УДК 374(091)
РЕФОРМИРОВАНИЕ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ 1980-Х - НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ.
© 2017 А. А. Сойников
докт. ист. наук, профессор кафедры истории Отечества е-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье рассмотрена перестройка подготовки специалистов в российских средних специальных гуманитарных учебных заведениях в конце 1960-х - начале 1990-х гг. Основное внимание уделено анализу содержания реформирования обучения кадров средней квалификации, выявлению противоречий и последствий реформы 1987 г.
Ключевые слова: российская средняя специальная гуманитарная школа; реформа; органы государственной власти.
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы 1984 г., как отмечалось в литературе, оказалась в целом неудачной, ибо ее содержание базировалось на стереотипах и подходах 1960-х гг. [1]. Отсутствовали для нее и соответствующие условия, под которыми мы понимаем прежде всего взаимосвязь с преобразованиями в других сферах общественной жизни. В итоге несколько лет для модернизации среднего специального гуманитарного образования были потеряны. Педагогические коллективы продолжали работать по устоявшимся схемам подготовки кадров, применяли в учебном процессе традиционные формы и методы обучения.
Провозглашенная новым руководством страны во главе с М. Горбачевым политика «перестройки» первоначально также не привела к каким-либо изменениям в деятельности техникумов и училищ. Руководители и преподавательский состав учебных заведений заняли в основном выжидательную позицию. Узловые проблемы среднего специального гуманитарного образования требовали определенного осмысления, соответствующей перестройки мышления педагогической общественности. В свою очередь, партийные и государственные структуры, руководящие органы образования всех уровней стали настаивать на внесении срочных изменений в учебный процесс. Одновременно последовали комплексные проверки техникумов и училищ. Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР проверило деятельность средних специальных учебных заведений Карельской АССР и Томской области и сообщило в Совет министров РСФСР, что они практически к перестройке работы не приступили [2]. Пензенский обком КПСС резко критиковал деятельность коллектива педагогического училища за приверженность старым подходам [3]. Подобных фактов немало приводилось и в печати. Многие замечания, безусловно, были справедливыми. Однако, выявляя недостатки и просчеты, властные структуры не вносили конкретных предложений по совершенствованию подготовки кадров средней квалификации, ограничивались формулировками «усилить», «улучшить», «обратить особое внимание» и действовали по принципу «перестройка ради перестройки». Руководящему и преподавательскому составу техникумов и училищ, как показал анализ массива источников, были совершенно не ясны ориентиры, направления, методы и масштабы предстоящей работы. Достаточно характерно это видно на примерах последующих событий.
XXVII съезд КПСС (1986 г.) провозгласил идею создания системы непрерывного образования [4]. Оно было призвано обеспечивать постоянное освоение людьми новой информации, рост их интеллектуального и культурного уровня. Однако подходы к его осуществлению высказывались неоднозначные. Одни предлагали соединить все ступени учебного процесса воедино, другие - дополнить систему образования новыми звеньями [5]. Разработка концепции непрерывного образования только начиналась, а партийно-государственные органы, министерства и ведомства уже стали требовать от средних специальных учебных заведений включения в процесс ее реализации. Что же можно было ожидать от техникумов и училищ в такой ситуации? Ответ очевиден.
Только реформа высшей и средней специальной школы 1987 г. дала определенный импульс для совершенствования теоретических и практических основ подготовки кадров средней квалификации гуманитарного профиля. Началась разработка соответствующих концепций. Так, коллегия Министерства высшего и среднего специального образования СССР и бюро отделения экономики Академии наук СССР утвердили концепцию перестройки экономического образования. Она предусматривала переход от обучения регистраторов экономических результатов к подготовке организаторов хозяйственной деятельности, инициаторов ее совершенствования. В ней также предлагались меры по преодолению ведомственности, структурных диспропорций и узкой специализации в экономическом образовании [6]. Предложения по рациональной организации учебного процесса в кооперативных техникумах с учетом развития кооперативного движения разработал Центральный союз потребительских обществ СССР [7].
Средние специальные учебные заведения получили право вносить коррективы в типовые учебные программы по специальным дисциплинам в объеме до 15 % отводимого на их преподавание времени, а также целесообразные изменения в структуру процесса обучения [8].
