РЕФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ПАССИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ГРАЖДАН РОССИИ (1994-2012 гг.)
А.А. Подмарев
Кафедра теории и истории государства и права
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматривается развитие федерального избирательного законодательства в сфере регулирования ограничений пассивного избирательного права российских граждан. Проводится анализ и дается характеристика основным ограничениям пассивного избирательного права.
Ключевые слова: конституция, выборы, пассивное избирательное право, избирательное законодательство, ограничения пассивного избирательного права.
В современном российском государстве универсальным способом формирования органов публичной власти на различных территориальных уровнях — общенациональном, субъектов Российской Федерации, местном — являются выборы. Выборы представляют собой выделение гражданами «из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти» [5. С. 133-134]. Свободные выборы являются одной из форм высшего непосредственного выражения власти народа (ст. 3 Конституции РФ 1993 г.). Формирование государственных и муниципальных органов путем выборов является одним из определяющих признаков демократического государства. Выборы дают гражданам чувство сопричастности к управлению делами государства; они «создают один народ, одно представительство, одну общую волю» [6. С. 230].
Граждане России участвуют в выборах, реализуя свои избирательные права, закрепленные в ст. 32 Основного закона, — право избирать (активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право). «Право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, — констатирует Конституционный Суд России, — принадлежит к основным правам и свободам и в качестве такового признается и гарантируется в Российской Федерации» [7]. И активное избирательное, и пассивное избирательное право одинаково важны для формирования органов власти и построения демократического государства. С.А. Авакьян, характеризуя избирательные права российских граждан, подчеркивает, что «избирательное право относится
к числу основных, конституционных прав граждан Российской Федерации, поскольку является одним из их ключевых средств влияния на состав и деятельность представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления» [1. С. 634]. Избирательные права как права субъективные выступают в качестве элемента конституционного статуса избирателя, вместе с тем они являются элементом публично-правового института выборов, в них воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе органов публичной власти [8]. Активное и пассивное избирательной право дают «ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства» [3. С. 265].
Используя активное избирательное право, граждане оказывают непосредственное влияние на персональный состав выборных органов.
Реализуя пассивное избирательное право, граждане получают возможность осуществлять власть от имени народа на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, на уровне муниципальных образований, и представлять на указанных уровнях публичной власти интересы различных групп и слоев населения, а также территориальных образований. Пассивное избирательное право является одним из основных прав гражданина и важнейшим элементом его правового статуса в демократическом обществе [10].
Право избирать и право быть избранным реализуются с учетом соблюдения определенных ограничений, которые принято именовать избирательными цензами.
Активное избирательное право, как правило, ограничивается минимумом цензов: наличие гражданства, возраст, дееспособность, отбывание наказания в местах лишения свободы.
Пассивное избирательное право ограничивается более широким кругом цензов. Конституционное законодательство зарубежных стран и России дает примеры разнообразных ограничений пассивного избирательного права: ценз гражданства; возрастной ценз (для пассивного избирательного права возрастной ценз выше, чем для активного); ценз дееспособности; ценз оседлости; ценз длительности состояния в гражданстве; наличие гражданства иностранного государства; содержание в местах лишения свободы по приговору суда; лишение избирательных прав по приговору суда; наличие судимости. Существование определенных ограничений для пассивного избирательного права — более жестких, чем для активного — объясняется необходимостью формирования органов публичной власти из лиц, способных управлять государством, обладающих определенным жизненным опытом, осведомленных об условиях жизни и интересах своих сограждан, а также уважающих правовой порядок своей страны.
Ограничения пассивного избирательного права устанавливаются как на конституционном, так и на законодательном уровне.
Конституция России 1993 г. предусматривает общие условия ограничения всех прав и свобод, а также конкретные ограничения пассивного избирательно-
го права. Общие условия закреплены в ч. 3 ст. 55: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Эти общие условия являются рамками, границами для законодателя в его деятельности по разработке и принятию федеральных законов, конкретизирующих конституционные права и свободы, в том числе пассивное избирательное право. Конкретные ограничения пассивного избирательного права установлены в ст. 32, 81, 97 Конституции России. В соответствии с ч. 3 ст. 32 не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Согласно ст. 81 Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет; одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (ч. 1 ст. 97).
С 1994 г. дальнейшая конкретизация пассивного избирательного права стала осуществляться федеральными избирательными законами, как общими (гарантийными), так и специальными, регламентирующими порядок выборов Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также некоторыми другими.
