УДК 94(47+57) «1917/1991»
РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ 80-х - НАЧАЛЕ 90-х гг. XX в.
(НА МАТЕРИАЛАХ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)
© Анна Валерьевна ХОРОШЕНКОВА
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики преподавания истории, обществоведения и права, e-mail: [email protected]
Проведен анализ реформирования высшего исторического образования в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. в СССР. Рассматривается организация системы управления образованием и механизмы реализации государственной политики в области высшего образования. Названы нормативноправовые акты, регламентирующие образовательную политику советского государства в анализируемый период. В контексте государственной образовательной политики автор анализирует и деятельность вузов Нижнего Поволжья, характеризуя особенности развития высшего исторического образования в данном регионе. Представлена деятельность таких вузов, как Волгоградский государственный педагогический институт, Волгоградский государственный университет, Саратовский и Калмыцкий государственные университеты. Отмечается, что разрыв системных связей естественно-научной и гуманитарной подготовки, составляющих основу высшего образования, привел к изменению профессионально-нравственного облика специалистов, обеднению гуманитарного потенциала высшего (в т. ч. исторического) образования.
Ключевые слова: высшее историческое образование; демократизация; гуманизация; Госкомитет по образовательной политике.
В 1987 г. были приняты Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране и пакет партийно-правительственных постановлений по высшей школе. В этих документах подчеркивалось, что система образования нуждается в коренных изменениях, которые заключаются в развитии инициативы и творческого начала в образовательной деятельности. Определялись меры по демократизации и гуманизации образования, введению вариативного и дифференцированного обучения.
Для руководства этими процессами вместо нескольких существовавших ведомств был создан единый Госкомитет по образовательной политике. Фактически в нашей стране была сформулирована новая идеология образования. Вводилась выборность руководителей, намечались пути создания системы государственно-общественного управления образованием. Всеобщий съезд работников народного образования (1988 г.) одобрил основные принципы развития этой сферы: демократизация, гуманизация, вариативность, рационализация, открытость, мобильность и непрерывность образования [1].
В дискуссиях, широко развернувшихся в печати, научно-педагогическая обществен-
ность отметила, что новый уровень образования может быть достигнут на основе создания системы непрерывного образования, нового экономического механизма взаимодействия высшей школы с отраслями народного хозяйства; на основе интеграции образования, науки и производства; устранения межведомственных барьеров в сфере управления образованием; существенных изменений в материально-техническом снабжении, совершенствования форм организации учебного процесса, компьютеризации образования [1].
В разделе «Образование и подготовка кадров» Комплексной программы научнотехнического прогресса в СССР, принятой в 1988 г., цель деятельности высшей школы была сформулирована следующим образом: «...формирование у выпускников профессиональных знаний и умений, опыта творческой деятельности, личностных качеств, обеспечивающих его активное вклинение в профессиональную и общественную деятельность на определенном образовательно-квалификационном уровне».
Главной задачей высших учебных заведений ставилось полное обеспечение потребностей народного хозяйства в специалистах такого уровня квалификации, который
бы соответствовал требованиям научно -технической революции и развитию производительных сил, росту культурно-образовательного уровня общества. Исходя из этого. высшая школа была призвана обеспечить существенное повышение качества подготовки специалистов, которые обладали бы совокупностью следующих личностных качеств: высокий теоретический и практический уровень общенаучной фундаментальной подготовки, мобильность полученных знаний, умений и навыков в избранной сфере профессиональной деятельности; активная жизненная позиция, преданность делу марксизма-ленинизма, делу патриотизма и социалистического интернационализма; развитие студенческого самоуправления; культура творческой деятельности, психологическая устойчивость, эффективность совместной деятельности в коллективе.
Однако принятые меры выполнялись медленно и не в полной мере, в учебновоспитательном процессе сохранялся ведомственный подход. В вузах не было создано реальных структур и механизмов управления учебным и воспитательным процессом; при этом партийные структуры утратили свое влияние, а после Указа Президента РФ «О мерах по предотвращению вмешательства политических партий и их структур в деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и иных организаций» структуры КПСС в вузах прекратили существование.
Квалификационные характеристики второго поколения получились весьма громоздкими и трудоемкими в разработке. При их создании возникли недоразумения теоретического характера. В частности, задачи профессиональной деятельности часто подменялись должностными обязанностями.
