УДК 657.9
Натарова Елена Владимировна,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры учета, анализа и аудита,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь.
Natarova Elena Vladimirovna,
Ph.D. in Economics,
Associate Professor of the Department of Account, Analysis and Audit,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol.
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА СОГЛАСНО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ
REFORMING THE PUBLIC SECTOR REVENUE ACCOUNTING SYSTEM INACCORDANCE WITH INTERNATIONAL STANDARDS
Нестабильная ситуация на макроэкономическом уровне в Российской Федерации прошлого десятилетия обусловила начало процесса реформирования системы управления государственными финансами. Мировой кризис подчеркнул важность рационального использования государственных средств, особенно в связи с ухудшением ситуации в налогово-бюджетной сфере, увеличением государственного долга, снижением цены на нефть. В этот период возрастает роль надежной информации о деятельности Правительства, которая бы позволила принимать своевременные управленческие решения на государственном уровне и обеспечила устойчивое развитие страны с помощью точного и достоверного анализа тенденций прошлого и настоящего. Достоверность информации в отношении бюджетных процессов основывается на данных бухгалтерского учета государственного сектора. Следовательно, для обеспечения прозрачности бюджетных процессов, более четкого планирования социально-экономического развития страны и отдельных бюджетов, формирования оперативной информации относительно их выполнения приобрели актуальность совершенствования бухгалтерского учета государственного сектора Российской Федерации, в том числе и в части учета доходов.
В статье исследуется процесс реформирования сектора государственного управления, направленный на изменения системы бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, в части изучения Проекта федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы». Также проведен сравнительный анализ данного проекта с международными стандартами и дана критическая оценка, что позволило автору предложить дополнить проект дефинициями «обменные операции», «необменные операции».
На основании проведенного исследования было установлено, что в результате проводимых реформ закладываются новые подходы к функционированию бюджетных учреждений с учетом экономических выгод и эффективности их деятельности; установлено, что Российская Федерация стремится к разработке федеральных стандартов учета для государственного сектора с повышенной степенью их соответствия международным нормам.
Ключевые слова: федеральные стандарты учета, государственный сектор, доходы, обменные операции, необменные операции.
The unstable situation at the macroeconomic level in Russian Federation of the last decade led to the beginning of the reform process of public financial management. The global crisis emphasized the importance of rational use of public funds, especially in connection with the deterioration in the fiscal sector, in public debt increase, in oil prices decrease. In this period, the role of reliable information on Government activities, that will allow you to make timely management decisions at state level and ensure sustainable development of the country through accurate and reliable analysis of past and present trends. The accuracy of the information in the budget process is based on accounting in public sector. Therefore, to ensure transparency of the budgetary processes, more precise planning of socio-economic development of the country and individual budgets, formation of operational information, the improvements of accounting in the public sector of the Russian Federation become relevant, including terms of revenue accounting.
This article examines the process of public sector reforming aimed at changing the system of accounting and formation of accounting (financial) statements, examination of the Draft Federal accounting standard for public sector organizations «Revenue». Also held the comparative analysis of this draft with international standards and critical assessment of that allowed the author to offer to complement the project with definitions of «exchange transactions», «non-exchange transactions».
On the basis of the conducted research it was established that as a result of the reforms, establishing new approaches to the functioning of the budgetary establishments taking into account the economic benefits and effectiveness of their activities; it is established that Russian Federation is committed to the development of the Federal accounting standards for the public sector with a high degree of their compliance with international standards.
Keywords: Federal accounting standards, the public sector, revenue, exchange transactions non-exchange transactions.
182
ВВЕДЕНИЕ
Негативные перспективы экономического развития в Российской Федерации в прошлом десятилетии, обусловленные замедлением темпов экономического роста, снижением нефтегазовых доходов, старением населения, оказывали возрастающее давление на бюджет. Поэтому необходимое повышение производительности и эффективности в государственном секторе также стало залогом экономического роста и обеспечения бюджетной стабильности в России.
За последние несколько лет в Российской Федерации проводились важные реформы в области управления государственными финансами и институциональной среды, в рамках которых внедрялась передовая международная практика и создавалась основа современной системы управления государственными финансами. К наиболее заметным достижениям относятся: успешное внедрение современной казначейской системы исполнения бюджета и введение единого казначейского счета; разработка законодательства по регулированию бюджетного процесса в целом, а также введение трехлетнего бюджетирования для федерального бюджета; создание Государственного стабилизационного фонда; реформа региональных бюджетных отношений и внедрение бюджетного правила для бюджетов субфедеральных уровней; модернизация системы налогового администрирования, что повлекло за собой изменение подхода к управлению от традиционного командного к современному сервисному.
