификации. Деятельность этих учебных заведений регулируется соответствующей их статусу нормативно-правовой базой. В системе высшего образования Великобритании прочно сформировался широкомасштабный научный комплекс: организация учебного процесса и развитие различных предметных областей: естественных, технических, социально-гуманитарных наук. Британские университеты являются в настоящее время крупными научными центрами, а их профессорско-преподавательский состав - научной элитой страны. Следует отметить, что на протяжении многовековой истории становления британской системы высшего образования было широко распространено убеждение, что основной задачей университетов является обучение студентов, а научная работа необходима главным образом для решения данной задачи. Поэтому английские университеты до середины XIX века не проводили каких-либо значительных научных исследований и не осуществляли научно-ориентированного преподавания (исключение составляли лишь Шотландские университеты) [8].

Хотя в Британских университетах всё же пытались перенять немецкую (гумбольдтовскую) модель профессиональной деятельности преподавателя университета, сочетающую два взаимосвязанных аспекта: педагогическую и научно-исследовательскую деятель-

ность, но в силу того, что университеты были автономными учебными заведениями, их расходы в 40-е годы XX века покрывались за счёт государства всего лишь на 35,8 %. Поэтому на научно-исследовательскую работу в вузах выделялись незначительные средства. Исключение составляли Оксфорд, Кембридж и несколько колледжей Лондонского университета. Таким образом, для подавляющего большинства преподавателей британских вузов доминирующей была учебно-образовательная деятельность при незначительной научно-исследовательской.

Отставание высшей школы от национальных нужд страны стало ещё более очевидным в послевоенные годы. Утрата колониальной империи, военные расходы, составившие более £25 млрд., экономически ослабили страну, промышленность переживала нехватку научнотехнических кадров, а образовательная система Великобритании и университетская в частности, с её узкой специализацией неспособны были подготовить высокопрофессиональных специалистов, соответствующих требованиям нового времени научно-технической революции. В результате поисков выхода из создавшегося кризиса перед высшей школой была поставлена задача её кардинальной перестройки. Жизненная потребность подготовки конкурентоспособных специалистов, готовых к профессиональному росту в условиях информатизации общества и развития новых наукоёмких технологий, мотивировали весь сектор высшего образования на переоценку ценностей: исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава вузов стала рассматриваться как определяющий фактор социально-экономического развития общества. В настоящее время многие результаты научных исследований британских вузов получили мировое признание. Приоритетными в научной работе университетов являются фундаментальные исследования. несмотря на то, что их результаты не всегда находят непосредственное практическое применение, администрация университетов поддерживает развитие такого рода исследования, т. к. они способствуют развитию научного потенциала как преподавательского состава, так и студентов, привлекаемых к научно-исследовательской работе; кроме того, это хороший способ привлечь к работе в данном университете не только отечественных, но и зарубежных крупных учёных, что повышает престиж учебного заведения и способствует возможности получения дополнительных средств за счёт обучения, прежде всего, иностранных студентов, плата, за учёбу которых достаточно велика. Но в последние десятилетия всё более превалирует практическая направленность исследовательских работ в высшей школе, затраты на которые постоянно увеличиваются и составляют в настоящее время около 1 /3 всех ассигнований, выделяемых университетам. Финансирование научных исследований осуществляется из разных источников: Совета по финансированию высшей школы, Исследовательских Советов - по естественным и инженерным наукам (он имеет самый большой бюджет); по экономическим и социальным наукам; по сельскому хозяйству и продовольствию; по медицине; по окружающей среде.

Следует заметить, что научная деятельность в Великобритании почти на 50 % финансируется из государственного бюджета, остальная часть расходов покрывается за счёт промышленности - финансирование многих научных исследований осуществляется на основе контрактов, которые могут заключаться фирмами как с университетами или факультетами, так и с конкретными известными в научном мире профессорами. Кроме того, широкое распространение в стране получило создание на базе вузов учебно-научнопромышленных объединений.

Вузы Великобритании теперь не ограничиваются только стартовой подготовкой студентов к будущей профессии, а всё большее внимание они уделяют переподготовке и повышению квалификации работающих специалистов, таким образом, претворяя в жизнь предложение Правительственного документа Великобритании «Будущее высшего образования» (2003 г.) -учитывать при продвижении процесса передачи знаний особое видение сущности современной экономики. «В экономике, основанной на знаниях, наша конкурентоспособность и улучшение качества жизни зависят от эффективности процесса обмена знаниями между бизнесом и высшим образованием [4]. Во второй половине ХХ века Великобритания потеряла многие из своих ведущих секторов промышленности из-за экономического спада добывающих отраслей и производства. Поэтому перед государством особенно остро стоял вопрос о том, получают ли регионы максимальную выгоду от основной деятельности образовательного сектора для того, чтобы «всё более увеличивающееся количество коммерческих предприятий и общественных организаций пользовались услугами вузов в сфере научного и практического консультирования технического обслуживания и коммерческой деятельности, а выпускники получали рабочие места в регионе» [4, С. 62]. Таким образом «знание» признаётся одним из самых важных факторов производства, «поскольку экономическая деятельность становится всё более насыщена знаниями, то всё большее количество специалистов с разнообразным уровнем экспертизы и компетенций привлекаются к созданию и распространению знаний [4]. Вот почему корпорации и фирмы, владеющие высокотехничным производством, заключают специальные договоры с вузами об организации на их базе специальных курсов повышения квалификации своих дипломированных работников. Способствуя пополнению знаний специалистов, эти курсы всё же во главу угла ставят задачу научить работника творческому подходу к решению вопросов, развитию у него способности к успешному поиску необходимой научной информации и участию в проведении элементарного научного исследования. Повышение квалификации и переподготовка специалистов ведётся дифференцированно. Работники среднего звена обучаются чаще всего на внутрифирменных курсах, высший же персонал проходит переподготовку вне фирм, в межотраслевых учебных центрах. Лучшие учебные центры имеют штат высокопрофессиональных преподавателей и современную материально-техническую базу -

