Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ / JURIDICAL SCIENCES
УДК 34. 342.51 https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/50
РЕФОРМЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
©Ганиева Т. И., ORCID: 0000-0002-4236-5994, д-р юрид. наук, Киргизский национальный университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, tganieva@bk.ru
REFORMS IN THE SYSTEM OF STATE ADMINISTRATION OF THE KYRGYZ REPUBLIC
©Ganieva T., ORCID: 0000-0002-4236-5994, Dr. habil., Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, tganieva@bk.ru
Аннотация. В статье государственное управление расматривается как одно из важнейших функций государства, которая должна быть ориентирована на благоприятный для общества результат. Автором проводится обобщенный анализ проведенных в Киргизской Республике мер по реформированию государственного управления, со времени приобретения Кыргызстаном независимости и до настоящего времени, для чего проанализированы основные теоретические подходы и принципы государственного управления. Объектом исследования в данной статье являются общественные отношения, складывающиеся в области государственного управления и принятия государственных управленческих решений. Предметом исследования являются реформы в области государственного управления Киргизской Республики. Выявлено, что несмотря на проводимые реформы, к сожалению, государственное управление в республике неэффективно, что требует принятия мер обеспечивающих дальнейшее развитие Кыргызстана как сервисного социального государства, отраженных в Национальной стратегии развития Киргизской Республики до 2040 года.
Abstract. The article considers state administration as one of the most important functions of the state which has to be focused on result, favorable for society. The object of the study in this article is the social relations emerging in the field of state administration and state management decision-making. The subject of the research is the reforms in the field of state administration of the Kyrgyz Republic. The author provides a generalized analysis of the measures taken in the Kyrgyz Republic to reform public administration, since acquisition of independence by Kyrgyzstan to the present time, for which the main theoretical approaches and principles of state administration are analyzed. It is revealed that despite the undertaken reforms, unfortunately, public administration in the republic is inefficient that demands taking measures providing further development of Kyrgyzstan as service social state, reflected in the National strategy of development for the Kyrgyz Republic till 2040.
Ключевые слова: государственное управление, реформа, правовой подход, государственная программа, типология госфункций, национальная стратегия, ответсвенность государственных служащих, управление в цифровую эпоху, доверие граждан.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
Keywords: state administration, reform, legal approach, public program, typology of public functions, national strategy, accountability of public servants, governance in the digital age, citizens ' trust.
Согласно, словарю-справочнику терминов и определений по государственному управлению, изданному Академией управления при Президенте КР в 2008 г, «Государственное управление — в широком смысле: целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы для выполнения стоящих перед обществом задач и функций; в узком смысле - это исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов всех уровней. Это также, во-первых, деятельность должностных лиц государственных органов по осуществлению государственной политики; во-вторых, отрасль науки, изучающая государственное управление, вскрывает его проблемы, разрабатывает предложения по их эффективному решению [1, с. 6].
Таким образом, как видно из приведенного выше определения, деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны — исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, что является особо актуальным для научного анализа в связи с разрешением многочисленных вопросов и проблем реформирования в системе государственного управления, проводимых в Киргизской Республике на протяжении ряда лет.
Как известно, государственное управление - это сложная по составу элементов и связей и, многогранная по выполняемым функциям, система, которая охватывает большое количество общественных явлений, отражающих специфику государственного управления, неотъемлемой чертой которого являются системность и организованная целостность. Все это в совокупности придает системную и организованную целостность, обеспечивающую необходимую координацию, согласованность, субординацию, рациональность, целеустремленность, и эффективность государственного управления, приводящую к получению результата на благо общества.
В теории государственного управления имеются общепризнанные основные подходы к выделению основных принципов государственного управления: политический подход; правовой подход; управленческий подход.
Политический подход, предполагает, что основной задачей государственного управления является максимально наилучшее воплощение воли народа. Государственные служащие, как слуги народа, должны иметь политическую ответственность, быть восприимчивыми к текущим интересам граждан своей страны.
