Налоговая политика
УДК 336.226.12
РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ -ШАГ НАВСТРЕЧУ РАЗВИТИЮ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА
М. Е. КОСОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и статистики E-mail: kosovme@gmail. com
Э. В. ЯГУДИНА, преподаватель кафедры налоговой политики E-mail: esme88@yandex. ru Российский государственный торгово-экономический университет
В статье рассматривается налог на прибыль организаций в качестве одного из инструментов государственного регулирования деятельности организаций. Сделан вывод о преобладании в налоговой системе Российской Федерации фискальной роли налога, неравномерном распределении налогового бремени между секторами экономики, отсутствии стимулов к привлечению финансовых ресурсов в инновационный бизнес. В целях усиления регулирующего воздействия налога на прибыль на экономику сформулированы предложения по совершенствованию механизма налогообложения прибыли малых инновационных предприятий.
Ключевые слова: налог на прибыль организаций, налоговые поступления, налоговое стимулирование, виды экономической деятельности, инновационная деятельность, расходы на НИОКР, проценты по заемным средствам, налоговая ставка, малые инновационные предприятия.
Налог на прибыль организаций активно влияет на процесс воспроизводства, создавая предпосылки экономического роста, и является инструментом, с помощью которого государство может воздействовать на деятельность предприятий. Этот налог
вызывает трансформацию стимулов к предпринимательской деятельности: ее непосредственным ориентиром становится не только норма прибыли, но и конкретные характеристики самого налога на прибыль. Налогообложение прибыли и параметры этого процесса серьезно влияют на направления и структуру капиталовложений, поскольку компании часто инвестируют, руководствуясь прежде всего налоговыми соображениями, и только потом учитывают норму прибыли. Столь существенное влияние налогообложения прибыли на инвестиционную и хозяйственную деятельность экономических субъектов обусловило поиск рационального соотношения его фискальной и регулирующей функций. На современном этапе в развитых странах наблюдается последовательное ограничение фискальной роли налога на прибыль и усиление регулирующего влияния налогообложения на экономику, темп экономического роста, инвестиционную привлекательность для потенциальных инвесторов.
В России фискальная функция налога на прибыль реализуется в значительно большей степени по сравнению с регулирующей. Согласно данным, представленным на рис. 1, на протяжении многих
50 40 30 20 10 0
и44,2 38
■^2,7 ■ 55,1 \ 30,8 31,2 31,6 —■
20,4 \и 21,9 .Ш' 23,4 21,9 —и /27,1 23,2 23,8 \
9,8 8 17,7 7,6 —ж*' 17,6 14,8 ■■ 14,1 — 17,6 23,4 20,1
О 4,5 4,2 3,6 4,6 5,6 О 4,3 4 52 л л О 3,3 3,9 4,2
8,4 5,7 ° 6,2 6,2 6,5 6,1 О о О
Рис. 1. Удельный вес налога на прибыль в ВВП и в налоговых доходах консолидированного бюджета с 1993 по 2012 г,%
2
4
г-
0 0 0 2
0 0 2
2 0 0 2
0 0 2
4 0 0 2
0 0 2
0 0 2
г-
0 0 2
0 0 2
с^ о ^ 0 1 1 000 222
Удельный вес налога на прибыль в ВВП
■Удельный вес налога на прибыль в налоговых доходах консолидированного бюджета Источник: [2, 3, 4, 5, 6].
лет он является важным источником доходов консолидированного бюджета, формируя существенную его часть.
Пик поступлений налога на прибыль приходится на 1993 г., в котором доля его поступлений в консолидированный бюджет РФ составила 44,2 %. За весь исследуемый период уровень 1993 г. не был достигнут. В 2002-2003 гг. доля налога на прибыль в общей сумме доходов консолидированного бюджета РФ снизилась до 14,1 %, что явилось следствием вступления в силу гл. 25 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), снизившей ставку налога с 35 до 24 % и расширившей число вычитаемых из налогооблагаемой прибыли расходов. Вместе с тем с 2004 г. наблюдается положительная динамика доли налога на прибыль в консолидированном бюджете РФ, несмотря на то, что Правительством РФ был взят курс на снижение налоговой нагрузки на экономику. Дело в том, что при реформировании налога на прибыль были задействованы как факторы, влияющие на уменьшение налоговой базы, так и факторы, влияющие на ее увеличение. Введение гл. 25 НК РФ сопровождалось отменой налоговых льгот, в том числе прямой инвестиционной льготы. В результате к 2008 г. доля налога на прибыль возросла до 31,6 %, что свидетельствует об усилении его фискальной роли.