Достижением новых учебных планов считалась более тесная связь содержания обучения с функциональными обязанностями выпускников. Чрезмерная детализация квалификационных характеристик специалистов вплоть до отдельных этапов и операций по решению той или иной профессиональной задачи выхолащивала саму суть высшего образования как подготовки к творческой деятельности.
В конце 80-х - начале 90-х XX в. отечественное образование вступило в период
кризиса, который носил системный характер. Демифологизация просвещения, которая произошла под влиянием и стала одним из проявлений фундаментального кризиса образования, спровоцировала разрушение таких основополагающих конструкций советской системы образования, как марксизм, атеизм и технократизм. Многим теоретикам и практикам образования стало понятно, что эпоха советской общеобразовательной политехнической школы близка к завершению. В результате названных выше факторов уже в 1991-1992 гг. стали очевидны следующие тенденции:
- практически государство прекратило или утеряло контроль за профессиональной педагогической деятельностью;
- значительно понизился престиж «официальной» педагогической науки, из сферы стали уходить кадры, многие из оставшихся в отрасли специалистов работали без востребованности результатов их деятельности со стороны государства; не имея доступной издательской базы, их труды подчас оставались неизвестными педагогической общественности;
- вместе с тем разработкой новой структуры и содержания образования активно и достаточно результативно занялись несколько научных институтов - Институт общего образования МО РФ (ранее - НИИ школ МНО РСФСР), Московский институт развития образовательных систем (МИРОС), Центр педагогических инноваций и др.;
- новые учебники, которые стали разрабатываться в этот период, были во многом эклектичны, нередко охватывали лишь фрагменты тех или иных курсов. В целом альтернативных учебников было крайне мало, к тому же еще не были созданы структуры по их распространению;
- высшие учебные заведения окончательно отделились от школ, практически были отменены или утратили свое значение формально обеспечивающие преемственность образования государственные учебные программы среднего образования.
Реформы коснулись и социально-гуманитарного знания, в т. ч. исторической науки и образования. Исчезновение старого идеологического каркаса и социальных мифов обусловило необходимость кардинального, но вдумчивого обновления как социально-
гуманитарного знания, так и социально-гуманитарного образования.
В рамках концепции развития высшего образования в этот период отмечалось, что система высшего образования призвана закрепить в новых поколениях социальный опыт человечества и создать условия для дальнейшего развития общества, культуры, науки и техники, сформировать у учащихся в процессе воспитания и обучения в вузе черты гражданина будущего. В высших учебных заведениях должны моделироваться и формироваться элементы личности гражданина будущего: перспективные идеалы, перспективные виды деятельности, перспективные взаимоотношения, мораль, отвечающая задачам социального развития общества.
Достижение цели высшего образования возможно в случае реализации его принципов и новой технологии обучения.
В основу реформирования и развития высшего образования в рассматриваемый период были положены принципы демократизации, гуманизации, гуманитаризации, активности личности, национального и регионального подхода, единства и взаимосвязи высшего образования с другими видами образования и жизненного пути человека, интеграции высшего образования, науки и производства.
Новая технология обучения должна была предусматривать:
- преобладание различных форм самообразования;
- широкое применение форм и методов активного обучения, способствующих интенсификации развития учебно-познавательной, мыслительной и профессионально-практической деятельности;
- моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе при подготовке специалистов;
- включение студентов в профессионально направленную творческую деятельность;
- индивидуализацию обучения, предусматривающую диагностику и учет интересов, склонностей, способностей, повышение внимания к развитию одаренной и талантливой молодежи;
- внедрение новых информационных технологий.
Все изложенное представляет попытку наметить основные контуры структуры и
функции социально-гуманитарного (в т. ч. исторического) образования, которое характеризовалось многолетней заидеологизиро-ванностью и закрытостью. Но у гуманитарной науки и образования есть большой потенциал, прежде всего, в плане разработки методологического пласта гуманитарного знания, который может стать ценным вкладом в мировой социокультурный процесс, способствовать преодолению сциентизма и прагматизма. Все эти вопросы имеют не только теоретическое значение, но и «выходят» на самые болевые точки реальной практики преподавания. Академик Н.Н. Моисеев говорил, что «Россия естественным путем не выйдет из кризиса». Необходим прорыв, который возможен только на основе научного анализа социальной реальности и подготовки по-новому мыслящих людей посредством социально-гуманитарного образования.