Правовой подход, предполагает такие ключевые ценности государственного управления, как: верховенство права, защита прав граждан, когда государственный служащий должен быть подчинён не столько своему непосредственному руководству, а сколько принципам правового государства и Конституции Киргизской Республики.
Управленческий подход считает, что «основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность, результативность и социальная ответственность, формулируемые, по возможности, в измеримой форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» в качестве синонима понятию «государственное управление» [2, с. 16].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
В вышеприведенных трех подходах прослеживается общая проблема соответствия действий служащих государственных органов следующим принципам: соблюдение воли народа (политический подход); соблюдение принципа верховенства права; следование цели достижения необходимого результата в социально-экономической сфере (управленческий подход).
Государственное управление является одной из важнейших функций государства, которая должна быть ориентирована на благоприятный для общества результат.
Анализ научных публикаций и мнений в прессе показывает, что состояние государственного управления в Киргизской Республике, как важнейшей функции государства в настоящее время далеко от идеального, не отвечает ожиданиям общества, неэффективное, что привело к проведению реформ в этой области, начиная с момента приобретения КР независимости [3].
Способы управления государственных органов вызывают острую критику как со стороны Президента Киргизской Республики, так и со стороны гражданского общества республики, так как они не позволяют своевременно и оперативно реагировать на всякие вызовы и угрозы и решать возникающие задачи. Система государственного управления в глазах общества — это место и источник коррупции, что и обуславливает наблюдаемый сегодня провал большинства проводимых в стране реформ.
Методы и способы государственного управления не ориентированы на результат, ожидаемый обществом.
В программах и планах государственных органов не обозначены конкретные цели. Нет единого подхода к содержанию и исполнению функций государственных органов.
В государственных органах исполняется много лишних функций, что приводит к вмешательству в бизнес-среду и к коммерциализации предоставления государственных услуг. В то же время много необходимых в государственном управлении функций не исполняются вообще, или же исполняются не полностью, а значит и безрезультатными.
Также необходимо отметить, что в работе государственных органов КР главной проблемой является недобросовестное исполнение государственными служащими возложенных на них задач и функций, нежелание и неумение осваивать новые технологии и направления деятельности.
Государственные органы, преследуют свои узковедомственные интересы в ущерб интересам государства в целом. При подготовке и принятии государственных решений не проводится мониторинг реального учета мнения граждан общества. Реальная ситуация требует создания и внедрения модели государственного управления, при которой обеспечивались бы действенные механизмы контроля общества над властью, служащая гражданам всей страны.
Киргизская Республика, также как и многие другие суверенные государства, объективно нуждается в необходимости создания такой системы управления своим государством, которая была бы способна оперативно реагировать на различные внутренние и внешние социально-политические вызовы.
Еще на пороге обретения независимости реформирование государственного управления в Кыргызстане было начато с утверждением поста Президента республики (октябрь, 1990 г.) и принятием Закона «О Кабинете министров» (январь, 1991 г.). Последующие нормативные правовые акты и соответствующие решения руководителей центральных органов власти на тот период заложили основу кыргызской государственности [4].
В течение последних лет, в Киргизской Республике ведется достаточно интенсивная работа по реформированию управления в государственных органах, связанная с повышением
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
его качества. Это и перераспределение полномочий между исполнительной, законодательной, судебной ветвями государственной власти, направленных на обеспечение баланса политических сил. Это и реформирование структуры Парламента страны, повлекшее за собой создание однопалатного Парламента. Кыргызстану удалось сделать ряд позитивных шагов в совершенствовании законодательства по достижению гендерного равенства, однако их практическое воплощение потребует дополнительных усилий. Усиление институтов и процедур защиты прав человека, запрета всех видов социальной дискриминации являются приоритетными направлениями развития (http://rus.gateway.kg/strategii-razvitiya).
Отметим, что реформирование государственного управления, формирование новых институтов власти в Киргизской Республике происходило в сложнейших условиях. Еще в 90-е гг. было предпринято множество попыток реорганизовать государственное управление, сделать его как можно более социально ориентированным и эффективным.
