РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НАПРАВЛЕНИИ УКРЕПЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КУЩ Е.Н.,
доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, e-mail.: nalogi@ncstu.ru;
ЯНАКОВ Д.О.,
аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, e-mail.: nalogi@ncstu.ru
В статье рассмотрены основные проблемы современного налогообложения доходов физических лиц в РФ. Особое внимание уделено вопросам реформирования законодательной базы и практики взимания подоходного налога.
Ключевые слова: налог на доход физических лиц; ставки НДФЛ; стандартные вычеты; прожиточный минимум.
In the article there are examined the main problems of modern taxation of private individuals' income in the Russian Federation. Special attention is paid to the questions of legislative basis refor-mation and levying of income tax practice.
Keywords: tax of private individuals' income; tax rates of private individuals' income; standard de-duction; living-wage.
Коды классификатора JEL: H21, H26, H27.
Налог на личные доходы физических лиц имеет первостепенное значение в современных системах налогообложения с точки зрения как наполнения бюджетов, так и с позиции воздействия на поведение населения. Подоходный налог является самым традиционным, взимаемым на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики, прогрессивные ставки которого применялись в отношении облагаемых доходов с момента его введения [1].
Это один из наиболее развитых системных налогов (предполагающих суммирование различных объектов налогообложения, взимание по единым всеобщим правилам). Начавшись со специального налога «на избранных», особо состоятельных членов общества, эта форма налогообложения развилась на отдельные самостоятельные налоги применительно к различным видам доходов (заработная плата, проценты, дивиденды и др.), которые вместе с корпорационными налогами в ведущих развитых странах постепенно складываются в единую общую систему подоходного налогообложения. Поэтому детальное изучение и выработка предложений по дальнейшему реформированию законодательной базы и практики взимания имеют важное значение как для налогоплательщиков, так и для государства в лице его исполнительных органов.
Налоги на доходы физических лиц уплачиваются большинством населения стран, а также составляют большую часть налоговых доходов бюджетов. О роли налогов на доходы физических лиц в налоговой системе свидетельствует тот факт, что в последние десятилетия развитые страны сталкиваются со следующими общими проблемами:
♦ распространение различных способов уклонения от налогов;
♦ несправедливое распределение налогового бремени в личном подоходном налогообложении: нередко одинаковый уровень доходов сопровождается неравным уровнем обложения;
♦ высокие маржинальные ставки отрицательно сказываются на процессе принятия экономических решений; налогоплательщики, доходы которых подпадают под эти ставки, теряют стимулы к работе и повышению эффективности своей деятельности;
♦ большие различия в ставках личного подоходного налогообложения и обложения компаний вынуждают предпринимателей выбирать корпоративный статус, руководствуясь не экономическими, а налоговыми причинами [2].
По нашему мнению, основные проблемы современного налогообложения доходов физических лиц в РФ состоят в следующем:
1) несоблюдение справедливости налогообложения доходов, выразившееся в равномерном налогообложении базы при значительной дифференциации доходов богатых и бедных людей;
© Е.Н. Кущ, Д.О. Янаков, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3
94
Е.Н. КУЩ, Д.О. ЯНАКОВ
2) расширение теневого сектора экономики, доходы которого не облагаются налогами;
3) значительные масштабы необлагаемых доходов в виде «теневой заработной платы»;
4) существование перечня льгот, не имеющих стимулирующего и компенсирующего характера, требующее пересмотра;
5) несогласованность ставок налогов (по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль, а также по страховым взносам во внебюджетные фонды), которая снижает стимулы к инвестициям в реальный сектор экономики;
6) несовершенство контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в частности, по налогу на доходы физических лиц.
Решение этих проблем требует научного переосмысления методических основ исчисления и контроля за полнотой уплаты налога на доходы физических лиц.
Для широкого внедрения подоходного налога в практику налогообложения необходимы соответствующие экономические и социальные условия. Этот налог может приносить значительные поступления только за счет обложения всего населения, которое должно иметь достаточно высокие доходы. Предпосылки для резкого увеличения доли подоходного налога в налоговых поступлениях и доведения ее до уровня, характерного для развитых стран, в России до сих пор отсутствуют из-за бедности значительной части населения.
Одним из важнейших принципов налогообложения называется принцип справедливости, который не теряет свою актуальность, несмотря на то, что понимание справедливости в налоговых отношениях изменяется с развитием общества [4].
