Научная статья на тему 'Реформирование пенсионной системы на современном этапе'

Реформирование пенсионной системы на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Донин Ю. Л.

Давно признано, что действующая в РФ пенсионная система неэффективна. Ее реформа буксует. Пока проблема по выплате пенсий решается за счет Стабилизационного фонда. Однако, во-первых, высокая цена на нефть и газ не вечна, во-вторых, Стабфонд достояние всех граждан России, а не только пенсионеров. В связи с этим вышли в свет два закона, в которых определены пути решения определенной модернизации пенсионной системы. Проанализировав данные законы автор отмечает следующее. Предложенный план реформирования пенсионной системы не позволит добиться существенного увеличения пенсий в перспективе ни для одной из категорий населения страны. В случае ее применения в значительной степени увеличится налоговая нагрузка в отраслях народного хозяйства с невысокой оплатой труда. Более того, возможно, это усилит их стремление перейти к серым схемам выплаты зарплаты. На заседании Госдумы РФ 06.04.2009 Председатель Правительства РФ В.В.Путин высказал мнение о том, что необходимо отложить введение в действие предполагаемых изменений, по крайней мере до 2011г. В своем обращении в Минфин России Минэкономразвития России от 03.04.2009 № 4892-ЭН/Д01 «О налоговой политике на 2009 2010 годы» высказалось за сохранение существующей налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. В обращении отмечается, что предложенные Минздравсоцразвития России решения по реформированию ЕСН приведут к росту нагрузки на фонд оплаты труда в среднем по стране в 2010 г. на 36%, в 2011 г на 42%, а в ряде отраслей еще больше. В связи с этим, по мнению Минэкономразвития России, решения по изменению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда целесообразно отложить. Представляется, что с учетом мнения Председателя Правительства РФ В.В. Путина, этот вопрос можно считать решенным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование пенсионной системы на современном этапе»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛиРОВАНиЕ

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ НАСОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Ю. Л. ДОНИН,

кандидат экономических наук, налоговый консультант ООО «Волтер Воле»

Йавно признано, что действующая в РФ пенсионная система неэффективна. Ее реформа 5уксует. Пока проблема по выплате пенсий ся за счет Стабилизационного фонда (далее — Стабфонд). Однако, во-первых, высокая цена на нефть и газ не вечна, во-вторых, Стабфонд — достояние всех граждан России, а не только пенсионеров. В связи с этим вышли в свет два закона, в которых определены пути решения определенной модернизации пенсионной системы.

Основополагающим является Федеральный закон от 18.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее — Закон № 56-ФЗ).

В статье 1 Закона № 56-ФЗ определено, что порядок стимулирования является добровольным для граждан РФ.

Важным является положение ст. 3 Закона № 56-ФЗ, в соответствии с которым застрахованное лицо, уплачивающее дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, вправе прекращать либо возобновлять уплату этих взносов, а также определять их размер.

Право на получение накопительной части трудовой пенсии, сформированной за счет дополнительных страховых взносов застрахованного лица, взносов работодателя, взносов на софинансирование из бюджета, реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 17.12.2001 № 178-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 158-ФЗ.

Основные условия Закона № 158-ФЗ таковы. Трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть индексируется. Очередная индексация произошла 01.03.2009. Размер ее составил 1 950 руб. в месяц.

Для расчета страховой части применяется следующая формула:

СЧ = ПК: Т, где ПК— пенсионный капитал;

Т— число месяцев ожидаемого периода выплаты пенсий для страховой части (этот показатель с2013г. составит 19 лет, или 228 мес. Далее определяется расчетный размер трудовой пенсии за месяц. Главным ограничителем размера пенсии в расчете является то, что введен коэффициент 1,2 по отношению к среднемесячному заработку к среднемесячной зарплате в РФ.

Соответственно, пенсионный капитал может быть увеличен за счет дополнительных взносов в накопительную часть трудовой пенсии.