Последующее снижение ставки на 4 пункта (с 24 до 20 %) вместе с другими антикризисными мероприятиями 2008-2009 г. негативным образом сказалось на поступлении налога на прибыль, сократив его удельный вес в налоговых доходах бюджетной системы до 20,1 %. Вместе с тем по мере стабилизации экономической ситуации налог на прибыль
снова начинает занимать доминирующее положение в доходах бюджетной системы РФ.
Из данных, представленных на рис. 2, следует, что в структуре налоговых поступлений консолидированного бюджета в 2011 г. налог на прибыль организаций занимает 1-е место, опережая НДПИ, НДФЛ и НДС. Его доля составила 23,4 %, что больше на 5 пунктов поступлений НДС, являющегося изначально бюджетообразующим налогом. Общий объем налоговых поступлений в 2011 г. - 9 720 млрд руб.
Учитывая тот факт, что в российской экономике наиболее полно реализуется фискальная функция налога на прибыль, необходимо акцентировать внимание на то, за счет каких видов экономической деятельности это производится. Анализ поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет РФ по видам экономической деятельности! представлен в табл. 1.
Источник: [6]
Рис. 2. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2011 г: 1 - налог на прибыль - 2 270 млрд руб (23,4 %); 2 - НДПИ - 2 043 млрд руб. (21 %); 3 - НДФЛ - 1 995 млрд руб. (20,5 %); 4 - НДС - 1 753 млрд руб. (18 %); 5 - акцизы - 604 млрд руб. (6,2 %); 6 - имущественные налоги - 678 млрд руб. (7 %); 7 - остальные налоги -377 млрд руб. (3,9 %)
Таблица 1
Доля поступлений по налогу на прибыль по основным видам экономической деятельности с 2006 по 2011 г., в % к итогу
Вид деятельности 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, 0,4 0,4 0,4 0,4 0,3 0,3
рыбоводство
Добыча полезных ископаемых 15,9 26,0 14,9 14,5 15,7 17,8
Обрабатывающие производства 20,0 19,1 19,9 11,8 17,0 16,4
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,5 2,4 3,2 4,9 4,6 3,7
Строительство 3,1 3,4 4,0 6,1 4,2 4,1
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных 23,7 11,6 14,8 16,0 15,8 15,1
средств, бытовых изделий, предметов личного пользования
Гостиницы и рестораны 0,3 0,3 0,7 0,6 0,6 0,6
Транспорт и связь 10,2 8,6 8,8 13,0 11,0 10,0
Финансовая деятельность 10,8 7,8 7,2 9,0 10,1 10,6
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление 6,6 12,5 18,8 16,1 16,2 17,9
услуг
Остальные виды деятельности 6,5 7,9 7,3 7,6 4,5 3,5
Всего 100 100 100 100 100 100
Всего, млрд руб. 1 669,5 2 169,9 2 509,4 1 263,2 1 772,2 2 268,5
Источник: [6].
Свыше 1/3 объема поступлений налога на прибыль обеспечивают организации промышленности. Налоговый вклад предприятий обрабатывающих производств больше, чем вклад торговых или финансовых компаний, а также чем сектора услуг.
Одновременно целесообразно рассмотреть структуру российских организаций по видам экономической деятельности. Необходимо отметить, что каждому сектору экономики присуще наличие не только прибыльных и высокорентабельных организаций, но и убыточных, работающих в силу тех или иных причин с отрицательным финансовым результатом. Доля убыточных предприятий в разрезе секторов экономики РФ за период с 2009 по 2011 г. представлена в табл. 2.