Для целей совершенствования государственного управления были предприняты и реализованы национальные программы.
В эти годы неоднократно изменялась, в том числе, и структура Правительства республики. Были созданы национальные агентства, не входившие в систему исполнительной власти. Рыночная экономика и либерализация хозяйственной деятельности также значительно повлияли на функцию и структуру государственного управления в Киргизской Республике.
В период 2000-2008 гг., большое влияние на становление и укрепление государственного управления и реализацию задач по его эффективности, способствовали принятые Указами Президента Кыргызстана нормативно-правовые акты, такие как:
- «О Стратегии реформирования системы государственного управления Киргизской Республики» (2004 г.);
- «Об оптимизации структуры государственных органов Киргизской Республики» (2005
г.);
- «О концептуальных подходах к реорганизации системы административно-территориального устройства Киргизской Республики» (2007 г.).
Концепция реформирования системы государственного управления в Киргизской Республике, изложенная в указанных выше документах, была направлена на реформирование всего комплекса государственного управления. Стратегией были определены действия по проведению инвентаризации функций каждого органа государственного управления, разработке четких единых механизмов децентрализации этих функций, делегированию функций гражданскому обществу, а также урегулированию системы оплаты за определенные государственные функции (услуги) (http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ky-kg/4147).
Реформа государственного управления приняла меры, предусматривающие сокращение государственного аппарата и средств на его содержание, а также внедрение в функциональную деятельность государственных органов новых современных технологий и методов управления, таких как «электронное правительство», принцип работы «единого окна» и др.
В рамках проведения реформы государственного управления особое значение придается функции оказания государственных услуг гражданам и юридическим лицам.
Так, в системе государственного управления, согласно Постановлению Правительства КР №426 от 6 июля 2017 г., проводилась большая работа по функциональному анализу всех органов государственной власти, где внимание было уделено выявлению и упразднению дублирующих и утративших свое значение структур управления и функций, не отвечающих условиям развивающейся экономики, совершенствованию структуры органов
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
государственного управления, определению оптимальной штатной численности работников (http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/100131).
Утверждение Указом Президента КР 1 ноября 2018 г. «Национальной стратегии развития Киргизской Республики на 2018-2040 годы» является важным, этапом реформирования государственного управления, определяющим направления развития государства и общества в стратегической перспективе.
Одно из центральных мест в НСР-2040 — развитие государственного управления, основанного на принципе, имеющим особое значение «в цифровую эпоху: переход к открытой сервисной модели, основная роль которой заключается в разработке и обеспечении прозрачных правил игры, равенства и безопасности для всех участников, поддержании критически важной инфраструктуры и постепенной передаче функций непосредственного оказания услуг общественным и частным организациям» (http://www.stat.kg/ru//ukaz), где ставится цель создания эффективного и справедливого государства для каждого гражданина.
Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.
Анализ государственного управления возможен через следующую классификацию. Государственное управление исчерпывающе сводится к принятию следующих трех видов государственных управленческих решений:
Решение, оформленное в форме нормативного правового акта: Конституции, закона и т. п.;
Решение, оформленное в форме ненормативного правового акта, действия (бездействия), принятое в соответствии с нормативным правовым актом;
Решение, оформленное в форме ненормативного правового акта, во исполнение которого принимается решение первого вида.
По степени воздействия наибольший масштаб действия и значимость имеют государственные управленческие решения первого вида. Это воздействие может быть разрушительным (когда в законодательстве присутствуют дестабилизирующие факторы или несовершенства законодательства) или созидательным. Крах экономики современного государства идет через низкое качество трех видов государственных управленческих решений, а возрождение — через их высокое качество.
Кыргызстан последовательно укрепляет демократические принципы в развитии государства. Вовлечение в процесс принятия национальных решений более широких слоев населения позволит максимально учитывать волю населения страны.