В 1994 г. был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» [11] — первый общий законодательный акт для всех выборов. Статья 4 Закона повторяла конституционную формулу о том, что не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Закон восполнил конституционный пробел, касающийся минимального возраста кандидатов в органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления: 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта РФ, 21 год при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и при выборах главы местного самоуправления.
Федеральный закон «О выборах Президента РФ» от 17.05.1995 [12] и Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 21.06.1995 [13] повторили конституционные требования к кандидатам на должность Президента РФ и кандидатам в депутаты Государственной Думы. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 23.10.1996 [14] установил, что депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории соответствующего муниципального образования (ст. 3).
В 1997 г. принимается новый рамочный федеральный избирательный закон — Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19.09.1997 [15]. В дополнение к существующим требованиям к реализации пассивного избирательного права в ст. 4 Закона было установлено, что: 1) гражданин РФ может, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; 2) ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории РФ, могут устанавливаться только Конституцией РФ.
Федеральный закон «О выборах Президента РФ» от 31.12.1999 [16] и Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 24.06.1999 [17], как и аналогичные законы, принятые в 1995 г., продублировали соответствующие конституционные положения о пассивном избирательном праве. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 [18] закрепил требования к кандидатам на должность высшего должностного лица субъекта РФ и к кандидатам в депутаты региональных парламентов (обладание в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом (ст. 10, 18)).
С 2002 г. федеральный законодатель достаточно активно занялся регламентированием пассивного избирательного права, периодически вводя дополнительные ограничения. В новом гарантийном законе — в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 [19] — появилось несколько новых положений: 1) федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд; 2) уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд; 3) при наличии в отношении гражданина РФ вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 20.12.2002 [20] и Федеральный закон «О выборах Президента РФ» от 10.01.2003 [21], повторяя конституционные нормы о требо-
ваниях к кандидатам, в дополнение к ним установили, что гражданин РФ, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы и кандидата на должность Президента РФ, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока. Также не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин РФ, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ должность Президента РФ второй срок подряд.
В 2004 г. в российском избирательном законодательстве и в механизме народовластия происходит весьма значимое событие — отменяются прямые выборы высших должностных лиц субъектов РФ.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 11.12.2004 [22] отменяет выборность высших должностных лиц субъектов РФ и вводит процедуру наделения гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ.
Данная новелла, и это вполне очевидно, ограничила избирательные права российских граждан, их возможности на занятие должностей в государственном аппарате. Однако новый способ замещения должности высшего должностного лица субъекта РФ был признан Конституционным Судом России не противоречащим Конституции РФ 1993 г. [9].
Следующее существенное ограничение пассивного избирательного права российских граждан было осуществлено Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18.05.2005 [23], который ввел исключительно пропорциональную избирательную систему при выборах депутатов Государственной Думы (напомним, что соответствующие федеральные законы 1995, 1999 и 2002 гг. устанавливали смешанную (мажоритарно-пропорциональную) избирательную систему)). В соответствии с новым законом все 450 депутатов Государственной Думы избираются в составе федеральных списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (по этой системе депутаты Государственной Думы избирались в 2007 г. и в 2011 г.).
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» от 25.07.2006 [24] вводит новые условия реализации пассивного избирательного права: не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства; указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ.
Следующим этапом в реформировании и развитии федерального регулирования пассивного избирательного права явилось принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Гражданский процессуальный кодекс РФ» от 05.12.2006 [25], который, в числе прочих новых требований, установил, что не имеют права быть избранными граждане РФ: а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ [28], и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; в) подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях [4], если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
В 2009 г. федеральный законодатель снижает возраст для кандидатов в представительные органы местного самоуправления. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 3 приложения к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 09.11.2009 [26] установил, что депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин РФ, достигший 18 лет.
Последние изменения в федеральном регулировании пассивного избирательного права произошли в 2012 г. и связаны они с восстановлением выборности высших должностных лиц субъектов РФ.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 02.05.2012 [27] установил, что: 1) высшим должностным лицом субъекта РФ может быть избран гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет; 2) кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ выдвигаются политическими партиями; 3) выдвижение кандидата должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ. Таким образом, мы видим, что восстанавливая выборность высших должностных лиц субъектов РФ, федеральный законодатель фактически обязывает кандидатов быть лояль-
ными по отношению к выборным должностным лицам муниципальных образований соответствующего субъекта РФ.
