Научная статья на тему 'Реформирование УИС: вопросы дифференциации осужденных к лишению свободы'

Реформирование УИС: вопросы дифференциации осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / СИСТЕМА ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ПЕРЕВОД ОСУЖДЕННЫХ В ДРУГОЕ ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / THE PROJECT OF THE CONCEPT OF THE PENAL SYSTEM DEVELOPMENT / SECURITY CLASSIFICATION / PRISONS / TRANSFER FROM ONE PRISON TO ANOTHER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дроздов Алексей Игоревич

в статье оцениваются перспективы реализации норм института изменения вида исправительного учреждения как элемента прогрессивной системы исполнения лишения свободы в условиях реформирования пенитенциарных учреждений, исследуется новый подход к дифференциации осужденных, даются рекомендации по отдельным направлениям реформирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRISON REFORM: SECURITY CLASSIFICATION TO WHICH PRISONERS ARE SUBJECT

the article deals with security classification of prisoners which should be kept under constant review throughout the length of the sentence. The author points out the progressive system of execution of imprisonment under Prison reform as a new approach to security measures to which prisoners are subject

Текст научной работы на тему «Реформирование УИС: вопросы дифференциации осужденных к лишению свободы»

УДК 343.8 A.i. DROZDOV*

ББК 67.409.13

Д75 PRISON REFORM:

SECURITY CLASSIFICATION TO WHICH PRISONERS

ARESUBJECT

Аннотация: в статье оцениваются перспективы реализации норм институтаизменения вида исправительного учреждения как элемента прогрессивной системы ис-полнениялишения свободыв условияхреформирования пенитенциарныхучреждений исследуетсяновый подход к дифференциации осужденных даются рекомендации по отдельным направлениям реформирования.

Ключевые слова: проект концепцииразвития уголов-но-исполнительнойсистемы, дифференциацияосужден-ных, системаисправительныхучреждений переводосуж-денных в другое исправительное учреждение;

АЛЕКСЕЙ

ИГОРЕВИЧ

ДРОЗДОВ*

РЕФОРМИРОВАНИЕ УИС:

ВОПРОСЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Annotation: the article deals with security classification of prisoners which should be kept under constant review throughout the length of the sentence. The author points out the progressive system of execution of imprisonment under Prison reform as a new approach to security measures to which prisoners are subject.

Key words: the project of the concept of the penal system development, security classification, prisons, transfer from one prison to another.

В конце 2009 г. был разработан проект Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - проект Концепции). Анализируя предлагаемые изменения, которые предстоит реализовать в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы, можно отметить, что наибольший интерес представляет обновленный подход к дифференциации осужденных и реализации норм института изменения вида исправительного учреждения.

Дифференциация осужденных по видам исправительных учреждений будетосуществлять-ся по признаку тяжести совершенного преступления и наличия пенитенциарного опыта. Следовательно, тюрьмы общего режима будут соответствовать существующим исправительным колониям общего режима, тюрьмы усиленного режима - исправительным колониям строгого режима, тюрьмы особого режима -исправительным колониям особого режима и тюрьмам.

Планируемая система исправительных учреждений применительно к возможности переводов осужденных будет представлять собой трехступенчатую систему:

1) колонии-поселения с усиленным наблюдением и без такового;

2) тюрьмы общего и усиленного режимов;

3) тюрьмы особого режима.

Деление колоний-поселений на два вида объективно востребовано необходимостьюраз-дельного содержания осужденных, имеющих различный пенитенциарный опыт. Справедливо

* Кандидат юридических наук,

преподаватель кафедры уголовно-исполнительногоправа (Самарский юридический институт ФСИН России).

E-mail: [email protected].