Статья 5 Закона № 56-ФЗ определяет, что размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии определяется застрахованным лицом самостоятельно. Эти взносы включаются в состав пенсионных накоплений.

Те граждане, которые будут вносить дополнительные страховые взносы, получают право на государственную поддержку. Государственная поддержка заключается в том, что на суммы дополнительных страховых взносов, уплаченных застрахованным лицом за календарный год, государство добавляет в течение 10 лет сумму в размере не более 12 тыс. руб. в год.

Отсюда можно сделать логический вывод о том, что оптимальным вариантом для застрахованного лицаявляется также уплата 12 тыс. руб. в год.

В результате за год пенсионные накопления увеличиваются на 24тыс. руб.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет. За этот период размер пенсионных накоплений составит: 24тыс. руб. х 10 лет = 240тыс. руб. За счет этой суммы размер пенсии увеличится на 240тыс. руб.: 228 мес. = 1, 052тыс. руб. в месяц.

Правда, и работодатель может принять участие в этом процессе. Предположим, его участие составит также 12тыс. руб. в год, или за 10-летний срок — 120 тыс. руб. Но даже и в этой ситуации размер пенсии увеличится на ЗбОтыс. руб.: 228 мес. = 1, 580тыс. руб. в месяц.

Необходимо отметить, что поступающие дополнительные страховые взносы инвестируются, в том числе и взносы работодателя. Однако практика показывает, что доходность от инвестирования пенсионных накоплений Внешторгбанка невелика. За 2008 г. она составила 6 %.

Если исходить из этой величины доходности (без учета участия работодателя), то сумма, которая окажется на лицевом счете застрахованного лица, составит к концу 10-летнего срока примерно 360 тыс. руб., что даст увеличение пенсии в размере 1,5 тыс. руб. в месяц. Даже с учетом взносов работодателя эта сумма составит 540тыс. руб.: 228 мес. = 2,37 тыс. руб. в месяц.

Конечно, в соответствии со ст. 11 Закона № 56-ФЗ застрахованное лицо вправе передать свои накопления в негосударственный пенсионный фонд, но и это не дает гарантий значительного увеличения размера ежемесячной пенсии.

С величины 12тыс. руб., ежегодно вносимой в Пенсионный фонд РФ, можно будет вернуть 13%, или 1,560тыс. руб. вгод. В связи с этой возможностью общий лимит социального вычета с 2009 г. повысился со ЮОтыс. руб. до 120тыс. руб. В эту сумму, кроме отчислений в Пенсионный фонд РФ, можно включать вычеты на образование самого работника, лечение и негосударственное пенсионное обеспечение.

Что касается государственного софинансиро-вания, то эти суммы не будут облагаться НДФЛ и ЕСН. (пп. 1иЗ ст.З Закона № 56-ФЗ).

Законодатель в связи с возможностью стимулирования пенсионных накоплений внес ряд изменений во вторую часть Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) Федеральным законом от 30.04.2008 № 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона № 56-ФЗ».

Так, ст. 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению» НК РФ дополнена пп. 38 и 39, в соответствии с которыми не облагаются НДФЛ как взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, так и взносы работодателя в сумме не более 12тыс. руб. в год в расчете на каждого работника.

Пункт 1 ст. 238 гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ сформулирован следующим образом: «Не подлежат налогообложению... взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком... в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя».

Изменения внесены и в ст. 255 «Расходы на оплату труда» НК РФ (п. 16). В расходы будутвклю-чаться суммы взносов работодателей (в размере не более 12тыс. руб. в год на каждого работника). Ограничение этим же п. 16ст. 255 НК РФ внесено и в сумму совокупных платежей (взносов) работодателя, выплачиваемых в соответствии с Законом № 56-ФЗ, договорам долгосрочного страхования жизни, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения.

Сам по себе норматив не изменился и составляет 12 %от расходов на оплату труда.

Все вышесказанное относится к работникам до достижения ими срока выхода на пенсию.

Предусмотрел законодатель в ст. 16 Закона № 56-ФЗ возможности увеличения пенсионных накоплений для лиц, достигших пенсионного возраста.

