РЕФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
П.В. АКИНИН,
доктор экономических наук, профессор
Ш.А. МАГОМАДОВ,
М.М. МУСАЕВ
Ставропольский государственный университет
В Чеченской Республике ключевой проблемой социально-экономического обновления АПК является переход к регулируемым рыночным отношениям, создание и функционирование эффективного хозяйственного механизма. Этот процесс может развиваться по различным направлениям.
Один подход заключается в ускоренном переходе к рыночным отношениям, при устранении или резком ослаблении государственного регулирования цен и других экономических инструментов. Это может явиться стимулом для производителей сельскохозяйственной продукции но существенно ущемит интересы потребителей, в связи с резким ростом цен породит социальную напряженность.
Другой, более предпочтительный путь предусматривает использование принципов регулируемого сельскохозяйственного рынка, включая, в частности:
1) развитие разнообразных форм собственности и хозяйствования, исходя из принятых республиканских законов о собственности, о земле, о сельском хозяйстве;
2) ответственность Правительства Чеченской Республики за положение дел в агропромышленном производстве;
3) постепенное увеличение сферы ценообразования на основе спроса и предложения;
4) государственное экономическое регулирование сельскохозяйственного производства через систему государственного заказа, налогов, льгот, кредитов и субсидий.
На первом этапе необходимо со стороны федеральных и республиканских органов обеспечить необходимый уровень финансовых ресурсов для развития агропромышленного производства Чеченской Республики. Это может быть в виде
прямого государственного финансирования отдельных сельскохозяйственных программ и проектов, внедрения системы целевого стимулирования путем выделения субсидий для освоения новых производств и технологий, льготного налогообложения и кредитования.
Реализация мероприятий по становлению кредитной кооперации в сельской местности позволит повысить эффективность аграрного сектора в районах Чеченской Республики, раскрыть и сделать прозрачным целый пласт резерва роста сельскохозяйственного производства и мелких сельхозпроизводителей (фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств, частных лиц на селе).
В условиях Чеченской Республики важным направлением, способствующим обеспечению АПК техникой, является широкое использование лизинга, который выступает одной из альтернативных форм материально-технического снабжения хозяйств.
Предстоит сформировать и систему страхования в сельском хозяйстве на основе расширения круга защищаемых им мероприятий, создать кооперативные и акционерные страховые общества.
Нельзя затягивать и реформирование земельных отношений. В Чеченской Республике должна быть выработана региональная нормативно-правовая база по формированию земельных отношений с учетом особой специфики республики и требований федеральных законов.
Для организации работ по осуществлению земельной реформы предстоит создать земельные комиссии при администрациях муниципалитетов. В их задачи будут входить выявление исторических предпосылок в хозяйствовании каждого землепользования, установление неиспользуемых или
нерационально используемых земель и создание фонда для выделения земельных участков.
В рамках земельной реформы необходимо оформить права на пользование землей, включая регулирование арендных земельных отношений и отработать систему земельного налогообложения для условий ЧР.
Должна быть реализована государственная программа орошения земель, включая строительство и комплексную реконструкцию мелиоративных оросительных систем, магистральных каналов и коллекторно-дренажной сети. К 2010 г. необходимо осуществить оросительные мелиорации на площади от 10 до 22 тыс. га пахотных угодий в западной части территории дельты Терека и восточной оконечности Чеченской равнины.
Необходимо целенаправленно проводить структурные и территориальные изменения в АПК. В размещении и специализации сельскохозяйственного производства наиболее важными являются адаптация земледелия к природным условиям. Исходя из этого, перспективны следующие структурные сдвиги:
• развитие специализированной зоны выращивания твердых и сильных сортов пшеницы в Терско-Сунженском природно-сельскохозяйс-твенном округе, включающем части Грозненского, Надтеречного и Наурского районов;
• расширение производства зерна кукурузы в районах лесостепной зоны ЧР (Шелковской, Сунженский, Урус-Мартановский и Ачхой-Мартановский районы);
• расширение зоны возделывания кукурузы на корм по зерновой технологии (Ачхой-Мартановский, Грозненский и Гудермесский районы);
• расширение рисосеяния в Нижнетерском при-родно-сельскохозяйственном округе;
• развитие специализированной зоны производства сахарной свеклы в Шалинском, Курчалоевском, Урус-Мартановском и Ачхой-Мартановском районах;
• развитие табаководства в Курчалоевском, Но-жай-Юртовском и Гудермесском районах;
• увеличение производства подсолнечника в районах равнинной и предгорной зоны;
• увеличение производства картофеля в Ша-тойском, Итум-Калинском и Сунженском районах, а также производства овоще-бахчевых культур в Ачхой-Мартановском, Сунженском, Грозненском, Надтеречном, Шелковском и Наурском районах;
• возрождение и развитие виноградарства в Шелковском, Наурском, Надтеречном и Гудермесском районах;
• углубление специализации молочного животноводства в Ачхой-Мартановском, Урус-Мартановском, Грозненском, Наурском и Шелковком районах;
• развитие мясного скотоводства в Грозненском, Гудермесском, Наурском, Надтеречном и Шелковском районах;
• развитие овцеводства в Наурском и Надтеречном районах;
• восстановление горного животноводства в Шатойском, Веденском и Ножай-Юртовском районах, где животноводческая емкость определена в пределах 700 тыс. овец;
• углубление птицеводческой специализации для производства мяса птиц и яиц в Урус-Мартановском, Ачхой-Мартановском, Грозненском и Наурском районах;
• развитие шелководства в Шелковском, Грозненском и Гудермесском районах. Территориальное размещение перерабатывающих предприятий должно исключить нерациональные перевозки сырья и готовой продукции, обеспечить оптимальное разделение труда между районами республики.