В социальном смысле прогрессивный подоходный налог соответствует критерию справедливости: люди с высокими доходами отдают большую их долю, чем наименее обеспеченная часть населения. С экономической точки зрения такой подход не всегда эффективен, согласно мнению некоторых экономистов [5]. Доля сбережений в доходах наиболее обеспеченных людей выше, чем у людей с низкими доходами. Значит, чем большая часть дохода остается в распоряжении у высокообеспеченных слоев населения, тем большей возможностью они обладают инвестировать собственные финансовые ресурсы в экономику страны, оказывая тем самым влияние на ее экономический рост. Однако в большинстве стран прогрессивное подоходное налогообложение стало общепринятым. Накопленный развитыми странами опыт показал, что в долгосрочном периоде прогрессивная налоговая шкала ведет к регрессу, поскольку ощутимое выравнивание за счет прогрессии возможно лишь при повышении ставок для основной массы граждан. С другой стороны, прогрессивный подоходный налог снижает стимулы к труду, увеличивает «естественную» безработицу, снижает капиталовложения. Известно, что высокие ставки ведут к росту теневой экономики и криминализации общества. Невозможность объективного установления прогрессии особенно наглядна для стран, где велико различие в уровне доходов по территориям: ставки, являющиеся оптимальными в богатых промышленных регионах, где уровень доходов значительно выше, не являются таковыми в существенно более бедных, и наоборот. С 1980 г. прогрессия подоходного налогообложения в развитых странах стала уменьшаться (до 2-3 ставок).
Введение в России пропорционального налогообложения доходов расценивалось как революционное, направленное на легализацию теневых доходов (и, как следствие, увеличение доходной базы бюджетов) и восстановление справедливости. В реалии оказалось, что малообеспеченные платят большую долю дохода, чем та часть населения, у которой высокие доходы. Происходит это потому, что, во-первых, высокие доходы богатых, как правило, не являются заработной платой, а именно зарплата сполна облагается налогом, который берется у источника выплаты; во-вторых, используются схемы, допускающие маскировку доходов под низкооблагаемые или необлагаемые; в-третьих, незаконно уклоняются от уплаты налога путем сокрытия доходов[4].
Получается, что формально прогрессивный налог на деле оказывается регрессивным. В этой ситуации логично было бы предположить, что резкое снижение номинальных ставок обложения должно привести к снижению уклонения от уплаты налогов среди людей с высокими доходами, и реальная ставка налогообложения станет выше. В действительности так и произошло. Поступления от подоходного налога после введения единой шкалы выросли в регионах в среднем на 15 и более процентов (по г. Москве этот показатель составил около 40%). Однако в 2007 г. вопрос о возвращении к прогрессивному налогообложению доходов вновь обрел острую актуальность, поскольку анализ роста поступлений подоходного налога в бюджетную систему дал совершенно иные результаты. Причины, объясняющие рост поступлений следующие: уменьшение задолженности бюджетникам, рост зарплаты военнослужащих, сдвиг начисления доходов во времени, отмена льгот, увеличение ставки в отношении доходов для малоимущих слоев населения (с 12 до 13%) и др., при этом увеличение поступлений от высокодоходной части населения по низкой ставке из всех перечисленных причин является последним.
Ранее в Государственной Думе Российской Федерации рассматривались несколько альтернативных проектов введения прогрессивного налога. Первый предлагал установить для малообеспеченных слоев населения с доходами до 60 тыс. руб. в год нулевую ставку налога с одновременной отменой стандартного налогового вычета в размере 400 руб. за каждый месяц с доходами до 20 тыс. руб. в год. При этом было предложено сохранить действующую ставку налога в 13% для физических лиц с доходами от 60 тыс. до 280 тыс. руб. в год. Для физических лиц, получивших в налоговом периоде доходы от 280 тыс. до 600 тыс. руб., предложено установить ставку налога в 20%. Доходы свыше 600 тыс. руб. предлагалось облагать налогом по ставке в 30%. Вторым законопроектом предложено полностью освободить от подоходного налога доходы до 60 тыс. руб. в год. Годовой доход от 60 тыс. до 120 тыс. руб. предложено облагать налогом по ставке 10%, доход от 120 тыс. до 1 200 тыс. руб. - по ставке 13%, доход от 1 200 тыс. руб. до 3 600 тыс. руб. - по ставке 20%, доход свыше 3 600 тыс. руб. в год - по ставке 30%. Оба законопроекта были рекомендованы Правительством и профильным комитетом Государственной Думы к отклонению. В 2009 г., по причине того, что «радикальным образом изменились экономические условия», к обсуждению законопроекта «О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Россий-
РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НАПРАВЛЕНИИ.