В ряде учебных заведений Министерства культуры РСФСР началась работа по поиску и внедрению нетрадиционных методик. В Воронежском культурно-просветительном училище на основе опыта педагога-новатора В. Шаталова применялись опорные конспекты по основным разделам курса элементарной теории музыки. Костромское и Тульское культурно-просветительные училища перешли на бригадный метод организации учебного процесса [9]. Шесть училищ культуры Дальнего Востока стали работать совместно с Хабаровским институтом культуры по двухуровневой системе «училище-вуз» [10]. Учебно-производственные комплексы «профессионально-техническое училище - техникум» возникли на базе девяти кооперативных техникумов. В основу их функционирования были положены принципы непрерывного образования во взаимосвязи с учебными планами. Методическим центром по вопросам дошкольного воспитания в республике стало Уфимское педагогическое училище № 1 [11]. Армавирский и Челябинский юридические техникумы перешли на договорные отношения с отделами социального обеспечения по вопросам практического обучения учащихся [12].
Однако большинство средних специальных учебных заведений стали открыто заявлять о своей неготовности к перестройке учебного процесса по причинам теоретического, организационного, материального, финансового характера. Они настаивали на переработке квалификационных характеристик специалистов, учебных планов и содержания программ. На страницах печати высказывались предложения о демократизации обучения, внедрении в него идей гуманитаризации, интеграции и дифференциации, обеспечении качественно более высокого уровня развития личности [13]. Отраслевые министерства и ведомства продолжали разработку мер по совершенствованию обучения специалистов средней квалификации. Так, Министерство
культуры РСФСР приняло концепцию о перестройке подготовки кадров среднего звена для культурно-просветительных учреждений. В ней предусматривалось создание училищ культуры и искусств на базе культурно-просветительных училищ с одновременным переводом обучения по художественным специальностям на учебные планы по музыкальным специальностям. Во Владимирском и Ярославском культурно-просветительных училищах ввели экспериментальные планы, в которых учитывались местные культурные традиции, потребность в кадрах, квалификация преподавательского состава и т.д. [14]. Обобщенные положения различных концепций перестройки содержания обучения кадров средней квалификации нашли отражение в «Концепции среднего специального образования» (1988 г.) Она предусматривала переход к подготовке специалистов широкого профиля, обладающих профессиональной мобильностью, способностью к адаптации в условиях постоянного обновления материального производства и развития социально-культурной сферы. Это требовало углубления фундаментальных знаний, дифференциации содержания обучения по основным видам или объектам профессиональной деятельности, установления рационального соотношения теоретической и практической подготовки и т.д. Другой задачей являлась гуманизация содержания образования. Реализация ее предполагала углубленное изучение актуальных проблем мировоззренческого характера, ориентации учебного процесса на развитие личности, создание обстановки сотрудничества учащихся и преподавателей [15].
В 1988 г. под руководством Государственного комитета СССР по народному образованию и при участии министерств и ведомств осуществили разработку новых квалификационных характеристик специалистов и нового поколения учебных планов и программ. В целом удалось достигнуть более тесной связи содержания обучения и обязанностей выпускников. Предусматривались реализация обязательного базового компонента среднего образования при одновременной дифференциации общеобразовательной подготовки в зависимости от профиля специальности, углубление гуманитарной направленности обучения, введение принципа национально-русского двуязычия, факультативов и т.д. [16]. Одновременно пересмотрели и утвердили новый перечень специальностей. Так, в средних специальных учебных заведениях Министерства культуры РСФСР ввели 21 специальность, из них 10 - на вечерних отделениях и 7 - на заочных [17]. «Временное положение о среднем специальном учебном заведении (примерное)» (1989 г.) подтвердило принципы свободы выбора языка в обучении и национально-русского двуязычия, разрешило техникумам и училищам эксперименты в учебном процессе, установило правило, при котором на сессию могли выносить не более пяти экзаменов [18].
Кризис марксистско-ленинских постулатов, формирование новых идейно-ценностных ориентиров в общественном сознании, изменение условий социально-экономического развития привели к серьезным изменениям в преподавании общественных наук. В 1989 г. историю КПСС, философию, этику и эстетику заменили курсом «Основы марксизма-ленинизма», в начале 1990 г. вместо него ввели предмет «Основы общественных наук». Однако содержание большинства разделов данных курсов продолжало изобиловать прежними стереотипами и старыми подходами к изложению актуальных мировоззренческих проблем [19]. С другой стороны, весьма ощутимо сказывалось отсутствие концепции исторического и обществоведческого образования, которая находилась в начальной стадии разработки. Ситуация усугублялась тем, что многие директора средних специальных учебных заведений стали использовать административные меры к преподавателям общественных дисциплин. Это нашло свое выражение в резком сокращении часов, свертывании деятельности предметных комиссий, отмене экзаменов и т.д. В результате педагоги-
обществоведы оставались наедине со своими проблемами, что отрицательно сказывалось на мировоззренческой подготовке учащихся.