Развитие уголовно-исполнительной системы

Развитие уголовно-исполнительной системы

положение об обязательности помещения осужденных, переводимых из охраняемых учреждений (тюрем), в колонии-поселения с усиленным наблюдением. При этом будут соблюдены интересы и безопасности, и ресоциализации осужденных. Переход к свободе получится постепенным и сопровождаемым должным контролем со стороны администрации колонии-поселения с усиленным наблюдением. Кроме того, весь имеющийся негативный «тюремный» опыт переведенных лиц не распространится на тех, кто впервые находится в исправительном учреждении.

Перевод в колонии-поселения с усиленным наблюдением из тюрем общего и усиленного режимов, согласно проекту Концепции, будет сохранен. Тюрьмы двух указанных видов будут различаться условиями содержания, категорией содержащихся в них лиц, но останутся учреждениями одного звена, имеющего возможность переводить осужденных в неохраняемое учреждение.

При сохранении формальных критериев, не-обходимыхдля перевода, претерпели изменение сроки наказания, которые нужно отбыть для получения возможности перевода. В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством для перевода из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение осужденный должен отбыть не менее 1/4 срока наказания, для тюрем общего режима этот срок предлагается увеличить вдвое. Для тюрем усиленного режима этот срок установлен в виде 2/3 от назначенного наказания. Напомним, что согласно п. «г» ч. 2 ст. 78 УИК РФ для различных категорий осужденных, содержащихся в исправительной колонии строгого режима, этот срок может варьироваться от 1/3 до 2/3 всего срока наказания. Такой подход можно объяснить тем, что в тюрьмах общего режима предполагается содержать лиц, впервые осужденных за совершение особо тяжких преступлений (пока эта категория осужденных отбывает наказание в исправительных колонияхстрогого режима, и именно для них формальный критерий для перевода -отбытие 2/3 срока наказания).

Предлагаемая унификация категорий осужденных, безусловно, представляет собой отказ от индивидуализации лишения свободы. На наш взгляд, подобный подход нарушает принцип справедливости, поскольку лица, осужденные за различные виды преступлений, будут иметь равные шансы на изменение правового положения по формальному признаку.

Аналогом перевода из исправительной коло-

нии особого режима в исправительную колонию строгого режима выступает перевод из тюрем особого режима в тюрьмы усиленного режима по истечении не менее чем 2/3 назначенного судом срока наказания.

Вызывает интерес новый подход к репрессивному воздействию на осужденных посредством применения перевода в учреждения с более строгим видом режима. В связи с созданием колоний-поселений двух видов предполагается предусмотреть в качестве санкции возможность перевода осужденных из колоний-поселений в колонии-поселения с усиленным наблюдением.

В проекте Концепции не упоминаются термины, которые характеризуют изменение вида исправительного учреждения: «злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания» и «положительно характеризующийся осужденный». Все негативные переводы позиционируются как санкция, позитивные - как поощрение. Считаем, что подобная терминология не может использоваться в нормах закона, так как она породит разногласия между сущностью института изменения вида исправительного учреждения и мер поощрения и взыскания1.

К лицам, содержащимся в колониях-поселениях, может быть применен перевод в аналогичные учреждения с усиленным наблюдением. Для пенитенциарной системы это будет новый вид перевода. Возможно, что именно он будет оправдан в отношении определенной части осужденных. На наш взгляд, для создания вариативной системы переводов законодательно должна быть предусмотрена возможность переводить осужденных из колоний-поселений в колонии-поселения с усиленным наблюдением и в тюрьмы общего режима исходя из особенностей личности осужденного.

В тюрьмы общего режима будут переводить осужденных из колоний-поселений. Такие переводы осуществляются и в настоящее время (из колоний-поселений в колонии общего режима -пп. «а», «б» ч. 4 ст. 78 УИК РФ). Разработчики проекта Концепции среди лиц, которые будут содержаться в тюрьмах усиленного режима, не назвали осужденных, переведенных из колоний-поселений с усиленным наблюдением. Следовательно, аналога нормы, предусмотренной п. «а» ч. 4 ст. 78 УИК РФ, не будет, и, предусмотрев возможность позитивного по значимости перевода из тюрьмы усиленного режима в колонию-поселение с усиленным наблюдением, законодатель прямой обратной меры предусматривать не будет. Судя по всему, в системе

регрессных переводов появится относительно новый вид - перевод в тюрьму общего режима из колонии-поселения с усиленным наблюдением лиц, ранее переводившихся в это учреждение в порядке поощрения из тюрьмы усиленного режима.