95
ской Федерации» вновь вернулись. Согласно новому российскому законопроекту предлагалась следующая шкала налогообложения доходов: менее 60 тыс. руб. в год - 5%; от 60 тыс. до 600 тыс. руб. -15%; от 600 тыс. до 3 000 тыс. руб. в год налог составит 25%; от 3 млн до 12 млн руб. в год - 35%, и для рублевых миллионеров, зарабатывающих от 12 млн руб. в год - 45%.
По нашему мнению, дальнейшее совершенствование налога на доходы физических лиц в РФ должно происходить с учетом остроты таких проблем макроэкономического регулирования, как: необходимость увеличения бюджетных доходов; значительная дифференциация доходов населения; высокая доля бедного населения, причем наиболее тревожным фактом остается высокий уровень детской бедности; некоторое расширение масштабов «конвертных выплат» заработной платы после увеличения ставок страховых взносов во внебюджетные фонды, что сдерживает рост налоговых поступлений.
Мы считаем, что налог на доходы физических лиц должен реализовать свою распределительную функцию. Единая ставка налога эту задачу не выполняет, так как не способствует повышенному налоговому изъятию с высоких личных доходов и их перераспределению. Между тем, почти половина денежных доходов населения концентрируется у группы населения с наиболее высокими доходами. Резкая дифференциация доходов наблюдается также по заработной плате наемных работников - заработная плата 10% группы высокооплачиваемых работников составляет 33,2% от общей суммы.
Введение прогрессивной шкалы НДФЛ не будет политически приемлемой мерой, несмотря на ее относительную справедливость. Основная причина этого кроется в том, что льготирование бедных слоев населения предполагается осуществить в основном за счет остальных работников, получающих среднюю заработную плату или немного выше ее, и для которых налоговая нагрузка существенно повышается.
Компенсация выпадающих налоговых поступлений из-за применения пониженной ставки для части населения за счет увеличенных платежей богатых людей (получающих доходы, сопоставимые с доходами, облагаемыми в других странах по максимальной ставке), не представляется возможным вследствие их малой доли в общей численности налогоплательщиков. Так, примерно 95% всех сумм налога уплачивается налоговыми агентами и не относится к налогооблагаемым доходам этих лиц. Поэтому решить проблему увеличения налоговых платежей, изменяя налоговые ставки и порядок определения базы по другим видам доходов населения, не затрагивая оплату труда большей части работников, не представляется возможным.
Если отменить стандартные вычеты, но в конструкцию налога ввести необлагаемый минимум в размере среднего по стране минимального прожиточного минимума для трудоспособного населения и на ребенка, то, как показывают проведенные нами расчеты по данным за 2009 г., это приведет к существенному снижению начисленного налоговыми агентами НДФЛ - с 1544 млрд руб. до 1154 млрд руб., или на 25,3%. Подобную льготу придется компенсировать повышением налоговой ставки на треть, до 17-18%, что также будет способствовать увеличению «конвертных» выплат.
Такой порядок расчета налога на доходы физических лиц с применением необлагаемого минимума в размере прожиточного минимума не будет справедливым, а по технике исполнения окажется довольно сложным, учитывая значительную дифференциацию по регионам величины прожиточного минимума и его изменчивость во времени. Несправедливость связана с тем, что, кроме населения с действительно низким уровнем дохода, под льготное налогообложение подпадают налогоплательщики, получающие, кроме низкой официальной заработной платы, «конвертные» выплаты. Поэтому на данном этапе развития экономики такой вариант исчисления налога на доходы физических лиц представляется неприемлемым.
В области администрирования налога на доходы физических лиц, учитывая большие масштабы теневых доходов населения при низком уровне заработной платы работников, наиболее актуальными направлениями совершенствования являются развитие системы планирования и прогнозирования, учета, а также налогового контроля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузьменко В.В., Бескоровайная Н.С., Джурбина Е.М. Налоги и налогообложение / Под. ред. В.В. Кузьменко. СПб.: ГИОРД, 2008. 336 с.
2. Коровкин В.В. Основы теории налогообложения. М. : Экономист, 2009. 576 с.
3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // http://www.nalog.ru.
4. ПансковВ.Г. О принципах налогообложения физических лиц // Финансы, 2008. № 1. С. 28-33.
5. Савина О.Н. К вопросу о критерии справедливости современной системы подоходного налогообложения // Вопросы теории и практики налогообложения. Сб. науч. статей. М.: Цифровичок. 2010. С. 137-144.
6. http://www.nalog.ru.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3