В связи с введением нового перечня специальностей началась разработка учебно-методической документации по организации и содержанию практического обучения учащихся. В ее основу были положены установки «Концепции среднего специального образования». Предусматривалось значительное усиление практической подготовки будущих специалистов, непрерывность формирования профессиональных умений и навыков двумя путями: 1) установление рационального соотношения теоретического и практического обучения; 2) строгое профилирование производственной практики, обеспечение преемственности всех ее видов [20]. Однако были установлены минимальные сроки разработки новых планов и программ. Совершенно игнорировалось то обстоятельство, что создать за короткий промежуток времени теоретические основы практического обучения по гуманитарным специальностям не представлялось реальным. Поэтому использовали наработанное в предыдущие годы и в основном исходили из прежних стереотипов о роли практики в подготовке кадров. В итоге введенные с сентября 1989 г. программы по практическому обучению носили преимущественно экспериментальный характер.
Определенные изменения организационного плана последовали в связи с введением нового «Положения о производственной практике учащихся средних специальных учебных заведений», утвержденного приказом Государственного комитета СССР по народному образованию в июне 1990 г. Пересмотру подвергся порядок закрепления баз практического обучения. Администрации техникумов и училищ получили право самостоятельного заключения договоров с предприятиями и учреждениями. Министерства и ведомства разрабатывали типовую единую программу, учебные заведения - рабочие программы с учетом специфики конкретных специальностей. Разрешили деление учащихся на подгруппы при прохождении учебной практики. Форма отчетности практикантов теперь определялась самим учебным заведением. Руководящие работники техникумов и училищ получили возможность руководить производственной практикой при условии ведения ими профилирующих предметов [21].
Проводимая демократизация содержания образования в сочетании с демократизацией управления создавали потенциальную возможность для перехода средней специальной гуманитарной школы на более высокий уровень развития. Этому же должно было способствовать создание колледжей и высших профессиональных училищ, которые реализовывали образовательно-профессиональные программы повышенного уровня сложности. Однако в целом перелома в развитии среднего специального гуманитарного образования не произошло. Причины заключались в следующем. Прежде всего серьезным препятствием выступал консерватизм самой системы образования. Переломить психологию большинства преподавателей, десятилетиями привыкших жить и работать по определенным канонам, за короткий период не представлялось возможным. Педагогические коллективы продолжали ждать указаний сверху, сохраняли приверженность старым формам и методам работы. Слом старой системы обучения специалистов средней квалификации и формирование новой происходили в условиях нарастания кризиса во всех сферах жизни общества, что значительно сократило возможности материально-финансового обеспечения реформирования средней специальной гуманитарной школы России. Это отрицательно повлияло на теоретическое и учебно-методическое обеспечение процесса подготовки кадров. В научно-исследовательском институте проблем высшей школы закрыли отдел по разработке вопросов среднего специального образования. В 1990 г. по причине низкой стоимости учебных изданий, роста цен на бумагу, полиграфические работы,
книготорговые услуги издательства стали приостанавливать выпуск учебников, требовать от авторов возмещения расходов [22]. Оказался не выполнен приказ Государственного комитета СССР по народному образованию о создании лаборатории по проблемам гуманитарной и социально-политической подготовки учащихся. В результате не определили удельный вес гуманитарных и социально-политических дисциплин для средних специальных учебных заведений. Преподавание данных предметов обязали вести только по учебникам для вузов [23].
В условиях сложного социально-экономического положения возникли трудности с организацией практического обучения. Многие учебные заведения стали испытывать проблемы с устройством учащихся на практику, так как предприятия, учреждения, организации отказывались принимать практикантов, предоставлять им рабочие места и жилье из-за острой нехватки средств и дезорганизации производственной деятельности. Появились первые симптомы неблагополучного положения в области трудоустройства выпускников, особенно по финансово-экономическим и творческим специальностям. Рабочие места, предназначенные для них, начали занимать специалисты с высшим образованием.