Принципом развития государственного управления в цифровую эпоху становится переход к открытой сервисной модели, основная роль которой заключается в разработке и обеспечении прозрачных правил игры, равенства и безопасности для всех участников, поддержании критически важной инфраструктуры и постепенной передаче функций непосредственного оказания услуг общественным и частным организациям.
Политическая система должна обеспечить непротиворечивое единство целей развития на основе учета интересов всех крупных слоев общества, выработки гармонизированных решений.
Ответственность за реализацию поставленных целей развития должна лежать на всех субъектах политической системы, включая и представительные органы власти, и гражданское общество.
Важнейшим критерием успешности государственного управления является доверие граждан, которое обеспечивается:
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
- честными и прозрачными выборами государственных органов и органов местного самоуправления, основанными на эффективном и ясном законодательстве, наиболее полно обеспечивающем избирательные права граждан и разработанном с учетом мирового и национального опыта;
- широкими возможностями граждан принимать участие в управлении государственными и общественными делами, правом граждан на получение публичной информации, осуществление эффективного контроля за деятельностью государственной власти всех уровней посредством широкого применения общественных советов при государственных органах и других форм взаимодействия государства и гражданского общества. Участие граждан в управлении государством предполагает также широкое применение общенациональных и местных референдумов по самым разным вопросам государственной и общественной жизни;
- справедливой и независимой системой правосудия, которая обеспечивает защиту прав человека и его законных интересов, гарантирует неприкосновенность собственности;
- оперативностью государственных органов в реагировании на нужды и запросы граждан, которая обеспечивается ускоренной и эффективной системой принятия жалоб и предложений граждан и их рассмотрения, а также наличием жесткого механизма реагирования на петиции граждан;
- наличием системы государственных органов и органов местного самоуправления, функции и полномочия которых четко и недвусмысленно распределены между ними с наличием эффективной системы сдержек и противовесов, и эти функции и полномочия осуществляются в соответствии с прозрачными и детально прописанными процедурами высококвалифицированным и патриотическим корпусом государственных и муниципальных служащих и политиков.
Присутствие у органов исполнительной власти большого числа избыточных функций и не оптимальное распределение функций среди министерств, агентств и других органов власти влияет на экономику, способствует росту коррупции, подрывают доверие граждан к государственной власти.
При этом анализ показывает, что остались неизученными подходы при формировании органов исполнительной власти, поскольку нет единой методологии формирования исполнительных органов власти, весь процесс формирования органов исполнительной власти проходит на интуитивном уровне, исходя из личного понимания, фракционных предпочтений либо других субъективных критериев.
Большой проблемой остается содержательная часть в статусе органов исполнительной власти. Этот вопрос касается как типологии функций государственных органов, вопросов их статуса и деятельности. Ведь согласно теории государственного управления функции государственных органов подлежат типологии на политические (нормотворческие), регулятивные, контрольные, надзорные функции и функции оказания государственных услуг. В соответствии с данной типологией должна выстраиваться структура правительства и иных органов власти и управления.
Последние исследования показывают неопределенность, смешивание, избыточность функций министерств, государственных комитетов, служб, агентств, инспекций и фондов, органов местного самоуправления, что ведет к нарушению компетенции, дублированию полномочий и порождает проблемы в государственном управлении. Отсутствие разделения регулятивных, контрольных и политических функций создает организационные основы для
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
неэффективной работы государственных органов власти и управления и зарождения коррупции.
Оптимизация государственного управления важна не сама по себе, но представляется важным этапом для развития экономики, предупреждения коррупции.
Как отмечается в государственной стратегии бороться с коррупцией исключительно методами и средствами правоохранительных и специальных органов — значит бороться только с последствиями. Именно на предотвращение коррупции должен быть направлен Закон КР «Об административной деятельности и административных процедурах» (http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=78223), но его положения до сих пор не исполняются. Отсутствие в практике публичных органов надлежащих административных процедур — это самая сложная практическая задача государственного управления, которая прямо отражается на таких фундаментальных сферах как создание благоприятной бизнес-среды. Нерешенность этой задачи порождает благоприятную почву для распространения коррупции, т.к. корни этого явления лежат именно в неэффективности государственного управления. Ключевой в работе государственных органов остается проблема структурирования правительства и статуса исполнительных органов власти.