Следует отметить то, что и негативные переводы будут из тюрем общего режима в тюрьмы усиленного режима. Они заменят переводы в тюрьмы из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов (п. «в» ч. 4 ст. 78 УИК РФ). Обращает на себя внимание тот факт, что замена несколько неравноценная. В настоящее время тюрьмы выполняют функцию учреждений, где концентрируются наиболее криминально опасные осужденные. Посредством таких переводов администрация исправительных колоний всех видов имеет возможность оградить основную массу осужденных от негативного влияния попавших в колонии криминальных лидеров. Упраздняя такое звено в системе, разработчики Концепции, наверное, полагают возможным обеспечить должную изоляцию наиболее опасных осужденных в стенах тюрем усиленного и особого режимов. Следовательно, для осужденных, представляющих угрозу и содержащихся в тюрьмах общего режима, предусматривается перевод в учреждение с более строгими условиями содержания и большими возможностями для их изоляции -тюрьму усиленного режима.

На наш взгляд, справедливо желание разработчиков проекта Концепции установить виды материальных оснований для такого перевода. Именно их отсутствие вызывает трудности в обосновании применения переводов из исправительных колоний в тюрьмы2.

Для лиц, содержащихся в тюрьмах особого режима, предусмотрена возможность только позитивного перевода в охраняемое учреждение с менее строгим видом режима. Отсутствие механизма обратного перевода в тюрьму особого режима снижает эффективность системы превентивных мер для данной категории лиц.

Необходимо отметить еще одну тенденцию, которая свойственна проекту Концепции реформирования и представляет собой совершенно новый подход к определению приоритетов построения прогрессивной системы.

Условно-досрочное освобождение (УДО) в проекте Концепции предусмотрено как последовательный шаг, доступный только после прохождения процедуры изменения вида исправительного учреждения. Эта мера будет применима только к лицам, содержащимся в коло-

ниях-поселениях обоих видов.

В настоящее время условно-досрочное освобождение и перевод в колонию-поселение применяются в большинстве случаев вне зависимости друг от друга, с учетом степени исправления осужденных. Фактически перевод в колонию-поселение выступает своеобразной альтернативой применению условно- досрочного освобождения.

Проект Концепции предлагает установить взаимозависимость в применении стимулов правопослушного поведения (сначала перевод в неохраняемое учреждение и только после этого - условно-досрочное освобождение). Это пример ступенчатости прогрессивной системы, когда каждый предшествующий шаг инициирует последующий.

Однако такое последовательное применение новой нормы предполагает сокращение массовой доли условно-досрочного освобождения и увеличение числа переводов в колонии-поселения с усиленным наблюдением. Следует понимать, что по сравнению с действующей системой это приводит к утрате разнообразия методов воздействия на осужденных. В 1990-е годы условно-досрочно освобождалось до 96 % заключенных, в наши дни - около 50 %3. Если сопоставить данные статистики, можно представить, какое количество осужденных освобождается из исправительных учреждений по этому основанию ежегодно. Например, в 2006 г. общее количество осужденных, содержавшихся в исправительных учреждениях, составляло 871 693 человека4, из них, по данным ФСИН России, освобождено условно-досрочно или в связи с заменой лишения свободы более мягким видом наказания 125 063 осужденных5, что составляет 14,3 %. Для сравнения: за этот же период количество осужденных, переведенных в исправительное учреждение другого вида по основаниям, предусмотренным ст. 78 УИК РФ, составило 1,7 % (всего 15 592 человека6).