Данные тенденции, несомненно, нашли свое отражение и в развитии высшего исторического образования в Нижнем Поволжье. Одним из крупнейших вузов этого региона был Волгоградский государственный педагогический институт. Так, только на историкофилологическом факультете, на котором в 1980/81 учебном году обучалось 675 студентов (из них 31 - иностранцы), 575 человек приняли участие в «Агитпоходе-81», прочитали вне стен института 1597 лекций и рефератов, из них по общественно-политической тематике -564, по педагогике и психологии - 358.
Эта практика способствовала закреплению и углублению знаний по общественным наукам, овладению студентами навыками пропагандистской, организаторской и воспитательной работы. Помощь, оказываемая студентами общественности, администрации предприятий и учреждений в воспитании молодежи, положительно влияла на развитие общественной активности студентов, интереса к учительской профессии, учила применять теоретические знания в общественной и педагогической деятельности [2].
В 1980-е гг. особенно заметно выросло количество опубликованных научных работ в области общественных и исторических дисциплин. За этот период вышли в свет 532 монографии, брошюры, статьи и сборники документов общим объемом в 1489 п. л. Профессора И.М. Бровер, В.С. Красавин, С.П. Люшин, кандидаты исторических наук
З.Ф. Дубровина, Е.В. Слуцкер приняли участие в создании «Очерков истории Волгоградской организации КПСС». Были опубликованы монографии «В дни суровых испытаний», «Подвиг Сталинграда», «Знаменосцы мужества» В.С. Красавина, «Мир, признательный Сталинграду», «От Сталинграда до Берлина» Б.С. Абалихина. Коллектив историков, возглавляемый доктором исторических наук, профессором И.С. Шепелевым, подготовил и выпустил «Очерки по истории Волгоградской области». Под редакцией профессора Б.С. Абалихина стали выходить «Историко-краеведческие записки».
Исследуя историю германского рабочего движения, коллектив кафедры всеобщей истории (заведующий В.А. Козюченко) постоянно поддерживал тесные связи с немецкими учеными. По результатам этих научных исследований была проведена международная межвузовская научная конференция, выпущен совместный сборник научных статей.
В 1980-е гг. претерпели изменения и учебные программы. Содержание исторического образования было расширено изучением отечественной истории как единого процесса становления народов России и СССР.
К концу 1980-х гг. Волгоградский государственный педагогический институт признан крупнейшим вузом Поволжья по подготовке педагогических кадров для народного образования страны. Его выпускники успешно работали не только в Волгограде и области, но и на всей территории СССР. Деятельность ВГПИ по подготовке специалистов для иностранных государств получила высокую оценку их правительств. Ректорат и ученый совет института разрабатывали стратегию дальнейшего развития ВГПИ. По инициативе ректора В.И. Данильчука была начата подготовка к преобразованию института в университет.
Начало 1990-х гг. ознаменовалось событиями, которые полностью разрушили привычный уклад жизни общества: распался Советский Союз, начавшаяся либерализация экономики привела к резкому углублению социально-экономического кризиса, политической нестабильности, трагические события в истории России остро и болезненно отразились прежде всего на образовании, науке, здравоохранении и культуре. Государство практически перестало финансировать сис-
тему образования. Материальное обеспечение государством высшей школы России в эти годы отстало от потребностей не только ее развития, но и сохранения. Фактически вузы были поставлены перед необходимостью самовыживания.
Прибывшая в 1991 г. комиссия глубоко и тщательно проверяла готовность института к изменению статуса, и ее вывод был однозначен: Волгоградский государственный педагогический институт соответствует всем лицензионным, аттестационным и аккредитационным требованиям, предъявляемым к университету.
23 октября 1992 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1939-р Волгоградский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт им. А.С. Серафимовича первым в России был преобразован в Волгоградский государственный педагогический университет (ВГПУ). Так был оценен труд большого коллектива и подтверждено, что ВГПУ является крупным образовательным учреждением высшего профессионального образования не только в Поволжье, но и в Российской Федерации.
Подготовка историков в Волгоградском государственном университете началась с момента открытия университета в 1980 г. Это одна из наиболее «устоявшихся» специальностей, вызывающая постоянный интерес абитуриентов. Кафедры обеспечивали специализации студентов по археологии, всеобщей и отечественной истории. Была открыта аспирантура и докторантура по археологии, отечественной и всеобщей истории. Работал диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по отечественной и всеобщей истории. Серьезные научные занятия и веселые Дни историка, археологические и этнографические экспедиции, работа в библиотеках и архивах составляют важную часть учебы студентов-историков. Выпускники нашли себя в преподавательской и исследовательской деятельности, политике и журналистике. Среди них есть кандидаты и доктора исторических, экономических, социологических, политических, философских наук.