В Киргизской Республике к правительственным органам отнесены министерства и государственные комитеты.
Последние тенденции при формировании центральных органов правительства вносят неопределенность и не совсем понятна методика отнесения их к министерствам, государственным комитетам, службам, агентствам, инспекциям.
С 2007 г в структуре государственного управления начали появляться государственные органы в статусе «служба» (финансовая служба, налоговая служба, регистрационная служба и др.). В своей деятельности данные подразделения исполняют контрольные функции государственных инспекций либо регулятивные функции агентств.
Если ранее налоговый орган назывался инспекцией, то непонятно дальнейшее переименование его в службу, при этом суть контрольных функций по администрированию налогов остались в прежнем виде.
Непонятно, в связи с чем присвоили статус «служба» органу по регистрации прав на недвижимое имущество? Данный государственный орган занимается регистрационным учетом единиц недвижимости, вопросами геодезии и картографии, которые, по сути являются техническими, не являются властными функциями, но видимо остается старая традиция по субъективным причинам придавать более высокий статус органу власти.
Указанные примеры показывают, что в определении статуса государственных органов нет единой выработанной методологии, чрезмерная концентрация функций в правительстве приводит к неэффективному управлению, излишней бюрократии и коррупции.
Уменьшение централизованного контроля над вводимыми ресурсами при строгом контроле за достигнутыми результатами должно стать главным направлении реформы государственного управления, а в работе органов управления приоритетом должны стать конечные результаты его деятельности.
Вполне солидарны с мнением эксперта Института конституционной политики КР Н. Садыкова (http://www.center.kg/article/33), который видит решение данной методологической проблемы как основы для повышения эффективности работы государственных органов и оценки их деятельности в систематизации их функции, позволяющей исключить дублирование и разделить полномочия и меру ответственности путем регулирования актами правительства, отнюдь не законами; совершенствование системы электронного
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
правительства, в том числе расширение предоставления государственных услуг в онлайн-режиме и др.
Об этом отмечается в Национальной стратегии устойчивого развития Киргизской Республики, где принципом развития государственного управления в цифровую эпоху становится переход к открытой сервисной модели, основная роль которой заключается в разработке и обеспечении прозрачных правил игры, равенства и безопасности для всех участников, поддержании критически важной инфраструктуры и постепенной передаче функций непосредственного оказания услуг общественным и частным организациям» (http://www.stat.kg/ru//ukaz).
Исполнительная власть, сформированная парламентским большинством, должна обеспечивать социально-экономическое развитие страны. Правительство освобождено от вмешательства в его оперативную деятельность со стороны других ветвей власти. Правительство и парламентское большинство должны нести ответственность за результаты своей деятельности. При этом Правительство, министерства и ведомства должны быть защищены от решений, принятых исходя из узкопартийных интересов.
Необходимо обеспечить переход на технократическую модель управления, то есть на систему органов управления исполнительной ветви власти, формирующуюся не по партийным и идеологическим принципам, состоящую из профессионалов, руководствующихся в своей деятельности здравым смыслом и интересами общества в рамке конституционных принципов.
Концептуальность изменения межведомственного взаимодействия предполагает пересмотр структуры и функционала исполнительной власти, изменение регламентов и процесса принятия управленческих решений, перевод их на цифровые технологии.
Вместе с тем кадровая политика в системе государственного управления должна строиться на подготовке и привлечении квалифицированных специалистов, управленцев, способных отбросить оказываемое на них идеологическое и политическое давление. При этом следует понимать, что без кардинального изменения сложившихся управленческих традиций привлечение управленцев нового поколения невозможно.
Нужны масштабные программы переобучения и повышения квалификации. Должны быть обеспечены справедливые правила найма и продвижения лучших специалистов.
Правительству необходимо переходить от нетарифных методов регулирования экономики к тарифным.