Несмотря на ежегодный рост количества организаций, их качественного приращения не произошло. В настоящий момент наибольшее число организаций сосредоточено в торговле и обслуживании - 37 %, в промышленности же работают не более 9 %. Хотя именно промышленные предприятия генерируют большие суммы налога на прибыль в бюджет, с учетом того, что рентабельность здесь ниже, чем в торговле. Таким образом, не преобладая в структуре экономики по видам экономической деятельности и имея более высокий уровень убыточности, предприятия промышленности доминируют по объему поступлений от налогообложения прибыли. Это свидетельствует о неравномерном распределении налогового бремени между сферами производства и обращения. Таким
образом, современная модель налогообложения прибыли ориентирована на мобилизацию налоговых доходов в промышленности и слабо стимулирует мобилизацию налоговых доходов от деятельности в финансовом секторе экономики и в сфере торговли.
Нерациональная налоговая политика привела к отсутствию стимулов к привлечению финансовых ресурсов в реальный сектор экономики, в том числе в инновационный бизнес. Несмотря на изменения, принятые с 01.01.2012 г., ст. 262 НК РФ по-прежнему позволяет вычитать из налогооблагаемой базы понесенные расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее - НИ-ОКР) лишь после пуска нового изделия в производство. До этого момента предприятия вынуждены вести разработки на протяжении многих лет без всякой поддержки.
Установленный порядок списания указанных расходов слабо стимулирует инновационную деятельность, что подтверждается данными, представленными в табл. 3.
Преломить и исправить такую ситуацию можно лишь предусмотрев особый порядок налогообложения НИОКР, осуществляемых малыми инновационными предприятиями. С этой целью авторы предлагают внести некоторые изменения в ст. 262 НК РФ. Необходимо:
— включать расходы на НИОКР в налоговую базу в том отчетном периоде, когда велись исследования и разработки;
Таблица 2
Распределение организаций по видам экономической деятельности с 2009 по 2011 г.
Вид деятельности Число организаций, тыс. ед. (%) Доля убыточных организаций, %
2009 2010 2011 2009 2010 2011
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство 216,5 (4,4) 202,6 (4,2) 188,9 (3,9) 28,1 30,4 22,3
Добыча полезных ископаемых 17,6 (0,4) 17,3 (0,4) 17,2 (0,4) 43,7 38,3 31,1
Обрабатывающие производства 418,6 (8,5) 402,5 (8,3) 403,9 (8,3) 34,7 29,5 26,4
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 28,5 (0,6) 30,3 (0,6) 31,2 (0,6) 42,6 44,5 49,5
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования 1 846,3 (37,6) 1 788,5 (37,1) 1 799,1 (37,0) 26,4 21,8 19,9
Гостиницы и рестораны 90,7 (1,9) 90,8 (1,9) 93,2 (1,9) 33,8 29,5 26,8
Транспорт и связь 254,9 (5,2) 266,0 (5,5) 278,1 (5,7) 37,9 29,5 37,0
Финансовая деятельность 104,1 (2,1) 101,1 (2,1) 102,0 (2,1) 35,2 34,0 27,9
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 834,6 (17,0) 864,0 (17,9) 892,8 (18,3) 31,1 31,5 26,1
Остальные виды деятельности 1 096,0 (22,3) 1 060,2 (22,0) 1 060,2 (21,8) — — —
Всего по экономике в целом 4 907,8 4 823,3 4 866,6 32,0 29,9 28,1
Источник: [4, 5].
Таблица 3
Структура расходов на НИОКР, учитываемых для целей налогообложения
прибыли с 2009 по 2011 г.
Показатель 2009 2010 2011
Всего расходов, уменьшающих доходы от реализации, млн руб. 111 213 363,3 133 861 598,5 162 107 534,4
Расходы на НИОКР, всего, млн руб. 19 876,2 21 605,9 39 660,9
В том числе:
— расходы на НИОКР по перечню Правительства РФ 751,5 2 399,7 9 369,6
— расходы на НИОКР, не давшие положительного результата 2 910,7 1 939,5 2 180,4
В том числе расходы на НИОКР по перечню Правительства РФ 30,7 68,5 26,0
Доля расходов на НИОКР в общей сумме расходов, % 0,018 0,016 0,024
Доля расходов на НИОКР, не давших положительного результата, в общей сумме расходов на НИОКР, % 14,6 9,0 5,5
Источник: [6].