Подводя итог изложенному, следует подчеркнуть, что в настоящее время перечень ограничений пассивного избирательного права, установленных федеральным законодателем, достаточно широк. Причем основанием для ограничения являются не только наличие гражданства иностранного государства и совершенные преступления, но и административные правонарушения.
Чрезмерным ограничением пассивного избирательного права, по нашему мнению, является то, что на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ это право может быть реализовано только через политические партии, поскольку кандидаты выдвигаются исключительно в составе федеральных списков кандидатов. Но Конституция России не увязывает реализацию пассивного избирательного права с членством в политической партии, со связью с какой-либо политической партией, с лояльностью определенной политической партии, с поддержкой идей и программы партии. Партийное выдвижение сужает круг пользователей пассивного избирательного права [2. С. 3].
Выборы только по партийным спискам приводят к отрыву представителей народа от самого народа, от интересов избирателей. Поэтому остается актуальным вопрос о возвращении одномандатных избирательных округов на выборах депутатов Государственной Думы как альтернативы выборам по партийным спискам и одновременно как способу реализации своего пассивного избирательного права теми российскими гражданами, которые не связывают свои политические убеждения с деятельностью партий.
В любом случае при установлении ограничений пассивного избирательного права, федеральный законодатель должен действовать в рамках, установленных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, и все вводимые ограничения должны быть оправданы с точки зрения закрепленных в данной статье целей: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. — 2-е изд., перераб. и доп. — В 2 т. — Т. 1. — М.: Юристъ, 2006.
[2] Арановский К.В. Всеобщее избирательное право в его ценностных основаниях и издержках // Российский юридический журнал. — 2010. — № 4.
[3] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. — 8-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2009.
[4] Кодекс РФ об административных правонарушениях (Федеральный закон РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ). Ст. 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
[5] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003.
[6] Кутафин О.Е. Российский конституционализм. — М.: Норма, 2008.
[7] Постановление Конституционного Суда РФ от 21.06.1996 № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 20 Закона Республики Башкортостан «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан // СЗ РФ. — 1996. — № 27. — Ст. 3344.
[8] Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2004 № 17-П по делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 4 статьи 64 Закона Ленинградской области «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» в связи с жалобой граждан В.И. Гнездилова и С.В. Пашигорова // СЗ РФ. — 2004. — № 49. — Ст. 4948.
[9] Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан // СЗ РФ. — 2006. — № 3. — Ст. 336.
[10] Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2012 № 4-П по делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Т.И. Романовой // СЗ РФ. — 2012. — № 11. — Ст. 1365.
[11] Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 06.12.1994 № 56-ФЗ // СЗ РФ. — 1994. — № 33. — Ст. 3406.
[12] Федеральный закон «О выборах Президента РФ» от 17.05.1995 № 76-ФЗ // СЗ РФ. — 1995. — № 21. — Ст. 1924.
[13] Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 21.06.1995 № 90-ФЗ // СЗ РФ. — 1995. — № 26. — Ст. 2398.
[14] Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 23.10.1996 № 138-ФЗ // СЗ РФ. — 1996. — № 49. — Ст. 5497.
[15] Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19.09.1997 № 124-ФЗ // СЗ РФ. — 1997. — № 38. — Ст. 4339.
[16] Федеральный закон «О выборах Президента РФ» от 31.12.1999 № 228-ФЗ // СЗ РФ. — 2000. — № 1. — Ст. 11.
[17] Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 24.06.1999 № 121-ФЗ // СЗ РФ. — 1999. — № 26. — Ст. 3178.
[18] Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ // СЗ РФ. — 1999. — № 42. — Ст. 5005.
[19] Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 №67-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 24. — Ст. 2253.
[20] Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 20.12.2002 № 175-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 51. — Ст. 4982.
[21] Федеральный закон «О выборах Президента РФ» от 10.01.2003 № 19-ФЗ // СЗ РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 171.
[22] Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 11.12.2004 №159-ФЗ // СЗ РФ. — 2004. — № 50. — Ст. 4950.
[23] Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18.05.2005 № 51-ФЗ // СЗ РФ. — 2005. — № 21. — Ст. 1919.
[24] Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» от 25.07.2006 № 128-ФЗ // СЗ РФ. — 2006. — № 31 (ч. 1). — Ст. 3427.