Необходимо передать на аутсорсинг часть функций и услуг, выполняемых государством. В первую очередь — оказание услуг, хозяйственные и агентские функции. Государство должно установить нормативные, регулятивные и институциональные рамки для оптимизации развития цифровых государственных и муниципальных услуг. Государственные и муниципальные услуги будут оказываться в цифровом формате с возможностью онлайн доступа.
За счет сокращения несвойственных функций и задач государство получит возможность повысить эффективность в выполнении базовых функций — обеспечение целостности и безопасности, создание и контроль исполнения общих правил и законов, обеспечение прав и свобод граждан.
Вопросы дальнейшего совершенствования всех институтов государственной власти и их взаимодействия должны быть в центре внимания государства и общества и опираться на теоретические разработки теории государственного управления.
В заключение необходимо отметить, что государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу, является одним из действенных инструментов преобразования общества по пути прогрессивного развития.
За период становления государственности, Кыргызстан столкнулся с целым рядом проблем государственного управления и строительства, решение которых происходило в условиях политической нестабильности, характерной для всего региона Центральной Азии. Нестабильность, как известно, порождает угрозы и вызовы, которые, усугубляют решение возникших проблем, а с другой - мобилизуют все здоровые силы нации на скорейшее их решение. Поэтому в последние годы в нашей стране заметен существенный прогресс в укреплении и совершенствовании, а также повышении эффективности государственного управления, росте взаимопонимания между государством и гражданским обществом.
Согласованная деятельность органов государственного управления и гражданского общества обеспечивает верховенство права, реализацию конституционных прав и свобод граждан, социальную справедливость.
Поставленная цель в Национальной стратегии развития Киргизской Республики, предусматривающая в государственном управлении действие современных информационно-коммуникационных технологий, работу высококвалифицированных кадров, сочетающих высокие профессиональные компетенции и морально-нравственные качества, действующее законодательство, в котором гармонично совмещаются интересы государства и общества, отсутствуют пробелы и исключена коллизия нормативных правовых актов, правила простые и понятные, как итог реформирования государственного управления, будет способствовать развитию Киргизской Республики как сервисного социального государства.
Список литературы:
1. Султанбеков А. Ф., Мурзаев С. К. Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений. Бишкек. 2008. 134 с.
2. Осейчук В. И. Теория государственного управления. М.: Юрайт, 2016. 342 с.
3. Ракимбаев Э. Пирамида управления. Как сделать его эффективным? Концепция оптимизации административно-территориального устройства и модернизации системы государственного и муниципального управления в Киргизской Республике // Слово Кыргызстана. 2017.
4. Корнилов М. Я. Олейников Д. И. Государственное управление в Киргизской Республике: пути и возможности совершенствования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2015. №2. С.75-83.
References:
1. Sultanbekov, A. F., & Murzaev, S. K. (2008). Gosudarstvennoe upravlenie. Slovar'-spravochnik terminov i opredelenii. Bishkek. 134.
2. Oseichuk, V. I. (2016). Teoriya gosudarstvennogo upravleniya. Moscow. Yurait, 342.
3. Rakimbaev, E. (2017). Piramida upravleniya. Kak sdelat' ego effektivnym? Kontseptsiya optimizatsii administrativno-territorial'nogo ustroistva i modernizatsii sistemy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya v Kyrgyzskoi Respublike. Slovo Kyrgyzstana
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
4. Kornilov, M. Ya. & Oleinikov, D. I. (2015). Gosudarstvennoe upravlenie v Kyrgyzskoi Respublike: puti i vozmozhnosti sovershenstvovaniya. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie, (2).75-83.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 07.05.2019 г. 12.05.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Ганиева Т. И. Реформы в системе государственного управления в Киргизской Республике // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №6. С. 376-385. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/50.
Cite as (APA):
Ganieva, T. (2019). Reforms in the System of State Administration of the Kyrgyz Republic. Bulletin of Science and Practice, 5(6), 376-385. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/50. (in Russian).