— разрешить дополнительное (сверх суммы фактически произведенных расходов) списание субъектами малого бизнеса 25 % от стоимости НИОКР, выполненных собственными силами; позволить малым предприятиям при превышении годового темпа прироста расходов на исследования над обозначенной минимальной величиной (например, 15—20 %) дополнительно исключать 50 % расходов. Общий вычет затрат на НИОКР, таким образом, увеличится со 100 до 150 %;
предусмотреть возможность применения коэффициента 1,75 при осуществлении малыми организациями расходов на НИОКР, предусмотренными перечнем Правительства РФ; — позволить не имеющим прибыли предприятиям использовать указанные вычеты в последующем.
Указанная схема налогообложения должна применяться ко всем без ограничения промышленным секторам и не иметь ограничений по срокам действия.
Общепризнанным фактом является то, что организации, осуществляющие инновационную деятельность, испытывают недостаток свободных финансовых ресурсов. Масштабные научные исследования и разработки требуют большого объема денежных средств. Многие исследования не дают положительного результата, а те из них, которые в конечном итоге приводят к созданию новых или к усовершенствованию существующих продуктов и технологий, нередко требуют длительного периода внедрения в производство и распространения на рынке. В этой ситуации организации, вовлеченные в инновационный процесс, вынуждены заимствовать денежные средства из внешних источников финансирования. При этом для процентов по долговым обязательствам ст. 269 НК РФ установлен специальный порядок их отнесения к расходам. Согласно первому способу расходом признаются проценты по долговому обязательству любого вида, если их размер существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале и на сопоставимых условиях. На практике коммерческие структуры практически не имеют возможности использовать этот способ. Особенно это касается малых инновационных компаний, для которых получение даже одного кредита весьма проблематично.
В случае отсутствия сопоставимых займов предельная величина процентной ставки по рублевым заимствованиям не может превышать ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза (в 1,8 раза до 31.12.2012), по заимствованиям в валюте - 15 % (коэффициент 0,8 до 31.12.2012). С учетом действующей ставки рефинансирования на уровне 8,25 % предельная ставка по долговым обязательствам в рублях составляет 14,85 %, в иностранной валюте — 6,6 % годовых. Любое превышение относится на расходы, не учитываемые для налогообложения. Это требование налогового законодательства не предусматривает исключений для каких-либо организаций или сфер деятельности, либо целевых кредитов.
В табл. 4 представлен расчет доходов кредитной организации, расходов малого предприятия и их влияние на размер налога на прибыль из расчета 3 млн руб. заемных средств под 19,5 % годовых на срок 12 мес. [7].
Из представленных следует, что организация, пользуясь кредитами, вынуждена оплачивать не только проценты по заемным средствам, но и «де-
Таблица 4
Экономические показатели при получении заемных средств, руб.
Малое консолиди-
Показатель Банк предприятие рованный бюджет
Доход 585 000 — —
Расход, в том числе — 585 000 —
относимый:
— в уменьшение — 445 500 —
налоговой базы
— за счет чистой — 139 500
прибыли
Налог на прибыль 117 000 — 117 000
Налог на прибыль за — 27 900 27 900
счет неучитываемых (139
расходов в виде про- 500Ч20 %)
центов по ссудам
Налог на прибыль, — — 144 900
всего
литься» с государством частью своей прибыли, остающейся после уплаты всех налогов, так как заемщик уплачивает налог на прибыль без учета части фактически произведенных расходов в сумме 139 500 руб. При этом организации финансового сектора экономики исчисляют налог на прибыль из расчета полной суммы доходов, полученных в виде процентов от выданных в кредит средств. Полагаем, что отмена норматива, установленного в налоговом законодательстве относительно данного вида расходов, для малых организаций не приведет к существенным потерям бюджетных доходов.