[25] Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Гражданский процессуальный кодекс РФ» от 05.12.2006 № 225-ФЗ // СЗ РФ. — 2006. — № 50. — Ст. 5303.
[26] Федеральный закон «О внесении изменений в статью 3 приложения к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 09.11.2009 № 250-ФЗ // СЗ РФ. — 2009. — № 45. — Ст. 5268.
[27] Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 02.05.2012 № 40-ФЗ // СЗ РФ. — 2012. — №19. — Ст. 2274.
[28] Уголовный кодекс РФ (Федеральный закон РФ от 30.06.1996 № 63-ФЗ). Ст. 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Ст. 282.1. Организация экстремистского сообщества. Ст. 282.2. Организация деятельности экстремистской организации // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
REFORM OF THE FEDERAL LEGISLATIVE REGULATION ON THE ABRIDGMENT OF THE ELIGIBILITY TO VOTE OF RUSSIAN CITIZENS (1994-2012)
A.A. Podmarev
The Department of Theory and History of State and Law Peoples' Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
The article considers development of the federal electoral legislation in the area of regulation of the Russian citizens' eligibility to vote abridgment. There are made analysis and given characteristic of the main abridgments of the eligibility to vote.
Key words: constitution, elections, eligibility to vote, electoral legislation, abridgments of the eligibility to vote.
REFERENCES
[1] Avak'yan S.A. Konstitutsionnoe pravo Rossii: Uchebnyy kurs. — 2-e izd., pererab. i dop. — V 2 t. — T. 1. — M.: Urist', 2006.
[2] Aranovskiy K.V. Vseobschee izbiratel'noe pravo v ego tsennostnykh osnovaniyakh i iz-derzhkakh // Rossiyskiy uridicheskiy zhurnal. — 2010. — № 4.
[3] Baglay M. V. Konstitutsionnoe pravo Rossiyskoy Federatsii: Uchebnik. — 8-e izd., izm. i dop. — M.: Norma, 2009.
[4] Kodeks RF ob administrativnykh pravonarusheniyakh (Federal'nyy zakon RF ot 30.12.2001 № 195-FZ). St. 20.3. Propaganda i publichnoe demonstrirovanie natsistskoy atributiki ili simvoliki // Sobranie zakonodatel'stva RF. — 2002. — № 1 (ch. 1). — St. 1.
[5] Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitutsionnoe pravo Rossii: Uchebnik — 3-e izd., pererab. i dop. — M.: Urist', 2003.
[6] Kutafin O.E. Rossiyskiy konstitutsionalizm. — M.: Norma, 2008.
[7] Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 21.06.1996 № 15-P po delu o proverke konsti-tutsionnosti otdel'nykh polozheniy stat'i 20 Zakona Respubliki Bashkortostan «O vyborakh deputatov Gosudarstvennogo Sobraniya Respubliki Bashkortostan» v svyazi s zaprosom Sudebnoy kollegii po grazhdanskim delam Verkhovnogo Suda Respubliki Bashkortostan // SZ RF. — 1996. — № 27. — St. 3344.
[8] Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 29.11.2004 № 17-P po delu o proverke konsti-tutsionnosti abzatsa pervogo punkta 4 stat'i 64 Zakona Leningradskoy oblasti «O vyborakh deputatov predstavitel'nykh organov mestnogo samoupravleniya i dolzhnostnykh lits mest-nogo samoupravleniya v Leningradskoy oblasti» v svyazi s zhaloboy grazhdan V.I. Gnez-dilova i S.V. Pashigorova // SZ RF. — 2004. — № 49. — St. 4948.
[9] Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 21.12.2005 № 13-P po delu o proverke konsti-tutsionnosti otdel'nykh polozheniy Federal'nogo zakona «Ob obschikh printsipakh organi-zatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti sub'ektov Rossiyskoy Federatsii» v svyazi s zhalobami ryada grazhdan // SZ RF. — 2006.
— № 3. — St. 336.
[10] Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 28.02.2012 № 4-P po delu o proverke konsti-tutsionnosti punkta 1.1 stat'i 12 Federal'nogo zakona «Ob obschikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti sub'ektov Rossiyskoy Federatsii» v svyazi s zhaloboy grazhdanki T.I. Romanovoy // SZ RF.
— 2012. — № 11. — St. 1365.