На основе договоров о творческом сотрудничестве с академическими институтами и Саратовским госуниверситетом интенсивно развивался Калмыцкий государственный университет. В 1980-е гг. в нем функциони-
ровало 6 факультетов, 25 кафедр. В вузе работало 250 преподавателей, половина из которых имела ученые степени и звания.
Важно отметить и то, что в 1990-е гг. учебные заведения получили реальную возможность осуществлять преподавание исторических дисциплин в форме авторских лекционных курсов. Особенностью преподавания общественно-политических дисциплин в вузах Калмыкии в 1990-е гг. стало пристальное внимание к изучению истории, этнологии, культуры и традиций своего народа. История республики была включена в качестве национально-регионального компонента в учебные планы Калмыцкого государственного университета.
В начале октября 1986 г. состоялось Всесоюзное совещание заведующих кафедрами общественных наук. Особое внимание было уделено повышению теоретического и методического уровня занятий, перестройке идеологической работы. Позитивные изменения не заставили себя ждать. Были пересмотрены учебные планы, стали внедряться такие активные методы обучения, как полит-бои, политдискуссии, научно-теоретические конференции и др. Все чаще стала проводиться совместная работа кафедр со студенческим активом - это и совместные заседания, и участие студентов в разработке учебных планов, в приеме экзаменов и др.
Однако засилие формализма и заоргани-зованности в идейно-воспитательной работе кафедр, словесного подхода к воспитанию -все это отрицательно сказывалось на работе с вузовской молодежью.
Подводя итоги развития высшего исторического образования в Нижнем Поволжье в период перестройки, можно констатиро-
вать, что при бесспорных достижениях советской высшей школы в подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров организация учебно-воспитательного процесса в вузах рассматриваемого региона (как, впрочем, и других регионов страны) страдала жесткой привязанностью к государственным планам и учебным программам, относительно слабой восприимчивостью к новейшим достижениям науки и практики. Разрыв системных связей естественно-научной и гуманитарной подготовки, составляющих основу высшего образования, привел к изменению профессионально-нравственного облика специалистов, обеднению гуманитарного потенциала высшего образования, социальному нигилизму и падению творческого потенциала студентов [3-5].
Все это требовало изменения всей парадигмы высшего образования, новой структуры и новых подходов к организации учебного процесса. Требовались коренные изменения в содержании подготовки выпускников высшей школы.
1. Кононенко В.М. Высшая школа юга России (20-е - 90-е годы XX века): монография. Ставрополь, 2005.
2. Волгоградский государственный педагогический университет (1931-2006): краткая история. Волгоград, 2006.
3. Высшая школа России: состояние и проблемы развития. М., 1993.
4. Гершунский Б.С. Гуманитарная стратегия развития образования в России. М., 1993.
5. Жуков В.И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты. М., 2000.
Поступила в редакцию 14.01.2013 г.
UDC 94(47+57) «1917/1991»
REFORMATION OF HIGH HISTORICAL EDUCATION AT THE OF 80S - BEGINNING OF 90S OF 20th CENTURY (ON MATERIALS OF LOWER VOLGA REGION)
Anna Valeryevna KHOROSHENKOVA, Volgograd State Pedagogical University, Volgograd, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Theory and Methodics of History, Civics and Law Teaching Department, e-mail: [email protected]
The analysis of the reforms of higher historical education in the late 80-s - early 90-s of the 20th century in the Soviet Union is carried out. The organization of the education management system and mechanisms for implementation of the state policy in the field of higher education is considered. The regulatory acts governing the education policy of the Soviet state in the analyzed period are named. In the context of public education policy, the work of higher educational establishments of Lower Volga region, describing the peculiarities of the development of higher historical education in the region is analyzed. The work of such institutions, as Volgograd State Pedagogical University, Volgograd State University, Saratov and Kalmyk State Universities is presented. It is noted that the gap between the systemic links in scientific and humanitarian training that form the basis of higher education has led to a change in professional and moral look of a specialist, impoverishment of humanitarian potential of higher (including historical) education.
Key words: higher historical education; democratization; humanization; State Committee on Education Policy.