После принятия Декларации о государственном суверенитете коллегия Министерства народного образования РСФСР в июне 1990 г. на первый план выдвигает задачу пересмотра содержания образования [24]. Однако руководство нового Министерства образования РСФСР во главе с Э. Днепровым в конце 1990 г. сместило акценты. После разделения функций с Государственным комитетом СССР по народному образованию оно берет курс на законодательную защиту российской образовательной системы, социальную защиту работников и учащихся, финансово-экономическую поддержку учебных заведений, а вопросы научно-методического обеспечения обновления содержания образования отошли на задний план [25]. На заседании коллегии Министерства образования РСФСР 28 ноября 1990 г. было заявлено, что регулировать содержание образования необходимо с помощью государственных стандартов, а остальные вопросы должны были решать сами учебные заведения [26]. Какого-либо существенного влияния на деятельность средних специальных гуманитарных образовательных учреждений данные решения не оказали. В той ситуации перед ними стояла не столько проблема совершенствования процесса обучения, сколько задача выживания. Поэтому в течение 1991 г. кардинальных изменений в содержании среднего специального гуманитарного образования не произошло. Их и нельзя было ожидать в условиях социально-экономического кризиса, раздробленности в управлении учебными заведениями, резкого ухудшения финансового, материально-технического обеспечения и учебно-методического оснащения образовательного процесса. Распад СССР определил новый этап в развитии средней специальной гуманитарной школы России. Теперь ей предстояло решить задачу формирования содержания подготовки специалистов применительно к рыночным отношениям, что, в свою очередь, требовало пересмотра целевых установок и сущности концепции среднего специального гуманитарного образования в условиях его коммерциализации.
1. История среднего профессионального образования в России. М., 2000; Сойников А.А. Реформа средней специальной гуманитарной школы (1984 г.): причины и последствия // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск: КГУ, 2011. № 2(18). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/019-012.pdf (дата обращения: 25.10.2016).
2. Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. А - 501. Оп. 3.
Д. 946. Л. 4, 5, 225.
3. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 156.
Д. 889. Л. 19.
4. XXVII съезд КПСС, 25 февраля - 6 марта 1986 г.: стенограф. отчет: в 3 т. Т. 1. М, 1986. С.70.
5. Концепции профессионально-технического и среднего специального образования. М., 1989. С. 85.
6. Среднее специальное образование. 1987. № 9. С. 5.
7. Советская потребительская кооперация. 1987. № 5. С. 10.
8. Среднее специальное образование. 1987. № 11. С. 5.
9. Сергеев Е.А. Генезис российской системы профессионального образования в сфере культуры и искусства. Смоленск, 1999. С. 64.
10. Центральный архив Министерства образования и науки Российской Федерации (далее ЦАМОНРФ). Ф. ОАФ. Оп. 2. Д. 202. Л. 240.
11. ЦАМОНРФ. Ф. ОАФ. Оп. 1.Д. 153. Л. 213.
12. Среднее специальное образование. 1988. № 5. С. 9, 10.
13. Среднее специальное образование. 1988. № 7. С. 4.
14. Сергеев Е.А. Указ. соч. С. 65 - 66.
15. Концепция среднего специального образования. М., 1991. С. 9-12.
16. Среднее специальное образование. 1989. № 9. С. 10-11.
17. ГАРФ. Ф. А - 501. Оп. 3. Д. 12131. Л. 174, 175.
18. Среднее специальное образование. 1989. № 8. С. 5.
19. Среднее специальное образование. 1991. № 2. С. 3.
20. Нормативные документы Гособразования СССР по перестройке среднего специального образования. М., 1990. Вып. 2. С. 15-16.
21. Среднее специальное образование. 1990. № 10. С. 7.
22. ГАРФ. Ф. Р-9661.Оп. 1. Д. 615. Л. 192.
23. Среднее специальное образование. 1991. № 2. С. 4.
24. ЦАМОНРФ. Ф. ОАФ. Оп. 1. Д. 383. Л. 188.
25. ЦАМОНРФ. Ф. ОАФ. Оп. 2. Д. 232. Л. 2-7.
26. ЦАМОНРФ. Ф. ОАФ. Оп. 2. Д. 27. Л. 25.