Если данное лицо не обращается за установлением пенсии, то в случае уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии софинансирование бюджета составит величину, превышающую в 4 раза сумму дополни-тельныхвзносов, но не более 48тыс. руб. вгод.

Несложно определить, что величина взносов пенсионера составит 1 тыс. руб. в месяц, или в год 12тыс. руб.

Следует обратить внимание на то, что и в этой части государственная поддержка осуществляется в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Видимо, это будет касаться лиц, продолжающих работать, хотя законодатель не оговаривает этого условия.

Безусловно, интерес вызывает судьба накопленных в Пенсионном фонде РФ средств. Закон № 56 в ст. 16 «Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц» отсылает к порядку, установленному законами «О трудовых пенсиях»,

«О негосударственных пенсионных фондах», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».

В свою очередь, в п. Зет. 38 Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии» сказано следующее: «Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством РФ».

Обратимся к постановлению Правительства РФ от 03.11.2007 № 741 «Об утверждении Правил выплаты пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета», где в п. 3 определено, что правопреемники имеют право на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, в случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений. Вторая часть этой фразы относится к пенсионерам, не обратившимся за пенсией и уплачивающим дополнительные суммы за счет собственных средств с учетом софинанси-рования их бюджетом.

Анализ этих изменений привел автора к следующим выводам.

Данные изменения не рассчитаны на действующих пенсионеров. Они, как и прежде, могут рассчитывать только на увеличение пенсий, принимаемых в разовом порядке.

Те выплаты, которые увеличиваются в связи с применением указанных выше изменений, не решают проблемы кардинального увеличения размера пенсий к 2020 г. Увеличение таких выплат составляет от 1 до 3 тыс. руб. в месяц. Предполагаемая же величина пенсий в 2020 г. должна составить порядка 20тыс. руб. в месяц.

Причем указанный в Законе № 56-ФЗ порядок действует только 5 лет (ст. 12): право на вступление в систему имеют только те застрахованные лица, которые вступили в нее в период с 01.10.2008 до 01.10.2013. В определенной степени данные изменения носят антиинфляционный характер.

С учетом сказанного выше каждый гражданин РФ должен самостоятельно принять решение об участии в системе, предложенной в Законе № 56-ФЗ.

В п. 4 ст. 4 Закона № 56-ФЗ определено, что работодатель, которому поступило заявление от

работника о добровольном вступлении в отношения по пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, должен в срок, не превышающий трех рабочих дней, направить это заявление в территориальное управление Пенсионного фонда по месту своей регистрации в качестве страхователя.

В заявлении должны быть указаны:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина;

2) фамилия, имя, отчество гражданина;

3) место жительство гражданина.

Форма заявления утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 28.07.2008 № 225П.

Подавать такое заявление можно было уже с 01.10.2008.

В случае если в организации появятся застрахованные лица, это прибавит объем работ бухгалтерии, особенно если их численность будет значительной. Никаких льгот или возмещения расходов организации не получают.

Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя (в случае принятия такого решения) перечисляются работодателем в том же порядке и сроках, которые установлены в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, формируется реестр застрахованных лиц. Сведения, которые должны содержаться в реестре, определены п. 4ст. 9 Закона№ 56-ФЗ.

Реестры застрахованных лиц согласно п. 6 ст. 9 Закона № 56-ФЗ представляются работодателем в территориальный орган Пенсионного фонда РФ не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачивались взносы работодателя (в случае их уплаты).

Закон № 56-ФЗ не содержит ограничений на уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии неработающих гражданам. Так, можно представить ситуацию, когда муж вносит такие взносы за неработающую жену-домохозяйку. Представляется, однако, что это сугубо теоретический вариант.

Ранее уже указывалось, что Пенсионный фонд РФ испытывает серьезные проблемы с выплатой пенсий. Разработчики пенсионной реформы приняли ожидаемое, но довольно непопулярное решение. Автором его считается Татьяна Голикова — Министр здравоохранения и социального развития РФ. Суть его сводится к следующему.