Реформирование сектора государственного управления, направленное на обеспечение долгосрочного устойчивого развития бюджетной системы и повышение эффективности управления общественными финансами, продолжает реализовываться на практике сегодня в части изменений системы бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности путем утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, разработанных с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора.
В современных публикациях вопросы реформирования бухгалтерского учета государственного сектора рассматриваются в работах JI.B. Богославцевой, A.C. Такмазян [1], О.Н. Блиновой, Е.Д. Рубинштейн [2], С.Б. Гончиковой [3], Э.С. Дружиловской [4], И.В. Дубининой [5], Ю.Н. Иванова [6], H.H. Качановой, В.А. Галкиной [7] и др., при этом должного внимания источникам формирования доходной базы государства и их учету не уделяется. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью статьи является изучение процесса реформирования сектора государственного управления путем изменений системы бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, в части изучения Проекта федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» [8], а также анализа соответствия Проекта федерального стандарта бухгалтерского учета государственного сектора международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора. РЕЗУЛЬТАТЫ
Экономические преобразования в Российской Федерации в прошлом десятилетии, связанные с усилением интеграционных процессов, стали предпосылкой адаптации системы управления государственными финансами к международным требованиям и пересмотра системы бухгалтерского учета как основного источника формирования информации по государственному сектору. Данная тенденция обусловила изменения принципов управления государственным сектором экономики и проведение ряда реформ бухгалтерского учета и контроля, которые продолжаются и сегодня.
Причинами перехода на новые принципы ведения бухгалтерского учета государственного сектора, как свидетельствуют проведенные исследования [9], были:
• в 2002-2003 годах — возникло понимание, что существующие нормативные документы бывшего постсоветского пространства, которые применяются в бухгалтерском учете бюджетных учреждений, устарели;
• появилась необходимость в отображении дебиторской задолженности по доходам;
• возникла потребность в системе ведения учета как по кассовому методу, так и по методу начисления;
• следовало согласовать бухгалтерский учет с бюджетной классификацией для обеспечения единства бюджетного учета при исполнении бюджетов всех уровней;
• адаптация законодательства по вопросам бухгалтерского учета и отчетности к международным стандартам.
Последствия указанных причин привели к систематическому недостатку поступления доходов в бюджетные учреждения, что отрицательно повлияло на их деятельность и на экономическое развитие государственного сектора и страны в целом. В этот период возрастает роль надежной информации о деятельности Правительства, которая бы позволила принимать своевременные управленческие решения на государственном уровне и обеспечила устойчивое развитие страны с помощью точного и достоверного анализа тенденций прошлого и настоящего. Достоверность информации в отношении бюджетных процессов основывается на данных бухгалтерского учета государственного сектора. Следователь-
183
но, для обеспечения прозрачности бюджетных процессов, более четкого планирования социально-экономического развития страны и отдельных бюджетов, формирования оперативной информации относительно их выполнения была определена необходимость совершенствования бухгалтерского учета государственного сектора Российской Федерации.
Для достижения максимальной результативности процесса реформирования Российская Федерация и Международный банк реконструкции и развития (далее — МБРР) подписали соглашение о совместной работе над проектом «Содействие совершенствованию системы государственных финансов Российской Федерации» [10]. Целью проекта является повышение прозрачности управления государственными финансами и усиление его ориентации на результат, а также формирование институциональных условий для повышения бюджетной эффективности, результативности и подотчетности. Содействие МБРР в намерении повысить эффективность бюджетных расходов и обеспечить долгосрочную устойчивость бюджетной системы Российской Федерации направлено на повышение эффективности планирования государственных расходов, а также мониторинг и контроль их исполнения. Реализация данного направления будет осуществлена с учетом передового международного опыта, посредством разработки полного набора федеральных стандартов в сфере бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в секторе государственного управления, рекомендаций, касающихся внедрения стандартов, и изменений в администрировании неналоговых бюджетных поступлений на всех уровнях [10].
Как было отмечено ранее, для разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственного сектора (далее — ФСБУ ГС) в качестве основы использованы Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (далее — МСФО ОС) [11], которые насчитывают 31 стандарт с методикой учета по методу начисления и один — по кассовому методу. Данные стандарты охватывают все основные виды деятельности субъектов сектора государственного управления. В настоящий момент Министерством Финансов Российской Федерации при поддержке МБРР разработано 23 ФСБУ ГС, введено в действие 5 стандартов. Кроме того, согласно «Программе разработки ФСБУ для организаций государственного сектора» [12], к концу 2019 года планируется принять 24 новых федеральных стандарта с повышенной степенью соответствия федеральных стандартов международным.