В случае введения приведенных преференций малым инновационным организациям источником покрытия бюджетных потерь могут стать дополнительные поступления по налогу за счет установления дифференцированных ставок, посредством которых в развитых странах реализуются регулирующие свойства налога на прибыль. Так, возможно увеличение ставки налога на прибыль до уровня 25 % для организаций торговли и общественного питания, организаций финансового сектора, а также для организаций, осуществляющих посредническую деятельность по операциям с недвижимостью. Одновременно с этим необходимо установить пониженные ставки для малых организационных структур в размере 5 % — для малых научных организаций, 10 % - для малых организаций промышленности и 15 % - для прочих малых предприятий.
В соответствии с данными, представленными в табл. 5, предложенная шкала ставок налога на
финансы и кредит
61
Примечание: МП - малые предприятия.
* Показатели прибыли приведены на основании данных Росстата [1, 5].
Таблица 5
Исчисление налога на прибыль с применением дифференцированных ставок, млрд руб.
Категория налогоплательщиков Прибыль* Налог на прибыль в соответствии со ставками налога Налог на прибыль
25 % 20 % 15 % 10 % 5 % Доначислено Выпадающие доходы
МП сферы науки 5,8 - 1,16 - - 0,29 - 0,87
МП промышленности 37,23 - 7,45 - 3,72 - - 3,73
Прочие МП 427,37 - 85,47 64,11 - - - 21,36
Организации по видам деятельности
Оптовая и розничная торговля 2 081 520, 25 416,2 - - - 104,05 -
Финансовая деятельность 412,1 103,03 82,42 - - - 20,61 -
Операции с недвижимым имуществом 148,8 37,2 29,76 - - - 7,44 -
Итого 132,1 25,96
прибыль позволит получить в консолидированный бюджет РФ дополнительно 106,14 млрд руб. от организаций следующих видов деятельности: торговля, банковский сектор, посредническая деятельность, операции с недвижимостью, связь. При этом существенную выгоду получат и субъекты малого предпринимательства. Подобные мероприятия создадут более справедливые условия деятельности для малых инновационных и промышленных организаций. В свою очередь столь незначительное увеличение налоговой ставки для секторов экономики с высоким уровнем рентабельности не окажет негативного влияния на размер чистой прибыли организаций.
Следует отметить, что налоговые преференции являются противоречивым явлением, несущим наравне с положительными результатами и отрицательные эффекты. В настоящих условиях главными нежелательными последствиями от фискальных стимулов следует считать уменьшение доходов бюджетной системы, возрастание расходов на налоговое администрирование, использование льгот лицами, не являющимися их адресатами.
Что касается малых инновационных предприятий (МИП), то на их уровне вероятные злоупотребления в применении льготной ставки можно нивелировать четко установленными критериями для МИП. Для квалификации МИП можно использовать следующие нормы:
— среднесписочная численность работников не
должна превышатьт 100 чел.;
— возраст предприятия должен быть менее 8 лет;
- расходы на НИОКР должны составлять не менее 15 %;
- не менее 50 % капитала организации должно принадлежать либо физическим лицам, либо компаниям, отвечающим этим же условиям, либо венчурным фондам. Предложенные рекомендации по реформированию механизма налогообложения прибыли будут способствовать перемещению акцентов в налоговой системе с фискальных начал на регулирующую и стимулирующую функции, а также придадут импульс развитию реального сектора экономики. Таким образом, будут сформированы условия для увеличения спроса на инновационную продукцию, модернизации экономики, притока инвестиций в новые технологии.
Список литературы
1. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. 172 с.
2. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Росстат. М., 2001. 679 с.
3. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2005. 819 с.
4. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011. 795 с.
5. Россия в цифрах. 2012: Крат. стат. сб. / Рос-стат. M., 2012. 573 с.
6. URL: http://www. nalog. ru/nal_statistik/stat_ otch.
7. URL: http://www. sbrf. ru/tver/ru/s_m_ business/credits/new/doverie.