Предполагалось, что с 2010 г. перестает действовать ЕСН. Вместо него опять вводятся страховые взносы в соответствующие фонды. Ставки будут таковыми:

— в Пенсионный фонд РФ (напрямую, минуя федеральный бюджет) — 26 %;

— в Фонд обязательного медицинского страхования — 5,1 %;

— в Фонд социального страхования — 2,9 %.

Ощутимое увеличение взносов (на 6 %) пришлось бы на отчисления в Пенсионный фонд РФ. На 2 % увеличиваются взносы на обязательное медицинское страхование, которое также испытывает определенные трудности. Без изменений остается размер отчислений в Фонд социального страхования.

Таков размер отчислений до достижения оплаты труда до 415 тыс. руб. После достижения этой величины до конца года отчисления не производятся.

А что изменится для отдельных работников в новой системе? За год за работника с оплатой труда от 35 тыс. руб. и выше организация перечислит в фонды 141 тыс. руб. (415 тыс. руб. х 34%), в том числе в Пенсионный фонд РФ — 108 тыс. руб., Фонд обязательного медицинского страхования — 21 тыс. руб., Фонд социального страхования — 12тыс. руб.

Следует напомнить, что действующие ставки ЕСН для работника с оплатой труда до 280 тыс. руб. составляют 26%, от 280 до бООтыс. руб. — 10% и свыше бООтыс. руб. — 2 %.

Таким образом, вместо трехступенчатой вводится более простая двухступенчатая шкала отчислений.

Попытаемся определить, какие предприятия выиграют от применения данной системы, а какие проиграют. Очевидно, что отрасли, в которых месячная зарплата работающих находится на уровне 50 — 60тыс., руб. фактически уже во второй половине года перестанут платить отчисления в фонды.

Что это за отрасли? Это отрасли ТЭК, финансовые и банковские организации и тому подобные организации.

В то же время применение данной системы привело бы к тому, что налоговая нагрузка в таких отраслях, как легкая и пищевая промышленность, торговля, научная и образовательная деятельность, здравоохранение, будет относительно выше, чем в высокооплачиваемых отраслях народного хозяйства.

Если посчитать налоговую нагрузку в виде отчислений в фонды, то увидим, что в относительном выражении для отраслей с невысокой отплатой

труда она в разы будет превышать нагрузку для отраслей с высоким уровнем оплаты труда.

Возьмем для сравнения организацию с уровнем оплаты труда в размере 60 тыс. руб. на одного работающего. От оплаты труда этого работника будут делаться отчисления в фонды только в течение первых 6 мес., так как в седьмом месяце оплата труда составит 420 тыс. руб. За эти 6 мес. в фонды будет перечислено 122тыс. руб. (ЗбОтыс. руб. х 34%). В целом за год оплата труда составит 720тыс. руб. (бОтыс. руб. х 12 мес.). Нагрузка на оплату труда составит 17% (122тыс. руб.: 720тыс. руб. х 100%).

Если же взять организацию, где оплата труда совокупного работника составляет 35тыс. руб., то отчисления в фонды будут делаться в течение 11 мес. налогового периода и составят 385 тыс. руб. В фонды за этот период будет перечислено 131 тыс. руб. (385 тыс. руб. х 34 %). Если это отнести к оплате труда за год, то это составит 31 % (131 тыс. руб.: 420тыс. руб. х 100%).

Таким образом, сравнительная нагрузка на организации с невысокой оплатой будет значительно более высокой, чем на организации с высокой оплатой труда.

По мнению автора, это достаточно существенный недостаток предлагаемой системы.