Одним из стандартов, находящихся на стадии утверждения проекта, является ФСБУ ГС «Доходы» [8], который разработан на основе МСФО ОС 9 «Выручка от обменных операций» и 23 «Выручка от необменных операций (налоги и трансферты)» [11]. В данном проекте федерального стандарта отражены принципиально новые подходы к классификации доходов и использованы новые дефиниции («доходы от необменных операций», «доходы от обменных операций»); указаны условия признания каждого из видов доходов и их оценка. Согласно проекту ФСБУ ГС «Доходы» установлено, что федеральный стандарт предполагается применять при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2019 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, начиная с отчетности 2019 года [8]. Как результат, применение стандарта закладывает новые аспекты функционирования бюджетных учреждений с учетом экономических выгод и эффективности их деятельности, что раньше было характерно только для коммерческого сектора.
Тем не менее, в проекте ФСБУ ГС «Доходы» [8] не отражено толкование основных дефиниций, которые являются ключевыми понятиями стандарта, а именно: обменные и необменные операции. Для их толкования обратимся к МСФО ОС 9 «Выручка от обменных операций» [11]. Так, обменными операциями считаются операции, при которых одна организация получает активы или услуги или погашает обязательства, и передает в обмен другой организации примерно равную стоимость (в первую очередь в форме денежных средств, товаров, услуг или права использования активов) [11]. Необменные операции — операции, не являющиеся обменными, при которых организация либо получает ценности от другой организации без непосредственного предоставления в обмен примерно равных ценностей, либо передает ценности другой организации без непосредственного получения в обмен примерно равных ценностей [11]. Адаптируя данные определения к национальному восприятию, можно утверждать, что обменные операции — это хозяйственные операции по продаже/приобретению активов в обмен на денежные средства, услуги (работы), другие активы или погашения обязательств, возникающих на стадии обмена. Доходы от обменных операций рассматриваются как увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств. Доходы от необменных операций предполагают получение ресурсов без предоставления формальной компенсации в обмен. Считаем целесообразным дополнить проект ФСБУ ГС «Доходы» данными терминами и их детальным толкованием.
Закрепленные в проекте ФСБУ ГС «Доходы» учетные подходы имеют достаточно общий унифицированный характер и, очевидно, нуждаются в более детализированном изучении. Для этого проведем сравнительную характеристику его положений с международными стандартами (табл. 1, табл. 2).
184
Таблица 1. Сравнительная характеристика проекта ФСБУ ГС «Доходы» с МСФО ОС 9 «Выручка от обменных операций» *
Признаки Проект ФСБУ ГС «Доходы» МСФО ОС 9 «Выручка отобменных операций»
Сфера применения применяется государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями распространяется на все организации общественного сектора, кроме коммерческих организаций с государственным участием
Метод учета не указывается по методу начисления
Определения и термины учетная группа доходов не рассматривается
не р ассматривается обменные операции
не р ассматривается справедливая стоимость
не р ассматривается необменные операции
Классификация доходов от обменных операций: от обменных операций:
• доходы от реализации • выручка от оказания услуг
• выручка от реализации товаров
• доходы от собственности • проценты, роялти и дивиденды
Признание дохода доход для целей бухгалтерского учета признается в результате совершения операций (обменных или необменных) или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями и (или) событиями, при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена цена товара включает определяемую сумму за последующее обслуживание, эта сумма переносится и признается как валовой доход за тот период, в течение которого производится обслуживание; субъект может продать товары и в то же самое время заключить отдельный контракт на перекупку ранее проданного товара в более поздний срок, тем самым существенно снижая результат первой операции; в таком случае две операции рассматриваются вместе
Оценка дохода в полной сумме ожидаемого поступления экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенного в активе по справедливой стоимости полученного или ожидаемого к получению вознаграждения
Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности Организация должна раскрывать:
положения учетной политики, устанавливающие особенности признания доходов субъектом учета; учетную политику, принятую для признания валового дохода, в том числе методы, принятые для определения степени завершенности операций, связанных с оказанием услуг
доходы в разрезе групп, подгрупп в зависимости от экономического содержания с обособлением сумм предоставленных льгот (скидок). величину каждой значимой категории валового дохода, признанного в течение периода, в том числе валового дохода, возникающего от: предоставления услуг; продажи товаров; процентов; лицензионных платежей; дивидендов или их эквивалентов; и величину валового дохода, возникающего от обмена товаров или услуг, включенных в каждую значимую категорию валового дохода.