[11] Federal'nyy zakon «Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel'nykh prav grazhdan Rossiyskoy Federatsii» ot 06.12.1994 № 56-FZ // SZ RF. — 1994. — № 33. — St. 3406.
[12] Federal'nyy zakon «O vyborakh Prezidenta RF» ot 17.05.1995 № 76-FZ // SZ RF. — 1995.
— № 21. — St. 1924.
[13] Federal'nyy zakon «O vyborakh deputatov Gosudarstvennoy Dumy Federal'nogo Sobraniya RF» ot 21.06.1995 № 90-FZ // SZ RF. — 1995. — № 26. — St. 2398.
[14] Federal'nyy zakon «Ob obespechenii konstitutsionnykh prav grazhdan RF izbirat' i byt' iz-brannymi v organy mestnogo samoupravleniya» ot 23.10.1996 № 138-FZ // SZ RF. — 1996.
— № 49. — St. 5497.
[15] Federal'nyy zakon «Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v ref-erendume grazhdan RF» ot 19.09.1997 № 124-FZ // SZ RF. — 1997. — № 38. — St. 4339.
[16] Federal'nyy zakon «O vyborakh Prezidenta RF» ot 31.12.1999 № 228-FZ // SZ RF. — 2000.
— № 1. — St. 11.
[17] Federal'nyy zakon «O vyborakh deputatov Gosudarstvennoy Dumy Federal'nogo Sobraniya RF» ot 24.06.1999 № 121-FZ // SZ RF. — 1999. — № 26. — St. 3178.
[18] Federal'nyy zakon «Ob obschikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predsta-vitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti sub'ektov RF» ot 06.10.1999 № 184-FZ // SZ RF. — 1999. — № 42. — St. 5005.
[19] Federal'nyy zakon «Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v ref-erendume grazhdan RF» ot 12.06.2002 № 67-FZ // SZ RF. — 2002. — № 24. — St. 2253.
[20] Federal'nyy zakon «O vyborakh deputatov Gosudarstvennoy Dumy Federal'nogo Sobraniya RF» ot 20.12.2002 № 175-FZ // SZ RF. — 2002. — № 51. — St. 4982.
[21] Federal'nyy zakon «O vyborakh Prezidenta RF» ot 10.01.2003 № 19-FZ // SZ RF. — 2003.
— № 2. — St. 171.
[22] Federal'nyy zakon «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «Ob obschikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti sub'ektov RF» i v Federal'nyy zakon «Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan RF» ot 11.12.2004 № 159-FZ // SZ RF. — 2004.
— № 50. — St. 4950.
[23] Federal'nyy zakon «O vyborakh deputatov Gosudarstvennoy Dumy Federal'nogo Sobraniya RF» ot 18.05.2005 № 51-FZ // SZ RF. — 2005. — № 21. — St. 1919.
[24] Federal'nyy zakon «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty RF v chasti utochneniya trebovaniy k zamescheniu gosudarstvennykh i munitsipal'nykh dolzhnostey» ot 25.07.2006 № 128-FZ // SZ RF. — 2006. — № 31 (ch.1). — St. 3427.
[25] Federal'nyy zakon «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan RF» i Grazhdanskiy protses-sual'nyy kodeks RF» ot 05.12.2006 № 225-FZ // SZ RF. — 2006. — № 50. — St. 5303.
[26] Federal'nyy zakon «O vnesenii izmeneniy v stat'u 3 prilozheniya k Federal'nomu zakonu «Ob obespechenii konstitutsionnykh prav grazhdan RF izbirat' i byt' izbrannymi v organy mestnogo samoupravleniya» i stat'u 4 Federal'nogo zakona «Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan RF» ot 09.11.2009 № 250-FZ // SZ RF. — 2009. — № 45. — St. 5268.
[27] Federal'nyy zakon «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «Ob obschikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti sub'ektov RF» i Federal'nyy zakon «Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan RF» ot 02.05.2012 № 40-FZ // SZ RF. — 2012.
— №19. — St. 2274.
[28] Ugolovnyy kodeks RF (Federal'nyy zakon RF ot 30.06.1996 № 63-FZ). St. 280. Publichnye prizyvy k osuschestvleniu ekstremistskoy deyatel'nosti. St. 282.1. Organizatsiya ekstremist-skogo soobschestva. St. 282.2. Organizatsiya deyatel'nosti ekstremistskoy organizatsii // SZ RF. — 1996. — № 25. — St. 2954.