Одним из главных направлений в растениеводстве является зерновое хозяйство. К 2010 г. необходимо довести производство зерна в Чеченской Республике до уровня 400 кг на одного человека. Следовательно, общий валовой сбор (в весе после доработки) может составить 440 — 445 тыс. т. Этот объем производства зерна сможет обеспечить продовольственные потребности населения, а также в значительной мере позволит решить проблему кормов в животноводстве и птицеводстве. В структуре зерновых около 40 % будет составлять кукуруза на зерно.
В зерновом хозяйстве существенную роль будет играть рисоводство, где может быть занято до 1,5 тыс. чел., а вместе с обслуживающими секторами — до 2 тыс. чел.
Производство сахарной свеклы в условиях республики может обеспечить получение достаточной прибыли, способствовать занятию сельского населения. В целом природно-климатические условия для производства сахарной свеклы благоприятные. Поэтому целесообразно к 2010 г. увеличить посевные площади под сахарной свеклой до 5,5— 6 тыс. га и получать ежегодно не менее 120 тыс. т фабричной свеклы.
Определенные перспективы в республике имеет и подсолнечник, который также имеет благоприятные предпосылки для его производства. Для повышения конкурентоспособности подсолнечника необходимо провести селекционную работу этой культуры, обеспечить ее посев на пригодных пахотных угодьях, чтобы повысить ее урожайность до среднероссийского уровня.
В перспективе производство овощей в ЧР должно стать товарным и конкурировать на внешнем рынке по продукции ранних (капуста, корнеплоды) и позднеспелых (перец, баклажаны, томат) овощных культур. Общая площадь под овощами и бахчевыми культурами должна увеличиться к 2010 г. до 10 — 11 тыс. га, а численность занятых в этой отрасли составит 14 — 16 тыс. чел.
Садоводство и виноградарство практически следует возрождать заново. Для этого предстоит коренным образом реконструировать еще сохранившиеся виноградники на площади около 4 тыс. га и подготовить к закладке новые плантации на площади 8 — 9 тыс. га. Намечается довести производство винограда к 2010 г. до 35 — 40 тыс. т, а плодов и ягод — до 30 — 35 тыс. т и при этом дополнительно занять около 45 тыс. чел. в этих трудоемких отраслях.
Чеченская Республика имеет также благоприятные условия для производства табака. Эта отрасль имеет высокую доходность, а также позволяет занять в табаководстве большое количество населения. В перспективном периоде до 2010 г. предполагается расширить посевные площади под табаком до 3,5 — 3,7 тыс. га и занять в этой отрасли не менее 10 тыс. чел. В целях снижения негативного воздействия табачного производства на здоровье населения необходимо при возделывании и уборке табака тщательно учитывать все санитарно-гигиенические требования, применять технологические процессы в табаководстве, обеспечивающие максимальную защиту занятого в этой отрасли населения.
В области животноводства главной проблемой остается низкий генетический потенциал продуктивности, что связано с отсутствием породности, а также с недостаточным уровнем и несбалансированностью кормления. Создание необходимых условий кормления и содержания, а также организация на должном уровне селекционно-племенной работы позволят повысить продуктивность скота и увеличить поголовье КРС унитарных сельскохозяйственных предприятий в 2010 г. до 30 тыс. голов. Предполагается развивать молочное поголовье в хозяйствах населения и крестьянских хозяйствах
на селекционно-племенной базе унитарных сельскохозяйственных предприятий
Особое внимание следует уделить проблеме горного животноводства. При этом можно выделить три направления его развития. Первое направление — применение более рациональных систем землепользования и технологий выращивания скота, второе — совершенствование видового и породного состава скота, и третье — применение рациональных способов организации взаимоотношений субъектов горного животноводства, успешно зарекомендовавших себя в зарубежных странах.