При сохранении имеющихся количественных показателей в отношении спецконтингента исправительных учреждений предлагаемая проектом Концепции схема породила бы массовые переводы, которые уголовно-исполнительная система вряд ли сможет реализовать в организационном плане.

Однако общая концепция реформы позволяет предположить, что условно-досрочное освобождение перестанет носить столь массовый характер. Те, для кого в настоящее время методы стимулирования правопослушного поведения работают наиболее эффективно и ре-

Развитие уголовно-исполнительной системы

Развитие уголовно-исполнительной системы

зультативно, в итоге реформы окажутся либо в открытых учреждениях, либо вообще на свободе. Следовательно, качественный состав осужденных ухудшится, исправительные учреждения будут освобождены от большей массы осужденных за преступления небольшой и средней тяжести либо за экономические преступления, а это объективно повлечет за собой снижение процента условно-досрочно освобожденных. В сущности, налицо некоторая оптимизация процесса исполнения наказаний. Если в тюрьмах различных видов останутся наиболее опасные субъекты, для которых перспектива «социального оздоровления» весьма туманна, то необходимо скорректировать методы воздействия на них.

В качестве формального основания для условно-досрочного освобождения проектом Концепции предусмотрена необходимость отбытия части срока наказания (в частности, для лиц, переведенных в колонию-поселение с усиленным наблюдением из тюрем общего режима, не менее 2/3, из тюрем усиленного режима - не менее 3/4 срока наказания).

Предлагаемые механизмы ставят условнодосрочное освобождение в зависимость не от совершенного преступления, а от вида исправительного учреждения, назначенного судом, и от факта пребывания в облегченных условиях. Это качественно новый подход к дифференциации осужденных к лишению свободы. Он наиболее соответствует зарубежным аналогам, когда категория осужденного зависит не от степени тяжести совершенного преступления и наличия рецидива, как сейчас, а от вида испра-

вительного учреждения, в котором он отбывает наказание. По этому признаку предлагаемая система дифференциации более унифицирована, так как нет необходимости рассматривать такие факторы, как тяжесть совершенного преступления, назначенный срок наказания, наличие пенитенциарного опыта. Все эти вопросы учитывают на стадии назначения приговора и направления в тюрьму того или иного вида режима. Следовательно, предлагаемая система дает меньше шансов для индивидуализации процесса отбывания лишения свободы.

Итак, переход к тюремной системе за счет реальной организации раздельного содержания осужденных и возможности их строгой изоляции позволит решить многие проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы. На наш взгляд, одна из главных задач реформы -сохранить принципы прогрессивности при реализации этого вида наказания. Несмотря на прогнозируемую концентрацию в местах лишения свободы наиболее криминогенно запущенных лиц, система не может ограничиваться задачей содержания осужденных в изоляции от остального общества. Механизмы стимулирования правопослушного поведения должны и в этих непростых условиях быть действенными и позволять лицам, стремящимся к исправлению, постепенно изменить свой правовой статус посредством перевода в другое исправительное учреждение (с меньшим уровнем правоограни-чений). Система таких переводов должна соответствовать принципам разумности, справедливости, экономии репрессии и гуманизма.

1 См. подробнее: Дроздов А.И. О месте институтаизменения условий отбывания лишения свободы в современной системе уголовно-исполнительногоправа // Вестн. Владимир. юрид. ин-та ФСИН России. 2008. N° 4. С. 21-25.

2 См.: Дроздов А.И. Проблемы правового регулированияперевода в тюрьму лиц, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания // Вестн. Самар. юрид. ин-та ФСИН России 2010. № 1. С. 112-113.

3 http://www.newizv.ru/news/2009-03-25/107092

4 http: // www. fsin. su/main. phtml? cid = 78.

5 См.: Письмо ФСИН России от17 декабря2007 г. № 10/12/6-336.

6 См.: Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.