* Составлено на основании [8; 11]
Проведенное сравнение стандартов свидетельствует о незначительных различиях, а именно: в проекте ФСБУ ГС «Доходы» определен состав доходов от обменных и необменных операций, отличный от состава таких доходов по МСФО ОС 9 «Выручка от обменных операций» и 23 «Выручка от необмен-
185
Таблица 2. Сравнительная характеристика проекта ФСБУ ГС «Доходы» с МСФО ОС 23 «Выручка от необменных операций (налоги и трансферты)» *
Признаки Проект ФСБУ ГС «Доходы» МСФО ОС 23 «Выручка от необменных операций (налоги итрансферты)»
Сфера применения применяется государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями распространяется на все организации общественного сектора, кроме коммерческих организаций с государственным участием
Метод учета не указывается по методу начисления
Определения учетная группа доходов не рассматривается
налоговое событие налогооблагаемое событие
таможенное событие не рассматривается
условия при передаче активов условия передачи активов
безвозмездно полученные ценности не рассматривается
безвозмездно полученные работы и услуги не рассматривается
не р ассматривается контроль над активом
не р ассматривается суммы расходов, выплачиваемые через налоговую систему
не р ассматривается штрафные санкции
не р ассматривается ограничения при передаче активов
не р ассматривается условия использования передаваемых активов
не р ассматривается налоговые льготы
не р ассматривается налоги
не р ассматривается трансферты
Классификация доходов от необменных операций: от необменных операций:
• доходы от налогов, сборов, государственных пошлин, таможенных платежей • налоги
• доходы от страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
• доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов • трансферты
• доходы от принудительных изъятий, штрафов и иных санкций
• иные доходы от необменных операций
Признание дохода доход для целей бухгалтерского учета признается в результате совершения операций (обменных или необменных) или наступления событий, в результате которых приток ресурсов от необменных операций, выраженный в форме, отличной от услуг в натуральном выражении, соответствующий определению актива, может признаваться в качестве актива тогда и только тогда, когда:
ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями и (или) событиями, при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена вероятно, что будущие экономические выгоды или сервисный потенциал, относящиеся к активу, поступят в предприятие; стоимость актива может быть достоверно оценена
186
Продолжение таблицы 2
Признание дохода доходы от налогов, сборов, государственных пошлин, таможенных платежей признаются по факту получения информации о налоговом и (или) таможенном событии предприятие должно признать актив в отношении налогов при возникновении налогооблагаемого события и соблюдения критериев признания
доходы от страховых взносов в государственные внебюджетные фонды признаются по факту получения информации о налоговом событии
межбюджетные трансферты, полученные без условий при передаче активов, признаются в качестве дохода текущего отчетного периода по факту возникновения права на их получение от передающей стороны в части, относящейся к текущему периоду подотчетная организация будет признавать актив в отношении трансфертов, когда переданные денежные средства будут удовлетворять определению актива и удовлетворять критериям признания актива
доходы от принудительных изъятий, штрафов и иных санкций признаются на дату вступления в силу вынесенного постановления (решения) по делу об административном правонарушении, определения о наложении судебного штрафа, иного документа
доходы от безвозмездно полученных ценностей признаются по справедливой стоимости полученных ценностей на дату их получения
Оценка дохода в полной сумме ожидаемого поступления экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенного в активе в сумме увеличения чистых активов, признанного организацией
Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности Организация должна раскрывать:
положения учетной политики, устанавливающие особенности признания доходов субъектом учета; типы учетной политики, принятые для признания дохода от необменных операций
доходы в разрезе групп, подгрупп в зависимости от экономического содержания с обособлением сумм предоставленных льгот (скидок); по основным категориям дохода от необменных операций, на основе которых оценивалась стоимость притока денежных средств
доходы от по дарков, пожертвований и других безвозмездно полученных ценностей, признанные в текущем отчетном периоде и характер указанных ценностей; сумму выручки от необменных операций, признанную за отчетный период, и представлять ее отдельно по основным категориям
суммы дебиторской задолженности, признанной по необменным операциям; сумму к получению, признаваемую в отношении выручки от необменной операции
суммы изменений доходов будущих периодов по видам доходов; наличие и суммы любых авансовых поступлений от необменных операций;
суммы обязательств по авансовым поступлениям сумму прощеных финансовых обязательств
* Составлено на основании [8; 11]
187
ных операций (налоги и трансферты)», а также существует разница в составе рассматриваемых определений и терминов. Рассмотрим классификацию доходов более детально. Проектом федерального стандарта в части учета доходов от необменных операций выделено пять детализированных групп доходов, в то время как международный стандарт предполагает только две укрупненные группы. Так, «доходы от налогов, сборов, государственных пошлин, таможенных платежей» и «доходы от страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» соответствуют группе «налоги», а «доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов», «доходы от принудительных изъятий, штрафов и иных санкций», «иные доходы от необменных операций» аналогичны группе «трансферты». В части классификации доходов от обменных операций наблюдается обратная тенденция. В частности: согласно проекту федерального стандарта выделено две укрупненные группы доходов, международный стандарт предполагает выделение трех групп («доходы от реализации» соответствуют двум группам — «выручка от оказания услуг» и «выручка от реализации товаров»; «доходы от собственности» аналогичны группе «проценты, роялти и дивиденды»).