Минздравсоцразвития России раскрыл некоторые существенные подробности реформы ЕСН. В частности, дополнительные доходы трех внебюджетных фондов от реализации реформы составили бы 1,4трлнруб. в 2010г. Почти все доходы от увеличения социальных платежей с 26 до 34 % уйдут на текущие нужды фондов. Ставка взноса, формирующая персональные пенсионные права работников, увеличилась лишь на 2%. При этом из 26 % отчислений в Пенсионный фонд РФ лишь 16 % должны были формировать будущие пенсии, а 10 % пошли бы на текущие выплаты нынешним пенсионерам. Ставка взноса, формирующая накопительную часть, в лучшем случае, увеличилась на 2 %и достигла 8 %.

Что получат работники 1967 г. рождения и моложе? Рассмотрим эту ситуацию на примере женщины 1967 г. рождения. Ей предстоит отработать до пенсии начиная с 2010 г. 12 лет. Предположим, она достаточно высокооплачиваемый работник и ежемесячно будет получать более 35 тыс. руб. в месяц. Это позволит ей увеличивать свой накопительный счет в течение этих 12 лет ежегодно на 35тыс. руб. Тогда на ее счете окажется 403,2тыс. руб. (35тыс. руб. х 12 мес. х 12 лет х 8 %). Иными словами, с момента начала предлагаемой реформы до момента ее выхода на пенсию на накопительном счете окажется 403,2тыс. руб.

Ежемесячная пенсия за счет средств накопительной части в результате реформы увеличится почти на 2тыс. руб. (403,2тыс. руб.: 228 мес.). 228 мес. — срок дожития до пенсии, определенный пенсионным законодательством.

На первый взгляд, автору можно сделать упрек по поводу того, что он не учел инвестиционной составляющей в расчетах увеличения накопительной части. Однако сделано это не случайно. Практика предшествующих лет показывает, что в лучшем случае размер инвестиционных накоплений соответствует уровню инфляции. Что же касается 2009г., а возможно, и 2010г.,то никакого эффекта от пенсионных накоплений не ожидается, а уровень инфляции ожидается порядка 13 %за 2009 г.

Для подтверждения этого следует отметить, что Внешэкономбанк заработал за последние 3 года 5,25% годовых для своих «вкладчиков-молчунов» при значительно большей инфляции.

Вряд ли можно рассчитывать на значительное увеличение пенсий за счет базовой и страховой частей.

Задача, поставленная в Концепции развития до 2020г., где размер пенсии должен будет составить 20 — 25 тыс. руб. в месяц, предложенными изменениями в пенсионную систему не решается.

Таковы последствия опоздания реформирования пенсионной системы РФ.

Подведя итоги, следует отметить следующее. Предложенный план реформирования пенсионной системы не позволит добиться существенного увеличения пенсий в перспективе ни для одной из категорий населения страны.

В случае ее применения в значительной степени увеличится налоговая нагрузка в отраслях народного хозяйства с невысокой оплатой труда. Более того, возможно, это усилит их стремление перейти к серым схемам выплаты зарплаты.

На заседании Госдумы РФ 06.04.2009 Председатель Правительства РФ В. В. Путин высказал мнение о том, что необходимо отложить введение в действие предполагаемых изменений, по крайней мере до 2011г.

В своем обращении в Минфин России Минэкономразвития России от 03.04.2009 № 4892-ЭН/ Д01 «О налоговой политике на 2009 — 2010 годы» высказалось за сохранение существующей налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. В обращении отмечается, что предложенные Минздравсоцраз-вития России решения по реформированию ЕСН приведут к росту нагрузки на фонд оплаты труда в среднем по стране в 2010г. на 36%, в 2011 г — на 42%, а в ряде отраслей — еще больше. В связи с этим, по мнению Минэкономразвития России, решения по изменению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда целесообразно отложить.

Представляется, что с учетом мнения Председателя Правительства РФ В. В. Путина, этот вопрос можно считать решенным.

Список литературы

1. Об утверждении Правил выплаты пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета: постановление Правительства РФ от 03.11.2007 № 741.

2. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии: Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ.

3.0 дополнительных страховых взносах на нако -пительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: Федеральный закон от 18.04.2008 № 56-ФЗ.

4. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 № 178-ФЗ.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.