необходимые условия для укрепления «партнёрских отношений» между учёбными заведениями и бизнесом. «Такое тесное взаимодействие создаёт надёжную основу для формирования ценностей совместного сотрудничества, особенно при наличии информационной и маркетинговой поддержки на национальном уровне, что ни один университет не в силах сделать самостоятельно. Такая схема и подобные ей практикуются уже несколько лет в сфере научных технологий, и существует объективная потребность продолжить их в таких областях, как управление, проектирование изделий и маркетинг» [4, С. 63].

Поэтому сегодня всё большее участие в финансировании научных исследований принимают различные бизнес-организации, крупные промышленные компании, владеющие высосокотехнологическим производством, инвестируя ряд исследовательских программ, поставляя университетским лабораториям новейшее оборудование. Бизнес заинтересован в практической ориентированности исследовательской работы в высшей школе, подготовке высококвалифицированных специалистов для промышленного освоения их результатов, прежде всего в наукоёмких отраслях производства, что является надёжным гарантом экономической конкурентоспособности Великобритании на мировом рынке. В последние десятилетия «университеты состязаются за получение государственных ассигнований и заказов частных фирм на научные и конструкторские разработки, кафедры конкурируют между собой, стремясь привлечь лучших студентов к своим учебным программам» [3, С. 95].

Многие университеты регионов Соединённого Королевства предоставляют услуги «бизнес-инкубаторов» для оказания поддержки новым, только что созданным компаниям своей научно-исследовательской деятельностью. При создании таких научнотехнических парков нового типа, ставится задача не только сотрудничать с уже существующими фирмами, но и создавать свои собственные, комплектуя штат из выпускников университета.

Сегодня на фоне международных сопоставлений чётко видна недооценка значения развития научноисследовательской деятельности многими российскими вузами, остающимися по-прежнему только учебными заведениями. «Ныне во всех ведущих университетах мира, - пишет академик РАН Ю. С. Кукушкин, -вся работа представляет собой единый процесс, в котором органически связана научные исследования и преподавание. Чем прочнее этот сплав науки и образования, тем большим потенциалом успешного развития обладает университет» [5, С. 369].

В настоящее время во всём мире перед высшей школой стоят серьёзные проблемы. Усилия государств по укреплению национальных систем высшего образования, поиск рационального баланса между гуманитарными, естественнонаучными и техническими направлениями учёбы, между учебной и исследовательской деятельностью, определяют не только механизмы финансирования образования, но и структуру образовательных стандартов и базовых учебных планов.

Поэтому для России в современных условиях инновационного развития её высшей школы особенно остро стоит вопрос о необходимости интегрировать в отечественных условиях то ценное, что имеют многие зарубежные страны, в том числе и Британская система высшего образования, по праву признанная одной из лучших в мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барбарига А. А. Британские университеты. М.: Высш. шк., 1979.

2. Вильямс Г. Оценка новых механизмов финансирования высшего образования в Великобритании: некоторые микроэкономические и институциональные проблемы управления // Высшее образование в Европе. 1992. Т. 17. № 1. С. 81-103.

3. Вульфсон Б. Л. Высшее образование на Западе на пороге XXI века: успехи и нерешённые проблемы // Педагогика. 1999. №2. С. 84-95.

4. Гибсон М., Афонин А. Ю. Бизнес и высшее образование: опыт взаимодействия в Великобритании // Университетское управление за рубежом. 2004. № 4. С. 53-66.

5. Кукушкин Ю. С. Европейский процесс и гуманитарная Европа: Роль университетов. М., 1995. С. 384.

6. Райт С. Элитарность и демократизация высшего образования в Великобритании // Высшее образование в Европе. ЮНЕСКО. 1992. № 4. С. 32-43.

7. Тарасюк Л. Н. Образование в Великобритании // Социально-политический журнал. 1997. № 3. С. 153-168.

8. Ben-David J. (1992) Centers of Leaming: Britain, France, Germany, United States. Transaction Publishers. New Brunswick and London.

9. Higher Education. A New Framework. L., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.