Невозможно не отметить, что в проекте ФСБУ ГС «Доходы» не указан метод учета доходов, однако изучение факта признания доходов в разрезе учетных групп подтверждает применение метода начисления. Для примера процитируем выдержку из проекта: «Межбюджетные трансферты, полученные без условий при передаче активов, признаются в качестве дохода текущего отчетного периода по факту возникновения права на их получение от передающей стороны в части, относящейся к текущему периоду» [8]. То есть операции по финансированию бюджетного учреждения от вышестоящего субъекта отражаются в момент их проведения, а не зачисления средств.
Следовательно, несмотря на незначительные отличия в предоставлении информации в проекте ФСБУ ГС «Доходы», его основные положения и принципы полностью соответствуют международным, что подтверждает стремление Российской Федерации к применению прямого действия международных норм.
ВЫВОДЫ
Таким образом, реформирование сектора государственного управления формирует новые пути к определению экономической сущности доходов бюджетного учреждения. В результате закладываются новые подходы к функционированию бюджетных учреждений с учетом экономических выгод и эффективности их деятельности, что раньше было характерно только для коммерческого сектора. Связано это с существенными изменениями в учетных принципах и методах, разработанных к настоящему времени в методологии учета, что позволит формировать полную и достоверную финансовую информацию относительно их деятельности, переориентирует бюджеты на достижение конечных результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богославцева Л.В. Внедрение стандартов казначейского учета и отчетности как условие повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами / Л.В. Богославцева, А.С. Такмазян // Финансовые исследования. — 2017. — № 1 (54). — С. 105-113.
2. Блинова О.Н. Сопоставимость статистических данных при анализе государственного бюджета РФ / О.Н. Блинова, Е.Д. Рубинштейн // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — 2015. — № 34. — С. 70-75.
3. Гончикова С.Б. Роль международных статистических сопоставлений в российской экономике / С.Б. Гончикова // Системное управление. — 2016. — № 1 (30). — С. 12.
4. Дружиловская Э.С. Анализ положений новых Федеральных стандартов бухгалтерского учета / Э.С. Дружиловская // Бух учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2016. — № 1. — С. 2-13.
5. Дубинина И.В. Статистика государственных финансов в РФ и стандарты МВФ / И.В. Дубинина // Вопросы статистики. — 2008. — № 8. — С. 12-19.
6. Иванов Ю.Н. О гармонизации руководства МВФ по статистике государственных финансов 2014 года и СНС 2008 года / Ю.Н. Иванов, А.Е. Косарев, Т.А. Хоменко // Вопросы статистики. — 2015. — № 4. — С. 14-29.
7. Качанова Н.Н. Статистика государственных финансов и Система национальных счетов / Н.Н. Качанова, В.А. Галкина // Вестник российского государственного аграрного заочного университета. — 2015. — № 18 (23). — С. 93-95.
8. Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы»: Проект приказа Минфина РФ [Электронный ресурс] // Минфин РФ: официальный сайт. — Режим доступа: www.minfin.ru/ru/document/?id_4= 117498 (дата обращения 20-22.10.2017).
9. Полещук Т.А. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учебное пособие / Т. А. Полещук. — Владивосток: Изд-во ВГУЕС, 2006. — 108 с.
10. Содействие совершенствованию системы государственных финансов Российской Федерации: проект [Электронный ресурс] / Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов. — Режим доступа: www.fer.ru/ (дата обращения 20-22.10.2017).
11. Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора: сборник; официальный перевод на русский язык [Электронный ресурс] // Минфин РФ: официальный сайт. — Режим доступа: www.minfin.ru/ru/document/ ?id_4= 16828 (дата обращения 20-22.10.2017).
12. Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017-2019 гг.: Приказ Минфина РФ от 31.10.2017 № 170н [Электронный ресурс] // Минфин РФ: официальный сайт. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283858/ (дата обращения 20-22.10.2017).
188
SPISOK LITERATURY
1. Bogoslavtseva L.V. Vnedreniye standartov kaznacheyskogo ucheta i otchetnosti kak usloviye povysheniya effektivnosti upravleniya gosudarstvennymi i munitsipal'nymi finansami / L.V. Bogoslavtseva, A.S. Takmazyan // Finansovyye issledovaniya.
— 2Q17. — № 1 (54). — S. 1Q5-113.
2. Blinova O.N. Sopostavimost' statisticheskikh dannykh pri analize gosudarstvennogo byudzheta RF / O.N. Blinova, Ye.D. Rubinshteyn // Sovremennyye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyy vzglyad. — 2Q15. — № 34. — S. 7Q-75.
3. Gonchikova S.B. Rol' mezhdunarodnykh statisticheskikh sopostavleniy v rossiyskoy ekonomike / S.B. Gonchikova // Sistemnoye upravleniye. — 2Q16. — № 1 (3Q). — S. 12.
4. Druzhilovskaya E.S. Analiz polozheniy novykh Federal'nykh standartov bukhgalterskogo ucheta / E.S. Druzhilovskaya // Bukh uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh. — 2Q16. — № 1. — S. 2-13.
5. Dubinina I.V. Statistika gosudarstvennykh finansov v RF i standarty MVF / I.V. Dubinina // Voprosy statistiki. — 2QQS.
— № S. — S. 12-19.
6. Ivanov YU.N. O garmonizatsii rukovodstva MVF po statistike gosudarstvennykh finansov 2Q14 goda i SNS 2QQS goda / YU.N. Ivanov, A.Ye. Kosarev, T.A. Khomenko // Voprosy statistiki. — 2Q15. — № 4. — S. 14-29.
7. Kachanova N.N. Statistika gosudarstvennykh finansov i Sistema natsional'nykh schetov / N.N. Kachanova, V.A. Galkina // Vestnik rossiyskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochnogo universiteta. — 2Ql5. — № 1S (23). — S. 93-95.
S. Ob utverzhdenii federal'nogo standarta bukhgalterskogo ucheta dlya organizatsiy gosudarstvennogo sektora «Dokhody»: Proyekt prikaza Minfina RF [Elektronnyy resurs] // Minfin RF: ofitsial'nyy sayt. — Rezhim dostupa: www.minfin.ru/ru/ document/?id_4= 11749S (data obrashcheniya 2Q-22.1Q.2Q 17).
9. Poleshchuk T.A. Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh organizatsiyakh: uchebnoye posobiye / T.A. Poleshchuk. — Vladivostok: Izd-vo VGUYES, 2QQ6. — 1QS s.
1Q. Sodeystviye sovershenstvovaniyu sistemy gosudarstvennykh finansov Rossiyskoy Federatsii: proyekt [Elektronnyy resurs] / Nekommercheskiy fond restrukturizatsii predpriyatiy i razvitiya finansovykh institutov. — Rezhim dostupa: www.fer.ru/ (data obrashcheniya 2Q-22.1Q.2Q17).
11. Mezhdunarodnyye standarty finansovoy otchetnosti obshchestvennogo sektora: sbornik; ofitsial'nyy perevod na russkiy yazyk [Elektronnyy resurs] // Minfin RF: ofitsial'nyy sayt. — Rezhim dostupa: www.minfln.ru/ru/document/?id_4=1бS2S (data obrashcheniya 2Q-22.1Q.2Q17).
12. Ob utverzhdenii programmy razrabotki federal'nykh standartov bukhgalterskogo ucheta dlya organizatsiy gosudarstvennogo sektora na 2Q17-2Q19 gg.: Prikaz Minfina RF ot 31.1Q.2Q17 № l7Qn [Elektronnyy resurs] // Minfin RF: ofitsial'nyy sayt. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2S3S5S/ (data obrashcheniya 2Q-22.1Q.2Q17).
Статья поступила в редакцию 1S декабря 2Q17 года Статья одобрена к печати 23 января 2Q1S года
189