В перспективном периоде интенсивное развитие получит птицеводство как наиболее прибыльная и быстроокупаемая отрасль по производству мяса птицы и яиц. В настоящее время действуют инвестиционные программы по восстановлению и развитию ряда птицефабрик. Предстоит расширить перечень объектов птицеводства не только в рамках унитарных предприятий, но и за счет их строительства в крестьянско-фермерских хозяйствах.
При определении стратегии развития АПК ЧР следует опираться на прогнозируемые объемы производства. Исходя из поставленных целей и задач развития АПК ЧР, оценки перспектив формирования его подкомплексов, производство основных видов продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности прогнозируется в следующих объемах (табл. 1).
По проведенным расчетам, объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях Чеченской Республики в 2006 г. составил 2 600 млн руб. Перспективы развития сельского хозяйства и пищевой промышленности ЧР до 2010 г. рассмотрены в двух вариантах.
Первый вариант предполагает умеренное восстановление хозяйственного комплекса республики, выделение средств из федерального и республиканского бюджетов на АПК только для решения узкого круга первоочередных задач (ежегодно до 350 — 370 млн руб.).
Второй вариант осуществляется в условиях ускоренного восстановления агропромышленного комплекса, включая достаточное финансовое и материально-техническое обеспечение строительства мелиоративных систем, приобретение машин и сельскохозяйственной техники, развитие основных растениеводческих и животноводческих подотраслей на основе внедрения механизма рыночных отношений (выделение для АПК ЧР ежегодно не менее 650 — 700 млн руб.).
Таблица 2
Таблица 1
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в Чеченской Республике
Виды продукции Ед. изм. 2010 г. (прогноз)
I вариант II вариант
Зерно тыс. т 350 - 370 440 - 445
Подсолнечник тыс. т 4 - 5 6 - 7
Картофель тыс. т 14 - 18 25 - 30
Овощи тыс. т 70 - 75 100 - 105
Сахарная свекла тыс. т 60 - 65 120 - 125
Виноград тыс. т 15 - 17 35 - 40
Плоды и ягоды тыс. т 5 - 8 30 - 35
Скот и птица тыс. т 29 - 30 35 - 37
Молоко тыс. т 95 - 100 180 - 190
Яйца млн шт 130 135 - 140
Шерсть тонн 1 600 - 1 800 3 000 - 3 200
Мясо тыс. т 10 - 11 16 - 18
Животное масло тыс. т 0,2 - 0,3 0,5 - 0,6
Растительное масло тыс. т 4,1 - 4,2 5,6 - 5,8
Консервы всех видов млн усл. банок 90 - 100 180 - 185
Прогноз темпов роста сельского хозяйства и пищевой промышленности
Вариант прогноза Сельское хозяйство Пищевая промышленность
2006 2010 2006 2010
I вариант 1,2 - 1,3 1,8 - 2,1 1,3 - 1,5 2,3 - 2,5
II вариант 1,3 - 1,5 2,3 - 2,5 1,5 - 1,7 3,0 - 3,2
Исходя из предполагаемых условий, темпы роста продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности ЧР прогнозируются следующие (табл. 2).
Очевидно, что более предпочтительным является II вариант, так как по данному варианту в конце 2006 г. объем валовой продукции сельского хозяйства по сравнению с уровнем 2003 г. возрос в 1,4 раза и составил 2,6 млрд руб., а к 2010 году может увеличиться в 2,4 — 2,5 раза и составить 4,5 — 4,7 млрд руб. Такие объемы развития сельского хозяйства смогут реализовать первоочередные потребности населения республики в продовольствии, загрузить создаваемые мощности перерабатывающих предприятий и обеспечить высокие темпы их развития.
Реализация второго варианта развития АПК позволит занять к 2010 г. около 110 тыс. чел., в том числе в перерабатывающей промышленности — до 15 тыс. чел. На осуществление основных мероприятий второго варианта потребуется выделять ежегодно не менее 450 — 470 млн рублей инвестиций, в том числе до 60 % из федерального бюджета.
В соответствии с установленным Порядком предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства в Чеченской Республике, субсидии необходимо выделять на поддержку и компенсацию приоритетных направ-
лений развития сельскохозяйственного производства. Ежегодная общая сумма субсидий на сельское хозяйство из всех видов бюджетов может составить в среднем не менее 220 млн руб.
В целях повышения заинтересованности производителей сельскохозяйственной продукции в сдаче продукции более высокого качества для условий ЧР необходимо разработать «Порядок выплаты дотаций и компенсаций за сельскохозяйственную продукцию из средств региональных бюджетов», а также «Порядок формирования государственного заказа на покупку сельскохозяйственной продукции в Чеченской Республике». Четкое правовое обеспечение развития АПК, наряду с финансовым, явится залогом успешного достижения намеченного.
ЛИТЕРАТУРА
1. Схема развития и размещения производительных сил Чеченской Республики. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (протокол совещания от 5 июня 2004 г. п. 6.).
2. Федеральная целевая программа «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)».